Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти») включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.

Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.

Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.

Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.

Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.

Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.

Тропарь, глас 1:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:

В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя…

Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).

Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

… и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.

Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).

Явлейся Христе Боже…

Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.

…и мир просвещей, слава Тебе.

День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.

Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.

Явился еси днесь вселенней…

Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.

…и свет Твой, Господи, знаменася на нас,

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела» (Деян. 6:15).

…в разуме поющих Тя:

После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.

…пришел еси и явился еси…

Слова «пришел если» относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно». Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».

В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный») в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).

…Свет Неприступный.

Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).

Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью».

***

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
  3. Свящ. Константин Щербак. Богоявленские праздники и Рождественский пост.
  4. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря

***

В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.

Тропарь праздника. Киевский распев.

***

Тропарь праздника. Знаменный распев.

♦ Огни дрожали в темени ночи, освещая смутные круги, неясные движущиеся фигуры.

♦ Волосы у него были длинные и всклокоченные, череп скошен от самых глаз к темени.

♦ Генчик в досаде грохнул себя кулаком по темени и, видимо, от этого наконец заснул.

♦ Второй — тонкий, белобрысый, голубоглазый, с гладкими волосами и хохолком на темени.

♦ И только на темени из ровной стрижки торчал непослушный, увернувшийся от ножниц клочок.

♦ Я на темени Иудеи, среди волнистого плоскогорья, лишь кое-где покрытого скудной зеленью.

♦ Это был череп индейца, белый, как слоновая кость, с большим неровным отверстием на темени.

♦ Вот у Ярика на темени две спиралью завитых макушки с жесткими хохолками — и правда как ежики.

♦ Белокурую густую косу она, видимо, не знала куда деть и раза при обматывала ее вокруг темени.

♦ Непокрытые головы кончались у них узелком на темени и казались скрученными из носовых платков.

♦ С младенческой кисточкой на темени, с припухшей царапиной на ноге, с тряпичным другом Артемкой.

♦ Дотронувшись рукой до темени, он нащупал сгустки запекшейся крови и обнаружил довольно обширную рану.

♦ Он устал, безумно устал от голода, жажды, гнетущей темени, но главное, от чувства заживо погребенного.

♦ А если прилетят на писк да решат, что я обижаю их младенца, да хряпнут меня по темени метровыми клювами?

♦ В желтом свете заката искрилась его голова — светлые волосы были короткие и на темени торчали жесткими гребешками.

♦ А когда глаза моей соседки слились в одно серое стекло, сеть коснулась моего темени и острый крючок вошел мне в живое.

♦ Долго, до тех пор, пока Лукашин не вошел в дом Житовых, рвали его слух то тут, то там вспыхивающие в осенней темени задорные частушки.

♦ Покончив с дверью, он коснулся окружавшей его темени несколькими лучами света, открывая и закрывая хорошо смазанную задвижку своей лампы.

♦ Лэнки, если это был он, угрожал Тому, а потом вроде бы хлопнула дверь в раздевалку, но при такой темени я конечно же ничего не мог увидеть.

♦ Передняя часть диадемы соединялась с тыльной великолепной золотой цепочкой, с помощью которой на темени королевы поддерживался большой красный рубин.

To pass to the list of songs which names begin on the letter Т

  • Artist: Церковь «Новое Поколение» г. Рига
  • Album: Терновый Куст
  • Language: Русский
  • Selected by: rudik
  • Songs of the album:

ТЕРНОВЫЙ КУСТ год 2003 ******************************************** ******************************************** INTRO (КОГДА СОЙДЁТ НА НАС ДУХ СВЯТОЙ) Вряд ли фараон предполагал, что его великая и грозная империя на грани величайшего развала. Император не знал поражений и сводил на нет шансы любого вторжения. Откуда он мог знать, что заговор уже готовится и вторжение неминуемо. Его жрецы знали многое, но не всё. Для них в Египте не было сюрпризов. Сюрприз готовился в пустыне. Им не дано было знать какой смерч, какой сокрушительный ураган зарождается здесь у горящего тернового куста. Даже в самых кошмарных снах они не могли предвидеть ту катастрофу, что неумолимо надвигалась на Египет. Здесь происходила историческая встреча, от которой зависела судьба Египта и народа Божьего. Их было двое. Бог и Моисей. Посылающий и посылаемый. Пламенем были объяты не только терновый куст, но и их сердца которые превратились в единый сплав ревности и боли, любви и сострадания. Их было двое. Они согласились. Сошлись в одном. Исход реален. Исход неизбежен. Вдали мрачнели пирамиды. И вряд ли фараон предполагал, что его великая и грозная империя доживает последние дни. Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Мы примем силу. Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Мы примем силу. Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Мы примем силу. Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Когда сойдёт на нас Дух Святой Мы примем силу. ***************************************** ИСХОД 3 — Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. — И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. — Моисей сказал: Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. — Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Он сказал: Вот я. — И сказал Бог: Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. — Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё; потому что боялся воззреть на Бога. — И сказал Господь: Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, — И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд. — Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. ***************************************** ПРЕЛЮДИЯ Сними обувь твою с ног твоих. Ибо место на котором стоишь — Святая земля, святая земля. Церковь Божья — собранья святых. Среди грешных народов земных Существует не зря, существует не зря. Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, Я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. ***************************************** АРИЯ БОГА Я освобождаю, Я не перестану любить тебя. Темницы открываю, на свободу вывожу тебя. Я освобождаю, Я не перестану любить тебя. Темницы открываю, на свободу вывожу тебя. ————- Сними обувь твою с ног твоих. Ибо место на котором стоишь — Святая земля, святая земля. Церковь Божья — собранья святых. Среди грешных народов земных Существует не зря, существует не зря. Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, Я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. —————— Я освобождаю, Я не перестану любить тебя. Темницы открываю, на свободу вывожу тебя. Я освобождаю, Я не перестану любить тебя. Темницы открываю, на свободу вывожу тебя. —————— Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. Я увидел страданья народа в плену, Я услышал их вопль, я свободу верну. Своею рукою темницы открою. Своих сыновей, дочерей поведу. ———————— Это смена времён, это смена эпох. Это говорящий из пламени — Бог. Это смена времён, это смена эпох. Это говорящий из пламени — Бог. Это смена времён, это смена эпох. Это говорящий из пламени — Бог. Это смена времён, это смена эпох. Это говорящий из пламени — Бог. Терновый куст горит огнём, Из Божьих уст звучат слова. Звучат слова, как с неба гром Пойдёшь ли ты, Моим путём? Терновый куст горит огнём, Скажи согласен ли ты стать, Скажи согласен ли ты стать Моим рабом Пойдёшь ли ты, Моим путём? ***************************************** МОЛИТВА МОИСЕЯ Без Тебя я не свой, Без Тебя жизнь моя звук пустой. Моё сердце болит, Моё сердце кричит: «Боже мой» Я жажду видеть Тебя, Я жажду слышать и ночью и днём. О, крести нас Господь, Духом Святым и огнём. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня. О, Господь возьми меня. О, Господь, я люблю Тебя. ***************************************** ТЕРНОВЫЙ КУСТ Какая встреча, никто не помешает в этот вечер. Какая встреча, на все твои вопросы Я отвечу. От Духа Твоего распадётся всякое ярмо. От Духа Твоего распадётся всякое ярмо. От Духа Твоего распадётся всякое ярмо. От Духа Твоего распадётся всякое ярмо. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. Мой Господь, я хочу чтоб Ты коснулся меня. ***************************************** Я ХОЧУ ОГНЯ (REMIX) —- Am7 —————— C6 Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня —— Em7 ————— D Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу огня. Я хочу огня. Я хочу огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу огня. Я хочу огня. Я хочу огня. Без Тебя я не свой, Без Тебя жизнь моя звук пустой. Моё сердце болит, Моё сердце зовёт: «Боже мой» Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. Я хочу Господь чтоб Ты коснулся меня Из среды огня, из среды огня. ПОЯСНЕНИЯ К АККОРДАМ: Am7 ___I___ o|—-|—-|—-|— o|-1—|—-|—-|— o|—-|—-|—-|— o|—-|-2—|—-|— x|—-|—-|—-|— o|—-|—-|—-|— ******* C6 ___I___ x|—-|—-|—-|—-|—- -|—-|-1—|—-|—-|-4— -|—-|-1—|—-|—-|—- -|—-|-1—|—-|—-|—- -|—-|—-|-2—|—-|—- x|—-|—-|—-|—-|—- ***************** Em7 ___I___ o|—-|—-|-3—|—-|— o|—-|—-|-2—|—-|— o|—-|—-|—-|-1—|— o|—-|-1—|—-|—-|— x|—-|—-|—-|—-|— o|—-|—-|—-|—-|— ****************** D ___I___ -|—-|-2—|—-|— -|—-|—-|-3—|— -|—-|-1—|—-|— o|—-|—-|—-|— x|—-|—-|—-|— x|—-|—-|—-|— ***************************************** OUTRO (Я ОСВОБОЖДАЮ) Я освобождаю, Я не перестану любить тебя. Я освобождаю, Я не перестану любить тебя.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *