Часть серии по

Бог в исламе

Исламский портал · Категория

Часть серии по

ислам

  • Исламский портал

В исламе Бог ( арабский : للَّٰه , латинизированный : Аллах , сокращение от لْإِلَٰه al-ilāh , букв. «Бог») является абсолютным , всемогущим и всезнающим правителем вселенной и создателем все в существовании. Ислам подчеркивает, что Бог строго единичен ( тавид  ); уникальный ( васид  ); по своей сути Один ( aḥad  ); а также всемилостив и всемогущ. Согласно исламу, Бог не является ни материальным, ни духовным существом. Согласно исламскому учению, за пределами Трона (аль-Арш) и согласно Корану , «Его не может охватить никакое видение, но Его хватка — над всем видением: Он выше всякого понимания, но все же знаком со всем».

В исламе существует только один Бог, и существует 99 имен этого единого Бога ( аль-Хасмах аль-Хусна, букв. Означает : «Лучшие имена»), каждое из которых вызывает определенный атрибут Бога. Все эти имена относятся к Аллаху, верховному и всеобъемлющему Богу. Среди 99 имен Бога наиболее знакомыми и часто встречающимися являются «Всемилостивый» ( Ар-Рахман ) и «Особо Милосердный» ( Ар-Ратим ). Создание и упорядочение вселенной рассматривается как акт первостепенной милости, за который все создания восхваляют атрибуты Бога и свидетельствуют о единстве Бога.

Сущность души – одна из тайн Всевышнего

Душа человека – необъятный мир, полный таинства. Человек представляет собой особую ценность, так как наделен не только бренным физическим телом, но и вечным душевным. Душа – это суть человека, так как она определяет, каким он является в глазах Аллаха. В хадисе сказано: «Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки».

Человек хочет постичь и познать тайну своей души: для чего она, откуда она и в чем смысл ее существования. Как Коран и сунна Посланника (мир ему) отвечают на данный вопрос:

В Коране Аллах Всевышний говорит, что человек никогда не познает тайну души, так как она является таинством Аллаха: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: «Сущность души – одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он. И ваши знания по сравнению с Его знаниями ничтожны» .

Душа – таинство, и обретает она тело еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови, и затем через тот же срок – разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым».

Душа – таинство, но верующий должен стремиться к ее познанию, к познанию себя, своих слабостей и сильных сторон. Вся жизнь человека в этом мире – это воспитание и совершенствование своего внутреннего. Человек не понесет с собой в мир иной ничего, кроме своей души, и именно за него будет нести ответ перед Господом.

Пророк (мир ему) сказал: «Самый знающий из вас о себе (или о своей душе – нафс) – самый знающий о своем Господе».

Посланник Аллаха (мир ему) призывал к очищению души и предупреждал о важности сохранения своей души праведной: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и этот кусочек — сердце».

Человек, обретает веру, когда впускает Аллаха в душу, раскрывает свою душу Аллаху, осознает, что душа — Его творение и к Нему она вернется. Душа обретает покой только от осознания своего истинного предназначения. В хадисе сказано: «Нет такого раба, который устремился бы к Аллаху своим сердцем, чтобы Аллах не устремил сердца верующих к нему».

Душа, познавшая Аллаха, познала и суть своего существования, установила рамки запретного и дозволенного. «Что бы узнать, что такое праведность, обратить к своему сердцу. Праведность — это то, что не беспокоит душу и сердце, а прегрешение — это то, что недобро шевелится в душе и тяжело мечется в груди».

Душа верующего ценна для Всевышнего. Аллах непременно одарит его своими благословениями. О душе верующего в хадисах сказано:

«Сердце верующего — открытое; в нем сияющий светильник. Сердце неверующего (кафира) — черное, опрокинутое».

«Если раб уединится со своим Господином в темной ночи и станет говорить с Ним, Аллах зажжет свет в его сердце».

«Нет такого раба, который в течение сорока дней посвятил бы свои деяния искренне одному Аллаху, чтобы Аллах не заставил бить источники мудрости от его сердца к его языку».

«Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его в Своей душе, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»

Сайда Хайат

Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман

Двадцатое прекрасное имя Аллаха — «Аль-Алим» означает «Всезнающий». Аль-Алим – это Тот, Кто Ведает обо всем, и что было и то, что произойдет. Кто обладает знанием, которому не предшествовало невежество, и, которое не сменится забывчивостью. В Священном Коране говорится:

«У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной». (6:59)

Этимология имени Аль-Алим происходит от корневого слова ‘ильм, что означает: «знание»; «ведение»; «понимание (зрение сути)». В отношении Всевышнего Аллаха это слово имеет гораздо широкое значение и применение, а знание Аллаха отличается от знаний Его творений. Человеческое знание ограничено и недостаточно, а Божественное знание абсолютно и безупречно. Это Имя Всевышнего раскрывает Его всезнание, и фактически взаимосвязано со всеми другими Его именами и атрибутами, показывая Самодостаточность Творца и Владыки небес и земли. В Священном Коране это имя встречается 157 раз, а в некоторых аятах упоминается в сочетании с другими именами.

Например, оно употребляется в сочетании с именем Ас-Сами (Слышащий), причём всегда после него, и это указывает на то, что слух является важнейшим проводником знания. Значит, если верующий хочет приобрести знания, он должен прежде всего научиться слушать.

Знание Всевышнего объемлет всё сущее: возможное и невозможное. Наряду с этим, Ему известно о том, что невозможно, и том, как бы это выглядело, если бы стало возможным. В Коране сказано:

«Если бы на (небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то (небеса и земля) разрушились бы». (21:22);

В другом аяте говориться:

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими». (23:91).

Эти и похожие аяты указывают на то, что Аллах ведает о том, что невозможно, и даже сообщает нам о том, что могло бы произойти, если бы стало реальностью.

Знания Всевышнего Аллаха объемлют высший и низший миры, объемлют пространство и время. Ему известно всё сокрытое и явное, очевидное и сокровенное. В Священном Коране говориться:

«Поистине, Аллах о всякой вещи знающ!» (8:75).

Знание Аллаха проникает всюду и не ограничивается ничем, и никто другой не обладает таким знанием. Ни ангелы, ни люди, ни джины не способны узнавать сокровенное, ибо «ключи от сокровенного» только у Аллаха.

Аллаху известно обо всем, что люди говорят шёпотом или вслух. Он знает о чем люди мыслят, Ему открыты их самые тайные помыслы. Важно помнить и никогда не забывать эту тайну мирского испытания: наряду со всем, перечисленным выше, Аллах знает и суть каждого человека, и всё, что мелькает в его сознании и подсознании, все его тайные и явные дела.

Всевышнему Аллаху известно обо всём, что происходит с людьми с того момента, как они появляются на свет, что постигает их после смерти и что ожидает их после того, как они будут воскрешены. Ни один из их добрых и злых поступков не сокрыт от Него, и в Обители вечности они получат воздаяние за свои деяния и узнают все мельчайшие подробности о самих себе.

Таким образом, Знание Всевышнего Аллаха охватывают всё зримое и незримое, тайное и явное, необходимое, невероятное и возможное. Он ведает о высшем и низшем мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем и ничего не оставляет незамеченным.

В широком смысле прекрасное имя «Аль-Алим» означает:

Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман

Имя «Аллах» является одним из имён Господа.

Некоторые учёные считают, что это и есть величайшее имя Всевышнего (الاسم الأعظم). Также это наиболее часто повторяющееся в Коране и в хадисах имя Господа.

«Аллах» – это самое популярное и упоминаемое имя в устах всех творений, независимо от того, каким языком они владеют.

«Аллах» – это имя, указывающее на Создателя, которому присуще господские эпитеты, качества. Этим именем не владеет никто кроме Создателя, по этому имени не обращаются ни к кому, не взывают к кому-либо помимо Всевышнего Создателя.

«Аллах» – это имя Господа, который заслуживает поклонения, которого ночью и днём восхваляют, восславляют, возвеличивают все семь небес и семь земель, и всё, что в них находится, и люди, и джинны, и суша, и море.

Всевышний в Коране говорит:

«Аллах» – это слово, состоящее из лёгких мягких гортанных букв (лям, ха, удлинение), произнести которое способно даже маленькое дитя; человек, не владеющий арабским языком, а также шепелявый.

Что же означает это имя?

Возвеличевание

«Аллах» – это Господь, которого обожествляют сердца, к которому стремятся души, к которому устремлены все старания, Которого любят и посредством поминания и приближения к Которому получают успокоение, в котором нуждается всё сущее каждый миг и во всех делах: частных и общих, малых и больших, настоящих и будущих. Он Творец и Создатель всего. Всякое творение чувствует, что Всевышний Аллах окружил его разными видами благ, переполнил его дарами, почётом, изобилием и щедростью. И поэтому следует направить сердце к Аллаху с любовью, возвеличиванием и усердием.

Любовь

«Аллах» – это Бог, к которому устремлены сердца, и которого возлюбили души. И из-за этого между Творцом и творениями должна пребывать любовь. Всевышний в Коране говорит:

«О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей Веры, то Аллах приведёт вместо вас других людей, которых Он любит и которые любят Его». (сура Аль-Маида: 54)

Всевышний Аллах любит своих рабов, которые Его любят и подчиняются Ему, любит тех, кто придерживается Его велений и предписаний. И Посланник Аллаха ﷺ подчеркнул, что любовь к Аллаху является одной из величайших степеней, к которой стремится уверовавший.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

«Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества: кто будет любить Аллаха и Посланника Его ﷺ больше всего остального; будет любить того или иного человека только ради Аллаха; не пожелает вернуться к неверию, так же, как не желает быть ввергнутым в огонь Ада». (Бухари, 16; Муслим, 43; Тирмизи, 2624)

Так Посланник Аллаха обусловил сладость веры любовью: любовью к Аллаху, любовью к брату ради Аллаха и нелюбовью отрешения от Аллаха. Чувство любви – это чувство льющегося и переполненного изобилия, что ощущает муъмин по отношению к Господу, и в ответ он ожидает и надеется на обратную любовь Аллаха к нему. Ведь у того, кого полюбит Аллах, нет никакого страха. Он будет видеть во всём мире лишь добро, радость, счастье. И встретит он смерть и Ахират в добре и благе, так как Всевышний Аллах, когда любит раба, повышает его степень в Раю и приближает к Себе.

Непостижимость

Одно из значений имени «Аллах» – это величие во всём: в качествах, в именах. И это величие невозможно постичь умом, осознать. Ведь Всевышний Аллах – Первый, не имеющий начала существования, Последний, не имеющий конца существования.

Его величия и совершенства не достичь и не счесть. Если представить, что человек сможет увидеть величие Аллаха при создании чего-нибудь, то он увидит такое великолепие, что ему останется лишь восхвалять Всевышнего следующими словами: Пречист Аллах, Хвала Аллаху, нет бога кроме Аллаха, Аллах Велик.

ثُمَّ ارْجِعِ الْبَصَرَ كَرَّتَيْنِ يَنْقَلِبْ إِلَيْكَ الْبَصَرُ خَاسِئًا وَهُوَ حَسِيرٌ

«Потом обрати свой взор ещё раз и ещё раз: вернётся к тебе взор униженным и утомлённым от того, что не смог найти недостатка в творении Аллаха». (сура Аль-Мульк: 4)

Искренность

«Аллах» – это бог, которому поклоняются, ради которого верующие очищают свои сердца, делают искренними свои поклонения, молитвы, хадж и другие религиозные обряды.

«Скажи, о Мухаммад: «Поистине, молитва моя и жертвоприношение моё, жизнь моя и смерть посвящаются Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. И это (совершать искреннее поклонение только Аллаху) мне велено, и я – первый из предавшихся Аллаху (мусульман)». (сура Аль-Ан‘ам: 162-163)

Первые слова, посредством которых человек входит во врата Ислама, в единобожие, это слова: «Нет бога кроме Аллаха». Этими словами человек признаёт единого Господа, признаёт, что Он заслуживает поклонения и подчинения, что нужно направить все силы свои – усилия ума, сердца, частей тела – на возвеличивание, восхваление, поклонение такому Господу. Глубину и величие этих слов можно заметить на лицах только принявших Ислам людей: их лица сияют, их улыбки искренние.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *