Биография

Советский актер театра и кино, режиссер, народный артист РСФСР. Один из основателей театра ‘Современник’.

Родился Сергачёв на станции Борзя в Читинской области (территория нынешнего Забакайльского края); родители его были рабочими. Успешно окончив школу, Сергачёв поступил в школу-студию при МХАТ, на курс Павла Владимировича Массальского; проучился он там до 1956-го. После окончания школы-студии Сергачёв устроился в Центральный театр Советской Армии; впрочем, задержался он там лишь сезон. Уже через год Сергачёв ушел из театра и вместе с Олегом Ефремовым основал театр ‘Современник’.

На сцене театра ‘Современник’ Ефремов, Сергачев и их товарищи – Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша – пытались восстановить нормы и идеалы классического МХАТа.

В 1971-м Ефремов ушел из ‘Современника’; в последнем его спектакле – новой версии чеховской ‘Чайки’ – в некоторой степени отразился целый ряд внутритеатральных конфликтов. После ухода Ефремова театр некоторое время находился в довольно шатком положении; многие критики предрекали ему практически гарантированное закрытие.

Жена Виктора Сергачева рассказала подробности внезапной смерти актера

Прогнозы не сбылись – в 1972-м во главе театра встала Галина Волчек, после чего у ‘Современника’ буквально открылось второе дыхание.

Сергачёв работал в ‘Современнике’ до 1971-го; за это время он успел сыграть в целом ряде крупных спектаклей – вроде ‘Сирано де Бержерак’, ‘На дне’, ‘Голый король’ и ‘Декабристы’ – и попробовать себя в качестве режиссера.

В 1971-м Виктор Николаевич перебрался из ‘Современника’ во МХАТ имени Горького; там он некоторое время занимался исключительно актерской деятельностью. Список пьес, в которых сыграл Сергачёв, пополнился еще целым рядом довольно известных названий – вроде ‘Горе от ума’, ‘Борис Годунов’, ‘Чайка’, ‘Дядя Ваня’, ‘Белая гвардия’. Первый свой спектакль – ‘Преступление и наказание’ – на сцене МХАТа Сергачёв поставил лишь в 1996-м. Кстати, в собственном спектакле Виктор Николаевич сыграл сразу две роли – автора и Порфирия Порфирьевича.

На киноэкране Сергачёв дебютировал еще в бытность свою студентом школы-студии МХАТ, в 1954-м; именно тогда ему довелось сыграть эпизодическую роль в фильме ‘Кортик’. После дебюта Виктор Николаевич долгое время не возвращался в кино; действительно активно сниматься Сергачёв начал лишь в 1962-м. В 1973-м актеру довелось вновь сыграть в фильме ‘Кортик’ – трехсерийной телевизионной экранизации уже знакомой Сергачёву повести Анатолия Рыбакова.

Изначально Виктору Николаевичу доставались роли малозначительные; первую крупную роль он получил лишь в 1987-м. В общей сложности за свою кинокарьеру Сергачёв сыграл больше 80 ролей; особенно следует упомянуть его работы в ‘Три тополя на Плющихе’, ‘Эта весёлая планета’, ‘Мертвые души’, ‘Три толстяка’, ‘Человек-невидимка’ и ‘Троцкий’.

Звание Заслуженного артиста РСФРС Сергачёв получил в 1970-м; в 1989-м ему дали звание Народного артиста РСФСР. 23 октября 1998-го Сергачёв получил за свою плодотворную деятельность на театральной ниве Орден Дружбы; 13 февраля 2006-го ему вручили Орден Почёта – за всю ту же плодотворную деятельность и многочисленные заслуги в области культуры и искусства.

26-го февраля 2013-го Виктор Николаевич Сергачёв скончался в НИИ имени Склифосовского; причиной смерти стал разрыв аорты. Вдова артиста рассказывала, что Виктор Николаевич много курил и страдал от проблем с сосудами; произошедшее, однако, стало для неё и для двух дочерей Сергачёва – Ольги и Веры – настоящим шоком. На момент смерти Сергачёву было 79 лет.

СЕРГАЧЕВ
Виктор Николаевич

24.11.1934, станция Борзя Читинской обл. — 26.02.2013

Народный артист России (1989)

Детство

Сергачев Виктор Николаевич родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя Читинской области в простой рабочей семье. Учился в обычной школе, учился хорошо, был обыкновенным мальчишкой: летом гонял в футбол, зимой бегал на коньках. Много читал и… мечтал о сцене…

Окончив школу, Виктор Сергачев поехал в Москву и с первого раза успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен Школу-студию при MXAT.

Театр

В 1956 году, по окончании Школы-студии МХАТ, Виктор Сергачев был принят в Центральный театр Советской армии, где прослужил лишь один сезон, так как его перетянул к себе Олег Ефремов.

Почти весь творческий путь Виктора Сергачева в театре связан с именем Олега Ефремова, а значит, с Современником и Художественным театром. Их было шестеро: тех, кто придумал и создал театр «Современник». И среди них – Виктор Сергачев. Эта знаменитая шестерка набирала труппу, определяла репертуар, споря до хрипоты ночи напролет, принимала творческие решения. Все вместе они снялись в фильме «Строится мост», вместе отказались от почетных званий, вместе и растерялись после ухода Олега Ефремова.

Виктор Сергачев первым отправился вслед за Ефремовым во МХАТ. Остальные занялись собой. «Люди повзрослели или даже постарели, — рассказывал Виктор Сергачев. – У них поменялась жизненная программа. А когда актер озабочен жизнеустройством, творчество кончается. Это две вещи несовместные».

В «Современнике» Виктор Сергачев играл гениально. Ролями Олег Ефремов актера баловал. Виктор Сергачев переиграл весь чеховский репертуар театра: Медведенко в «Чайке», Телегина в «Дяде Ване», Фирса в «Вишневом саде». Часто зрители в зале наблюдали за безмолвным Виктором Сергачевым с большим интересом, чем за игрой главных героев. Эпизоды с Сергачевым остались в память на годы, а большие роли становились театральным событием и входили в историю.

Вдова Виктора Сергачёва: «Произошел разрыв аорты, так нам сказали врачи»

Таким был, например, Министр нежных чувств в незабываемом «Голом короле».

Как режиссер Виктор Сергачев проявил себя еще в «Современнике», во МХАТе вместе с Ефремовым и Герасимовым создал знаменитый спектакль «Старый Новый год». Много лет Виктор Сергачев трудился над постановкой «Преступления и наказания», поставил в 1996 году в собственной инсценировке, исполнив роли Автора и Порфирия Петровича.

В последние годы Виктор Сергачев играл небольшие роли, был занят всего в четырех спектаклях МХАТа, в том числе таких заметных, как «Белая гвардия» и «Кабала святош».

Кино

С тем, старым кино у Виктора Сергачева отношения сложились: его первая большая роль в кино – Пселдонимов в картине «Скверный анекдот». Все персонажи фильмы были необычными, но Пселдонимов выглядел совершенно нереальным. Тощий, горбоносый, угловатый, он производил странное впечатление.

Многие свои роли Виктор Сергачев доводил до абсурда, поэтому ему особенно удавались сказочные персонажи: Стихотворец в фильме «Иван да Марья» и Пугало в «Подарке Черного колдуна», или тот же инопланетянин Икс в новогодней музыкальной теленовелле «Эта веселая планета».

Виктор Сергачев убедительно играл в самых разных жанрах – комедиях, драмах, политических фарсах, детективах. А разве можно забыть его мерзавца Ефима Субботу из дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка».

С 1962 года Виктор Сергачев снимается в кино много и успешно. Стоит вспомнить всего немного фильмов с его участием: «Время, вперед!», «Три толстяка», «Три тополя на Плющихе», «Дворянское гнездо», «Карусель», «Мертвые души», «Человек-невидимка», «Разорванный круг», мюзикл «Бременские музыканты», видно сразу: перед нами гениальный актер.

Одной из наиболее ярких работ Виктора Сергачева в 90-е стала роль Троцкого в фильме «Троцкий». Этот фильм — история судьбы одной из самых заметных фигур в новейшей российской истории. У фильма «Троцкий» странная судьба. Он не был представлен на значительных фестивалях, кроме сочинского «Кинотавра». Фильм был окружён каким-то странным молчанием, может быть, судьба фильма напрямую связана с самой личностью Троцкого? Но ни после премьеры, ни после презентации в Доме Ханжонкова, ни после показа по телевидению не последовало никаких отзывов и рецензий.

Виктор Сергачев по-своему объяснял реакцию на фильм: «Я читал книгу Троцкого «Сталин», его монографии, смотрел много хроники, изучал биографию. И все чуть – чуть прояснилось насчет реакции на фильм. Дело в том, что одни зрители хотят видеть в Троцком монстра от революции, другие — революционного великого деятеля. Когда я снимался, то никоим образом не хотел играть отношение к этой роли — ни своё, ни чужое. Для меня судьба Троцкого была связана с той трагедией, с тем непримиримым историческим противоречием между великой теорией и кровавой стратегией её воплощения. Как у Пушкина – «Гений и злодейство несовместимы…» Для меня главной была человеческая, личная судьба Троцкого, его страдания за судьбу своих детей, которых он, в конце концов, погубил. После выхода фильма, ко мне подходили незнакомые люди и благодарили: «Спасибо Вам за Льва Давыдовича!»

Со временем Виктор Сергачев стал осторожен в выборе предлагаемых ролей, считая, что «новорусское» кино менее «доброжелательное». Тем не менее, и в новый, российский кинематограф ему удалось вписаться вполне органично, сыграв немало заметных ролей не только в полнометражных фильмах, но и в сериалах. Актер как то признался: «Мне вдруг стало интересно сниматься в кино, в сериалах, играть эпизоды. Я вспомнил фразу Станиславского: "Нет маленьких ролей, есть маленькие исполнители. Мне стали интересны герои, о которых толком ничего не сказано. Ты фантазируешь их биографию, и сам создаешь их мир, независимо ни от чего и ни от кого».

Семья

Виктор Сергачев был женат на болгарке по имени Ваня. Она филолог. Старшая дочь Сергачева, Ольга — медицинский работник. Младшая дочь, Вера, закончила режиссерское отделение ВГИКа.

Татьяна Новитчинская

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000;
Ирина Леонидова, «Не снимайте шинель»
Виктор Сергачев на сайте «Характерные актеры» http://www.actors.km.ru
Виктор Сергачев на сайте http://www.mxat.ru

Маргарита Сергеечева — биография, информация, личная жизнь

Маргарита Сергеечева

Маргарита Владимировна Сергеечева. Родилась 24 мая 1963 года в Новомосковске Днепропетровской области (УССР). Советская и российская актриса.

Маргарита Сергеечева родилась 24 мая 1963 года в Новомосковске Днепропетровской области (УССР) в семье военного врача.

Вскоре после ее рождения отца перевели в посёлок Стрельна Ленинградской области.

Впервые соприкоснулась с кино в семилетнем возрасте — как актриса озвучивания. В период 1970-1973 годов она озвучила три картины: немецкую «Мы покупаем пожарную машину», азербайджанскую «Я вырос у моря» и литовскую «Полуночник».

В 10 лет она попала на экран. Содействовал этому Ефим Копелян, с которым она познакомилась, когда была с мамой на спектакле Ленинградского Большого драматического театра. Копелян и привел девочку на «Ленфильм».

В 1973 году на экраны вышли четыре короткометражных детских фильма с ее участием — «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» (Рита), «Подзорная труба» (Алёнка), «Капитан» (Алёнка), «Где это видано, где это слыхано» (Лена Илютина). Все ленты — по рассказам Виктора Драгунского.

Маргарита Сергеечева в фильме "Где это видано, где это слыхано"

Режиссером фильма «Капитан» была Аян Шахмалиева, которая в 1974 году сняла Маргариту в главной роли (Тоня — Джульетта Антонова) фильма «Странные взрослые» по мотивам одноименной повести А.

Минчковского. Картина рассказывает о девочке Тоне, взятой на воспитание из бетдома бездетными супругами. Рита блестяще справилась с ролью, а картина была удостоена Гран-при «Злата Прага» на XII МКТФ в Праге и Приза Союза кинематографистов СССР на VI ВФТФ.

Маргарита Сергеечева в фильме "Странные взрослые"

Далее она сыграла главные роли в фильмах Аян Шахмалиевой «Дети как дети» (Оля) и «Свет в окне» (Рита). Снялась в сказке Геннадия Васильева «Пока бьют часы» (Маша), биографической ленте Игоря Вознесенского «Четвертая высота» (Гуля Королева в детстве).

Фильм Аян Шахмалиевой «Дети как дети», в котором Маргарита Сергеечева играла вместе с Никитой Михайловским, получил Приз Интервидения на XV международном фестивале телефильмов «Злата Прага».

Маргарита Сергеечева в фильме "Свет в окне"

После школы она поступила в ЛГИТМиК, который окончила в 1984 году с красным дипломом, курс профессора Владимира Викторовича Петрова. После этого уехала в Москву.

Во время учебы сыграла главную роль в драме «Без году неделя» (Настя Филимонова) Николая Засеева-Руденко по повести Виктора Черевкова. Телефильм о юной выпускнице речного училища Насте Филимоновой. Старый и опытный капитан Яруга (Николай Крючков) не верит, что Филимонова справится со своими обязанностями. Но Настя сумела доказать всем, что профессия "матрос" ей по силам.

Маргарита Сергеечева в фильме "Без году неделя"

Далее были главные в фильмах ее первого мужа, режиссера Рудольфа Фрунтова — «Жил отважный капитан» (Тася Желдакова), «Про любовь, дружбу и судьбу» (Маша) и «Дураки умирают по пятницам» (Ритка).

Маргарита Сергеечева в фильме "Дураки умирают по пятницам"

Яркой получилась роль Тани в комедии «За прекрасных дам!».

Маргарита Сергеечева в фильме "За прекрасных дам!"

Последний раз появилась на экране в 1991 году в ленте «Брюнетка за тридцать копеек».

Затем пропала с экранов. Как поясняла сама актриса, частично это было связано с кризисом, который охватил отечественное кино.

Сергачёв, Виктор Николаевич

С другой стороны, она повзрослела. До этого ее маленький рост (150 см) предопределял амплуа травести. Далее же рост и низкий голос обрекал ее на роли смешных старух, что ей совершенно не нравилось.

Актрису звали в ТЮЗ имени Брянцева, но она отказалась.

И она решила пойти по стопам отца — в 1996 году с отличием окончила Российский государственный медицинский университет. В 1997 году вернулась в Санкт-Петербург и работала на Скорой помощи.

Маргарита Сергеечева во время работы на Скорой помощи

В 2007 году перенесла инсульт, ей пришлось оставить работу.

Актрисе сделали сложнейшую операцию на головном мозге. У нее был длинный реабилитационный период. Сергеечивой дали инвалидность, но пенсию назначили очень маленькую.

Маргарита Сергеечева после операции

В лечении Маргарите Сергеечивой помогали сотрудники Первого канала.

Также мать актрисы Людмила Степановна дошла до российского правительства, и чиновники оказали помощь в проведении повторной объективной экспертизы по инвалидности. Маргариту Сергеечеву госпитализировали в Санкт-Петербургский центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Альбрехта ФМБА России, где она прошла комплексное обследование и реабилитацию.

В 2011 году актриса решилась выйти на публику и рассказала о своих злоключениях в программе «Пусть говорят».

Рита Сергеечева: Я нашлась! Пусть говорят

Рост Маргариты Сергеечевой: 150 сантиметров.

Личная жизнь Маргариты Сергеечевой:

Дважды была замужем.

Первый муж — Эрик Горошевский, театральный постановщик (умер от инфаркта в 2005). Брак быстро распался.

Второй муж — Рудольф Фрунтов, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный артист Российской Федерации (умер в 2015 году). Развелась в начале 1990-х годов.

Рудольф Фрунтов — второй муж Маргариты Сергеечевой

Фильмография Маргариты Сергеечевой:

1973 — Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах (короткометражный) — Рита
1973 — Подзорная труба (короткометражный) — Алёнка
1973 — Капитан (короткометражный) — Алёнка
1973 — Где это видано, где это слыхано (короткометражный) — Лена Илютина
1974 — Странные взрослые — Тоня — Джульетта Антонова
1974 — Ещё не вечер — Лена, дочь Шевяковой (нет в титрах)
1976 — Пока бьют часы — Маша, школьница
1977 — Четвёртая высота — Гуля Королева в детстве
1978 — Дети как дети — Оля
1980 — Свет в окне — Рита
1982 — Без году неделя — Настя Филимонова
1984 — Сказки старого волшебника — Золушка
1985 — Подсудимый — девушка из компании Вешнева (нет в титрах)
1985 — Жил отважный капитан — Тася Желдакова
1986 — Кто войдет в последний вагон — Пескарёва
1987 — Про любовь, дружбу и судьбу — Маша
1988 — Помилуй и прости — Таня, официантка
1989 — За прекрасных дам! — Таня
1990 — Дураки умирают по пятницам — Ритка
1991 — Брюнетка за тридцать копеек — "Золушка" (Любовь Александровна Кирпичева)

Озвучивание Маргариты Сергеечевой:

1970 — Мы покупаем пожарную машину (Wir kaufen eine Feuerwehr)
1972 — Я вырос у моря (Xatirələr Sahili) — Салим в детстве (роль Бахруза Караева)
1973 — Полуночник (Naktibalda) — Шиша (роль А.Правилонаса)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *