Зашел у нас тут с френдом leonovvaleri разговор о символах, и зашла в связи с этим речь о Вифлеемской звезде и числе ее лучей.
Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года — как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:

… и восьмилучевые:
Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком — не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично — мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места — а посему удалить сей шедевр рука не поднялась ;):
Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:
В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.
Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долороса (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») .
Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.
Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.
Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной — остаётся только догадываться.
Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление — например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, «на восходе»), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно — даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум — 4.
Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов — не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.
Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.
Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды — число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики ;).
Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке — тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:
Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества — при определенных ракурсах кажется, что это — шестилучевая звезда:
Хотя на самом деле на куполе — два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:
Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне — как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:
Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:
Какой же из всего сказанного следует вывод?

Элементарный — единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.

В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504

Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?

Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.

Иоганн Кеплер (1571–1630)

Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.

Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

убрать или оставить?

В декабре 2016 года житель Дрибинского района Могилевской области обратился к председателю местного райисполкома с требованием убрать с городской ёлки советский символ.

Андрея Юркова возмутило то, что красная звезда, под которой «были замучены тысячи священников и разрушены тысячи храмов», в наше время украшает верхушку рождественской ёлки. В своем обращении он обратил внимание, что:

К тому же это кощунство по отношению к светлой памяти миллионов невинных жертв коммунизма.

Несмотря на требование, «дикость», как охарактеризовал это Андрей Юрков, исправлена не будет.

Начальник районного отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Елена Ребковец ответила, что красная звезда на дрибинской ёлке не имеет политической подоплеки, к тому же это распространенное явление и в других областях и районах Беларуси. Чиновница также сослалась на то, что в Вифлееме ёлки украшают именно пятиконечной звездой, а старшее поколение традиционно связывает праздник с этим символом.

Пятиконечная звезда на витебской ёлке. Фото Анастасии Вереск

В Витебске мы сходу смогли найти несколько ёлок, украшенных красной «советской» звездой, исключением не стало и та, что установлена на площади Победы.

Красная звезда на главной городской ёлке Витебска. Фото Анастасии Вереск Красная звезда на улице Правды. Фото Анастасии Вереск Пятиконечная звезда украшает ёлку на проспекте Строителей. Фото Анастасии Вереск

Так стоит ли «бороться с красными звездами» на наших ёлках?

Несмотря на то, что к нам такой символ пришел из советского прошлого, изначально Вифлеемская звезда была именно пятиконечной, это древний иудейско-масонский знак. Позже она стала шести-, семи- и восьмиконечной. На рождественской ёлке в Вифлееме по-прежнему устанавливают именно пятиконечную красную звезду.

Звезда на ёлке в Вифлееме. Фото i.obozrevatel.com

Известно, что в русской православной традиции звезда имела восемь концов, что отражено на многих иконах. Восьмиконечный символ находится и над входом в пещеру Рождества в Вифлееме, а место рождения Иисуса обозначено 14-лучевой звездой.

Восьмиконечная звезда над входом в пещеру Рождества. Фото Анастасии Вереск

Так что, похоже, на красную звезду белорус ополчился совершенно напрасно. Может быть, этот символ нужно не уничтожить, а только заново переосмыслить?

А удивиться, какая елка самая высокая в Беларуси можно .

Необычное астрономическое событие, о котором сообщается в Евангелии от Матфея, ожидалось уже задолго до Рождества Христова. О нем писали в своих трудах авторитетные историки Тацит и Флавий. В роли пророка выступил и поэтический гений Древнего Рима Вергилий. Все они были убеждены, что звезды влияют на ход человеческой истории в целом и на судьбу каждого человека. Будущее, которое им виделось, было отмечено необычным небесным знамением, предвещавшим рождение Спасителя и полное обновление мира. Было ли это предвидением?

Свет далекой звезды

До сих пор ученые-астрономы — и верящие в Бога, и верящие в науку — спорят, исходило ли сияние, увиденное волхвами, от сближения планет Марса, Сатурна и Юпитера, от кометы Галлея или от сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи. Все эти астрономические явления имели место приблизительно в то время, когда предположительно родился Иисус Христос.

Интерес к звезде, указавшей волхвам путь в Вифлеем, в христианском мире не иссякает. К примеру, в России уже в четвертый раз была переиздана книга современного австрийского астронома Конрадина Феррари д’Оккьеппо (Konradin Ferrari d’Occhieppo) «Вифлеемская звезда пред взором астронома. Легенда или факт?»

Рождественская звезда в каждом доме

Жительницу Кельна Катрин Штарке, мать двоих детей, научные объяснения библейской истории Вифлеемской звезды не интересуют. Для нее звезда — неотъемлемый атрибут праздника. За четыре недели до Рождества она украсила окно большой комнаты пятиконечной звездой, окно детской — гирляндой из мелких звездочек. Когда на улице темнеет, они смотрятся великолепно. Днем нужна другая декорация. Катрин Штарке поставила на подоконник цветочный горшок с Рождественской звездой. Это самое популярное рождественское растение в Германии. Его ярко-красные прицветники как звезды горят вокруг крохотных цветков.

Над обеденным столом муж Катрин подвесил хвойный венок с четырьмя красными свечками и золотой звездой в центре. Но по-настоящему праздничное настроение в доме Штарке возникает, когда они всей семьей пекут на кухне пряники с корицей в форме звездочек (Zimtstern). Запах выпечки разносится по всей квартире. Рецепт сохранился еще от бабушки: молотый миндаль, яичный белок, сахарная пудра, чуть-чуть соли и корица.

Общее дело сплачивает семью: папа взбивает яичный белок, мама замешивает и раскатывает тесто, а дети вырезают из него звезды, пробуя на вкус сырую миндальную массу. Фарфоровое блюдо, на которое Катрин осторожно складывает готовую выпечку, тоже имеет форму многоконечной звезды.

Путеводная звезда

В предрождественское время Катрин Штарке всегда старается попасть на воскресное богослужение. Детей не уговорить, но сама она с трепетом слушает слова пастора о христианских ценностях, о том, что свет Вифлеемской звезды указывает нам путь.

Вифлеемская звезда, волхвы, дары — для Катрин Штарке знакомые и близкие понятия. Ее родной Кельн — город-побратим Вифлеема. Ведь здесь покоятся мощи трех волхвов (Каспар, Мельхиор, Балтазар или Валтасар) — в Кельнском соборе. Рождество для нее еще и время благотворительности. Ежегодно в декабре Катрин с мужем переводят триста евро на счет организации «Врачи без границ».

Заполнить бланк — минутное дело, намного труднее выбрать подарки для семьи. Ведь это должен быть какой-то сюрприз или исполнение заветного желания. Катрин вспоминает, как в детстве она с замиранием сердца разворачивала под елкой бумагу с волшебными золотыми звездами и едва могла удержать слезы, когда обнаруживала в пакете обыкновенные шерстяные носки.

Звезда с символом

Звезда — не только украшение Рождества, но и очень древний символ. В ее изображении существенную роль часто играет число лучей. Вифлеемскую звезду каждый сегодня изображает на свой вкус: четырех-, пяти-, шестиконечной, а то и вовсе со множеством лучей.

Вифлеем. Звезда над яслями

В Средние века пятиконечную звезду считали знаком ведьмы, но об этом никто уже не вспоминает. О пятиконечной звезде одним лучом вверх говорят, что это символ Спасителя, двумя лучами вверх — символ сатаны. После французской революции пятиконечные звезды — древний символ бога войны Марса — стали использоваться как знаки отличия во французской армии, после революции в России — в той же функции в Красной Армии.

У шестиконечной звезды — другая история. В готической архитектуре шестиконечная звезда над входом в христианский храм была символом звезды Вифлеемской, а над входом в синагогу — символом щита Давида. Нацисты в Германии заставляли евреев носить на одежде желтую нашивку в виде звезды Давида, после Холокоста шестиконечная звезда стала символом государства Израиль.

Все эти истории не мешают современным дизайнерам использовать для украшения праздника Рождества все мыслимые и немыслимые формы звезд. И все они в предрождественское время символизируют звезду Вифлеемскую.

Элизабет Вибе
Редактор: Марина Борисова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *