Мы много слышим о любви к ближнему. Разговоров много, а любви не видно. Написано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но ведь любить самого себя – это эгоизм! Христос говорит: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как все это совместить?

Не можете ли вы объяснить с библейской точки зрения, что значит любить ближнего, как самого себя?

Я не уверен, что могу с достаточной глубиной и ясностью ответить на ваш вопрос, но с Божьей помощью попробую. Содержится ли в заповеди Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» элемент самолюбия? Ведь никто не может сказать, что он сам себя не любит и притом – прежде всего. Как же понимать «отвергнись себя»?

Кстати, я вспомнил слова Писания: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:28-29).

Здесь говорится, что нет человека, который не любил бы свое тело, и далее, что муж и жена – одно тело. Двое становятся одно. Поэтому муж должен любить свою жену, а жена – мужа. Тот, кто разрывает кольцо супружеской верности и любви, понесет от Бога наказание.

Присмотримся еще раз к фразе: «Нет человека, который бы ненавидел свою плоть». Значит, Сам Творец вложил в человека эту любовь к своей плоти, к самому себе. Даже тогда, когда наше тело становится для нас бременем и причиняет много беспокойства, болей, трудностей, человек печется о своем теле, ухаживает за ним. Это своего рода инстинкт, данный человеку Его Творцом для самосохранения.

Представим себе, что мы переходим улицу, на которой очень оживленное движение автомобилей. Мы стараемся быть осторожными, чтобы кто-нибудь не причинил увечья нашему телу. Почему мы это делаем? Потому что внутри нас есть любовь к нашему телу, к самим себе.

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Мы не хотели бы видеть наши кости поломанными.

Но в то же самое время Библия утверждает, что через грехопадение человек утратил любовь к своему ближнему. Люди стали соперниками, не доверяют друг другу. Каждый ищет для себя преимущества, лучшего положения, и чаще всего – за счет других. Это не нужно доказывать. Это знают все. В душе человека царствует самолюбие, а самолюбие – это любовь к себе, и только к самому себе. В исправительно-трудовых лагерях была в ходу поговорка: «Ты умри сегодня, а я завтра». На этом стоит мир.

Самолюбие, себялюбие – это такое состояние, когда человек любит только самого себя. Самолюбивый человек все свои интересы концентрирует только вокруг себя. Он не желает думать о других, – таких же, как он сам, – людях.

 Таким образом, любовь к самому себе – не грех, но когда человек не идет дальше этого и ставит самого себя в центр внимания, чтобы все служили только ему, его интересам, – это уже грех.

Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Что это означает? То, что мы должны любить, мы можем любить, мы имеем способность любить; и любовь к ближнему должна быть ни в коей мере не меньше, чем любовь, которую мы имеем к самому себе.

То, что мы желаем для себя, мы должны желать и для ближнего. Если же мы не желаем что-то себе, мы не должны желать этого и для ближнего, как говорит Писание: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это Божие установление о любви к ближнему.

И теперь самое главное: истинная любовь к самому себе открывается только после примирения с Богом, после покаяния. И тогда только человек будет способен проявлять такую же любовь к своему ближнему.

Если присмотреться к жизни людей неверующих, то они по сути дела не знают, как должна проявляться любовь к самому себе, даже к своему телу. Если человек не заботится о своем спасении, как он может любить самого себя? Он не выходит из орбиты эгоизма. Такой человек может стараться делать что-то хорошее для своего ближнего, но это будет против его природы, и это не будет постоянным явлением. Но если мы сокрыты в Господе и приняли от Него новую духовную природу, тогда наша любовь к ближнему будет постоянным явлением, и она будет не в меньшей мере, чем наша любовь к самому себе. Ведь мой ближний – это мой брат, если не во Христе, то в Адаме.

Две "новые" заповеди Иисуса Христа

В предыдущих главах мы разобрали, что «новозаветные» свобода, благодать и вера не могут полностью ни заменить, ни отменить заповеди закона Божьего. А сейчас давайте вновь вернемся к заповедям, возвещенным Иисусом. В числе других, сегодня распространено ошибочное мнение, что Христос не отменил, а просто заменил весь закон Божий двумя новыми заповедями о любви к Богу и людям. Однако это далеко не так. Давайте проанализируем знаменитые слова Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39, см. также Марк. 12:30,31).

А теперь посмотрим на это изречение Христа в контексте библейского повествования. В 22 главе Евангелия от Матфея ст. 35, 36 и в 12 главе Евангелия от Марка ст. 28 описано, как законник (в Евангелие от Марка — книжник), то есть человек, знающий и преподающий закон Моисеев, желая искусить Иисуса, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (в Евангелие от Марка: «Какая первая из всех заповедей?»). Именно на этот вопрос Христос ответил вышеприведенной известнейшей фразой, назвав первые и наибольшие заповеди в законе. А далее в Евангелие от Матфея Иисус продолжил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка: «Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:31).

Для человека, знающего ветхозаветное Писание, абсолютно понятно, что здесь речь идет о двух заповедях закона Моисея из числа 613-ти мицвот. Книжник задал Христу провокационный вопрос, ожидая получить возможность раскритиковать Его ответ, чтобы подорвать авторитет Иисуса в глазах народа. Но Христос не позволил ему этого, процитировав две важнейшие заповеди Писания:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) — 3-я заповедь из разряда «делай» в перечне еврейских мицвот.

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) – 206-я заповедь из того же разряда.

Посмотрите, далее Иисус в Евангелие от Матфея (22:40) сказал, что на этих двух заповедях базируется все данное прежде через пророков Слово Божие и закон Моисеев (см. Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка — что эти заповеди в Писании самые важные (см. Марк. 12:31). Христос даже словом не обмолвился об отмене остальных заповедей ветхозаветного Писания. Это становится очевидным уже при первом внимательном прочтении высказывания Иисуса без отрыва от контекста. Христос говорил лишь о приоритете этих двух заповедей по отношению к другим наставлениям закона Моисея. Данный вывод подтверждает и реакция книжника – автора вопроса. На свой конкретный вопрос Иисусу он получил исчерпывающий ответ, который его удовлетворил. Продолжая мысль Христа, книжник сравнил эти заповеди Писания с другими:

«Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк. 12:32,33).

Стоит также отметить, что одну из этих двух заповедей Иисус упоминал и ранее, цитируя закон Моисея:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего» (Мф. 5:43, см. также Мф. 19:19).

А в Евангелие от Луки данные две заповеди, были процитированы уже не Иисусом, а законником. Он задал Христу вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На что, Иисус сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?». И тогда законник назвал две хорошо известные заповеди Ветхого Завета, которые почему-то сейчас некоторые верующие приписывают Христу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус одобрил его ответ: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лук. 10:25-28).

То есть Иисус не придумал две новые заповеди, и не отменил ими весь закон, данный Моисею Господом на горе Синай. Христос лишь назвал самые важные в нем заповеди, направляя людей к сути всегда существующего вечного учения Бога. Дорогой христианин, если для себя этот факт Вы открыли впервые, или раньше об этом не задумывались, я призываю Вас проанализировать прочитанное утверждение еще раз и сделать соответствующий вывод.

Ранее закон Божий мы сравнили с законодательством государства, где Декалог — это конституция, а остальные заповеди закона Моисея – кодексы. В данной схеме две заповеди, которые Иисус назвал важнейшими, находятся выше конституции. Их можно сравнить с принципом, основой государственного устройства. Основные признаки и суть демократического государства это: 1) реальная представительная демократия и 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. А суть учения Бога это: 1) неподдельная, искренняя любовь к Творцу и доверие Ему; 2) бескорыстная любовь к людям.

После Иисуса апостолы продолжали нести весть о принципе и сути закона Божьего:

«Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14, см. также Рим. 13:8).

А теперь посмотрите, что говорил апостол Иоанн о взаимосвязи любви к Богу и исполнении Его заповедей:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5:3, см. также 2 Ин. 1:6).

О каких заповедях здесь говорит Иоанн? Если бы Иисус оставил всего две заповеди «любовь к Богу» и «любовь к людям», то почему Иоанн, назвав одну из них — «любовь к Богу», о второй заповеди «люби ближнего» говорит во множественном числе: «Соблюди заповеди Его, … заповеди Его нетяжки»? А в Откр. 22:14,15 Иоанн противопоставляет любодеев, идолослужителей, чародеев.., делающих неправду, соблюдающим заповеди Божьи. Безусловно, здесь апостол говорит о необходимости для христианина соблюдениявсех действующихзаповедей Творца. О многочисленных заповедях говорил и Павел в 1 Фес. 4:1-7, 1 Кор. 14:37.

Несложно понять, что в целом, просто невозможно, чтобы Христос – Сын Божий принципиально изменил прежнее учение Бога Отца.

Возлюби ближнего, как самого себя

Тем более, Сам Иисус говорил, что Он пришел не изменить закон (см. Мф. 5:17,18, Ин. 10:35, Лук. 16:17) и указывал, что автором Его учения является Бог Отец:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16, см. также Ин. 4:34, Ин. 5:30, Ин. 6:38-40, Ин. 8:26,29, Ин. 12:49, Ин. 14:24, Евр. 1:2).

Главная заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии.Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

………………………………….
11.
…………………………………..

Книга «Левит» — третья книга Пятикнижья (Торы). В Иудаизме ещё зовется Священным уставом. Определяет религиозно-культовую сторону жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав. Глава 19 представляет собой свод этических предписаний, которым следует руководствоваться в повседневности: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). Точной даты создания книги «Левит» не существует. Но считается, что написана она была не позднее 900 лет до н. э.

    Духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» прозвучала впервые в мире именно в книге «Левит» и оттуда перешла в христианство

22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
22:36 Учитель!

Заповеди Иисуса Христа

какая наибольшая заповедь в законе?
22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
22:39 вторая же подобная ей:
22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Евангелие от Матфея, 22:35-40)

    12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
    12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
    12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
    12:31 Вторая подобная ей: . Иной большей сих заповеди нет (Евангелие от Марка 12:28-31)

13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: .
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Послание апостола Павла к Римлянам 13:8-10)

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

— «Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки»)
— «И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т. Доронина «Дневник актрисы»)
— «Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего…»
(В. Шульгин «Последний очевидец»)
— «Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)

Ещё статьи

«Волосы дыбом»
«Всыпать по первое число»
«Всякое лыко в строку»

Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя?

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *