Содержание

— Надежда, расскажите, пожалуйста, как у Вас появилась мысль о проекте «БАТЮШКА ОНЛАЙН», с чего все началось?

— Идея принадлежит Православному молодежному клубу при Ульяновском государственном техническом университете (УлГТУ). Я закончила этот вуз и вот уже несколько лет там преподаю. На тот момент была первым председателем этого клуба. Проект «БАТЮШКА ОНЛАЙН» возник в связи с тем, что молодежи особо необходимо общение со священниками. Мы в этом наглядно убедились, когда стали приглашать батюшек на наши мероприятия в университете. Студенты всегда так активно участвуют в дискуссии, задают множество вопросов, даже остаются после встреч, чтобы пообщаться со священником. Но не все успевают, некоторые просто стесняются что-то спросить. Поэтому мы решили создать такой интернет ресурс, где каждый человек смог бы задать свой вопрос и практически сразу, в режиме онлайн получить от батюшки ответ.

— Вы ориентируетесь только на молодежную аудиторию? У проекта есть только страничка «ВКонтакте»?

— У «БАТЮШКИ ОНЛАЙН» уже есть свои филиалы на facebook и в twitter. Изначально мы, действительно, ориентировались на молодежь, потому что началось все с молодежного клуба. Да и «ВКонтакте» принято считать «молодежной» социальной сетью, но замечу, что среди подписчиков проекта есть люди самых разных возрастов, профессий и даже религиозных взглядов.

— Как появилось название проекта? Почему — не «Батюшки 2.0», к примеру? Тоже современно звучит…

— Изначально было несколько вариантов. «Вопросы священнику» исключили сразу: уж слишком распространенное словосочетание. Вот слово «онлайн» — совсем другое дело… Оно означает, что священник уже тут, в сети, готов выслушать и помочь. И тебе не нужно ждать несколько дней или даже недель, чтобы получить ответ на свой вопрос. А слово «батюшка» — такое привычное и родное для православных христиан. Только священника православной церкви называют так ласково, по-доброму. Так и появилось название «БАТЮШКА ОНЛАЙН». Наверное, наш проект оказался успешным, в том числе, и благодаря своему названию.

— Насколько я могу представить, работа ведется колоссальная. Сколько людей занято администрированием группы «БАТЮШКА ОНЛАЙН»?

— Более 50 человек. Во-первых, это сами священники, которые отвечают на вопросы. Сегодня с нами сотрудничают православные батюшки не только из России, но из Германии, Белоруси, Украины и других стран. Во-вторых, нам помогают ребята, которые следят за порядком в аккаунте, обновляют фото-, видео-, аудиоархивы. В группе, помимо вопросов и ответов, еще много интересного и полезного: Библия в mp3-формате, flesh-молитвослов и т.д. У проекта есть своя видеоверсия. Слава Богу, находятся люди, которые всегда готовы помочь. Это, как правило, наши друзья, которым можно доверять.

— Каждый вопрос получает ответ или какие-то вопросы отсеиваются? Как быть с повторяющимися вопросами?

— Конечно, довольно часто задают похожие вопросы. Администраторы стараются удалять повторы, но чаще всего однотипные вопросы пишут разные участники. Считаю, что ничего страшного в этом нет: школьные учителя тоже из года в год повторяют одно и то же, воспитывая все новые и новые поколения учеников. Безусловно удаляем провокационные, грубые вещи. А на остальные вопросы, даже на самые простые, батюшки, безусловно, отвечают.

— На интернет-секции XX Международных чтений в Москве проект «БАТЮШКА ОНЛАЙН» был назван одним из самых успешных медиа-проектов Русской Православной Церкви. О проекте много писали в СМИ. Надежда, чем на Ваш взгляд, объясняется популярность проекта?

— Мы предполагали, что проект «БАТЮШКА ОНЛАЙН» вызовет интерес, но не ожидали, что он будет таким огромным! На данный момент у нас десятки тысяч подписчиков. Их число постоянно растет: добавляется около ста человек ежедневно. И посещаемость высокая: несколько тысяч человек в день. Большое число вопросов к батюшкам, отзывов, комментариев и те важные темы, которые там обсуждаются, отражают живой неподдельный интерес людей к Православию. И это прекрасно, что люди ищут ответы именно у батюшек, — значит, они на верном пути…

— Проект отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как Вы восприняли эту новость? Поделитесь, что еще в планах у «БАТЮШКИ ОНЛАЙН»?

— Сейчас к изданию готовится книга по материалам проекта с одноименным названием, планируется запуск официального сайта. Я часто вспоминаю слова нашего Владыки — митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла, который и благословил создание данного интернет-ресурса. Он сказал, что если этот проект сможет помочь хотя бы одному человеку, значит, он уже существует не зря. А то, что проект отметил Патриарх — это огромнейшая ответственность для нас. И мы, конечно, будем стараться с Божией помощью помогать всем, кто в помощи нуждается.

— А были случаи, когда батюшки реально помогли людям?

— Никогда не забуду, когда мне написала девушка из Питера, которая едва не совершила самоубийство. Она со слезами благодарила батюшку, который спас ее от страшного уныния и безысходности… И это не единичный случай. Благодаря нашему проекту люди просвещаются, узнают много нового, начинают ходить в храм. Проект «БАТЮШКА ОНЛАЙН» является ступенькой на пути к Церкви. Это видно по письмам, которые отправляют батюшкам и мне лично. Мы даже специально были вынуждены открыть книгу отзывов — каждый может почитать, какие добрые слова там пишут… И я могу привести много примеров, когда люди после разговора с батюшкой приходят к вере, находят утешение и поддержку, обретают эту ни с чем не сравнимую радость жизни с Богом.

— Надежда, а Ваша дорога к вере с чего началась?

— Я родилась и выросла в православной семье. Но как еще Анна Ахматова писала: «Все мы крещенные, но не просвещенные». С детства ходила в храм, но не была воцерковленной. Думаю, что каждый человек хотя бы раз в своей жизни задавал себе вопрос: «Зачем я живу, и что будет после смерти?» Это и меня беспокоило. Однажды мне предложили стать крестной. И тогда я серьезно задумалась, чему же научу свою крестницу и как смогу ее воспитать, если сама ничего толком не понимаю в Православии? Представления о религии у меня тогда были довольно смутные.

— Вы тоже задавали вопрос батюшке в интернете?

— Да, конечно! Более того, у меня самой приход к вере начался именно с вопроса к батюшке. Случайно я нашла православный сайт, где была рубрика «Вопрос священнику». Меня волновало, почему существует так много религий и их учения кардинально различаются, если Бог везде один? Батюшка мне ответил: «От того Вы все так обобщаете, что не только другие религии, но и свою-то православную толком не знаете». Возникло желание разобраться. Выучилась на православных курсах при Симбирской митрополии и, слава Богу, во всем разобралась. Я считаю, что нельзя оставлять вопросы без ответа, тем более касающиеся духовной жизни. И проект «БАТЮШКА ОНЛАЙН» сможет помочь каждому, кто ищет ответы на самые важные в жизни вопросы!

— А как получилось объединить священников со всей России и даже других стран?

— Участвуя в различных православных форумах, я познакомилась с замечательными батюшками из разных городов и стран. На протяжении многих лет мы дружили, общались. И вот однажды родилась идея, и мы все решили объединиться ради проекта «БАТЮШКА ОНЛАЙН»! Батюшки, участвующие в нашем проекте — люди уникальные! На данный момент в проекте участвуют более 40 священников, среди которых есть врачи, юристы, ученые, профессиональные музыканты, спортсмены, писатели, журналисты, потомственные священники. Словами не передать, сколько им вопросов задают, а порой таких тяжелых, очень личных… Но батюшки всегда находят слова и силы, чтобы с любовью ответить каждому, поддержать, утешить, каждому помочь. Их труд – это важное служение Матери Церкви. Думаю, что если бы во времена апостола Павла был интернет, то он бы тоже использовал его в своей проповеди — ходил бы с планшетом, был активным блоггером и наверняка, участвовал в проекте «БАТЮШКА ОНЛАЙН»! Ведь сегодня не использовать Интернет для проповеди было бы преступлением.

Автор сайта «Отцы.ру» Дмитрий Семеник называет свой проект «Энциклопедией заблуждений».

Идея возникла у Дмитрия при чтении форумов и блогов, где люди «облаивают» священников, «но реальных фактов в этом лае не просматривается». Таких площадок в интернете много. Почти любая статья, хотя бы косвенно касающаяся жизни РПЦ, размещенная на сайте крупного издания, собирает сотни комментариев в духе «попы на мерседесах вводят дресс-код», «жирные священники с дорогими часами учат нас жить», «ваши попы сами в Бога не верят, только деньги зашибают». «Не будешь же в каждом таком обсуждении писать 10 страниц о добрых пастырях, которых знаешь лично, — решил Семеник. — Теперь любой желающий просто даст ссылку на наш сайт».

Страничка, призванная показать батюшек с человеческим лицом, появилась не так давно, и в разделе с гордым названием «Отзывы прозревших» пока пусто. Впрочем, если таковые и появятся, не факт, что они напишут об изменении своего статуса на сайте.

Критика церкви как института и священников как класса объединяет сегодня разных людей — от мятежных интеллигентов до рукастых работяг, закладывающих вечерами за воротник. Эксперты все чаще формулируют: церковь исчерпала лимит доверия, который получила в годы гонений и притеснений. Людям не нравится и сближение официальной РПЦ с «правящей элитой», и золото на куполах (даже если на самом деле это нитрид титана), и автомобили духовенства, и перекрытые ради проезда патриарха автотрассы. Подобные претензии перечислены на сайте «Отцы.ру» в разделе «Мифы о священниках». Мифы ли это? Пожалуй, заблуждением является только местоимение «все». Якобы «все священники жирные» (много худых, а полнота зачастую — не от грехов, а от болезней), «все священники на мерседесах». «Авторам сайта священники на дорогих иномарках не встречались. Хотя где-то они, конечно, существуют», — пишет Дмитрий Семеник.

— А если я лично знаю таких батюшек? — спрашиваю Дмитрия.

— Значит, вы не годитесь в авторы нашего сайта… Шучу! Мы признаем, что человеку может очень не повезти с батюшкой. Только пока еще не нашли правильного способа говорить об этом.

— Мы не публикуем присланные на сайт негативные истории о священниках, если не можем проверить их подлинность, — уточняет Семеник. — Вдруг рассказ, что батюшка нарушил тайну исповеди, окажется клеветой? Люди прочитают опровержение, но осадочек в подсознании останется.

Антирелигиозные сообщества уже бурно обсуждают новый проект, особенно тест «Анатомия ненависти», где после ответов на 24 вопроса можно получить один из более чем миллиона уникальных «диагнозов»: почему именно вы не любите духовенство?

«Отцы.ру» — один из целого семейства сайтов. Есть еще «Пережить.ру», где могут получить помощь брошенные влюбленные, «Ветка ивы» — для жертв насилия, «Мемориал.ру» — для тех, кто потерял близких, «Болеем.ком» — советы, как не унывать по причине нездоровья.

Сайт «Отцы.ру» сейчас посещают свыше тысячи человек в день. Однако, если у проекта «Пережить.ру» практически стопроцентный КПД (люди приходят, когда готовы получить помощь), то читатели «Отцов.ру», напротив, чаще всего не ищут утешения. Так что если хотя бы кто-нибудь «прозреет», это будет победа.

Блогеры-проповедники бьются за аудиторию рунета наравне с бьюти-, авто-, спорт- и прочими блогерами. Спасением душ в рунете занялись десятки священнослужителей — от скромных сельских батюшек до деятелей «Христианского государства».

ДИАНА КАРЛИНЕР

«Православие — война со злом»

Организация «Христианское государство» пока еще в России не запрещена, но свой радикализм успела продемонстрировать.

4 сентября в Екатеринбурге загорелся кинотеатр, в него врезалась подожженная машина, в которой было несколько газовых баллонов и бочка «с неопределенной жидкостью». За несколько дней до пожара кинотеатры, запланировавшие показы фильма «Матильда», получали угрозы: если фильм выйдет на экраны, «кинотеатры готовы гореть».

Ранее подобные угрозы получали и другие российские кинотеатры, как выяснилось, от активистов этой самой организации «Христианское государство». Среди авторов большинства писем с угрозами — лидер организации Александр Калинин. По его мнению, фильм «оскорбляет государя Николая II», а его авторы и сторонники заслуживают крайних мер. Сейчас аккаунт Калинина удален и сам он находится в СИЗО.

За защиту верующих от фильма «Матильда» Александру Калинину грозят штраф и тюремное заключение сроком до двух лет

Фото: МВД России / ТАСС

Судить Калинина будут по статье на удивление мягкой. Обвиняют его не в экстремизме, а в принуждении кинотеатров к отказу от показа фильма (ст. 179 — принуждение к совершению сделки или отказу от нее).

В ходе следствия выяснились шокирующие подробности биографии лидера «Христианского государства»: участие в убийстве соседки, разбой и подделка документов, отсидел восемь лет.

Но до того слава у него была совсем другая — он был блогером-проповедником. Согласно собственным признаниям Калинина, в 2012 году он пережил клиническую смерть. После этого понял, что «открыл для себя Христа», и под псевдонимом Христианин Александр выложил ролик на YouTube, где в течение 50 минут рассказывал, что его душа была в аду, и он испытал муки нераскаянных грешников, а после — увидел бога.

Ролик быстро разошелся по сети, и Калинин решил проповедовать дальше: он продолжил видеосъемки и активность в соцсетях, где призывал людей жить по заповедям, слышать голос бога, разоблачал шоу «Битва экстрасенсов», агитировал за православие.

Два года назад Калинин засветился на видео и фотографиях с протоиереем Иоакимом Лапкиным из Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ, самоуправляемая часть Русской православной церкви — РПЦ). Лапкин — фигура довольно известная на Алтае и, по мнению представителей официальной церкви, одиозная.

РПЦЗ неоднократно заявляла, что Лапкин служит в общине в Барнаульской области, которая не относится к их юрисдикции, и у него нет их разрешения на служение. Этот приход РПЦЗ действительно передала РПЦ, но Лапкин и его община перейти в РПЦ отказались.

Игнатий Лапкин, брат Иоакима, ведет канал на YouTube и заявляет, «что он избранный богом, ему дух святой открыл проповедовать». Самое популярное его видео (о том, как он в дупле выжигал шершней) собрало 285 тыс. просмотров, в среднем ролики собирают по 20 тыс. Братья живут в одной деревне, их приход многие называют сектой, и священник Томской епархии Сергий Дудин посвятил братьям не одну свою проповедь, называя их учение лжемиссионерством и лапковщиной.

Похоже, братья Лапкины и Калинин так и не нашли общего языка. Калинин не только разошелся с братьями по поводу канонизации Николая II, но в целом занял позицию более радикальную: видеоблогер вступил в борьбу против всего, что только может «унизить святых православной церкви».

8 сентября он опубликовал последнее видео «Обращение ко всему Православному Миру!», заявив, что

«православие — это не только лишь обнимания, поцелуи, молитвы и хорошие слова. Православие — это еще и война со злом».

В своих интервью представители «Христианского государства» утверждали, что в организации состоит более 300 человек. На сайте «ХГ», заблокированном с 14 сентября, было сказано, что у них есть отделения в 13 российских городах.

Так, новосибирское отделение «Христианского государства» начало составлять черный список людей и организаций, с которыми «ХГ» будет вести борьбу. Туда уже попал ресурс «Медиазона», журналистка Юлия Латынина и Наталья Поклонская, ведущая непримиримую борьбу с «Матильдой» и составившая запрос, по которому был задержан Калинин.

Впрочем, существуют ли на самом деле какие-то отделения «ХГ» и состоит ли вообще в этой организации кто-то, кроме Калинина и пары его знакомых,— пока что вопрос открытый.

Официальная церковь своего отношения к «ХГ» не высказала (разве что Московская патриархия предложила внести поправки в законодательство, запрещающие общественным организациям по собственному усмотрению включать в названия слово «православный»). Впрочем, это и неудивительно.

Бороться с блогерами-проповедниками церковь, похоже, попросту не умеет: она сама только-только начала осваивать этот канал связи и чувствует себя в этой среде пока довольно неуверенно.

Православный пост

24 мая 2015 года в «ВКонтакте» зарегистрировался патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для этого он выбрал знаменательную дату — День славянской письменности и культуры и о решении быть в сети сообщил за несколько дней до регистрации. «Не присутствовать там (в интернете.— «Ъ”) — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев»,— заявил патриарх. При этом лайки и погоню за ними патриарх называет современной болезнью, хотя его личные посты в «ВКонтакте» собирают по 4–5 тыс. «сердечек».

По благословению патриарха православные бизнесмены Валерий Чепухалин и Антон Петренко создали соцсеть для верующих «Елицы», режиссер Юрий Грымов — поисковик для верующих rublev.com, а предприниматель Константин Малофеев организовал Лигу свободного интернета, занимающуюся составлением белого списка сайтов.

Интернет по-прежнему воспринимается многими представителями духовенства как источник зла и разврата, где есть группы смерти, призывы к митингам Навального и богохульные тексты об «антиправославной» «Матильде». Но, по мнению патриарха, посредством соцсетей можно бороться с ложью и ненавистью к церкви.

В феврале этого года синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ заявил, что в России появился первый православный мессенджер, по которому верующие смогут не только общаться между собой, но даже отправлять запросы священникам о требах. Создатели мессенджера утверждают, что трудились над ним два с половиной года, но работает он пока из рук вон плохо. Из нескольких разделов («Храмы», «Молитвослов», «Молитва по соглашению» и «Магазин») как следует работает только «Магазин». На этой странице легко и удобно можно купить полку для икон, настольную лампаду или, к примеру, охотничий набор из австрийских тесаков стоимостью 251 980 руб.

Инициатор православного мессенджера Александр Судаков помимо мессенджера руководил разработкой единого личного кабинета для священников и сайтов для православных храмов; на некоторых из них можно заказать и оплатить сорокоуст, а также купить утварь в онлайн-лавке.

Основатель православного мессенджера «Правжизнь» Александр Судаков не очень расстраивается из-за багов — главное, что помыслы создателя были чисты

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В июле этого же года патриарх призвал священников вести видеоблоги и разрабатывать новые методы миссионерской деятельности, чтобы вовлекать в жизнь церкви молодых людей.

«С эллинами нужно быть как эллины, с молодыми людьми — как их друзья»,— сказал патриарх на заседании высшего церковного совета.

Большие разногласия вызвал в церкви вопрос об онлайн-трансляциях. Против оказались не только церковные иерархи, но даже чиновники. Идея подключить к сети некоторые столичные храмы и объединить их на специальном портале обсуждалась в Мосгордуме, и против выступал Иван Белозеров — замначальника управления по связям с религиозными организациями мэрии.

Чиновник опасался, что люди станут меньше ходить в храм, и в результате потеряет актуальность программа по строительству церквей шаговой доступности. Проект все-таки одобрили, посчитав «отвечающим тенденциям развития общества», но онлайн-портал так и не появился.

Зато в нескольких церквях появились веб-камеры. В любое время дня и ночи можно подслушать теперь разговоры священников и прихожан, например, Успенского храма в Санкт-Петербурге и Спасо-Преображенского мужского монастыря в Пронске Рязанской области.

По мнению сотрудника Свято-Тихоновского богословского института Кирилла Алексина, трансляции служб с помощью веб-камер на самом деле важны для инвалидов, у которых нет возможности присутствовать в храме, или очень занятых людей.

Проповеди чтеца Кирилла Алексина (второй слева) собирают на YouTube по нескольку сотен просмотров

Фото: Сергей Пронин

Кроме того, есть несколько сайтов виртуальных часовен, где можно поставить виртуальные свечи, и в отличие от реальных церквей выбор святых, которым можно совершить это подношение, практически не ограничен.

Процесс напоминает компьютерную игру:

щелкаешь на понравившуюся икону и перетягиваешь к ней свечку из левого угла в нарисованное гнездо подсвечника. Легко и притом совершенно бесплатно!

Разработчик первой такой часовни chasovnya.msk.ru Денис Капралов утверждает, что в месяц на сайт заходит более 5 тыс. человек, и перед самой популярной иконой — Николая Угодника — посетители поставили уже около 10 млн свечек.

Тем не менее эти проекты вызывают в официальной церкви скорее нарекания. Протоиерей Александр Авдюгин опасается, что «в такую виртуальность может вмешаться лукавый», и считает этот проект вредным для паствы.

«Надо и грань иметь»

Как известно, церковное начальство злить нельзя — за это легко можно поплатиться должностью. Так случилось, например, с Максимом Каскуном, настоятелем храма Тихвинской иконы Божьей Матери в селе Выпуково Московской области.

С 2011 года он вел блог на YouTub, где отвечал на вопросы прихожан, причем в довольно консервативной манере: «Штаны женщинам носить нельзя, в них сокрыта похоть», «Бодибилдинг духовно вреден», «Я бы не ходил на оппозиционные митинги, а помолился бы». В Выпуково Каскуна любили — об этом говорит письмо, написанное его прихожанами в защиту батюшки в момент его отстранения.

Однако в интернете количество дизлайков, как правило, превышало лайки, и это, очевидно, смущало иерархов. По мнению самого священника, нарекание вызывали ответы, связанные с интимной жизнью прихожан. Обычно, утверждает он, священники уклоняются от комментариев на эти темы даже на исповеди.

В результате его отстранили от должности настоятеля храма и рекомендовали отказаться от ведения интернет-проекта. Последние четыре года он служит клириком в Успенском храме Сергиева Посада и блогов больше не ведет.

После официального разрешения церкви священникам-блогерам стало чуть полегче. Сейчас самые популярные из них — проекты «Киберпоп», «Batushka ответит», «Поп на джипе» — собирают от нескольких сотен до десятков тысяч просмотров.

Обсуждение выпуска новых сюжетов в сети можно сравнить с рэп-баттлами: ролики открывают не только продвинутые пользователи, но и те, кто не имеет к этому никакого отношения.

«Даров, братишки и сестренки», «вот это печалька», «какая-то фигня», «выскажусь по поводу одной баянистой темы», «не надо гнать на церковь» — такой лексикой пользуется в своем блоге иерей Александр Кухта.

Священник из Минска Александр Кухта при изготовлении роликов явно берет пример с самого известного интервьюера рунета Юрия Дудя

Фото: Фото из личного архива

На YouTube-канале «Batushka ответит» 23-летний выпускник Минской духовной семинарии рассуждает об атеизме, сексе, любви, оскорблении чувств и смерти, в общем, продвигает идею православия с человеческим лицом. Это самый популярный блог в православном рунете — сюжет про зарплаты священников набрал более 52 тыс. просмотров:

Руководитель пресс-службы Благовещенской епархии клирик Святослав Шевченко состоит в чате для блогеров-священников и рассказывает, что иногда иерея Александра Кухту критикуют за чрезмерную неформальность: «Хотя для него эта речь органична — он сам молодой и для молодежи вещает. Вообще, никаких правил и договоренностей о том, как вести блоги, в церкви нет. В этом отношении действует лозунг советской эпохи: совесть — высший контролер».

Клирик Шевченко тоже ведет блог «12:21. Священник на ютубе» и говорит, что «священноначалие идет навстречу таким проектам, это месседж Архиерейского собора и патриарха, и если делаешь — делай, пока это в рамках аутентичности твоего сана».

В своем блоге клирик старается говорить неформальным языком, таким, какой не годится для проповеди и повлек бы за собой неприятные последствия для служителя.

Святослав Шевченко из Благовещенска готов высказаться даже по поводу рэп-баттлов, но мнение его будет вполне консервативным («искусство должно возвышать, а не опускать!»)

Фото: Фото из личного архива

Он с большим удовольствием рассказывает об аудитории своего канала — почти 40% его зрителей возраста от 25 до 34 лет, но признается, что его канал непопулярен среди школьников, на которых часто ориентируются топовые блогеры:

«Мне бы пришлось кривляться, брызгать себе в рот стеклоочистителем, материться — это для меня неприемлемо. И епископ может сделать замечание, если ему в блоге что-то не понравится. Однажды владыка меня пожурил за то, что я поставил аватарку в мирской одежде, где на лавочке сидел с гармошкой в руках. Он сказал, что я представитель церкви, а аватарка у меня как у дурачка. Надо и грань иметь. Я согласился с этим, сменил аватарку».

Поспать в эфире

Каждый вечер священники выходят в прямой эфир. Я открываю страницу отца Александра Митрофанова на «Одноклассниках», известного видеоблогера из Республики Коми,— сегодня его очередь общаться с паствой. Он пьет чай из большой кружки на фоне картины с изображением храма. Справа на экране летят лайки, слева появляются вопросы от слушателей:

«Батюшка, я полюбила чеченца, что делать?», «Батюшка, я потерял три крестика», «Принял крещение у баптистов, меня не пускают в дом молитвы».

Пока священник цитирует Библию и старательно отвечает на вопросы, слушатели вступают в чате в перепалку друг с другом, обсуждая терроризм. «Отвечайте на вопрос про ИГИЛ!» — вдруг появляется сообщение для священника, хотя никакого конкретного вопроса не было. Немного растерявшись, иеромонах Митрофанов банит пользователя: «А нечего про ИГИЛ — это запрещенная в России организация».

Другой хедлайнер проекта «Батюшка онлайн» — отец Лука Степанов, настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря. Священник, закончивший ГИТИС до посвящения в сан, владеет вниманием аудитории в любых ситуациях. Во время трансляции в Perisсope он может уснуть прямо в эфире, не дождавшись вопросов, но даже тогда на экране продолжают летать сердечки от неравнодушных пользователей.

На провокационные вопросы о машинах священнослужителей и их деньгах священник отвечает спокойно и без стеснения: «Почему вас волнует, какая у меня машина? Подарить хотите?» Тем, кто недоволен появлением священников в интернете, отвечает просто: «А вас кто сюда звал? Никто».

«Батюшка онлайн» — самый крупный в России ресурс, на котором представители священства общаются с паствой в наиболее органичном для них формате — отвечают на вопросы.

Проект вырос из православного кружка при Ульяновском техническом университете, куда священники приходили для участия в ток-шоу со студентами. Служителей для ответов старались приглашать с необычным прошлым — бывших геймеров, паркурщиков, арт-директоров, певцов.

Основатель проекта Надежда Земскова рассказывает: «Врачи, психологи, которые приходили к нам в молодежный клуб, не удивляли нас, активных пользователей интернета, ответами. А слова священников для студентов были принципиально новыми, к ним оставалось много вопросов после встреч. И ребята стали искать батюшек в соцсетях, писали им в лички, в том числе и о том, о чем обычно сложно рассказать знакомым людям».

За проект «Батюшка онлайн» его создательница Надежда Земскова (справа) получала благодарственные письма и дипломы от патриарха, Фонда инициатив Светланы Медведевой, а также победила в номинации «Просветитель года» Общественной палаты

Фото: Пресс-служба проекта «Батюшка онлайн»

Социолог Жанна Кормина, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, считает, что серьезное влияние на речь православных священников оказали современные протестантские церкви: «Вот кто активен в интернете и не боится использовать улично-молодежный сленг в разговоре о божественном. А использование плебейского регистра речи говорит о том, к какой пастве обращается священник, и о том, каков он сам. Миссия среди аборигенов должна вестись на их языке, для этого все миссионеры учили туземные языки и занимались переводом Библии».

Еще один блогер, иерей Павел Корчагин, снимает ролики о жизни сельского священника в маленькой алтайской деревне.

Иерей назвал свой блог провокационно — «Поп на джипе», чтобы подогреть интерес тех, кто считает всех священников богачами на «Лексусах».

Впрочем, по делам паствы и просто в трофи-рейды по тайге он действительно ездит на джипе — на модернизированной «Ниве».

«У меня воистину все просто — старый компьютер, на который не установить даже программу для монтажа. Я просто на YouTube скидываю все, что снимаю, и там скрепляю кадры между собой. Я не великий старец, на сложные духовные темы стараюсь не говорить — сразу отправляю к богословам. Мой канал — о простом, о бытовухе»,— рассказывает Павел Корчагин.

Свой блог Павел Корчагин назвал «Поп на джипе» — из любви к автоспорту и желания доказать, что священников напрасно обвиняют в алчности

Фото: Фото из личного архива

В качестве образца для подражания Корчагин выбрал святителя Макария Алтайского, который говорил с местными жителями на понятном им языке, не разрушал их традиции, но приводил к православию.

Спрашиваю: «А ваш канал помог вам заработать?» «Организовывал я тут сбор перед отопительным сезоном — вот как раз через канал собрали немножко денег на уголь, на дрова. Смогли храм к зиме подготовить»,— отвечает отец Павел.

Сохранение и реставрация церковных памятников – архитектурных сооружений, икон и фресок, внутреннего храмового убранства – стало одной из главных тем, обсуждавшихся на совещании представителей отделов культуры и епархиальных древлехранителей.

Деревня Подпорожье. Храм Владимирской иконы Божией Матери (1757 г.)

Экспертиза – это важно

Сохранение и реставрация церковных памятников – архитектурных сооружений, икон и фресок, внутреннего храмового убранства – стало одной из главных тем, обсуждавшихся на совещании представителей отделов культуры и епархиальных древлехранителей. Встреча состоялось в рамках направления «Церковь и культура» XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Около девяноста священнослужителей и мирян из более чем пятидесяти епархий России собрались в конференц-зале Центрального исторического парка «Россия – моя история» на ВДНХ (павильон 57) 27 января 2017 года. Участники совещания, проходившего под председательством настоятеля московского храма во имя священномученика Климента, папы Римского, председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, члена Патриаршего совета по культуре и древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина, обсудили наболевшие вопросы, связанные с повседневной деятельностью епархиальных древлехранителей, поделились своим опытом.

Протоиерей Леонид Калинин Открывая встречу, о. Леонид Калинин ознакомил собравшихся с первыми итогами работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИАР), созданного в апреле 2016 года. В настоящее время разработаны регламент работы Совета и круг его задач, определен состав рабочих групп по четырем направлениям: по современному храмоздательству, по вопросам сохранения памятников церковных архитектуры и искусства, по современному церковному искусству и иконографии, по созданию древлехранилищ и взаимодействию с музеями. Он огласил некоторые положения и рекомендации ЭСЦИАР, внесенные в проекты, подготовленные к рассмотрению на ближайшем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Отец Леонид отметил, что сейчас в адрес Церкви звучит много правомерных нареканий со стороны общественности, вызванных некачественными реставрационными работами на памятниках культуры религиозного назначения. «Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, напрямую архиереем, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви, – констатировал председатель Экспертного совета. – Нам бы не хотелось, чтобы к Церкви относились пренебрежительно, чтобы о ней говорили как о какой-то средневековой отсталой структуре, которая закрыта для всех и своими действиями нарушает принятые порядок и законы, которые утверждены в государстве». Решение проблемы требует упорядоченности и согласованности действий, когда решения Священного Синода доводятся до архиереев, а те, в свою очередь, организуют в своих епархиях соответствующие органы управления и контроля для проведения реставрационных и строительных работ. Отец Леонид призвал участников встречи внимательно изучать материалы, размещаемые на сайте ЭСЦИАР – http://www.expertchurch.ru/.

Важна обратная связь

Исторический парк на ВДНХ «Россия — моя история». Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

Заместитель председателя Патриаршего совета по культуре (ПСК) иеромонах Павел (Щербачев) подробно ознакомил собравшихся с направлениями работы Совета и наиболее перспективных направлениях взаимодействия с соответствующими епархиальными структурами. Он, в частности, рассказал о работе по созданию исторических парков «Россия – моя история», сообщив, что такие парки планируется организовать на территории 23 субъектов Российской Федерации. В ближайшие два года они должны открыться в Санкт-Петербурге, Ярославле, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Ставропольском крае, республиках Башкортостан и Дагестан. Каждая экспозиция будет формироваться с учетом регионального сегмента: в ней должны найти отражение местные духовные и культурные традиции. Отец Павел рекомендовал руководителям епархиальных отделов культуры теснейшим образом взаимодействовать с древлехранителями и местным музейным сообществом, для того чтобы ответственно подойти к тому, как Русская Православная Церковь будет представлена в этих экспозициях. Он призвал также озаботиться организацией на территории исторических парков регулярных встреч с молодежью, в том числе той ее частью, которая готова участвовать в волонтерском движении по сохранению церковных объектов культурного наследия.

Исторический парк на ВДНХ «Россия — моя история». Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

Напомнив о созданных в 2016 году Обществе русской словесности и Пушкинском союзе, которые призваны объединить усилия Церкви и светских ученых, педагогов и общественных деятелей для решения насущных проблем культуры, в первую очередь, в формате открытого диалога, заместитель председателя ПСК сообщил, что в ближайшее время региональные отделения этих обществ будут созданы во всех епархиях. Неоднократно прозвучал в его выступлении призыв к более тесному и предметному обмену информацией между епархиальными отделами культуры и ПСК. Необходимо своевременно сообщать, подчеркнул он, в синодальный отдел о значимых культурных инициативах епархий и местных культурных сообществ, чтобы эти проекты учитывались при планировании дальнейшей совместной работы.

Особое внимание, по его словам, следует уделить информированию о возможных направлениях и маршрутах туристической и паломнической деятельности, которые можно было бы включить в план взаимодействия Патриаршего совета по культуре и Федерального агентства по туризму, соглашение о сотрудничестве между которыми готовится к подписанию.

Совместные усилия ученых и представителей Церкви могут привести к важным научным открытиям. Так, например, рассказал иеромонах Павел, совсем недавно в Касимовской и Сасовской епархии архивисты выяснили, что родиной преподобного Германа Аляскинского, вопреки распространенному мнению, что он родился в Серпухове, является город Кадом в Рязанской Мещере. И в Кадоме уже прошла довольно представительная научная конференция, посвященная изучению жизни и миссионерской деятельности этого общепочитаемого в России и Америке святого.

Г. Кадом — родина прп. Германа Аляскинского

Заместитель председателя ПСК попросил уделить особое внимание активизации работы епархиальных отделов культуры при подготовке и проведении ежегодных Рождественских чтений и Дней славянской письменности и культуры. Эти знаковые события культурной жизни всей страны целесообразно использовать для построения эффективного диалога Церкви и общества, а точнее – деятелей культуры, по вопросам, связанным с сохранением церковного наследия. Форматом такого диалога могут стать организуемые епархиями различные «круглые столы» и тематические конференции.

О «культурных» вызовах и церковно-общественной реакции на них рассказала старший специалист ПСК О.Г. Кирьянова, также призвавшая епархиальные отделы культуры к сотрудничеству с православной общественностью в вопросах отстаивания нравственных ценностей в театре, кино и изобразительном искусстве.

Требуются добровольцы

Деревня Чикинская. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, во время работы. «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»

Усилия общественности необходимы для сохранения культурного наследия религиозного назначения. Об этом заявил А.С. Миронов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, созданного в 1992 году для мониторинга состояния объектов культурного наследия. Для эффективного осуществления этой работы, по его мнению, сегодня невозможно обойтись без привлечения добровольцев. Не случайно на состоявшемся в прошлом году заседании Президентского совета по культуре и искусству 80 % времени было посвящено обсуждению роли и деятельности добровольных помощников государственных учреждений культурной сферы.

В настоящее время в институте культурного и природного наследия составлен всероссийский реестр добровольческих организаций, а для их членов готовится методическое пособие по работе с памятниками культуры. В марте институтом запускается специальный сайт, на котором краеведы-энтузиасты смогут выкладывать информацию об имеющихся в их регионах памятниках архитектуры и их состоянии. Никто, кроме добровольцев, особенно молодых, не сможет добраться до многих удаленных мест, где уже нет населенных пунктов, но стоят руины усадеб и храмов, подчеркнул А.С. Миронов.

Кроме того, важно вывести молодых и энергичных участников таких краеведческих сообществ из-под опеки некоммерческих обществ, зачастую имеющих антигосударственные цели и финансируемых из-за рубежа.

Наконец, важно ознакомить добровольцев с азами реставрационных приемов, иначе они могут нанести вред исследуемым памятникам. Есть пример, когда активисты сгоряча срубили на кровле старинного здания деревья, корни которых удерживали его своды, – и все обрушилось.

Институт готов непосредственно контактировать с добровольческими объединениями на местах, для чего в ближайшее время будет открыта «горячая линия» связи, а также оказывать им всемерную консультативную и юридическую помощь.

Работать с проверенными подрядчиками

Проблемам реализации Федеральной целевой программы «Культура России» в части сохранения памятников церковного зодчества посвятили свои выступления иерей Михаил Титов, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления (ФХУ) Русской Православной Церкви по вопросам реставрации, и Н.А. Васильева, архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта ФХУ. Среди множества практических вопросов, затронутых ими, особое место заняло разъяснение особенностей оформления проектной документации и механизма ее подачи для получения финансирования. Был оглашен перечень документации, входящей в состав технического задания для объявления конкурсных процедур для проведения реставрационных, первоочередных и противоаварийных работ на объекте культурного наследия, а также перечень документации, входящей в состав технического задания для объявления конкурсных процедур по разработке проектной документации объектов культурного наследия.

Определенную проблему для приходов и монастырей представляет диалог с реставрационными фирмами – подрядчиками, которые порой оказываются недобросовестными. Такие структуры задействуют в реставрации уникальных памятников дешевую и неквалифицированную рабочую силу из ближнего зарубежья или мигрантов, а в случае возмущения представителей заказчика готовы действовать криминальными методами, предлагая настоятелям «откаты» за подпись на акте приемки реставрационных работ. В этом контексте очень уместно и своевременно прозвучало предложение протоиерея Леонида Калинина создать реестр проверенных подрядчиков, которые уже достойно показали себя на церковных объектах. Но во всех случаях древлехранители обязаны тщательно следить за ходом ремонтно-реставрационных работ.

С большим интересом был выслушан ответ представителя ФХУ на заданный одним из епархиальных древлехранителей вопрос относительно проблем финансирования епархиями памятников архитектуры, передаваемых Церкви музеями. К вопросу приема таких памятников на баланс епархии, как подчеркнул о. Михаил, необходимо подходить вдумчиво, налаживая конструктивное взаимодействие с музейным сообществом.

Стены – зеленые, крыша – синяя, паникадило – софринское…

Архитектор-реставратор высшей категории, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, член Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ С.В. Демидов в качестве одной из наиболее актуальных проблем в области сохранения церковного наследия назвал недостаток квалифицированных специалистов в области реставрации. Лицензию на свою деятельность имеют более 4000 (!) реставрационных организаций, при том что аттестованных реставраторов, согласно реестру Министерства культа РФ, всего около 400 человек, констатировал он.

Итог реставрационной работы зависит не только от квалификации реставратора, но и от заказчика – прихода храма. Сергей Васильевич обратил внимание на распространенное заблуждение, когда по просьбе настоятелей символику цветов церковных облачений переносят на храмовые фасады при их покраске. «В результате такой реставрации мы видим храмы с темно-синими крышами, совершенно не присущими традиционной русской храмовой архитектуре, синие и зеленые стены, – с сожалением заметил он. – Логика заказчика проста: раз Троицкий собор – давайте зелененьким покрасим, Богородичный – синим. Но никакого отношения цветовая символика церковных облачений к покраске памятника не имеет!».

Вторая большая проблема – повсеместное применение меди при реконструкции и строительстве кровли храмов. «Медь – долговечный материал, но это вовсе не значит, что ее не нужно красить, – отметил реставратор. – Широкое распространение в качестве кровельного материала имеет и нитрид титана, который при одной погоде блестит, при другой выглядит темным. Цвет играет очень большую роль в художественном восприятии любого памятника. У нас в России никогда не было храмов с черными куполами и барабанами, с черными крышами. Такого не должно быть!».

При реставрации храмов настоятели зачастую меняют «расстекловку», т.е. характер оконного переплета. В итоге храм XVIII века с изначально мелкими ячейками оконного проема «украшается» двустворчатыми рамами, как в современных жилых домах.

Большой проблемой на его взгляд является утрата деталей внешнего храмового убранства. Особую озабоченность вызывает состояние памятников храмового зодчества с историческим покрытием – черепицей. «На моей памяти утрачена черепичная крыша храма Воскресения Христова в городе Балахне Нижегородской области – подлинную зеленую черепицу XVII века заменили на медное покрытие», – рассказал он. Вопиющим примером безответственного отношения к историческому облику церковного здания стал храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино Московской области, где черепичное покрытие при реставрации было сохранено и стало объектом научного исследования, но позже его все-таки выкинули и заменили медью. Полностью сбита оказалась уникальная многоцветная черепица на еще одном из храмов в Балахне.

Из-за невежества мы теряем последние уникальные памятники, с горечью резюмировал С.В. Демидов, приведя как пример случай, произошедший в городе Нерехте Костромской области, где недавно была проведена реставрация церковной палатки, включая несколько сохранившихся железных ставен XVIII века. А сейчас этих ставен там не больше нет – оказывается, батюшка сдал их в металлолом. Все это, разумеется, безо всякого благословения и экспертизы.

Столь же бездумно, по словам докладчика, портятся интерьеры храмов. В одном из епархиальных центров Нижегородской области в храме XVIII века по усмотрению настоятеля историческое паникадило – ровесник собора – было заменено на типовое многоярусное, созданное на художественно-производственном предприятии «Софрино». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий дал указание вернуть историческое паникадило, уже подаренное сельскому приходу, на прежнее место. К сожалению, через несколько лет, вновь посетив собор, очевидец этой истории увидел, что настоятеля давно сменили, а все старинные паникадила заменены на софринские.

Очень неоднозначно относятся отцы настоятели к древним иконам, отметил С.В. Демидов. Так в одном городе для очень известной древней иконы, с которой был возобновлен крестный ход, специально создали киот. При обмерах ошиблись на несколько сантиметров и не нашли лучшего выхода, чем отпилить у иконы XIII века (!) «лишние» сантиметры. В той же епархии, когда красочное покрытие одной из чтимых древних икон начало шелушиться, ее намазали силикатным клеем (!) и приклеили сверху кусок фелони, чтобы закрыть все эти разрушения.

Малоприятная история связана и с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Рождествено, знаменитой тем, что ее прихожанином являлся отец А.В. Суворова – генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, похороненный там же.

При реставрации храма специалисты отыскали могилу генерала, восстановили фамильный склеп, вернули на него белокаменное надгробие XVIII века, которое валялось на улице. На храме были восстановлены подлинные кресты, установленные по указанию А.В. Суворова. Их после тщательных розысков обнаружили на прилегающем к храму кладбище.

«При реставрации нас смутило отсутствие полумесяца на крестах, хотя следы от них сохранились, – рассказал Сергей Васильевич. – Потом нашли записку – распоряжение А.В. Суворова своему управляющему в имении – купить кресты на храм самой лучшей работы, но «без полулуниев». Установили эти исторические кресты. Не так давно я побывал в Рождествено. Надгробие отца полководца снова выкинуто на улицу, на храме установлены «типовые» софринские кресты, а подлинные «суворовские» утрачены. Их попросту выбросили».

По мнению С.В. Демидова, необходимо привлечение специалистов, в том числе археологов, когда идет речь о земляных работах, особенно связанных с захоронениями. В качестве положительного примера он привел опыт сотрудничества с Институтом археологии Российской академии наук, позволившее в результате долголетних трудов восстановить в Троице-Сергиевой лавре некрополь Московской духовной академии, включая места погребения профессоров, а также найти могилы известного церковного историка архимандрита Леонида (Кавелина), епископа Никона (Рождественского), семейное захоронение первого русского генералиссимуса А.С. Шеина.

Завершая выступление, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра призвал во всех храмах создать опись имущества, напомнив, что в 1970–1980-х годах они существовали повсеместно и составлялись приходами совместно с музейными работниками. Эта мера помогала эффективному сохранению церковного имущества.

В вопросе необходимости учета приходского имущества своего коллегу поддержал заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц. Он сообщил, что в отсутствии документов, подтверждающих принадлежность приходу предметов церковной утвари, икон и других святыни Интерпол не принимает к рассмотрению дела об их хищении, а это сводит на нет усилия по их возвращению в страну.

Помнить традиции императорской России

Особое место в программе совещания заняло выступление архитектора-реставратора из Франции А.С. Тутунова. В настоящее время он выступает консультантом по реставрации 12 храмов Данковского благочиния Липецкой епархии, и многие наблюдениями, которыми он поделился с участниками совещания, были взяты, что называется, с натуры. Как с сожалением отметил эксперт, приходское духовенство крайне редко в полной мере осознает значимость сохранения при реставрации исторических элементов архитектуры и убранства и часто в поисках способов удешевления процесса реставрации идет на шаги, способные пагубно отразиться на состоянии храма в дальнейшем. Зачастую в стремлении обновить храм ими выбрасываются старинные оконные переплеты, остатки кровли, ставни и двери, что чревато утратой исторического облика храмового здания.

«Наши провинциальные батюшки обожают штукатурить храмы цементом, – констатировал Андрей Сергеевич. – Но цемент – это гибель для храма. Такой храм простоит еще максимум 50 лет, потом просто будет разваливаться в труху. Точно также категорически нельзя использовать цемент при реставрации, а с этим приходится сталкиваться постоянно».

Гость из Франции, родившийся в Советском Союзе и имеющий корни в среде эмигрантов первой волны, часто обращался к опыту Российской империи, ныне незаслуженно забытому. Он, в частности, напомнил, что сегодня фасады храмов при ремонте и реставрации окрашивают в самые разные цвета по усмотрению настоятеля, в то время как еще государь император Александр I утвердил определенные цвета для окраски церковных фасадов. Выступающий призвал соблюдать эти установления, равно как и традицию императорской России – окрашивать церковную кровлю в зеленый или красно-коричневый цвета. «Главы куполов никогда не красили в нежно-голубой цвет. Это чисто советское явление, подчеркнул он.

Реставратор категорически воспротивился идее ставить в старинных храмах современные пластиковые окна, которые создают в помещении эффект термоса, что губительно сказывается на состоянии фресок и икон. Оконные переплеты приемлемы только деревянные, причем они вполне могут быть из сосны, а не из дорогостоящего дуба, который пытаются навязать приходским священникам недобросовестные подрядчики. Переплеты церковных окон и двери в России практически всегда красились в белый или светло-серый цвет, покрывать их бесцветным или тонированным лаком неправильно, отметил он.

Особую озабоченность реставраторов вызывает стремление приходских настоятелей заменять старинный большемерный кирпич современным. «Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, – отметил докладчик, – а до этого каждый использовал кирпич, какой хотел. В XVII–XVIII веках кирпич часто был большемерный, он толще современного. Меня батюшки спрашивают: можно ли заменить большемерный кирпич современным? Нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, конструктивной устойчивости и эстетики! Нужно специально заказывать на заводах кирпичи нужной толщины».

Среди примеров, приведенных А.С. Тутуновым, было несколько откровенно комичных, свидетельствующих, порой, о богословском невежестве заказчиков реставрации в священном сане. Он, в частности, отметил, что среди провинциального духовенства бытует твердое убеждение, что существует только одна православная форма креста – восьмиконечная. В итоге, их устанавливают без разбора и на барочные, и на ампирные церковные здания. Русская Православная Церковь, напомнил эксперт, признает равнозначность всех форм креста, и эту тему проходят во втором или даже в первом классе семинарии. Другим предубеждением является признание только одной «православной формы главы» – луковичной.

Он также призвал настоятелей приходских общин рационально и взвешенно подходить к проектам новых церковных зданий. Нельзя делать выводы о качестве проекта на основании вида храма с высоты птичьего полета, созданного с помощью современной трехмерной компьютерной графики. Все это очень красиво, но мало кто из прихожан или клириков имеет возможность увидеть церковное здание именно с этой точки. И здесь стоит перенять опыт императорской России, согласно которому архитектор должен был представить ортогональные чертежи трех фасадов – восточного, северного и южного.

В целом, сфера сохранения церковного наследия и храмоздательства в России сегодня остро нуждается в квалифицированных специалистах, отметил гость из Франции.

***

Актуальные вопросы, с которыми приходится сталкиваться епархиальным отделам культуры, были рассмотрены на примере деятельности Совета по культуре Санкт-Петербургской митрополии. С основными направлениями деятельности Совета собравшихся ознакомил его исполнительный секретарь В.О. Яковлев. Среди них важное место занимает организация и проведение культурно-просветительских программ, приуроченных к значимым церковно-историческим датам, а также налаживание тесного сотрудничества и взаимопонимания с музейным сообществом.

Закрывая совещание, протоиерей Леонид Калинин сообщил, что специально для духовных школ Русской Православной Церкви готовится новый курс по иконоведению и церковному искусству, призванный повысить грамотность будущих священнослужителей в этих вопросах. А на базе общецерковных аспирантуры и докторантуры также готовится курс повышения квалификации в области сохранения церковного наследия для архиереев.

Несколько часов живого конструктивного общения пролетели незаметно. Завершая свою работу, участники совещания единодушно выразили благодарность его организаторам и особо – председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *