После захвата Константинополя крестоносцами (1204) Византийская империя распалась: на Балканах возникло Эпирское царство, в Причерноморье — Трапезундская империя, на северо-западе Малой Азии — Никейская империя, а крестоносцы создали Латинскую империю, в которую вошли часть Фракии, Средняя Греция и Пелопоннес (на юге Греции). Завоеватели-крестоносцы подвергали гонениям православную церковь, вынуждая местное население признать главенство папы римского. Но это привело лишь к внутренним смутам, которые дополнялись раздорами в среде самих крестоносцев. В итоге в 1261 г. Латинская империя, просуществовав чуть более полувека, пала под ударами сильной Никейской империи.
Никейский император Михаил VIII Палеолог, блестящий политик и полководец, занял не только Константинополь, но и византийский трон. Однако возродить былую мощь Византийской империи было уже невозможно. Многие ее города, включая столицу, были разорены, некогда изобильные поля запустели, территория резко сократилась. В итоге Византия оказалась в сильной экономической зависимости от крупнейших итальянских городов-республик, Венеции и Генуи. В первой половине XIV в. итальянские купцы монополизировали не только внешнюю, но и внутреннюю торговлю Византии. Империю сотрясали многочисленные конфликты, усилились социальные движения против крупной феодальной аристократии.
Между тем с востока на империю надвигались мощные армии турок-османов. Правда, в 1402 г. турок разгромил знаменитый среднеазиатский полководец Тимур (Тамерлан), но это лишь отсрочило гибель Византии. В 1453 г. Константинополь пал, не выдержав длительной осады. Турки сделали его столицей Османской империи и назвали Истанбулом (Стамбулом).
Историки до сих пор спорят о причинах падения некогда могущественной византийской цивилизации. Одни считают, что Византия, оказавшись между -Востоком и Западом, не выдержала давления с двух сторон. По мнению других, Византии погубила ее отъединенность от Запада, особенно усилившаяся после раскола церквей. Это мнение подкрепляется весомым аргументом: католическая церковь не раз предлагала Византии военную помощь в обмен на признание верховенства папы римского. И византийские императоры, попав в безвыходное положение, были готовы принять это условие, но большинство населения не поддержало их. Многие византийцы предпочитали подпасть под власть османов, нежели уступить давним и непримиримым врагам — католикам.
Но, скорее всего, гибель Византии стала результатом сочетания ряда факторов. И главными из них были внутренние противоречия. Централизованная власть неуклонно слабела, в провинциях крепла феодальная знать, что объективно вело к раздробленности. Торгово-ремесленное население, разоряемое итальянскими дельцами и своими феодалами, утрачивало доверие к власти, не защищавшей его интересы. Рос и протест крестьянства, испытывавшего двойной гнет: и со стороны государства, и со стороны местных феодалов.
Мощная государственность, которая долгое время была основой благополучия Византии, застыв в своем развитии, стала тормозом прогресса и — в конечном счете — одной из главных причин гибели империи.

28 мая 1453 – Падение Константинополя

Год 1453-й оказался тяжелым для Василия II – умерла его мать Софья Витовтовна, а потом пришло страшное известие о падении Константинополя.

Исчезла одна из величайших мировых империй, рухнул оплот православия, погибла духовная родина русского народа. Конечно, в Москве знали о плачевном состоянии Византии в последние годы ее существования. Когда в 1398 г. султан Баязид осадил великий город, Василий I, как и его соперник, тверской князь, послал деньги византийскому императору. Но оказать действенную помощь гибнущему колоссу Русь не могла…

Крушение Византии поразило русских людей. Отныне Русь была обречена на церковно-культурное одиночество в окружении враждебных ей «папистов» (католиков), «люторов» (лютеран), «агарян» (мусульман) и идолопоклонников. Оборванные корни культуры, осквернение превращенной в мечеть величайшей святыни восточного православия – храма Святой Софии – все это не прошло даром для сознания русских людей, усилило ощущение церковного и политического одиночества, самоизоляции, горделивого сознания своего избранничества. Теперь они думали, что великое греческое царство пало от рук «агарян» за свои грехи и что Бог возложил миссию спасения христианского мира от наступающего Антихриста на Русь – последнее истинное православное царство. Именно Василий II впервые стал называться в тогдашних «Повестях» и «Житиях» царем – защитником православия с соответствующими эпитетами («белый царь всея Руси», «великодержавный царь Руский», «благоразумный царь»). Так к нему перешел титул, которым прежде на Руси называли только хана Золотой Орды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Турецкая историческая эпическая драма «1453 Завоевание» (Fetih 1453) повествует о завоевании Константинополя султаном Мехмедом II. Фильм был снят режиссером Фаруком Аксоем и вышел на экраны в 2012 году. Главные роли в картине исполнили Деврим Эвин, Ибрагим Челиккол («Только ты»), Дилек Сербест («Космический элемент: Эпизод X», «Серебро», «Воскресший Эртугрул»), Эрден Алкан («Запрещенная любовь», «Моя жизнь и я», «Мир велик, а спасение поджидает за углом»).

Сюжет фильма 1453 Завоевание / Fetih 1453

Действие фильма происходит в XV веке. На престоле находится султан Мехмед II (Деврим Эвин). Он мечтает завоевать Константинополь, столицу Византии, ведь во времена жизни пророка Мухаммеда было сказано, что «тот, кто завоюет Константинополь, будет величайшим из полководцев». Чтобы собрать сильную армию Мехмед II устанавливает мир со всеми соседними государствами. Осада столицы Восточно-Римской империи османскими войсками проходит сложно, но султану снится вещий сон. Благодаря сну, Мехмед II разыскивает могилу одного из сподвижников Пророка Абу Айюба, которому и принадлежали слова о «величайшем из полководцев», и, найдя его меч, готовится к штурму города.

Интересные факты про фильм 1453 Завоевание / Fetih 1453

Историческая эпическая драма «1453 Завоевание» (Fetih 1453) является одним из самых дорогих фильмов в истории турецкого кинематографа. Бюджет ленты составлял около 17 миллионов лир.

Съемочная группа фильма 1453 Завоевание / Fetih 1453

  • Режиссер: Фарук Аксой
  • Сценаристы: Атилла Энгин, Ирфан Сарухан
  • Продюсеры: Фарук Аксой, Айс Гермен, Робин Элпер Бинголь
  • Композитор: Бенджамин Уоллфисч
  • Операторы: Хасан Гергин, Мирсад Херовидж
  • Художники: Сервет Аксой, Джанан Гокниль
  • Актеры: Деврим Эвин, Ибрагим Челиккол, Дилек Сербест, Дженгиз Джошкун, Эрден Алкан, Реджеп Актуг, Рейф Хикмет Кэм, Наджи Адыгюзель

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии

ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. — Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее — его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.
Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей — норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам — северянам: «Аз им (хазарам) противен…» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають , яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…

Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

В течение нескольких лет (с перерывами – с 1394 по 1402 гг.) султан Баязид I неоднократно пытался взять штурмом Константинополь. Но в 1402 году османское войско потерпело сокрушительное поражение от войска Тимура. Это дало Византии временную передышку, которой она, тем не менее, не сумела воспользоваться, чтобы укрепить свои силы.

Флорентийская уния

  • С 1422 года возобновились нападения османов на Византию и ее столицу –Константинополь;
  • в 1430 году турками была захвачена Фессалоника. Византия могла рассчитывать только на помощь запада, но для этого необходимо было признать католические догматы и примат папской власти.

Оказавшись в безвыходном положении, византийские власти согласилось на заключение унии.

Замечание 1

Подписанная в 1439 году во Флоренции между православной и римско-католической церквами, эта уния означала подчинение православной византийской церкви папе римскому и признание католических догматов, то есть фактически – отказ от православия.

Флорентийская стала причиной раскола внутри византийского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Падение Византийской империи 400 руб.
  • Реферат Падение Византийской империи 280 руб.
  • Контрольная работа Падение Византийской империи 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • большая часть населения не приняла ее, рассматривая как предательство и отступление от истинной веры;
  • в поддержку унии выступили так называемые латинофилы, которые были сторонниками сближения с Западом и католической церковью. В социальном плане эта группа была представлена высшими слоями общества: аристократией и верхушкой торгово-промышленных кругов;
  • немало было и тех, кто выступал за капитуляцию перед османами на условиях сохранения определенных привилегий.

Последний Крестовый поход (1443-1444 г.)

Но Флорентийская уния не спасла Византию. После ее заключения с Запада против турок двинулся новый крестовый поход. Первоначально крестоносцы действовали успешно, однако, как и все предыдущие крестовые походы, этот также завершился поражением крестоносцев. В решающем сражении под Варной в 1444 году их войско было уничтожено османами. Константинополь был обречен.

Крушение Византийской империи

В результате длительной осады, несмотря на героическое сопротивление своих защитников, 29 мая 1453 г. Константинополь пал под ударом войск султана Мехмеда II. Город был подвергнут грабежу и опустошению, население захватчики безжалостно уничтожали либо захватывали в плен. Только спустя дня султан повелел прекратить бойню и позволил бежавшим из города мирным жителям вернуться. В 1460 г. турками была захвачена Морея, а в 1461 г. — Трапезундская империя.

Причины и последствия падения Византийской империи

Среди причин падения Византии можно назвать целый комплекс факторов:

  • уже латинские завоевания начала $XIII$ в. надорвали силы империи
  • Византии приходилось вести почти непрекращающиеся войны как на западе, так и востоке империи
  • постоянные усобицы $XIV$ в. изматывающе действовали на государство, уничтожая его ресурсы; период раздробленности совпал с критическим периодом в ее истории
  • помощь со стороны других государств, была явно недостаточной, кроме того, эта помощь не была бескорыстной.

Результат — силы ослабшей Византии и набиравшей мощь Османской державы были к XIV в. несопоставимыми.

Османское завоевание имело тяжелые последствия для экономики и социального развития Юго-Восточной Европы, результатом стал длительный регресс в развитии производительных сил.

Замечание 2

С установлением османского господства укрепилось хозяйственное положение некоторых феодалов, которые стали сотрудничать с завоевателями, расширился внутренний рынок, была достигнута большая централизованность, но значительно ухудшилось положение балканских народов, которые испытывали на себе жесточайший национальный и религиозный гнет.

Утверждение османов на территории бывшей империи превратило ее в плацдарм турецкой агрессии против стран Ближнего Востока, Центральной и Восточной Европы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *