От Матфея святое благовествование

Глава 24.

1И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

3Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.

6Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это — начало болезней.

9Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется.

14И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- 16тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20Моли’тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.

24Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25Вот, Я наперед сказал вам.

29И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37но, ка’к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка’к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; 40тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45Кто’ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- 50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Мы знаем, что живем в то время, которое Библия называет последним. И Господь Иисус Христос предупредил, что именно это время будет отличаться великими ложными знамениями и чудесами, которые и будут предшествовать Его возвращению. Можно сказать, что это является так же признаком скорого возвращение Христа за Его церковью.
Иисус предупреждал: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Матф.24: 11, 24). Когда Иисус говорил о лжепророках, то евреи хорошо понимали, о ком Он говорит. Они знали, что лжепророками были не те люди, которые приходили во имя других богов. Это были пророки, которые приходили во имя Бога Израилева, но они говорили только то, что желали слышать люди. Лжепророков всегда любили, а истинных пророков убивали. Поэтому Иисус Христос говоря о лжепророках, которые прельстят многих людей, имел в виду тех, которые приходят под Его именем, но говорят людям то, что те хотят слышать.
Лжепророки – это люди считающие, что служат Христу, и думающие, что несут народу Слово от Бога, но на самом деле заблуждаются и проповедуют ложь.
Апостол Павел сказал: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29-30). Мы ясно видим из слов Павла, что лжепророки – лютые волки, выйдут из среди христиан. Это не сатанисты какие-нибудь. Это те, которые называют себя слугами Бога, но говорят превратно, т. е. искажают учение Иисуса Христа.
Так же Иисус говорит о том, что служение таких людей будут сопровождаться великими чудесами и знамениями, «благодаря» которым, многие будут обмануты. Поймите правильно, я не говорю, что любой человек, чье служение сопровождают чудеса и знамения, автоматически причисляется к лжепророкам. Нет. Но важно на основании Писания отличать истинные чудеса от ложных. Иисус Христос перечислил перед Своим вознесением те знамения, которые будут сопровождать верующих в Него. Это: изгнание бесов, исцеление больных, смертоносный яд не будет вредить, и будут говорить новыми языками.
Вот те знамения, которые сопровождают христиан. Он нигде не говорил о том, что будет появляться золотая пыль на служениях, будут пломбироваться зубы золотыми пломбами, будут появляться «перья ангелов», различные бриллианты и драгоценные камни, а так же ни слова не сказал о «святом смехе» и т.п. Ни в служении Самого Христа, ни в служении Апостолов такого не происходило и нет даже намека на то, что подобное будет. Протестанты любят говорить, что Писание для них является безусловным авторитетом, но так ли это на самом деле для большинства из них?
И кого будут прельщать эти лжехристы и лжепророки по словам Христа? Если возможно, то и избранных. Кто такие избранные? Это те, кого Христос уже нашел и избрал, это Его народ. Скажите, могут ли МНОГИЕ христиане быть прельщены оккультистами, экстрасенсами, магами и подобными слугами сатаны? Конечно же, нет. Но Божий народ, может быть обманут теми, кто говорят о Христе, учат используя Писание, но в тоже время являются лжепророками и лжеучителями, потому что осознанно или нет, извращают учение Христа. Каким образом они обманывают МНОГИХ людей? Разъезжая по городам и странам, посещая каждую церковь? Таким образом многих не прельстишь. Делают они это через христианские каналы, обольщая многих верующих.
Сегодня массы христиан с упоением слушают тех проповедников, в служении которых присутствуют выше перечисленные ложные чудеса, не имеющие никакого библейского основания. Но это совсем не мешает им принимать все подряд учения, исходящие от этих «помазанников». Иисус предупреждал, что МНОГИЕ будут обмануты лжепророками, а это означает ни что иное, как то, что МНОГИЕ уже обмануты. Мог ли Иисус говорить одно, а подразумевать другое? Мог ли Он ошибаться? Думаю, что нет. Но те верующие, которые следуют за лжепророками и лжеучителями, даже и мысли не допускают, что это могут быть лжепророки, и что они могут быть обмануты через них. Обольщенные христиане видят все в «розовых очках». Для них все творящие чудеса, являются Божьими помазанниками. Основанием для обольщения служит вера людей в то, что если в служении какого-либо человека присутствуют чудеса и знамения, то это доказательство Божьего присутствия и Его благоволения. Это и есть заблуждение.
Как вы думаете, почему сегодня так сильно распространено учение о подчинении, подотчетности старшим и духовном покрове? Эти учения исключают всякий критический анализ преподаваемых учений через Слово Божье. Люди думают: «Да кто я такой, чтобы сомневаться в словах «помазанника»? Он же лучше понимает Писание, чем я. Он же ближе к Богу. Бог поставил его посредником между Собой и мной…» и т.д. Это и есть плоды не библейского учения о безусловном подчинении пасторам; о духовном покрове, и подотчетности. Не надо забывать, что сатана отец лжи, и способен творить велики чудеса и знамения. Для чего он это делает? Чтобы люди перестали сами вникать в Слово Божье, ища водительства Духа Святого, а принимали все подряд учения от тех, людей, через которых эти чудеса происходят. Именно таким образом ложные учения и проникают в христианство.
Каждый из нас должен понимать, что даже чудеса и знамения еще не доказывают, что человек говорит истину. Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих верных слуг – людей, отдавшихся воле диавола. Из Св. Библии известно, например, что когда Моисей и его брат Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить еврейский народ из Египта, и Аарон бросил жезл свой перед фараоном и он сделался змеем, то фараон позвал египетских чародеев и они сделали то же самое своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Чудеса злых духов – это не истинные чудеса, а обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ.
Мы не должны слепо кому-то верить, если он изгоняет бесов, исцеляет больных и говорит новыми языками, не говоря уже о тех, у кого происходят чудеса, не имеющие подтверждения в Писании.
Мерило всех учений только одно – учение Иисуса Христа и Его Апостолов. Мы живем по Новому Завету, поэтому должны все сверять с учением Нового Завета. Апостол Павел написал: «…того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2Фесс.2:9-12).
Из его слов мы видим, что если человек не возлюбит истину (учение Иисуса Христа и Его Апостолов), то обязательно будет обольщен сатаной в это последнее время. И самое страшное заключается в том, что Сам Бог пошлет за это действие заблуждения, поэтому они будут верить лжи. Вы понимаете в чем суть? Почему верующие фанатично верят лжепророкам и их учениям о стократном увеличении денег; о благодати, «благодаря» которой можно грешить и каяться, грешить и каяться в одном и том же грехе, и жить непосвященной Богу жизнью и идти на небеса, и др. ложные учения.
Это происходить потому, что они не возлюбили слово истины. Каждый верующий может бить себя в грудь и говорить: «Я люблю Иисуса и Его Слово!», но если бы это было правдой, то учение Иисуса Христа просто не позволило бы им следовать за обманщиками, преследующими свои корыстные цели. Над такими «христианами» совершается суд Божий, поэтому Бог оставляет тех людей, которые ищут себе учителей, льстящих слуху.
Апостол Павел сказал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3). Вот мы и живем в такое время, когда каждый может сам себе избрать «любимых» учителей, которые учат тому, что им хочется слушать. Сегодня для этого есть широкие возможности.
Хочу призвать вас дорогие братья и сестры следовать за Иисусом Христом, а не за людьми и сверять все, что вы слышите с учением Христа и Апостолов. Не забывайте, что мы живем во времена как истинных чудес, так и ложных. Бодрствуйте в молитве и вникайте в Писание. Да благословит вас Господь!
Из Интернета
Рекомендую прочитать «Не сходите с ума» http://www.proza.ru/2018/12/29/1288

Слитное и дефисное написание сложных слов включает несколько типов правил:

1) общие правила слитного и дефисного написания слов;
2) слитное и дефисное написание сложных существи­тельных;
3) слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и служебных частей речи имеет свою систему правил и будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

2.14.1. Общие правила слитного и дефисного написания слов

Автошкола, авиабилеты, автомотовелогонки, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.

Исключения:

  • сложные слова с несколькими такими элементами, соединёнными союзом и.

    Теле- и радиопрограмма, авто- и мотогонки.

Антиисторический, архиважный, гиперурбанизм, интерпозиция, инфракрасный, контрнаступление, панамериканский, псевдорусский, субпродукты, супермодный, транссибирский, ультраправый, экстраординарный.

Исключения:

  • слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.

  • контр-адмирал, экстра-класс.

3. Пишутся слитно сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже (с суффиксами -и-, -у-, -ух-, -а- и др.).

Семилетка, двухдюймовка, двуличный, сорокалетие, пятикратно, тридцатипятилетний, трёхкилограммовый.

4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть-.

Полумеры, полуоткрытый, полушутя, полутораметровый, четвертьфинальный.

Обратите внимание! Сочетания, в состав которых входит слово половина, пишутся раздельно.

Трёх с половиной километровое расстояние.

Исключения: трёхсполовинный, четырёхсполовинный.

5. Слова с первым элементом пол- пишутся:

  • слитно, если вторая часть начинается с согласной, кроме согласной л;

    Полмира, полдня, ползимы.

  • через дефис, если вторая часть начинается с гласной, согласной л или с прописной буквы;

    Пол-огурца, пол-лимона, пол-Москвы.

  • раздельно, если компонент пол- отделён от существительного определением.

    Пол засеянного поля, пол фруктового сада.

2.14.2. Слитное и дефисное написание сложных существительных

А) Пишутся слитно:

1. сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной;

Водовоз, земледелие.

2. сложносокращённые слова;

Завкадрами, районо, вуз, втуз, завмаг, спецкор.

3. сложные существительные со второй частью град, город, метр;

Волгоград, Белгород, вольтметр.

4. сложные существительные с первым элементом борт;

Бортинженер, бортпроводница.

5. сложные существительные с первой глагольной частью в повелительном наклонении (с суффиксом -и).

Держиморда, горицвет, вертихвостка.

Исключение: перекати-поле;

6. некоторые сложные географические названия;

Верхнеколымск, Новоржев.

7. сложные существительные, образованные от дефисных написаний, называющих народностей, племена, людей по роду занятий, интересам, месту жительства.

Обратите внимание! 1) Слова, сокращённые до первых букв, обычно пишутся прописными буквами (ООН, ГКО).

2) Точки внутри сложносокращённых слов не ставятся: ФСБ, госуниверситет.

3) Если элементы зав-, зам-, пом- отделены от существительного прилагательным, то они пишутся раздельно и после них ставится точка: зам. генерального директора, пом. главного режиссёра.

Б) Пишутся через дефис:

1. сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово;

2. составные названия политических партий, направлений, их сторонников;

Социал-демократия, социал-революционер.

3. составные названия единиц измерений;

Человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час, тонно-километр.

Исключения: трудодень, трудочас.

4. сложные существительные, обозначающие промежуточные части света, и их эквиваленты с иноязычными элементами;

Юго-запад, северо-восток, зюйд-вест, норд-ост.

5. сложные названия растений, городов и др., в состав которых входят частицы, предлоги и союзы;

Любишь-не-любишь, иван-да-марья, Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре.

6. сложные существительные, первый элемент которых имеет оценочное значение;

Чудо-богатырь, паинька-мальчик, аника-воин, бой-баба, гоп-компания, жар-птица, ура-патриотизм, горе-спортсмен.

7. сложные существительные с иноязычными элементами: обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, блок-, пресс-, макси-, миди-, мини-.

Исключения: блокпост, блокгауз, блокнот;

8. сложные научные термины, в состав которых входят названия букв (обычно греческого и латинского алфавита);

Гамма-лучи, икс-лучи, альфа-измеритель.

9. составные фамилии и некоторые географические названия.

Жолио-Кюри, Новиков-Прибой, Усть-Ишим, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Лас-Вегас, Нью-Йорк.

2.14.3. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Пишутся слитно Пишутся через дефис
1. Сложные прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных, ср.: железобетон → железобетонный; паровоз → паровозный; микроволны → микроволновый. 1. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, ср.: юго-запад → юго-западный; унтер-офицер → унтер-офицерский; социал-демократ → социал-демократический.
2. Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью, то есть таких сочетаний, в которых есть главное и зависимое слово (от главного слова к зависимому слову можно задать вопрос), ср.: Древняя Русь → древнерусский; строить паровозы → паровозостроительный; три года → трёхгодичный; три миллиметра → трёхмиллиметровый; лить чугун → чугунолитейный; спеть скоро → скороспелый. 2. Сложные прилагательные, образованные от сочетаний с сочинительной связью (между словами, образующими такое сочетание, можно поставить сочинительные союзы и; но; не только.., но и), или образованные от слов, обозначающих неоднородные признаки, ср.: русский и немецкий → русско-немецкий; беспроцентный, но выигрышный → беспроцентно-выигрышный; не только выпуклый, но и вогнутый → выпукло-вогнутый; научный популярный журнал → научно-популярный журнал.
3. Сложные прилагательные, образованные путём сращения словосочетания (наречие + прилагательное / причастие) в одно слово. Как правило, это научно-технические термины и выражения, используемые в книжной речи, первая часть которых образуется из наречий: высоко, низко, выше, ниже, глубоко, мелко, легко, тяжело, остро, плоско, широко, узко, сильно, слабо, тонко, круто, крупно, ср.: высоковитаминный, высокообразованный, легкораненый, тяжелораненый, сильнодействующий, малоизученный, скоропортящийся, нижеподписавшийся, вышеизложенный. 3. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или другие качества (вкусовые, слуховые и др.) с оттенком, ср.: бело-красный, иссиня-чёрный, ярко-синий, светло-голубой, горько-сладкий (сладкий с горечью), горько-солёный (солёный с горечью), раскатисто-громкий (громкий, даже переходящий в раскатистый), почтительно-вежливый (вежливый и при этом выражающий почтительность), смущённо-счастливый (счастливый с оттенком смущения).
4. Прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных фамилий (независимо от того, как пишутся эти имена и фамилии – слитно, раздельно, через дефис), ср.: Лао-цзы → лаодзыстский. 4. Сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии или двух фамилий: вальтер-скоттовские романы, бойль-мариоттовский закон.
5. Прилагательные, образованные от иноязычной фамилии, которой предшествует служебное слово, ср.: де Бройль → дебройлевская теория. 5. Сложные прилагательные, входящие в состав некоторых географических названий, образованных от словосочетаний с подчинительной связью: Горно-Алтайская автономная область, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская низменность, Военно-Грузинская дорога, Восточно-Сибирское море.
6. Сложные прилагательные с первой частью на -ико (не иноязычной): великосветский, великорусский. 6. Сложные прилагательные с первой иноязычной частью на -ико: лексико-грамматический, историко-архивный.

Обратите внимание! 1) Следует различать термины и книжные слова, которые образованы путём сращения, от соответствующих сочетаний «наречие + прилагательное/причастие», которые пишутся раздельно.

Ср.: многообещающий студент («весьма талантливый, перспективный») – студент, много обещающий, но никогда не выполняющий своих обещаний.

Слова в соответствующих словосочетаниях сохраняют свою самостоятельность: от прилагательного/причастия можно поставить вопрос к наречию; их можно поменять местами; каждое из этих слов может иметь при себе зависимые слова.

Ср.: рабски покорный – покорный (как? насколько? в какой степени?) рабски – почти рабски покорный; практически ценный – ценный (в каком отношении?) практически.

2) Написание многих сложных прилагательных обусловлено традицией.

Ср.: народнохозяйственный – народно-освободительный; всемирно известный – всемирно-исторический; индоевропейцы, индоевропейский – вест-индский – вестготы.

Упражнения к теме «2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов»

►Читайте также другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1 Имея в виду изобразить, для предостережения читателей, нравственный облик лжеучителей, частью уже появившихся ко времени написанного послания, частью же имевших с особою силою выступить впоследствии, апостол ставит этих лжеучителей в параллель с ветхозаветными ложными пророками, ψευδοπροφη̃ται, имя которых он усвояет и лжеучителям христианских времен. «Под лжеучителями апостол разумеет единомышленников Николая и Коринфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам, и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам» (блаж. Феофилакт). Признаками древних лжепророков были: самозванное принятие ими на себя пророческого служения, хотя они и настаивали на своем божественном призвании (Иер 23:21; 27:12); возвещение предсказаний по видам корысти и человекоугодничества (3 Цар 22:10-13,19-23), лживость предвещаний, ничтожество чудес (Иез 13:3 и сл. и др.), главная же черта: проповедь не во Имя Единого Истинного Бога и чистого служения Ему, а — во имя богов иных (Втор 13:1-5; 18:20 и др). Подобно этому, и лжеучители апостольского и послеапостольского времени, по словам апостола, «введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель».

2-3 Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофилакт).

4-8 В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 сн. Быт 6-8 гл.), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (Быт 19:6), кроме праведного Лота (ст. 7-8). Грех ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, ап. Петр, а равно и ап. Иуда в своем послании (Иуд ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт 6:14, согласно с некоторыми кодексами LXX-ти, Иосифом Флавием (Иудейские древности I, III, §1), Филоном (De Gigant. §2), книгою Еноха (гл 6-10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге: проф. свящ. А. Глаголев. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, с. 201-205 примеч. ). По Ин 8:44, грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1 Тим 3:6 по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6).

4 Адский мрак, слав.: пленицы мрака, греч.: σειραι̃ς ζόφου, — синоним бездны Лк 8:31.

5-6 Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофилакт).

9 Из приведенных в ст. 4-8 примеров апостол делает нравоучительный вывод в духе вообще библейского воззрения на божественное вознаграждение и возмездие людям (ср. Пс 33:20; Притч 16:4; 1 Кор 10:13; Откр 3:10). Все сказано апостолом «для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блаж. Феофилакт).

10-15 Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10,14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10-11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело насаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофилакт).

15-16 Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у ап. Иуды (ст. 11) и в Апокалипсисе (Откр 2:14), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании (Чис 22:5 и сл.; 22-23-34) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками (Чис 25:1; 31:16). При этом ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и апостол назвал его «пророком, как сознававшего, ибо он говорил… Итак благословение его было делом не волхвования, но силы Божией» (блаж. Феофилакт).

17-19 Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветр противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофилакт). В ст. 18-19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофилакт).

20-22 Желая высказать ту важную мысль, что «познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего» (блаж. Феофилакт), апостол поясняет свою мысль, в ст. 22, двумя сравнениями, из которых первое заимствовано из Притч 26:11, а второе, вероятно, из ходячего приточного выражения неписанного. «Смысл речи такой: если те, которые через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана усиленно старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то апостол и говорит, что при такой будущности для тех, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было бы им не познавать (правды), нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего» (блаж. Феофилакт). Эта грозная и предостерегающая мысль апостола относится и к лжеучителям, и к обольщаемым ими, и ко всем согрешающим христианам и через грех отпадающим «от преданной им святой заповеди» (ст. 21). Но в особенной силе применимо это апостольское прещение к лжеучителям; к ним, точнее к особой группе лжеучителей, отрицавших действительность второго пришествия Господа, и переходит теперь апостол Петр (3:3-4).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *