Почему у некоторых людей есть практически нерушимая внутренняя сила, которая помогает им преодолевать тяжелейшие обстоятельства, а другие не выдерживают тяжести гораздо менее сложных проблем? Можно ли воспитывать в детях такую внутреннюю силу – силу духа? Можем ли мы постараться сделать так, чтобы наши дети встречали любые проблемы, которые преподносит им жизнь, как настоящие чемпионы и становились только сильнее? Специалисты считают, что мелкие повседневные переживания формируют нас и развивают у нас этот необходимый стержень внутренней силы.

Внутренняя сила в столкновениях с повседневными проблемами

Представьте ситуацию: ваша восьмилетняя дочь сталкивается с распространенной проблемой школьников, которую рано или поздно приходится решать всем. Однажды в школе у ребенка происходит небольшая размолвка с подругой. Причем подруга, по всей видимости, намного больше расстроилась из-за произошедшего инцидента. На следующий день она собрала компанию девочек и подговорила их объединиться против вашей дочери и обижать ее.

Первой реакцией ребенка, которого застигают врасплох подобным образом, должно было быть либо желание заплакать и убежать от конфликта, либо ответить группе детей такими же обидами и гневом. Это типичная реакция «бей, беги или замри» человека, которого предают или пытаются сделать изгоем.

Однако вместо того чтобы немедленно реагировать, ребенок делает паузу. Затем девочка встает во весь свой крошечный рост и спокойно отстаивает свою позицию. Она смотрит в глаза своей подруге и извиняется за то, что непреднамеренно сделала ей больно. А потом так же спокойно рассказывает другим детям, что у них просто нет причин для конфликта с ней. (Любой родитель может гордиться таким ответом ребенка. Это значит, что ваши беседы с дочерью о «внутренней силе» не пропали даром.)

Реакция девочки была нетипичной для ребенка. Ее друзья не ожидали этого. Они думали, что она испугается, рассердится или расстроится. Вся ситуация, на удивление, быстро разрешилась. Через несколько минут дети выбросили из головы обиды и снова начали играть вместе. А ваш ребенок пришел домой со счастливой улыбкой на лице, как будто выиграл сражение!

Такая ситуация может казаться тривиальной нам, взрослым, но это очень важный опыт в жизни ребенка: на фундаменте такой «победы» он строит свои будущие победы, свою концепцию о том, как выходить из конфликтных ситуаций в следующий раз.

То, как наши дети учатся справляться с незначительными или серьезными проблемами на заре их жизни, закладывает основу того, какого успеха они добьются и как будут преодолевать жизненные трудности в будущем.

Важно, чтобы родители следили за тем, какие уроки получают дети в раннем возрасте, – за их взглядами и представлениями о себе и мире, за их способностью понимать и управлять своими собственными мыслями, чувствами и поступками, а также способностью быть чуткими и восприимчивыми по отношению к другим людям. Все это помогает обогатить их силу духа и подготовить к любым будущим испытаниям.

Прекрасная буддистская пословица гласит: «Именно сокровища сердца – такие внутренние качества, как духовная сила, характер и человечность, – обеспечивают истинное счастье ребенка».

Итак, что же такое эта внутренняя сила, сила духа?

Быть сильным внутри по существу означает иметь запас средств — знаний, навыков и отношения, которые помогают противостоять любым возможным жизненным трудностям. Это означает, что человек не слишком волнуется по поводу изменений и не очень тревожится из-за проблем. Не расстраивается и не сдается в трудные времена. Верит в самого себя и восстанавливается после неудач. Принимает решения и решает проблемы конструктивно.

Специалисты считают, что культивировать у детей жизнестойкость и мужество можно только вместе с оптимизмом, сосредотачивая внимание на усилении и развитии готовности к переменам.

Вот несколько сценариев возможного поведения ребенка:

  • Сценарий А. Ребенок любит выигрывать. Как правило, он очень радуется и танцует танец победителя каждый раз, когда побеждает. Ненавидит проигрывать. В случае проигрыша обычно дуется, выходит из игры или обвиняет соперников в нечестной игре. Из-за такого поведения приятели часто избегают его.
  • Сценарий Б. Ребенок одержим соревнованиями и мечтает о победах. Не умеет принимать поражения. Становится крайне удрученным, замыкается, впадает в угрюмое состояние и просто не может пережить неудачу.
  • Сценарий В. Ребенок на голову выше и существенно крупнее в размерах большинства своих сверстников. Его постоянно дразнят и поддевают. Однажды он решает изменить ситуацию. Он начинает использовать свой внешний вид и физическую силу, чтобы запугивать и нападать на детей. Это останавливает тех, кто его дразнил, и в один прекрасный момент ребенок обретает большое влияние и начинает внушать страх. Но вместе с этим он попадает в кучу неприятностей с учителями.
  • Сценарий Г. Ребенок проблемный и у него мало друзей. Дети называют его ботаником, заучкой, потому что он всегда вовремя делает домашнюю работу, всегда хорошо готов к урокам, получает хорошие оценки и играет по правилам.

Во всех приведенных выше сценариях дети действуют с позиции недостатка внутренней силы. Они либо не владеют и не знают подходящих стратегий, либо прибегают к нездоровым способам преодоления стрессов и превратностей судьбы.

Вот некоторые распространенные признаки недостатка внутренней силы:

  • Истерики, эмоциональные всплески, ложь, агрессивное поведение, чрезмерная импульсивность, низкая толерантность (устойчивость) к фрустрации и неспособность справляться с неудачами/поражениями.
  • Нехватка уверенности в себе, сверхзависимость, сдерживающие страхи, склонность легко сдаваться, низкая мотивация и инициативность.
  • Негативные чувства и перепады настроения.
  • Ценностные конфликты, этические и моральные дилеммы.

Конечно, это не исчерпывающий список. Существует много неявных признаков, которые остаются незамеченными, но являются проявлениями слабой воли или отсутствия внутреннего стержня.

Можно ли развивать внутреннюю силу и твердость духа или это качество врожденное?

Эксперты говорят, что не все дети рождаются с позицией и навыками жизнестойкости. Но этим навыкам можно обучить, и мы, родители, можем преподавать их нашим малышам. Чем раньше ребенок приобретет и усвоит эти навыки, тем сильнее они будут развиты и с тем большей легкостью он сможет прибегать к ним в случае необходимости.

Мы не можем оградить наших детей от всех угроз и трудностей, как бы мы этого ни хотели. Но что мы можем, так это помочь им развивать навыки внутренней силы и стойкости, чтобы они могли добиться успеха, несмотря ни на какие жизненные проблемы.

Навыки, которым дети научатся однажды, останутся с ними навсегда. Они могут быть невостребованными, но никогда не покинут их.

Внутренняя сила – это важнейший ресурс. Мы иногда теряем связь с ним, но можем найти и обратиться к нему при необходимости. В сложных ситуациях люди демонстрируют свои лучшие качества, свою жизнестойкость и мужество, прикладной интеллект и прежде всего свою внутреннюю силу.

Кроме того, родителям не нужно ждать, пока у детей случится какая-либо эмоциональная травма или появится сложная проблема, чтобы научить их, как справляться с подобными ситуациями. Просто беседуя об историях из новостей или обсуждая возможные сценарии жизненных ситуаций, мы можем помочь нашим детям овладеть некоторыми полезными инструментами. Набор подходящих навыков и стратегий, готовых к применению, играет важную роль в подготовке детей к умению решать проблемы позитивно. Мы как родители можем обеспечить это, признавая следующие четыре фундаментальных элемента воспитания детей:

1. Цель воспитания заключается в том, чтобы вырастить всесторонне развитых детей. Важно одинаково развивать тело, ум и интеллект детей. Сосредоточьте внимание на здоровом рационе питания, физических упражнениях и интеллектуальном развитии детей. В то же время давайте пищу их умам, помогайте им становиться эмоционально сильными людьми, живущими в мире с самими собой и готовыми столкнуться с любой проблемой смело и решительно. Другими словами, способствуя физическому и интеллектуальному росту детей, мы должны также развивать их психодуховное здоровье!

2. Создавайте благоприятную обстановку. Дарите детям свою безоговорочную любовь и создайте атмосферу безопасности и защищенности. Стимулируйте рост и предоставляйте возможности для развития потенциала. Помогайте детям раскрывать и проявлять их природные таланты и интересы.

3. Принимайте и помогайте детям принимать их уникальность. Каждый ребенок имеет уникальный набор достоинств и недостатков. Помогайте детям с радостью принимать собственную уникальность. Избегайте испытывать нереалистичные ожидания и делать ненужные сравнения.

4. Будьте готовы сделать трудный выбор между тем, чтобы:

  • Настаивать или позволять!
  • Держать или отпускать!
  • Дисциплинировать или дать свободу!
  • Защищать их или позволять идти на риск!
  • Активно участвовать в жизни детей или предоставлять им право на личное пространство и личную жизнь!

Простых решений в таких ситуациях не существует. Родителям важно объективно оценивать потребности ребенка и сложившуюся ситуацию и принимать решение об уместном подходе в любой момент времени.

Несколько рекомендаций о развитии у детей внутренней силы

Вот несколько советов родителям о том, как воспитывать детей с крепким внутренним стержнем, большой силой духа, внутренней силой.

1. Не теряйте веру в себя

  • Слабая уверенность в себе или вера в себя в детстве часто являются причиной неприспособленности в дальнейшей жизни.
  • Очень важно помогать детям побеждать неуверенность в себе, превозмогать собственные страхи и неверие в собственные силы как можно раньше.
  • Верьте в своих детей и помогайте им верить в себя.

2. «Я рядом и готов(а) прийти на помощь»

  • Постоянно уверяйте детей в своей поддержке и понимании, независимо от того, одобряете вы их поступки или нет.
  • Дети должны без боязни доверяться родителям и обращаться к ним за помощью в случае необходимости.

3. «Ты можешь сделать это, просто попробуй»

  • Поощряйте самостоятельность и независимость (практическую и эмоциональную) и личную ответственность детей.
  • Мотивируйте их бороться с собой, принимать вызовы и не сдаваться.

4. «Я чувствую…»

  • Помогайте детям правильно определять собственные и чужие эмоции, настроение и реакции.
  • Учите их выражать и управлять своими чувствами соответствующим образом.
  • Помогайте развивать сострадание и эмпатию по отношению к другим людям.

5. Действуйте, а не противодействуйте

  • Помогайте малышам развивать толерантность (устойчивость) к фрустрации.
  • Учите их делать паузы, когда они крайне расстроены или рассержены, чтобы лучше контролировать и себя, и ситуацию.

6. Неудачи и разочарования – это неотъемлемая часть жизни

  • Готовьте детей к взлетам и падениям на американских горках под названием «Жизнь».
  • Напоминайте им снова и снова, что «Терпеть неудачи не страшно, если ты прикладывал максимум усилий», «В чем-то выигрываешь, в чем-то проигрываешь», «Пробуй еще раз….», «Подумай над тем, что ты можете сделать иначе в следующий раз?».

7. Найдите оптимальное соотношение идеализма и реализма

  • Прививайте детям позитивный взгляд на жизнь и оптимизм, и в то же время не ограждайте их от реалистичных аспектов жизни.
  • Поощряйте рациональное мышление – например, люди и обстоятельства не всегда справедливы или не всегда платят добром за добро.

8. Чувство благодарности и признательности

  • Помогайте детям ставить перед собой высокие цели и поощряйте самосовершенствование, но также учите их принимать любой результат с благодарностью.
  • Это связано с тем, что они не должны всегда отталкиваться от чувства неудовлетворенности и своей неполноты.

9. Сохраняйте связь с детьми

  • Учите детей проявлять теплоту, дружелюбие и хорошие манеры.
  • Подчеркивайте важность дальновидного поиска, поддерживания конструктивных отношений и создания хорошего круга поддержки.

10. Время – лучший врач

  • Побуждайте детей бороться и не сдаваться без боя.
  • Учите их, как с течением времени могут изменяться их мнение, точка зрения или глубина опыта.

11. Изменение мыслей – изменение чувств

  • Обращайте внимание детей на взаимосвязь между мышлением и переживаниями, чувствами.
  • Объясняйте, как разные подходы к ситуации могут приводить к разным чувствам и как грамотное управление мышлением может продуцировать позитивное и желаемое душевное состояние и психологический настрой.

12. Умение поддерживать интерес

  • «Труд человека кормит, а лень портит». Поощряйте детей занимать собственные мозги работой и выпускать негативную энергию. С этой целью ищите для малышей правильное соотношение между организованной деятельностью и свободной неструктурированной игрой.

13. Я показываю – ты следуешь примеру

  • Будьте образцом для подражания и демонстрируйте хороший пример; проявляйте свою внутреннюю силу и решимость.
  • Недирективность побеждает подход к воспитанию типа «Делай, как я говорю, а не как я делаю»!

14. Счастье в ваших руках

  • Учите детей не доверять свое счастье внешним условиям, факторам – человеку, предмету или ситуации.
  • Помогайте малышам сохранять баланс – не позволять обстоятельствам диктовать перепады настроения от крайней радости в текущий момент времени до абсолютного уныния в следующий момент.
  • Напоминайте детям о том, что они могут выбирать, как думать, чувствовать или действовать определенным образом независимо от внешних факторов.

15. Вдохновленная жизнь

  • Учите детей набираться позитива от чтения книг, здорового просмотра телевизора, фильмов, использования Интернета и поднимать настроение в компании.
  • Помогайте малышам с ранних лет развивать здоровый образ мышления и жизни и устанавливать четкие цели.
  • Помогайте детям чувствовать вдохновляющие моменты, узнавать о реальных героях и их историях.
  • Создавайте позитивную внутреннюю среду с четкой системой глобальных и личностных ценностей, которая поможет детям переживать трудные времена.

Оцените публикацию

Сохрани себе эту статью, периодически перечитывай, и постоянно помни о том, как себя ведут по-настоящему сильные духом мужчины.

Не тратить время на жалость к себе

Читай также: Мужская уверенность: 7 золотых правил

Ты никогда не увидишь, как сильный духом человек жалеет о своем скорбном положении, винит обстоятельства или переживает, как плохо с ним обошлись. Такой человек умеет брать на себя ответственность за свои действия и их результаты. Он может с честью выйти из испытания, получив урок и поблагодарив жизнь за него.

Не пользоваться своей властью

Сильные духом люди стараются не пользоваться своей властью над другими людьми, заставлять своих подчиненных чувствовать себя униженно или плохо. Успешные люди понимают, что их сила заключается в способности контролировать свои действия и эмоции.

Не бояться перемен

Сильные духом люди принимают перемены и охотно идут навстречу риску. Их самый сильный «страх» (если он вообще есть) не перед неизвестностью, а перед возможностью стать самодовольным и застойным. Время перемен придает им энергии и обостряет их лучшие качества.

Не тратить энергию на то, что не в состоянии контролировать

Читай также: Не пытайся задеть: ТОП-17 мужских правил

Сильные духом люди не жалуются долго и нудно на пробки на дорогах, потерянный багаж и, особенно, на других людей. Они принимают эти факты как события, находящиеся вне их контроля. В сложной ситуации успешные люди осознают, что единственная вещь, подвластная их контролю, – это их собственные реакции и отношение к ситуации.

Не беспокоиться о том, чтобы всем понравиться

Тебе знакомы люди, пытающиеся всем угодить? Или, наоборот, те, кто лезет из кожи вон, чтобы навредить другим и таким образом укрепить свой образ сильного человека? Обе эти позиции плохи. Сильные духом люди стараются быть добрыми и справедливыми. И если угождают другим – то только там, где это уместно. При этом они не боятся высказать мнение, которое может кого-то расстроить.

Не бояться разумного риска

Сильный духом человек готов разумно рисковать. Но перед этим он тщательно взвесит все риски, величину выигрыша и просчитает наихудший сценарий еще до того, как (и если) события начнут разворачиваться.

Не жалеть о прошлом

Читай также: С чего начинать каждое утро: 20 цитат великих людей

Надо иметь особую силу, чтобы принять прошлое и идти дальше. Цени те вещи, которым ты научился в прошлом, но не трать свою умственную и духовную энергию на переживания прошлых разочарований и ностальгию. Сильные духом люди вкладывают свою энергию в создание наилучшего настоящего.

Вот, например, Дэн Билзерян. Это бывший военный, бешеный любитель экстрима, нынешний американский венчурный капиталист, и один из самых веселых игроков в покер. Его выгнали из ВМС США за два дня до окончания курса подготовки. И что? Дэн абсолютно не огорчается. Все потому, что он не оглядывается в прошлое, а даже очень наоборот – смотрит вперед с высоко поднятой головой, создает свое наилучшее будущее. И делает это в компании автогонок, оружия, и пышногрудых красоток.

Не повторять своих ошибок

Сплошь и рядом встречаются люди, которые раз за разом совершает одни и те же действия, надеясь при этом получить другой или лучший, чем ранее, результат. Жаль таких. А вот способность к точному и продуктивному самоанализу – это одна из самых сильных сторон очевидно успешных директоров и предпринимателей.

Не завидовать успеху других людей

Согласись, требуется особое умение, чтобы почувствовать искреннюю радость и восхищение успехом другого человека. Сильные духом люди обладают таким умением. Они не завидуют и не испытывают неприятных эмоций, когда успеха добиваются другие. Успешные люди упорно работают, чтобы повысить свои шансы на успех и не надеются на хитрые обходные пути.

Не сдаваться после неудачи

Читай также: Слово = дело: ТОП-8 правил настоящего мужчины

Каждая неудача – это шанс улучшить себя. Даже великие предприниматели с готовностью подтверждают факт, что их первые попытки в бизнесе чаще всего заканчивались провалами. Сильные духом люди готовы к провалам, если это необходимо и если это дает им опыт и учит новому. Каждая неудача приближает тебя к желаемой цели.

Пройдя десятилетний путь непростых духовных исканий и обретя в итоге веру Христову, я невольно начал задумываться о том, какой сокровищницей духа обладаем мы в лице Священного Писания и Святых Отцов. «Мир во зле лежит», — говорит Господь. Это безусловная, стопроцентная правда. Человек сегодня одинок, запуган и растерян. Даже внешне успешный, состоятельный и вроде бы ни в чем не нуждающийся человек. Почему так? Православие знает не только точный ответ на этот вопрос, но и располагает целым арсеналом средств и знаний для его решения.

Проблема в том, что каждый из нас состоит как бы из двух человек – внешнего и внутреннего. При этом внешнего человека можно сравнить с оболочкой или скафандром – наше тело, обладающее органами чувств и воли. Внутренний же человек – это бессмертная душа, которая, собственно, и подводит итог всей нашей жизни, когда настает время ей разлучиться с бренной телесной оболочкой. Не занимаясь душой, не заботясь о правильном воспитании, защите и укреплении внутреннего человека, мы обрекаем его на болезни и страдания. Аналогия с телом здесь прямая. Попробуйте месяц – другой предоставить тело самому себе, без всякого ухода и защиты. Что получится? Точно такой же, образно говоря, бомж – есть душа, лишенная духовной гигиены и культуры.

А теперь спросим себя: много ли мы внимания, притом, внимания адресного и правильного, уделяем своему внутреннему человеку? Чего же тогда удивляться, что в сытом и благополучном теле горит и корчится в огне слабая, заблудшая и заброшенная душа. Этому и посвящена книга. Она учит практической аскетике – искусству ухода за душой, выработанному в 2000-летней традиции Православия. Это знание, полученное от Святых Отцов, нужно вернуть в гибнущий мир, всем тем, кто не хочет деградировать, погибать в рабстве греху и лишаться вечной жизни со Христом. Мы не рабы! Мы рождены свободными. И у нас есть всё, чтобы Христом победить мир.

Адресная аудитория книги – молодые кадеты, суворовцы, гимназисты, поисковики, участники военно-патриотических клубов. Им, в первую очередь, необходим святоотеческий источник победы над страхами и искушениями мира сего. В то же время, мне представляется, что содержание книги может оказаться интересным и полезным для педагогов и родителей, поскольку, чтобы преподавать и воспитывать в духе Христовом – надо сначала пропустить «науку из наук» через себя, свою душу, свою жизнь. Только тогда преподавание превратится в сопереживание и принесет свои плоды.

В книге нет ничего нового, того, чего не донесли до нас Святые Отцы – поэтому она одобрена Издательским отделом Патриархии. В то же время, мы знаем, что Отцы писали в разные эпохи, на разных языках, да и язык их, обращенный изначально к монахам, не всегда понятен. В то же время, даже такие корифеи монашества, как исихасты и их духовный лидер Исаак Сирин (VIII век) подчёркивали, что умное духовное делание, то есть, живая и деятельная аскетика не только доступна, но и необходима людям, живущим в миру. Единственное, что, может быть, стоило бы отнести к разряду новизны – это обращения к душе как к внутреннему человеку. Апостол Павел прямо писал о нём, а перу апостола Петра принадлежат такие потрясающие строки: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте молчаливого и кроткого духа». История России знает десятки, если не сотни, великих имен, прославивших ее на полях сражений – земных и духовных. Думаю, что ни один другой народ таким иконостасом не обладает. Что общего в этих величественных судьбах? Поразительное сочетание земного служения и высоты духа. Сам Господь через эти души вдохновлял вполне земных людей на невообразимые подвиги и феноменальные достижения. Взять хотя бы Суворова – величайшего полководца и смиренного алтарника, одержавшего сорок побед и не потерпевшего поражения ни разу! А Великая Отечественная, она же – Священная война? Только люди с горячей любовью к Родине и Богу (даже неосознанной!) могли выстоять перед натиском вселенской тьмы и сломить хребет фашистской гидре. Сегодня Россия опасно далеко отошла от наработанных веками традиций и тайн духовно-светского воспитания. Поэтому мы так близко подошли к пропасти растления и деградации. И если сейчас, сегодня же, мы не совершим отчаянный рывок к истокам нашей духовной традиции и славы, поражение неизбежно. И оно будет непоправимо. Но совершить спасительный рывок должен, прежде всего, каждый в самом себе, побеждая главного своего врага – страсти, соблазны и грех. Это очень трудно, и без помощи наставников в лице Святых Отцов, а главное – помощи Господа совершить этот маневр не представляется возможным. Вот и надо делать первые шаги, как бы ни было трудно.

Знания знаниями, они необходимы. Но читатель может спросить: «А что мне делать?». Упреждая этот вопрос, я постарался к каждой главе приложить несколько упражнений, которые позволят почувствовать «вкус православия» (как говорил отец Серафим Роуз). Вера – это не что-то абстрактное. Это уверенность. Лучше даже говорить, что верим не в Бога, а Богу. Господь так и предлагает: приди и виждь. То есть – приди и убедись. Например, на первых же страницах книги есть рекомендация здороваться по утрам со своей душой, а перед сном желать ей спокойной ночи и вверять Богу. С этого всё начинается. Сначала мы должны элементарно развернуть фокус нашего внимания с внешнего мира, где только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». В ту внутреннюю сакральную плоскость, где укрывается наша душа, где дверь, ведущая в Царство Небесное. Или, скажем, упражнение по преодолению страхов. Их у нас тысячи, а корень один – страх, смерть. Но ведь смерти нет, есть переход из земной жизни в другую, новую жизнь. Ибо душа бессмертна. Преодолевая страх смерти, мы постепенно ослабим и развеем сотни производных от него страхов, и душа наша освободится от мучительной боли, сопряженной с ними. Какое великое облегчение! Разве не стоит за это побороться?

И так дальше, шаг за шагом: мы как бы трудами над собой сбрасываем со своего внутреннего человека вериги, тянущие его в вечную смерть, и душа наполняется радостью, очищаясь, она становится достойной благодатного посещения Божия, раскрывает неведомые нам самим резервные энергии, способности и таланты. А это разве не достойное вознаграждение за труды? Главное же – она готовится к достойному переходу в вечную жизнь со Христом, момент которого никому из нас неизвестен, ибо «время близ есть».

Хочется надеяться, что скромный опыт автора, лично пережившего то, о чем он пишет, пропустившего через свою мятущуюся и заблудшую душу наставления Святых Отцов, будет полезным для читателя. Святые Отцы тянут к нам руки из глубины веков, понимая наше отчаяние и растерянность. Нам остается только принять эту помощь, не отвергать ее, не доверять внушениям врага рода человеческого, что, дескать, не время, потом, когда-нибудь… Пускай читатель сам определит отношение к тому, что изложено в «Воспитании духа воина». Пусть он займётся, прежде всего, воспитанием себя. Ещё древние греки утверждали: победа из побед – победа над собой!

Также читатель может прослушать беседы на тему книги «Воспитание духа воина».

Запись произведена Радиостанцией «Победа»

Александр Нотин. Дух воина. Беседа 1.

Александр Нотин. Дух воина. Беседа 2.

Дух воина. Беседа протоиерея Константина Алесенко и А.И. Нотина.

А.И. Нотин. Воспитание духа воина. Беседа 4.

Почему у некоторых людей есть практически нерушимая внутренняя сила, которая помогает им преодолевать тяжелейшие обстоятельства, а другие не выдерживают тяжести гораздо менее сложных проблем? Можно ли воспитывать в детях такую внутреннюю силу – силу духа? Можем ли мы постараться сделать так, чтобы наши дети встречали любые проблемы, которые преподносит им жизнь, как настоящие чемпионы и становились только сильнее? Специалисты считают, что мелкие повседневные переживания формируют нас и развивают у нас этот необходимый стержень внутренней силы.

Внутренняя сила в столкновениях с повседневными проблемами

Представьте ситуацию: ваша восьмилетняя дочь сталкивается с распространенной проблемой школьников, которую рано или поздно приходится решать всем. Однажды в школе у ребенка происходит небольшая размолвка с подругой. Причем подруга, по всей видимости, намного больше расстроилась из-за произошедшего инцидента. На следующий день она собрала компанию девочек и подговорила их объединиться против вашей дочери и обижать ее.

Первой реакцией ребенка, которого застигают врасплох подобным образом, должно было быть либо желание заплакать и убежать от конфликта, либо ответить группе детей такими же обидами и гневом. Это типичная реакция «бей, беги или замри» человека, которого предают или пытаются сделать изгоем.

Однако вместо того чтобы немедленно реагировать, ребенок делает паузу. Затем девочка встает во весь свой крошечный рост и спокойно отстаивает свою позицию. Она смотрит в глаза своей подруге и извиняется за то, что непреднамеренно сделала ей больно. А потом так же спокойно рассказывает другим детям, что у них просто нет причин для конфликта с ней. (Любой родитель может гордиться таким ответом ребенка. Это значит, что ваши беседы с дочерью о «внутренней силе» не пропали даром.)

Реакция девочки была нетипичной для ребенка. Ее друзья не ожидали этого. Они думали, что она испугается, рассердится или расстроится. Вся ситуация, на удивление, быстро разрешилась. Через несколько минут дети выбросили из головы обиды и снова начали играть вместе. А ваш ребенок пришел домой со счастливой улыбкой на лице, как будто выиграл сражение!

Такая ситуация может казаться тривиальной нам, взрослым, но это очень важный опыт в жизни ребенка: на фундаменте такой «победы» он строит свои будущие победы, свою концепцию о том, как выходить из конфликтных ситуаций в следующий раз.

То, как наши дети учатся справляться с незначительными или серьезными проблемами на заре их жизни, закладывает основу того, какого успеха они добьются и как будут преодолевать жизненные трудности в будущем.

Важно, чтобы родители следили за тем, какие уроки получают дети в раннем возрасте, – за их взглядами и представлениями о себе и мире, за их способностью понимать и управлять своими собственными мыслями, чувствами и поступками, а также способностью быть чуткими и восприимчивыми по отношению к другим людям. Все это помогает обогатить их силу духа и подготовить к любым будущим испытаниям.

Прекрасная буддистская пословица гласит: «Именно сокровища сердца – такие внутренние качества, как духовная сила, характер и человечность, – обеспечивают истинное счастье ребенка».

Итак, что же такое эта внутренняя сила, сила духа?

Быть сильным внутри по существу означает иметь запас средств — знаний, навыков и отношения, которые помогают противостоять любым возможным жизненным трудностям. Это означает, что человек не слишком волнуется по поводу изменений и не очень тревожится из-за проблем. Не расстраивается и не сдается в трудные времена. Верит в самого себя и восстанавливается после неудач. Принимает решения и решает проблемы конструктивно.

Специалисты считают, что культивировать у детей жизнестойкость и мужество можно только вместе с оптимизмом, сосредотачивая внимание на усилении и развитии готовности к переменам.

Вот несколько сценариев возможного поведения ребенка:

  • Сценарий А. Ребенок любит выигрывать. Как правило, он очень радуется и танцует танец победителя каждый раз, когда побеждает. Ненавидит проигрывать. В случае проигрыша обычно дуется, выходит из игры или обвиняет соперников в нечестной игре. Из-за такого поведения приятели часто избегают его.
  • Сценарий Б. Ребенок одержим соревнованиями и мечтает о победах. Не умеет принимать поражения. Становится крайне удрученным, замыкается, впадает в угрюмое состояние и просто не может пережить неудачу.
  • Сценарий В. Ребенок на голову выше и существенно крупнее в размерах большинства своих сверстников. Его постоянно дразнят и поддевают. Однажды он решает изменить ситуацию. Он начинает использовать свой внешний вид и физическую силу, чтобы запугивать и нападать на детей. Это останавливает тех, кто его дразнил, и в один прекрасный момент ребенок обретает большое влияние и начинает внушать страх. Но вместе с этим он попадает в кучу неприятностей с учителями.
  • Сценарий Г. Ребенок проблемный и у него мало друзей. Дети называют его ботаником, заучкой, потому что он всегда вовремя делает домашнюю работу, всегда хорошо готов к урокам, получает хорошие оценки и играет по правилам.

Во всех приведенных выше сценариях дети действуют с позиции недостатка внутренней силы. Они либо не владеют и не знают подходящих стратегий, либо прибегают к нездоровым способам преодоления стрессов и превратностей судьбы.

Вот некоторые распространенные признаки недостатка внутренней силы:

  • Истерики, эмоциональные всплески, ложь, агрессивное поведение, чрезмерная импульсивность, низкая толерантность (устойчивость) к фрустрации и неспособность справляться с неудачами/поражениями.
  • Нехватка уверенности в себе, сверхзависимость, сдерживающие страхи, склонность легко сдаваться, низкая мотивация и инициативность.
  • Негативные чувства и перепады настроения.
  • Ценностные конфликты, этические и моральные дилеммы.

Конечно, это не исчерпывающий список. Существует много неявных признаков, которые остаются незамеченными, но являются проявлениями слабой воли или отсутствия внутреннего стержня.

Можно ли развивать внутреннюю силу и твердость духа или это качество врожденное?

Эксперты говорят, что не все дети рождаются с позицией и навыками жизнестойкости. Но этим навыкам можно обучить, и мы, родители, можем преподавать их нашим малышам. Чем раньше ребенок приобретет и усвоит эти навыки, тем сильнее они будут развиты и с тем большей легкостью он сможет прибегать к ним в случае необходимости.

Мы не можем оградить наших детей от всех угроз и трудностей, как бы мы этого ни хотели. Но что мы можем, так это помочь им развивать навыки внутренней силы и стойкости, чтобы они могли добиться успеха, несмотря ни на какие жизненные проблемы.

Навыки, которым дети научатся однажды, останутся с ними навсегда. Они могут быть невостребованными, но никогда не покинут их.

Внутренняя сила – это важнейший ресурс. Мы иногда теряем связь с ним, но можем найти и обратиться к нему при необходимости. В сложных ситуациях люди демонстрируют свои лучшие качества, свою жизнестойкость и мужество, прикладной интеллект и прежде всего свою внутреннюю силу.

Кроме того, родителям не нужно ждать, пока у детей случится какая-либо эмоциональная травма или появится сложная проблема, чтобы научить их, как справляться с подобными ситуациями. Просто беседуя об историях из новостей или обсуждая возможные сценарии жизненных ситуаций, мы можем помочь нашим детям овладеть некоторыми полезными инструментами. Набор подходящих навыков и стратегий, готовых к применению, играет важную роль в подготовке детей к умению решать проблемы позитивно. Мы как родители можем обеспечить это, признавая следующие четыре фундаментальных элемента воспитания детей:

1. Цель воспитания заключается в том, чтобы вырастить всесторонне развитых детей. Важно одинаково развивать тело, ум и интеллект детей. Сосредоточьте внимание на здоровом рационе питания, физических упражнениях и интеллектуальном развитии детей. В то же время давайте пищу их умам, помогайте им становиться эмоционально сильными людьми, живущими в мире с самими собой и готовыми столкнуться с любой проблемой смело и решительно. Другими словами, способствуя физическому и интеллектуальному росту детей, мы должны также развивать их психодуховное здоровье!

2. Создавайте благоприятную обстановку. Дарите детям свою безоговорочную любовь и создайте атмосферу безопасности и защищенности. Стимулируйте рост и предоставляйте возможности для развития потенциала. Помогайте детям раскрывать и проявлять их природные таланты и интересы.

3. Принимайте и помогайте детям принимать их уникальность. Каждый ребенок имеет уникальный набор достоинств и недостатков. Помогайте детям с радостью принимать собственную уникальность. Избегайте испытывать нереалистичные ожидания и делать ненужные сравнения.

4. Будьте готовы сделать трудный выбор между тем, чтобы:

  • Настаивать или позволять!
  • Держать или отпускать!
  • Дисциплинировать или дать свободу!
  • Защищать их или позволять идти на риск!
  • Активно участвовать в жизни детей или предоставлять им право на личное пространство и личную жизнь!

Простых решений в таких ситуациях не существует. Родителям важно объективно оценивать потребности ребенка и сложившуюся ситуацию и принимать решение об уместном подходе в любой момент времени.

Несколько рекомендаций о развитии у детей внутренней силы

Вот несколько советов родителям о том, как воспитывать детей с крепким внутренним стержнем, большой силой духа, внутренней силой.

1. Не теряйте веру в себя

  • Слабая уверенность в себе или вера в себя в детстве часто являются причиной неприспособленности в дальнейшей жизни.
  • Очень важно помогать детям побеждать неуверенность в себе, превозмогать собственные страхи и неверие в собственные силы как можно раньше.
  • Верьте в своих детей и помогайте им верить в себя.

2. «Я рядом и готов(а) прийти на помощь»

  • Постоянно уверяйте детей в своей поддержке и понимании, независимо от того, одобряете вы их поступки или нет.
  • Дети должны без боязни доверяться родителям и обращаться к ним за помощью в случае необходимости.

3. «Ты можешь сделать это, просто попробуй»

  • Поощряйте самостоятельность и независимость (практическую и эмоциональную) и личную ответственность детей.
  • Мотивируйте их бороться с собой, принимать вызовы и не сдаваться.

4. «Я чувствую…»

  • Помогайте детям правильно определять собственные и чужие эмоции, настроение и реакции.
  • Учите их выражать и управлять своими чувствами соответствующим образом.
  • Помогайте развивать сострадание и эмпатию по отношению к другим людям.

5. Действуйте, а не противодействуйте

  • Помогайте малышам развивать толерантность (устойчивость) к фрустрации.
  • Учите их делать паузы, когда они крайне расстроены или рассержены, чтобы лучше контролировать и себя, и ситуацию.

6. Неудачи и разочарования – это неотъемлемая часть жизни

  • Готовьте детей к взлетам и падениям на американских горках под названием «Жизнь».
  • Напоминайте им снова и снова, что «Терпеть неудачи не страшно, если ты прикладывал максимум усилий», «В чем-то выигрываешь, в чем-то проигрываешь», «Пробуй еще раз….», «Подумай над тем, что ты можете сделать иначе в следующий раз?».

7. Найдите оптимальное соотношение идеализма и реализма

  • Прививайте детям позитивный взгляд на жизнь и оптимизм, и в то же время не ограждайте их от реалистичных аспектов жизни.
  • Поощряйте рациональное мышление – например, люди и обстоятельства не всегда справедливы или не всегда платят добром за добро.

8. Чувство благодарности и признательности

  • Помогайте детям ставить перед собой высокие цели и поощряйте самосовершенствование, но также учите их принимать любой результат с благодарностью.
  • Это связано с тем, что они не должны всегда отталкиваться от чувства неудовлетворенности и своей неполноты.

9. Сохраняйте связь с детьми

  • Учите детей проявлять теплоту, дружелюбие и хорошие манеры.
  • Подчеркивайте важность дальновидного поиска, поддерживания конструктивных отношений и создания хорошего круга поддержки.

10. Время – лучший врач

  • Побуждайте детей бороться и не сдаваться без боя.
  • Учите их, как с течением времени могут изменяться их мнение, точка зрения или глубина опыта.

11. Изменение мыслей – изменение чувств

  • Обращайте внимание детей на взаимосвязь между мышлением и переживаниями, чувствами.
  • Объясняйте, как разные подходы к ситуации могут приводить к разным чувствам и как грамотное управление мышлением может продуцировать позитивное и желаемое душевное состояние и психологический настрой.

12. Умение поддерживать интерес

  • «Труд человека кормит, а лень портит». Поощряйте детей занимать собственные мозги работой и выпускать негативную энергию. С этой целью ищите для малышей правильное соотношение между организованной деятельностью и свободной неструктурированной игрой.

13. Я показываю – ты следуешь примеру

  • Будьте образцом для подражания и демонстрируйте хороший пример; проявляйте свою внутреннюю силу и решимость.
  • Недирективность побеждает подход к воспитанию типа «Делай, как я говорю, а не как я делаю»!

14. Счастье в ваших руках

  • Учите детей не доверять свое счастье внешним условиям, факторам – человеку, предмету или ситуации.
  • Помогайте малышам сохранять баланс – не позволять обстоятельствам диктовать перепады настроения от крайней радости в текущий момент времени до абсолютного уныния в следующий момент.
  • Напоминайте детям о том, что они могут выбирать, как думать, чувствовать или действовать определенным образом независимо от внешних факторов.

15. Вдохновленная жизнь

  • Учите детей набираться позитива от чтения книг, здорового просмотра телевизора, фильмов, использования Интернета и поднимать настроение в компании.
  • Помогайте малышам с ранних лет развивать здоровый образ мышления и жизни и устанавливать четкие цели.
  • Помогайте детям чувствовать вдохновляющие моменты, узнавать о реальных героях и их историях.
  • Создавайте позитивную внутреннюю среду с четкой системой глобальных и личностных ценностей, которая поможет детям переживать трудные времена.

Оцените публикацию
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *