Иисус Христос (примерно 4 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – еврейский проповедник, живший на территории Палестины в первой трети I в. н.э. и проповедовавший о скором апокалипсисе и пришествии Царства Божьего на Земле. После смерти был обожествлён своими учениками и стал центральной фигурой новой религии – христианства – отколовшейся от иудаизма.

Биография Иисуса Христа

Рождение и юность Иисуса

Иисус Христос родился около 4 г. до н.э. в галилейском городе Назарете, его родным языком был арамейский. Матерью Иисуса была женщина по имени Мария. Личность отца Иисуса точно не известна. Согласно одному мнению, отцом Иисуса был плотник по имени Иосиф, муж Марии, упоминающийся в евангелиях. Согласно другому мнению, отцом Иисуса был римский легионер по имени Пандера, а Иосиф был лишь его приёмным отцом. Христиане же верят, что отцом Иисуса явился сам еврейский и ветхозаветный бог Яхве.

Впоследствии, уже после смерти Иисуса и его обожествления, ранними христианами был выдуман миф, будто Иисус родился в иудейском городе Вифлееме, чтобы подогнать биографию Иисуса под ветхозаветное пророчество о мессии. Этот миф, в частности, представлен в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки. Однако, чтобы согласовать данный миф с реальными фактами о том, что Иисус вырос всё-таки в Назарете, авторам этих текстов пришлось выдумывать различные истории о том, как Иисус в раннем детстве из Вифлеема попал в Назарет. И поскольку они выдумывали свои истории независимо друг от друга, эти истории, представленные в Евангелиях от Матфея и от Луки, противоречат друг другу. В Евангелии от Матфея сказано, что после того как Иисус родился в Вифлееме, иудейский царь Ирод решил истребить всех младенцев до двух лет, и поэтому родители Иисуса сбежали вместе с ним в Египет, а после смерти Ирода побоялись вернуться в Иудею, потому что там царствовал сын Ирода, и вместо этого осели в галилейском городе Назарете. Текст не даёт никаких оснований полагать, будто до Вифлеема Иосиф и Мария уже жили в Назарете. Напротив, об этом событии говорится так, будто после возвращения из Египта они впервые поселились в этом городе: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф., 2:22-23). Здесь сказано «поселился в городе, называемом Назарет», а не «вернулся» в Назарет. И поселились они в Назарете не потому что это их родной город, в который они вернулись, а лишь потому что Иосиф получил во сне откровение, велевшее ему идти туда. В Евангелии от Луки же представлена совсем иная история: будто родители Иисуса изначально жили в Назарете, но им пришлось ехать в Вифлеем на перепись населения (куда Иосиф зачем-то потащил и свою беременную жену), и там родился Иисус. После этого описываются такие события, связанные с рождением Иисуса, как обрезание и посещение Иерусалима для жертвоприношения, после чего Иосиф и Мария сразу же спокойно вернулись в свой родной город Назарет: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк., 2:1-39) – и ни слова не говорится о бегстве в Египет и истреблении Иродом младенцев (хотя такие важные факты, будь они реальны, непременно были бы отражены). Из всего этого можно сделать вывод, что между этими двумя историями действительно имеется глубокое противоречие и их крайне затруднительно согласовать друг с другом. Также у некоторых исследователей имеются сомнения по поводу соответствия этих рассказов историческим фактам.

Приводимые в этих евангелиях родословные Иисуса от царя Давида также противоречат друг другу:

МАТФЕЙ: Давид, Соломон, Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон, Иосия, Иоаким, Иехония, Салафииль, Зоровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф, Иисус. (29 пунктов) ЛУКА: Давид, Нафан, Маттафай, Маинан, Мелеай, Елиаким, Ионам, Иосиф, Иуда, Симеон, Левия, Матфат, Иорим, Елиезер, Иосия, Ир, Елмадам, Косам, Аддий, Мелхий, Нирий, Салафииль, Зоровавель, Рисай, Иоаннан, Иуда, Иосиф, Семеий, Маттафий, Мааф, Наггей, Еслим, Наум, Амос, Маттафий, Иосиф, Ианнай, Мелхий, Левия, Матфат, Илия, Иосиф, Иисус. (43 пункта)

В юности Иисус продолжал дело своего отца (или приёмного отца) и занимался плотничеством. Его биография в возрасте примерно от 12 до 30 лет почти неизвестна. Некоторые исследователи полагают, что этот период жизни он провёл в Египте и служил там языческим египетским богам в одном из египетских храмов. В возрасте около 30 лет Иисус стал учеником апокалиптического пророка Иоанна Крестителя, проповедующего о скором божьем суде над миром и установлении на Земле Царства Божьего, которое должно было произойти ещё при жизни его поколения. Иисус перенял у него этот взгляд и сам стал проповедовать его.

Взрослая жизнь и проповедь Иисуса

Согласно взглядам некоторых исследователей, Иисус не считал себя богом. Также, согласно наиболее распространённой на сегодняшний день в научной среде точке зрения, подкреплённой большим количеством свидетельств, Иисус, как и его учитель Иоанн Креститель, был проповедником скорого апокалипсиса, предвещавшим о том, что пришествие небесного судьи (Сына человеческого) и наступление Царства Божьего на Земле наступит ещё при жизни его самого и большинства его современников. Впервые данный взгляд на Иисуса как апокалиптического пророка был подробно обоснован в книге Альберта Швейцера «История изучения жизни Иисуса», после чего у него появилось множество последователей в научной среде. Одним из более ранних сторонников этой теории был Иоганн Вайс. Как отмечает историк религии и библеист Г. Г. Ястребов, на сегодняшний день сторонники этой («швейцеровской») концепции «выиграли схватку» со своими оппонентами. Апостол Павел также разделял идеи о скором апокалипсисе, что отражено во многих его подлинных посланиях (например, 1 Фес, 4:15-18 и 1 Кор, 15:51-54). Также, согласно этой гипотезе, Иисус считал себя мессией или помазанником Божьим, которому суждено после наступления Царства Божьего стать царём Израиля, а своих 12 апостолов он собирался поставить во главе 12-и колен Израилевых. Ученики Иисуса при его жизни разделяли эти же взгляды и также не считали его богом.

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». — Евангелие от Марка, 9:1 «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». — Евангелие от Матфея, 16:27-28 «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие». — Евангелие от Луки, 9:26-27 «Но в те дни, после того, как случится беда, «Померкнет солнце, и луна не будет светить, и звёзды будут падать с неба, и силы небесные поколеблются». И тогда увидят они Сына Человеческого, грядущего в облаках с великой силой и славой, и Он пошлёт вперед ангелов и соберёт Своих избранных с четырёх сторон света, от края земли до края неба. Берите пример с фигового дерева: когда его ветви становятся мягкими и пускают листья, вы знаете, что лето уже близко. Так и когда вы увидите, что это сбывается, знайте, что Он близко, у самых дверей. Истинно говорю, что живущее ныне поколение не уйдёт прежде, чем всё это произойдёт». — Евангелие от Марка, 13:24-28 (в современном переводе, см. также другой современный перевод.)

Среди различных специалистов существуют и другие гипотезы о том, кем был исторический Иисус:

  • еврейский раввин, учивший людей соблюдать Закон Моисеев,
  • политический революционер, призывавший к восстанию против римлян;
  • социальный реформатор, стремившийся либо изменить экономический уклад общества, введя протомарксистские принципы, либо изменить социальный уклад общества на протофеминистский лад;
  • еврейский аналог древнегреческих философов-киников, призывавший отречься от привязанности к материальным благам и жить в нищете и внутренней свободе от жизненных нужд;
  • аналог некоторых еврейских святых, упоминаемых у Иосифа Флавия: своего рода шаман, которому приписывали способность творить чудеса и наделяли необычными способностями;
  • маг, знавший, как использовать законы природы в том русле, в каком их использовали и другие маги;
  • и др.

Казнь и судьба тела Иисуса

Иисус был казнён через распятие на кресте около 30 г. н. э. по приговору Понтия Пилата как политический мятежник за то, что называл себя «царём иудейским». Дальнейшая судьба его тела точно не известна. В евангелиях описано, что после смерти тело Иисуса было снято с креста и погребено неким членом Синедриона Иосифом Аримафейским, а на третий день гробница была обнаружена пустой. Часть исследователей считают эту историю о погребении достоверной, а также полагают, что для пропажи тела из гробницы на данный момент нет правдоподобных рациональных объяснений. Иногда пропажу тела Иисуса из гробницы объясняют возможной кражей или тем, что Иисус вовсе не умирал. Эти версии часто подвергаются критике и признаются неправдоподобными по ряду причин. Сторонники христианства в свою очередь считают самым правдоподобным объяснением пропажи тела то, что тело воскресло и само ушло из гробницы, и используют это как одно из «неопровержимых свидетельств» воскресения Иисуса. В то же время, критикуя различные «рациональные» версии объяснения пропажи тела, историк религии Г. Г. Ястребов отмечает, что «всегда остаётся теоретическая возможность того, что какие-то человеческие мотивы мы не поняли правильно», а также что «историк никогда не может исключать возможность такого стечения обстоятельств, которое мы сейчас не можем предположить или счесть вероятным». А специалист по Новому Завету и истории раннего христианства Барт Эрман отмечает, что «можно придумать множество правдоподобных сценариев, почему гробница оказалась пустой, и любой из этих сценариев, строго говоря, более правдоподобен, чем вмешательство Бога».

Однако некоторые специалисты и вовсе сомневаются, что Иисус был погребён, а евангельскую историю о погребении Иисуса Иосифом Аримафейским в силу ряда причин считают более поздней выдумкой. Как указывает историк и библеист Барт Эрман со ссылкой на многочисленные свидетельства античного мира и мнение других авторов, в те времена римские власти оставляли казнённых политических мятежников висеть на кресте в течение продолжительного времени на съедение падальщикам во устрашение остальным. На это же указывает библеист, богослов и историк Мартин Хенгель: «Распятие ещё больше усугублялось тем, что очень часто его жертвы не удостаивались погребения. Стереотипная картина сводилась к тому, что распятый становился пищей для диких животных и хищных птиц, что довершало унижение». Кроме того, ссылаясь на греческого историка I века Диодора Сицилийского, древнеримского историка I—II веков Диона Хрисостома, римского историка I—II веков Тацита и др., Эрман показывает, что в античной Римской империи преступников любого рода, казнённых государством, было запрещено хоронить, а в лучшем случае, их бросали в общие могилы. И нет никаких оснований считать, что в отношении Иисуса римские власти сделали бы исключение. Также Эрман отмечает те факты, что история о погребении Иисуса противоречит другим фрагментам Евангелия от Марка, а также, что о ней, по-видимому, ничего не известно апостолу Павлу. Историк раннего христианства и исследователь Нового Завета Джон Доминик Кроссан полагает, что тело Иисуса было съедено собаками.

Апологеты христианства часто приводят следующий аргумент в пользу правдивости рассказа об обнаружении пустой гробницы: они утверждают, что никто не стал бы специально выдумывать историю о том, что пустую гробницу первыми обнаружили женщины, потому что как раз женщинам в те времена никто не верил, и поэтому такой элемент только понижал бы правдоподобность этой истории. Однако этот аргумент противоречив: согласно ему данный элемент повышает убедительность истории, потому что он понижает убедительность этой же истории. На самом деле, автор этой легенды мог рассуждать так же, как и современные апологеты: если выдумать, что пустую гробницу первыми обнаружили женщины, то этой истории будут верить охотнее, потому что все будут полагать, будто никто специально не стал бы выдумывать такое. Современные апологеты могли просто попасться на крючок подобной уловки. А по мнению Барта Эрмана, легенда об обнаружении пустой гробницы женщинами могла быть выдумана самими же женщинами из числа ранних христиан для повышения статуса женщин в христианской среде.

Существуют также более экзотические версии, согласно которым Иисус вовсе не умер на кресте. Согласно гипотезе д.ист.н. Бориса Сапунова, после распятия Иисус впал в кому. Позже его тело сняли с креста и обработали антисептиками (например, соком алоэ), вследствие чего Иисус очнулся и после своего «воскрешения» ушел в Индию, где до конца своей жизни продолжал проповедовать свое учение. Согласно другим гипотезам, казнь Иисуса и последующая пропажа его тела из гробницы были инсценировкой, организованной Понтием Пилатом, который симпатизировал Иисусу и имел напряжённые отношения с Синедрионом, и частью политических интриг Пилата в противостоянии с Синедрионом и еврейскими первосвященниками.

Как бы то ни было, важен тот факт, что, как отметил Г. Г. Ястребов, мы не знаем всего, что происходило в то время и в том месте, не знаем всех событий, мотивов людей и плетущихся интриг. Не знаем их психологию, что было у них в голове и чем они руководствовались. Мы видим только лишь крошечную «верхушку айсберга», в виде нескольких скудных текстов, написанных спустя десятилетия людьми, жившими в другое время и в другой стране и говорившими на другом языке. (Евангелия были написаны в период 70–100 гг. н.э.; их авторами были образованные грекоязычные люди, владеющие греческим языком на высоком уровне, а не неграмотные еврейские крестьяне, рыболовы и пастухи из сельской провинции, к которым относились ученики Иисуса.) И как отметил Б. Эрман, даже если признать эти обрывочные и скудные сведения правдивыми, можно придумать массу версий, не апеллирующих к сверхъестественному, которые тем не менее будут согласовываться с этими сведениями и объяснять их (см., например, «Евангелие от Афрания» или «Евангелие от Кирилла»). Кроме того, и в правдивости самих сведений уверенности нет. Следовательно, этого явно не достаточно, чтобы делать отсюда какие-то экстраординарные выводы о сверхъестественных явлениях.

Отношение Иисуса к собственному распятию

Среди христиан общепринятым является мнение, будто Иисус заранее знал о том, что ему суждено умереть на кресте и воскреснуть после этого, основанное на приписываемых ему в евангелиях пророчествах о своей смерти на кресте и воскресения через 3 дня. Также, по мнению христиан, об этом свидетельствует отсутствие попыток избежать ареста (в то время как он якобы знал о предательстве, согласно фразе, сказанной на «тайной вечере») и полный отказ от каких-либо попыток самозащиты перед сначала религиозными, а затем светскими властями во время и после ареста (хотя, очевидно, что это может объясняться иными причинами).

Однако не всё, что написано в евангелиях, является историческим фактом. Учёным-библеистам приходится анализировать тексты евангелий (как и всей остальной Библии) и отделять исторические факты от вымыслов христиан. В частности, есть аргументы, которые позволяют усомниться в вышеописанной точке зрения и сделать вывод, что Иисус, скорее всего, ничего не знал о своей предстоящей смерти и вовсе не был готов к такому развороту событий. Основным из них является реакция Иисуса на собственное распятие. Для начала надо рассмотреть последовательность написания евангелий. Самым первым было написано Евангелие от Марка (около 70 года н.э.), затем – Евангелия от Матфея и Луки (около 80–85 годов н.э.; причём, по мнению учёных, Лука был написан чуть позже Матфея), и самым последним было написано Евангелие от Иоанна (около 90–95 годов н.э.). Чем позже написано евангелие, тем меньше в нём исторически достоверной информации об Иисусе и больше вымысла ранних христиан.

  • В первых двух евангелиях Иисус, умирая на кресте, кричит: «Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34; Мф. 27:46) Это его восклицание ясно показывает, что он не ожидал такого развития событий и ему вовсе не кажется, будто всё идёт по плану (а заодно оно подтверждает, что он не считал себя богом). Сразу же после этих слов один из стоявших там людей «побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». При этом в Евангелии от Марка этот же человек сказал: «Постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его». В Евангелии же от Матфея эту фразу сказали другие стоявшие рядом люди.
  • В более позднем Евангелии от Луки этот момент уже затушёвывается, и Иисус перед смертью говорит просто: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).
  • А в самом позднем, Евангелии от Иоанна (написанном ещё лет через 10–15 после Матфея и Луки), и вовсе создаётся видимость, будто Иисус с самого начала знал, что так всё и будет («После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание…»). Сначала он говорит: «Жажду», – и после этих слов воины напоили его уксусом (а не после той фразы, что приведена в Евангелиях от Марка и от Матфея), а сразу после этого Иисус говорит: «Совершилось!», – и умирает (Ин. 19:28).

В пользу достоверности именно цитаты из евангелий от Марка и от Матфея говорят следующие факты:

  • Во-первых, она приводится в самых древних источниках (к тому же в двух), а чем ближе источник к рассматриваемым событиям, тем больше в нём исторически достоверных фактов и меньше более поздних нагромождений из вымыслов.
  • Во-вторых, она приведена сначала в оригинале – на арамейском – а потом дан перевод.
  • В-третьих, высказывание из Марка и Матфея удовлетворяет критерию по несходству: у христиан не было повода придумывать и вкладывать в уста Иисуса такую фразу, поскольку это как раз неудобный для них факт. Для высказываний в Луке и Иоанне, а также для пророчеств Иисуса о собственной смерти, очевидно, справедливо прямо противоположное – они выгодны христианам и потому вполне могут быть их вымыслом.

И сам тот факт, что более поздним авторам пришлось этот фрагмент видоизменять, затушёвывать, говорит о том, что он действительно является «бельмом в глазу» у христиан, поскольку выдаёт нежелательные для них вещи: Иисус не знал о своей смерти.

Высказанные же Иисусом пророчества насчёт своей смерти на кресте и воскресения через 3 дня в таком случае необходимо считать не историческим фактом, а вымыслом христиан.

Противоречия между евангелиями касательно распятия Иисуса

Из сказанного в предыдущем разделе очевидны противоречия между евангелиями, связанные как с последними словами Иисуса перед смертью, так и с окружающими обстоятельствами. На первый взгляд может показаться, что эти противоречия можно разрешить. Так, в Евангелиях от Марка и от Матфея сказано, что после крика «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и после того как его напоили уксусом с губки Иисус ещё раз «возопил громким голосом» и только после этого испустил дух. И можно предположить, что этим вторым криком и были слова из Евангелия от Луки или от Иоанна. Однако тут остаётся ряд несостыковок.

  • Удивительно, что евангелия не пересекаются друг с другом в этом плане: в Евангелиях от Марка и Матфея ничего не говорится про фразы «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», «Жажду» и «Совершилось!», а в Евангелиях от Луки и Иоанна ничего не говорится про вопль «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».
  • Странно, что авторы первых двух евангелий старательно воспроизводят первые слова Иисуса, но при этом не посчитали нужным уточнить, что именно он «возопил громким голосом» во второй раз, непосредственно перед смертью. Поэтому, скорее всего, там имеется в виду просто вопль, не содержащий слов.
  • Таким образом нельзя разрешить противоречие между Евангелиями от Марка и Матфея с одной стороны и Евангелием от Иоанна с другой стороны. В последнем прямым текстом сказано, что после фразы «Жажду» Иисуса напоили уксусом с губки, в то время как в первых двух это произошло тотчас после фразы «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
  • Всё равно сохраняется противоречие между Евангелиями от Луки и Иоанна, поскольку в первом из них последней фразой Иисуса была «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», а во втором – «Совершилось!».
  • В Евангелиях от Марка и Матфея Иисус перед смертью «возопил громким голосом», а в Евангелии от Иоанна он просто сказал «Совершилось!».
  • Как было сказано, фраза «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» недвусмысленно выдаёт тот факт, что для Иисуса его распятие стало неожиданностью и породило у него осознание, что бог отвернулся от него, в то время как в Евангелии от Иоанна создаётся видимость, будто Иисус знал, что всё так и будет.
  • В Евангелии от Марка тот же человек, который поил Иисуса уксусом, сказал: «Постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его». В Евангелии же от Матфея эту фразу сказали другие люди из стоявших там.
  • В Евангелиях от Марка и Матфея «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» сразу после смерти Иисуса. В Евангелии от Луки это произошло перед смертью Иисуса.

Эти противоречия лишний раз подтверждают, что как минимум не всё, написанное в евангелиях, является истиной, потому что противоречащие друг другу утверждения не могут быть истиной одновременно.

Обожествление Иисуса после его смерти

Некоторые исследователи (Барт Эрман, Рэймонд Браун, Ларри Хуртадо и др.) считают, что после смерти Иисуса некоторые его ученики уверовали в то, что за свою преданность и служение Богу он был воскрешён из мёртвых и «усыновлён» Богом и вознесён им до статуса божественного существа, разделяющего с Богом его славу и восседающего с ним на небесах по правую руку от его трона (этот взгляд получил название адопционистская христология или «христология вознесения»). Другими словами, самые ранние христиане, включая ближайших учеников Иисуса, верили, что он стал богом только в момент воскресения. По мнению библеиста и католического священника Рэймонда Брауна, следы этого христологического развития можно выявить во всех евангелиях. По мнению исследователя Нового Завета, профессора Ларри Хуртадо, в раннем христианстве развилось бинитарное богослужение, в котором Иисус почитался как Господь, наравне с Богом, но при этом не приносилась в жертву идея существования только одного Бога. С его точки зрения, христиане считали, что поскольку Бог вознёс Иисуса в момент воскрешения до божественного статуса, то он не только дозволял, но даже требовал оказывать Иисусу божественные почести.

Согласно мнению Барта Эрмана, основанием для возникновения такой веры послужили видения живого Иисуса, которые имели его ученики после его смерти. Эрман считает историческим фактом то, что как минимум апостол Пётр, апостол Павел и Мария Магдалина имели подобные видения. (Но важно подчеркнуть, что историческим фактом считается лишь то, что эти люди имели эти видения или думали, что имели их, а не то, что эти видения действительно были вызваны воскресшим Иисусом.) Подобные видения, вызванные либо острыми переживаниями тяжёлой утраты (типа смерти близкого и дорогого человека), либо религиозным трепетом и ожиданием, являются нередким явлением и хорошо известны в психологии. Во время подобных видений скорбящему часто кажется, будто умерший близкий человек продолжает находиться рядом и даже вступает с ним в контакт. Такие видения чаще всего имеют место тогда, когда скорбящий испытывает чувство вины из-за какого-либо аспекта его отношений с покойным (в час нужды все ученики Иисуса либо предали его, либо бежали, либо отреклись от него), а также в случае внезапной и трагической смерти покойного. Ключевым элементом является острое переживание потери. Возникновение данной веры облегчил и тот факт, что и сам Иисус, и его ученики разделяли идею о скором апокалипсисе, при котором мёртвые должны будут воскреснуть и предстать перед судом. Воскресение Иисуса могло восприниматься как начало этого процесса. История же об обнаружении пустой гробницы могла быть выдумана позднее в ходе устной передачи легенды о воскресении Иисуса среди ранних христиан. В ходе подобных пересказов, как известно, предания часто приукрашиваются и обрастают новыми вымышленными подробностями. Это могло быть сделано, во-первых, для придания вести о воскресении Иисуса убедительности и правдоподобия, а во-вторых, для оспаривания бытовавшего в то время мнения о том, что Иисус воскрес только в духовном теле, но не в физическом. В рамках же версий о том, что Иисус вовсе не умирал на кресте, а либо впал в кому, либо участвовал в инсценировке, видения объясняются ещё проще: ученики и правда видели живого Иисуса, которого сочли умершим и впоследствии воскресшим.

Немногим позже, как минимум ещё в середине I века н. э. или даже ранее, среди последователей Иисуса появилась версия о том, что Иисус изначально был ангелоподобным существом (более низкого статуса, чем Бог), который за свою преданность Богу был избран им для миссии по спасению человечества и послан на Землю в человеческом облике, а после смерти был вознесён до более высокого статуса, чем был ранее («христология воплощения»). Этот взгляд, в частности, разделял апостол Павел. В дальнейшем возникли христологические взгляды, согласно которым Иисус был усыновлён Богом в момент крещения в реке Иордан Иоанном Крестителем и снисхождения на него Святого Духа, после чего он начал своё служение и получил способность творить чудеса. Этот взгляд отражён, в частности, в самом первом из евангелий – Евангелии от Марка. Также отголоски этого взгляда встречаются в некоторых вариантах сохранившихся старых рукописей Евангелия от Луки (хотя сам его автор не разделял этот взгляд), где в момент крещения Иисуса и снисхождения на него Святого Духа в виде белого голубя голос с неба возвещает: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Впоследствии стало считаться, что Иисус стал Сыном Божьим в момент зачатия (Евангелия от Луки и от Матфея), а до зачатия не существовал. В конце концов, взгляды на природу Иисуса были переинтерпретированы ещё сильнее, и он стал рассматриваться как предвечное божественное существо, изначально равное Богу-Отцу, одно из лиц Святой Троицы и божественный Логос, существовавший до сотворения мира и через который и был сотворён мир (Евангелие от Иоанна).

См. также

  • Христианство
  • Нагорная проповедь

Литература

На русском языке

На английском языке

Примечания

  1. В данном месте стоит слово, которое в синодальном переводе Библии переведено как «род». Однако, согласно мнению многих исследователей, это слово может переводиться именно как «поколение». В приведённом здесь современном переводе Библии выбран именно перевод как «поколение». В другом современном переводе также выбран перевод «поколение». Это, по-видимому, указывает на то, что большинство современных исследователей и переводчиков всё же считает «поколение» более точным переводом в данном случае, нежели «род».
  2. Кроме того, христианские апологеты часто утверждают, что ученики Иисуса не могли выкрасть и спрятать его тело, потому что они умирали за свою веру, а никто не стал бы умирать за свои убеждения, если бы заведомо знал, что они ложные. Однако история об обнаружении пустой гробницы женщинами даёт один из возможных ключей к разрешению этого парадокса: вероятно, женщины могли выкрасть и спрятать тело, а потом рассказать всем, будто гробница уже была пустой. В такой версии парадокса нет, потому что женщины за веру не умирали.
  3. По мнению некоторых людей, можно привести и другие объяснения этой последней фразы Иисуса на кресте, не меньше соответствующие контексту. Так, она весьма похожа на вырвавшееся в конце концов от Иисуса сомнение в осмысленности потребованных от него страданий и смерти (ведь вопрос поставлен «для чего?», т.е. «с какой целью?»). В столь физически и психологически тяжелых обстоятельствах это не кажется удивительным. Однако такое объяснение может пройти только в том случае, если Иисус был простым смертным человеком. Если бы Иисус был богом и заранее всё знал, то вопросы «для чего?» и «с какой целью?» у него не возникали бы, ибо он с самого начала знал бы на них ответ. К тому же если Иисус сам бог, то весьма странен тот факт, что он обращается к самому себе и спрашивает самого себя: «Для чего ты меня оставил?»
  4. Правда, видение апостола Павла не вписывается в это объяснение, поскольку он не только не был знаком с Иисусом при его жизни, но и на первых порах являлся гонителем христианства.

Биография Иисуса Христа

Иисус Христос – центральная фигура в христианском вероучении. Для христиан этот человек – Царь мира, одна из ипостасей Бога, Спаситель, явившийся во плоти и искупивший грехи людей. Образ Иисуса Христа Библия гласит, что он был совершенным, безгрешным, непорочно зачатым Богочеловеком, чудотворцем, целителем, главой созданного им Царства Божия, Церкви, основателем и главным персонажем религиозного культа, умершим, распятым на кресте, а затем воскресшим. В конце времен он вернется для суда над миром, после чего на Земле будут вечно жить и радоваться все спасенные.
Его жизненный путь и предназначение изложены в Евангелиях. В исламе он признается пророком, одним из посланников Аллаха, в иудаизме упоминается как Лжемессия (т.к. в священной книге Торе одним из признаков прихода истинного Мессии названо окончание всех войн, исчезновение зла и преступности).

Детство и юность

Иисус Христос, ставший вторым лицом триединого Бога, появился на свет в промежуток времени с 12 (в момент одного из прохождений кометы Галлея, предположительно послужившей прообразом Вифлеемской звезды) до 4 г. до н.э. (тогда умер царь Иудеи Ирод) в семье обычного ремесленника, плотника Иосифа Обручника и приснодевы Марии, происходивших из Дома царя Давида и проживавших в Назарете (Северная Палестина). Точной даты рождества Христова в Библии нет. Дева Мария и Иосиф Родился он не в результате интимной близости супругов, а благодаря чудесному зачатию посредством Святого Духа. Благую весть о величайшем событии в жизни человечества – будущем рождении сына, ставшем исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Спасителя, им возвестил архангел Гавриил. На последних месяцах беременности жены супруги отправились в Вифлеем, куда им следовало явиться в рамках проводимой переписи населения. Из-за большого скопления людей, прибывших на перепись, они не могли найти себе места для ночлега и были вынуждены остановиться в пещере-хлеву, где рядом с домашними животными и родился Господь. Новорожденного младенца славил целый сонм ангелов. Ему пришли поклониться мудрецы с Востока – волхвы. Они принесли в дар золото, смирну, ладан и рассказали изумленным родным, что ночью получили известие о рождении Мессии, а путь к нему указала засиявшая звезда. Рождение Иисуса Христа На восьмой день родители совершили обряд обрезания, дав сыну имя Иисус, на 40-й – жертвоприношения за родившегося первенца-мальчика в храме Иерусалима, где его благословил благочестивый Праведный Симеон. Встреча человечества в его лице с Мессией стала праздноваться как Сретение Господне.
Услышав о загадочном младенце, порочный и жестокий правитель Ирод I, опасаясь потерять престол, повелел истребить в городе всех детей мужского пола до 2 лет, надеясь, что среди них окажется Иисус. Но святое семейство, предупрежденное ангелом, успело вывезти его в Египет. Дева Мария с младенцем Иисусом Как свидетельствуют апокрифы, после смерти царя Иосиф и Мария с сыном странствовали по Галилее. И всюду за ними тянулась слава о совершенных мальчиком чудесах: исцелениях страждущих, усмирениях диких зверей. Как человек он рос в трудах, помогал отцу в плотницком деле. Когда ему исполнилось 12 лет, на Песах родные посетили вместе с ним Иерусалимский храм. В беседе с книжниками подросток удивлял их глубокими знаниями законов природы и нравственности.

Служение

В 30-летнем возрасте Иисус пришел к Иордану, чтобы креститься. В ходе обряда его осенил Дух Святой, засвидетельствовав благоволение Отца Небесного. С этого момента, ставшего праздником Богоявления, Христос был признан Мессией. Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Затем он отправился в пустыню, где провел в молитве, посте и уединении 40 дней и готовился к исполнению своего предназначения по искуплению путем самопожертвования людских грехов. Там он сражался с Сатаной, отвергнув все его искушения.
Вернувшись из пустыни, Иисус занялся чтением проповедей, а также передачей своих знаний 12 апостолам. Он распространял учение о Царстве Божием, толковал ветхозаветные пророчества, побуждал к милосердию, покаянию, любви, к принятию его личности.
Для укрепления веры он также совершал невероятные деяния – чудеса. Первым из них стало претворение по просьбе матери на свадебном торжестве воды в вино. Впоследствии силой Бога он лечил безнадежно больных, включая несчастного прокаженного, излеченного одним прикосновением, воскрешал из мертвых, в частности, дочь Иаира в присутствии родителей и троих любимых учеников (Петра, Иакова и Иоанна), ходил по воде, остановил бурю на Галилейском море, накормил непостижимым образом пятью батонами хлеба 5 тысяч человек, обеспечил чудесный улов рыбы. Все его чудеса были проникнуты заботой и глубоким состраданием к людям. Иисус превращает воду в вино Господь наставлял людей, дополнив 10 основных законов Моисея своими Заповедями блаженства, Золотым правилом нравственности (об отношении к другим так, как каждый хотел бы, чтобы относились к нему), призывом не судить, не противиться злу и пр.
Популярность сына Божьего росла, хотя он и старался избегать человеческой славы. Однако деятельность его сопровождалась постоянными стычками с представителями иудейской властвующей и религиозной элиты. К примеру, он обличал фарисеев за их гордость, высокое мнение о собственной праведности, презрительное отношение к грешникам. Кроме этого, многие люди, изнывавшие под гнетом римского владычества, хотели от Иисуса улучшения земной жизни. Он же предлагал им спасение души, отказ от всего мирского, и они, больные злобой и непониманием, считали себя обманутыми. На бунт их всячески подстрекали иудейские первосвященники, называвшие Христа «лжепророком» и намеревавшиеся расправиться с ним.

Личная жизнь

Согласно последним изысканиям ученых, которые были подхвачены писателем Дэном Брауном, Иисус Христос был женат. На обнаруженном папирусном фрагменте с текстом упоминается о его супруге Марии. Большинство историков сходятся во мнении, что речь в нем идет о девушке Марии Магдалине, происходившей из Магдала, который находился на берегу Геннисаретского озера. Встреча Марии Магдалины и Иисуса Христа Если рассматривать неканоническое Евангелие от Филиппа, написанное в III в н.э., в его тексте указано, что Иисус и Мария состояли в «koinonos». Это слово можно перевести с древнегреческого как «партнер», а значит, в данном случае могла подразумеваться как духовная, так и телесная связь. Также в данном апокрифическом тексте указывалось, что Иисус «лобзал уста» Магдалины. Иисус Христос и Мария Магдалина После казни на Голгофе Мария стояла вместе с Богородицей у креста, она же рано утром пришла к гробу Иисуса, чтобы помазать миром (благовонным маслом) его тело. Однако ангел сообщил, что Христос воскрес. Она побежала рассказать о случившемся апостолу Петру, думая, что кто-то украл тело, но вернувшись, увидела Спасителя мира, объявившего ей, что он восходит к Отцу.

Смерть и воскресение

Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них:

  • торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле (символе мира), встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения – Синедриона – предать его за 30 монет;
  • в четверг пасхальная трапеза с апостолами (Тайная вечеря), где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия;
  • молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий;
  • арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя. Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве;
  • подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.

Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму. Распятие Иисуса Христа Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале.
На 3 день после гибели Сын Божий воскрес. Он являлся Марии Магдалине и апостолам, беседовал с ними, поручив распространение его идей. На 40-й день на виду апостолов он вознесся на небо. Воскрешение Иисуса Христа

До того как прийти к вере в Иисуса Христа, я слышала проповедь Евангелия, но не могла понять природы Спасителя. Как Он мог предлагать мне прощение грехов, если в Библии сказано, что грехи прощает только Бог? Прочитав книгу Джеймса Пакера » Познание Бога» , я поняла, что была не одинока в этом. Пакер пишет, что для многих неверующих «самое поразительное – это христианское утверждение, что Иисус из Назарета был Богом, Который стал человеком… Он был воистину и полностью Богом так же, как и человеком». Именно эта истина делает спасение возможным.

Говоря, что Христос – «образ Бога невидимого», апостол Павел имеет в виду, что Иисус – это Бог во всей полноте и совершенстве, Создатель и Хранитель всего на небе и на земле. Но также Он полностью человек (Кол. 1:15-17). Благодаря этой истине, мы можем быть уверены, что через Свою смерть и воскресение Христос не только принял на Себя последствия наших грехов, но также искупил человеческую природу, чтобы мы (и все творение) могли примириться с Богом (ст. 20-22).

В изумительном проявлении любви Бог Отец открывает Себя в Писании силой Бога Святого Духа и через жизнь Бога Сына. Верующие в Иисуса Христа спасены, потому что Он – Эммануил, «С нами Бог» (Мф. 1:23). Аллилуйя!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *