Анна Византийская и её роль в крещении Руси

Гоар Рштуни

О РОЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ В КРЕЩЕНИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ

Анна Византийская, царевна в Константинополе,  поставила условие крестить избравшего её Владимира Святославича и весь его народ перед вступлением в брак.
(Армянская династия, Васильевская династия) — императорская династия в Византии с 867 до 1056 года. Историки именуют эту династию Армянской, Македонской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), почти все византийские императоры, военачальники и крупные чиновники были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. За два века – 20 императоров. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась.

В год Крещения Руси, в 988 году, в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 — 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 — 1028). Отцом был Роман II, а матерью — Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении. насчёт незнатности проблем, думаю, не было. Сам основатель династии, Василий Македонянин, выходец из крестьянской семьи, сумел дослужиться до конюха, но себе приписал, что он потомок Аршакидов, так же, как Багратиды приписали себе, что они потомки библейского царя Давида. Какой император напишет в "анкете", что он сын крестьянина? так что и Анастасо превратили в Феофано, и происхождение подправили, ближе к царскому.но вот её дочь уже – порфирородная царевна Анна. Трудно представить, но все армяне. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II, поэтому – порфиророгенета. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны — 13 марта 963 года. Так что знаменательная дата Крещения Руси – 1030 лет юбилейная и для Анны – 1055.
После смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано, которая затем его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия – (Чмшкик, Башмачок), несмотря на маленький росточек, прославившего империю победами над арабами, болгарами, финикийцами. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами-соправителями.
Похоронив княгиню Ольгу, Святослав отправил сыновей на самостоятельное княжение. Старший княжич Ярополк получил Киев, второй сын Олег – Древлянскую землю. Побочному сыну Владимиру достался Новгород, поскольку его матерью была не варяжка, а славянка. Но её должность ключницы была сродни дворецкому и казначею, в распоряжении находились все кладовые, погреба и даже казна…
Из его жён мы остановимся на Рогнеде-половчанке и Анне, здесь есть сходство и отличия.

Полоцк для новгородского князя был очень выгодным городом, поскольку находился на важных торговых путях из Балтийского моря в Черное.
Желая обрести в лице будущего тестя верного союзника, Владимир послал к его дочери сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда ответила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской летописи ее слова звучат так: «Не хочю розути робичича (т. е. сына рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю».
Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хочет выйти замуж за его противника, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кривичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась в плену.  Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а самих родителей убил.
Вообще в летописи Нестора (по Морозовой) Владимир представлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове».
Грекиню убитого им Святополка взял он беременною, вместе с казной. На булгарке князь женился, судя по всему, в 985 г., когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию. Возможно, она-то и стала настоящей хозяйкой киевского дворца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил больше остальных детей. Унижения Рогнеду заставили пойти её на отчаянный шаг – убить Владимира. Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть сына, потом она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Половчане надолго из поколения в поколение запомнили её. Характер + позднее христианство.

А Владимир уже хотел выйти на мировой уровень, то бишь, на европейский. И стал примерять корону. Корону могли надеть в Византии. Среди европейских государей они все же занимали первое место. Породниться с ними стремились все короли. Однако Владимир, несомненно, знал о печальном опыте своей бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость либо от Константинополя, либо от Рима. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Женитьба на сестре правивших в то время Василия и Константина давала такой шанс. Очевидно, именно такими соображениями руководствовался Владимир Святославич, когда посватался к принцессе Анне Романовне. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: и по происхождению, и по образованию, и по воспитанию, и по общему культурному уровню. Ведь она выросла в культурной столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому же она сама и многие поколения ее предков были христианами, а Владимир – язычником. При всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, в русских летописях о ней содержится очень мало сведений, больше в византийских, арабских хрониках. 
И он решает послать сватов в Константинополь.

И тут Владимиру подфартило.
Против соправителей – Василия и Константина восстал Варду Фока, объявил себя императором и тоже шёл на Константинополь. Тоже армянского роду-племени, но каппадокийского замеса, племянник Никифора Фоки, любовника, затем мужа Феофано, матери императоров и Анны.
Варда Фока захватил почти всю Малую Азию… Особенно критически сложилась ситуация в сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделенному Босфорским проливом от Константинополя. Возникла угроза захвата столицы Варда Фокой. Поскольку собственных сил у Василия и Константина было мало, они обратились за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами.

Разумеется, он слышал про походы на Царьград и Олега, и Игоря, деда своего. Про веру знал, ведь Ольга приняла христианство. Он понимал, что нужен был единый для всех бог, ведь и тогда на Руси было много разных племён и народностей… Особенно важным было единобожить языческую дружину. Не менее важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя-идолопоклонника за равного.
Он обещал выставить дружину в 6000 разноплемённых воинов. Но за свою помощь он потребовал руку принцессы Анны.
Начались переговоры, после которых был подписан договор о том, что сначала русский князь примет крещение, потом получит руку Анны и женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежником.
13 апреля 989 г. Варда Фока был разбит в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, которому киевский князь Владимир послал на помощь 6-тысячное войско, сыгравшее решающую роль в сражении. В этой битве Варда Фока погиб.
Но братья не спешили исполнить обещанное, Анна плакала и умоляла «не посылать её в плен к тавроскифам». Нарушение договора не было следствием только прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было несколько жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол.

Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев только при одном непременном условии: все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным., что для Владимира было неприемлемо: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, зашли в тупик, после чего союз с империей был разорван. Князь Владимир подозревая византийцев в обмане, в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму.
Но попутно Владимир успел и тут возжелать дочь городского главы,  то ли в шутку, то ли всерьёз он посватался к дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил Херсонес. Предатель из жителей города, некий Анастас, пустил стрелу с запиской, о том, что надо перекопать акведуки и лишить город воды. Началась страшная резня, пожары, по-моему, участь Рогнеды выпала и несчастной девушке и родителям. Отсюда он пригрозил ромеям – возьму и вас!

Братья задумались, вряд ли угроза была реальной, но Херсонес тоже свой город. Да и договор выполнять надо. Лучше дружить, тем более, что согласен принять их веру, и снова стали уговаривать свою сестру согласиться. Конечно, и они не хотели.  Очень не хотели: язычник, варвар, по византийским меркам не родовит… Тянули, как могли,  даже хотели послать другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую красавицу Анну.

Теперь по векселям надо было платить.
В древнейших летописях достаточно подробно описано, как осаждал Владимир Херсонес (Корсунь), как вел новые переговоры с императорами о скорейшем прибытии принцессы. В них подчеркнуто, что поначалу Анна категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага. Решающим доводом для Анны стали слова, влагаемые летописцами в уста братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?».
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране.

Но уже примирилась со своей миссионерской судьбой. Это характеризовало ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину.
Таким образом, путем женитьбы на принцессе Анне Владимиру удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви.

Начались приготовления к крещению Владимира и свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившего его в императорское семейство. Оба события совершились в храме Святой Богородицы. В честь этих событий в Киеве потом и была построена Десятинная церковь, тоже Богородичная. При ней празднование Успения Богоматери стало любимейшим для русских людей. При этом уже никто не помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна Романовна. И Церковь молчит по этому поводу.
Ближе к осени началось крещение русских людей в главных городах. Крестильные рубахи, нательные деревянные кресты… бесплатно. Несколько раз заходили поэтому, халява оттуда пошла. Жгли и рушили языческих идолов, для крещения силой сгоняли в реки.
В византийских хрониках отмечено, что Анна построила в русском государстве много церквей. Десятинную церковь в Киеве строила Анна, Владимир был занят оборонительными сооружениями. По нескольку лет был в походах.
«Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной сделали из распутного Владимира примерного семьянина. Сделавшись христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Но вызывает лекаря и говорит ему: «Я хочу иметь много сыновей, это мне надо. Но сделай так, чтоб к блуду не тянуло». Даже смертную казнь думает отменить.
За то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола, народ любил Владимира и называл Красно Солнышко.

Анна Романовна, несомненно, выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. Карамзин пишет, что "принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге для потомков «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».

Источники сообщают, что Анна «построила многие церкви в стране русов», свидетельствуют о ее щедрых пожертвованиях в ризницу Десятинной церкви. Имеются записи об участии Анны в государственной жизни: она была соавтором Владимира в составлении церковного Устава-судебника «Се аз, князь Володимир, сгадав есми с своею княгинею Анною и со своими детьми…», лично принимала иностранных послов. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Для этого скорее всего было создано специальное училище.

Анна Византийская

Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. И что, несомненно, следует отметить, вместе с Анной в Киев прибыло много армян и греков: ремесленников, мастеров, строителей, умельцев.
Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она занялась христианизацией.
Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Мы можем предположить, что он полюбил её за недюжинный ум и христианскую кротость. Иначе бездетную не держал бы столько времени при себе, а после смерти завещал похоронить рядом. Это любовь.

Предположение о том, что ее сыновьями были Борис и Глеб, не выдерживает критики. Они были старше. Во время захвата польским королем Болеславом Киева в 1018 г. в плен попали 9 дочерей князя Владимира. Кто были их матери, неизвестно.
Хотя после смерти принцессы князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной. Но она сама и все ее заслуги были очень быстро забыты не только простыми людьми, но и представителями церкви.
Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность, не была описана в древнейших летописях или каких-либо письменных памятниках, поскольку православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение греков в этом процессе и в русских летописях о ней содержится очень мало сведений.

Причина этого, видимо, и в том, что их создатели не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры и идеалов на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку главная ее деятельность осуществлялась на Руси. Однако это не означает, что совсем нет. Сколько надо – есть.

Анна всячески противилась браку с неверующим язычником (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Но этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир, Скилица, Титмар Мерзебургский и др.).

Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство. Возможно, очаровав Владимира своей невиданной красотой и манерами. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Церковь, тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. в Василеве церковь во имя Преображения Господня, церковь святого Георгия Победоносца в Киеве, построенную вслед за Васильевской и в том же году, и много ещё, не сохранившихся.
Мало того. Миссионерская деятельность Анны Византийской и огромная роль в крещении Руси позволили принявшему христианство Владимиру обособить Русь и уберечь от влияния римско-католической церкви, оторвало от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой, чем и предопределился особый православный путь России…

Пьеса "ЦЕНА ВЕРЫ" ГоарРштуни http://www.proza.ru/2017/11/09/1225

© Copyright: Гоар Рштуни, 2018
Свидетельство о публикации №218020301644

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Гоар Рштуни

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Гоар Рштуни

Анне Романовне – византийской царевне, венчанной жене великого князя Владимира явно не повезло: историками имя её упоминается чаще всего лишь с именем князя-крестителя, скупа о ней и народная память. Хотя существует вполне убедительная версия, что великая княгиня после кончины считалась местночтимой святой – за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русских людей, строила храмы.  В церковных святцах Анна упоминалась, как «благоверная княгиня киевская».

Анна Византийская скончалась в 1011 году. Как сообщал европейский путешественник Титмар Мерзебургский, её мраморная гробница стояла в церкви Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве рядом с гробницей Владимира Крестителя.

Князь Владимир, который умер через 4 года после нее, завещал похоронить себя рядом с женой. До разрушения Батыем Десятинной церкви в 1240 г. останки Анны и Владимира почитались русскими людьми. Вполне возможно, что первыми русскими святыми они были провозглашены сразу же.  

В древних летописях практически нет сведений о жизни и деятельности Анны Романовны на Руси.  В византийских хрониках, напротив же, отмечено, что она построила в русском государстве много церквей.

Святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Анна

Не без участия Анны проходило и обучение русского священства.

Принимая смиренно своё замужество как послушание, как миссионерское служение, принцесса не могла не понимать, что без строительства храмов и духовного просвещения никакой христианизации в государстве, ещё недавно пребывавшем в язычестве, просто не может быть. Как доносят до нас византийские хроники, императоры-соправители Василий II и Константин VIII, провожая любимую сестру-царевну на Русь, подчеркивали значимость предстоящего ей подвига, а именно — способствовать «просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы».

Историками отмечен любопытный факт. Согласно Лаврентьевской летописи в 989 г. князь Владимир «помысли создати церковь святая Богородица и, послав, приведе мастер из Грек». Когда храм построили, князь украсил его иконами, сосудами и крестами, которые привез из Херсонеса. Служить в нём было велено Анастасу с корсунским духовенством.

Из этого следует, что всего за год был возведен греческими мастерами киевский храм в честь Успения Богородицы, более известный как Десятинная церковь. Однако любопытно, что далее в летописи сообщается о возвращении в 996 году князя Владимира из похода на печенегов. И вот тут он видит новую прекрасную церковь.  Выходит, что храм возводился за время его длительного отсутствия, и получается, что под руководством самой византийской принцессы, первой нареченной не только «великой княгиней», но и «царицей».

Совсем неслучайным было посвящение, по сути своей придворной, Десятинной церкви, Богородице.

Главный придворный храм византийских императоров также был посвящен Богородице, и несомненно, византийская принцесса, став великой княгиней,  явилась вдохновительницей строительства в стольном граде Киеве величественного Богородичного храма.  

Учеными, например, высказалось мнение о том, что киевский храм строился по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе. К сожалению, ни Фаросская, ни Десятинная церковь до нас не дошли, однако некоторое представление о величии и красоте уничтоженного Батыем киевского собора может послужить, как отмечают искусствоведы, Богородичный храм во Влахернах.

Хорошо известно и то, что византийская царевна привезла с собой большое количество церковной утвари. Привезла и много икон, часть из которых – древнейшие, а часть — списки с особо почитаемых образов Пресвятой Богоролицы.  Среди тех первых икон были и такие образы, как Оранта и Одигидрия, Знамение и Умиление, сегодня более известная под названием    Владимирская.

Икона являлась выносной и использовалась во время празднования Успения Богоматери, а поскольку Десятинный собор был посвящен этому празднику, то, вероятнее всего, благодаря именно Анне Романовне этот праздник, приходящийся на август, стал отмечаться на Руси. Впервые этот праздник отмечался осенью 996 г.  по завершении строительства Десятинной церкви.  

Со временем Успенские соборы будут возведены во многих крупных городах, а праздник Успения Богоматери станет одним из любимейших для русских людей, и при этом уже никто не вспомнит, кто впервые установил  его здесь.

Изначально отношение к Божией Матери на Руси сложилось самое трепетное и ласковое, и совсем не случайно до сих пор Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы.  Причем, в отличие от средневекового Запада, где обожание-влюбленность Прекрасной Дамы распространялась и на Саму Деву Марию, на русской земле Она – только Богородица и никогда не предмет облагороженной чувственной влюбленности.

Анна Романовна, выполняя завет братьев-императоров, несомненно, стала первой просветительницей Руси. Представители духовенства, сопровождавшие царевну в новообращенную страну, обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Для этого, скорее всего, было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками.

И если царевна не стала монахиней, то вся жизнь её уже есть духовный подвиг.

Великая княгиня Анна умерла в возрасте 48 лет. Историки до сих пор не могут определиться с тем, были ли у неё дети и, если да, то кто именно из многочисленного потомства великого князя Владимира.

К слову сказать, в 996 г.  в Десятинную церковь из урочища Угорское были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной княгини Ольги, умершей 11 июля 969 г.  А так как церковь эта, разрушенная Батыем в 1240 г., несколько веков лежала в развалинах, то гробница святой княгини исчезла бесследно. Утрачены были так же мраморные саркофаги самого князя киевского и его супруги Анны Романовны.

И если память о святом равноапостольном князе Владимире — крестителе Руси, живёт в русском народе, то, к сожалению, миссионерская деятельность византийской царевны напрочь позабылась и стерлась из народной памяти. 

Опубликовано 08 декабря 2017г.

Статьи по теме:

Анна Романовна Византийская -жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.

«Владимир вошел в город с дружиною своей  и  послал  к  царям  Василию  и  Константину

сказать: "Вот взял уже ваш город  славный;  слышал  же,  что  имеете  сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же,  что  и этому городу"». Так в «Повести временных лет» мы впервые узнаем о будущей царевне Анне.

Анна родилась за два дня до смерти своего отца императора, следовательно, ее рождение произошло в Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Редкий случай — известна точная дата её рождения — 13.03.963. Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы  и его брата-соправителя Константина VIII.

Во время их правления Анна была девушкой на выданье, чьей царственной руки добивались правители соседних стран.

Сватались к Анне и германцы, и франки, и болгары. Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он по её убеждению принял святую христианскую веру». Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и  ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен  будешь.

Как армянка Анна Русь крестила

Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать  сестру  за  тебя". Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.». Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».

Согласно "Повести временных лет", а также Житию князя Владимира, вскоре после прибытия Анны в Корсунь князь Владимир заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей;  если  же  не крестишься, то  не  сможешь  избавиться  от  недуга  своего". Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной в 989 году уже был крещен.

Возвратившись в Киев, Владимир повелел опрокинуть идолов, — одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!" Услышав это, пришли люди к Днепру без числа. Одни стояли в воде до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера. Таким образом история крещения Руси описана в "Повести временных лет".

Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Это сообщение представляется вполне достоверным, поскольку еще на родине принцесса согласилась взять на себя миссию просветительницы языческой страны. Она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществлять христианизацию большого государства нельзя. В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных и мирских. К числу заслуг Анны следует отнести установление сначала в Киеве, а потом и в других городах празднества в честь Успения Богоматери. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Для этого, скорее всего, было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. Несомненно, что по инициативе Анны была обустроена в Киеве великолепная княжеская резиденция с первым величественным и необычайно красивым каменным храмом – Десятинной церковью, ставшей образцом для подражания при возведении в XI–XV вв. каменных соборов во многих крупных русских городах.

Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Возможно, у неё были дочери, Мария-Добронега и Феофана, но точные свидетельства отсутствуют. Анна Романовна умерла в 1011 году («Преставилась Владимирова царица Анна»), когда ей было всего 48 лет. Это произошло за 4 года до смерти князя Владимира и была похоронена по-христиански, в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве.Следует отметить: в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры – наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Возможно, и Анну сразу после кончины возвели в ранг местно чтимой святой за то, что вместе с мужем она крестила и просвещала русских людей.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *