Спросом пользуется низкокачественное крепленое вино, которое еще в советское время называли «бормотухой» или «чернилами». Дешево и сердито – крепость до 22 градусов. В Беларуси такие плодово-ягодные, или «плодово-выгодные» напитки запретили еще пять лет назад. Но вот теперь возвращают на прилавки, причем как символ качества. В чем причина этой метаморфозы? Решил разобраться корреспондент «МИР 24» Денис Кошелев.

Еще год назад винодельческий завод в Гомеле объявил себя банкротом. Хуже всего пришлось сотрудникам: им предложили искать новую работу. Оператор цеха купажирования Ольга с волнением вспоминает те времена.

«Сначала хотели сократить, но потом передумали. Отправили на 2/3, но сохранили», – говорит оператор виноматериала Ольга Чернова.

Первопричина всех проблем – борьба с крепленым, плодово-ягодным. В народе его еще называют «чернило», или «бормотуха», за плохое качество. На заводе это вино производили в больших объемах. А тут его взяли и запретили. Но теперь другие времена. Напитку решили дать вторую жизнь.

В этих бутылках «чернила», да не те. Больше никакого суррогата. Спирт для крепости в это вино не добавляют. Качество контролируют в специальной лаборатории.

«Наша цель – получить интересный фруктовый и запоминающийся тон. Если вы его попробуете, то здесь есть послевкусие, аромат», – поясняет начальник производственной лаборатории Инга Транькова.

Рецепт первого в стране фруктового вина разрабатывали на самом предприятии. Говорят: все натуральное, сырье отечественное.

«Это у нас и вишня, и черная смородина, рябина, каждый купаж индивидуальный», – отмечает ведущий технолог винодельческого завода Светлана Шляхтова.

Всех секретов виноделия на предприятии не разглашают, но технология такова: в сок добавляют сахар, дрожжи и отправляют в бочки. Через пару недель вся эта смесь превращается в виноматериал, из которого после купажирования получается вино. Его и разливают в бутылки.

В дегустационном зале – весь ассортимент. Этикетки на французский манер. На вид – Бордо. Но внутри те самые «революционные» чернила.

«Новое плодовое» уже оценили потребители. В магазины отправили несколько первых партий товара.

«К этой группе продукции хотим привлечь внимание покупателей, которые ранее употребляли 18-градусные вина. Потому что эта цена, которая соответствует их уровню дохода. И крепость меньше. То есть ту политику, которую ведет государство в отношении снижения алкоголизация населения, это будет то, что надо», – говорит ведущий экономист винодельческого предприятия Инесса Евсеенко.

Жители деревни Хальч, что под Гомелем, вкусовые особенности плодового улучшенного вина оценить еще не успели. Да и не особо хотят. Говорят – от спиртного только беды. Долгие годы здесь пытаются побороть пьянство.

Будний день, а в местном магазине очередь за горячительным. На прилавках широкий ассортимент. Здесь и водка, и коньяк. Но, как правило, берут не то, что лучше, а что дешевле.

«Пиво большим спросом пользуется. Вино. Потому что денег не хватает людям на большее. Потому что водка дорогая», – говорит продавец Мария.

Предупреждения на работе, советы и беседы, бесплатное кодирование, лечебно-трудовой профилакторий – что только ни делают местные власти, а мужики все равно заглядывают в бутылку.

«Что касается пьянства – это бич для всех. Многие не поддаются. Совершают административные правонарушения, преступления», – поясняет начальник отделения правопорядка и профилактики Ветковского РОВД Александр Пасечнюк.

Отучить от пагубной привычки удалось только пятерых – на все село. Петрович – один из них. Говорит, его не заставляли. Он сам пришел и закодировался: «Уже два года не пью. И чувствую себя отлично. Раньше пил все – одеколон, парфюмерию, стеклоочиститель, «чернила», бражку». А вот брата Петровича убедить не получается. Доводы участкового Василий не воспринимает. Да и алкоголиком себя не считает.

Ситуация с потреблением алкоголя в Беларуси на протяжении последних лет остается достаточно напряженной. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2014 год, в стране один взрослый человек выпивал почти 10,5 литров чистого спирта в год. По экспертным оценкам, алкоголь уважает каждый десятый гражданин.

Государство не раз пыталось исправить ситуацию. Было все: и агитировали, и запрещали. Но привычка сильнее запретов.

Емельяна Бобкова в деревне знают все. Он не просто популярный здесь гармонист. Но и местная гордость. В свои 80 ведет здоровый образ жизни. Не курит, а главное – не пьет.

Местные жители часто спрашивают. Как так получается – не иметь вредных привычек? На такой вопрос – ответ простой.

«Понимаете, это кинуть никто не поможет. А тут только сила воли своя, подумать, что я делаю», – говорит житель деревни Хальч Емельян Бобков.

А еще, добавляет дед Емельян, нужно обязательно найти любимое дело. Тогда и желания выпить не будет вовсе. Хотя по праздникам да бокал хорошего вина – это, пожалуй, можно.

Alexander Kohnen, сомелье Gerolsteiner

Александр Конен, сомелье Gerolsteiner, делится своими знаниями о том, как правильно употреблять вместе вино и воду, для чего это делается на протяжении многих веков и в каких пропорциях сочетать разные вина с минеральной водой.

Традиция разбавлять вино водой уходит корнями в древние времена. C какой целью это делается сегодня?

Вино, разбавленное минеральной водой, отлично утоляет жажду без потери вкусовых качеств. С точки зрения здоровья такой напиток менее вреден. Вино, разбавленное минеральной водой, благоприятно сказывается на работе желудка. Стоит отметить, что разбавленное вино, в первую очередь, пьют больше в винодельческих регионах.

Каким образом минеральный и химический состав воды влияет на вкус и аромат вина?

Минералы не изменяют аромат вина. А вот вкус – да. Каждая минеральная вода содержит минералы натрия и хлорида. Эта комбинация необходима человеку. Как известно, соль усиливает вкус. Таким образом, чем выше содержание натрия и хлорида в минеральной воде, тем интенсивнее вкус воды. Например, из-за хлорида натрия белое вино покажется более кислым, в то время как красное – более горьким. Минералы также влияют и на вкус пищи и напитков, употребляемых позже.

Как правильно пить вино с водой?

Используемое вино должно иметь определенный стандарт качества. Если взять дешевое вино и добавить минеральную воду, то напиток не станет лучше. В то же время, нет смысла использовать высококачественные вина, чтобы сделать винный шпритцер.

Вино особенно освежает в жаркие дни. Лучше всего использовать сухие или полусладкие белые вина в сочетании с минеральной водой Gerolsteiner.

В настоящее время существует тенденция в пользу употребления розового вина, которое выделяется прекрасным розовым оттенком и летним ароматом ягод. Использовать рекомендую любое розовое вино с фруктовым ароматом.

С другой стороны, подойдет и красное вино: диоксид углерода может повысить горечь и танины в вине. Поэтому следует выбирать вина, которые не обладают особенно высоким уровнем танинов. Хорошими рекомендациями для этого являются Пино Нуар, Божоле, Дольчетто, Дорнфельдер и Карменер.

В каких пропорциях стоит разбавлять вино и какой эффект при этом достигается?

Белые вина должны состоять из примерно равного количества белого вина и сильно газированной минеральной воды. Однако если вы предпочитаете более насыщенный вкус, следует использовать от 55 до 60% вина. С другой стороны, разбавленное вино особенно хорошо утоляет жажду. Для достижения этой цели должно быть не более 10% вина. Так можно выпить больше, не потеряв при этом вкуса вина.

Всё-таки вкус – это субъективное ощущение! Минеральная вода, содержащая углекислый газ, а также сбалансированный уровень минералов, усилит кислотность в вине. Минеральная вода с природной газацией вулканического происхождения является идеальной добавкой для вин, которые содержат низкий уровень кислотности. Это относится к винам, производящимся из следующих сортов винограда: Шардоне, Пино Гри или Семильон. Таким образом, бокал газированной воды, например, воды Gerolsteiner, добываемой в регионе «Вулканический Айфель» в Германии, прекрасно освежит вино и добавит ему кислинку.

Расскажите, как выбрать идеально подходящую к вину воду? Какими характеристиками стоит руководствоваться?

Как сухие, так и полусладкие белые вина лучше всего сочетаются с газированной водой. Углекислый газ придает вину освежающий вкус, а интенсивность винной кислоты усиливается.

С другой стороны, вода без углекислого газа, как правило, менее подходит, так как она снижает кислотность вина и делает его вкус довольно тусклым. Поэтому мы рекомендуем использовать Gerolsteiner Naturell только в том случае, если Вы особенно чувствительны к «кислинке» или если ваше вино с очень высоким уровнем кислотности.

В минеральной воде Gerolsteiner Sparkling хорошо сбалансированный состав, с оптимальным содержанием минеральных веществ и высоким содержанием углекислого газа. Крошечные пузырьки углекислого газа нежно лопаются, обволакивая язык и мягко стимулируя вкусовые рецепторы. В результате получается приятный на вкус напиток, который утоляет жажду.

Важна ли температура вина и воды? Можно ли бросить кубики льда в бокал вина?

Винный шпритцер является идеальным средством для утоления жажды. По этой причине этим напитком очень часто пользуются в жаркие летние дни. Вино стоит пить охлажденным при температуре около 8°С и, если возможно, следует использовать кубики льда.

Танины — группа фенольных соединений растительного происхождения. Танины обладают дубильными свойствами и характерным вяжущим вкусом.

«И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:23-25).

Не только пьющие люди, но и многие христиане, известные теологи и проповедники, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания, оправдывают умеренное употребление алкогольных напитков (в данном случае вина). Не ради суетных споров, а ради установления истины, мы хотим рассмотреть различные, противоречивые аспекты, связанные с этим вопросом.

Утверждают, что Христос на свадебном пиру в Кане Галилейской произвел броженое вино, и такое же вино дал пить Своим ученикам на последней Вечере.

Норман Л. Гейслер, например, заявляет, что Иисус «сделал вино, которое люди, присутствовавшие на свадебном пиру в Кане Галилейской, отведав, нашли лучшим, чем вино, которое они пили перед этим. Несомненно, они не могли бы сказать это, если бы оно по вкусу было для них хуже.

В действительности в Ин. 2:9, 10 оно названо «вином» («ойнос») и «хорошим вином» («калон ойнон»). Эти же самые слова употребляются для описания броженого вина везде, в Новом Завете» (Норман Л. Гейслер, «Христианская перспектива в употреблении вина», журнал «Священная библиотека», январь-март 1982, стр. 49).

Кеннет Л. Гентри тоже придерживается подобной точки зрения: «Прежде всем нам следует вспомнить, что Господь и Его апостолы употребляли (броженое) вино, вопреки факту, что греховные люди предаются этому к их собственному ущербу и деградации» ( Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», Гранд Рапидс, 1986 г. стр.108).

Популярный взгляд, что «Иисус не был трезвенником», но умеренным потребителем броженого вина, и «чудесным образом произвел» высококачественное (алкогольное) вино в Кане (Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», стр.50), и установил Вечерю с алкогольным вином (там же, стр.54), — этот взгляд, несомненно, повлиял на употребление спиртных напитков христианами различных деноминаций, а подчас и на злоупотребление ими. С одной стороны, если Сам Христос превратил воду в вино, употреблял и рекомендовал броженое вино, что может быть существенно греховного в умеренном употреблении данного алкогольного напитка для возрожденных христиан?! А с другой стороны, оно может привести к пьянству даже возрожденных христиан, попавших в кабалу дьяволу. И в Библии мы находим много примеров, предостерегающих нас от пьянства. В Послании Коринфянам Павел упрекает христиан Коринфской церкви в злоупотребления вином на вечерях, так что «иной упивается» (1 Кор. 11:20-21). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (6:9-10). Далее Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12). Будем ли искушать других, искушаемые дьяволом? «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство…» (Гал. 5:19-21). Но христиане живут не по плоти, а по духу. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Станем ли пить вино, вводя в соблазн слабых братьев, или воздержимся? Также и «епископ доложен быть непорочен, одной жены муж, трезв (то есть чист умом и воздержан плотью), целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца… (1 Тим. 3:2-3).

Если мы спасены, то зачем предостерегают нас Писания от пьянства? А затем, что «если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20). Рожденные свыше, дети Божии не «оскоплены» от греховных побуждений «воюющих в членах» (Иак. 4:1) смертного тела нашего (Римл. 7:23). А потому, как бы не были духовно сильными, должны быть «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). Итак, не будем заблуждаться, но будем бодрстовать, трезвиться умом и воздерживаться плотью, чтобы противник наш — диавол не усыпил нас и не поглотил грехом. (1 Пет. 5:8).

Для сторонников умеренного употребления алкогольных напитков чудесное превращение воды в вино Христом на брачном пире в Кане Галилейской является главным доказательством того, что Иисус одобрял употребление броженого вина. Они считают, что если Иисус чудесным образом сделал от 450 до 600 литров высококачественного алкогольного вина для брачной четы и гостей в Кане, то это означает, что Он одобрил его употребление в умеренном количестве.

Уверенность, что вино, созданное Христом в Кане, было алкогольным, строится на следующих предположениях. Во-первых, некоторые исследователи Библии считают, что слово «ойнос» («вино») означает только «перебродивший виноградный сок, то есть вино». И полагают, что если одно и то же слово «ойнос» («вино») употребляется для обозначения вина, которого «недоставало» (Ин. 2:3), и для — вина, которое сделал Иисус (2:9-10), то оба этих напитка должны быть алкогольными. Во-вторых, утверждают, что иудеи не знали, как предохранить виноградный сок от брожения, и, учитывая, что брачный пир происходил до приближающейся Пасхи (2:13), то есть через шесть месяцев после сбора винограда, уже прошло достаточно времени для брожения виноградного сока и превращения его в вино. И слова распорядителя брачного пира, относящиеся к вину, претворенному из воды Христом, которое распорядитель оценил как «хорошее вино», означают именно «алкогольный напиток». В-третьих, предполагают, что выражение «когда напьются» (2:10), употребленное распорядителем брачного пира, обозначает, что гости уже находились в состоянии опьянения, ибо они употребляли настоящее вино. Следовательно, вино, которое сделал Иисус, могло быть только настоящим броженым вином.

Давайте рассмотрим всегдали ли в Библии греческое слово «ойнос» («oinos») означает «переброженный виноградный сок» («вино»). Оно встечается не тольтко в Библейских текстах, но и в дошедших до нашис работах древнегреческих философов и риторов.

Плиний (24-79 гг. по Р.Х.) писал: «Изобретены бесчисленные виды искусственного вина… все они применяются для медицинских целей… Вина наиболее полезны («утилиссимум»), когда вся их сила (алколголь) устраняется посредством фильтрации». Под «фильтрацией» понималась главным образом кипячение с последующим процеживанием (Плиний. Естественная история 14, 18).

Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику «ради желудка» и «частых» «недугов» (1 Тим. 5:23) и предупреждал: «храни себя чистым» (5:22).

Греческое слово «ойнос», по меньшей мере, встречается 33 раза в Септуагинте и имеет два эквивалента в еврейского языке: «айин» и «тирош». Слово «айин» в переводе на русский язык означает «перебродившее вино», а также «виноградный сок, свежевыжатый или начинающий бродить». А — «тирош» — «сок винограда» или «отжатый сок» и, в зависимости от контекста, может переводиться как «броженый виноградный сок» («вино») и как «непереброженный виноградный сок». Таким образом, термин «ойнос», обозначающий вино, сотворенное Христом в Кане, не дает полного основания утверждать, что это было броженое вино. Так как «ойнос» является «общим термином, который может включать все виды напитков» (Ричард Джебб (1841-1905), шотландский филолог-классик). Джорж Аббот (1562-1633), архиепископ Кентерберийский (1611), один из переводчиков Библии на английский язык писал: «Вполне ясно, что слово «вино» не обязательно подразумевает броженое вино. Оно обозначает только изготовление вина» («Словарь религиозного знания»). И хотя в большинстве случаев в русском переводе Библии «тирош» переводится как «вино», это слово может обозначать и безалкогольный напиток. Например, У Осии: «Блуд, вино («айин») и напитки («тирош») завладели сердцем их» (Ос. 4:11). Много раз в Ветхом Завете упоминается о питии виноградного сока «тирош», но в русском переводе означенного как «вино», хотя в контексте речь идет о напитке. У Иеримии читаем: «Матерям своим говорят они (дети, умирающие от голода): «гле хлеб и вино («тирош»)?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:12). На страницах Библии мы всречаем много похвал вину, но и гораздо больше порицаний. Вино никогда не было опьяняющим напитком, когда его пили с ритуальной целью на праздниках и при жертвоприношениях, где на одного участника, а число участников трапезы было 10-12 человек, приходилось от 70 до 90 гр. вина в день, и при этом «мясо мирной жертвы бюлагодарности» должна была быть съедена «в день приношеня», а мясо жертвы по обету — «и на другой день» (Лев. 7:15-17). «…При заколаемой жертве на каждого агнца», приносилась четвертая часть гина м вина, на овна — третья часть гина, на вола — полгина (Числ. 15:5-10). Если учесть, что гин приблизительно равен 3 литрам 660 граммам, то на агнца приносилось 915 грамм, на овна — 1 литр 220 грамм, на вола — 1 литр 830 грамм. И на пасху, когда вкушали пасхального агнца, от вина, разлитого от 2 до 5 чаш на 4-6 перепадало на одного участника трапезы от 70 до 90 грамм.

В харектеристике вина, созданного Христом, используется термин «тон калон» — «хорошее» вино. Это слово подчеркивает, что вино, сотворенное Иисусом не тождественно вину, которое пили гости.

Утверждение, что в весеннее время невозможно было снабдить брачный пир виноградным соком — шесть месяцев спустя после сбора винограда, так как в то время не была известна технология для сохранения виноградного сока в непереброженном состоянии устраняется множеством свидетельств из римского и еврейского быта Новозаветного времени, где самые лучшие вина были те, в которых алкогольная сила устранялась кипячением или фильтрацией. Плутарх писал, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти» (Плутарх, «Симпозиак» 8,7). Ссылаясь на древних авторов, богослов Альберт Барнес пишет: «Плиний, Плутарх и Гораций, описывая вино как «хорошее» или как «самое лучшее», имели в виду вино, которое было безвредное и невинное — покулис вини инноцентис. Наиболее полезное вино — утилиссимум винум — которое имело мало силы; и наиболее здоровое — салуберримум винум, которое не было приправлено дополнением чего-либо к мусту или соку. Плиний выразительно сказал, что «хорошее вино» — это вино, лишенное спирта». Поэтому нельзя предполагать, что «хорошее вино» было сильнее другого, вероятно, оно было слабым. Несомненно, это могло быть самое лучшее вино. Это вино повсюду употребляли в Палестине. Это был чистый виноградный сок. Это не было коньячное вино; это не было наркотическое вино; это не было вино, составленное из различных веществ, такоевино, как мы пьем в нашей стране. Общераспространенное вино, которое пили в Палестине, был просто виноградный сок».

Вино, которое сделал Христос, было высокого качества, не из-за его алкогольного содержания, а из-за того, что оно было «новым вином, только что созданным! Это не было старое, разлагающееся вино, каким бы оно должно быть, если бы было опьяняющим. Там не было времени для процесса брожения, чтобы превращать структуру его энергоспасителя — сахара и превращать в элементы алкоголя. Таким образом, было создано представление о его славе, чтобы соответствующим образом служить самому первому из Его великих чудес (Ин.2:11)» (Генри М. Моррис «Библия имеет ответ» 1971 г, стр.163).

Также и доктор Р. А. Торрей (1856-1928), евангелист и учитель Библии писал: «Нет никакого намека на то, что вино созданное Христом, было опьяняющим. Это было свежее вино. Новое вино никогда не пьянит. Вино не является опьяняющим до тех пор, пока через некоторое время не начнется процесс брожения. Брожение – это процесс разложения. Нет ни единого намека на то, что наш Господь произвел алкоголь, который является продуктом разложения и смерти. Он произвел живое вино, не подвергшееся пагубному влиянию брожения».

Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение».

И хотя свидетельства раввинов о природе вина — не единодушны, Раввин Исидор Коплович заявил: «Воистину некоторые доктора Талмуда разрешили, увы, даже рекомендовали умеренное употребление вина. Но в равной степени многие раввины Талмуда в самых энергичных словах осудили употребление вина и крепких напитков. Некоторые раввины даже приписали вину падение Израиля» («О вине и крепких напитках», Детройт, 1923 г, стр.7). раввинами, в котором сказано: «Когда вино входит в систему личности — уходит здравый смысл, где бы только ни появлялось вино — нет понимания» (Мидраш Раббах Носсо).

В силу осознания вредного влияния алкогольного вина объясняет некоторые раввины рекомендуют употребление кипяченого вина. О таком вине в Мишне сказано: «Раввин Ехуда разрешил его (кипяченое вино как приношение), ибо кипячение улучшает его качество» («Энциклопедия библейской литературы Джона Китто» 1845 г, статья «Вино» т.2, 951 стр.). Такое вино, как отмечает «Энциклопедии библейской литературы Джона Китто» было оценено иудеями как самое богатое и наилучшее вино. Талмуд подчеркивает, что употребление алкогольных напитков для играющих на музыкальных инструментах во время брачных торжеств было воспрещено. (Сотах 48а; также Мишна Сотах 9,11). Мы можем сделать вывод, что вино, созданное Христом, было описано как «хорошее вино» из-за того, что оно не было опьяняющим.

Упоминание о вине есть во всех культурах, народах и цивилизациях. Впервые вино, как считают многие, упоминается именно в Библии . Но, некоторые учёные выдвигают гипотезу, что жители Месопотамии выращивали виноград за тысячу лет до библейских событий.

По мнению многих исследователей вино впервые появилось именно на территории востока, а затем с помощью мореплавателей разошлось по всему миру. Можно сказать, что во всех древних цивилизациях присутствовал бог вина. В Древнем Риме это был Бахус, в Греции – Дионис, а в Египте – Шаи.

Виноград присутствовал и рос во всех уголках мира. Но всё таки, встаёт вопрос «Где именно появилось само вино как напиток?». Касательно этого существует множество мифов, легенд и гипотез. Одни говорят, что вино впервые стали изготовлять десятки тысяч лет назад, в эпоху финального палеолита (12000 лет д.н.э.), другие утверждают, что вино появилось гораздо позднее, а именно в древнем мире – начиная с железного века (1200 лет д.н.э.).

Не существует доказанных исторических фактов, где и когда на нашей планете впервые появился алкогольный напиток под названием вино. Однако каждая страна, где выращивают винные сорта винограда, борется за право считаться его родиной. Более того, каждый народ находит подтверждения тому, что именно на его территории начиналась история вина. Так давайте немного посмотрим на гипотезы историков современности, а также на саму историю вина.

Считается, что древнегреческая цивилизация берёт своё начало приблизительно в 3000 году до нашей эры, на острове Крит, где возникла минойская цивилизация. От неё то и распространились греческие колонии на материке. И если верить древнегреческой легенде, то первый кто познакомил человечество с виноградной лозой, был простой пастух по имени Эстафилос. Это он принес хозяину случайно найденный в горах виноград. Приготовленный из ягод сок, оставленный на несколько дней, забродил. Так человечество познакомилось с самым популярным алкогольным напитком – вином.

Каждый исторический период развития человеческой цивилизации так или иначе связан с самым древним на Земле алкогольным напитком. Существует мнение, что в Древнем Египте искусство виноделия существовало уже в 3000 году д.н.э. Сохранились письменные документы и свидетельства, подтверждающие, что вино в Египте производилось в больших количествах.

Таким образом, есть все основания считать древнее государство Египет, родиной вина. Еще одним доказательством этой гипотезы служат древние барельефы, на которых изображен процесс сбора винограда. В основном оно использовалось при отправлении религиозных обрядов. В качестве праздничного напитка вино было доступно только для высших слоев общества. Исторические факты говорят о том, что сама царица Клеопатра (69 г.д.н.э. – 30 г.д.н.э.) была большой поклонницей виноградных вин.

Согласно мифологии древних греков олимпийским богом, который владел мастерством виноделия, являлся Дионис. Также он известен под именами Вакх и Бахус. Именно ему эллины посвящали веселые пиры, которые назывались вакханалии.

Производства алкогольного напитка уже в то время регулировалось на уровне государства. На глиняных сосудах с вином, производитель обязательно должен был указывать где, кем и когда был произведен напиток. Кроме того, была введена первая в истории классификация напитка по цвету и вкусу.

Сосуды, в которых вино проходило процесс брожения, предварительно окуривались серой. Выдерживался напиток от полугода до десяти лет. После чего разливался по амфорам. Зачастую в него добавлялись орехи, изюм, мед и даже оливковое масло. Консистенция древнегреческого вина была очень густой, поэтому перед употреблением его обычно разводили водой.

Жители современного Ирана ни за что не согласятся признать родиной вина своих египетских соседей по региону. Они уверены, что этот древнейший алкогольный напиток появился именно на территории Персии (Персия – государство берущее своё начало с VI века до н.э.).

Существует легенда, по которой один из персидских царей, отдыхая в тени шатра, увидел, как змея пытается поймать и съесть красивую птицу. Царь повелел своей страже убить рептилию. Тогда благодарная птица спустилась к ногам царя и раскрыла клюв, откуда на землю упали несколько невзрачных зерен. Это было воспринято как знак и дар богов. Зерно было решено посадить в плодородную почву и аккуратно возделывать.

Прошло время и на месте посадки появилось растение, которое оказалось виноградной лозой. Когда созрели вкусные ягоды, из них для царя изготовили освежающий сок. Однажды по недосмотру слуги освежающий напиток был забыт на солнце. Он забродил. В гневе царь повелел убрать испорченный сок со своего стола.

В это время одна из любимых наложниц царя, которая была больна страшным недугом, решила свести счеты с жизнью. Считая, что прокисший сок стал ядом, девушка выпила его. Каково же было удивление окружающих, когда она не умерла, а спокойно заснула. Проснувшись через несколько дней она поняла, что совершенно здорова. С тех пор вино на Востоке стало использоваться в качестве лекарства.

Основы винодельческой технологии римляне переняли у древних греков (возникновение римского народа уходит корнями в VI век до н.э.). С течением времени римские виноделы внесли свои коррективы в этот процесс. Считается, что именно римляне стали первыми использовать дубовые бочки для выдержки вина. Они же первыми стали вывозить произведенный алкоголь в другие государства. Именно так римские вина распространились по всей обитаемой ойкумене. Они поставлялись даже в Индию и Скандинавию.

Кроме внесения изменений в технологический процесс, виноделы Древнего Рима стали по-новому выращивать виноградную лозу. Они стали проводить дренаж почвы и подвязывать виноградные лозы. Такие нововведения значительно улучшали качество урожая, а значит, и самого алкогольного напитка.

На развитие виноделия в период средневековья (500 г.н.э. – 1500 г.н.э.) наибольшее влияние оказали развитие мореходства и усиление роли христианской церкви. В этот исторический период лучшие вина в Европе делали монахи различных католических орденов. Многие монастыри возделывали огромные виноградники и производили спиртное в больших количествах. Ежедневное употребление вина монахами было нормой для того времени. Оно считалось единственным послаблением в суровой аскезе и неусыпном служении Господу Богу.

В Средневековье технология изготовления вин окончательно сложилась. Следует сказать, что и в наши дни все ее процессы фактически остались неизменными. Спасибо за это следует сказать всё тем же монахам.

Таким образом, в монастырях стали использовать схему приготовления вина, дошедшую до наших дней. В большие деревянные бочки заливался виноградный сок, в них же происходил процесс брожения, выдержки и транспортировки алкогольного напитка.

Первоначально всё вино, которое производилось во Франции, Испании и Италии, употребляли жители этих стран. С течением времени активным импортёром вина становится Англия. Чай в этот период ещё был незнаком жителям Туманного Альбиона (англичане познакомились с чаем лишь в XVI веке).

Вино на столе в английских семьях подавалось ежедневно, не реже двух раз. Для того чтобы при транспортировке вино не портилось, производители стали изготавливать более крепкий продукт. Именно так появился процесс крепления вин.

В России история благородного напитка началась с воцарением на Российском престоле Петра Первого (1672-1725). Первый русский Император привез из путешествий по Европе саженцы виноградной лозы. По его приказу на юге России были разбиты первые виноградники. Кроме того, были внедрены европейские традиции производства вина. На сегодняшний день, на территории современной России существует несколько регионов, в которых чрезвычайно развито виноделие.

История виноделия продолжает писаться и в наше время. На Земле становиться все больше регионов, где выращивают отличные винные сорта винограда. Производители продолжают совершенствовать производственный процесс, в котором используются последние достижения науки.

В то же время изготовление вина производится с соблюдением классических канонов, которым уже исполнилось несколько веков. Сегодня торговля благородным алкоголем является для многих стран одной из самых доходных статей пополнения бюджета. Ежедневно на нашей планете производится более семидесяти миллионов гектолитров различных сортов вин (*Источник: http://alko-planeta.ru/vino/obshhie-voprosy/istoriya-vina.html; http://aalcogol.org/information/vine/21-istoriya-vina.html).

Смесь нескольких сортов винограда, как правило, обладает значительно более разнообразным вкусо-ароматическим комплексом.
Когда смешиваются несколько сортов, винодел может управлять звучанием будущего напитка.

Про купаж.

Купаж (Blend) – смесь нескольких сортов винограда. Используется в виноделии для того, чтобы сделать более богатым и насыщенным вкус, текстуру и аромат вина.
Основная цель купажирования состоит в том, чтобы объединить различные качества нескольких сортов, сбалансировать их между собой.
Почти все сорта красного и белого винограда могут использоваться для купажирования. Существует практика смешивания не только белых сортов с белыми, а красных с красными, но и белых сортов с красными.
Наиболее известным примером подобного купажа считается Кот-Роти ( Côte-Rôtie) из долины французской реки Роны. При производстве этого вина смешивают красный сорт Сира и белый сорт Вионье (Viognier)

Часть купажей пришла из глубины веков, их передавали из поколения в поколение.
Иные – получились в результате творческих экспериментов, целью которых был поиск новых вкусов и ароматов. Тех, что отсутствовали на рынке.

Винтажные купажи (vintage wine blends).
Под этим термином подразумевается сочетание нескольких сортов винограда, которые собраны в течение одного и того же года. Например, если в одном напитке присутствуют Каберне и Мерло одного и того же года. Или целый набор из 13 сортов, все из которых относятся к одному и тому же году (это я имею в виду Шатонеф дю Пап).

Безвинтажные купажи (non-vintage blends).

Некоторые вина ( например, портвейны и шампанское) создаются из урожаев разных лет. Основной задачей виноделов являются баланс ароматов, танинов и иных вкусовых характеристик. Подобные купажи как правило маркируются литерами NV (non-vintage, безвинтажный), кроме того, на подобных напитках отсутствует маркировка, указывающая год сбора урожая.
Как говорилось выше, данная практика характерна для производителей игристых вин и портвейнов, но создании тихих вин этой методикой тоже не пренебрегают.

Купажи различных сортов винограда

  • Супертоскана
    Термин «super tuscans” (супертосканские вина) появился в 1970е, когда итальянские виноделы решили создать новый вид красного вина, но столкнулись с жёстким государственным регулированием, в соответствии с которым их новые напитки не могли получить категории DOCG.
    Это не остановило производителей. Они собрали в единый купаж сорта, которые не предполагал ни один государственный стандарт :
    -) Каберне Совиньон
    -) Каберне фран
    -) Санджовезе
    -) Сира
    -) Мерло
    -) Пти Вердо

В итоге получился купаж (и, соответственно, напитки) высочайшего качества с исключительными характеристиками; но вот проблема – супертосканские вина могли быть классифицированы лишь как самые обычные столовые вина, поскольку итальянские «ГОСТы” подобной импровизации предположить не могли.
Ситуация в регулировании длительное время не менялась: новые купажи получали статус столовых вин, но по характеристикам превосходили большинство вин категории DOC и DOCG.
Проблема была частично разрешена после появления категории IGT («местные вина”), а в первом десятилетии отдельные производители «супертоскан” наконец-то начали получать для своих вин категории DOC и DOCG.

  • Купаж «Бордо” (Bordeaux)
    Во Франции название Бордо имеет право носить лишь вино, в котором в различных пропорциях содержатся комбинации следующих сортов винограда:
    -) Каберне Совиньон,
    -) Мерло,
    -) Мальбек,
    -) Пти Вердо,
    -) Карменер,
    -) Каберне Фран.
    Если в производстве используется любой другой сорт, то купаж не может носить название Бордо.
    Как правило, виноделы выбирают два-три сорта. Очень редко (почти никогда) в купаж включены все шесть.
    Если купаж из сортов, которые указаны выше, делают за пределами провинции Бордо, то он получает название «Меритаж” (Meritage).
  • Купаж «Меритаж”
    Сам термин является производным двух английских слов: merit (заслуга) и heritage (наследие). Слово появилось в результате творчества американских винных маркетологов, которые таким образом сформировали целую категорию вин, по качеству не уступающую Бордо.
    Меритаж – родом из виноградников США. Требования весьма строгие:
    1) производитель имеет право производить не более 25000 ящиков этого купажа;
    2) вино должно быть лучшим напитком производителя;
    3) производитель должен получить разрешение от Ассоциации производителей меритажных вин для использования термина на этикетке.
    Еще раз повторюсь: меритажный купаж – это классический французский рецепт, приготовленный на американской винодельческой кухне.
  • Ронские купажи (Rhône-Style Blends)

Французские «ронские купажи” могут соединять до 15 сортов винограда. Кроме того, в купажах такого типа могут быть смешаны как белые, так и красные сорта.
В основе купажей – сорта Гренаш, Сира, Мурведр (Mourvèdre), Сенсо (Cinsault) и Вионье (Viognier).
Регион делится на субрегионы, в которых существуют свои купажи. Так к купажам ронского типа относятся:
-) Шатонеф-дю-Пап (Châteauneuf-du-Pape) – купаж, основанный на сорте Гренаш, с целым букетом других сортов;
-) Кот дю Рон (Côtes du Rhône) – вина, характерной особенностью которых является сочетание белых и красных сортов.
-) Кот-Роти (Côte-Rôtie) – смесь ароматного Вионье и пряного Сира.

Естественно, перечень далеко не исчерпывает все, что придумали или могут придумать виноделы. Особенно к экспериментам склонны производители Нового Света: они пробуют новые комбинации сортов в сочетании с самыми передовыми технологиями.

Одним словом, если вы в приличном винном магазине, и вам хочется интриги, обратитесь к консультанту (обязательно хорошему), пусть он вас удивит.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *