Его мама применяет тайм-аут: со словами «Это было очень больно!» она кладет его на игровой коврик. И отворачивается на одну или две минуты, не обращая внимания на плачущего Кристофа. По окончании этого времени она берет его и говорит: «Мы попробуем еще раз, но будь осторожен с зубками!» Теперь Кристоф пьет аккуратно.

Если он укусит еще раз, мама опять сразу же положит его на коврик и оставит без внимания, и ждет 1-2 минуты, чтобы снова приложить к груди.

Еще один пример:

  • Историю Пауля, 8 месяцев, вы уже знаете из первой главы. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне». Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал. Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне». Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш. После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума. Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила: «Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю. Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался. Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать. Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

От года до двух лет

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили: «Криком добывается внимание». С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности. Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»: «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить». Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Последний пример:

  • Помните Патрика, «ужас всей группы»? Двухлетка кусается, дерется, вырывает игрушки и бросается ими. Каждый раз мама подходит и ругает его. Почти каждый раз она обещает: «Если ты сделаешь это еще раз, мы пойдем домой». Но никогда не выполняет.

​​​​​​​Как можно тут поступить? Если Патрик сделал больно другому ребенку, можно сделать короткое «заявление». Встать на колени (присесть), глядя прямо на него и держа его руки в своих сказать: «Стоп! Прекрати сейчас же!» Можно отвести его в другой угол комнаты, и не обращая на Пауля никакого внимания, утешать «жертву». Если Патрик еще раз кого нибудь укусит или ударит, нужно сразу же действовать.​Поскольку он еще мал и выслать из комнаты его одного нельзя, мама должна покинуть группу вместе с ним. Во время тайм-аута она хотя и находится рядом, но не обращает на него особого внимания. Если он плачет, можно сказать: «Если ты успокоишься, мы снова сможем зайти». Тем самым она подчеркивает позитивное. Если плач не прекращается, они оба идут домой.

Тут тоже тайм-аут: Патрика увели от детей и кучи интересных игрушек.

Как только ребенок некоторое время мирно играет, мама садится к нему, хвалит и дарит свое внимание. Тем самым акцентируя внимание на хорошем.

По-своему darketo31 Убив Злодея, Герой сам попал в списки тех, кого надо уничтожить. Гарри смог уничтожить тех, кто погубил его семью, но цена этой победы слишком велика. Решив использовать шанс на исправление ошибок, Гарри перенесся в прошлое, заняв тело своей будущей матери. И что теперь делать? Обезвредить злодеев и найти счастье с тем, кто стал любовью всей его жизни! Гарри Поттер переносится в прошлое и становится Лили Эванс. МС, создает сввой Род, попутно окручивает Снейпа и пристраивает Петунью к Воландеморту Одно волшебное лето Ro Xa Na Что будет, если на одно лето маленький Гарри окажется на попечении не кого-нибудь, а Северуса Снейпа? О том, как это могло произойти, и что из этого получилось. Милинький Северитус, предканон. Поттер поневоле Mormo23 Великий Темный Лорд понял, что его новая внешность не подходит ему и, откопав где-то старинный ритуал, решил все подправить. Но что-то пошло не так… Стёб День, изменивший все mademoiselle Linny Гарри Поттер попал на … Слизерин? Почему? Кто виноват? И что же теперь делать? Северитус, Гарри на Слизерине, плохой Дамблдор. Vice versa Hoshi_Murasaki (Кира Измайлова) Гарри Поттер вырос в Литтл-Уиннигсе, в семействе своей тетки, которая, может, и не слишком любила племянника, но и не измывалась над ним. А еще Гарри обладал хулиганскими наклонностями и пытливым умом. И он совершенно не обрадовался письму из Хогвартса — это ведь сулило разлуку с верным другом… Правда, в школе обнаружился один интересный человек (остальных добрый мальчик Гарри сходу счел сумасшедшими). И, конечно, оставались письма «на большую землю»… Гм, сэр? Daniel Adison Студенты ведут себя странно, профессору Снейпу интересно узнать почему… интересный мини Всё к лучшему! Arina S Шестилетнего Гарри Поттера выгоняют из дома. Он остается совершенно один, ему некуда идти. Всё могло закончиться очень печально, если бы человек, которого зовут Северус Снейп, не забрал ребёнка к себе. Теперь жизнь зельевара значительно изменится… Скорее в лучшую, чем в худшую сторону. Большое приключение маленького героя Старина Ник Наказывая своих малолетних детей, подумайте, чем это будет грозить вам. Особенно если ваш ребёнок — маг. мини Гарри Поттер и Суровая Реальность Rakot Частица Вальтера Майера из произведения «Симбионт» попадает в мир Гарри Поттера. http://samlib.ru/s/sedrik/garripotterisurowajarealxnostx.shtml Кровью. Плотью. Магией. Часть первая. darketo31 Сцена на кладбище неожиданно пошла не так, как хотелось бы некоторым: Гарри, с помощью Седрика убивает возродившегося Лорда, и сущность Волдеморта переходит в его победителя. Решив убить одной Авадой две мишени, Дамблдор с помощью Фаджа организовывает фальшивую смерть Героя, которого запихнули в Азкабан, а затем и его казнь с помощью дементоров. Вот только старик забыл, что путь в ад устлан благими намерениями, а за ошибку глав государства платят люди. Чем придется заплатить магам Англии Вторая часть — слеш, 🙂 в первой ничего такого нет 🙂 Маскарад ..SaKuRa.. Почему все считают, что ребенок, выросший в чулане, может быть светлым, добрым и всепрощающим? Знакомьтесь, Деми (G) Himerus Гарри встречает существо, которое помогает ему уйти от Дурслей. Встреча маленького Поттера и маленького дементора. После представления: десять лет спустя Katherin Десять лет спустя Гермиона встречает пропавшего много лет назад друга. Мне намного больше понравился цикл по Хлорке :), но это то же хорошо Поттер по завещанию aavdee «Том(а)» — Мне бы вполне хватило письма. — Хрипло произнес Снейп. — Порадовал бы пустой пузырек из под зелья, которое я когда-то сварил для Дамблдора. Но целый Поттер в наследство — это слишком. Может, там есть инструкции — куда девать Поттера, если я откажусь быть опекуном? Проблема отцовства или Не все олень, что с рогами! дядя Руди Всем известно что отцом Мальчика-который-выжил является Джеймс Поттер. Ну или Северус Снейп. Или Волдеморт. Всем известно что гоблины — это хитрые и изворотливые существа,которые с помощью кровной магии и артефактов могут доказать что угодно ради денег. Но что случится,если один зеленоглазый гриффиндорец заподозрит что он не сын своего отца? Нормальные герои всегда идут в расход katss Что значит «быть героем»? Не-ет, херня вопрос. А как насчет: что такое жизнь героя, когда он уже не герой? Или — не совсем герой? Или — совсем не «герой»? Что делать, если ты нихера не герой, и тебя это вовсе не беспокоит? Что такое «талант» и что такое «упорство»? И что конкретно ты можешь сделать, если тебя прижать к стенке? Достойный потомок. darketo31 А что если Томми встретит девушку своей мечты? И ничего, что она не совсем мечта, не совсем девушка, и совсем даже не человек. Хозяева «Кабаньей головы» Заязочка А каково это, попасть в некрасивую нищенку? Когда нет ни сейфов, набитых золотом, ни замков, ни волшебной палочки? Есть только знание канона и истории. И некоторый житейский опыт. Проживем… Дитя Фейри лунный мечтатель полтергейста В канун Всех Святых — детей береги! Граница миров так тонка в этот час, и Фейри гуляют во тьме среди нас… Чем могла закончиться необдуманная выходка Альбуса Дамбладора, оставившего маленького ребёнка в холодную ночь на чужом для дитя пороге? Ребёнка принесли в жертву «Общего Блага» собственные родители, и требуют новых жертв от него спустя 15 лет… Зря никто не вспомнил старых легенд… авось пронесло бы… Неидеальный герой Liliya Rax Что, если Гарри Поттер с детства будет обладать не самым лучшим характером? Он высказывает все, что думает, прямо в лицо собеседнику, который ему не нравится. Но большая проблема состоит в том, что ему не нравится никто! Персиваль Игноциус Уизли Третий, Его бывшее Королевское Величество Leka-splushka Ну что еще сказать? Шеллар попадает в маг.мир. Знающему — довольно ))) Шеллар Третий — от момента попадания в него арбалетного болта на пиру, на котором убили Хаббарда и Комиссию. Персиваль, третий сын Уизли — за два с половиной месяца до начала Тримудрого турнира. Возраст ноль checkita История попаданца в тело Джиневры Уизли в младенческом возрасте. Или, как предпочитает считать сама героиня, история Джиневры Уизли, у которой проснулись воспоминания о прошлой жизни. Избранные. Книга 1: Какого биджуу я теперь волшебник?! Кицунэ Миято С Героями всегда случаются Приключения на различные геройские места. Наруто вселяется в тело Гарри Поттера. Адекватный гг, Дамбигад. Добрая сказка на ночь Каури-4 Аргус Филч много лет просит всех подряд избавить Хогвартс от наглого полтергейста Пивза. Однажды он решается провести один «очень тёмный» ритуал, описанный в старой магловской сказке, которую ему когда-то посоветовал с этой целью профессор Снейп… Небольшой мини, о том как Антон Городецкий попал в Филча. Принц aavdee Северусу Снейпу, с его благородством и стремлением всех спасти, вообще-то больше подходил Гриффиндор, а никак не Слизерин. Так вот, что будет, если попаданец в Северуса будет истинным Слизеринцем по-духу? И принцем по праву рождения? Принц Джон попадает в тушку тринадцателетнего Снейпа 🙂 Месть Лавгуд aavdee Тяжело быть портретом. Никто тебя не слушает. А голосом в голове, думаете, легче? Вы абсолютно правы! Особенно когда это голова Полумны Лавгуд. Фехтовальщица Leka-splushka Попаданка в Гермиону, которая пытается принудить взрослых поступать по-взрослому. Разделяет мое убеждение в том, что проблемы должны решать профессионалы, которых надо просто вовремя озадачить. А учителя, закрывающие глаза на унижения и издевательства — плохие учителя. Не читала, не смотрела и не слышала про книги Роулинг (в ее вселенной таких книг просто нет). Зато считает, что избранная в этой истории — она, а Гарри просто мимо проходил ))) Администратор Leka-splushka Иногда в книге бытия происходит сбой. И люди меняются телами, как бизнесмены визитками. И попадают не на свое место. Или как раз на свое? Все права — у Роулинг и компании, а я пишу фик с попаданцем в Альбуса Дамблдора Дамбигуд Leka-splushka Дамбигуд в Дамбигада. Стёб 🙂 Кто не спрятался… (Кто не спрятался…) Marrana (Тетерина Марина Александровна) Попаданка в Молли Уизли. Домохозяйка с палочкой — это страшно… Колдун, волшебный посох и летающий мотоцикл aavdee В Рубеуса Хагрида вселился бахсы Рахат, мужчина, который физически не способен оставить младенца осенью на пороге чужого враждебного дома, ведь вокруг так и бродят злые духи — албасты, завернутые в черный бархат, с лицом, спрятанным за синее железо. Посредине их широкого лба виднелся один глаз, огромный, как чашка кумыса — как оставить таким младенца? Надо бежать! Психическая Leka-splushka Девочка-сирота ночами просыпается в теле Луны Лавгуд. Скелеты в шкафу Охотника на Ведьм лунный мечтатель полтергейста Его зовут — Теренс Дурсль, внук Дадленда Дурсль, потомственный Охотник на Ведьм, но не такой как вы могли подумать. Его задача, поддерживать правопорядок между магической и обычной частью мира. Правда, пока он только учится. Раньше он думал, что знает всё о своей семье, как оказалось это не так. Но кто мог знать, что у него есть ТАКИЕ родственники… А месть подождет Liliya Rax Может ли решение одного человека изменить жизни многих? Родная кровь — не водица Дора Лайт Петунья Дурсль приняла в свой дом племянника-мага, а вместе с ним — кучу проблем, с которыми магглы не в силах справиться. Но что, если она найдет тех, кто сможет и захочет помочь? У Гарри Поттера будет нормальное детство, тетя и дядя, которые заботятся о его благополучии, и настоящий брат. А еще — доступ к тайнам и хранилищам Рода Поттеров. Получится ли Герой из такого Мальчика-Который-Выжил? Дикки Заязочка http://fanfics.me/fic72196 Гарри Поттер не попал к Дурслям. Корзину с ребенком забрала проходящая мимо ведьма. Так мальчик попал к париям волшебного мира. И стал Дикки. Дедушка лунный мечтатель полтергейста О том, как дедушка к внукам приехал Альтернативное маггловедение Hoshi_Murasaki (Кира Измайлова) Однажды профессору Снейпу надоело, что первый курс занимается чем угодно, но только не учебой, и он решительно смешал факультеты на своих занятиях. Все бы ничего, но в пару к Драко Малфою попала девочка, которую он прежде никогда не замечал: велика честь для грязнокровки! Вот только девочка оказалась истинной дочерью своего отца, а офицер Королевского Военно-морского флота Великобритании — это вам не кот наплакал… История о том, почему Гарри Поттер не убил василиска Кукулькан В этом мире Гарри Поттер не убил василиска. Не успел. Что наша жизнь? Игра! Konatasusu В детстве Дадли частенько заставлял Гарри играть с ним в видеоигры. Еще чаще он просто заставлял кузена проходить за себя сложные эпизоды. Но все это совсем не подготовило Гарри к погружению в «реальный мир». Наследие Кицунэ Миято Юмористическая зарисовка касательно волшебных наследий. Другой Ophidia Гарри приходит в себя после битвы за Хогвартс и победы над Волдемортом. Будучи непоседливым, он подслушивает собрание заинтересованных лиц и узнает правду о себе. Оказалось, что он вовсе не Поттер, а сын Пожирателя смерти, что его использовали как прикрытие для настоящего Гарри, а теперь собираются выкинуть на улицу. К счастью, его нелегко лишить всего. Избранные. Книга 2: Шиноби скрытого Хогвартса Кицунэ Миято В 1988 году Узумаки Наруто волею судьбы и своего биджуу занял тело Гарри Поттера. С той поры прошло целых пять лет, на пороге Героя третий курс и новые приключения… Король Чёрного Озера Кицунэ Миято В 1994 году один молодой водяной из Баварии узнал, что люди-маги собираются проводить Турнир волшебства и не усидел на дне, отправившись вместе с кораблём «Дурмстранга» на поиски приключений. Голоса в голове shellina Мальчик-который-выжил уникальное создание. Вот и сейчас отличился. Голос в голове заимел, да ни один, а целых два голоса Страшная сказка моей жизни Marrana Страшная сказка моей жизни, в лице Хагрида, вошла, выбив дверь, с порога наехав на Дурслей и отрастив свиной хвостик Дадли… Подарок из Йоркшира Sammy Lee Прошло больше четырех лет после войны. Северус Снейп мирно трудится в госпитале Святого Мунго. И одним летним утром на пороге появляется неожиданная гостья и объявляет: «У тебя есть внук!». Уродам не позволено (Freaks aren’t allowed) fawa10 (переводчик) lastcrazyhorn После того, как маленький Гарри замерзает почти на смерть на пороге дома своих родственников, его спасает сначала призрак, а потом сальноволосый мерзавец! И приключения только начинаются, когда Северус Снейп осознает, что проблемы его крошечного подопечного не исчерпываются только обморожением Кто вы, профессор Амбридж? Hoshi_Murasaki (Кира Измайлова) Проснувшись одним прекрасным утром, женщина бальзаковского возраста понимает, что, кажется, она попала… Причем попала в прямом и переносном смысле слова: не приведи боже учить студентов Хогвартса! Дары Звезд dadagi Совершенно недопустимо, чтобы смерть в таинственной арке была просто смертью. «После» непременно что-нибудь случится. И тогда Сириусу Блэку придется как-то все исправить. И для этого придется помириться с семьей, собрать вместе множество людей, научиться многому и совершить еще больше. Но это ведь мелочи. Потому что пройдя всего четверть пути он уже не сможет остановиться. Времена мародеров. Дары, лорды и прочие сказки. Все гады. Только Блэки лапочки. От Биджуу до Человека Кицунэ Миято Омак по серии «Избранные»: Курама вернулась в мир, в котором оставила Наруто, теперь её стали звать Алиса… Алиса Лонгботтом. Кроссовер Наруто и Гарри Поттера Роковая долька Заязочка Гарри Поттер иногда встречал странно одетых людей, которые за что-то благодарили его и пожимали ему руку. А если бы они просто поговорили с ребенком? Да и распланировавший все на годы вперед Дамблдор забыл, что человек не просто смертен, а очень часто еще и внезапно смертен. Из жизни попаданцев Заязочка В 1945 году Дамблдор и Гриндевальд проводили некий ритуал. Ритуал сорвал офицер СС. Наследство мародера Заязочка Сириус Блэк, как известно, считал себя замечательным шутником. И ради прикола подписал некий документ. Подписал-то Сириус, а обязательства выполнять придется Гарри Поттеру, как наследнику. Ну, ему не привыкать отдуваться. Здравствуйте, я ваша тетя! Заязочка Попаданка в Петунию Дурсль. Драконья броня Кассандра-сан Вместо рук почему-то были крылья, а на мир приходилось смотреть сквозь прутья клетки. Я сворачивалась клубочком и впадала в депрессию первые пару дней. Потом надоело. Хвосторога, значит. Тонны лишнего веса, значит. Неизвестное количество детей в — я покосилась на кладку — обличии яиц, значит. Ничего, прорвусь как-нибудь. Магл Лилиан Катани Вот стоило сдохнуть в своём мире, чтобы попасть в мир Роулинг?! За что?! Попадают в Поттера, Уизли, в Малфоя наконец. А я? А я МАГЛ! Я попал в самого настоящего магла. Я Дадли Дурсль. Канон? Дамблдор? Идите в жо… в тайгу к тигру! Я жить хочу долго и счастливо! Предпочту выстроить жизнь подальше от этой волшебства и обнести его трехметровым забором под напряжением. А то вдруг, какая волшебная пакость заведется. Вот только меня не спрашивают… Гарри Поттер и Эффект Домино dadagi Эффектом Домино называют процесс падения костяшек, зрелище в чем-то красивое и даже завораживающее. В жизни ты никогда не знаешь, в какой момент толкнул первую косточку и ни за что не угадаешь, когда процесс падения закончится. Но если знаешь историю заранее и меняешь ее условия? Тогда падение костяшек кажется особенно любопытным: можно увидеть, как мелочи, накапливаясь, меняют картину мира целиком. Здесь все началось с маленькой девочки, старого сквиба и толики удачи. Другая история s

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух лет?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно играет с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами играть один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в памперсах, ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и кусанием. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Правила «Ребенок главный, родители на побегушках» (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим — меня не колышит»):

  • Если я что нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе
  • Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что нибудь другое
  • Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое
  • Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый памперс.

Правила «Ребенок никто, Родители все»:

  • Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе
  • Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что нибудь не сделаю
  • Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно
  • Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.

Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Правила: «Уважение к ребенку, уважение к родителям»:

  • Если я вырву что нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.
  • Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.
  • Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты
  • Мне не надевают больше памперсы, даже если я часто еще писаю в штаны
  • Во время завтрака в детском саду все садятся за стол. Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Психологические особенности ребенка от двух до трех лет.

В два года начинается важный период, который можно назвать «переходным периодом» – от младенчества к детству. Этот этап не обязательно начинается точно в два – иной раз в два года и три месяца, иной раз в два с половиной.

Родители замечают, что их дотоле послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становится «нет». Ребенок сам порой не знает, чего хочет. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравится сам факт, что он должен выполнять чужие указания.

Это неизбежный этап духовного роста и созревания. Ребенок начинает осознавать самого себя как личность, понимать, что он – это он, мама – это мама. И ему необходимо самоутвердиться. Как он этого добивается?

До сих пор он более или менее беспрекословно повиновался взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок, которую совершают при этом родители, – непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать «капризам» ребенка. Нередко такая линия приводит к тому, что ребенок превращается в робкое, пассивное и покорное существо. Иногда, наоборот, отношения с ним превращаются в серию сражений. Другая ошибка – избегать всяких столкновений, безусловно, выполнять все его прихоти, желания и требования. Таким детям трудно приходится в детском саду и школе, потому что они не научились себя ограничивать, подчиняться правилам и распорядку. Как же поступать в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своем, проявив «твердость воли»? Лучшая тактика в таких случаях – отвлечь ребенка, переключить на другую деятельность, другие интересы. Причем сделать это нужно до возникновения конфликта, когда он только назревает.

Двухлетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Убедившись же в своем бессилии, просит помощи: «Сделай», «Помоги». Он ищет независимости и в то же время не хочет вовсе отказаться от положения младенца, который надежно чувствует себя под спасительным покровительством старших. Родителям необходимо запастись огромным терпением.

Ребенка в этом возрасте нужно непременно приучать к соблюдению каких-то норм, правил и распорядка. Однако правила должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок для этого возраста не годится. Но все же, должен быть приближен к режиму детского сада, чтобы облегчить в дальнейшем адаптацию в нем. И еще, ребенок не должен привыкать к тому, что запрещенное матерью будет разрешено отцом или бабушкой. При всей его неопытности двухлетний отлично уловит это и будет использовать. Ребенок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти домой вызывает вспышку гнева: «Не люблю тебя! Ты нехорошая!» и т.д. Родителям это не нравится, да и стыдно им перед случайными свидетелями этой сцены, отсюда досада: «Не смей так разговаривать с мамой!».

Что же делать? Если ребенок упорствует и не хочет идти, нужно унести его на руках, не взирая на вопли. Если разрешить остаться, он увидит, что с помощью слез может добиваться своих целей, воздействовать на родителей, заставлять их менять решение. Но, унося его, не надо препятствовать ему выражать свои чувства. Напротив, нужно, чтобы он видел – его чувства понятны родителям, но все-таки уже пора уходить. В этом возрасте дети часто проявляют склонность к «ритуальным действиям». Они требуют строгой последовательности «обрядов»: прежде чем поесть самому, ребенок должен «помыть» лапы любимому медведю и усадить его за стол. Так же в определенной последовательности проводит он какие-то действия, возвращаясь с прогулки или укладываясь в постель. Ни в коем случае нельзя упустить часть обряда. Когда им читают перед сном, книжку нужно держать так, чтобы видны были картинки. Любимая телевизионная программа «Спокойной ночи, малыши» отнюдь не заменяет чтения.

На третьем году жизни дети охотно слушают музыкальные сказки. Чтобы воспринять сказку, ребенок должен прослушивать ее неоднократно, изо дня в день, по несколько раз. Сначала его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает все больше, запоминает новые подробности, и сказка нравится ему все сильнее. Процесс прослушивания поглощает его настолько, что ребенок не требует специального внимания в течение 30-40 минут. Через три-четыре недели можно купить другой диск, кассету, а затем через каждые две-три недели добавлять следующую – «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», песенки из мультфильмов и т.д. Это развивает музыкальное восприятие и музыкальный слух, обогащает речь – словарный запас, интонации, помогает овладеть правильным литературным произношением. Развитие речи чрезвычайно расширяет мир ребенка. К трем годам развитие речи завершается. Он умеет строить фразу, говорить предложениями. Продолжайте тренировать дыхание, делать язычковую гимнастику, проговаривайте с ребенком все действия, расширяйте спектр определений к слову, следите за произношением. Если любой другой взрослый понимает вашего ребенка, то с речью у него все в порядке. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть.
Источник: Мурашкина Надежда Николаевна, психолог высшей категории, руководитель Школы «Надежда» для будущих мамочек и лялечек. Интернет-журнал для родителей «Ека-родители»- www.eka-roditeli.ru

Нет! Нет! Нет! (Период негативизма)

«Период негативизма», «возраст строптивости», «ужасные двухлетки» – привычные определения этого этапа детского развития могут заставить вас паниковать и готовиться к худшему. А между тем это время может стать самым интересным и творческим в ваших отношениях не только с ребенком, но и с самой собой. В 18 месяцев он вошел в зону протеста. И как договориться с человеком, словарный запас которого чуть больше двадцати слов, и четверть из них − слова-отрицания «нет!», «ни-ка-да!», «не буду!» и неизвестно откуда взявшееся «атянь» («отстань)? Проблема здесь не только в недостаточной способности малыша формулировать свои требования или претензии и даже не в том, что он сам плохо их осознает. Дело в неготовности родителей к «переговорному процессу». Вспомните, как вы договаривались до сих пор. «Хочешь яблочко?», «Помаши папе ручкой!», «Пойдем гулять» − выбор действий за малыша осуществляли вы, и он, как правило, с ним радостно соглашался. А теперь ребенок вырос и изменился, и «договориться» с двухлетним упрямцем привычными методами больше не удается. Малышу трудно смириться с существованием границ его царства. Родителю сложно установить эти границы так, чтобы ребенок добровольно принял их.

На ваших глазах он превращается в исследователя, первопроходца, художника – и заядлого спорщика. Ребенок многому научился и в восторге от своих все расширяющихся возможностей. Он быстро и ловко передвигается в пространстве, использует для игры самые разные (и не всегда подходящие) предметы, совершенствует свою речь, «подслушивая» повсюду новые словечки. Он изо всех сил стремится оставить свой след в мире, заявить о своем присутствии в нем − именно это стремление, а не «вредность» руководит им, когда он разрисовывает стены в комнате или в самых неожиданных местах устраивает гаражи для машинок и кукольные спальни. Он – в центре мира, все, что он видит, существует для него, и он радостно изучает свои владения. Двух-, трехлетний ребенок все время играет и пытается вовлечь вас в игру, в которой пока для него нет правил. Ему еще только предстоит узнать с вашей помощью, что значит «нехорошо», «некрасиво», почему «нельзя», и объяснить эти сложные понятия легче всего именно в игре.

Доброжелательный, улыбающийся, сотрудничающий, готовый к игре и совместному творчеству взрослый − это именно тот партнер, с которым «ужасный двухлетка» будет рад «договориться». Растерянность родителей и их ошибки в общении с ребенком часто связаны с тем, что мама и папа сами имеют довольно размытое представление о границах и правилах, никогда не пытались их для себя сформулировать.

Разработка стратегии

Ваша цель – не сделать ребенка удобным объектом манипулирования для себя (а значит, впоследствии и для окружающих), а вырастить умеющего сотрудничать, сопереживать, творческого, активного, доброжелательного человека.

Ведите записи

Анализируйте, что вызывает бурную реакцию вашего малыша, против чего он особенно активно протестует.

Отмечайте:

как часто ребенок впадает в истерику; как долго это продолжается; в какое время дня чаще происходит; где это случается; в чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и т. п.); что является поводом; каковы последствия каждого случая. Если в течение 2−3 недель вы заставите себя заполнять всякий раз такую табличку, вы многое узнаете о своем ребенке! Узнайте о нем больше…

Определите тип темперамента

Хороший родитель будет подстраивать свои методы воспитания под темперамент ребенка, а не наоборот. Психологи выделяют несколько устойчивых черт характера, которые следует учитывать при разработке стратегий воспитания.

Чувствительность (сенситивность). Черта, показывающая, насколько восприимчив ребенок к окружающей обстановке. Ребенка с повышенной сенситивностью, например, может привести в состояние раздражения ярлычок на майке в области шеи. Такие дети легко раздражаются и выходят из себя. Не перегружайте его длинными объяснениями, сложными заданиями. Узнайте и о сильных сторонах этого типа – способности к сопереживанию, особенной тонкости восприятия. Развивайте ее с помощью музыки, живописи.

Активность. Активный ребенок постоянно находится в движении, ему необходимо тратить энергию. Дайте ему почувствовать, что вы верите в него. Хвалите его за достижения и прощайте ошибки − и его сопротивление растает. Придется поломать голову, чтобы вновь и вновь придумывать занятия для вашего непоседы, но ваши усилия будут вознаграждены, ведь из активных детей вырастают лидеры. Не одергивайте ребенка при посторонних.

Сила реакции. Дети, которым свойственны глубокие реакции, слишком остро и громко реагируют на происходящее, драматизируют его, вскипают и негодуют, что часто вызывает подобную же реакцию у родителей. Он очень легко отвлекается и нуждается в том, чтобы его постоянно направляли.

Откорректируйте режим дня

Возможно, вам придется отказаться от части ваших планов и амбиций, чтобы не перегружать психику малыша чрезмерным количеством впечатлений. Следите за состоянием малыша: как только заметите, что он начал уставать, поместите его в более спокойную обстановку. Режим дня даст ему ощущение стабильности уклада жизни, почвы под ногами.

Проявите внимание к уникальным особенностям

Возможно, вам даже повезет, и вы не узнаете, что такое затяжные истерики на публике. Не все дети кусаются и плюются. У ребенка «кризис» может проявляться в особых формах. Бывает, что малыш отказывается отзываться на свое имя и даже придумывает себе новое – так ему, возможно, удобнее осознать себя как отдельного человека, отделиться от мамы. А неприятие родителями такого поведения провоцирует негативизм у ребенка.

Малыш может «нажимать на кнопки», используя широкий арсенал провокаций. Не из «вредности» и не только для того, чтобы получить удовольствие от реакции родителя. Он пытается разобраться в сложной гамме человеческих эмоций. Полностью игнорируя подобные провокации, родители дезориентируют своего ребенка. Необходимо спокойно дать ему понять, почему такое поведение опасно.
Источник: психолог Марина Смирнова, журнал «Счастливые родители», №149.

Кризис трех лет

Кризис трех лет имеет довольно большой временной промежуток – около года. Именно в это время дети остро чувствуют свою самостоятельность, независимость и стремятся убедить в этом взрослых. Ошибкой было бы всегда проявлять твердость и принципиальность. Строгость, конечно, может облегчить ситуацию, но только на данном этапе. А ведь именно в ходе этого кризиса ребенок учится добиваться своих целей, проверяет окружающих людей и себя на прочность. Позвольте ему убедиться в своих силах, дайте почувствовать уверенность и силу. Конечно, не стоит уступать всегда или в зависимости от степени угроз. Но предоставляйте больше свободы в ситуациях, когда выбор ребенка не опасен и не вреден, советуйтесь, откажитесь от позиции «ты упрям, но я упрямее». И будьте спокойны во время его эмоциональных всплесков. Они – своего рода психологический тренинг. Не случайно ребенок после скандала бывает таким спокойным и довольным: «О, как я, оказывается, могу!». Стремление ломать, портить заметно снижается, если становится делом обыкновенным и приемлемым. Разрушение – способ познания окружающего мира.

Тонкости воспитания «кризисного» возраста

Одни родители считают, что это прекрасное время. Ребенок самостоятельный, многое умеет, но остается по-детски непосредственным и милым. Другие говорят, что такого количества проблем в поведении они просто не ожидали. Такие разные дети? Нет, скорее разные взрослые. Трудных моментов избежать не удается никому. Надо просто позитивно к ним относиться и быть готовыми к любой из возможных проблем. Это бунт?

Взрослые обычно знают о кризисе трех лет и бывают рады, если он проходит не очень тяжело. «Нет-нет, никаких истерик. Бывают капризы, но мы легко справляемся. У нас особый подход к детям», − говорят родители гордо (потому что, конечно, относят такой успех на счет своих воспитательских талантов) и гладят своего послушного ребенка по голове. Но проходит полгода — год, и все кошмары, о которых предупреждали книги, статьи и уже пострадавшие родители, становятся реальностью. «Послушный» с криками: «Никогда не приду домой!» носится по улице, сбивая прохожих, потом, будучи схваченным, заливается слезами и падает на асфальт. «Особый» подход не работает, приходится, вопреки убеждениям, выбирать методы самые примитивные. Что это такое? Кризис четырех для тех родителей, кто не прочувствовал кризис трех? Такое «специальное предложение»?

Нет, на самом деле, это и есть кризис трех лет. Просто он имеет довольно большой временной промежуток – как раз около года. В среднем же начинается в три с половиной у девочек и около четырех – у мальчиков. Именно в это время дети остро чувствуют свою самостоятельность, независимость и стремятся убедить в этом взрослых. Ошибкой было бы всегда проявлять твердость и принципиальность. Строгость, конечно, может облегчить ситуацию, но только на данном этапе. А ведь именно в ходе этого кризиса ребенок учится добиваться своих целей, проверяет окружающих людей и себя на прочность. Позвольте ему убедиться в своих силах, дайте почувствовать уверенность и силу. Конечно, не стоит уступать всегда или в зависимости от степени угроз. Но предоставляйте больше свободы в ситуациях, когда выбор ребенка не опасен и не вреден, советуйтесь, откажитесь от позиции «ты упрям, но я упрямее». И будьте спокойны во время его эмоциональных всплесков. Они – своего рода психологический тренинг. Не случайно ребенок после скандала бывает таким спокойным и довольным: «О, как я, оказывается, могу!». Что бы такого сделать плохого…

Детская площадка в каком-то смысле и есть взрослая жизнь. Пример того, как ребенок может общаться, договариваться, находить компромиссы в общении.

Картина пятно на стене прикрывает. Это Таня краски пробовала. Занавески еще недавно были длинными – пришлось подровнять. И обои местами отличаются. Вот уж когда все оборвет, тогда и новые поклеим. Интересно, если ребенка оставить одного в доме и сказать: «Делай, что хочешь» – за какое время он все разгромит? Скорее всего, в таком случае он как раз будет сидеть спокойно, мультфильмы смотреть. Стремление ломать, портить заметно снижается, если становится делом обыкновенным и приемлемым. Разрушение – способ познания окружающего мира. Такой же как созидание. Но созиданию мы уделяем много внимания. Строим с ребенком домик, рисуем картинку, составляем слова из букв и причесываем куклу. А вот стремлению узнать о свойствах предметов с помощью разрушения все время препятствуем. Дети просто вынуждены отрезать, отрывать, выбрасывать и пачкать тайно. Однако не всегда стремление что-то портить является просто удовлетворением любопытства. Иногда это – проявление агрессивности. Ребенок испытывает давление со стороны взрослых, но не может никак это изменить и вымещает недовольство на посторонних предметах. Понять это можно по тонкостям «почерка». Любопытный ребенок подрежет кукле волосы ножницами, агрессивный, скорее, будет отрывать. В общем, случаи «вредительства» надо анализировать. Чем быстрее мы поймем, что они выражают, тем легче исправим эту проблему.

Никакого воспитания

Говорим-говорим, как надо себя вести, и все безрезультатно. Неужели так трудно запомнить, когда надо сказать «спасибо», «пожалуйста» и «здравствуйте»? Вот сосед на год младше, а извиниться может на четырех языках. Приятно послушать, хоть и непонятно…

Совсем маленькие дети невосприимчивы к правилам поведения в обществе просто потому, что не видят в этом смысла. Зная, что такое «прилично», они могут легко об этом забыть. Для того чтобы осознать значение вежливости, ребенок должен достичь некоторого уровня самостоятельности. Вот когда будет знать, что никто другой за него не поздоровается, тогда и будет делать это без напоминания.

Правда, есть дети, которые и в пять, и даже в шесть лет не очень вежливы. Не могут выразить сочувствие, не делают комплименты, неохотно отвечают на вопросы даже хорошо знакомых людей. Знают, зачем все это нужно, но не могут в силу стеснительности и неуверенности. Для них любая ситуация, где приходится обращать на себя внимание, очень тяжела. Они даже внешне меняются, когда, например, на улице видят мамину знакомую. Сразу крепче держатся за руку, отходят чуть за спину, слегка наклоняют голову. Готовятся к вопросам: «А кто это такой большой?», «А ты меня, наверное, не помнишь?», «А почему ты такой скромный?». Что может ответить ребенок? Что таковы у него особенности нервной системы и склад характера, что изменить это сложно и что, как будет постарше, сразу научится эффективному общению. А пока настаивать на том, чтобы здоровался без напоминаний, наверное, не надо. Можно и с напоминаниями. Иначе стеснительность превратится в социальную тревожность. Вот тогда общение будет настоящей проблемой.
Источник: психолог Светлана Иевлева, журнал «Счастливые родители», №164. http://www.parents-online.ru/

Список использованной литературы:

1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68. 2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71. 3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136. 4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123. 5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98. 6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87. 7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114. 8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144. 9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *