Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Одним из ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при московском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Важным шагом в создании школы стала разработка ее концепции. Главная цель деятельности педагогов была сформулирована как «формирование произволения ко спасению у детей и взрослых, духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как «домашнюю церковь», оказание помощи родителям в христианском воспитании детей».

Концепция деятельности воскресной школы «Живоносный Источник» существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно, а это требует постоянных духовных и творческих усилий, направленных на поддержание единства и целостности семьи как «домашней церкви».

Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, — осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Именно в этих движениях душ детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, и должно происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы «Живоносный Источник».

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, — рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. — Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».

Как рассказала Г.А. Горай, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.

«Для успешного обучения ребенка, — продолжает директор воскресной школы, — прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».

Она сообщила, что от преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.

Как рассказала директор школы, в учебном заведении принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей»: «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

«Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели — воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это — высшая награда!» — считает Г.А. Горай.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Что касается лицензирования воскресной школы, то помочь директорам воскресных школ может пособие «Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.).

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Комментарий юриста:

Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Общеобразовательные организации, помимо указания на тип реализуемых программ, могут иметь любые наименования и названия, например, «гимназия «Эллада»», «Радонеж», «церковно-приходская школа».

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» — термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Те воскресные школы, которые в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования. Рекомендованное для них название — центр духовно-нравственного развития.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

В нескольких школах Ижевска родителям предложили платить за СМС-уведомления о приходе и уходе их ребенка из школы. Об этом 23 сентября сообщило информационное агентство «Удм-Инфо».

В сообщении говорится о том, что за получение информации о каждом посещении ученика необходимо будет ежемесячно платить по 180 рублей. Если родитель откажется платить, есть риск, что его ребенка не пропустят в школу.

— Вчера родители учеников школы №34 Ижевска скинули документы, которые им раздали в школе. Согласно этим документам, если они их подпишут, они обязаны платить по 180 рублей в месяц какой-то конторе за СМС-информирование о том, что их ребенок зашел или вышел из школы. Причем в школе им сказали, что это обязательно <…> Согласно образовательному порталу Удмуртии, в школе учатся 1 862 ученика. Умножаем на 180 рублей. Получаем 335 160 рублей в месяц — эта сомнительная организация имеет выручку только с одной школы города, только за СМСки, — написал один из общественников Ижевска в социальной сети.

Подобная ситуация сложилась в школе №91 Ижевска, где дети не заплативших родителей уже не могут попасть на учебу.

— Школа 91 выдала такие же бумажульки, а ребенка моего в школу не пускают, поскольку договора на ключ я не подписала. По факту, в школе пропускная система в виде домофона, ключ я делала (копию) за 100 рублей. Он работал две недели, теперь ребенок в панике, ходить к директору — это уже бесполезно, она делает вид, что все, что происходит, то без ее участия. Договор, который просят подписать, — это ключ за 200 рублей и 180 рублей за СМС-оповещения!, — сообщила жительница Ижевска в социальных сетях.

В развернувшейся по данной проблеме дискуссии в социальных сетях и электронных СМИ граждане выражают возмущение по поводу дополнительных сборов денег с родителей учащихся.

— В прокуратуру жалобу написать, и директор сразу станет умнее. Иначе потом попросят и за воздух платить, которым дети дышат, и за уроки, и за мел которые используют учителя. И за обувь учителям, которые они изнашивают по дороге на работу. Обнаглели совсем, — написал один из жителей Ижевска на портале «Вслух.ru».

Напомним, в августе текущего года в 55 школах Удмуртии зафиксировали незаконные поборы с родителей учащихся за рабочие тетради.

Для чего нужны воскресные школы? Чему там учат? Должны ли поступающие туда дети иметь какие-то особые знания? Об этом и многом другом мы поговорили с преподавателями воскресной школы при Крестовоздвиженском храме Горловки Светланой Михайловной Шкапой и Анастасией Александровной Кулемзой.

Детская воскресная школа при Крестовоздвиженском храме Горловки работает с 2002 года. Создана она была по инициативе настоятеля храма — протоиерея Сергия Книгницкого. Занятия ведутся для четырёх возрастных групп: подготовительной (от 4 до 5 лет), младшей (5-7 лет), средней (8-10 лет) и старшей (11-15 лет).

Занятия ведутся не только в воскресенья, но и в другие дни недели. Основное внимание уделяется изучению закона Божьего, церковнославянского языка, церковного пения. Дополнительные дисциплины — английский язык, рукоделие, занятия в приходском детском православном музыкальном театре «Соловушка».

Светлана Михайловна Шкапа — преподаватель закона Божьего у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Имеет высшее педагогическое образование, 25 лет проработала с детьми дошкольного возраста. В воскресной школе Крестовоздвиженского храма работает второй год.

Анастасия Александровна Кулемза — преподаватель закона Божьего у детей среднего и старшего школьного возраста. По образованию — преподаватель музыки и вокала. Сначала преподавала хоровое пение, последние два года преподаёт закон Божий.

— Объясните, пожалуйста, зачем ребёнку ходить в воскресную школу? Что там есть такого, что не могут дать родители?

С.М.: Смотря какие родители, какая семья. Если она воцерковлённая, то, возможно, и сумеет духовно развить своё чадо, но если нет — тогда это будет сделать гораздо сложнее. В воскресной школе мы даём детям начальные представления о православной вере, истории Церкви, знакомим с церковнославянским языком, делаем всё, чтобы дети понимали, о чём идёт речь на службе. Работа поставлена таким образом, чтобы ребёнку было интересно, а также чтобы он мог найти себе друзей. Мама, папа — дело хорошее, но должны быть друзья. Дети тянутся к таким же, как они, стремятся туда, где они могли бы найти общий язык. Не все дети из верующих семей в мирском обществе могут найти себе друга. А воскресная школа даёт им такую возможность.

А.А.: Современная жизнь даёт очень много возможностей разносторонне развивать ребёнка. Даже если не учитывать разнообразные секции, кружки и т.п., в обычной общеобразовательной школе ребёнок может получить всё, что ему нужно: от углублённого изучения какого-то предмета до христианской этики. Но духовному воспитанию в современно жизни достаточного внимания всё же не уделяется. Ребёнок должен развиваться гармонично: душа, тело и разум. И вот если развитию тела и разума родители уделяют очень большое внимание, то душа часто остаётся нетронутой. Подлечить нашу душу мы можем только в храме.

Христианская этика как предмет может дать теоретические знания о Боге и Церкви, но если нет практических знаний — беда. Кто преподаёт в воскресной школе? — Люди, которые сами живут церковной жизнью. Своим личным примером они учат детей тому, как православному человеку жить в Церкви. Воскресная школа должна научить ребёнка любить Бога, любить молитву, любить участвовать в Таинстве причастия, на службах.

— С какого возраста вы рекомендуете отдавать ребёнка в воскресную школу?

Светлана Михайловна Шкапа

С.М.: Трудно сказать. Для того чтобы ребёнок понимал, о чём идёт речь, лучше отдавать с четырёх лет. Это как раз тот возраст, когда ему интересно, когда глазки горят, когда он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и чего нельзя. И простые библейские сюжеты ему уже понятны.

А.А.: Обучение жизни в Церкви может начинаться с пелёнок — когда родители приносят грудничка на причастие. Такой ребёнок с пелёнок становится учеником не воскресной школы, но Самого Бога. Если мы говорим о познаниях более глубоких — тогда с пяти-шести лет. Ведь по церковной традиции ребёнок начинает исповедоваться с семи лет. Так что возраст с пяти до семи — оптимальный. Однако в первую очередь нужно исходить из индивидуальных особенностей ребёнка.

— Нужно ли выбирать воскресную школу? Как быть в ситуации, когда семья окормляется в храме, где слабая школа, а отдать ребёнка хочется в сильную? Ведь в разных храмах разные традиции, престольные праздники и т.п.?

С.М.: У каждого храма есть свои трудности, свои возможности. Бывает, что желание создать сильную школу есть — просто чего-то не хватает в определённый момент жизни прихода. В дальнейшем слабая школа может стать сильной.

Если решение отдать чадо в более сильную воскресную школу принимается родителями в интересах ребёнка, если ему там нравится, если он хочет именно туда — тогда, конечно, делать это можно. Другое дело, когда мама хочет отдать в школу получше, а душа ребёнка тянется к своей, обычной. Какой школе отдать предпочтение зависит от того, где будет комфортно ребёнку. Можно попробовать в каждой — и выбрать ту, где ему лучше.

А относительно традиций разных храмов и т.п. — что же, ребёнок будет знать, что что-то может быть не так, как он привык. Сможет сравнить, узнать новые традиции, пополнить свои знания. Так что и в такой непростой ситуации можно найти положительные стороны!

А.А.: Конечно, ситуация сложная, поскольку влечёт за собой много семейных проблем. Воскресный день — это тот день, когда вся семья может собраться вместе. И разделение может привести к непониманию между супругами, разобщению между ними и детьми.
Второе — это смысл обозначенной вами проблемы. Какова в конечном счёте цель родителей? Научить чему-то? — Но ведь во всех воскресных школах учат одному и тому же: основным догматам Православной Церкви. Ищут что-то, как правило, не дети, а родители. Дети же от поисков и смены школ очень страдают. Им хорошо там, где их любят, с радостью встречают, где интересно.

Так что родители должны мудро поразмыслить в подобной ситуации и определить, что для них приоритетно. Ведь, возможно, в какой-то школе ребёнка не будут катать на лошадях, но на занятии с ним разберут какой-то случай, который важен именно для этого ребёнка, или расскажут что-то так, что это перевернёт его душу, запомнится на всю жизнь. Конечно, мы можем выбирать, Господь дал всем свободу выбора, но не стоит забывать о словах «всё мне можно, но не всё полезно». В конце концов, ребёнок просто может быть не готов к ритму и насыщенности программы сильной школы.

— Как подготовить ребёнка к воскресной школе? Какие навыки у него должны быть? Что делать, если их нет: водить — или подождать, пока он их приобретёт?

С.М.: Водить, конечно. Даже в отсутствие каких бы то ни было навыков. Да и какие навыки могут быть? Если папа и мама верующие, соблюдают самые простые правила церковной жизни — то ребёнок будет им подражать. Маленькие дети всё схватывают именно посредством подражания. А если родители не знают, что делать — пусть приводят в воскресную школу, здесь научат, помогут, объяснят. Главное — разъяснить ребёнку, куда и зачем он идёт. И мы, преподаватели, тоже начинаем с этого. Что такое Церковь, зачем мы сюда приходит, кто такой Бог — во всём этом мы помогаем разобраться ненавязчиво и доступно. Так что раздумий «вести — не вести» быть не должно. Если в сердце появилось такое желание — нужно вести.

А.А.: Если ребёнок ходит в храм какое-то время, причащается, то он уже готов. Ведь именно об этом преподаватели и начинают говорить на уроках. Конечно, очень заметна разница между ребёнком, пришедшим в храм впервые, и малышами, знакомыми с Церковью и её жизнью. Если ребёнок никогда в своей жизни в храм не ходил — его нужно подготовить. Прежде всего, у него должно быть желание ходить в воскресную школу. Когда оно появится — тогда родители должны потихоньку водить, показывать, куда идут детки, чем они занимаются и т.д. То есть, нет такого, что ребёнку нужно выучить какие-то молитвы — и тогда он будет принят. Важно увлечь и заинтересовать ученика. Это и будет лучшей подготовкой.

— Чего вы, как преподаватель воскресной школы, ждёте от родителей своих учеников?

С.М.: На сегодняшний день меня удовлетворяет всё, что я вижу. Родители приходят, интересуются, спрашивают, принимают участие, общаемся. Даже не знаю, чего ещё можно желать!

А.А.: Бывает такое, что родители ребёнка в воскресную школу приводят, но сами в храм не ходят вообще. И часто бывает так, что ребёнок, приходя домой, начинает рассказывать то, о чём родители никогда не слышали. И вот тут начинает взаимообучение. Ребёнок меняется — он будет меняться, поскольку встретится с вещами, которые не могут оставить равнодушным никого на свете. Видя это, мама тоже, как правило, начинает воцерковляться. И потому самое главное, самое большее из всего, что только может пожелать любой преподаватель воскресной школы или настоятель храма — это присутствие родителей и детей на службе. Если на службе есть люди, есть дети — то в этом видна работа и преподавателей, и родителей, и настоятеля.

— Какие цели вы ставите пред собой? Что для вас в приоритете: дать знания — или воспитать?

С.М.: Конечно же, воспитать. Важно дать знания, но главное — научить выполнять всё то, чему мы учим, воплощать знания в жизнь, применять их. Мы должны научить детей совершать добрые поступки — а это невозможно без воспитания.

А насчёт своих целей — нужно развиваться, становиться глубже. Самое главное — это личностное развитие. Если педагог развивается духовно, интеллектуально, дети пойдут за ним, поскольку им будет интересно. Если же он будет сидеть в одних и тех же рамках — «я это знаю, и мне этого достаточно» — интерес у детей угасает, и они уходят. Лично я пошла на епархиальные курсы для учителей воскресных школ — для того, чтобы углубить свои знания.

А.А.: Конечно, теоретические знания — это хорошо. Когда человек образован, может объяснить, что не «Бог любит троицу» — Он есть Троица — это тоже хорошо. Но очень важно научить детей быть христианами в самых разных жизненных ситуациях. Знать, куда обратиться, где искать помощи в минуты испытаний. Когда ребёнок начинает мыслить духовно — это победа. Так что мои цели — это научить детей любить Бога, разговаривать с Ним, к Нему прибегать в самые трудные моменты существования, выстраивать повседневную жизнь в духовном русле.

Подготовила Екатерина Щербакова

В субботу 22 сентября, в неделю празднования Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресная школа при храмовом комплексе в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы отмечала открытие нового учебного года.

Праздничный день начался Божественной литургией, службу возглавил настоятель храма протоиерей Александр Балглей, которому сослужили клирик храма отец Сергий Чистяков и диакон Михаил Емельянов. Вся церковная семья, а именно воспитанники, педагоги, родители во главе священнослужителей собрались чтобы едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Бог наш — Пресвятая Троица живет в единстве и нас призывает к единству, которое заключается в служении друг другу. Трогательно было наблюдать за жизнью Богослужения, как пытались дети подпевать хору взрослых, как серьезно шли на исповедь и, наконец, как торжественно с достоинством христианина шли к Святым Дарам на причастие.

Причастившись Святых Даров и выслушав поучительные слова проповеди отца Александра на притчу из Евангелия о десяти девах, главная мысль которой заключается в том, что пять из десяти дев были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. Масло в данном случае это наша надежда на встречу с Богом, которую мы никогда не должны терять и наше причастие это первая встреча с Ним. В заключение службы, обучающиеся в Воскресной школе, педагоги и родители получили благословение на учёбу окроплением Святой воды. После слов благодарственной молитвы все дружно отправились на праздничную трапезу, а трапеза в этом году проходила на площади храма под чистым небом и ярким солнцем, Сам Господь благословлял нас. Храмовая площадь сегодня была вернисажем, на котором были представлены детские художественные работы, выполненные под руководством педагога Светланы Зубаревой.

Трапеза закончилась и началась увлекательная приключенческая игра » Без чего не ходят в храм?». Воспитанники должны были пройти путь с десятью остановками, на каждой их

ждала увлекательная игра. «Площадь духовных знаний», «Долина свободного выбора», «Поле трудолюбия», «Страна внимания», «Тихая гавань», «Остров памяти», «Источник воды живой», «Город сюрпризов», «Игровая равнина» и вновь «Площадь духовных знаний» — вот маршрут, по которому прошли наши «Паломники», «Путешественники» и «Туристы», ведомые двумя мудрыми аистами, в лице Шевченко Екатерины и Горячевой Веры.

На каждой остановке были удивительные встречи с педагогами школы, которые на время стали актерами. «Госпожа нот»– Екатерина Никитина, «Королева ФСБ» — Наталья Сивидова, «Библейская математика» — Антонина Обыденова, «Дама» — Наталья Папкова, а вела свою команду «Ведущая» — завуч Воскресной школы Елизавета Геряк, она же автор и режиссер путешествия.

Вместе с детьми путешествовали и родители, помогая зарабатывать «волшебные» буквы из которых в конце сложили слово БЛАГОГОВЕНИЕ, то без чего в храм не ходят. В заключение праздника отец Александр рассказал всем о значении этого удивительного слова – БЛАГОГОВЕНИЕ и вручил памятные книжки – подарки. Сюрпризом для всех было праздничное фото у нашего любимого храма, неся радость праздника встречи с друзьями, довольные дети и взрослые разошлись по домам.

Дорогие друзья, ждем вас на наших учебных занятиях, которые проходят по субботним и воскресным дням.

С Богом!

Антонина Обыденова

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил на своем заседании 25 декабря 2012 года документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Данный пакет документов включает в себя:

Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение);

Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав);

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт).

Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы.

Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:

I. Дошкольная ступень (дети 5–6 лет, ориентировочный срок обучения — 2 года):
базовый вероучительный предмет — «Введение в Закон Божий» (дети получают первичные представления о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

II. Начальная ступень (дети 7–11 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):базовые вероучительные предметы — Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство храма Божия и богослужение, история Церкви); основы христианской нравственности (на основе Евангелия и жития святых); церковнославянский язык, церковное пение.

III. Основная ступень (дети 12–16 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):
базовые вероучительные предметы — Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; православное богослужение (литургика); Основы православного вероучения (катехизис); история христианской Церкви, христианская этика.

Стандарт определяет, какие умения и навыки должны приобрести учащиеся по мере усвоения того или иного предмета.

Разработаны основной содержательный минимум рабочих программ по базовым вероучительным предметам и сетка часов учебного плана для каждой из ступеней учебно-воспитательного процесса.
Типовой устав представляет собой нормативный документ, регулирующий деятельность воскресной школы как юридического лица. Он дополняет Положение в том, что касается деятельности воскресных школ как самостоятельных юридических лиц (учреждений дополнительного образования), учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. Воскресная школа как юридическое лицо владеет имуществом, имеет расчетные счета в банках, бланки и печать с собственным наименованием. В случае если один из перечисленных в Уставе видов деятельности требует лицензирования, школа должна получить лицензию в установленном государством порядке. Высшим органом управления и исполнительным органом управления воскресной школы является учредитель в лице настоятеля (руководителя). Директор школы назначается настоятелем и координирует образовательную, финансово-хозяйственную и административную деятельность.
Речь идет не о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах эти школы имеют наименование «центры духовно-нравственного воспитания». Они отличаются от обычных воскресных школ тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование и определенные права, как, например, признание рабочего стажа для педагогов.

Утвержденный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения его престижа и качества. Все документы прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне. В ходе дискуссии поступили замечания от представителей различных епархий. Так, в Московской (областной) епархии полагали, что воскресные школы в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования могут быть закрыты органами государственной власти. Представители Санкт-Петербургской епархии говорили о перегруженности учебного плана. В результате в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица. Были отредактированы основное содержание программ и учебный план.

Принятые в 2012 году документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся в воскресной школе. Вместе с тем Стандарт представляет собой ориентир для всех приходских и монастырских воскресных школ.

Весь пакет документов для воскресных школ является руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую мы стремимся к главной нашей цели — воспитанию ребенка в Церкви.

Следующий важный этап на пути к созданию полноценной системы воскресных школ — разработка нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по основам православной веры.

Стандарт не преследует цели сделать школы однотипными, исключая из них авторские и инновационные подходы, а, наоборот, приветствует их, так как именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным Ее членом. Воскресная школа должна воспитать христианина, который при желании сможет реализовать себя в качестве приходского миссионера, социального работника или катехизатора, работая при этом в светском учреждении.

В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ставил задачу открыть воскресную школу при каждом приходе, большом или малом, ибо школа составляет неотъемлемую часть приходской общины. На данный момент количество воскресных школ в России составляет более 10 000. Уверен, эти показатели будут только расти.

Иерей Алексий Алексеев
заведующий сектором православного образования
ОРОиК РПЦ

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *