Содержание

Икона Воскресения Христова

Пасха, Светлое Христово Воскресение

Этот величайший праздник стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это — «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств».

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. «песах» — букв. «переход», пер. «избавление»), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.

Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, «яко восхоте», ниспровергнул смерть, «яко Бог и Владыка». Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий — «воскрес яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.

Сошествие Христа в ад, храм Христа Спасителя, г. Москва

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием — смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души — тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить — в смерти, чтобы дать колос — новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим. 8, 2).

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «Никто же да убоится смерти, — восклицает святой Иоанн Златоуст — свободи бо нас Спасова смерть».

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это — поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

История праздника

Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Вероятно, круг праздников Древней Церкви до I века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла: «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» (1 Кор. 5, 7-8) можно видеть указание на христианскую Пасху в противоположность иудейской. Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой (Ин. 19, 4; Ин 18, 28. Ср. Ин 13, 1). Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста, позволяет искать по крайней его зачатки в том времени. Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили (Деян.13,2), день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского (II в.).

Явление Христа ученикам в селении Эммаус, Трапезная церковь, Киево-Печерская лавра

Даже в III в. христианская Пасха сводилась к посту, была «Крестной Пасхой», наравне с которой тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения — под видом торжественного прекращения пасхального поста. Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие — в следующее за ней воскрeсeниe.

По свидетельству Сократа (V в.), христиане, совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана (т. е. в один день с евреями), утверждали, что это им передано от апостола Иоанна, а праздновавшие Пасху в следующее за еврейской пасхой воскресение говорили, что свое обыкновение они получили от апп. Петра и Павла. «Но ни те, ни другие, – замечает древний историк, – не могут представить на это письменного свидетельства» .

В этом отношении важен отрывок из письма св. Иринея, еп. Лионского, к римскому еп. Виктору, сохраненный Евсевием Кесарийским. Он проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св. Поликарпе, еп. Смирнском (+167 г.), вызвавших ряд соборов и продолжавшихся еще с большей силой при св. Иринее (+ 202 г.). Споры касались вопроса: праздновать Пасху вместе с иудейской (в 14 — 15 день первого весеннего лунного месяца) или же в первое за этим днем воскресение.

Отрывок из текста св. Иринея показывает, что спор о времени Пасхи возник потому, что к этому времени постепенно стал меняться характер самого праздника, взгляд на него. Если раньше на Пасху смотрели как на пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской пасхи, то теперь хотели соединить с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом, что не могло сочетаться с постом и более подходило не какому-либо дню недели, на который приходилась еврейская пасха, а дню воскресному.

В Риме Пacxa Христова очень рано стала приобретать такой характер, тогда как в Малой Aзии жизнь церковная двигалась не с такой быстротой, и дольше сохранялся первоначальный древний взгляд на Пасху. Поэтому епископы Запада и Востока просто не понимали друг друга.

Воскресение Христово

Св. Ириней Лионский писал: «Разногласят не только о дне, но и о самом образе поста (ясное указание, что «день», т.е. Пасхи, чтился, праздновался именно постом – прим. М.Скабаллановича); именно одни думают, что нужно поститься только один день, другие два дня, иные еще больше; некоторые же исчисляют этот день свой в 40 часов дневных и ночных. Такое различие в соблюдении произошло не в наше время, но гораздо прежде у наших предков, которые вероятно не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста (опять не «праздника”) утверждается согласие веры» .

К этому отрывку из св. Иринея Евсевий присоединяет рассказ его о cпopе касательно Пасхи при св. Поликарпе, когда, во время посещения последним римского еп. Аникиты, выяснилось разногласие их как по этому вопросу, так и по другим, то «оба они и касательно других предметов не много спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, п. ч. ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего; ни Поликарп не убедил Аникиту — соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».

После св. Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон, еп. Сардийский, написавший «Две книги о Пасхе» (ок. 170 г.). Противниками ее (литературными) явились Аполлинарий, еп. Иерапольский, Климент Александрийский и св. Ипполит, еп. Римский. В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, высказавшиеся за римскую практику. Папа Виктор (ок. 196 г.) грозил малоазийцам отлучением. Упомянутое послание св. Иринея и имело целью примирить враждующих. Повидимому, спор продолжался до Никейского собора (325 г.), принявшего римскую практику, как повсеместную. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.

В 341 году Антиохийский Собор повелел отлучать от Церкви «совершающих пасху вместе с иудеями» (1 правило). Обычай же поститься на Пасху обличает еще и св. Иоанн Златоуст.

Пасхальное богослужение

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, А. Иванов, 1835 г.

Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и всепразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.

См. также

  • Триодь Цветная
  • Пасхалия
  • Иудейская пасха

Литература

  • Подборка литературы на тему Пасхи

Использованные материалы

  • Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение // Сайт Завет.Ru
  • Из истории празднования Пасхи Христовой // Седмица.Ru

Пасха — самый главный праздник в Православии, у католиков и протестантов самый главный праздник — Рождество.

Сократ. Церковная история. V. 22

Евсевий. Церковная история. V. 24

Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и плохих деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., – всё это является истиной.

Ислам о Конце Света

Куда спрятаться от Судного дня?

Признак того, что Конец Света близко

Признаки Судного дня

Самые высокие здания в мире и признаки Судного дня

Конец света уже наступил (ВИДЕО)

Судный день

Трудности Судного дня

Что ждёт нас в Судный день

Что нас ждёт после смерти?

Выжившие после Конца света

Падение метеорита – ещё один повод, чтобы…

В потустороннем мире не бывает смерти, то есть люди после воскрешения никогда не умрут. Ахират является вечным и непреходящим пристанищем человека.

Когда наступит Судный день?

Мы убеждены в том, что существует Всевышний Аллах – Творец всего сущего, также мы знаем, что в Его Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержится только истина. О наступлении Судного дня и о потусторонней жизни мы знаем из Корана и хадисов.

Когда этот день наступит – известно только Всевышнему Аллаху. Но в достоверных хадисах рассказывается о признаках, предшествующих этому дню.

Малые признаки приближения Судного дня

Малыми признаками приближения Судного дня являются: послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение); появление его уммы; строительство высотных домов; украшение мечетей; увеличение невежества; ослабление веры; увеличение пьянства, прелюбодеяния и притеснения (зульму); неуважение родителей детьми и младшими старших; увеличение количества женщин и уменьшение числа мужчин; увеличение раздоров между мусульманами; частые песнопенья; хождение женщин в полуголом виде; увеличение количества женщин, занимающихся торговлей, и т. д.

Большие признаки приближения Конца Света

Почему спецслужбы Израиля и США ищут имама Махди?

Сначала объявится имам Маҳди, затем придёт Даджал, после этого спустится пророк Иса (мир ему)…

Объявление имама Махди, а также Даджала; сошествие Пророка Исы (мир ему); появление Яъджудж-Маъджуджа (Гог и Могог); появление говорящего животного Даббатуль-арзи; восход солнца с запада; появление дыма, заполняющего весь мир; пожар на стороне Ади, гонящий людей к Шаму; исчезновение Корана с Земли, то есть из книг и из памяти людей; разрушение эфиопами Каабы.

Махди является потомком рода Фатимы – дочери Пророка (мир ему и благословение). Когда он объявится, благодаря ему весь мир будет объят его справедливым правлением.

Даджал – это неверный, сбивающий людей, одноглазый (слепой на один глаз), имеющий надпись между глазами, что он неверный (кяфир). Эту надпись заметят только истинно верующие люди. Он будет подвергать мукам тех, кто не последовал ему. Несчастные люди перейдут на его сторону, а счастливые воспротивятся ему. Он может повелевать дождями. Пророк Иса (мир ему) снизойдёт на белый минарет в Дамаске на крыльях двух ангелов. Он совершит намаз за имамом Махди, будет выносить решения согласно Шариату Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он убьёт Даджала, и увеличатся блага. Он женится, и у них родятся дети. Когда имам Махди после сорокалетнего правления умрёт, Иса (мир ему) его похоронит в Байт аль-Мукаддасе (в Иерусалиме), сам Иса (мир ему) умрёт в Медине, и похоронят его возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Яъджудж-Маъджудж – это многочисленное племя, которое будет спускаться толпами с гор и холмов и губить всё на земле, убивать людей. Они окружат Пророка Ису (мир ему) и его последователей на горе Тур, возьмут Байт аль-Мукаддас, будут пускать в воздух стрелы, мол, мы полонили тех, кто на Земле, полоним и тех, кто на небе. По мольбе Исы (мир ему) и его общины Аллах впустит в их ноздри мошек, и все Яъджудж-Маъджудж погибнут. Затем Господь направит на них птиц с шеями, подобно верблюжьим, которые их вынесут, куда захочет Всевышний.

Животное Даббатуль-арзи – это существо, от которого невозможно убежать, все народы его увидят на своей стороне, оно осветит лицо верующего (мумина) и затемнит лицо неверующего (кяфира). Мусульманина оно окликнет: «Эй, мусульманин!», неверующего – «Эй, кяфир!» Одному оно скажет, что он из обитателей Рая, другому – что он из обитателей Ада.

Солнце взойдёт с Запада, и случится это после смерти Пророка Исы (мир ему). Оно дойдёт до зенита и вернётся назад. Будет в закате (т. е. не взойдёт) в течение трёх дней, и тогда закроются врата покаяния.

Появится дым, который заполнит весь мир. Дым останется на Земле сорок дней, войдёт в утробу кяфирам и будет выходить из всех отверстий. А мусульманин будет чувствовать лёгкое недомогание (подобное предгриппозному).

Огонь, который появится в Адне, всех людей погонит в Шам (Сирию), всюду с ними (и в ночёвке, и в остановке) будет этот огонь.

Коран очистят с языков, с листа и из сердца. На Земле ничего не останется от Корана. Когда люди из Эфиопии станут разрушать Каабу, наступит Судный день.

О муках и благах в могиле

Достоверно, что в могиле плохого подвергнут каре, а праведного одарят благами. Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и плохого становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.

Главными аргументами в пользу сказанного являются Коран и хадисы, а в них, как известно, бывает только истина.

О сжимании могилы

Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных – остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «Аль-Ихлас».

О допросе в могиле

Когда похоронят раба Божьего, к нему в могилу явятся два ангела – Мункар и Накир. Они спросят, что он думает о человеке по имени Мухаммад (мир ему и благословение). Если усопший верующий, то он ответит: «Он является рабом и Посланником Аллаха». Тогда скажут ангелы: «Ты посмотри на место, которое тебе было уготовано в Аду, но Всевышний Аллах даровал тебе Рай». И покажут ему Ад, потом Рай. Если же умерший был безбожником, то он ответит: «Я не знаю, люди что-то говорили о нём». Тогда ангелы ударят его железной кувалдой. Кроме людей и джиннов все услышат этот звук. (Бухари, Муслим)

В другом хадисе сказано, что его спросят: кто твой Господь, какова твоя вера и кто был послан к вам? Верующий ответит, что его Господь – Аллах, а религия – Ислам, и посланный к ним человек есть Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение). Неверующий не сможет ответить на эти вопросы.

Некоторые говорят, что когда они посмотрели в могилу, то не увидели там ничего удивительного. Как им ответить?

Во-первых, если какое-то явление не поддаётся зрительному восприятию, это не означает, что такое явление не существует вовсе. Во-вторых, глаза и уши даны нам для земного восприятия, а всё, что происходит в могиле, относится к потустороннему миру. Наши органы, предназначенные для восприятия материального мира, не могут видеть и слышать то, что происходит в могиле. Когда человек спит, он может видеть и слышать во сне многое, может видеть, что принимает еду, что его кусает змея, радуется, плачет и т. д. Но тот, кто стоит рядом и смотрит на спящего, ничего не знает о его состоянии, не видит и не слышит ничего. Спящий же испытывает мучения и радость во сне, несмотря на то, что другие этого не видят. Этот пример показывает, что невидение чего-то не отрицает его существования.

Кто и когда протрубит в Сур (рог)?

В Сур протрубит ангел Исрафил (мир ему). И сделает он это дважды. Первый раз – погибнет всё, что находится на Земле и Небесах, кроме Джабраила, Микаила, Израила и Исрафила (мир им), ангелов, несущих Арш и охраняющих Рай и Ад. Они умрут после. Погибнет всё, кроме Арша, Курса, Лавха, Калама (Перо), Рая, Ада и душ. Второй раз Исрафил (мир ему) протрубит в рог по прошествии сорока лет. Тогда умершие будут воскрешены.

Воскрешение людей в День Суда

После того, как ангел Исрафил (мир ему) протрубит в рог во второй раз, за короткое время все умершие воскреснут, и их поведут в долину Арасат (на Махшар). На Махшар придут по-разному, в зависимости от деяний: одни придут пешком, другие приедут верхом, а третьи скользя лицом вниз – это будут неверные.

Первым из могилы поднимется и выйдет на Махшар Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Отчёт на Махшаре в День Суда

В этот день некоторых без отчёта отправят в Рай, а от других потребуют отчёт. Отчёт тоже проводится по-разному: легко или трудно, скрытно или открыто. Т. е. Всевышний сам выявит деяния каждого, будь то совершённые языком, телом и т. д. Кого захочет – помилует, смоет грехи, кого захочет – накажет. Первым отчёт будут принимать у общины Мухаммада (мир ему и благословение).

О том, как в Судный день подаётся список деяний человеческих

Запись наших деяний ангелы хранят под Аршем. В День Суда, когда народ соберётся на Махшаре, по воле Всевышнего подует ветер, и подобно снежинкам к каждому подлетят записи о нём. Мумин эту запись примет правой рукой, неверный же возьмёт левой (его рука будет завёрнута за спину). Письма муминов бывают написаны буквами из нура, и, когда их прочтут, лица праведных осветятся.

Письма неверного будут написаны тёмными буквами, и, когда их прочтут, лица безбожников омрачатся. Мумин от радости покажет другим свои письма. Кяфир же скажет: «Лучше бы мне не давали их». К пророкам, ангелам и к тем, кто без допроса отправятся в Рай, в тот день письма не подадут.

В Судный день каждое плохое деяние, которое было совершено в этой жизни, оценят как одно деяние и накажут за него. Хорошие дела увеличатся от десяти до семисот раз (в зависимости от намерений).

О грехах, которые прощаются и не прощаются Аллахом в Судный день

В Судный день Всевышний не прощает грехи неверным. У мусульман смываются малые грехи их хорошими деяниями, большие грехи смываются покаянием. А долги и грехи человека перед людьми смываются только путём прощения или возмещения его в этой жизни, и искренним покаянием. У человека, умершего в вере, есть шанс на прощение Аллахом любых грехов.

О тех, кого накажут и не накажут в Судный день

Если люди были неверными, то их ждёт постоянная кара. Если всё время были покорны Аллаху, то их ждёт Рай. Верующим, покаявшимся в грехах, тоже уготован Рай. А верующих, которые грешили и умерли, не покаявшись, если Аллах захочет, то простит и отправит в Рай, если нет – накажет. Верующий, которого отправили в Ад, навечно там не останется. После завершения наказания, соответствующего его грехам, его выведут оттуда и поселят в Раю. Только неверующий останется вечно в Аду.

Трудности Судного дня

В этот день людей ждёт много трудностей: в соответствии со своими деяниями они будут погружены в противный пот; жара будет невыносимой; человеку запечатают рот, и его части тела заставят говорить о грехах, совершённых ими; от величия кары люди будут как пьяные. В этот день люди забудут отца, мать, сестру, брата, детей. Каждого будет беспокоить своя участь. Все люди будут там голыми, но они не заметят этого из-за переживаний и занятости своими проблемами и трудностями. Лица праведников будут белыми, а грешников – чёрными.

Кто является защищённым от кары в Судный день?

Трудности этого дня не испытают пророки и авлия. В этот день под тенью Арша будут находиться: справедливый правитель; юноша, который провёл жизнь в поклонении Аллаху; верующий, чьё сердце связано с мечетью; верующие, полюбившие друг друга ради Аллаха; тот, кто в одиночестве лил слёзы, вспомнив Аллаха и боясь Его; верующий, отказавшийся от соблазна, боясь Аллаха, когда его к этому толкала красивая женщина; верующий, который тайно ради Аллаха давал милостыню (садака).

О взвешивании деяний в День Суда и о весах

В Судный день установят весы с двумя чашами и язычком. На правой стороне будет светлая чаша, заполняющаяся добрыми делами. Вторая, чёрная чаша, будет заполняться плохими деяниями. На эти весы поставят бумаги с записями наших деяний. Тот, у кого светлая чаша окажется тяжелее, попадёт в Рай, а у кого чёрная, окажется в Аду. Эти весы не похожи на обычные весы, которыми мы пользуемся, они особые.

Хавз (водоём) Пророка (мир ему и благословение).

Этот хавз (водоём) имеет ширину, равную пути в месяц; вода в нём белее молока, ароматнее миска и слаще мёда; блюдец на нём больше, чем звёзд на небе; тот, кто один раз выпьет оттуда, никогда больше не будет испытывать жажду. Из этого хавза выпьют те верующие, которые искренне соблюдали Сунну Пророка (мир ему и благословение). У других пророков тоже будут свои хавзы.

Мост Сират

Сират – это мост, перекинутый через Ад и ведущий в Рай. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других – тоньше волоса и острее лезвия сабли. Длина этого моста равна расстоянию в три тысячи лет. Всех людей пропустят через него. После перехода через этот мост попадают в Рай. Первыми этот мост перейдут Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община. В этот день мольбой пророков будет: «О Аллах, саллим, саллим (т. е. спаси)». Переход по мосту тоже будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие – пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти его и упадут в Ад. На этом мосту бывают колючки, щипцы, которые препятствуют неверным. Чем правильнее человек будет жить на этом свете, тем легче будет ему перейти Сират. Насколько мы собьёмся с пути Аллаха, настолько нам будет трудно перейти через него.

Заступничество (шафаат)

Шафаат – означает помощь. В Судный день заступничество делают пророки, ангелы, авлия, алимы и т. д. Шафаат имеет восемь уровней:

1. Заступничество о начале допроса в Судный день.

2. Об отправлении одной общины в Рай без допроса.

3. Неотправление в Ад тех, кто заслуживают его.

4. Вызволение из Ада тех, кто уверовали в Единобожие.

5. Об увеличении благ уровней в Раю.

6. Прощение грехов, совершённых хорошими людьми.

7. Облегчение наказания неверующим, попавшим в Ад.

8. Ненаказывание детей язычников.

Заступничество Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Заступничество у Пророка (мир ему и благословение) будет самым большим, и его шафаат получит большинство. Самое большое заступничество принадлежит Мухаммаду (мир ему и благословение). В Судный день, находясь в безвыходном и тяжелейшем состоянии, к пророкам Адаму, Нуху, Мусе, Исе (мир им) придут люди с просьбой о том, чтобы они просили Аллаха о начале Суда. Они из-за страха перед величием Аллаха и ужасами этого великого дня не смогут просить о заступничестве и отправят их к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) же, подойдя под Арш и упав в земной поклон, воздавая никем ещё не возданную хвалу Аллаху, попросит о начале допроса для тех, кто находится на Махшаре. Всевышний Аллах примет его заступничество. Тогда те, кто были раньше, позже, джинны и люди – все воздадут хвалу Мухаммаду (мир ему и благословение). Это есть степень, которую Аллах обещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в Коране – «Макамунмахмуд».

Кроме этого, есть ещё и другие заступничества, свойственные нашему Пророку (мир ему и благословение).

Ад

Ад – это место, созданное Всевышним Аллахом для наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд – закум, хамим – напиток настолько отвратительный и горячий, что при поднесении ко рту обжигает всё лицо. У того, кого подвергают каре в Аду, один зуб бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает толще в 70 раз обычной, с каждым разом после прожигания вновь восстанавливается, чтобы подвергнуть человека каре ещё и ещё. Под ногами у того, у которого самое слабое наказание, бывает огонь такой силы, что он заставит кипеть его мозг. Ад имеет семь ступеней. В самый верхний Ад бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. В других ступенях Ада бывают неверные и останутся там навсегда.

Самый верхний слой называется «Джаханнам», ниже – «Лазза», «Хутамат», «Саир», «Сакар», «Джахил». Самый нижний – «Хавият» – предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнём. Да убережёт Всевышний от него всех мусульман!

Река Кавсар

Кавсар – это особая река Пророка (мир ему и благословение), которая находится в Раю, у которой берега из жемчугов и драгоценных камней, дно из мускуса, вода вкуснее мёда, белее молока, запах тоже приятнее мускуса.

Рай

Рай – это дом благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нём. Рай – это вечный дом, который не имеет конца существования. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слыхал и не мог даже думать. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там бывает всё, что пожелает человек. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.

Рай имеет различные уровни: «Джаннатуль-маъва», «Джаннатуль-хульди», «Джаннату‘адн», «Дару-ссалям», «Дару джаннат», «Дару-нна‘им». Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. На каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям, крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров. Невозможно передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе от аль-Бухари и Муслима сказано, что если одна женщина из женщин Рая (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир, всё, что в нём. Жёны, которые вели себя правильно в миру, бывают лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз (Муслим). Да одарит Аллах всех мусульман Раем!

О лицезрении верующими Всевышнего Аллаха в Раю

В Раю верующий увидит Аллаха. Об этом сказано в Коране. Но невозможно в миру узнать полностью истину о Его лицезрении. Нет ничего лучше, чем лицезрение Всевышнего. Лицезрение Его является самым большим благом в Раю. Некоторые удостоятся лицезрения Его только один раз, а другие, более почётные и самые вознаграждаемые рабы, смогут лицезреть Его многократно. Да сделает Аллах всех мусульман из числа тех, которые многократно смогут созерцать Его!

Канонический отдел сайта islam.ru

Христос не менял внешность.

Давайте внимательно посмотрим на текст.

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его” (Лук. 24:13-16).

Как видите, текст Библии говорит: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лук. 24:16).

После беседы произошло обратное действие: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лук. 24:31).

Важно понимать, для чего это произошло. Согласно повествованию Евангелия, Христос сделал так, чтоб они Его не узнали с определенной целью. Его мотив можно понять если проанализировать беседу Иисуса с учениками. Из текста Библии следует, что на всем протяжении общения Иисус «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27). То есть Он объяснил Им все предсказания о Нем, изложенные в Священном Писании. Это навряд ли можно было сделать, если бы Иисус явился им во плоти после воскресения. Перехлестывающие эмоции не дали бы ученикам внимательно выслушать Иисуса и соответственно понять очень важные связанные с Ним спасительные истины. Другими словами Христос хотел, чтобы их вера основывалась не на восторженном восприятии чуда, а на прочном основании Слова Божия. Для этого Он и сделал так, чтобы они воспринимали Слово и в нем воспринимали опору.

Это хороший урок и для нас. Вера не основывается на чудесах. В ней есть чудеса, всегда есть, но не на них вера стоит.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Ибо «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:31).

Лишь после того, как Иисус все объяснил ученикам, Он открыл им глаза. Причем сделал Он это в тот момент, когда они преломляли хлеб. Несколькими днями ранее Иисус дал наказ преломлять хлеб в вспоминание о Нем.

После этого ученики вернулись в Иерусалим к остальным ученикам и пересказали им случившуюся с ними историю, включая конечно объяснение Иисуса о касающихся Его пророчествах Писания.

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать и бывших с ними, … И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба” (Лук. 24:33,35).

И только после этого «рассказа” Иисус явился всем ученикам в верхнюю горницу. Из текста видно, что в этот момент Христос, вызвавший шок у большинства учеников, не уделял время объяснению Своей миссии и учению Писания. Потому что сделано это было заранее.

Есть еще несколько текстов, говорящих о якобе смене Иисусом Своего облика после воскресения.

«После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение” (Мар. 16:12).

Данный стих является параллельным местом. Эти двое и есть те двое учеников, идущие в Эммаус, о которых рассказано в Евангелие от Луки, о чем мы размышляли выше.

Также в 20 главе Евангелия от Иоанна описана ситуация, когда Мария не узнала Христа:

Эти стихи не несут новой противоречащей остальному Евангелию информации. Из данных текстов видно, что Иисуса не узнали, но текст не говорит, что Он выглядел как-то иначе. Посмотрите, как написано: «явился в ином образе» и «не узнала”. Эти тексты не говорят КАКОЙ образ Он принимал, а просто говорят что Он выглядел иначе. А случай с «удержанием” позволяет сделать вывод, что иначе Он выглядел «для них”. То есть Он в их восприятии был в ином образе, то есть их глаза были «удержаны», чтобы Его не узнали.

Таким образом, в случае с Эммаусом написано, что Бог специально удержал их глаза и очевидно для чего. Поэтому и для других случаев очевидно, что Он был для знакомых Ему людей «в ином образе”, поскольку Бог сделал так, чтобы Его не узнали.

В Евангелие часто уточнение какого-то момента можно найти только в одном из Евангелий. В данном случае ситуацию объясняет евангелист Лука.

Константин Чумаков

Вот и наступило Воскресение Христово. В народе этот праздник широко известен именем Пасха. Думаю, что многие из вас уже поздравили друг друга пасхальным возгласом «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Я тоже приветствую каждого из вас этой дивной вестью о воскресшем Христе Спасителе 1.

Праздник Пасхи, наверное, самый древний из всех христианских праздников. Его следы находят уже в первом веке, но тогда вспоминали только крестную смерть Иисуса Христа. На всем христианском Востоке Пасху совершали 14 числа еврейского месяца Нисан, когда евреи приготавливали пасхального агнца. Тогда-то по Евангелию от Иоанна и по свидетельствам древнейших отцов церкви и последовала крестная смерть Христа. Уже древнейшие отцы Церкви Ириней Лионский (+ок. 202) , Тертуллиан (+ок. 225), Ориген (+254) хотели видеть в пасхальном агнце евреев прообраз Иисуса Христа, Который в Священном Писании так и называется агнцем Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой (1 Кор. 5, 7; Ин. 19, 33) 2.

Интересно происхождение слова Пасха. Обычно думают, что оно происходит от еврейского P`esach или арамейского » пасха», что означает прохождение, пощада и напоминает об одном из великих иудейских праздников в честь избавления израильских первенцев от ангела смерти и потом чудесного освобождения Израиля от египетского рабства 3.

Но в древней Церкви это слово больше связывали с греческим «p`as- chein – страдать, чем подчеркивался главный смысл этого праздника — воспоминание спасительных страданий Иисуса Христа. Причем тогда праздник состоял из двух отдельный торжеств, которые оба назывались пасхой. Первая Пасха в честь смерти Иисуса Христа – pascha staurosimon и Пасха в честь воскресения Христова pascha anastasimon. Первая проводилась в строгом посте и скорби в пятницу и субботу и заканчивалась воскресной евхаристией, с которой начиналась вторая Пасха. Она продолжалась 50 дней и включала в себя отдельные теперь праздники Вознесения и Сошествия Святого Духа 4.

Пасха по-разному вошла в сознание разных народов. Для современных греков – это народное гулянье, и они будут много и с удовольствием рассказывать вам о традициях, кухне, шествиях, танцах. У нас для верующих людей – более важно ее религиозное содержание, и они силятся познать мистическую тайну Креста и Воскресения. Попробуем разобраться в этом и мы.

Смысл Пасхи Господней очень ярко представлен в словах краткого пасхального гимна, который знают или слышали почти все:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…».

Речь идет как бы о разных действиях смерти – в обычном человеке и у Божественного Страдальца. У нас людей – смерть вызревает изнутри, мы носим ее в себе. Она – естественна, биологически логична и психологически понятна, потому что является просто неустранимым стержнем бытия. Плоть или тело облекает этот стержень и постепенно распадается от болезней и времени.

Совсем по – другому у Христа. Его человеческая природа — цельная и нетленная, потому что пронизана Божеством. На церковном языке ее красиво называют богосиянной и приводят в пример железо, раскаленное огнем, которое становится огнем, и в то же время остается железом. Такая природа не должна была испытывать смерти, и она стала для Богочеловека противоприродным раздранием 5.

И потому только Христос познал, что такое подлинная смерть и смог измерить всю меру агонии, ведь смерть овладевала Им извне. В том-то и тайна Креста Господня, что во Христе смерть входит в Божество и испепеляется. Она не находит в Нем места. Полнота Божественной жизни поглощает смерть. А это и есть Воскресение. Но смерть Христа обращена к человеку, она освящает все этапы его жизни, в том числе и саму смерть. Через воскресшее тело Христа сила жизни вторгается и в космос, чтобы его обновить окончательной победой над смертью 6.

Святой Иоанн Златоуст сравнивает это преображение смерти с родами: «Когда Христос оставался добровольным пленником, смерть мучалась родовыми муками. Она не могла сопротивляться, она разверзлась, она нас освободила» 7. А другого яркого проповедника епископа Илию Минятия (+1714) поражает бессилие смерти после Воскресения Христова:

«Мы спасены, и больше уже не пленники смерти. Мы смотрим на нее и не боимся ее свирепого вида. До воскресения Христа смерть была страшна человеку, после Воскресения Христова человек стал страшен для смерти. Смерть, где твое жало? Как смертные мы падаем, но как бессмертные воскресаем…Мы ждем смерти, но предвидим бессмертную жизнь, залог чего нам дало Воскресение Спасителя» 8.

И теперь каждая человеческая жизнь может в любой момент возобновится во Христе, как бы не была она отягчена грехами. И это дело Христа распространяется на всех людей, живых и мертвых. Всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие Воскресения, косвенно уже являются верой во Христа – Подателя жизни 9.

Сила Его воскресения нисходит во все сферы бытия. После его победы над смертью Воскресение стало общим законом не только для человечества, но и для всей природы – животных, растений, минералов, и бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя 10. Ну, как тут не воскликнуть: » Воистину воскрес Христос!».

Примечания:

1. «Христос воскресе!, — восклицает святитель Филарет Московский (+1867), — Сказав это, что могу вам сказать больше? Всё сказано.

Надо ли обосновать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но реальность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, всё озаряющая и никого е поражающая? – На всё сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (CXIII) (58). В день святой Пасхи. Т. 3. М., 1877. С. 20).

2. Христианство. Энциклопедический Словарь. Т. 2. М., 1995. С. 308-309).

3. Песах или Пасах. «Хотя этот термин упоминается в Ветхом Завете 49 раз, его значение остается спорным. Этимологию слова Песах, которое означает одновременно ритуал и закланное по этому поводу животное, до сих пор выяснить не удалось. По-прежнему неясно, связано ли упоминаемое в книге Исход (12, 13, 23, 27) существительное paesah c глаголом psh, или же речь идет о разных корнях, которые народная этимология связала вместе» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 7. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 1415).

«Этимология корня psh, возможно, связана с основным значением «отскакивать, отталкивать, отбивать». В 12 главе Исхода psh могло означать неприятие крови на косяках дверей. Едва ли приемлемо родство с египетским psb («удар» с смысле наносящего удар (наказующего) Бога…

В старых исследованиях, на основании сравнительного анализа библейских текстов, делался следующий вывод:

Самостоятельные когда-то праздники Песах (пасха) и опресноков (Маццот) возникли в доизраильское время, и совершались при рождении первенцев и в начале жатвы ячменя. При этом Пасха была связана со скотоводством, а опресноки – с сельским хозяйством в Ханаане. С переходом к оседлому образу жизни Песах всё больше терял свое значение и совершался по преимуществу в пустынных местностях Иудеи. И только при Иосии под влиянием книги Второзакония он был восстановлен и объединен с праздником опресноков…»

Весьма проблематичным остается предположение некоторых ученых (I. Engnell, J. B. Segal) о том, что праздник Песах – Маццот является своеобразной интерпретацией распространенного на всем Древнем Востоке весеннем праздновании Нового Года, в котором особое место отводилось фигуре царя…» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 26. Berlin – New-York, 1996. S. 232-233).

4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 44. Терра, 1992. С. 947.

5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды, № 8. М., 1978. С. 78 -79).

6. Уже в древности противники христианства спрашивали: «Если Христос действительно воскрес, то почему Он не явился всенародно и перед Своими врагами, чтобы в Его Воскресение уверовали все?» Убедительный ответ на этот вопрос дает святитель Иоанн Златоуст:

«…Многие спрашивают…и говорят, почему Господь, воскресши, не явился тотчас иудеям? Это вопрос излишний и напрасный.

Если бы была надежда обратить иудеев к вере, то Он не преминул бы по воскресении явиться всем. А что не было надежды, чтобы Он, явившись им по воскресении, обратил их к вере, это видно из события с Лазарем. Воскресив этого четверодневного мертвеца, смердевшего и истлевавшего, и повелев ему, связанному повязками, выйти перед глазами всех, Он не только не обратил их к вере, но и возбудил ненависть, потому что, собравшись, они хотели даже убить Его за это. Если же тогда, когда Он воскресил другого, они не уверовали, то, если бы Он, воскресив Себя, явился им, не пришли ли бы они опять в неистовство против Него? И хотя они не могли бы иметь никакого успеха, но показали бы свое нечестие покушением.

Поэтому, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя, потому что сделал бы их еще более достойными наказания, если бы явился им после крестных страданий. Потому, щадя их, Он и сокрыл Себя от их взоров, а показал явлением знамений, потому что слышать слова Петра: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи» (Деян. 3, 6). Значило не меньше, как видеть и Самого воскресшего. А что действительно это есть величайшее доказательство воскресения и удобнее приводит к вере, чем последнее, и что явление знамений, совершаемых во имя Его, лучше могло убедить умы людей, ежели лицезрение Самого воскресшего, это видно из следующего.

Христос воскрес и явился ученикам; но между ними нашелся некто Фома, называемый близнец, и нужно было ему вложить руки в раны от гвоздей, нужно было и осязать ребра Его (Ин. 20, 24). Если же ученик, обращавшийся с Ним три года, участвовавший в трапезе Господней, видевший величайшие знамения и чудеса, слушавший беседы Господа, увидев Его воскресшего, не прежде уверовал, как осмотрев раны от гвоздей и раны от копья, то скажи мне, могла ли уверовать вселенная, если бы увидела Его воскресшего…И не только с этой, но и с другой стороны мы покажем, что знамения убеждали более, чем лицезрение Воскресшего. Народ, услышав Петра, сказавшего хромому: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи», уверовал во Христа в числе трех тысяч, а потом в числе пяти тысяч мужей; ученик же, увидев Воскресшего, не веровал. Видишь ли, как первое гораздо удобнее приводило к вере в воскресение? Увидев Воскресшего, и собственный ученик Его не веровал, а увидев знамения, и враги уверовали…Но что я говорю о Фоме? И прочие ученики не уверовали при первом видении» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседа о том, что небезопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении явился не всем. СПб.: Репринт, 1903).

А в другом месте он как бы продолжает эту мысль:

«Почему же Он явился не всем, а только апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами ученики сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в общении трапезы, то чего, естественно, следовало бы ожидать от народа? Потому –то Воскресение неопровержимо и доказывается чудесами, чтобы оно было несомненным не только для тогдашних людей, но и для всех последующих родов. Что у первых происходило оттого, что они видели чудеса, то у всех последующих должно было происходить от веры» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседа первая на Деяния Апостольские. СПб.: Репринт, 1903. С. 11).

(Протоиерей Николай Малиновский приводит эти тексты в несколько ином переводе. См. Малиновский Н., протоиерей. Православное Догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 340-341).

Вообще существует три взгляда на Воскресение Христово, из которых большинством богословов два первых уже давно были отвергнуты как несостоятельные, и признан подлинным только третий. Не вдаваясь в детальный разбор, только назовем их:

«1) Христос не умирал на кресте, а только впал в обморок, и потом, очнувшись, вышел из него и являлся Своим ученикам в своем прежнем телесном виде. 2) Он умер и не воскрес. 3) Он действительно умер и действительно воскрес» (См. подробный анализ: Православная богословская энциклопедия. Т. 3. Петроград, 1902. С. 893-926).

7. Лосский В. Н. Указ. соч. С. 180.

8. Илия Минятий, епископ Кефалонитский. Слово в неделю Пасхи. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 100.

Так же думает и святитель Феофан Затворник (+1894):

«…В Воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, что сила его так велика, что из него изойдет жизнь для всех…Умирают все, которые от Адама, по той причине, что уже умерли в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности…

Для того Христос умирает, чтобы разрушить силу смерти, для того воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения; для того, чтобы входить в славу, чтобы и всем открыть дверь ко вступлению в эту славу. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место – шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душею, потому что то есть еще предначинательный рай. Так всюду прошло обоженное человеческое естество, чтобы собою проложить путь восстановлению всех людей» (Святитель Феофан Затворник. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 547, 548, 549).

О сошествии в шеол (ад) замечательно сказал святитель Григорий Нисский (+395), который усматривал в этом событии мистическую реальность: – во аде Господь в три дня попирает диавола и уничтожает космическое зло:

«Поскольку сердце есть некоторое жилище ума: ибо в сердце пребывает, как думают, властвующая сила души, то поэтому Господь нисходит в сердце земли, которое заменяет небесное для «великого ума» (диавола), чтобы соделать безумным его замысел, как говорит пророк (Ис. 19, 11), уловить мудрого в коварстве его и обратить против него же его лукавые предприятия (Иов. 5, 12-13). Начальнику тьмы невозможно было приблизиться к Пришедшему чистому Свету, если бы он не узрел в Нем некоторой части плоти. Поэтому, как только он увидел богоносное тело, а вместе увидел и творимые Самим Божеством чудеса, то возымел надежду, что если через смерть овладеет плотью, то овладеет и всею в ней находящейся силою. И посему проглотив приманку плоти, пронзается удою божества…

Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму, чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество, после истребления последнего врага, который есть смерть (1 Кор. 15, 26)…

Исчисли мне все мимошедшие поколения людей, (начиная) от первого появления зла (в мире) и до его уничтожения: сколько человек в каждом поколении и сколько тысяч можно их насчитать? Невозможно объять числом множество тех, к которых по преемству распространялось зло. Худое богатство порока, разделяясь каждому из них, каждым увеличивалось, и таким образом плодородное зло перешло в непрерывно следующие поколения. Разливаясь по множеству людей до бесконечности, пока, дойдя до самого предела, овладело всем человеческим естеством, как прямо сказал пророк о всех вообще: «Все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс. 13, 3), и было ничего в существующем, что не было бы орудием зла.

Итак, Уничтоживший в три дня такое скопление зла, собиравшееся от устроения мира до совершения нашего спасения через смерть Господа, — неужели малое для тебя доказательство превосходящей силы? Не сильнее ли оно всех (упоминаемых) в священном Писании чудес?…Одно простое и непостижимое пришествие Света для сидящих во тьме и сени смертной, произвело полное исчезновение и уничтожение тьмы и смерти» (Святитель Григорий Нисский. Творения. Часть восьмая. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова. М., 1866. С. 32, 33, 34, 35).

9. «Как одно мгновение изменяет лицо мира!, — размышляет о тайне Воскресения Христова святитель Филарет Московский, — Я не узнаю ада, я не знаю, что небо и что земля!. Ад ли это, заключивший рабов проклятия, который теперь отдает сынов свободы? Земля ли это, где Божество сияет пренебесною славою? Небо ли это, где поселяются земнородные и царствует человечество? Непостижимое прехождение от совершенного истощания к полноте совершенства, от глубочайшего бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к бессмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (XVIII) (5). В день Святыя Пасхи. Т. 1. М., 1873. С. 140).

«Теперь, — продолжает он в другой проповеди, — Когда Христос воскресе, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), не только небо сделалось досягаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ними предел и различие: ибо и на земле является Божество, и на небе человечество: ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земле, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небе…

По этим неистощимым чудесам, уже совершившимся, совершающимся и тем которым совершиться еще предстоит, Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полный, как бы часто мы из него не черпали. Оно есть вечная новость!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (LIII) (24). В день Святыя Пасхи. Т. 2. М., 1874. С. 72, 73).

10. Лосский В. Н. Указ. соч. С. 183.

В слове на святую Пасху о Воскресении святитель Григорий Нисский отыскивает аналогии воскресения из мертвых в человеке, его деятельности, и в природе, которые помогают пытливому уму принять на веру эту неизреченную тайну:

«Признавая Бога Творцом, ты не можешь сказать, что для Него что-либо невозможно, и не можешь подумать, что мудрость Непостижимого постижима твоей мыслью, ибо для Него нет ничего беспредельного, а для тебя беспредельное неисследимо.

Еще лучше и яснее раскроем эту мысль, если…исследуем и способ нашего происхождения…Этот способ неизъясним и недоступен человеческой мысли. Ибо как семя, будучи влажным веществом, бесформенным и безвидным, становится плотным в голове, отвердевает в…кости и ребра, делает мозг мягким и рыхлым, а облегающий его череп таким твердым и крепким…И как семя, будучи в начале бесформенным,…неизреченным искусством Божиим,…принимает вид и возрастает в плотное тело, так нисколько не странно…если вещество, находящееся в гробах, некогда имевшее вид, опять возобновится в прежней форме, и прах снова сделается человеком, так как и прежде он из него же и произошел…

Допустим, что Бог может сделать столько, сколько в силах сделать горшечник… Взяв бесформенную массу глины, он превращает её в сосуд, и выставив его на солнечные лучи, сушит и делает твердым. Так он лепит кувшин, блюдо или сосуд для вина. Но если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то от падения они разбиваются и становятся опять бесформенною землею. Художник же, если захочет, скоро поправляет случившееся и опять искусно придает форму глине и делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает горшечник – ничтожное создание Божие. Как же не верят Богу, когда Он обещает восстановить умершего?

…А какие чудные дела представляет одно сгнившее зерно? Упав на землю, оно одно в каком числе зерен воскресает? Человек же с воскресением ничего не получает большего; получает опять то, что имел и поэтому наше обновление оказывается более удобным, чем в земледелии возрастание пшеницы…

…А деревья, для которых зима каждый год заменяет смерть?…После же того, как наступит время весны, они покрываются самым приятным цветом…

…А жизнь змей? …В зимнее время их жизненная сила замирает и в течение шести месяцев они лежат в норах совершенно неподвижные. Но после того, как наступит время и мир огласиться звуками грома, они, приняв удары грома, как сигнал, быстро выползают и долго живут своей обычной жизнью…

А сон наш и бодрствование, не служат ли для разумного человека уроком? Ибо первый есть образ смерти, а второе – подобие воскресения…

Ибо тело не исчезает окончательно, но разрешается на части, из которых сложено; и эти части существуют в воде и воздухе, в земле и огне. Поскольку первообразные стихии всегда пребывают, и в них возвращается после разрушения то, что от них заимствовано, то в этих стихиях совершенно остаются целыми и части тела. Если же Богу весьма легко создать из ничего, ибо так в начале всё восприяло бытие, то производить из начал уже существующих, конечно гораздо легче и удобнее» (Святитель Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху о Воскресении. Указ. соч. С. 72, 73, 75, 78, 79).

Просмотрено: 78 раз.

По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба! Вид ангела был подобен молнии, и одежда его была белой, как снег. Устрашившись его, стерегущие пещеру воины в трепете упали и стали как мертвые. Придя в себя, они пошли в город и объявили первосвященникам о всем случившемся. Собрав совещание со старейшинами, первосвященники дали воинам много денег и сказали: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. А если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». Воины, взяв деньги, пошли и поступили так, как их научили первосвященники. На рассвете Саломия — мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария — мать Иакова «меньшого» и Иосии, и Мария Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ароматами тело Иисуса. Пока они шли, то с грустью говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Подойдя ко гробу, женщины с удивлением увидели, что камень отвален, а он был очень большим. Войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду. Женщины ужаснулись, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» Поспешно выйдя из пещеры, женщины со страхом и великой радостью побежали возвестить ученикам о воскресении Христовом.

Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 28:1-8; Евангелие от Марка 16:1-7; Евангелие от Луки 24:1-7.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *