Сегодня чудотворную икону доставили в Скорбященский храм, что на проспекте Обуховской Обороны, 24.

Как сообщает комитет по печати и взаимодействию со СМИ, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» вернулась в родную часовню спустя 85 лет после разрушения храма и спустя 130 лет со дня случившегося чудесного обретения.

По случаю возвращения образа в храме состоялось торжественное богослужение, после которого верующие и церковнослужители совершили крестный ход вокруг часовни.

В XVIII веке икона находилась в небольшой деревянной часовне на территории Стеклянного завода, расположенного на Шлиссельбургского тракта. В 1888 году в кровлю храма ударила молния. Во время пожара здание сгорело, но находившийся в ней образ уцелел, а лик Богоматери просветлел. Икона упала на монеты, рассыпавшиеся из ящика для пожертвований, которые приклеились к ней чудесным образом.

О произошедшем чуде узнали многие страждущие. К часовне стали стекаться паломники, и вскоре начали распространяться известия о чудесных исцелениях. Многие смогли исцелиться после молитвы перед образом, который вскоре стали называть «Всех Скорбящих Радость».

На месте, где произошло чудо, был воздвигнут Скорбященский храм, однако в 1933 году его разрушили, а часовню, находившуюся рядом закрыли. Икону прихожане спрятали дома, а в 1946 году передали в храм Святой Живоначальной Троицы, где она находилась до сих пор.

Сейчас внутренне и внешнее убранство часовни восстановили, продолжаются работы по возрождению разрушенного храма.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях».

Лада Елецкая: У нас в гостях Татьяна Александровна Трефилова, автор книги «Из истории Санкт-Петербургской благотворительности». Татьяна Александровна, Ваша книга посвящена достаточно известной иконе Божией Матери Всех скорбящих Радость (с грошиками). Во-первых, не понятно, как она точно называется, по-моему, никто толком даже и не знает. Почему именно этой иконе Вы посвятили книгу, была какая-то история, что-то связано с этим, из-за чего Вы начали писать эту книгу?

Татьяна Трефилова: Если отвечать точно на первый вопрос, то, честно говоря, точного канонического названия этой иконы я Вам не могу и сама назвать. Потому что книга, выпущенная недавно священником Геннадием Белововом, называется «Санкт-Петербургская икона Божией Матери Скорбящая (с грошиками)», в других вариантах я встречала это название по-другому – икона Божией Матери Всех скорбящих Радость (с грошиками). Эта икона настолько известна в Петербурге, что она стала называться именно петербургской иконой, так как это единственная чудотворная икона, явленная именно в Петербурге. Все другие чудотворные иконы, которые существуют в нашем городе, которым мы поклоняемся, были явлены в других городах и принесены сюда в Петербург уже как прославленные иконы, как чудотворные. А вот икона Скорбящей Божией Матери с грошиками прославлена была именно в Санкт-Петербурге.

Лада Елецкая: А как все происходило, как она была явлена в Петербурге?

Татьяна Трефилова: Эта икона была прославлена Небесным Огнем. 23 июля 1888 года, когда над Петербургом разразилась страшная гроза, то второй, самый сильный удар молнии был направлен в часовню, которая стояла на берегу Невы на Шлиссельбургском тракте. Эта дорога сейчас называется проспектом Обуховской обороны. А тогда это была местность достаточно удаленная от центра, недалеко от Александро-Невской лавры. Там находилась часовня, которая называлась Тихвинской, так как здесь хранилась первая икона, поступившая в эту часовню – Тихвинская. Тут хранилось несколько других икон. И в эту часовню ударила молния, часовня загорелась, люди прибежали тушить ее. Пожар был потушен довольно скоро. Иконы из часовни выносили и складывали тут же на траву около часовни. И вот когда стали поднимать иконы, лежащие на траве, то обратили внимание, что многие иконы обгорели во время пожара, многие из них почернели. А вот икона Скорбящей Божией Матери, небольшая икона, предположительно суздальского письма, мало кому до того известная в Петербурге, которая до грозы была наоборот почерневшая, после грозы просветлела, и на этой иконе непонятным и чудесным образом, не вдаваясь в краску, держится одиннадцать мелких монеток – грошики, полукопейки и четвертькопейки. Удивительно, что перед этой иконой раньше стояла в церкви кружка, в которую собирались пожертвования, но к иконе пристали только самые мелкие монетки – копейки и полукопейки. И в этом все видели напоминание о евангельской лепте вдовицы. Весть о чудесном обновлении иконы Небесным огнем в тот же день разнеслась по всему Петербургу. Не было еще телефонов, не было быстрой связи, просто люди передавали друг другу весть о том, что произошло чудо обновления иконы.

Лада Елецкая: Всем известна икона Всех скорбящих Радость (с грошиками), но никто я думаю, не знает, что она связана с историей отечественной олигофренопедагогики. Что случилось, что произошло в жизни людей, из-за чего они обратились именно к этой иконе? Я имею в виду больных людей.

Татьяна Трефилова: От этой иконы происходили совершенно явные чудеса. Люди получали исцеления, недаром они все стремились в эту часовню. И вот произошло одно чудо, исходящее от этой иконы, которое по своим последствиям оказалось важным не только для исцеленного одного человека, но и для многих других детей, страдающих психическими заболеваниями в России. После того, как от этой иконы был исцелен болящий отрок Николай Грачев от тяжелых припадков эпилепсии, эта весть распространилась по Петербургу, и архимандрит Игнатий Малышев, настоятель Троице-Сергиевой Пустыни, ученик святителя Игнатия Брянчанинова, услышав об этом чуде, сам приехал к Грачевым, о которых он раньше не знал. Со слов сестры исцеленного отрока Екатерины Грачевой он составил описание чуда, которое разошлось по всей России. И вот архимандрит Игнатий в этом чуде исцеления психически больного отрока, страдающего тяжелыми эпилептическими припадками, увидел то, что Царица Небесная указала сама на психически больных и умственно отсталых детей, которых было множество в России, как и в любой другой стране, но для которых в России не было еще ни школ, ни приютов. В то время как в Петербурге был уже приют, целый институт для слепых детей на Петроградской стороне, было Императорское училище для глухонемых на Гороховой, 18, для умственно отсталых детей не было ни приютов, ни школ. И архимандрит Игнатий, которому в это время было уже восемьдесят лет от рождения, решил именно на том месте, где было явление Божией Матери болящему отроку, устроить первый в России приют для умственно отсталых и психически больных детей. Он решил выкупить этот дом, это святое место, и именно на этом месте устроить приют для умственно отсталых детей. И дом был куплен. Как раньше говорили, с кредитным обязательством. В течение трех лет братия Троице-Сергиевой Пустыни выплачивала долги по покупке этого дома. Этот дом, небольшой деревянный дом на Петроградской стороне, недалеко от церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, был выкуплен, и там разместился первый в России приют для умственно отсталых. Сначала были выкуплены лишь три небольшие комнатки. И в той самой комнате, где было явление Божией Матери, архимандрит Игнатий решил устроить сначала часовню, позднее переосвященную в храм. Сестра исцеленного отрока, его родная сестра девятнадцатилетняя, как называет ее старая дореволюционная литература, благочестивая девица Екатерина, стала первой начальницей и основательницей этого первого России приюта для умственно отсталых. Оставив уроки, которыми она жила прежде, она посвятила всю свою жизнь обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей. Была создана первая школа для умственно отсталых детей. Были созданы первые в России курсы по обучению сестер-нянь для ухода за умственно отсталыми детьми. В этом приюте не служили сестры милосердия, тут служили сестры-няни. Именно звание сестры-няни присваивалось девушкам и женщинам, которые заканчивали курсы при этом приюте. Курсы были двухгодичные. Первый курс закончило всего лишь девять человек, группы были небольшие. И вот тут, в приюте на Белозерском стала развиваться наша отечественная олигофренопедагогика. Этому приюту покровительствовала Георгиевская община сестер милосердия, которую возглавляла Елизавета Петровна Карцева, известная сестра милосердия. Постепенно в этот приют пришли известные русские врачи, среди них известный, наверное, всем профессор Владимир Михайлович Бехтерев со своими студентами. Стали писаться первые методики, первые пособия для сестер-нянь. Когда я начинала работать в Павловском детском доме для глубоко умственно отсталых детей, то тогда я не знала, как с ними работать, потому что по истории глубокой умственной отсталости у нас в институте было всего лишь несколько лекций. Нас ориентировали на работу во вспомогательной школе, а тут, когда я пришла, поняла, что никак не могу с ними работать – у меня ничего не получается. И тогда я вспомнила портрет из своего институтского учебника и список литературы, указанный в этом же учебнике. Эти книжки в советское время никогда не переиздавались, их можно было прочитать только в Публичной библиотеке. Все эти книги дореволюционные, написанные Екатериной Константиновной Грачевой. Я стала ходить в Публичную библиотеку, и читать эти книги. Эти книги мне очень помогли в работе, потому что в этих книгах было подробно написано, о том, как нужно одевать, кормить, учить этих детей, так как это очень даже не просто. Оказывается, очень не просто даже одеть и накормить глубоко умственно отсталого ребенка. К этим книгам были приложены различные варианты наглядных пособий, которые могли быть использованы в работе с такими детьми, выкройки фартучков специальных, которые годятся для детей. Поэтому, конечно же, когда мне потом, позже, попалась книга по истории иконы Скорбящей Божией Матери, то имя Екатерины Грачевой я, конечно, вспомнила сразу. Я тут же заглянула в свой учебник проверить, она ли это. Да, оказалось, действительно, это она. И тогда произошло соединение этих двух историй. Истории из моего учебника олигофренопедагогики и истории иконы Скорбящей Божией Матери (с грошиками). Вот так и родилась эта небольшая книга.

Лада Елецкая: Как явилась в Петербург икона Всех скорбящих Радость?

Татьяна Трефилова: Эта икона была пожертвована в часовню на берегу Невы одним купцом, который принес эту икону в часовню в знак благодарности за спасение во время бури на Ладоге. Эта икона совсем небольших размеров и совсем простого письма, какого-то суздальского писца. В отношении иконописном она может быть даже не является произведением искусства, как принято, в общем, судить об иконах. Эта мало кому известная икона хранилась в часовне до прославления ее Небесным Огнем. В создании приюта принимали участие те люди, которыми теперь гордится наша страна: отец Иоанн Кронштадтский, матушка Ангелина, настоятельница Иоанновского монастыря, в котором хранятся мощи отца Иоанна Кронштадтского, отец Философ Орнатский, настоятель Казанского собора, причисленный к лику святых, принявший мученическую кончину, митрополит Вениамин Казанский, тоже причисленный к лику святых, митрополит Владимир Богоявленский, принявший мученическую кончину, Великая княгиня Елизавета Федоровна, посещавшая этот приют (Московское отделение) и делавшая щедрые пожертвования на нужды приюта, известный писатель Евгений Поселянин, написавший книгу по церковной истории, а об истории этого приюта – книгу с совершенно замечательным названием «Земное дело Царицы Небесной». Царица Небесная далеко, да, а Земное дело – в становлении таких приютов. Такие замечательные люди как епископ Трифон Туркестанов – на картине Корина «Русь уходящая» он изображен такой маленький, худенький на переднем плане, профессор Бехтерев, профессор Остроградский, директор Императорского училища глухонемых, приезжал в этот приют ставить звуки больным детям. То есть лучшие люди России принимали участие в создании приюта для умственно отсталых детей, которые, казалось бы, не нужны нам совсем. В 1915 году состоялось освящение нового дома и нового храма, о котором говорил архимандрит Игнатий Малышев тогда еще, в конце девятнадцатого века, уже в последний год своей жизни: «Меня не будет, а все здесь будет – и новый дом, и новый храм, не оставит Божия Матерь милостию этот приют». И так все произошло по слову архимандрита Игнатия – и новый дом, и новый каменный храм. Храм был освящен в июне 1915 года, и на освящении храма присутствовал и митрополит Владимир Богоявленский, тогда он был архиепископ, и митрополит Вениамин Казанский, и отец Философ Орнатский, и Николай Грачев, мальчик, исцеленный от иконы. Тогда, несмотря на то, что шла Первая мировая война, на счет этого приюта была выделена огромная сумма денег. Даже во время Первой мировой войны нашлись, оказывается, у нашего государства деньги на приют для умственно отсталых детей. Совсем недавно было девяносто лет со дня освящения этого приюта на Белозерской улице. Поскольку я праздную все дни, связанные с этим приютом, для меня это важно, то 15 июня я пришла в этот приют, в часовню. Я позвонила сначала (те женщины, которые продают там свечки, молятся, мы с ними знакомы) и спросила, знают ли они, какое событие будет у них в ближайшее время? Они ответили: «Нет, а что?» Я сказала: «Девяносто лет со дня освящения храма приютского». И тогда мы собрались в этом храме, пригласили священника, и устроили там такое празднование небольшое, священник прочел проповедь, но, видимо, он не очень был знаком с этой тематикой и, к сожалению, все совершенно перепутал. Мы ели пироги, пили чай в этом приюте. А до этого мы еще праздновали 110 лет со дня основания первого в России приюта для умственно отсталых. Это было в декабре 2004 года. Я таким же образом позвонила в часовню и спросила: «Знаете ли вы, какой у вас будет праздник?». Они сказали: «Нет, а что?». Я сказала: «Давайте праздновать». И мы небольшим количеством, всего лишь там было человек семь, праздновали основание первого в России приюта для умственно отсталых. А не далее, как этим летом, нашлась могила родителей Екатерины и Николая Грачевых на Смоленском кладбище. Я просто проводила экскурсию для своих знакомых, и один из экскурсантов показал на могилу и сказал: «Татьяна, посмотри, тут похоронены Грачевы! Не те ли самые, которые были при чуде явления Божией Матери?». Я подошла к могиле, и в буквальном смысле слова возрадовалась душа моя, потому что мы нашли родителей Грачевых, погребенных на Смоленском Православном кладбище. Могила эта находится недалеко от места захоронения родителей митрополита Серафима Чичагова. Здесь как раз произошел первый припадок с отроком Николаем Грачевым. К сожалению, судьба Екатерины и Николая Грачевых после революции нам и не известна. Известно, что Екатерина Константиновна скончалась в 1934 году, и место ее захоронения неизвестно. Можно с достаточной вероятностью предположить, что она похоронена на Смоленском кладбище, вот там, где могила ее родителей, которых она очень любила. Там целое семейное место Грачевых. И хотя говорится, что они были бедными людьми, но, судя по размеру, по красоте, по прочности памятника, стоящего на могиле, не были они уж настолько бедны. Там целое семейное место, большой участок, огороженный поребриком, где, может быть, похоронена и Екатерина Грачева. И конечно, это мечта моей жизни – найти могилу Екатерины Грачевой и поставить памятник или хотя бы крест на ее могиле, и привести туда нынешних студентов-дефектологов, и рассказать всю историю на ее могиле, чтобы это нашло конкретное подтверждение: вот могила, вот человек. Но где похоронена Грачева, никто не знает. А судьба ее брата еще более для нас неясна. Сохранилось прошение, в 1918 году написанное иеромонахом Троице-Сергиевой Пустыни Николаем Грачевым (он остался с тем же именем, данным ему при крещении), на имя митрополита Вениамина Казанского, в котором он просит митрополита никуда его не перемещать, а оставить на том дорогом и важном для него месте, где ему, четырнадцатилетнему болящему мальчику, лежащему на одре болезни, была явлена Божия Матерь. О судьбе иеромонаха Николая Грачева мало что известно. Все мои попытки расспросить людей, которые, казалось бы, должны были знать более меня (и настоятеля Троице-Сергиевой Пустыни я спрашивала), привели к тому, что предположительно, он должен был быть похоронен на кладбище Троице-Сергиевой Пустыни. Но на самом деле…? Вот, например, книга монахини Амвросии Оберучевой «История одной старушки», в ней есть другие сведения (монахиня Амвросия Оберучева, такая замечательная монахиня, которая училась в Первом Медицинском институте, написала прекрасные воспоминания о Первом Медицинском), что она была знакома с Екатериной и Николаем Грачевыми. И она пишет, что ей известно, что Николай Грачев скончался где-то уже в сороковом году, то есть он пережил закрытие Пустыни. Могила Николая Грачева нам неизвестна. Как и неизвестна его судьба после революции. Есть только предположения, но мы не знаем могил Николая и Екатерины Грачевых, хотя было бы, конечно, важно для нашей истории, вообще для нас почтить память этих людей. Иеромонах Николай Грачев был одно время даже настоятелем приютского храма, а вообще он был монахом Троице-Сергиевой Пустыни, и от Пустыни был откомандирован на служение в храме на Петроградской стороне, где ему было явление Божией Матери. И когда мы сейчас проезжаем по Петроградской стороне, там большими, просто огромными буквами написано: «Место явления Пресвятой Богородицы». Именно ему, четырнадцатилетнему мальчику, лежащему на одре болезни, на день именин в 1890 году было явление Божией Матери. А в декабре 1990 года на этом месте митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский освятил часовню. И в этой часовне служатся сейчас молебны и акафисты, читаются они мирским чином. Никакой священник не приписан к этой часовне. После того, как нашлась на Смоленском кладбище могила Грачевых, мы поставили в известность священника Смоленского кладбища и пригласили служить панихиду, может быть впервые после многолетнего перерыва. Пришли женщины из этой часовни, убрали, помыли там все, цветочки посадили, какие могли, собрали части креста рухнувшего и разбросанного по территории этой могилы. Прибрали эту могилу, просто как могли женскими силами, сфотографировали, но на большее не хватило сил. Я понимаю, что мало кто из людей знает, кто такие Грачевы, и мало кого радует обретение этой могилы, может быть, кроме меня. Не знаю, кто из людей еще так обрадовался, что нашлась, наконец, эта могила, но для меня это была радость, и я ею поделилась с женщинами из этой часовни, и они, конечно, тут же собрались и пришли. Хотя там женщины уже не молодые, даже старенькие, пришли они со щетками, с ведерками, с тряпочками и все, что могли, прибрали, посадили цветочки. Потому что это действительно единственное в Петербурге место – место явления Божией Матери на Петроградской стороне.

Материал для сайта подготовлен при поддержке Православного общества «Азбука веры»

кому она помогает и какие чудеса совершает

Празднование иконы «Всех скорбящих радость» отмечается 6 ноября. Этот образ Богородицы считается покровителем всех угнетенных, страдающих и обиженных, убогих и сирот. К ней часто обращаются в поиске утешения, во время скорби и печали, при неизлечимых болезнях и душевном смятении.

Икона «Всех скорбящих радость» известна с 17 века. Фото monastyr-uspeniya.org

История иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Свою историю икона ведет с 17 века. Известно, что первое чудо, связанное с иконой, произошло в 1688 году. Тяжело и долго болела Ефимия Петрова-Папина, родная сестра Патриарха Московского Иоакима. Врачи не могли ей помочь, женщина совсем отчаялась и готовилась к смерти. Но однажды во время молитвы она услышала голос Богородицы, которая велела ей заказать молебен у иконы «Всех скорбящих радость». Священник по просьбе Ефимии так и сделал, и женщина выздоровела.

Чудотворную икону перенесли в храм Преображения Господня в Москве, и с того времени перед ней случилось много чудес и исцелений.

Чудотворная икона «Всех скорбящих радость» есть и в Петербурге. Копию образа в северную столицу привезла княгиня Наталья Алексеевна, сестра царя Петра І. Икону в 1711 году разместили в дворцовой церкви Воскресения Христова. А некоторое время спустя в городе был построен храм в честь иконы «Всех скорбящих радость».

В надежде на чудо к иконе приезжают отовсюду. Фото spas-icona.com

Икона «Всех скорбящих радость» с «грошиками»

Сегодня многие верующие в Санкт-Петербурге приходят поклониться иконе «Всех скорбящих радость» с «грошиками», считая, что эта икона способна вершить чудеса, ведь и она сама появилась в результате чуда.

В 1888 году в часовню ударила молния и храм загорелся. Повредилась вся церковная утварь, а вот икона «Всех скорбящих радость» не только не пострадала, но и лик Божией Матери на ней просветился.

Интересно то, что рядом с образом в часовне стояла кружка для пожертвований. От высокой температуры она лопнула, а монетки прилипли к иконе. После этого к чудотворному образу стали приезжать верующие отовсюду. А списки с этой иконы стали уже сразу писать «грошиками».

Икона «Всех скорбящих радость» с «грошиками». Фото ntobitel.cerkov.ru

На сегодняшний день известно несколько десятков списков с иконы «Всех скорбящих радость», которые находятся в храмах во многих городах России. Списки отличаются между собой. Чаще всего Богородица на иконе изображается в полный рост в окружении ангелов и страдающих людей: больных, голодных, раздетых. На некоторых списках Богоматерь может держать на руках Иисуса.

В чем помогает икона и как перед ней правильно молиться?

Перед иконой совершают молебны о здравии, к ней обращаются в самых казалось бы безнадежных случаях, прося физического исцеления, совета в сложной ситуации, душевного спокойствия, помощи в работе и семейной жизни.

Перед тем, как начать молитву у иконы «Всех скорбящих радость», следует попросить у Богородицы прощения за все грехи. Ни в коем случае не винить небеса в том, что с вами произошло, а лишь уповать на Божью помощь.

И, конечно, чтобы ни случилось, главное верить и не опускать руки.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Всех Скорбящих Радость С Грошиками

Эта страничка относится к разделу

&nbsp Икона Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость c грошиками

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Всех скорбящих Радость»
Молитва первая
Надеждо ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати преблагословеннаго Бога, преблагословенная и пренепорочная Дево! К Тебе единой прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения Матерне упокоенных и по всякому прошению благоизобильствующих: на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, свете незаходимый! Просвети и исправи мя: веси всякую мою скорбь, веси всякую беду: не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго: вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матере моея, Тебе оставлен есмь: не остави мене, не отступи от мене ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, Пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога, Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде: темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица. Предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити: сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице: сльши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, усльши моление наше и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо Радосте всех верных, яко мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всяка навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Статья опубликована участником 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел ‘Икона Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость c грошиками’.

Празднование обретения образа Пресвятой Богородицы приходится на Вторник Светлой седмицы (переходящее празднование).

По древнему церковному преданию Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. Согласно греческому сказанию, во время царствования императора Феофила (829-842) образ хранился в домовой церкви одной благочестивой вдовы. В то время большое распространение получила иконоборческая ересь.

Христиане, почитавшие иконы, подвергались жестоким гонениям, которые продолжались целый век (вплоть до 843 года, когда был созван Константинопольский собор, подтвердивший истинность иконопочитания). По приказу императора Феофила все иконы уничтожались и предавались поруганию. Однажды, в дом женщины, которая благоговейно хранила у себя Иверский образ Божией Матери, ворвались воины — иконоборцы. Они хотели уничтожить древнюю икону. Вдова пообещала дать им деньги, если те не станут трогать святыню. Воины ушли. Опасаясь осквернения образа, ночью, в глубокой скорби, вдова отправилась к берегу моря. Благословив иконой своего сына, женщина пустила ее с молитвой по волнам. Икона встала вертикально к воде, и ликом к берегу поплыла по морю. Обратившись к своему сыну, женщина сказала: «Ступай на Святую гору Афон, а я останусь здесь, я готова пострадать от рук воинов нечестивых за любовь мою к Божией Матери». Через несколько лет сын этой благочестивой вдовы стал монахом на Святой горе Афон, недалеко от того места, где позже была основана Иверская обитель. Именно от этого монаха афонские иноки (инок – человек, принявший монашество) узнали об иконе Божией Матери, плывущей по волнам. Более двухсот лет странствовал святой образ по морю, пока однажды не появился у берегов Иверского монастыря на Афоне.

Иверский монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был основан грузинскими монахами Иоанном, его сыном Евфимием и их близким родственником Иоанном-Торнике (в миру Торнике Эристави — великий грузинский полководец, удостоенный византийского звания патрикия) Иверскими в 980-983 г.г. Большинство монахов этого монастыря было грузинами. Иверия — это древнее название Грузии, поэтому позже монастырь стали называть Иверским. Божия Матерь считается покровительницей Грузии. По преданию, ученики Христа (апостолы), чтобы распределить между собой места для проповеди евангелия решили вынуть жребий. Богородице досталась Иверия. Но Ангел, явившийся Божьей Матери, возвестил Ей, что Господь не хочет, чтобы Она покидала Иерусалим, и велел послать в Иверию апостола Андрея. После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Примечательно, что недалеко от Иверской обители, в 10 метрах от берега моря, находится чудотворный источник, который забил в тот самый момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица. Это произошло в 48 году от рождества Христова. Место это называется Климентова Пристань.

Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. Однажды братия (монахи, живущие в монастыре, обращаются друг к другу «брат») обнаружила в море горящий, огненный столп, спускающийся с небес. В страхе, с молитвой иноки пробрались к берегу и увидели плывущий по волнам образ Богородицы. Монахи попытались приблизиться к иконе, но чем ближе они подплывали к святому образу, тем дальше Божия Матерь отдалялась от них. Тогда на Афоне жил благочестивый инок Гавриил Иверский. Непрестанно он поучался в Слове Божием, творил Иисусову молитву и пребывал в строгом посте — вкушал лишь горные травы и пил простую воду. При своих великих телесных подвигах старец был кроток и смирен. Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу, и сказала ему, что Господь дарует монахам Ее икону, и что она берет обитель в свой покров, будет помощницей и заступницей им не только в этой жизни, но и в вечности. Царица небесная повелевает старцу Гавриилу взять в руки Ее образ и передать икону братии. Святой Гавриил рассказал игумену монастыря Павлу о своем видении. С торжественными молебными песнопениями, крестным ходом, братия монастыря отправилась к берегу моря. Как только преподобный Гавриил ступил в воду, икона стала приближаться к нему, и он пошел по морским волнам, как по суше. Святой образ оказался у него в руках. После Гавриил вышел из воды. Это случилось в первый вторник после праздника Пасхи. Теперь ежегодно в этот день во всех православных храмах служатся молебны в честь Иверской иконы Божией Матери.

После чудесного явления иконы иноки три дня подряд служили Божественную литургию в благодарность за Божию милость к ним. Образ Божьей Матери был помещен в главный собор в Иверском монастыре. Когда наступило утро, братия с изумлением обнаружила икону над воротами монастыря. Монахи вернули святыню в храм, но и в другой день повторилось тоже.

Снова Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала ему, что не для того Она явилась в обитель, чтобы братия Ее охраняла. Она сама хочет быть их Заступницей и Покровительницей пред Господом. До той поры, пока икона Ее находится в стенах монастыря, обитель будет покрывать Божия милость. После всего случившегося образ Божьей Матери стали называть «Портаитисса» (в переводе с греческого «Вратарница»). Позже перед вратами обители построили церковь, специально в честь Иверского образа Богородицы, и поместили икону туда. По месту пребывания в Иверском монастыре икона и получила свое название. Сейчас икона находится в специальном параклисе Панагии-Портатиссы (параклис — часовня), который был построен в XVII веке, на том самом месте, где старец Гавриил вышел из воды с образом в руках, рядом с чудотворным источником Божией Матери.

Молитвенная помощь Божией Матери

По молитвам к Божьей Матери перед Иверским образом случалось множество чудес. Исцелялись хромые, слепые, недужные. Царица Небесная (Богородица) не оставляла иноков в дни нехватки продовольствия и дивным образом помогала им.

Но известны случаи, когда Пресвятая Богородица вразумляла и обличала братию. Однажды привратник монастыря из страха нехватки продуктов потребовал плату у некого бедняка за обычно бесплатно раздаваемый хлеб и ночлег. У несчастного не было денег, и привратник отказал ему в трапезе и приюте. Убитый горем, бедняк отправился в Кариес (столицу Афона). По дороге он встретил Женщину, которая пожалела его и вручила ему золотую монету. Нищий вернулся в обитель и отдал монету привратнику. Один из монахов, заметив древность монеты, вспомнил, что именно этой монетой был украшен оклад (украшения, закрепленные поверх живописи иконы) Иверской иконы Богородицы. Встревоженные иноки, помня о том, что бедняк не входил в монастырь, попросили странника рассказать им о том, откуда у него эта монета. Когда нищий рассказал монахам о таинственной Женщине, которая вручила ему монету, то иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. После этого случая, в знак Божьего вразумления, в монастыре испортились все продукты. Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников. Каждого человека посетившего монастырь, традиционно угощают лукумом, ракией и кофе.

Во время одного из разбойничьих нападений на обитель, один преступник в гневе пронзил икону копьем. Из пробитого места тотчас хлынула кровь, которая до сих пор видна на иконе, — на щеке Пресвятой Богородицы. Пораженный увиденным, разбойник раскаялся в своем поступке. Он принял иноческий постриг (монашество) и стал вести подвижническую, христианскую жизнь. Монах отличался кротостью, простотой и достиг святости. В монашестве он получил имя Дамаскин, но его покаяние и смирение было настолько велико, что всю свою жизнь он просил братию называть себя Варваром. В Иверском монастыре сохранилось его иконописное изображение.

В дни нашествия на Афон сарацин, предводитель морского флота Амир разорил и ограбил Иверский монастырь. Ночью его эскадру постигло Божье наказание — разразилась страшная буря, которая поглотила все корабли кроме корабля военачальника. Его настолько потрясло происшедшее, что он раскаялся, принял монашество и построил вокруг монастыря надежное укрепление.

Однажды в монастырь на праздник был приглашен прекрасный псалмопевец Нектарий Влах. Во время монастырской трапезы, певчие, завидовавшие его мастерству, отравили его. Из последних сил, в отчаянии Нектарий с молитвой обратился к Пресвятой Богородице. Псалмопевец принял масла из лампады перед Ее иконой и полностью исцелился. Пел он в этот день так хорошо, как никогда в жизни.

Незадолго до Первой мировой войны лицо Христа-младенца из кроткого стало грозным. Иноки заметили, что в периоды грядущих потрясений лампада с маслом, которая всегда находится перед образом, начинает раскачиваться без какого-либо внешнего воздействия. Так Божия Матерь предупреждает нас о бедствиях.

Иверский образ никогда не покидал Афонской земли. Сохранилось предание, о котором говорил святой Нил Мироточивый. Согласно ему Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору незадолго до Второго Пришествия Христа, таким же чудесным образом, каким и явилась. С чудотворной иконы только делались списки (копии), которые затем развозились в православные страны. Впервые в Россию копия Иверской иконы Божией Матери попала в 1648 году.

Сегодня на Афон стекается множество паломников, чтобы помолиться перед древним, святым образом. Божья Матерь слышит молитвы, обращенные к Ней, и помогает людям в их нуждах. По-прежнему случаются чудесные исцеления, о которых свидетельствуют верующие.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *