Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. » СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель:
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
– Важнейшую роль играло проводное радио. Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано «Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. «Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: «Красная звезда”,»Красный флот”,»Сталинский сокол”,»Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи «Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель:
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
– Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью- это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель:
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке —Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
– К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат , который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
развивают Не всегда информация верна
информируют Отрицательное влияние на психику
воспитывают Находятся в чьих-то руках
помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
образовывают
формируют общественное мнение

Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? «

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? «
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

8. Самооценивание

– Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов)

Атмосфера в группе Полезность информации Уровень успешности занятия Работа группы в целом

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

– Спасибо за урок. Удачи всем!

Приложение.

Роль средств массовой информации в политическом процессе

Политический порядок – это, прежде всего, ментальный порядок и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей. «Политика — это, прежде всего, символическая борьба, в которой каждый политический актор пытается монополизировать публичное слово или хотя бы стремится к победе своего представления о мире и его признании в качестве правильного и верного как можно большим числом людей», отмечает французский социолог Патрик Шампань. Действительно, с момента возникновения института прессы (17-18 вв.) СМИ становятся активными непосредственными участниками политического процесса, являясь выразителями многообразных индивидуальных, групповых, государственных и национальных интересов. Не случайно государство и другие политические акторы всегда стремились к установлению контроля над СМИ, в свою очередь, сохранение их независимости и свобода информации – важнейшие признаки демократичности политического режима.

Средства массовой информации обычно определяются как структуры (учреждения, предприятия и организации) создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье (В. П. Пугачев). В настоящее время без СМИ нельзя себе представить не только политику, но и повседневную жизнь. Еще в 40 — 60-е годы, ученые, исследуя влияние СМИ на массовое политическое поведение, постоянно задавали вопрос – не являются ли первые главным и определяющим фактором последнего. Хотя характер оценок и прогнозов менялся от десятилетия к десятилетию, признание СМИ в качестве важного актора политического процесса мало у кого вызывает сомнение.

Теоретически СМИ – пресса, радио, телевидение, кино, звуко — и видеозапись, а в последние десятилетия многочисленные системы спутниковой связи, кабельного телевидения, региональные и глобальные компьютерные сети относятся к техническому инструментарию коммуникации. В их задачу входит сбор инфомации по своим каналам, ее кодирование в соответствии со стилями, свойственными именно этим каналам и, наконец, ее передача пользователям (зрителям, слушателям, читателям). Однако уже способ кодирования информации, по разному, влияет на ее потребителей. Любое событие, отраженное в журналистской статье, радиорепортаже или телевизионном сюжете, имеет различную кодировку и, следовательно, представляют собой различные способы воздействия на аудиторию. Так, если радиосообщения и, тем более, газетные (журнальные статьи) о забастовке, демонстрации или военном столкновении связаны с непосредственным комментарием, отражающим точку зрения журналиста или «линию» редакции, то показ видеосюжета об этих же событиях, несмотря на то, что он сопровождается комментарием и, зачастую, монтируется, означает радикально иной способ кодировки информации, поскольку он переносит событие непосредственно в дом зрителя, создавая эффект присутствия, придавая тем самым информации большую достоверность и правдивость (часто вполне обманчивую). Избирательно «выхватывая» отдельные моменты из процесса, видеосюжет может создавать устойчивое единичное впечатление о событии, которое в дальнейшем трудно изменить при помощи комментария.

В свою очередь, газеты и журналы могут кодировать информацию и манипулировать ей при помощи размеров заголовков, форм шрифтов, специфики стилей, места размещения и т. д. Следовательно, учет таких факторов как: многообразие источников информации и способов ее кодирования, сложность и противоречивость окружающего мира, позволяет констатировать, что искажение реальности, ее неадекватное отражение, является практически неизбежным в процессе коммуникации, даже вне зависимости от намерений самих коммуникаторов.

Информационные институты обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание своей аудитории, управляют ее поведением, то есть являются одним из творцов политики. По мнению немецкого социолога Н. Больц, наши знания о реальности опосредованы СМИ и стало бессмысленным отличать отображение от отображаемого явления. Что есть тот или иной политик или событие – это вообще можно понять лишь в их медиальной инсценировке. То, что реально происходит, становится общественным событием только через свое медиальное отображение.

В современную эпоху газеты, радио, телевидение, компьютерные сети претендуют непосредственно на регулирование социального и политического поведения, психологического настроя и даже самого способа мышления своей аудитории.

В этой связи заговорили об информационной власти, которую связывают с управлением коммуникациями, их содержанием и направленностью посредством манипулирования информацией. Эта власть способна воздействовать на поведение людей, прежде всего, двумя способами:

· Побуждая людей к определенным действиям, через навязывание их цели;

· Предотвращая или блокируя возникновение нежелательных (антисистемных) общественных движений, протестов, действий.

Исследователи вычленяют следующие важнейшие политические функции, выполняемые СМИ:

· Информационная – получение, обработка и распространение информации о деятельности всех важнейших элементов политической сиcтемы. Для человека постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности. Общей тенденцией современного общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой посредством СМИ, а не из непосредственного опыта индивида и межличностного общения;

· Образовательная – сообщение сведений, дополняющих знания о политике и политическом процессе, которые граждане получают в образовательных учреждениях различного уровня;

· Политической социализации – усвоение политических норм, ценностей и образцов поведения, совместимых с нормальным функционированием политической системы;

· Критики и контроля – формирование мнений и взглядов на происходящее в сфере политики. Критика и контроль способствуют также артикуляции различных общественных интересов, мобилизации на политическое участие.

Повышению политической роли СМИ прежде всего способствовало, то, что средства массовой информации, особенно электронные, «перехватили» у партий функции политической социализации – распределенную теперь между семьей, школой и телевидением, и политической мобилизации, особенно в период избирательных кампаний. Причем СМИ выполняют эти функции гораздо результативнее партий. Достаточно вспомнить избирательные кампании Росса Перо в США (1992г.), Бернара Тапи во Франции, Сильвио Берлускони в Италии (1994г.) или Владимира Жириновского у нас в 1993 году, их успех был полностью обусловлен массированным и искусным использованием телевизионного эфира в политических целях. Следовательно, телевидение становится самым опасным конкурентом массовых партий, оставляя не у дел партийных активистов. Наиболее радикальные прогнозы предсказывают конец «века партий” как «организаций единомышленников, объединенных сходством политических принципов”, на смену им идут команды политтехнологов, активно использующих TV для продвижения на рынок политического товара. Однако там где важность информации определяется и оценивается ее рекламными качествами, неизбежно растет разрыв между реальным миром и миром в «инсценировке», предлагаемой СМИ. Составители и производители программ, преследуя цель придания им большей развлекательности, «театрализуют» политический процесс, отбрасывают «скучные» проблемы, и соответственным образом подправляют и «упаковывают» факты, людей, события.

Французский социолог Ж.-П. Гурвич даже утверждает, что сегодня в странах Запада установилась «телекратическая государственная система», в рамках которой большая политика делается в телестудиях. Соответственно центр тяжести в предвыборной агитации окончательно переносится с партийных митингов на экраны телевизоров, с партийных программ на видеоряд и, прежде всего, на формирование привлекательного для избирателей имиджа партийных лидеров и кандидатов на выборные посты. Растущая в результате «персонификация» политики, лишает ее программного «стержня» и делает игрушкой сиюминутных интересов и ситуативного соотношения сил.

Уже сегодня, через СМИ устанавливается (спонтанно или целенаправленно) «политическая повестка дня» и происходит идентификация важнейших вопросов, обсуждаемых в обществе; группы интересов. Политические партии и лидеры привлекают внимание к своим программам и лозунгам, тем самым, организуя диалог между политической элитой и основной массой населения.

В течение пяти последних десятилетий ученые предлагали различные теоретические модели, объясняющие воздействие СМИ на процесс формирования общественного мнения и, следовательно, на политический процесс. В 40-50-е гг. многие американские и западноевропейские аналитики полагали, что пресса и радио, контролируют процесс осмысления людьми политических проблем. Эти представления получили отражение в концепции, которая получила название модели максимального эффекта. В этой связи приводились следующие доказательства успешного применения средств массовой коммуникации:

· Успех пропаганды через СМК в первую мировую войну, которая дала пример первой систематической манипуляции массовым сознанием;

· Возникновение и стремительный рост индустрии «паблик рилейшнз», так уже в 1926 году контент-анализ газет «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Сан» показал, что 57% сообщений первой газеты и 46% второй имели своим источником работу специалистов этой сферы;

· Практика тотального информационного контроля и успешного «промывания мозгов» в нацистской Германии и СССР;

Однако в 60-70-е годы господствующим стал, скорее, противоположный взгляд на эту проблему: независимо от того – идет ли речь о прямом обращении СМИ к индивидам или же их косвенном воздействии (через семью, знакомых и т. д.), их влияние на формирование политических позиций, отношение к обществу в целом и сфере политики в частности имеет минимальный эффект. В результате возникла теоретическая модель минимального эффекта. Формированию этой модели способствовали следующие факторы:

· выяснение психологического механизма восприятия человеком информации, оказалось, что люди принимают лишь то, что совпадает с их мнением, и не воспринимают информацию, травмирующую сознание и не совпадающую с психологическими установками личности;

· переход к рассмотрению человека как социальной молекулы («ансамбля общественных отношений» — К. Маркс) от рассмотрения его как автономного социального атома;

· изменение поведения избирателей во время выборов, уже в 60-е годы исследователи электоральных процессов зафиксировали феномен «сопротивляющейся публики» (в связи с чем делался вывод о невозможности изменения сформировавшегося стереотипа избирателя и необходимости борьбы за голоса тех кто не имеет такового);

В последние полтора десятилетия маятник стал опять двигаться в противоположную сторону, и акцент был вновь сделан на признании весьма существенного влияния средств массовой коммуникации на политическую жизнь общества. По мнению французского исследователя Р. Дебре, который ввел в научный оборот термин «медиократия», СМИ сегодня выполняет функции, принадлежавшие в средневековой Европе церкви, где она принимала участие во всем.

В отличие от исследователей 40 – 50-х годов сегодня доминирующим является представление о том, что средства массовой информации сами по себе не осуществляют прямого контроля над обществом, в связи с чем, внимание ученых фокусируется на более тонких формах взаимосвязей между СМИ, общественными группами и процессом разработки и реализации политических программ и решений.

В настоящее время можно говорить о двух основных теоретических моделях изучения политического влияния СМИ. Первая связана с исследованием воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное поведение и на социальную жизнь в целом. Вторая, развивавшаяся в последние тридцать лет под влиянием культурной антропологии, структуралистских теорий, симеотики и других междисциплинарных научных направлений, была ориентирована на понимание связей между «текстами», индивидами и большими социальными группами. В научной литературе эти модели получили названия: модель «исследования воздействия» и модель «анализа текста».

Развитие технического прогресса, составной частью которого в конце ХХ века стала «информационная революция», приведшая к появлению современных технологий и технических средств сбора, переработки и распространения информации, произвели революцию и в сфере политических коммуникаций. Возможным итогом социальных перемен, порожденных развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий, может стать создание общества нового типа – «глобального» и «информационного», в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. Однако это только одна из возможностей.

На рубеже веков, на Западе символом грядущего радикального возрастания роли средств массовой информации в жизни общества стала электронная 500 канальная супермагистраль, призванная обеспечить неограниченную интерактивность информационного обмена и повышенные возможности потребительского выбора. Для одних она «обещание свободы и выбора», для других же совершенный инструмент практической реализации антиутопии Джорджа Оруэлла — осуществления тотального контроля над обществом со стороны «Большого брата» (государства).

Кириллов Александр Валерьевич — офицер штаба войсковой части 14086.

684036, Камчатский край, Елизовский район, п. Вулканный, в/ч 14086.

Тел.: (41531) 36-717. E-mail: mirnyi@front.ru

© Армия и общество. 2012. № 2. С. ?? — ??.

А.В. Кириллов

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СМИ

(на примере операций по информационному обеспечению (MISO) военных конфликтов начала XXI в.)

В современных военных конфликтах активное применение находят разнообразные технологии влияния на массовое сознание. То, что в мирном противоборстве компаний называется реклама и продвижение, в военных конфликтах является пропагандой и информационно-психологическим воздействием на противника. Технологии пропаганды и информационнопсихологического воздействия постоянно усовершенствуются и развиваются с внедрением в нашу жизнь более технологичных устройств коммуникации и информирования.

Активные пропагандистские действия противоборствующих сторон в вооруженных конфликтах XXI в. требуют исследования в контексте современных тенденций развития технологий информационных и психологических операций. В данной статье предлагаются результаты анализа применения таких технологий на примере отдельных военных конфликтов начала XXI в., а именно: восстания в Египте 2011 г., войны в Ливии 2011 г., вооруженного мятежа в Сирии 20112012 гг.

При этом следует отметить, что во всех этих конфликтах активно применялся и применяется американский опыт проведения информационных и психологических операций. Так, Министерство обороны и спецслужбы США в течение многих лет активно осваивают методы работы во всемирной паутине. В

2011 г. управление перспективных научно-исследовательских разработок Пентагона DARPA объявило тендер в размере $42 млн. на создание компьютерной программы под кодовым названием SMISC, что расшифровывается как «социальные медиа в стратегической коммуникации». Система должна отслеживать враждебную по отношению к США пропаганду и

помогать вести контрпропаганду. Область развертывания — Facebook, Twitter, YouTube и другие популярные социальные сервисы. Список технологий, которые предполагалось использовать в рамках SMISC: лингвистический анализ, анализ трендов, настроений, общественного мнения и «культурных нарративов», автоматическое создание контента, боты и краудсорсинг. Программы по использованию социальных сетей в разведывательно-пропагандистских целях разрабатываются и Агентством по национальной безопасности (АНБ) США. Использовать эти программы для внутренних целей госорганам, однако, запрещено законом Смита-Мундта от 1948 г. и законом об утверждении внешнеполитической деятельности США от 1987 г., принятыми в целях защиты американской аудитории от дезинформационных кампаний, проводимых ее собственным правительством. В мае 2012 г. инициативная группа конгрессменов предложила внести в закон о санкционировании расходов на оборону поправку, которая узаконила бы ведение пропаганды на американских гражданах. По словам одного из авторов поправки республиканца Мэка Торнберри, в эпоху Интернета действующие ограничения «связывают руки американским дипломатам, военным и прочим представителям США, ограничивая их возможности по налаживанию убедительной коммуникации» .

Технологии информационно-психологического противоборства,

применявшиеся во внутренних конфликтах в Египте, Ливии и Сирии, представляют особый научный интерес с точки зрения средств применения (телевидение, Интернет, сотовая и стационарная связь) и тотальности воздействия на психику человека с задействованием таких органов чувств, как слух и зрение.

Необходимо отметить, что в ходе вооруженных конфликтов «арабской весны» 2011 г. противоборствующие стороны активно применяли различные способы информационно-психологического воздействия на «противника». Как в Египте, так в Ливии и Сирии повстанцы использовали в организационновербовочных, а также «просветительных» целях такие площадки, как Facebook, Twitter, YouTube и другие распространенные социальные сервисы в глобальной информационной сети Интернет.

Наряду с интернет-технологиями использовались возможности телевидения и радиосвязи. Например, в новостной программе телевизионного канала «Аль Джазира» в августе 2011 г. была показана полная победа повстанцев в Триполи. Все информационные каналы мира, включая и российские, в

частности, «Вести-24», транслировали видеоролик, подготовленный специалистами психологических операций, на котором моделировался штурм Триполи. В настоящее время ни для кого не является секретом, что ролик снимался на заранее подготовленных декорациях. Источник в посольстве Ливии утверждал, что «кадры, которые распространяют западные телекомпании о том, что в центре города мятежники празднуют победу, сняты в специальном павильоне, который за последний месяц был построен недалеко от столицы Катара Дохи». «Павильон построен практически точно по плану Триполи, но на нем невозможно учесть все разрушения от последних бомбежек города. И это видно», — говорил работник посольства.

Из-за непрерывных бомбёжек авиацией НАТО в Триполи было нарушено энергоснабжение и телефонная связь. В то же время на транслировавшихся кадрах находилось слишком много людей, разговаривавших по мобильным телефонам. Присутствовала полная нестыковка картинки и прямых включений по Euronews и другим каналам. Все корреспонденты говорили, что ничего не знали, ничего не видели, где-то стрельба, кто-то по телефону сказал про толпы молодежи с автоматами. При этом демонстрировалась картинка — что характерно — снятая как в темное, так и в светлое время суток. Город еще не был захвачен, и если что и происходило, то ночью. Тем не менее, ликующие толпы, размахивая флагами, ликовали на ярких солнечных улицах.

Еще один подобный пример формирования негативного общественного мнения на Западе по отношению к руководству Сирии. Немецкий государственный канал Die Erste показал 15 апреля 2012 г. видеокадры из Хомса, снятые оппозицией, в целях доказательства того, что Башир Асад не придерживается мирного плана Кофи Аннана и расстреливает мирную оппозицию. В тот же день другой государственный канал Германии ZDF, рассказывая о терактах Талибана в Кабуле, показал тот же ролик с тем же звуком взрыва, но с другим комментарием. Т.е. было показано одно и то же видео для доказательства разных событий. Оба видео позже были удалены с сайтов немецких каналов.

Тот же немецкий канал ZDF 17 мая 2011 г. сообщал: «Президента Сирии Башира Асада еще недавно воспринимали как демократического реформатора, но чем дольше продолжаются протесты в Сирии против правления Асада, тем яснее становится, кем на самом деле является Асад: Асад деспот, он диктатор, он приказывает стрелять по демонстрантам, он запирает их в тюрьмы, он

приказывает их избивать, и многое другое». Для наглядности был показан видеоролик, на котором люди в форме избивали заключенных. Жестокие сцены комментировались немецким корреспондентом с сирийско-иорданской границы. В комментариях давалась негативная оценка правления Б. Асада, информационной блокаде в Сирии, что не соответствовало действительности. Репортер также рассказал, кто есть кто на демонстрируемых кадрах: «Мы видим людей в униформе, которые жестоко издеваются над заключенными, избивают их большими палками и дубинами, на которых торчат гвозди … Однако мы должны заметить, что мы не можем независимо проконтролировать, где и когда точно была сделана эта видеозапись. Это не в наших силах определить отсюда с сирийско-иорданской границы. В любом случае, это крайне ужасные сцены, снятые самими военными или полицией, и потом эта запись, видимо, попала каким-то образом в руки сирийской оппозиции». Подчеркнем, что кадры избиения сирийской оппозиции в 2011 г. были идентичны кадрам с иракского телевидения 2007 г., на которых созданные американскими оккупационными войсками «демократические» силы безопасности Ирака избивали заключенных и местную оппозицию.

Информационно-психологическое воздействие на Сирию наблюдается не только в подготовке общественного мнения других стран, но и непосредственно в самой Сирии. Например, «Министерство информации Сирии предупреждает, что западные разведслужбы совместно с некоторыми арабскими странами планируют захватить частоты сирийских спутниковых телеканалов», — говорилось в сообщении, переданном сирийским информационным агентством SANA 22 июля

2012 г. Как отмечалось в материале, делается это в рамках «заговора против Сирии» и с целью «передачи сфальсифицированных сообщений о государственном перевороте, дезертирстве в армейских рядах или захвате повстанцами отдельных городов». Сирийское телевидение призывало зрителей проявлять бдительность и отличать фальшивые сирийские телеканалы в случае их появления в эфире от настоящих, программы которых и лица ведущих им хорошо известны.

Опасения сирийских властей появились не на пустом месте. Дело в том, что постоянным пиратским атакам подвергаются сайты агентства SANA и ведущей независимой газеты страны «Аль-Ватан». В конце 2011 г. Евросоюз распространил санкции на эту газету и частный сирийский телеканал «Ад-Дуния» .

Еще один пример информационно-психологического воздействия на массовое сознание, в результате которого был вызван гнев прогрессивной мировой общественности. Так, 17 июля 2012 г. некий бывший высокопоставленный сирийский политик — экс-посол Сирии в Ираке Наваф Фарес, переметнувшийся на сторону «повстанцев», сказал в интервью Би-би-си, что «…правящий в стране режим готов применить химическое оружие, если окажется в безвыходном положении» . Более того, он заявил, что такое оружие уже было применено в Хомсе, хотя сведения об этом еще окончательно не подтверждены. Далее ВВС тиражирует это заявление, несмотря на то, что «информация не подтверждена». Следом, 23 июля, большинство мировых СМИ распространили заявление Президента Сирии о том, что власти готовы применить химическое оружие против повстанцев. Президент США Б. Обама предупредил Б. Асада о невозможности таких действий.

Тут важны две детали: распространило эту информацию британское агентство ВВС, а экс-посол был из Ирака. В этом же сообщении предатель своей родины сообщил, что взрывы в городах и убийства мирных жителей устраивают «режим Асада вместе с Аль-Каидой» . Далее, в ответ на эту информационную провокацию, в Дамаске 23 июля была проведена пресс-конференция, где представитель сирийского МИДа Джихад Макдиси предпринял попытку опровергнуть слухи о возможности использования властями страны химического оружия. И мировые СМИ тут же сообщают: Сирия будет использовать химическое оружие! После этого на Сирию наваливается вся мощь информационной машины «мировой цивилизованной общественности» и все грозят страшной карой Б. Асаду «в случае применения химического оружия».

К чему приводят подобные заявления, хорошо известно на примере Югославии и Ирака. В этих странах не было найдено оружия массового поражения, но судьба этих стран, как и их лидеров, была решена однозначно.

В то же время официальная позиция Дамаска по этому вопросу, опубликованная 24 июля, была размещена только на одном российском информационном ресурсе. «МИД Сирии сообщил, что слова Макдиси были интерпретированы так, как будто это стало признанием наличия в стране химического оружия. В заявлении МИД отмечается, что Сирия не согласна с обвинениями в том, что она применяет оружие массового поражения. МИД Сирии также заявил о необходимости точности, объективности и соблюдения профессиональной этики при освещении событий в стране мировыми СМИ. Со

своей стороны министр информации Сирии Омран аз-Зуаби сказал, что когда Макдиси говорил о химическом оружии, он всего лишь отвечал на обвинения со стороны Запада. По словам аз-Зуаби, политик упоминал о химическом оружии, но это не имело первостепенной важности — акценты были перемещены», -передал «Голос России» . В комментариях прозвучало, что Сирия на протяжении более чем 20 лет призывает страны региона отказаться от оружия массового поражения.

Таким образом, в пропагандистских материалах, распространяемых противниками Б.Асада и рядом западных СМИ по проблеме сирийского конфликта, присутствуют технологии как явного, так и скрытого воздействия на психологию потребителей информации. С учётом того, что данная информация (информационные статьи, фильмы, ролики, агитки) активно и открыто распространяются в глобальной сети, существует реальная возможность ориентации общественного сознания в негативную по отношению к Сирии сторону.

В целом приведенные примеры позволяют судить о том, что технологии влияния на мировое общественное мнение используются комплексно, т.е. с применением максимально возможного количества средств воздействия на все группы населения и на все виды восприятия информации. Направленность применявшихся способов воздействия на формирование общественного мнения очевидна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что в вооруженных силах США, других государств организована и активно функционирует система информационнопсихологического воздействия на вероятного противника, которая постепенно принимает тотальный характер. Это вызывает необходимость изучения зарубежного опыта проведения информационно-психологических операций в целях подготовки адекватных мер ответного воздействия.

* * *

1. Богданов М. Информационная война за Сирию // Сайт

Михаила Богданова, 24.07.2012: . URL: http://mbogdanov.ru/index.

php/puЫications/117-inform-war (дата обращения: 18.08.2012).

4. Черненко Е. Агентство национальной дезинформации США //

Медиа — психология это отрасль и специальность поля в психологии , которая фокусируется на взаимодействии человеческого поведения и средств массовой информации и технологии. Психология СМИ не ограничивается СМИ или информационным содержанием; он включает в себя все формы опосредованного общения и поведения, связанного с медиа-технологиями, такие как использование, дизайн, влияние и совместное использование. Эта отрасль является относительно новой областью изучения из-за развития технологий . Он использует различные методы критического анализа и исследования для разработки рабочей модели восприятия пользователем мультимедийного опыта. Эти методы используются для общества в целом и на индивидуальной основе. Медиапсихологи могут выполнять такие действия, как консультирование, дизайн и производство в различных средствах массовой информации, таких как телевидение, видеоигры, фильмы и новостные трансляции. Медиапсихологами не считаются те, кто фигурирует в СМИ (например, консультанты-психотерапевты, клиницисты и т. Д.), А не те, кто исследует, работает или вносит свой вклад в эту область.

  • Авторы
  • Файлы

Конюхова Т.В. 136 KB

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса1. Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, — массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу — субъекта-носителя массового сознания2.

Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию3. Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением4, а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу — сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.

Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но, на наш взгляд, это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.

Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций.

Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиографическая ссылка

Конюхова Т.В. ВЛИЯНИЕ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 71-72;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *