В Шуе издавна стояло несколько храмов. Один из них был посвящён Воскресению Господню. Эта деревянная церковь ничем особо не выделялась до тех пор, пока не случилась эпидемия чумы. Как потом напишет архидиакон Пётр Алеппский, ставший свидетелем страшных событий: «То было нечто ужасающее, ибо являлось не просто моровою язвой, но внезапной смертью…» Спасла город икона Божией Матери «Смоленская», написанная всего за неделю в надежде на избавление от эпидемии. Стоит отметить, что после того как болезнь отступила, а по молитве перед образом Богородицы стали происходить исцеления, шуяне отправили на имя царя Алексея Михайловича донесение о совершаемых чудесах. Тогда патриарх направил в Шую архиепископа Суздальского и Торусского Стефана для того, чтобы тот засвидетельствовал эти чудеса. В итоге Церковь установила день прославления иконы — 2 ноября, а приходской Воскресенский храм получил статус собора. Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго — вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего ХVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе — эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов.

Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор «дух захватывало» от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные — железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи — «окрашенные под дуб». Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери — он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании «Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери» (составитель Н.И. Никонов) он описан так: «Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении. Возвышение у престола было из итальянского мрамора, за престолом находился деревянный крест с изображением на нём рапятия Господня. Пол в алтаре, на солее и амвоне был изготовлен из подольского мрамора, а подоконники во всём храме — из итальянского. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царским вратами из вызолоченного чеканного серебра. Чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери находилась в иконостасе по левую сторону царских врат».

Стоит отметить, что храм продолжал функционировать до конца 1930-х годов. Большевики в 1922 году не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола. Очевидцы вспоминали, что осколки разлетались во все стороны, ранили людей и нанесли ущерб близлежащим зданиям. Кому-то пришло в голову лишить колокольню креста, но два молодчика, решившихся на это святотатство, смогли добраться только до середины шпиля, а потом сошли с ума. Причём одного из них не могли спустить несколько дней: он ни кому не разрешал к себе приближаться, размахивал руками и орал благим матом. Что касается чудотворной Шуйской Смоленской иконы, то искусствоведы признали её ценным памятником старины и даже поставили на баланс Третьяковской галереи. Но это не помогло, при закрытии храма образ исчез; найти его не удалось до сих пор. После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в её стенах был склад.

Лишь в 1990-е годы Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Несмотря на историческую принадлежность Владимирской земле, культурно Шуя и окрестности столь же сильно тяготели к Костроме. Не удивительно, что костромская архитектурная школа оставила на территории нынешней Ивановской области значительное наследие. «Законодателем стиля» в строительстве храмов «соборного типа» в данном регионе надолго стал собор Николо-Шартомского монастыря в селе Введеньё под Шуей. Трёхсветный основной объём — вот главное отличие Шуйского храма от исторических прототипов ХVII века! Конечно, зодчие допетровской эпохи о таких архитектурных решениях могли только мечтать. Огромные, полностью раскрытые внутри объёмы — это уже достояние эпохи барокко, как и богатейшее остекление: три ряда по четыре огромных окна, и это только в основном храме, а ведь есть ещё и окна трапезной и западной пристройки! Трапезная и трёхглавие появились над западным входом после капитальной переделки собора в 1912-1913 годах. Большой двухэтажный объём пристройки позволил разместить внушительные хоры; три главы «с перетяжками» перекликаются с основным пятиглавием, но по сравнению с ним главки трапезной выглядят миниатюрными. В трапезную — с севера и юга от главного входа — ведут входы, оформленные в виде двух открытых часовенок-сеней. Их фронтоны, опирающиеся на простейшие подобия тосканских колонн, представляют собой точную копию декоративного фронтончика над западным входом, задавая горизонтальную тему в вертикальной в целом конструкции собора, визуально придавая ей устойчивое основание. Собор «увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью», — писал в 1884 году исслеледователь Шуйских храмов, священник Евлампий Правдин. Такие крупные главы с перетяжками — «шейками» надолго стали визитной карточкой храмостроителей Шуйского, Кинешемского и даже Суздальского уездов. Золотиться могли все или только центральная — по желанию зодчих или прихожан; но изящные «шейки», даже у «большеглавых» соборных храмов, — повсеместно встречающаяся локальная особенность!

Внутри Воскресенский собор грандиозен. Благодаря постройке в начале ХХ века новой трапезной с обширной западной пристройкой, получилось отказаться от традиционной интерьерной антитезы «низкая трапезная -высокий храм». Трапезная двухсветная, она по сути немногим ниже трёхсветного основного храма, и таким образом два приближённых по высоте объёма визуально сливаются в один, распространённый как по вертикали, так и по горизонтали. Иными словами, от традиционного визуального и компоновочного разделения храма и трапезной отказались в пользу огромного, раскрытого и единого внутреннего пространства. Эффект получился и впрямь — дух захватывает! У основного храма два несущих столпа, с севера и с юга от светового барабана; это ещё одна традиционная черта, роднящая Шуйский кафедральный собор с региональными «большими соборами» ХVII века, следовавшим в костромской архитектурной традиции — те тоже по большей части были двустолпными. Из пяти барабанов внутрь раскрыт только один — центральный световой. Барабаны боковых глав — это, фактически, поставленные поверх свода незастеклённые ротонды, которые могли использовать как звонницы до постройки отдельно стоящей колокольни. Иконостас высокий, пятиярусный, позолотой украшен весьма сдержанно и с большим вкусом. Золото прекрасно смотрится на строгом белом фоне иконостаса; белые и пастельно-сиреневые тона преобладают в цветовом решении интерьера, что при условии богатого остекления зрительно расширяет внутреннее пространство, делает его лёгким и воздушным. Отдельного упоминания заслуживают высокин хоры, размещённые в западной пристройке над входом в собор. Во внутреннее пространство храма они раскрываются тремя разновысокими арками (центральная больше боковых). Каждой арке соответствует окно западного фасада. Узкие лестницы на хоры располагаются у стен, справа и слева от дверей в храм.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.

Собор Воскресения Христова расположен на высоком берегу реки Тезы в городе Шуя. История храмового комплекса началась в 1690 году. С тех пор церковный комплекс реконструировался и перестраивался несколько раз. Символом города Шуя является колокольня Воскресенского собора. В результате последней реставрации шпиль и кровля колокольни имеют золотой оттенок и выглядят особенно респектабельно. Облицовочным материалом для шпиля и куполов колокольни стал медный лист Tecu Gold производства KME (Германия).

Шуйская колокольня при Соборе Воскресения Христова занимает второе место среди всех российских колоколен по высоте. Высота колокольни 106 метров, шпиль – 35 метров. С архитектурной точки зрения колокольня представляет собой композицию из четырёх ярусов. В основании колокольни шестигранник, на который установлены ярусы цилиндрической формы. На каждом ярусе есть открытые арочные своды. Каждый последующий ярус меньше предыдущего по диаметру. На третьем уровне колокольни установлено 11 колоколов. Особого внимания заслуживает 35 метровый шпиль, являющийся доминантой всего соборного комплекса. Основанием для шпиля служит полусферический купол с четырьмя люкарнами. Монументальное сооружение не выглядит грузным, для достижения эффекта легкости был использован особый прием. Первый ярус колокольни имеет только одно сводное арочное окно, второй ярус – два, третий – шесть, четвертый – восемь. За счет свободного прохождения воздуха сквозь верхние ярусы, создается визуальное ощущение легкости, возвышенности.

Стены часовни сложены из кирпича, цоколь и колонны – белокаменные. Купола и шпиль облицованы медными листами Tecu Gold. До реставрации купол и шпиль колокольни имели грязно-серый цвет. Инновационным и смелым решением со стороны архитекторов стало изменение в облик соборного комплекса за счет использования материалов золотого цвета. Золото – традиционный цвет церковных сооружений, который придает строению должный статус.

Не каждый материал смог бы ответить на непростую задачу архитекторов: сложная форма крыши и высотность самой колокольни сильно усложняли задачу. Кровельные материалы линейки Tecu (производство KME, Германия) идеально подходят для таких сложных задач. Во-первых, в линейке медных листов Tecu можно найти практически любой оттенок. Во-вторых, кровельный медный лист Tecu очень прост в обработке и монтаже. В-третьих, за счет инновационных технологий и специальной обработки медная кровля Tecu не подвержена коррозии и ржавчине в местах сгибов, креплений.

Для кровли колокольни собора Воскресения Христова выбран оттенок Gold. Tecu Gold отличается особым золотым насыщенным цветом. Практически сразу после установки материал приобретает теплый золотой оттенок. Поверхность становиться матовой, но и без глянца Tecu Gold легко перепутать с благородным металлом. Эффектно сочетается с материалами контрастных цветов.

Когда подъезжаешь к Шуе, ещё издалека замечаешь колокольню Воскресенского собора. Колокольня строилась более двух десятилетий. Её заложили в 1810 году на 20 саженей (почти 43 метра) южнее храма в соответствии с генеральным планом города. Правда, строительство не обошлось без происшествий. Первым архитектором шуйской колокольни стал итальянский зодчий Гауденцио Маричелли. Согласно его проекту (гениальному, как писали газеты того времени), 64-метровая постройка должна была состоять из четырёх ярусов и иметь более прямой силуэт, нежели у той, что стоит в Шуе сейчас. Строительство длилось девять лет, как вдруг возведённая уже до третьего яруса колокольня рухнула. Никто не погиб, но ущерб составил почти сто тысяч рублей. Причины обрушения выяснить так и не смогли, но архитектора сменили. С иностранцами, видимо, решили больше не связываться и обратились к губернскому зодчему Евграфу Яковлевичу Петрову, ученику М.Ф. Казакова. Артель строителей позвали тоже местную — руководил ею крестьянин-самоучка Михаил Саватеев. Когда в 1832 году колокольню достроили, на открытие съехалось огромное количество народа — люди приезжали даже из других губерний! Ещё бы: её общая высота — 106,5 метра! На тот момент она уступала лишь колокольне Петропавловского собора Санкт-Петербурга (122 метра). Однако, отмечают специалисты, она отнюдь не выглядит тяжеловесной.

В книге «Воскресенский собор в Шуе. История реставрации памятника», изданной Шуйской епархией в 2015 году, написано: «… общее восприятие облегчается увеличением числа арок для звона в верхних ярусах. Полусферический купол увенчивается 35-метровым шпилем, подчёркивающим устремлённость сооружения в высоту. Изящество строению придаёт скромный декор: боковые главки, колонны, лепнина». Вот что писали краеведы Д.И. Зимин и А.П. Кульков в своей книге «Благословенный Шуйский край», Иваново, 2015 г.: «06.05.1868 шпиль был повреждён сильной бурей. Он наклонился так, что грозил полным падением. 17.05.1868 года Владимирская духовная консистория постановила, чтобы шпиль разобрали и сделали новый. В итоге на колокольне поставили деревянный крест на исправленном шпиле. Так всё продолжалось до 1874 года. В течение 8 месяцев этого года подрядчик московский купец Коротков с работниками установили новый металлический шпиль. Старый шпиль после наклона исправлял мещанин Бобков Иван Гаврилович. В 1871 году при 8-градусном морозе и сильном ветре со шпиля сорвало несколько листов железа. Исправление поручено тому же Бобкову И.Г. Исправил этот недостаток хладнокровно 60-летний старичок без лесов. Приделал к шпилю верёвкой сидячую сиделку и спокойно покачиваясь на ветру, на высоте 40 сажень устранил поломку. Брал за работу 75 копеек в день». Сохранившийся крест на колокольне не очень большой (высотой чуть более 3,5 метров). Он выполнен из четырёхмиллиметровых медных пластин, состоит из 17 частей, это перекладины, лепестки, накладные тарелки. Позолота, по словам специалистов, была весьма значительной — 13 микрон. Его блеск был виден издалека. Поэтому во время Великой Отечественной войны крест даже обматывали тканью, чтобы он ненароком не привлёк внимание немецкой авиации, летавшей бомбить Нижний Новгород. В советский период колокольню тоже несколько раз реставрировали. Впервые небольшой ремонт произвели в 1951 году, второй — через десять лет. Проект полной реставрации разработали и утвердили только в 1970 году. Тогда стены оштукатурили, поновили декор, поменяли кровлю и покрасили несущие конструкции. Однако краска, похоже оказалась неудачной. Через несколько лет она начала отслаиваться, и колокольня снова приобрела обветшалый вид. Попытались поновлять колокольню и в начале 90-х годов. Но у города тогда хватило средств лишь на чистку креста и новую кровлю. Только после передачи здания Церкви колокольню начали постепенно восстанавливать. Стены колокольни покрасили, причём для проведения этих работ пригласили профессиональных альпинистов. А в январе 2002 года на звонницу подняли новый большой колокол: его вес составляет более четырёх с половиной тонн. Изготовили его в литейной мастерской Шартомского монастыря. Он стал самым большим колоколом на храмовых звонницах Ивановской области.

До революции на звоннице были установлены 12 колоколов общим весом чуть менее 40 тонн! Причём половина этого веса приходилась на главный колокол. Он был седьмым в России по тяжести. Заказать такой колокол придумал староста Воскресенского собора Михаил Александрович Павлов, известный шуйский фабрикант по случаю чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки под Харьковом. На внешней стороне колокола было решено отчеканить изображения небесных покровителей царской семьи, а также Шуйско-Смоленский образ Божией Матери. Колокольный завод обязался не только отлить колокол и доставить его в Шую, но и поднять его на колокольню. Колокол привезли в крещенские морозы. При транспортировке его по льду Тезы, он проломив толстый лёд, затонул. Но нашёлся один «экстремал», который не только не побоялся нырныть в ледяную воду, но и ухитрился продеть в «уши» колокола канат. Вскоре его всё-таки вытащили на берег и доставили по назначению. Этот «великан» некоторое время стоял у стен колокольни, ибо, как оказалось, здание надо подготовить — укрепить полы, балки и переделать лестницы. Всё было готово только к концу мая 1891 года. В день подъёма колокола на соборной площади собралось более 20 тысяч человек. Отслужили торжественный молебен. Подъём колокола осуществлялся посредством нескольких канатов, продетых через блоки ярусом выше и протянутых в разные стороны Соборной площади. Вся работа по подъёму колокола продолжалась полтора часа, после чего раздался его звон, который был слышен за несколько десятков вёрст. Стоить упомянуть, что Шуйская колокольня самая высокая из исторических отдельно стоящих колоколен в Европе (её тамбовская конкурентка — чистейший воды новодел). Кроме того, она вошла в число так называемых визуальных символов страны. Более ста тысяч человек проголосовали за неё в рамках мультимедийного проекта-конкурса «Россия-10», который прошёл в 2013 году. Тогда же было принято решение о её комплексной реставрации. Она длилась почти год и обошлась в сто миллионов рублей. Деньги нашлись благодаря усилиям Министерства культуры и меценатов.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.

КОМИТЕТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 июня 2017 года N 69-о

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОХРАНЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ «АНСАМБЛЬ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА АНСАМБЛЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА» (ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ШУЙСКИЙ РАЙОН, С. ВАСИЛЬЕВСКОЕ)

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о комитете Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 24.12.2015 N 594-п:
утвердить требования к сохранению, содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Ансамбль Соборной площади: Хозяйственная постройка ансамбля Троицкого собора», расположенного по адресу: Ивановская область, Шуйский район, с. Васильевское (приложение).

Приложение. ТРЕБОВАНИЯ К СОХРАНЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ «АНСАМБЛЬ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА АНСАМБЛЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА»

Председатель комитета
А.С.РОЖКОВА
Приложение
к распоряжению
комитета Ивановской области
по государственной охране объектов
культурного наследия
от 01.06.2017 N 69-о

(наименование выявленного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры))
Выявленный объект культурного наследия Учетная карточка памятника истории и культуры от 09.08.1970
(акт о принятии на охрану объекта культурного наследия)
Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Васильевское
(адресная часть объекта культурного наследия (памятника истории и культуры))

Требования к сохранению выявленного объекта культурного наследия

1. Состав (перечень) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия, на основании составленного комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия

1. При содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники/пользователи обязаны:
1) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
2) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
2. В случае если содержание или использование выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия устанавливаются следующие требования:
1) к видам хозяйственной деятельности с использованием выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
2) к использованию выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие, в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
3) к благоустройству в границах территории выявленного объекта культурного наследия.

Ответственность

За нарушение настоящих требований должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особые условия

Собственник (пользователь) обязан сообщить комитету Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия в течение 10 календарных дней информацию об отчуждении имущества либо его части, являющегося выявленным объектом культурного наследия.
Юридический адрес комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия: 153022, г. Иваново, ул. Велижская, д. 8.

10 августа в г. Шуе Ивановской области Шуйской епархии состоялись торжества в честь Шуйской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуя совершили митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Астраханский и Камызякский Никон, архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, епископ Савватий (Перепелкин) в сослужении духовенства Ивановской митрополии.

За богослужением пели хор Воскресенского кафедрального собора, воспитанницы православной школы имени свт. Тихона Задонского.

На богослужении присутствовали губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский, глава г. о. Шуя Н.В. Корягина, глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов, председатель городской думы г.о. Шуя И.В. Кузьмин, директор Шуйского филиала ИвГУ А.А. Михайлов.

По окончании богослужения был совершен крестный ход с Шуйской-Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, прошедший по главным улицам Шуи. В крестном ходе приняли участие священнослужители Ивановской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, волонтеры, представители органов государственной власти, многочисленные богомольцы.

Митрополит Иосиф в Архипастырском слове поздравил всех собравшихся с праздником и подчеркнул, что крестный ход в этом году был особым — на всем его протяжении шел дождь. Однако это обстоятельство не умалило радость праздника. Митрополит Иосиф напомнил также об истории явления Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, когда наши благочестивые предки во время страшной эпидемии чумы, выкосившей более половины населения города, обратились к Пресвятой Богородице, покаялись в своих грехах и не остались неуслышанными. Он также поблагодарил митрополита Астраханского и Камызякского Никона, благодаря многолетним трудам которого на Шуйской земле возродились храмы и монастыри.

Продолжением праздника стал концерт православного ансамбля «Казаченька» (г. Астрахань), который состоялся в Доме культуры г. Шуя.

По материалам сайта Шуйской епархии

Напомним, что епископ Иоанн с 2009-2011 гг. нёс послушание благочинного Воскресенского собора г. Шуи.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *