• Авторы
  • Файлы

Агафонова М.С. 1 Лыков В.Г. 1 1 Филиал «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» 454 KB

В работе руководителей компаний осуществление организационных изменений — это верх профессионализма. Оно предполагает знание философии и технологии процесса, а также изучение успехов и неудач.

Вероятность неудач есть всегда, однако тщательная подготовка и знание ошибок и успехов других повышает вероятность своего успеха. Для проведения изменений некоторые компании используют известные модели проведения организационных изменений, например, такие, как теория Е и теория О, о которых и пойдет речь.

В настоящее время по проблеме управления изменениями выделяются две полярные концепции, предлагающие соответствующую стратегию перемен — теория Е и теория О. Их авторами являются известные профессора Гарвардской школы бизнеса — Майкл Бир и Нитин Нориа соответственно. Теория O рассматривает организацию как саморазвивающуюся систему и ориентирована на корпоративную культуру, цели и мотивы сотрудников организации. Руководители, использующие данную теорию, ориентированы на обучение и развитие своих сотрудников, изменения корпоративной культуры и осуществление перемен снизу вверх. Хотя сторонники теории O не ставят во главу угла прибыль, они верят, что здоровая организация — это лучший путь достичь интересов собственников в долгосрочном плане. Пытаясь сохранить гармонию во взаимоотношениях сотрудников и менеджеров, сторонники избегают радикальной реструктуризации и увольнений, которые происходят при использовании теории E, которая исходит из примата финансовых целей и ориентируется на их эффективном достижении, учитывая постоянное давление акционеров компании. Её приверженцы используют, как правило, жесткие методы, делая акцент на осуществление перемен сверху вниз и уделяя основное внимание созданию структуры и систем.

Глобальная финансовая система делает деятельность корпорации немедленно доступной инвесторам, a инвесторы — это те финансовые институты, которым менеджеры должны показывать хорошие результаты.

Библиографическая ссылка

Агафонова М.С., Лыков В.Г. МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (ТЕОРИЯ Е И ТЕОРИЯ О) // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-2. – С. 128-129;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34421 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Будучи одинаковыми по своей логической структуре, гипотезы различаются по содержанию и выполняемым функциям.

По функциям в познавательном процессе различают следующие виды:

1) описательная гипотеза – это предположение о присущих объекту свойствах. Она отвечает на вопрос, что представляет собой данный объект или какими свойствами обладает данный объект. Например, гипотеза о том, какой будет Москва в XXII в.

Описательные гипотезы могут выдвигаться в целях выявления структуры объекта, описания механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, демографы обсуждают гипотезу, каким будет национальный состав России в ближайшем столетии, а социологи прогнозируют изменения функций семьи в ближайшие десятилетие.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого либо объекта. Например, гипотеза о существовании снежного человека или гипотеза существовании лохнесского чудовища;

2) объяснительная гипотеза – это гипотеза о причинах возникновения объекта исследования. Гипотезы этого рода должны ответить на вопросы: «Почему произошло данное событие?», «Каковы причины возникновения данного явления?».

Примерами таких предположений могут являться гипотезы о том, почему Янтарная комната до сих пор не найдена, почему вымерли мамонты.

В зависимости от объекта исследования различают следующие виды:

  • 1) общая гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Это фундамент построения основ любого научного знания. Они, обобщая различные научно-исследовательские программы, содержат в себе выдвижение предположений о связи между методологическими, теоретическими и фактическими основаниями этих программ. В этом выражается их синтетическая роль: единого теоретического основания для этих программ еще не создано, но предположение о нем может быть сформулировано. Проверка сводится в данном случае к фактическому подтверждению и поиску того понятийного аппарата, который бы ввел подтверждение в русло логического доказательства. Например, гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию;
  • 2) частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни. Например, гипотезы в области вирусологии являются частными, поскольку они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а зачастую даже не всех вирусов, а только ряда их разновидностей. Или другой пример, гипотеза, выдвигаемая о местонахождении библиотеки Ивана Грозного, или гипотеза о том, где может находиться Янтарная комната, вывезенная фашистами во время Второй мировой войны из Екатерининского дворца.

Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов, и если оно недоступно по каким-то причинам непосредственному восприятию или опытному познанию, то исследование этого явления принимает форму гипотезы.

Наряду с терминами «общая гипотеза» и «частная гипотеза» используется термин «рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое на первых порах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальные объяснения.

Рабочая гипотеза позволяет группировать факты наблюдения; описывать явления; давать их сравнительную характеристику; сопоставлять их свойства; осуществлять попытку объяснения этих свойств; выдвигать предположения о том, каковы общие и специфические черты этих явлений.

Рабочая гипотеза – отправной пункт дальнейшего исследования. Она должна дать обоснование для обобщения и формулировки более общих гипотез. Судьба рабочей гипотезы двояка. Нс исключено, что она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Однако она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Наряду с понятием «гипотеза» в научном познании и в практике используется понятие «версия».

Версия – одна из возможных гипотез, объясняющих появление, форму осуществления, последствия того или иного факта, события, явления.

Версии, как и гипотезы, могут быть общими и частными.

Общая версия – это предположение, объясняющее явление в целом, все его грани и особенности. Например, общая версия в судопроизводстве – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на несколько взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какой вид преступления совершен? участники преступления? обстоятельства совершения преступления? где совершено преступление? когда совершено преступление? и т.д.

Частная версия – это предположение об одной из граней, сторон, обстоятельств исследуемого явления, факта, события.

Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении интересующего явления или о месте нахождения лица, причастного к данному явлению; о мотивах совершения данного деяния и т.п.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом. Знания, полученные с помощью частных версий, могут выступать в качестве основы для построения общей версии. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий.

Кроме общих и частных гипотез, рабочих гипотез и версий можно выделить также особую группу – научные гипотезы.

Научная гипотеза – это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы

стать научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • 1) быть единственным аналогом объяснения данного процесса, явления;
  • 2) давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;
  • 3) быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Так, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов и явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, определяющую целый ряд направлений в физике.

Таким образом, гипотеза является формой развития научного знания. С точки зрения логической структуры, она не сводима к какой-то одной форме мышления, понятию, суждению, умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как правило, термин «теория» употребляется в двух смыслах: широком и узком.

В широком смысле под теорией понимается деятельность, связанная с познанием явлений природы, общества и мышления.

Теория в более узком смысле — это форма научного знания, которая дает целостное представление об определенной области познания.

В данном случае речь будет идти о теории в узком смысле. Сведение всех знаний определенной области исследования в определенную единую систему является основной целью построения теории.

Выделяют следующие функции теории:

1) информативная функция. В результате эмпирического познания выявляются факты и их обобщения; в ходе дальнейшего исследования открываются соответствующие законы. С их помощью выводятся результаты наблюдений. Информация, находящаяся в законах и научных теориях, служит для предсказывания будущих событий или практического действия;

2) систематизирующая функция. Данная функция теории определяется синтетическим характером научного знания. Теория стремится так организовать и упорядочить эмпирический материал, чтобы его основная часть могла быть логически выведена из небольшого числа основных законов и принципов. Это является одним из важнейших результатов научного познания. Чем глубже развита наука, тем выше уровень систематизации. Теоретическая систематизация дает ряд преимуществ: установление связи между различными обобщениями, гипотезами в рамках теории помогает определению границ их применимости; с помощью этого процесса уточняются ранее установленные обобщения и законы и др,;

3) прогностическая функция теории. Для создания теории, служащей практике, нужно предвидеть ход будущих событий, постараться выявить их тенденции и закономерности. Именно поэтому данная функция является важной для любой подлинной научной теории;

4) объяснение как функция теории. Структура и виды научных теорий. Научные

теории весьма разнообразны по предмету исследования, глубине раскрытия, а также по функциям, что затрудняет обнаружение тех структурных элементов, из которых складывается теория.

Структура любой теории должна включать следующие элементы:

1) предшествие теории, ее основные факты;

2) первоначальный теоретический базис;

3) логический аппарат теории;

4) всевозможные следствия или выводы теории. Естественно, что в различных теориях разного типа и назначения или находящихся на различных ступенях развития данные элементы представлены по-разному отчетливо. В естественно-научных теориях исходные принципы как правило точно не формулируются, особенно когда данная теория еще только складывается. Обычно принципы и наиболее общие законы таких теорий обозначаются по мере их дальнейшего исследования и обоснования теории.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

18. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, и др.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.).

3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.

Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.

Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий.

К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер.

В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость.

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук.

< Предыдущая

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

Методика преподавания русского языка в начальных классах

(тестовый контроль по всем разделам)

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель

русского языка и литературы высшей

квалификационной категории

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический

колледж»

Нижнекамск, 2014.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тестовый контроль по разделу «Методика обучения грамоте».

2. Тестовый контроль по разделу «Методика обучения чтению и

литературе».

3. Тестовый контроль по разделу «Методика изучения языковой

теории».

4. Тестовый контроль по разделу «Методика правописания».

5. Тестовый контроль по разделу «Методика развития речи».

6. Ключи к тестам по методике преподавания русского языка

в начальных классах

1. Тестовый контроль

по разделу «Методика обучения грамоте»

1. Основной задачей учителя на уроках обучения грамоте является выработка

а) орфографической зоркости;

б) фонематического слуха;

в) орфоэпического чтения.

2. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –

а) Л.Н. Толстой;

б) Д.И. Тихомиров;

в) К.Д. Ушинский.

3. В основе данной классификации методов — буквослагательные, слоговые, звуковые,

целых слов – лежит

а) характер деятельности учащихся на уроке;

б) уровень познавательной активности учащихся;

в) исходная языковая единица.

4. В основе данной классификации методов – аналитические, синтетические, аналитико-

синтетические – лежит

а) характер деятельности учащихся на уроке;

в) уровень познавательной активности учащихся;

г) исходная языковая единица.

5. Основной метод обучения грамоте в современной школе –

а) буквослагательный;

б) аналитико-синтетический;

в) звуковой аналитико-синтетический.

6. Не относится к традиционным принципам современного звукового аналитико-синтетического

метода обучения грамоте:

а) периодизация процесса обучения грамоте;

б) параллельное обучение чтению и письму;

в) грамматико-орфографическая пропедевтика.

7. Современный звуковой аналитико-синтетический метода обучения грамоте

обогатился следующими принципами (укажите лишнее):

а) периодизация процесса обучения грамоте;

б) введение элементов моделирования;

в) грамматико-орфографическая пропедевтика.

8. Не является задачей подготовительного периода обучения грамоте:

а) приобщение учащихся к учебной деятельности;

б) изучение гласных и согласных звуков;

в) формирование первоначальных навыков анализа устной речи.

9. Традиционной задачей начальной школы является задача

а) обучения чтению ребенка младшего школьного возраста;

б) литературного образования младшего школьника;

в) развития традиции совместного чтения взрослыми и детьми.

10. Приемы анализа (исключите лишнее):

а) подсчет звуков в слове (слоге);

б) отбрасывание отдельного звука;

в) составление предложений из данных слов.

11. Приемы синтеза (исключите лишнее):

а) составление и чтение слоговых таблиц;

б) выделение ударного слога;

в) наращивание буквы (слога), составление новых слов.

12. Подготовительный, основной, повторительно-обобщающий – это

а) типы уроков обучения грамоте;

б) периоды обучения грамоте;

в) этапы формирования навыка чтения;

13. Безбуквенная ступень, изучение основных гласных – это

а) ступени основного периода;

б) ступени подготовительного периода;

в) ступени повторительно-обобщающего периода.

14. Задачи основного периода (исключите лишнее):

а) выявление уровня готовности к обучению грамоте;

б) изучение согласных звуков и букв;

в) формирование навыков плавного слогового с переходом

на целые слова чтения.

15. Не является этапом формирования навыка чтения:

а) формирование навыков слогового чтения;

б) формирование навыков чтения целыми словами;

в) формирование навыков чтения по ролям.

16. Не относится к этапам формирования графических навыков:

а) обведение, штриховка, раскрашивание;

б) письмо слогов в различных соединениях

в) орфографически грамотное письмо.

17. Метод обучения письму, в основе которого лежит обведение образцов:

а) копировальный;

б) линейный;

в) генетический.

18. Метод обучения письму, в основе которого лежит тактирование:

а) копировальный;

б) ритмический;

в) метод Карстера.

19. Слушание и говорение; чтение и письмо — это

а) виды речевой деятельности;

б) виды речи;

в) виды мышления.

20. Задачи, стоящие перед обучением грамоте (исключите лишнее):

а) вхождение ученика в систематическое изучение родного языка;

б) овладение учащимися письменными видами речевой деятельности

или обучение учащихся элементарному чтению и письму;

в) изучение языковой теории.

2. Тестовый контроль

по разделу «Методика обучения чтению и литературе.

1. Традиционно основной задачей начальной школы является

а) обучение младшего школьника чтению;

б) литературное образование младшего школьника;

в) развитие традиции совместного чтения взрослыми и детьми.

2. Стремление активизировать деятельность детей при чтении составляет основу методики

а) объяснительного чтения;

б) творческого чтения;

в) воспитательного чтения.

3. Требование, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение», лежит в основе

а) объяснительного чтения;

б) творческого чтения;

в) воспитательного чтения.

4. Родоначальником метода объяснительного чтения является

а) К.Д. Ушинский;

б) Ф.И. Буслаев;

в) Л.Н. Толстой.

5. Книга «Мир в рассказах для детей» принадлежит стороннику и продолжателю идей Ушинского

а) Н.Ф. Бунакову;

б) Д.И. Тихомирову;

в) В.П. Вахтерову.

6. Методика воспитательного чтения разработана ученым-методистом

а) Ц.П. Балталоном;

б) Д.И. Тихомировым;

в) В.П. Вахтеровым.

7. Эстетическое воспитание детей, активизация интереса к литературе как искусству слова являются целями обучения чтению метода

а) литературно-художественного чтения;

б) творческого чтения;

в) объяснительного чтения.

8. Требование к качеству чтения, предполагающее понимание содержания прочитанного,

умение высказывать отношение к описываемому случаю или событию, называется

а) беглостью;

б) сознательностью;

в) выразительностью.

9. Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в большинстве случаев

заучиваются наизусть, относятся к жанру

а) басни;

б) сказки;

в) научно-популярных текстов.

10. Пересказ с изменением времени описываемого события, с изменением лица или числа рассказчиков, с различными дополнениями по заданию учителя —

а) творческий;

б) подробный;

в) выборочный.

11. Анализ, в ходе которого рассматривается использование автором изобразительно-выразительных средств языка — это

а) стилистический анализ;

б) анализ развития действия;

в) проблемный анализ.

12. Выразительность чтения напрямую связана

а) с правильностью;

б) с беглостью;

в) с сознательностью.

13. Работа над сюжетом произведения от события к смыслу текста осуществляется в ходе

а) проблемного анализа;

б) анализа развития действия;

в) стилистического анализа.

14. Наибольшие трудности у учащихся вызывает

а) подробный пересказ;

б) выборочный пересказ;

в) сжатый пересказ.

15. Использование музыкальных отрывков, репродукций картин, слайдов и т.п.

рекомендуется при подготовке к восприятию

а) лирических произведений;

б) эпических произведений;

в) драматических произведений.

16. Скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого, называется

а) правильностью;

б) беглостью;

в) сознательностью.

17. Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему называется

а) правильностью;

б) сознательностью;

в) выразительностью.

18. Ведущей деятельностью учащихся на уроках чтения являются

а) подготовка к восприятию текста;

б) первичное восприятие и проверка первичного восприятия текста;

в) чтение и анализ произведения.

19. Способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка называется

а) антиципацией;

б) транспозицией;

в) интерференцией.

20. Речь выражает внутренние переживания персонажей и становится движущим механизмом действия

а) в лирических произведениях;

б) в эпических произведениях;

в) в драматических произведениях.

21. Автор выражает внутренний мир человека, процесс его мышления и переживаний в развитии

а) в лирических произведениях;

б) в эпических произведениях;

в) в драматических произведениях.

22.Пересказ, близкий к тексту, рекомендуется при изучении

а) рассказа;

б) сказки;

в) басни.

23. Малые фольклорные жанры, в частности пословицы, используются на этапе

а) подготовки к восприятию текста;

б) чтения и анализа произведения;

в) обобщающей беседы.

24. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является

а) драматизация;

б) чтение по ролям;

б) творческий пересказ.

25. Этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение творческих заданий, называется

а) первичным синтезом;

б) вторичным синтезом;

в) анализом.

26. «Маленькой умственной задачей» К.Д. Ушинский называл

а) загадку;

б) поговорку;

в) пословицу.

27. Небольшое произведение повествовательного рода в стихах с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием – это

а) эпическое стихотворение;

б) басня;

в) сказка.

28. Произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера — это

а) эпическое стихотворение;

б) басня;

в) сказка.

29. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять на уроке примерно

а) 25 минут;

б) 30 минут;

в) 40 минут.

30. Не является задачей современного урока чтения в начальных классах

а) обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей;

б) проведение литературоведческой пропедевтики;

в) глубокое изучение языка и литературы.

3. Тестовый контроль

по разделу «Методика изучения языковой теории»

1. Первые сведения по грамматике встречаются

а) в «Азбуке» Ивана Федорова (1574);

б) в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (1619);

в) в «Школьной и научной грамматике» А.М. Пешковского (1914).

2. Официально русский язык как учебный предмет введен

а) указом Петра I в 1700 году;

б) указом Екатерины II в 1786 году;

в) указом Александра I в 1805 году.

3. Учебник по русскому языку «Родное слово», реализующий наиболее

гибкую методику преподавания грамматики, создан

а) К.Д. Ушинским;

б) Н.Ф. Бунаковым;

в) Д.И. Тихомировым.

4. Учебник «Наш язык», главным принципом которого является стремление

к научности языкового курса, к «наблюдениям над языком», создан

а) Ф.И. Буслаевым;

б) С.А. Новиковой;

в) А.М. Пешковским.

5. Разработчиком сравнительно-исторического метода изучения русского

языка был

а) К.Д. Ушинский;

б) Ф.И. Буслаев;

в) Н.Ф. Бунаков.

6. Фундаментальные труды по методике языка ученых-методистов

П.О. Афанасьева, М.Л. Закожурниковой, С.П. Редозубова созданы

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

7. Новые учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой,

С.Ф. Жуйкова появились

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

8. Дидактико-психологические труды Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина

появились

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

9. Наблюдение, исследование, выделение существенных признаков изучаемого

объекта предполагает этап формирования языкового понятия, называемый

а) теоретическим;

б) эмпирическим;

в) этапом углубления понятия.

10. Введение термина, определение понятия предполагает следующий этап

формирования языкового понятия, называемый

а) теоретическим;

б) эмпирическим;

в) этапом углубления понятия.

11. Цели углубленного изучения русского языка (укажите лишнее):

а) заронить интерес к филологии, к искусству слова;

б) заронить первые зерна будущей профессиональной информации;

в) организовать работу с отстающими учащимися.

12. Дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого

проникновения в сущность явлений лежит в основе

а) метода конструирования;

б) сравнительно-исторического метода;

в) метода языкового анализа.

13. Обучение через открытия, через решение субъективно-творческих

задач является основой

а) эвристических методов;

б) игровых методов;

в) компьютерного обучения.

14. Объединение в учебнике в единую систему различных областей

изучаемого языка отвечает требованиям

а) содержательным;

б) интегративным;

в) методическим.

15. Обеспечение через учебник организации познавательной деятельности

учащихся в классе и дома отвечает требованиям

а) содержательным;

б) интегративным;

в) методическим.

16. Обучение «по образцам» лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

17. Утверждение, что основная функция языка – быть средством общения, а

также средством самовыражения – лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

18. Синтетическая работа, начиная от создания словосочетаний и

предложений, кончая созданием текста, лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

4. Тестовый контроль

по разделу «Методика правописания».

1. Направление, в котором обучение правописанию осуществляется через

сознательные операции, проверку написаний, получило в методике название

а) грамматического;

б) антиграмматического;

в) логико-грамматического;

г) теории графических образов.

2. Ученые Н.Ф. Бунаков, В.П. Шереметевский, Ц.П. Балталон, В.А. Флеров и др.

являются представителями направления

а) грамматического;

б) антиграмматического;

в) логико-грамматического;

г) теории графических образов.

3. Ученые К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

являются представителями направления

а) грамматического;

б) антиграмматического;

в) логико-грамматического;

г) теории графических образов.

4. Крылатая формула » для усвоения правильного письма … нужна практика,

руководимая грамматикой» принадлежит

а) Буслаеву Ф.И.;

б) Дистервегу;

в) Срезневскому И.И.;

г) Ушинскому К.Д.

5. Один из первых научных трудов в области методики правописания – «Русское

правописание» — принадлежит перу

а) Грота Я.К.

б) Буслаева Ф.И.

в) Ломоносова М.В.

г) Ушинского Д.И.

6. Главным в педагогическом наследии К.Д. Ушинского принято считать труд

под названием

а) Детский мир;

б) Педагогическая антропология;

в) Родное слово;

г) Российская грамматика.

7. Метод, в котором рассудочному усвоению материала предшествует деятельность

практическая, получил название

а) аналитического;

б) синтетического;

в) индуктивного;

г) дедуктивного.

8. Система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где,

казалось бы, возможны разные написания, определяется как

а) грамматика;

б) каллиграфия;

в) орфография;

г) пунктуация.

9. Неосознаваемое, интуитивное усвоение закономерностей, правил языка в методике

получило название

а) дар слова;

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

10. Способность, умение быстро обнаруживать в тексте, словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы – это

а) дар слова;

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

11. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков —

а) дар слова;

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

12. Ведущий принцип русской орфографии –

а) морфологический;

б) традиционный;

в) фонетический;

г) принцип дифференциации значений.

13. Орфограмма – это

а) правило правописания;

б) написание, требующее проверки;

в) объяснение написания;

г) подбор однокоренных слов.

14. Обоснованный выбор правильного написания есть

а) орфографическая зоркость;

б) решение грамматико-орфографической задачи;

в) языковое чутье;

г) орфографическое комментирование.

15. Мотивация орфографической работы реализуется через (исключите лишнее):

а) развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения,

понимания детьми логики правописания;

б) использование занимательных материалов, соревнований, применение

игровых приемов, конкурсов, викторин, олимпиад и др.;

в) отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного,

разнообразного, интересного детям;

г) жесткое требование неукоснительного выполнения заданий учителя.

16. Мотивационный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

орфограммы;

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

17. Операционный, исполнительский этап формирования орфографических умений

предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

орфограммы;

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

18. Ориентировочный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

орфограммы;

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

19. Точное, легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом решения

грамматико-орфографической задачи –

а) алгоритм;

б) комментирование;

в) списывание;

г) диктант.

20. Вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения или текста –

а) списывание;

б) диктант;

в) изложение;

г) грамматико-орфографический разбор.

21. Передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова,

предложения или текста —

а) списывание;

б) диктант;

в) изложение;

г) грамматико-орфографический разбор.

22. Диктанты буквенные, слоговые, словарные, диктовка предложений и текстов

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

23. Диктанты предупредительные, объяснительные, комментированные

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

24.Орфографические ошибки сильных учащихся рекомендуется исправлять

следующим образом:

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) вынести ошибку на полях строки.

25.Орфографические ошибки слабых учащихся рекомендуется исправлять

следующим образом:

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) отметить на полях условными знаками.

26. Способы работы по предупреждению ошибок (исключите лишнее):

а) поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

б) наказание нерадивых учащихся через систему дополнительных

занятий;

в) отчетливое выделение перечня трудных слов, включение их

в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и т.д.

г) воспитание уверенности учащихся в возможности достижения

высокого уровня грамотности.

27. Требования к уроку русского языка (исключите лишнее):

а) высокий уровень культуры речи;

б) гармоническое соотношение теории и практики;

в) использование новых достижений дидактики;

г) аспектное изучение языка.

28. Введение вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, выработка

автоматизма грамматического или орфографического действия осуществляется

на уроке

а) изучения нового материала;

б) закрепления (совершенствования) ЗУН;

в) тренировки, упражнения;

г) повторительно-обобщающем.

29. Логическое повторение предыдущих тем, постановка познавательной задачи с

целью психологической подготовки к изучению нового осуществляется на этапе

а) проверки домашнего задания;

б) актуализации ЗУН;

в) постановки целей и задач урока;

г) изучения нового материала.

30. Дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого

проникновения в сущность явлений лежит в основе

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

31. Обоснованный выбор правильного написания лежит в основе метода

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

32. Запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право

его изменения, свободный выбор слов и выражений при сохранении общего

смысла предполагает

а) творческий диктант;

б) свободный диктант;

в) выборочный диктант;

г) самодиктант.

33. Для успешного формирования орфографического навыка необходимы

следующие условия (исключите лишнее):

а) развитие речевого (фонематического) слуха;

б) развитие орфографической зоркости;

в) систематическая подсказка учителя;

г) систематическая работа над ошибками.

5. Тестовый контроль

по разделу «Методика развития речи».

1. Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности

школьника —

а) изложение;

б) сочинение;

в) словесное рисование.

2. Вид речи, которому свойственны продуманность, богатство

синтаксических конструкций, —

а) устная речь;

б) письменная речь;

в) внутренняя речь.

3. Импровизированная, моментальная, ситуативная речь —

а) устная речь;

б) письменная речь;

в) внутренняя речь.

4. Слуховое восприятие акустического потока, отправленного

говорящим —

а) говорение;

б) аудирование;

в) чтение.

5. Выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих

комплексов —

а) говорение;

б) аудирование;

в) чтение.

6. Выражение мысли в графическом коде —

а) говорение;

б) письмо;

в) чтение.

7. Единица речи, самостоятельная и относительно законченная –

а) предложение;

б) высказывание;

в) текст.

8. Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета, изображаются

картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

а) рассуждение;

б) повествование;

в) описание.

9. Тип речи (текста), в котором излагается последовательность

событий, —

а) рассуждение;

б) повествование;

в) описание.

10. Тип речи (текста), в котором для доказательства или опровержения

какого-то утверждения (тезиса) используются различные доводы,

аргументы, —

а) рассуждение;

б) повествование;

в) описание.

11. Речь должна быть понятна, последовательна, непротиворечива,

доказательна и информативна. Данное утверждение соответствует

следующему критерию культуры речи –

а) содержательность;

б) логичность;

в) языковая правильность.

12. В речи должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон

общения тема. Данное утверждение соответствует следующему

критерию культуры речи –

а) содержательность;

б) логичность;

в) языковая правильность.

13. Речь строится с учетом возможностей адресата, выбираются те формы

языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога.

Данное утверждение соответствует следующему критерию культуры

речи –

а) выразительность;

б) коммуникативная целесообразность;

в) точность, ясность.

14. Наличие в речи образов, тропов, введение афоризмов, фразеологизмов

и пр. соответствует следующему критерию культуры речи –

а) выразительность;

б) коммуникативная целесообразность;

в) точность, ясность.

15. Обучение «по образцам» лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

16. Утверждение, что основная функция языка – быть средством общения, а

также средством самовыражения – лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

17. Синтетическая работа, начиная от создания словосочетаний и

предложений, кончая созданием текста, лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

18. Организация практического усвоения младшими школьниками

орфоэпических норм русского литературного языка осуществляется

на уровне

а ) словарном;

б) произносительном;

в) грамматическом.

19. Работа по лексико-семантическим темам осуществляется на уровне

а) словарном;

б) произносительном;

в) грамматическом.

20. Механизм построения синтаксических конструкций отрабатывается

на уровне

а) словарном;

б) произносительном;

в) грамматическом.

21. Пересказ, предполагающий передачу не только подробного

содержания текста, но и сохранения его языковых особенностей , —

а) творческий;

б) близкий к тексту;

в) выборочный.

22. Пересказ с изменением времени описываемого события, с изменением

лица или числа рассказчиков, с различными дополнениями по заданию учителя –

а) творческий;

б) близкий к тексту;

в) выборочный.

23. Определите вид речевой ошибки в предложении «Всем подарили памятные

сувениры».

а) употребление лишнего слова;

б) тавтология;

в) нарушение лексической сочетаемости.

24. Определите вид речевой ошибки в предложении «Синичка полетела за новыми

новостями».

а) употребление лишнего слова;

б) тавтология;

в) нарушение лексической сочетаемости.

25. Употребление слова в несвойственном ему значении относится к

ошибкам

а) синтаксическим;

б) морфологическим;

в) лексическим.

26. Неудачный порядок слов в предложении относится к ошибкам

а) синтаксическим;

б) морфологическим;

в) лексическим.

27. Ошибки в глагольном управлении, согласовании относятся к

а) синтаксическим;

б) морфологическим;

в) лексическим.

28. Пропуск морфем (обычно суффиксов и постфиксов) относится к ошибкам

а) синтаксическим;

б) морфологическим;

в) лексическим.

29. Неоправданные повторы слов относятся к ошибкам

а) синтаксическим;

б) морфологическим;

в) лексическим.

30. К числу речевых ошибок не относятся

а) лексические;

б) морфологические;

в) логические.

31. Определите вид речевой ошибки в предложении «Ветер все больше принимал силу».

а) неудачный порядок слов;

б) употребление лишнего слова;

в) нарушение лексической сочетаемости.

32. Сочинение-описание включает в себя следующую типологию (укажите лишнее)

а) сочинение по картине;

б) сочинение по прочитанному произведению;

в) сочинение по портрету.

33. Сочинение на литературные темы включает в себя следующую типологию (укажите лишнее)

а) сюжетный рассказ по картине;

б) отзыв о прочитанной книге;

в) рассказ о героях произведений литературы.

34. Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся могут быть (укажите лишнее)

а) описаниями, повествованиями, рассуждениями;

б) художественными и «деловыми»;

в) выдуманными, фантастическими.

Ключи к тестам по методике преподавания русского языка в начальных классах

1. Раздел «Методика обучения грамоте».

2. Раздел «Методика обучения чтению и литературе.

3. Раздел «Методика изучения языковой теории».

4. Раздел «Методика правописания».

5. Раздел «Методика развития речи».

1. б

1. а

1. а

1. а

1. б

2. в

2. б

2. б

2. б

2. б

3. в

3. а

3. а

3. а

3. а

4. а

4. а

4. в

4. г

4. б

5. в

5. в

5. б

5. а

5. а

6. в

6. а

6. а

6. б

6. б

7. а

7. а

7. б

7. в

7. а

8. б

8. б

8. а

8. в

8. в

9. б

9. а

9. б

9. г

9. а

10. в

10. а

10. а

10. в

10. а

11. б

11. а

11. в

11. б

11. б

12. б

12. в

12. в

12. а

12. а

13. б

13. б

13. а

13. б

13. б

14. а

14. в

14. б

14. б

14. а

15. в

15. а

15. в

15. г

15. б

16.в

16. б

16. б

16. а

16. а

17. а

17. в

17. а

17. в

17. в

18. б

18. в

18. в

18. б

18. б

19. а

19. а

19. а

19. в

20. в

20. в

20. б

20. в

21. а

21. а

21. б

22. б

22. в

22. а

23. в

23. б

23. а

24. а

24. г

24. б

25. б

25. а

25. в

26. в

26. б

26. а

27. б

27. г

27. а

28. в

28. в

28. б

29. б

29. б

29. в

30. в

30. в

30. в

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *