Нет никакого научного согласия относительно появления Иисуса; на протяжении веков его изображали множеством способов .

Расы и появление Иисуса были предметом обсуждения со времен раннего христианства . Были предложены и обсуждались различные теории о расе Иисуса. К средним векам был составлен и распространялся ряд документов, как правило, неизвестного или сомнительного происхождения с подробностями облика Иисуса. Сейчас эти документы чаще всего считаются подделками.

За два тысячелетия после смерти Иисуса появилось множество изображений, часто под влиянием культурных условий , политических обстоятельств и теологического контекста. Изображение Иисуса в искусстве первых веков христианства постепенно стандартизирован его внешний вид с короткой бородой. Эти изображения часто основаны на интерпретации ложных источников из вторых или третьих рук и, как правило, исторически неточны.

К 19 веку развивались теории о том, что Иисус не был семитом , и писатели предполагали, что он был по-разному белой, черной, индийской или какой-то другой расой. Однако, как и в других случаях отнесения расы к библейским индивидам , эти утверждения были в основном основаны на культурных стереотипах , этноцентризме и социальных тенденциях, а не на научном анализе или историческом методе .

Лик Иисуса на Туринской плащаницеПри помощи компьютерной модели (наверху) и формовочной глины Нив (внизу) смог создать криминалистически убедительный образИзменчивое лицо Иисуса Фрагмент мозаики IХ века «Христос и четыре ангела»Икона XII века (Барселона, Испания)Мозаика XIII века, Базилика Сан-Марко (Венеция)XVI век. Хуан де Хуанес, «Спаситель» XX век Джо Каучи, «Черный Иисус благословляет детей»

В Америке начиная с первого урока в воскресной школе в мозгу ребенка запечатлевается образ Иисуса Христа. Его обычно изображают худощавым и высоким, с длинными, волнистыми каштановыми волосами, белой кожей и светлыми глазами. Как бы ни был знаком нам этот образ, он, в сущности, неверен. Человек с такими чертами и осанкой слишком сильно отличался бы от окружающих в тех местах, где Иисус жил и проповедовал. И уж конечно, в Библии был бы отмечен такой разительный контраст. Напротив, Евангелие от Матфея утверждает, что при аресте Иисуса в Гефсиманском саду Иуде Искариоту пришлось указать на него солдатам, чтобы те узнали его среди учеников. Еще больше запутывает вопрос то, что нигде в Новом Завете нет описания внешности Иисуса; ни одного его изображения также до сих пор не обнаружено. Ни его скелета, ни других останков, из которых можно бы было извлечь образец ДНК, у нас тоже нет. За неимением вещественных доказательств остается полагаться на воображение художников. Как говорит Карлос Ф. Кардоза-Орланди, доцент кафедры мирового христианства Колумбийской богословской семинарии (Атланта), влияние художественной культуры и традиций очень существенно: «Хотя западные представления наиболее распространены, в других частях света Христа часто изображают черным, арабом или латиноамериканцем». Таким образом, нерешенным остается фундаментальный вопрос: «Как выглядел Иисус?». Ответ дает новая научная дисциплина — криминалистическая антропология. Используя методы, подобные применяемым полицией при розыске преступников, британские ученые вместе с израильскими археологами воссоздали, по их словам, самое точное изображение Иисуса Христа.

Тело как улика

Как объясняет преподаватель криминальной антропологии Уилмингтонского университета (Северная Каролина), профессор А. Мидори Альберт, эта наука выросла из антропологии физической. Она изучает различные группы людей на основе культурной и археологической информации, а также достижений физики и биологии. Специалистам в этой исключительно специализированной области требуются познания в генетике и понимание законов роста и развития человека. Они также используют данные приматологии, палеоантропологии (изучающей эволюцию приматов и людей) и остеологии (науки о строении скелета). Даже такие, казалось бы, отдаленные области, как организация питания, лечение зубов или адаптируемость к переменам климата, играют свою роль в их исследованиях. Обычно криминалистическая антропология используется для расследования преступлений. Однако бывший иллюстратор медицинской литературы из Манчестерского университета Ричард Нив решил, что она может пролить свет и на внешность Иисуса. Нив не новичок в этой спорной дисциплине: он был одним из авторов книги «Корчим рожи: Восстановление лиц с использованием данных криминалистики и археологии». За последние 20 лет он воспроизвел множество знаменитых лиц, включая отца Александра Македонского Филиппа II и фригийского царя Мидаса. Если кто и мог создать точный портрет Иисуса, то только он.

«Собирая» Иисуса

Описание событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея дает ключ к загадке. Ясно, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Таким образом, первым делом Ниву и его группе нужно было получить черепа из окрестностей Иерусалима.

Израильские археологи уже находили семитские черепа такого типа и предоставили их в распоряжение Нива. Подвергнув компьютерной томографии три хорошо сохранившихся образца времен Иисуса, Нив получил рентгеновские срезы черепов, выявляющие мельчайшие детали строения каждого из них. Затем специальные компьютерные программы переработали груды информации, полученной при измерениях толщины мягких тканей в ключевых точках человеческого лица. Так появилась возможность воссоздать мускулы и кожу, покрывавшие типичный семитский череп.

На конечной стадии процесса специальная программа сравнивала результаты с антропологическими данными. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа. На него в соответствии с толщиной тканей, определенной компьютерной программой, было наложено несколько слоев глины и имитация кожи. Форма носа, губ и век определялась строением соответствующих мускулов.

Дело вкуса

Однако один только череп не дает ответа на некоторые ключевые вопросы: какие у Иисуса были глаза, волосы и цвет кожи. Чтобы восполнить этот пробел, группа Нива обратилась к рисункам I века, найденным при различных археологических раскопках. По этим рисункам, созданным до того, как был написан Новый Завет, исследователи смогли определить, что глаза Иисуса были с большей вероятностью темными, чем светлыми. По еврейской традиции он должен был носить бороду.

Зато указания на длину волос нашлись именно в Библии. Хотя художники, как правило, изображали Христа длинноволосым, большинство толкователей полагает, что его волосы были короткими и очень курчавыми. Правда, этой гипотезе противоречит изображение, которое многие считают наиболее достоверным, — лицо, отпечатавшееся на знаменитой (для кого-то — печально) Туринской плащанице. Многие верят, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Хотя единого мнения относительно подлинности плащаницы нет, на ней явно изображен человек с длинными волосами. Те, кто не считает плащаницу настоящей, ссылаются на Первое послание к коринфянам, приписываемое, как и многие другие книги Нового Завета, перу апостола Павла. В одной из глав он упоминает, что лично видел Иисуса. Разве мог бы Павел написать, что «если муж растит волосы, то это бесчестье для него», если бы длинные волосы носил сам Иисус Христос? Для Нива и его сотрудников это стало аргументом в пользу того, что волосы Иисуса были короткими.

Исторические материалы помогли решить вопрос о росте Иисуса. Анализируя остатки скелетов, археологи точно установили, что средний семитский мужчина того времени был ростом около 155 см, а весил примерно 50 кг. Поскольку до 30 лет Иисус был плотником и работал на свежем воздухе, логично предположить, что он был более мускулист и крепок, чем принято изображать в западной традиции. Его лицо было, вероятно, загорело и обветрено, отчего он должен был выглядеть старше своих лет.

Точный портрет

Тем, кто привык к традиционным портретам Иисуса, изображение темноволосого и смуглого ближневосточного мужчины, вышедшее из лаборатории Нива, должно напомнить о корнях их веры. «То, что он, видимо, был гораздо больше похож на смуглого семита, чем привыкли изображать на Западе, напоминает нам о его всеобщности, — говорит Чарльз Д. Хаккетт, директор отдела епископальных исследований Богословской школы им. Кандлера (Атланта), — а также напоминает о нашей греховной склонности спекулировать им во имя наших собственных культурных ценностей». Нив подчеркивает, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Существуют и сомнения. Криминалистические описания не имеют ничего общего с точной наукой, предупреждает Алисон Гэллоуэй, профессор антропологии из Университета в Санта-Крузе (Калифорния). Черты лица определяются мягкими тканями, расположенными над мускулатурой, а именно здесь техника разных художников-криминалистов различается особенно сильно. Гэллоуэй подчеркивает, что некоторые уделяют наибольшее внимание едва различимым деталям — например, расстоянию от основания носа до рта. А наиболее узнаваемые черты лица (морщины вокруг глаз, структура носа, форма рта) остаются на усмотрение художника. «Иногда получается просто сверхъестественное подобие оригинала, — признает Гэллоуэй. — Настораживает, что разные реконструкции одного и того же художника часто очень похожи». Несмотря на эти оговорки, по поводу работы Нива она делает общий вывод: «Это, вероятно, гораздо ближе к истине, чем труды многих великих мастеров».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2003).

Британские судмедэксперты проанализировали все данные о личности Иисуса Христа и составили его точный портрет. Образ «спасителя» существенно отличается от канонического образа.

В европейской традиции Христа принято изображать белокожим мужчиной с правильными строгими чертами лица и длинными каштановыми волосами, падающими на плечи в виде мягких локонов. Такой образ Иисуса сложился к Средневековью и был закреплен знаменитыми полотнами итальянского Ренессанса, например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, пишет Daily Mail.

Но отставной медик Ричард Нив задумал воссоздать подлинный лик Иисуса, используя хорошо известные ему судебно-экспертные методики. В результате он получил довольно непривычный для нас портрет Сына Божьего. Это мужчина с широким лицом, светло-карими глазами, густой бородой и короткими сильно вьющимися волосами, а также довольно смуглой кожей.

Доктор Нив и его команда создавали эту модель на основе анализа трех черепов, принадлежащих жителям Галилеи того исторического периода, когда происходили описанные в Новом Завете события. Сканируя их методами компьютерной томографии, они построили усредненную 3D-реконструкцию, ставшую основой черепа. Затем команда отработанными методами смоделировала нос, губы, и веки, получив достоверное изображение человеческого лица.

На основании изучения особенностей черепа, конечно, невозможно точно определить цвет глаз и волос. Их устанавливали на основе портретов, сохранившихся в древнейших археологических источниках, тех времен, когда еще не была скомпилирована Библия. В итоге было установлено, что Иисус был темноглазым и темноволосым. Команда исследователей пришла также к выводу, что Спаситель носил короткие прическу и бороду.

Как утверждает Элисон Гэллоуэй, профессор антропологии университета Калифорнии в Санта-Круз, представленные изображения отличает максимально возможный уровень достоверности. Сам Ричард Нив подчеркивает, что получил скорее портрет взрослого человека, жившего в то же время и место, что и Иисус, но эксперты утверждают, что его изображение вероятно, намного более точно передает внешность Христа, чем картины великих мастеров.

Кроме того, исследователи утверждают, что рост Иисуса равнялся, скорее всего, (как и у большинства его соплеменников того времени) примерно 150 сантиметрам, а вес составлял около 50 килограммов. При этом тело Спасителя должно было быть смуглым с развитыми мышцами, поскольку до 30-летнего возраста он занимался физической работой на открытом воздухе.

Ранее «Обозреватель» сообщал, что в Израиле создадут «божественное» вино, которое пил Христос.

Читаю википедическую статью про синайскую икону Христа Пантократора:
В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий.
В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.
В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света.
Умиляет меня это умение находить символику в каждой загогулине.
Вот, например, неизвестный мужчина с фаюмского портрета:

Ну тут 100% преемственность. И явно сей муж имеет двойственную природу. И глаза: один с бликом, другой — без, источником света неизвестный египтянин является только на половину.
А это Альбрехт Дюрер:

Тут художник, помимо всего прочего, использует обратную перспективу. Стало быть, сопротивляется воздействию «хищнически-механической», по выражению о. Павла Флоренского культуры Ренессанса.
Или вот юная испанская девушка с картины Мурильо из предыдущего поста:

Один глаз подает надежду невидимому кавалеру, другой отвергает.

Нидерландский фотограф создал снимок Иисуса Христа при помощи нейросети, и пользователи твиттера не могут оторваться от него. Многие из них впервые поняли, что их смущало в обычных иконах. А арабские комментаторы торжествуют: человек на фото помогает им отстоять свою точку зрения.

Фотограф из Нидерландов Бас Утервик в своём творчестве совмещает искусство и технологии. С помощью сервиса-нейросети Artbreeder мужчина восстанавливает черты лица исторических личностей и создаёт реалистичные портреты, больше похожие на настоящие фотографии.

Девушка с фаюмского погребального портрета (Римский Египет, I — III вв.)

В июле 2020 года работы Утервика были особенно популярны в соцсетях — самой красивой люди признали фотографию Винсента Ван Гога, сделанную на основе автопортретов художника.

Работы Утервика — творческая обработка данных, извлечённых из художественных работ и исторических источников. Нидерландец призывает не считать их на сто процентов достоверными изображениями.

Читайте на Medialeaks «Этого в школе не объясняют». Чему учить ребенка, чтобы вырастить счастливого взрослого?

Я считаю свою работу скорее художественной интерпретацией, нежели научной или исторически точной.

Но одно из изображений, созданных Утервиком, всё равно вызвало у пользователей твиттера бурную дискуссию. Речь идёт о портрете Иисуса Христа, созданном с учётом внешности людей, живших на территории современного Израиля в начале нашей эры.

В понедельник, 31 августа, Омар Сакр — австралийский мусульманский поэт турецко-ливанского происхождения — опубликовал эту работу Утервика на своей странице. Всего за сутки его твит набрал 180 тысяч лайков и больше 20 тысяч ретвитов.

Omar Sakr

Оригинал Голландский фотограф использовал искусственный интеллект, чтобы создать реалистичное фото Иисуса. Чёрт возьми, что тут скажешь, он выглядит, как мой родственник.Оригинал

В комментариях тут же отыскали мужчину, который очень похож на такого Христа. Это американский актёр Ави Нэш, известный по роли Сиддика в «Ходячих мертвецах».

Cromwell

Оригинал Похоже, @iamAvi_Nash — это Иисус.Оригинал

Как написал автор твита, такой портрет Иисуса — повод посмеяться над христианами, верящими в превосходство белой расы.

Omar Sakr

Оригинал Не могу не смеяться над христианскими белыми супремасистами, лол.Оригинал

Гассан Хейдж, профессор антропологии университета Мельбурна, предложил комментаторам подумать о том, сколько людей по всему миру выглядят так же, как Иисус Утервика — и подвергаются преследованиям. А Сакр напомнил: многих из них преследуют именно христиане.

Ghassan Hage

Оригинал Скорее всего, его родственники томятся в каждой тюрьме для политических заключённых в странах арабского мира. Да и в других странах мира.Оригинал

Оригинал И в то же время, скольким сотням, тысячам похожих на него людей христианский мир позволил утонуть, вместо того чтобы дать убежище на своих берегах? Скольких заперли в лагерях и тюрьмах, если им удалось добраться до берега? Если что, я упрекаю в первую очередь христиан только потому, что они заявляют, что любят Христа и его учение.Оригинал

Не обошлось и без шуток о том, что такого Иисуса точно не пустили бы в США.

Yaku

Оригинал Да уж, он ни за что и никогда не пробрался бы в США.Оригинал

Пользователи твиттера с интересом рассматривают портрет и признаются, что рады его существованию. Внешность Христа на обычных иконах и раньше вызывала у них вопросы, поэтому для многих это первое убедительное изображение исторического Иисуса.

laaleen

Оригинал Никогда не понимала, почему Иисуса изображают с прямыми светлыми волосами и скандинавской внешностью, хотя он с Ближнего Востока. Оригинал

baby hair da beyoncé

Оригинал Знаете что? Я росла в католической семье и всегда видела изображения светловолосого голубоглазого Иисуса. И это всегда казалось мне странным. Даже ребёнком я ощущала, что это неправильно и не к месту, но никогда не понимала, почему.
Этот портрет смотрится гораздо лучше. Он выглядит как хороший и добрый мужчина.Оригинал

Католическое изображение Иисуса Христа

О том, что многие христиане зря считали Иисуса белым, даже делают мемы.

Jon Halling

Оригинал Странно, что мы росли, видя это.
.Оригинал

Впрочем, в комментариях нашлись и люди, для которых Иисус никогда не был таким уж белым.

TotemEye — Art

Оригинал Я никогда в жизни не видела его белым блондином. Может, это американская традиция, потому что в Европе, особенно на юге и юго-востоке, он выглядит примерно так же, разве что с более длинными волосами.Оригинал

Христиане всегда рисовали Сына Божьего, корректируя его внешность по-своему. Ещё в начале 2000-х годов учёные пришли к выводу, что настоящий исторический Иисус, скорее всего, был низкорослым, смуглолицым, темноглазым и кудрявым брюнетом — как и всё местное население Галилеи и Иудеи.

Одна из реконструкций внешности Христа

Но на одном из самых ранних изображений римской эпохи Христос — безбородый стриженый юноша в тунике и плаще и похож скорее на римлянина, чем на еврея. Из-за моды на бритое лицо борода далеко не сразу стала неотъемлемым признаком Иисуса.

Изображение IV века в городе Дура-Европос, Сирия

В наши дни Христа продолжают изображать по-разному. Например, в Китае он может выглядеть так:

А на Гаити так:

В одном из главных кафедральных соборов Англии теперь тоже есть темнокожий Иисус Христос. Его нарисовали с ямайского мужчины, и выглядит он весьма непривычно. Впрочем, возмутились по этому поводу в основном русскоязычные пользователи интернета.

Кстати, если у вас дома есть изображения Христа, стоит присмотреться к ним повнимательнее. Дело не во внешности, а в цене: они могут стоить больше, чем вы думаете. Так, одна старушка решила проверить, что за икона висит у неё над печкой — и разбогатела на шесть миллионов евро.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *