Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством?

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Пока человек в отношениях с Богом ищет только своего,
он и есть «недохристианин»

Священник Александр Дьяченко:

– Помню, рассказывала мне одна молодая женщина, как она однажды, будучи в областном центре, будним днем зашла в кафедральный собор. Народу почти никого. Взяла несколько свечек и пошла молиться.

Помолившись, направилась к выходу, и в этот момент ее окликнула одна из тамошних бабушек и сочувственно поинтересовалась:

– Что, бросил?

– Кто? Муж? Нет, всё в порядке.

– Тогда что же, гуляет?

– С чего это вы взяли? Нет, не гуляет.

Священник Александр Дьяченко – Сама болеешь? Или дети?

– Слава Богу, как у всех.

– Так, может, на работе у тебя неприятности? – недоумевает старушка.

Женщина смеется:

– Всё в порядке, бабушка.

– Тогда убей не пойму, что ты здесь делаешь, зачем в храм пришла.

Реальный разговор, а звучит словно анекдот. Так бывает, когда идет человек в церковь, потому что надо ему проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – Господь и поможет.

Так вот, пока человек в отношениях с Богом ищет только своего, он и есть, как вы говорите, «недохристианин». Христианин ищет Самого Бога. Удобно ему будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для него неглавный.

«Должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 7), – говорит Господь Никодиму, и без покаяния здесь никак не обойтись. Слезет человек с пьедестала памятника собственной гордыни, встанет перед Христом на колени, тогда от храма, от Причастия его уже будет не оторвать. Палками бить станут – он всё равно пойдет.

Сопричастность христианина Церкви определяется
мерой реальной приверженности заповедям Спасителя

Священник Димитрий Выдумкин:

Священник Димитрий Выдумкин – Думаю, что при осмыслении этих вопросов нам меньше всего следует опираться на те или иные внешние критерии. Ибо есть ли у нас четко сформулированный и вполне ясный ответ на вопрос: «что такое воцерковленность»? И можем ли мы как-то описать подлинную церковную жизнь, не оказавшись в плену ограниченности своих собственных представлений?

Отвечая на эти вопросы, мы можем лишь попытаться направить мысль того, кому предназначены ответы, в правильном направлении. Лично для меня это направление было задано одним опытным духовником еще в период моей юности. Тогда, помню, он сказал мне: «Если ты захочешь понять, насколько глубоко ты находишься в Церкви, прислушайся к своему сердцу после того, как тебе случится вдруг пропустить воскресную Литургию. Если при этом на сердце будет тоска, которая не будет оставлять тебя в течение дня, значит, ты живой ее член. Если же для твоего внутреннего мира это событие пройдет почти незаметно и никакой скорби ты не ощутил, то ты в реальности пока лишь у врат ее стоишь, как оглашенный, и тебе еще только предстоит по-настоящему в нее войти».

Если сердце твое тоскует без Литургии, тогда ты живой член Церкви

Этот первый критерий, как мы видим, носит глубоко личный характер. Лишь сам человек, прислушавшись к своему сердцу, может попытаться понять, насколько он «вживлен» (не люблю слово «интегрирован») в жизнь Церкви. Но со стороны это понять нам не дано.

Другой критерий мы могли бы поискать в области внеритуальной жизни христианина. Церковное богослужение и Таинства для нашей нравственной жизни есть училище благочестия. Церковные тексты, содержащие в себе либо отрывки из Священного Писания, либо поэтическое истолкование их, либо примеры воплощения Евангелия в жизни святых, выстраивают для нас систему координат. Насколько воспринял христианин эту систему координат, насколько верен он в жизни тем идеалам, которые Церковь воспевает в Своем богослужении, настолько он и церковен. Жизнь Церкви вся выстроена вокруг заповедей Спасителя. И сопричастность христианина Церкви и вообще истинному христианству определяется лишь мерой его реальной приверженности этим же заповедям.

Важнейший критерий воцерковленности –
присутствие мирного духа, духа Христова

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин – Всё-таки первое, что просится на ум, – это исполнение каких-то простых, но обязательных правил церковной жизни, известных всем мало-мальски воцерковленным людям. То есть присутствие на вечерней службе в субботу или накануне праздника, а также на Литургии в воскресный день хотя бы раз в месяц. Причем присутствие не на пять-десять минут, а как положено – от начала и до конца службы. Конечно, если нет каких-то объективных препятствий. Это важно, потому что и болезни бывают, и отсутствие храма в пределах реальной доступности, и разные погодные (природные) обстоятельства и т.д. Но при отсутствии всех этих коллизий посещение храма и службы нормально каждую неделю.

Далее, конечно, критерием воцерковленности надо признать участие в Таинствах исповеди и Причастия хотя бы несколько раз в году. Раньше говорили о необходимости Причащения каждым многодневным постом, которых у нас, напомню, четыре. Но сейчас (и это радует) большинство прихожан стараются причащаться чаще, хотя бы раз в месяц. И это хорошо.

Кроме того, надо сказать о правиле домашнем, то есть о каких-то минимальных требованиях исполнения утренних и вечерних молитв, молитв перед едой и после еды, перед работой и после работы. Обязательной нормой для воцерковленного человека можно назвать и чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета.

Обязательная норма для воцерковленного человека – чтение Священного Писания, а особенно Нового Завета

Периодичность может быть разной: каждый день, раз в два-три дня или раз в неделю, в зависимости от обстоятельств, но постоянство – это норма. Кто-то скажет: ригоризм и начетничество! Ничуть – обычный христианский образ жизни.

Но и это еще не всё. Важнейшим критерием воцерковленности надо назвать присутствие мирного духа, духа Христова. Апостол говорит: «Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9). А один из основных признаков, если можно так сказать, духа Христова – это строгость к себе и снисхождение к другим. Не потакание грехам и не оправдывание лжи, но именно сострадательное и духовное отношение к человеку как к высшему творению Божиему, призванному ко спасению. Мне кажется, это важно: при исполнении всех правил, о которых мы говорим и которые действительно необходимы, не забывать, что цель наша состоит в том, чтобы стяжать дух Христов, уподобиться Христу, облечься в Него. Вот это в собственном смысле слова и есть воцерковление, потому что Церковь – это и есть тело Христово.

Насчет же того, что можно считать недовоцерковленностью и недохристианством… я бы воздержался от употребления этих терминов, хотя бы уже потому, что за всю историю жизни Церкви устами бесчисленного множества святых отцов были оговорены самые разные тонкости и нюансы церковной жизни и определены наименования всех важных для нашего спасения состояний, понятий и отношений. Насколько я знаю, среди этих терминов нет слов «недовоцерковленность» и «недохристианство», отчасти, может быть, потому, что суть человеческой жизни, особенно в духовном ее измерении, знает только Сам Господь, и нам легко ошибиться, оценивая человека только по каким-то внешним признакам, не зная содержания жизни его сердца и обстоятельств жизни вообще. Но это, конечно, не значит, что мы сами вправе пренебрегать теми критериями церковной жизни, о которых мы говорили выше.

Невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно,
в отрыве от общины

Священник Сергий Бегиян:

Священник Сергий Бегиян – Этот вопрос совсем не такой простой, как кажется. Несомненно, что жить настоящей церковной жизнью – это идеал каждого верующего человека. Наверное, в разные годы я бы по-разному отвечал на этот вопрос. Сегодня я могу сказать так: невозможно жить настоящей церковной жизнью обособленно, в отрыве от общины. Настоящая церковная жизнь общинна, соборна по духу. Где нет такого общего начала, там мало и церковности в высоком смысле слова.

Можно ходить на службы, участвовать в Таинствах, то есть пытаться осуществить свое индивидуальное христианство, но исполнить заповеди в одиночку затруднительно. Невозможно смириться, когда нет смиряющего; невозможно утешить, когда нет плачущего и т.д. Это простые, грубые примеры, но суть именно такова. Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему. Церковная община помогает усовершенствовать и первое, и второе.

Если община сильна – то тогда действительно приход подобен кораблю, плывущему по житейскому морю. Если община разделена на многих молящихся знакомцев (как оно происходит почти повсеместно), то мы переплываем море на байдарке. Может, конечно, повезти, и ты переплывешь. А может, и нет.

Христианство осуществляется через двойную жертву – Богу и ближнему

Недовоцерковленность – когда человек только берет от храма: Таинства, благодать, молитвы и прочее, – а сам ничего не дает, никогда не спросит, чем помочь. Может, банально после службы убрать некому. Недовоцерковленность еще и поверхностное хождение на богослужения без попытки что-то понять, стать ближе к Богу, хождение в церковь в силу традиции или по инерции.

Недохристианство – это некая косность, нежелание работать над собой. Человек ходит в храм, но уже не думает о своем исправлении, а уже его мозг работает, как бы исправить детей, внуков, мужа и проч. Недохристианство – это Ветхий Завет. Когда ты читал, читал: «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и мать» и прочее, а вот до «блаженны плачущии» – не дочитал. И так и остался христианским фарисеем, почитающим свой покой и комфорт превыше всего и на любое обвинение так и отвечающим: «Благодарю Тебя, Боже, что я не как другие человецы, пощусь дважды в неделю» и т.д.

Недохристианство – это успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «гарантии спасения»

Христос пришел низвести огонь (ср.: Лк. 12: 49) Божественной любви. И желает, чтобы этот огонь снедал нас и от любви к Нему мы восходили бы все к большему подвигу. Этот огонь не позволяет душе успокоиться на достигнутом (поскольку, в сущности, мы ничего не достигаем), но все время толкает нас вперед, как говорит апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 13–14).

Поэтому, говоря кратко, недохристианство и значит успокоенно почитать себя «достигшим» и имеющим «православные гарантии спасения», а не в «муках рождения» каждый день распинаться миру.

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин – Воцерковленность определяется по достаточно четкому критерию. Воцерковленный человек – это человек, который не может без Церкви. Его тянет в храм, в храме его душа расцветает, радуется, наполняется жизнью. Без богослужения и Таинств он задыхается, угасает. Он, конечно, может по усталости пропустить молитвенное правило, но без молитвы все равно не может.

Поэтому насколько жизнь Церкви стала жизнью твоей души, настолько ты и чадо Церкви. Насколько ты жаждешь общения с Господом в Таинствах и богослужениях, настолько Божия благодать и очищает тебя. А вот если тебя не тянет в храм, если ты думаешь, что лучше вместо всенощной пойти в гипермаркет, а вместо Литургии отоспаться, то какая у тебя воцерковленность?

Для воцерковленного человека радостью являются радости Церкви: Рождество, Воскресение Господа, ниспослание Святого Духа апостолам. Он переживает эти события как сопричастный Евангелию, воспринимает самым сердцем события из жизни Господа как имеющие отношение к каждому из нас. Он живет постами и праздниками церковного года, а мирские праздники отступают на второй план.

Важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним

И еще добавлю, что важный критерий воцерковленности – насколько твоя душа стала милостивой к ближним. Ведь когда касается сердца благодать Христова, то внутри сияет что-то чистое, доброе, такую душу ничто не гнетет и она с радостью и любовью относится к окружающим. Если же ты ходишь в храм и тут же грубо одергиваешь стоящих рядом, если везде провоцируешь с кем-то конфликт, то, значит, еще не воспринял ты от Церкви мирный и любвеобильный дух, еще есть тебе над чем работать. Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого.

Перевод слова спиннер на русский

Ссылка на файл: >>>>>> http://file-portal.ru/Перевод слова спиннер на русский/

SPINNER
Перевод слова spinner
Спиннер — что это такое? Определение, значение, перевод

Расшифровка, значение Регистрация Войти Логин: Модный словарик Модники Образование и наука Тюрьма Популярные мемы Оскорбления О Сексе O Женщинах. Спиннер — что значит? К нам постоянно попадают слова и выражения из других языков, смысл и значение которых нам порой совершенно непонятен. Сегодня поговорим о таком модном на первый взгляд слове, как Спиннер , что значит вы узнаете чуть ниже. Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё несколькими словами и жаргонизмами на тематику жаргона модников. Например, что значит Кирпич Суприм , что такое Сникерсы , что означает слово Абибас , как понять термин Яжка и т. Итак, продолжим, ч то значит Спиннер? Этот термин был заимствован из английского языка » spinner «, и переводится, как «волчок». Кирпич Суприм — что значит? Суприм — что значит? Гуки, Гук — что значит? Сникерсы — что значит? Ваксация, Ваксинг — что значит? Школоло, Школота — что значит? Сугой — что значит? Урбан — что значит? Манга — что значит? Овнить — что значит? Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Полностью согласен с автором. Это просто волчёк игрушка для детей от 1 до 3 лет. Но западные маркетологи ,молоцы — из пустоты деньги качают. Аниме Армейские жаргонизмы Аббревиатуры В жизни Геймеры Интернет Музыка и Видео Модники Наркоманы Образование и наука O Женщинах О Сексе Оскорбления Популярные Мемы Тюрьма Уличный Сленг Фразеологизмы Числа. Популярные новости Водолаз — что значит? Чернильница — что значит? Чушка — что значит? Между нами тает лёд мем Shooting Stars мем Что означает 2к16? Что значит Пояснить за Шмот? Что значит Трешер, Tresher? Что значит Игнор, Игнорить? Омегаверс — что значит? Что значит Swag, Свэг? Вичуха — что значит? Кончить — что значит? Фармить, Фарм — что значит? Асталависта — что значит? Дегенерат — что значит? Высокомерная — что значит? Пиздатый, Пиздатая — что значит? ESSKEETIT, Эшкере — что значит? Необъяснимо, но факт мем Что значит Кама Пуля мем? Панин с Собакой мем Семпай, Сэмпай — что значит? Джоггеры — что значит? Пилотка, Пелотка — что значит? Диана Шурыгина мемы Мемы про футбол и футболистов Хакнуть — что значит? Забашлять, Башлять — что значит? Яндере, Яндерекко, Янгире это? Мемы про Бабушек Шрек и Пётр мем Мем про Дурова Фак — что значит? Шваль — что значит? Яойщица, Яойщики, Яой это?

В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.

Первое:

Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.

Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.

Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.

Второе:

Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.

Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.

Вот и с храмом так же. В ходе богослужения у вас будут рождаться вопросы, на которые вы захотите найти ответ. С поиска ответов на них и начнется постепенное осмысление службы — практика будет подкрепляться теорией.

Третье:

Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.

Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.

Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.

Четвертое:

Прочитайте Евангелие и начните молиться. Без чтения Евангелия христианин не может называться христианином. Мы все живем в информационно-насыщенном мире и знаем про смерть и воскресение Иисуса Христа, но необходимо прочитать первоисточник. Евангелие от Марка, например — это всего около тридцати страниц, его можно прочитать за пару вечеров. Потом — Евангелие от Луки, более подробное повествование о событиях жизни Христа. И наконец, остальные Евангелия — от Матфея и Иоанна.

Пятое:

Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.

Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.

Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.

Шестое:

исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.

Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.

Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.

При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.

Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.

Седьмое:

постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.

Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.

Восьмое:

внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.

С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.

А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.

Девятое:

будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.

Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.

Десятое:

не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.

На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.

Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.

Подготовила Анастасия Бавинова

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

– Что значит быть воцерковлённым человеком?

– Митрополит Вениамин Федченков задал однажды вопрос св. прав. Иоанну Кронштадтскому: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» «Вера?» – переспросил он и на минуту задумался. Потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!» «А что это такое – жили в Церкви?» – спросил я. «Ну, – с некоторым удивлением от моего вопроса продолжал он, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги, минеи. Не Четьи-Минеи (Жития святых), хотя и те прекрасны! – а богослужебные минеи, стихиры, каноны… Вот! Я жил в Церкви!»

Подобным образом и наша воцерковлённость подразумевает, что мы приобщены к церковной жизни, участвуем в Таинствах, проникнуты Преданием Церкви, звучащим в богослужении, святоотеческих и прочих церковных книгах, питаем себя чтением Священного Писания, пытаемся исполнять заповеди Христовы… И, как всё это сводит воедино прп. Серафим Саровский, через названное выше и прочее подобное ищем стяжать благодать Святого Духа Божия.

– Батюшка, подскажите, в какие особенно строгие моменты Литургии в храме нельзя переходить с места на место? Когда всё-таки можно сесть, приложиться к иконе и поставить свечку?

– Если человек пришёл на всю службу, то зачем ему ходить по храму? Если опоздал, не успел приложиться до начала, лучше уж стоять и внимать службе. Мирен дух нам велено стяжать, а он не в беготне от иконы к иконе, а во внимании к службе. Если же у человека есть лишь 5 или 15 минут, чтобы поставить свечку и приложиться, а потом он вынужден торопиться куда-то по жизненной необходимости, он может подойти к иконе тогда, когда случится, но, разумеется, скромно и осторожно. Или, если ребёнок захотел в туалет – когда ему надо, тогда родители его и ведут. Если нужно сесть человеку по немощи или болезни – пусть сидит сколько нужно и когда нужно по состоянию. Прп. Пимен Великий свидетельствовал, что Отцы учили нас убивать страсти, а не тело; тело-то надо разумно беречь.

А «самые строгие» моменты службы известны – чтение Апостола и Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон, Причащение Святым Христовым Тайнам.

– Как научиться, глядя на людей, их не осуждать?

– Когда человек кого-то осуждает, он неизбежно рассматривает поступки человека. Но всё, что человек совершает, напитано тем или иным духом. А душа человеческая очень проста – что рассматривает, тем духом и пропитывается. Оттого после такого рассматривания у нас самих на душе делается темно, тягостно, душно. И потому и бывает, что, осудив, делаем так же – рассматривали чужой поступок, да и напитались соответствующим настроем и духом, а, напитавшись, из него и сами поступили. Так вот, если не хотим страдать, станем избегать пристального рассматривания плохих вещей и поступков.

– Стоит ли вставать на защиту Патриарха и Православной церкви в социальных сетях, когда пишут очень обидные вещи?

– Древние преподобные отцы Египетской пустыни говорили: «Если тебя не спрашивают, не начинай говорить». Так и здесь – если к нам обратились с этим, можем ответить, если только сумеем это сделать тактично и достойно. А если у нас возникает побуждение влезть в чужую беседу, то всё-таки возникает вопрос: а точно ли хорошо так поступать? Сомнительно. Но здесь возможны, так сказать, нюансы. В том числе такой: а услышит ли нас тот, к кому мы хотим обратиться? Может ли он вообще сейчас кого-то услышать?

– Может ли дедушка быть крестным своего внука?

– Да, может.

– Я совсем еще не знаю молитв, потому что только прихожу к вере. Можно молиться своими словами?

– Своими словами молиться можно и нужно. Но вот какое значение имеют молитвы чужими словами, т.е. по книжкам. Всё, что знаем и умеем, мы перенимали у других людей, учились у них. Так и здесь, когда мы читаем чужие молитвы, – а они ведь записаны за святыми, – мы входим в их опыт, именно он, их опыт там отображён. И, насколько можем, усваиваем его. Но во всём, что мы умеем, мы прилагаем и свой опыт, потому и своими словами тоже к Богу и святым обращаемся. И, поскольку мы всю жизнь учимся (даже Пресвятая Богородица любила учиться чему-то хорошему, умела слушать собеседника, что уж говорить о прочих людях), непрестанно к чужим текстам и обращаемся, всё новое там находя.

– Боюсь показать в школе, что я верю в Бога, потому что мои друзья считают это все ерундой. Я не хочу остаться один. Как мне быть?

Не нужно веру свою афишировать, размахивать ей, как флагом. Потому что в случае афиширования и «размахивания» веры в нас как раз и недостаёт. А вера сама должна говорить в наших поступках, словах и всём нашем настрое. Тогда, если станет известно друзьям о нашей вере, это не будет для окружающих нас ерундой и чем-то позорным, а наоборот, заставит задуматься. А как говорит вера? Она предполагает, что мы помним о Боге, что Он близко, что Он и видит всё, и помогает. А значит, мы живём внимательно, не поступаем, как попало, не говорим, что придётся, не культивируем сорных мыслей и чувств. Тогда и окружающим с нами хорошо, потому что мы бережно и внимательно к ним относимся. Тогда человек является носителем мирного духа.

– При входе в храм часто, особенно по праздникам, стоит много цыган, просящих милостыню очень назойливо. Как к ним относиться?

Все мы люди, даже если не умеем себя вести и назойливо пристаём к кому-то. Например, пристаём к Богу со своими просьбами, продолжая непрестанно грешить при этом. И всех нас бывает жалко. И Господь нас щадит и подаёт милостыню. Но Отцы всё-таки сказали (например, прпп. Арсений Великий, Варсануфий Великий), что милостыню стоит подавать по мере возможности.

Предыдущие три части – 1, 2, 3
Сегодня у нас снова самые разные истории – «героические» и не очень, есть весьма странные, будут и чудесные встречи, и удивительные находки среди зимы…
19) 扼虎救父 — Спасая отца, придушить тигра
Страшный тигр белолобый повстречался в горах.
С тигром смело сражался, защищая отца,
Сын с отцом избежали в пасти тигра конца,
Невредимы, как прежде, вернулись домой.
У Ян Сяна не было никого, кроме отца. Однажды они вместе отправились в горы, и вдруг повстречались со свирепым тигром. Ян Сян, боясь, что потеряет отца, бросился отгонять тигра, однако сделать этого не смог, и в печали обратился к Небу:
— Молю! Отдай меня на съедение тигру, но пощади отца!
Его мольба была исполнена таким глубоким чувством, что Небо исполнилось сострадания. Только что свирепый и готовый схватить и сожрать человека тигр опустил вставшую дыбом шерсть и пустился прочь. Отец и сын счастливо избежали зубов тигра и благополучно вернулись домой. Причина этого чуда — глубокое чувство сыновней почтительности.
Здесь тигр просто гигантский. И убегать пока никуда не собирается…
А у Сигэхару видно только хвост убегающей зверюги.
20) 尝粪忧心 — Попробовать на вкус испражнения
Десять дней не прошло, как приехал на службу в провинцию,
Вдруг почувствовал он: заболел его старый отец.
Он с печалью в сердце молился созвездью Медведицы,
Чтобы вместо отца для него была послана смерть.
Юй Цяньлоу жил во времена династии Южная Ци. Став губернатором, он отправился в уезд Шаньлин. Однако не прошло еще и десяти дней с его приезда, как его охватило беспокойство, да такое, что он стал думать, не заболел ли его отец.
Тогда он вернулся домой, оставив губернаторство. Как он и предполагал, отец оказался тяжело болен. Юй Цяньлоу спросил доктора, становится ли отцу лучше или хуже, и тот сказал:
— Чтобы это выяснить, нужно полизать испражнения больного, чтобы проверить, сладкие они или горькие.
Юй Цяньлоу попросил:
— Дайте мне лизнуть.
Он лизнул, вкус оказался таким горьким, что он опечалился, понимая, что отцу суждено вскоре умереть. Тогда-то он и стал молиться созвездию Большой Медведицы, прося о том, чтобы умереть вместо отца. Через 3 дня отец умер, а Юй Цяньлоу еще 3 года был в трауре.
Это практически единственная история с печальным концом…
21) 乳姑不怠 — Не отлынивая, кормить свекровь грудью
Та невестка свекровь почитает и любит ее.
Молока принесет и умоет, причешет с утра.
За такие заботы всегда нелегко отплатить.
Вот когда б и потомки смогли так достойно прожить!
У госпожи Тан была свекровь преклонного возраста по имени госпожа Чан Сунь. Она никакую пищу уже не могла жевать, поэтому госпожа Тан кормила ее своей грудью. Тан всеми силами служила ей, годами за ней ухаживая. Вставала рано утром, одевала, причесывала и кормила. Вот однажды госпоже Чан Сунь стало совсем плохо, думали, что на этот раз она умрет.
Собралась вся семья. Госпожа Чан Сунь сказала:
— Как мне отплатить госпоже Тан за ее многолетние благодеяния? Я умираю, не сумев сделать этого. Если наши потомки будут подражать госпоже Тан, также станут следовать дочернему долгу, то, несомненно, в будущем нашу семью ждет процветание.
Считается, что такая почтительность по отношению к свекрови — редкость, и в древние времена, и в наши дни. Все люди это одобряют. А поскольку это так, то вскоре госпожа Тан была вознаграждена, ее внук стал большим человеком в Китае, но почитал свою бабушку, и в будущем процветание ее было безграничным.
22) 弃官寻母 — Покинуть пост, чтобы найти мать
С семилетнего возраста он отдельно от матери жил,
Как далекие звезды, пятьдесят лет они далеки.
Но однажды, как будто проснувшись, ее отыскать он решил.
Это Небо такие счастливые мысли нам шлет.
Когда Чжу Шоу-чану было семь лет, его отец разошелся с матерью, поэтому мальчик плохо ее помнил. Чжу Шоу-чан горевал об этом, но ни разу не встречался с матерью, пока ему не исполнилось пятьдесят лет.
Тогда Чжу Шоу-чан — а он был чиновником на государственной службе — оставил и жалованье, и жену с детьми и отправился в местность под названием Цинь, разыскивать мать, решив во что бы то ни стало с ней встретиться. Он переписал кровью сутру, вознес молитвы к небу, расспрашивал людей, и, поскольку решимость его была велика, в конце концов, отыскал свою матерь в Шаньчжоу. Также он познакомился с двумя своими младшими братьями. На тот момент его матери исполнилось 70 лет.
Чжу Шоу-чан на привале в пути.
Наверное, самый смелый из набросков Куниёси в «западном стиле». Гравюра по нему так и не была напечатана — видимо, издатель не решился на такой дизайн.
23) 涤亲溺器 — Чистить кадку с нечистотами
В Поднебесной известный вельможа тот,
Помня сына почтительность, служит родителям.
Чтобы вымыть горшок, из источника воду берет,
Как служанка. Таких людей мало на свете!
Во времена правления династии Сун жил поэт, каллиграф и чиновник по имени Хуан Тинцзянь. С детства он был почтительным и послушным сыном. А став взрослым, он, хотя и занимал высокое положение, однако все дела, которые касались его матери, независимо от их сложности, он всегда выполнял сам и никогда не звал слуг в помощь.
С юности Хуан Тинцзянь учился очень прилежно, а в 23 года уже выдержал государственный экзамен на степень «цзиньши» (учёная степень первого разряда, необходимая для получения государственной должности). Спустя несколько лет, он стал «тайши» — старшим среди придворных летописцев и астрономов…
У матери Хуана было особое пристрастие к чистоте, поэтому Хуан Тинцзянь, невзирая на каждодневную занятость, едва вернувшись домой, заходил на половину матери, обязательно справлялся о ее здоровье, беседовал с ней и сам выносил нечистоты, мыл кадку и ставил ее на место. И так было всю жизнь.
То, что Хуан делал для матери, поражало некоторых или вызывало недоумение. Однажды кто-то спросил его: «Вы, придворный чиновник, имеете так много слуг, зачем вам самому надо размениваться на мелкие хлопоты да еще заниматься этим низким делом, выгребая нечистоты своими руками?». Хуан Тинцзянь отвечал: «Почитание родителей является моим долгом и не имеет никакого отношения к моему служебному положению. Так как же можно просить слуг взять на себя этот труд? К тому же, почитание родителей — это естественное и искреннее чувство благодарности к ним. И как можно различать в этом высокое и низкое?».
Последняя на сегодня история — с чудесами посреди зимы. По популярности в гравюрах она может поспорить с самой первой историей из «24 примеров» — про Да Шуня и слоников.
24) 哭竹生笋 — Благодаря слезам вырастает бамбук
Только холод да северный ветер, да капают слезы,
В мрачной роще бамбуковой снег, не найти ничего.
Вдруг в мгновение новый, весенний побег появился,
Это Небо послало в ответ на сыновнее чувство его.
Еще в младенчестве Мэн Цзун потерял отца, мать одна его воспитала. Когда она состарилась, болезни начали постоянно мучить ее. Доктор сказал, что единственное, что может ее спасти, — похлебка из бамбуковых побегов. Но откуда зимой бамбуковые побеги?
Но Мэн Цзун все же отправился в бамбуковую рощу, раскопал глубокий снег, но так и не смог найти новых побегов. Тогда он горько заплакал, так как понял, что не может спасти свою мать от гибели. И тут случилось чудо: на поляне, примыкающей к бамбуковой роще, неожиданно обнажился участок земли, и там появились сладкие бамбуковые побеги.
Страшно обрадовавшись, Мэн Цзун нарезал побегов и вернулся домой. Он сварил суп и накормил им мать. Съев суп, мать тут же оправилась от болезней и ее годы продлились. Когда всем сердцем чувствуешь глубину сыновнего долга, Небо посылает дары.
Кроме Куниёси этот сюжет много кто изображал:
Немного таинственное суримоно Хокусая.
Вечно молодые красавицы у Харунобу …
… и Корюсая.
А это снова Куниёси.
Завершаем, как всегда, картинкой Тиканобу:
Стоит отметить, что категория «сяо» и связанные с ней идеалы и ценности актуальны в Китае и по сей день.
И недавно китайские власти опубликовали современные «24 примера» того, что современный китаец может и должен сделать для своих родителей (подробнее об этом — и ). В списке есть, например, такие пункты:
— научить родителей пользоваться Интернетом;
— купить родителям медицинскую страховку;
— приготовить для них еду;
— провести отпуск с родителями;
— поддержать вдового родителя во вступлении в новый брак.
На этом «китайская» часть историй о почтительности к родителям у нас завершается. Но это ещё не конец — как же без чисто японских примеров и историй… Так что до встречи!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *