Об авторах

Никитины — это семейная пара — Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали семерых детей. По профессии они педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики и книги, обеспечила им широкую известность.

О книге

Книга состоит из двух томов, которые составлялись постепенно, в интервале с 1963 по 1989 год. Активно тиражировалась самиздатом во времена СССР.

Методика Никитиных

Книга описывает саму известную отечественную методику детского развития. Все, кто занимается детским воспитанием, как минимум слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Методика Никитиных создавалась и тестировалась на их собственных детях, и поэтому они могли видеть ее воздействие практически постоянно.

Небольшой спойлер:

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития».

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Методика Никитиных, она дополняет данный обзор. А мы продолжаем дальше.

Так мы начинали 1963 г.

Книга начинается с главной «фишки» Никитиных — закаливание. Их первый ребенок — Алеша, страдал диатезом (высыпания на коже), от которого не помогали стандартные лекарства того времени. Практически наощупь родители Алеши нашли свое собственное лекарство — холод, который помогал лучше всего. Ребенок большую часть времени находился без одежды при температуре ниже +20. Именно с закаливания и начался путь Никитиных в детское развитие. Конечно, их бабушки и дедушки не могли на это спокойно смотреть, и между ними и Никитиными постоянно были ссоры по поводу правильности их методов. Такие ссоры продолжались еще многие годы и им уделяется достаточно внимания на протяжении всей книги.

Помимо закаливания Никитины уделяют много внимания физическим упражнениям, которые являются второй «фишкой» их методики. Турники, брусья, лестницы, кольца и пр. спортивный инвентарь и тренажеры, все это имеет большое значение для развития ребенка.

Что касается личностного развития, то авторы приводят ряд случаев из жизни детей, когда сама обстановка учила их как нужно себя вести. Это, например, горячий чайник и «невкусный кирпич», когда Алеша обжигался и пробовал на вкус кирпич. Такие методы типичны для Никитиных, ведь их главный философский посыл — ребенок должен самостоятельно познавать мир, лучше если он сделает небольшую ошибку сейчас и это доставит дискомфорт, но зато защитит его в будущем от серьезной опасности. Помимо самостоятельности во всем, авторы отмечают и необходимость приучать ребенка помогать по хозяйству:

«Кроме массы мелких поручений, главным образом случайных, у Алеши к двум годам появляется уже много и постоянных обязанностей. Мама накрывает на стол, а Алеша тут как тут: лезет в шкаф за посудой. Сначала он носил только солонку, ложки, свою эмалированную кружку. Потом мама стала доверять ему масленку, сахарницу, чашки, тарелку с хлебом. И все это он доставляет к столу вполне благополучно, а там осторожно, иногда встав на цыпочки, ставит на край стола.

По утрам Алеша помогает убирать постели, складывает папину раскладушку (без всякой помощи!), относит маме подушки. Себя он в основном обслуживает сам: надевает и снимает штанишки, сандалии, носочки, вытирает за собой лужи любого происхождения и убирает игрушки: складывает в коробки кубики, собирает детали «Конструктора-механика».

Правда, иногда он может сказать: «Не буду!» — а потом пройдет полминуты, и он делает то, что надо. Бывает, приходится и напоминать о его обязанностях. Мы стараемся избегать этого, стремясь к тому, чтобы Алеша вспомнил их сам. И здесь опять начинается бесконечный спор с бабушками

— Ишь чего захотели! Чтобы двухлетний малыш помнил, что ему надо сделать! Вы требуете от Алешки невозможного!

— А почему он не должен помнить своих обязанностей? Почему сам не должен помогать нам? В жизни всякое есть. Одно — хочу делаю, а хочу нет, а другое — хочу или не хочу, а делать все равно надо. Почему Алеша не должен знать об этом? Да и помощь эта ему не в тягость, а в радость.

Но бабушкам кажется, что Алеша чуть ли не весь день только и делает, что выполняет свои «обязанности». А малыш об этом не думает. С утра до вечера он в бурной деятельности и уже многое делает без напоминаний и без требований папы и мамы».

Что мы узнали. 1978-1988 г.

Вторая часть первого тома полностью сводится к медицинской тематике, беременности и родам.

Никитины черпали знания из медицинской литературы того времени, в том числе зарубежной. Это дало возможность Елене Никитиной (она не была врачом) вести лекции в роддомах, в которых рассказывала, например о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения — «кожа к коже». Лекции проводились для персонала, в том числе и для врачей, и порой освещаемые в лекциях знания были для них открытием.

Тем в данной части книги поднимается настолько много, что мы просто приведем ее содержание:

Второй том. Так мы жили 1979 г.

С выпуска их первой публикации про воспитание проходит уже более 15 лет. За это время Никитины освоили много литературы по детскому развитию, опробовали и придумали новые методики. И вот они решают через 7 лет после рождения последнего ребенка, обобщить весь свой опыт воспитания в целостную методику. В нее входит ряд компонентов, которые и являются подглавами данной части книги:

  • Здоровье ребенка и закаливание
  • Физкультура с рождения, и до рождения!
  • Самостоятельное изучение мира и мир, окружающий ребенка
  • Движение и физкультура
  • Развитие интеллектуальных способностей и навыков (раннее развитие)
  • Трудовые обязанности и нравственность
  • Отношения между людьми

Частично это стало повторением истин первой части книги, которые во многом были дополнены и сформулированы более точно. Также добавляется много новых тем: развивающие методики, игры и игрушки (которые они создавали самостоятельно), описание творческих представлений устраиваемых дома, теплые отношения между членами семьи и т.д. Второй том является финальной точкой их методики.

О наших ошибках

Как и любая методика, она имеет свои плюсы и минусы. Отличие Никитиных от других авторов, является то, что они признавали свои ошибки в воспитании. Последняя часть книги в 25 страниц, посвящена именно им. Небольшой отрывок:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Система развития Никитиных, которая дополняет данный обзор.

Стоит ли книга прочтения?

Да. Данная книга уникальна. Это единственная полноценная методика развития, написанная для родителей во времена СССР. Вся книга — это набор жизненного опыта, практик воспитания и развивающих методик. В ней можно проследить как меняются взгляды родителей на воспитание детей и как меняются сами дети. С какими проблемами им приходится сталкиваться и какой результат получается, когда дети уже выросли (в книге приводится биография всех детей и их личное мнение по поводу своего детства).

Купить книгу

«Мы, наши дети и внуки. Том 1. — печатная книга OZON.ru

«Мы, наши дети и внуки. Том 2. — печатная книга OZON.ru

«Мы, наши дети и внуки. Том 1 и 2. — печатная книга Labirint.ru

«Мы, наши дети и внуки. Том 1. — электронная версия Litres.ru

«Мы, наши дети и внуки. Том 2. — электронная версия Litres.ru

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.


В ЧЕМ СУЩНОСТЬ «МЕТОДИКИ НИКИТИНЫХ»

В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

— создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
— все занятия предполагают свободу творчества детей;
— родительское неравнодушие.

«Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

ЧЕГО ДОБИЛИСЬ И КЕМ СТАЛИ ДЕТИ БОРИСА И ЛЕНЫ
АЛЕКСЕЙ, 58 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ЛОНДОНЕ, ИНЖЕНЕР-КОНСУЛЬТАНТ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОНИКИ.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

АНТОН, 57 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ПОДМОСКОВЬЕ, ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

ОЛЬГА, 55 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КРУПНОЙ КОМПАНИИ.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

АННА, 53 ГОДА, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ЛОГИСТИК В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

ЮЛИЯ, 51 ГОД, ПРОЖИВАЕТ В ПОДМОСКОВЬЕ, РАБОТАЕТ ЖУРНАЛИСТОМ В ПРЕСС-СЛУЖБЕ КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

ИВАН, 48 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ПОС. БОЛЬШЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛ., ЗАНИМАЕТСЯ ОПЕРАТОРСКОЙ И РЕЖИССЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

ЛЮБОВЬ, 46 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ДОМОХОЗЯЙКА.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это «перескакивание» через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источник изображений: «Навигатор образования» со ссылкой на via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

На снимках: Семья Никитиных. Дети.

Смотрите сайт семьи Никитиных http://nikitiny.ru/pro-semyu-nikitinyh

т.с.

Подробнее о семье Никитиных nikitiny.ru

Эти уникальные игры создали почти полвека назад замечательные российские педагоги-практики Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины.

Их называют творческими, интеллектуальными, развивающими, логическими – и все это правда. Они стали неотъемлемой частью той развивающей среды, которая, вероятно, впервые в мире появилась именно в нашем большом доме. Настоящие спортивные снаряды в комнате и во дворе, фотолаборатория и мастерская, библиотека и домашние спектакли, множество совместных занятий с папой и мамой — грандиозное пространство для разнообразной творческой деятельности. Такого больше не было нигде. И мы, Никитины-младшие, радостно росли в этой среде, любили особенные папины игры, играли в них, изобретали новые задания, соревновались – и даже не задумывались, почему потом всем было так легко учиться в школе и так нравилось изобретать, придумывать, творить.

Борис Павлович виртуозно занимался с малышами. С ним успело вырасти целое поколение внуков. И именно они, сами став мамами и папами, сумели по-новому взглянуть на любимые «дедушкины кубики» и по-настоящему оценили их эффективность. Да, сегодня Развивающие игры Никитиных есть в каждом магазине, но вид их трансформировался, иногда до неузнаваемости. И играют в них многие – но мало кто следует авторской методике. «Безобразие!» — сказали внуки нам, детям. И мы все вместе занялись возвращением никитинских игр в авторский вид. Чтобы они всем приносили ту же радость и те же результаты, на которых росли мы – Никитины, наши друзья и последователи.

Мы считаем, что главные эффекты наших игр – любознательность и творческий склад ума, развитие способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться. А еще они хорошо учат выстраивать совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемные зоны во взаимоотношениях и помогают их решить.

Интересно, что игры и пособия Никитиных фактически не имеют возрастных ограничений. Начинать можно с 1-2 лет, а многие задания оценят и взрослые любители головоломок. Игры помогают легко освоить многие учебные темы до школы, но успешно применяются и на школьных уроках, а также в работе с детьми с особенностями развития. В Западной Европе их широко используют для реабилитации больных и продления интеллектуальной активности в старческом возрасте.

Мы с уверенностью говорим: ресурс Развивающих игр Никитиных практически неисчерпаем. Но для достижения наибольшего эффекта очень важно следовать базовым принципам авторской методики. Эти принципы были найдены Борисом Павловичем Никитиным за годы непрерывной практики. Поэтому мы снабжаем наши игры, выпущенные на собственном производстве в России под брендом «Ступеньки творчества», подробно разработанной методикой-инструкцией, которая поможет вам не просто эффективно использовать игру, но и сделать её увлекательной на долгие годы.

Итак, лучший опыт собран и систематизирован в продукции, которую мы представляем вашему вниманию.

Успехов вам и вашим детям в утверждении творческой, деятельной, радостной совместной жизни!

Семья Никитиных

Подробнее о семье Никитиных можно узнать на нашем семейном сайте www.nikitiny.ru

Посмотреть видео об основных принципах Развивающих игр Никитиных

Федеральный институт оценки качества образования отнес систему образования Тамбовской области к числу лучших в стране, в Центральном федеральном округе регион уступает только Москве. Выступая с отчетом о результатах деятельности администрации области за 2019 год на расширенном заседании Тамбовской областной Думы, глава администрации Тамбовской области Александр Никитин поблагодарил всех педагогов, работников системы образования области за труд, вложенные усилия, которые позволяют региону постоянно быть в числе лидеров.

При оценке качества образования учитывались самые разные факторы. В их числе высокий индекс поступления тамбовских выпускников в ведущие вузы, место лицеев в числе лучших школ России, развивающееся олимпиадное движение, все ресурсы, которые были созданы в регионе, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».

Важная тема – практические механизмы по формированию кадрового потенциала регионов.

— Глава государства нацеливал на то, «чтобы у вузов и университетов были подлинные программы развития», и «не просто документы, а коллективные цели, поддержанные регионами в лице губернаторов». Привожу этот крайне важный посыл сегодня специально для наших тамбовских вузов. Это потребует корректировки либо разработки вновь университетских программ развития, синхронизированных со Стратегией социально-экономического развития региона и ее приоритетными направлениями, в рамках которых сегодня нужны новые прорывные технологические проекты и подготовленные кадры, — отметил губернатор Александр Никитин.

И в этом направлении сделано немало. В конце прошлого года на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина был открыт университетский Технопарк. Сейчас это место, в котором осуществляется коммерциализация разработок и технологий ведущих научных школ Тамбовщины. На его базе реализуются инновационные проекты в сфере применения беспилотной авиации в различных секторах экономики, информационных технологий, биотехнологий, «умных технологий» для городов и многое другое. Созданная «точка кипения» Агентства стратегических инициатив буквально в первые месяцы работы стала лидером по проведению мероприятий среди аналогичных подразделений в других регионах.

В настоящее время в регионе созданы предпосылки к интеграции производственных, научных и образовательных потенциалов участников химического кластера. Интегрирующим началом является Инжиниринговый центр, созданный в Тамбовском государственном техническом университете.

Знаковым для области является проект создания инновационного научно-технологического центра «Мичуринская долина». Он должен иметь статус федерального. Сейчас проект соответствующего постановления Правительства РФ направлен в федеральные министерства.

31.07.2020 Поделиться: Екатерина Заева Управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации Тамбовской области

Анна Никитина

Март-август 2013

  • Вступление
  • Естественное закаливание
  • Важные принципы закаливания
  • С чего начать

Не могу сказать, что в нашей семье идеально решены все проблемы здоровья. Ведь ЗДОРОВЬЕ в целом складывается из многих «составляющих»: питания (огромная отдельная тема), сна, различной деятельности, переживаний…

Однако с такими «составляющими» здоровья, как ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕПАДЫ ТЕМПЕРАТУР и СПОКОЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНЯМ – одним словом, «закаливанием» – наша семья давно дружит, что решает очень многое в отношении здоровья. Начиная с детства…

Неудивительно, что именно о закаливании нам задают очень много вопросов: ведь «бегать по снегу босиком» и «висеть вниз головой» – для многих является чуть ли не визитной карточкой Никитиных))). Смех смехом, но именно те привычки из нашего, уже довольно далёкого, детства, касающиеся «закаливания», дают возможность и нам самим, и детям нашим, и внукам практически не обращаться в поликлиники. И именно область «закаливания» в нашей большой семье у нас почти не вызывает споров – в отличие от остальных вопросов, касающихся воспитания детей :).

У нас есть семейный фильм, который мы между собой называем «Гуси». Отснят фильм лет 20 назад: там старшее поколение «внуков Никитиных» (9 детей в возрасте от года до 10 лет) и их папы бегают и прыгают по снегу, купаются в нём и обливаются холодной водой на снегу… – а рядом на 20-градусном морозе топчутся настоящие гуси и поджимают лапы. Всё это происходит без словесных комментариев – просто под весёлую музыку.

В фильме видно, как радостно происходит «общение с холодом». Однако многие, глядя на «голых детей на снегу» думают, что к такой «закалке» надо идти через хорошо продуманную систему постепенных, регулярных занятий, без которых любому ребёнку грозят серьёзные переохлаждения, простуды и т.п. и что «видеть голых детей на снегу вообще страшно»…

К слову скажу, что мне страшно и странно видеть «здоровых» дошкольников, закутанных в шубы-шапки при плюсовой (!) t на улице ! В такой экипировке ни головы не повернуть, ни рукой что-либо ухватить, и идти-то неудобно – какое там бегать! Чаще всего таких закутанных детей просто везут в коляске, как инвалидов – и это 3-5-летних! Взгляд этих несчастных детей тосклив и безучастен… А окружающие НЕ УДИВЛЯЮТСЯ И НЕ ОБРАЩАЮТ НА ЭТО ВНИМАНИЯ – настолько привычен подобный образ жизни, навязанный ребёнку взрослыми!

Увы, сегодня основная масса родителей ориентируется не на малыша и не на физиологию (т.е. науку), а на сложившиеся в окружении мнения, привычки и страхи, зачастую ошибочные, – в ущерб здоровью ребёнка! В этом я вижу главную проблему взрослых в отношении здоровья собственных детей.

Однако, согласитесь: у детей желание двигаться – естественно и жизненно необходимо для всей будущей жизни! Как важно сохранить это желание! И первые помощники в этом – как раз прохлада и холод (проф. И.А. Аршавский подтверждает это в своих многолетних исследованиях).

Какую же цель ставят родители, желая «закалять» своего малыша?

Недавно один молодой папа новорождённого сына напрямую спросил меня:

– Расскажите сразу, что надо делать, чтобы ребёнок не болел?

Я чуть помолчала и ответила, что ТАКОГО я ему рассказать не смогу… Важно ведь не то, заболеем мы или нет, а то, КАК ПЕРЕНОСИМ эту самую болезнь (кстати, не только болезнь, а вообще разные жизненные испытания)…

Поэтому я буду рассказывать о том, как нашим детям быть «крепкими», чтобы НЕ БОЯТЬСЯ никаких болезней, которые часто просто тренируют наш иммунитет. А кроме того, наглядно показывают, в каком состоянии наш иммунитет сейчас.

Для меня «крепкий ребенок» – не тот, кто не болеет, а тот,

кто переносит болезнь легко и сам с ней справляется !

О том, как мы болеем – напишу отдельно. А пока постараюсь коротко перечислить то, что прижилось в нашей большой семье.

1. Естественное закаливание

Как такового «закаливания» – если понимать под этим специальные процедуры – у нас никогда не было и нет. Никаких дополнительных затрат времени на «закалку» не тратилось.

Была – и есть! 🙂 – ЖИЗНЬ, В КОТОРУЮ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВХОДЯТ:

– лёгкая одежда, которая не стесняет движения и стимулирует к большей физической активности (с 2-3-х летнего возраста дети сами решают, что им надеть. А с 3-х лет практически и одеваются сами);

– хождение босиком (дома – обычное дело для всех; на улице, в том числе и по снегу – по желанию);

– очень разнообразные спортивные снаряды в доме и на улице (тема – огромна: см. наш сайт и книги). Сейчас во многих семьях есть готовые домашние спорткомплексы. У нас же всё было сделано папой (с посильным участием и нас, детей) не только в доме, а еще и во дворе: турники, канаты, шесты, батут, дорожка-зигзаг из досок разной толщины, лесенка для прыжков с высоты, домик на дереве, яма для прыжков в длину и высоту, беговые дорожки, бум, лопинг, гигантские шаги и т.д. Кстати, на всех снарядах гораздо удобнее заниматься босиком и в лёгкой одежде.

– подвижные игры вместе со взрослыми. Так как мы всегда жили в своём доме и у нас был большой двор вокруг, с местом проведения таких игр («вышибалы», «в колдунчика», «в волка», футбол, пионербол, волейбол, хоккей…) проблем никогда не было. И не помню, чтобы папа отказывался побегать с нами минут 15-20 и в выходные, и в будни.

– весёлые спартакиады по «индексам Справедливости», которые показывают каждому сильные и слабые места в собственном физическом развитии. Их лучше проводить на открытом воздухе.

– еженедельная баня (парилка, тёплый и прохладный душ, обливание холодной водой, купание в снегу… — т.е. возможность приятных «контрастных процедур»!)

И…

Записи-наблюдения за детьми.

Наши родители вели много записей о нас – чаще всего о каких-либо достижениях: физических, интеллектуальных и проч., о добрых и значимых моментах нашей жизни. Говорю об этом, потому что подобные записи помогают следить прежде всего за динамикой развития своих детей, а кроме того, и за собственными изменениями во взглядах… На мой взгляд, такие «дневники за детьми» – ещё и отличное подспорье для анализа своих собственных действий в том или ином случае, т.е. для своего родительского самовоспитания. 🙂

2. При этом соблюдаем ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА (ПРИНЦИПЫ) «закаливания»:

1. Начинаем С СЕБЯ. Всё, что мы собираемся «применить» к своему малышу, пробуем сначала на себе.

2. Всё – с радостью ! А значит – никаких страхов!

3. Активное участие малыша с самого рождения во всех «процедурах» и «упражнениях» (этого, на мой взгляд, не хватает в динамической гимнастике).

4. Быть внимательным к настрою малыша. Длительность «процедур», их интенсивность, количество… — обязательно зависят от желания РЕБЁНКА. (Малыш может облиться один или несколько раз, пойти гулять под дождём в куртке или в одних трусиках…)

Задача взрослых при этом – «заразить» малыша любовью к движению собственным примером и предоставить как можно больший ДИАПАЗОН любых физических занятий и упражнений.

Когда мы говорим о грудничках, особенно важно ОТНОШЕНИЕ МАМЫ ко всем упражнениям и процедурам. Настроение МАМЫ, по моим наблюдениям, напрямую связано с состоянием грудного младенца, поэтому её страхи могут все усилия свести на нет и даже ухудшить состояние малыша. Поэтому не делаем с малышом того, к чему не готова его мама, чего она пока боится.

3. С ЧЕГО НАЧАТЬ «здоровый образ жизни»:

1. Здоровая беременность и естественные роды (без вмешательства) – это отличное Начало. К таким родам часто приходят пары, которые уже глубоко изучают вопросы здоровья.

2. Во время кормления грудью – малыш голенький. И пока не спит – лучше всего голенький или в одной распашонке (без памперса). Заворачиваем в пеленку (или одеяльце) и согреваем ножки – только перед сном (или для сна) и гуляньем на улице (когда малыш спит, ему должно быть тепло и уютно!). Шапочки (в первую очередь, чепчики) практически не носим ни дома, ни на улице (до +5-6 градусов и ниже) – хватает «уголка» из одеяла и пеленок, а с года – часто без головных уборов.

3. Энергичное обращение с малышом (тогда каждый раз, как мы берем ребёнка на руки, он тренируется – напрягает мышцы и САМ принимает активное участие во всех «упражнениях»).

4. Температура дома — лучше всего около 20 градусов. С самого рождения малыша перепады температур в 10-20 и больше градусов совершенно естественны: вынимаем малыша из тёплых пелёнок прохладными руками; после купания в тёплой воде (30-32 градуса) – обливаем всё тельце (или только ноги) холодной (приблизительно 10-градусной) водичкой; попарились в бане – обтёрлись снегом; выбежали из тёплого дома зимой в домашней одежде – пробежались вокруг дома и т.п. Форточки при необходимости открыты, родители и дети не боятся сквозняков.

5. Помним, что прохладные ручки и ножки – не страшно, если малыш двигается! (О воздействии холода на грудных младенцев достаточно подробно написано у И.А. Аршавского — у нас на сайте «Ваш малыш может не болеть».

6. С начала прикорма спокойно даём детям неразогретую пищу (комнатной температуры), а также холодную воду, молоко, мороженое и другие продукты (вплоть до чистого снега и ледышек) – по желанию малыша.

7. Все холодовые процедуры делаем только на разогретое тело: окатываемся холодной водой – после сна или парилки (тогда и после ледяной воды – жарко!) или после игры «до пота»; на снег выбегаем – из теплого дома или бани! Если же подмерзаем – кроме одежды, надо сначала согреться и движением: весело попрыгать или побегать! (это если малыш здоров. Если заболевает – тогда надо согреть его, особенно ступни ног. Подробнее об этом – ниже).

8. Болезней не боимся. Именно страхи взрослых (в первую очередь!) мешают нашим детям быть здоровее.

Облиться холодной водой, окунуться в прорубь, выбежать босиком на снег или умыться снежком и т.п. – намного веселее делать втроём и больше (как минимум вдвоём), поэтому когда в семье много ребятишек, всё происходит намного проще и веселее :).

И всё можно делать без всякой физической подготовки. Исходя из своего опыта, уверена: не так важна регулярность, как СПОКОЙНОЕ отношение ко всем подобным процедурам. Можно подойти к обливанию холодной водой постепенно (начиная с умывания малыша холодной водой, подмывания или обливания только ножек и т.п.), а можно – сразу. Каждый делает это, исходя из собственных желаний, своего опыта и настроения малыша. Главное (повторюсь) – НЕ БОЯТЬСЯ. Могу привести несколько примеров, когда ребятишки, над которыми мамы и бабушки буквально тряслись дома, во время игр с нашими детьми выбегали на улицу босиком — на снег, лёд, лужи… — без всяких простуд потом. Для меня это неудивительно: ведь дети делали это по собственному желанию, активно двигаясь, с радостью и… рядом не было никого, кто за них боялся.

Считаться с хотением-нехотением малыша надо «с умом», не всегда идя на поводу капризов малыша, а иногда и не спрашивая. Например, после тёплого купания можно сказать: «Ах, какой ты у меня смелый!» – и быстро облить, не узнавая, хочет он этого или не хочет, а потом подхвалить его, восхититься, какой он смелый – как папа! Да подбросить его вверх!.. То есть создать радостную «цепочку образов» вместе с обливанием. Но если видим, что малыш реально боится, то лучше не обливать. Здесь взрослому надо быть очень чутким — чтобы не напугать малыша.

Обливаться холодной водой каждый день – думаю, совсем не обязательно. Видимо, это для самых дисциплинированных :). Кроме того, знаю случаи, когда человек обливается-обливается холодной водой – регулярно два раза в день, а потом прекращает это делать, и в результате его самочувствие заметно ухудшается… Видимо, обливание может стать неким допингом для организма, когда без него тяжело, как без чашечки кофе по утрам. А возможно, что при такой регулярности было и некое насилие над организмом («не хотелось, но ведь НАДО!»)… Здесь есть над чем задуматься… На мой взгляд, важно уметь «слышать свой организм», важно не загонять его в какую-либо зависимость, важно разнообразие приятных контрастов для него – причем не только в виде «обливаний», но и в общении с ветерком (разной температуры!), дождиком и лужами, травкой и камешками, снегом и солнышком… Т.е. само по себе обливание холодной водой – не панацея, а один из легко доступных способов «общения с холодом», а иногда и способ лечения.

Важно давать возможность «прикоснуться к холоду» ежедневно и не менее 4-5 раз в сутки даже для новорождённого (по рекомендациям И.А Аршавского). На то же обливание холодной водой маленький ребенок (это можно делать буквально со дня рождения, а можно начать и в любом возрасте!), конечно, может несколько «обидеться» – сильнее закричать, но потом быстро успокаивается. Часто малыши переносят такие «процедуры» совершенно спокойно, особенно когда грудничок на руках у мамы (держать малыша надо почти вертикально, личиком к маме, прижимая к груди двумя руками), а холодная вода льётся в основном на маму (здесь без помощника не обойтись).

Редко, но встречалась с ситуацией, когда родители слишком стараются приучить детей к холоду и другим стрессам: специально поддерживают дома температуру 16-18 оС, обливают холодной (а то и ледяной) водой перед каждым кормлением, купают в прохладной воде и проныривают «по Чарковскому» почти часами… На мой взгляд, это форсирование того же порядка, что и изнеживание ребёнка, только перекос идёт в другую сторону – в сторону «спортивных рекордов». То, что ребёнок это выдержит – нет сомнений (так же, как и комфорт – дети его тоже выдерживают!), но считаю, что при этом не будет никакого гиперздоровья, так как укрепление «физической составляющей» происходит здесь за счёт других важнейших качеств здоровья – общего состояния, настроения, желаний малыша…, его чувства собственного достоинства, наконец! Наши родители – низкий им поклон за это! – никогда не заставляли нас что-либо делать, всегда предоставляя выбор. При этом, однако, они достаточно чётко ориентировали нас на преодоление в себе страхов и собственных слабостей. Не скажу, что у них всё получалось гладко (в книгах Никитиных об этом немало говорится), однако уважение к решению другого (и малыша, и более старшего ребёнка, и взрослого) – было важным ориентиром для всех в нашей семье.

Поэтому после года, кроме ОТНОШЕНИЯ МАМЫ, надо всё больше учитывать настрой самого малыша, хотя годовалый-двухлетний малыш может легко настроиться сделать какой-нибудь «подвиг» – допустим, с папой пробежаться по снегу, или вместе с сестренкой умыться холодной водой… – т.е. с удовольствием ПОВТОРЯЕТ за другими. Взрослому при этом важно НАСТРОИТЬ малыша.

Будем помнить, что:

ЗДОРОВЬЕМ ВПЕРЁД НАДОЛГО НЕ ЗАПАСТИСЬ: результаты «закаливания» очень легко «свести на нет»: через три-четыре недели любой «морж», если его держать это время в полном комфорте, простудится от первого сквозняка. Поэтому соответствующий образ жизни надо поддерживать постоянно. Реально это не всегда получается, однако если в детстве была привычка много двигаться, не бояться холода и жары и т.п. – этот образ жизни потом намного легче восстановить!

С другой стороны, человеческий организм удивительно гибок – чего только ни достигают люди любого возраста, если справляются со своими страхами и регулярно прилагают усилия! Короче, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧИНАТЬ ! 🙂

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *