О чём статья:

— Какую веру исповедуют в Индии в процентном соотношении. Особенности веры индусов. Какие общие черты веры индусов и мировых религий. Вайшнавизм и шиваизм – основные веры Индии. Процесс творения вселенных. Иисус Христос о переселении душ (реинкарнации) в вере индусов в Индии. Вегетарианство в вере Индии. Основы, суть, описание. Лекция о видах веры в Индии.

(Данные из Википедии).

Таблица вероисповедания в Индии в процентах на 2001 г.

Вера в Индии.

Вера в Индии у индусов занимает – особенное положение. Всего – менее 0,07 % населения Индии, не имеют веры. Это всего – 720 тыс человек от – более чем миллиардного населения Индии (согласно данным 2001 года). Население Индии на 2017 год составляет около 1 млрд. 340 млн. 540 тыс. человек.

Вероисповедание индусов

Согласно данным 2001 года, большинство индусов в Индии исповедуют – индуизм: 827 578 868 человек. Это составляет более 80 процентов от всего населения Индии. Подавляющее большинство индуистов в Индии принадлежит к конфессиям вайшнавизм и шиваизм.

О религиозном направлении «вайшнавизм” можно подробнее узнать в статье: — РЕЛИГИЯ КРИШНАИТОВ (ВАЙШНАВОВ) —

Какие веры у индусов, особенности, отличия.

Западному миру после знакомства с культурой, и верой Индии, стали известны такие методы самопознания, как – медитация, специальные дыхательные упражнения, йогические асаны. Всё это является – частью пути духовного развития, и предназначено для – успокоения ума, контролю чувств. А упражнения йоги, также для поддержания физического здоровья. Но всё это лишь – первая ступень на пути духовного развития. Медитация предназначена для – совершенного постижения своего духовного «Я” (духовной сущности). Что в конечном итоге, позволяет йогу добиться выхода из своего физического тела – не дожидаясь естественной смерти, и последующее перенесение в – другие сферы бытия, либо слияние с безличным сиянием Всевышнего (Брахманом). Или же – перенесением на материальные – «райские” планетные системы нашей вселенной, с высокоразвитой цивилизацией, и воплощении там в новом физическом теле. (Более подробно о планетах «ада”, материальных «райских” планетах, описано в статье сайта: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АД И РАЙ”

Это труднореализуемое направление веры Индии, которое называется Джайнизм. Сам путь духовного развития называется «джнана-йога” (или оно же – «гьяна-йога”). Это философский путь познания всепроникающего Брахмана – энергии Всевышнего. Успешное занятие этим видом духовного развития предусматривает – полный отказ от материальных чувственных наслаждений, отречённый образ жизни, и – постоянное занятие медитативным познанием – вечного духовного бытия. Для человека, который живёт в современном обществе, такой путь продвижения в духовном самопознании – невозможен. И тем не менее, следуя современной моде на восточные новинки, многие люди занимаются медитацией и йогой, даже не понимая о конечной сути данного занятия. Максимальный эффект от таких занятий (без полного отречения от мира и всего «мирского”) будет лишь – успокоение ума, и относительный контроль своих эмоций.

Кстати, о «джнайнах” упоминается и в священном писании про путешествие Иисуса Христа в «ТИБЕТСКОМ ЕВАНГЕЛИИ”
Всё это подтверждает установленный факт того, что многие тысячелетия на большей части территории современной Евразии была – ведическая цивилизация. Кстати, древне-славянские Веды, отражают те же знания, что и Веды древней Индии. И это подчёркивает одну культуру и веру, которая была на материке.

В начале ХХ века, в одном из тибетских монастырей было обнаружено священное писание, которое после его перевода было названо «ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ”. В нём рассказывалось о путешествии молодого Иссы в возрасте 14 лет из Иудеи путешествовал в Индию. В «ТИБЕТСКОМ ЕВАНГЕЛИИ” рассказано о жизни святого Иссы вплоть до – 29 лет (как раз то период, который не был освещён в канонических христианских писаниях). Вот некоторые выдержки из этого священного писания:
После пятнадцатилетнего путешествия по Индии и Тибету, в 29 лет, святой Исса вернулся в Иудею, где был казнён через распятие.

..….10. И ученики святого Иссы покинули страну Израилеву и разошлись во все страны к язычникам, проповедуя, что им нужно оставить грубые заблуждения и думать о спасении своей души и полном блаженстве, которое ожидает людей в невещественном и полном блеска мире, где в покое и во всей Своей чистоте обитает в совершенном величии великий Творец.

Полный текст священного писания можно прочитать перейдя по ссылке: «ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ” (страничка откроется в новом – «ОКНЕ”).

Иисус Христос был не согласен с некоторыми аспектами учения о переселения душ в вере индусов. Он НЕ был согласен с тем, что душа человека после смерти физического тела может переселиться в тело – животного.
Само же знание о переселении душ (реинкарнации) – не относится именно к вере Индии. О переселении душ в новое тело (согласно своим прошлым поступкам), было известно – повсеместно, вплоть до 3-4 столетия нашей эры.

Можно хотя бы взять отрывок из Библии:
Вот так вот. Решением Константинопольского собора, знание о переселении души было – «отменено”.

Вегетарианство в вере индусов в Индии, не является какой-то особенностью именно веры индусов. Как мы упоминали чуть ранее, древние славяне так же имели ведическую культуру. И у них также были на это свои – прямые заповеди:

Некоторые, якобы – «последователи” древней славянской культуры, хотят интерпретировать слова: «Не питайтесь пищей с кровию” таким образом, что мясо, перед тем как съесть, нужно – обескровить. Так делают иудеи в своей традиции. Но тогда не будет иметь смысла то – что говорится далее в заповеди: «Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и садах ваших”. То есть прямым текстом: «…пищей, что – РАСТЁТ НА полях и во лесах”.

Отказ от употребления трупов животных это правила не только ведической культуры древних славян и Индии. Вот что говорил Иисус Христос по этому поводу:

469. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего.
470. И от него Мать Земная отвернется и отнимет свою грудь, дающую жизнь.
471. И ангелы её будут сторониться его, Сатана же найдет обитель свою в теле его.
472. И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой.
473. Ибо истинно говорю вам, кто убивает — убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей — ест тела смерти.
474. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть — в гнойные раны, в его костях их кости — в известь, в его внутренностях их внутренности — в гнилье, в его глазах их глаза — в пелену, в его ушах уши их — в серную пробку.
475. И смерть их станет его смертью.

Весь текст можно прочитать, перейдя по ссылке: «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МИРА ЕССЕЕВ” (страница открывается в новом – «ОКНЕ”).

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МИРА ЕССЕЕВ” – не вошло в христианские канонические писания. Не все готовы принять такого рода – ограничение в своём питании.

В самой Библии, буквально на первых её страницах также чётко и недвусмысленно сказано:
Исследования современных учёных – доказали вред употребления мяса и продуктов животного происхождения. Помимо научных исследований, сама статистика говорит за истинное положение дел. После того, как развалившийся СССР перестал поставлять на Кубу мясо и мясные продукты (своей мясной промышленности на Кубе – практически нет), средняя продолжительность жизни кубинцев за 20 лет увеличилась на 10 – 15 лет!

А вот статистика раковых заболеваний в Индии, России и Германии. Нужно ещё учесть, что уровень медицины в Индии – ниже чем в России, и тем более в ФРГ:

Индия:

Для того чтобы увеличить график, наведите курсор на рисунок, и – «щёлкните по нему левой кнопкой «мышки”.

Российская Федерация:

Для того чтобы увеличить график, наведите курсор на рисунок, и – «щёлкните по нему левой кнопкой «мышки”.

ФРГ:

Для того чтобы увеличить график, наведите курсор на рисунок, и – «щёлкните по нему левой кнопкой «мышки”.

На графиках (выше) представлена статистика смертности от рака. Если учесть, что уровень медицинского обслуживания в России, и тем более в ФРГ – гораздо выше, чем в Индии, и достаточно много заболевших раком – излечиваются, то полная статистика – ЗАБОЛЕВШИХ раковыми заболеваниями, будет иметь – ещё большую разницу.

Об индуизме и религиозном направлении – «вайшнавизм”, странам Запада а также в России стало известно по деятельности религиозной организации – «Международное движение сознания Кришны (Бога)”. Более подробно об этом религиозном движении можно узнать, прочитав статью сайта: — КТО ТАКИЕ «КРИШНАИТЫ” —

Если вы хотите поподробнее узнать об особенностях путей духовного развития, рекомендую прочитать или прослушать небольшую лекцию индийского святого, проповедника, вайшнава, автора, переводчика и комментатора многих священных писаний Индии – Свами Шрилы Прабхупады который благодаря своему распространению духовного знания известен – всем теологам мира. В лекции даётся общий принцип духовного развития, которое можно практиковать в современном обществе.

Шрила Прабхупада проповедовал по всему миру. Его знали и были лично с ним знакомы участники группы Beatles («Битлз):

Шрила Прабхупада слева, Джорж Хариссон – справа.

Ниже представлена лекция Шрилы Прабхупады.

Лекция Шрилы Прабхупады

Лекция по Шримад Бхагаватам Песнь 3 Глава 26; Текст 46, прочитанная его божественной милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 21 января 1975 года в Бомбее.

Лекцию можно прослушать. Ниже приведём полный текст данной лекции. с необходимыми пояснениями.

https://amalan.ru/wp-content/uploads/2018/02/1975-01-21-Бомбей-ШБ-03.26.46-Бхакти-использовать-всё-для-Кришны.mp3

НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Зачитывают отрывок из священного писания Шримад-Бхагаватам (рекомендуется изучать после прочтения «БХАГАВАД-ГИТЫ”):

– Свойства земли проявляются при создании скульптурных изображений Верховного Брахмана, в строительстве домов, изготовлении горшков для воды и т так далее. Иными словами, земля является вместилищем всех остальных элементов.

Шрила Прабхупада:

– (Читает на санскрите). Этот храм является – «Брамана станум” – домом для Верховной личности Бога – «Брахмана”. Брахман, означает – Абсолютная Истина.

Абсолютная Истина постигается в трёх разных аспектах. Верховный Брахман это – Кришна («Кришна» – одно из имён Всевышнего – прим. админа) – Верховная личность Бога. Как признал Арджуна (персонаж Бхагавад-гиты, с которым беседовал Кришна), постигнув «БХАГАВАД-ГИТУ”, он обратился к Нему: «Ты – Парабрахман. Брахман, Параматма и Бхагаван”. Это – Абсолютная Истина. В зависимости от уровня нашего осознания, мы постигаем Абсолютную Истину в трёх разных аспектах: как безличный Брахман (в христианстве упоминается как всепроникающий «святой Дух”), как локализованное вездесущее проявление антольями Вишну или – Параматма (форма Бога, присутствующая в каждом сердце живого существа – прим. админа). И последнее слово в понимании Абсолютной Истины, это – «Бхагаван» (от этого санскритского слова происходит слово – «Бог” – прим. админа).

– Итак, безличный Брахман – никто не может построить какое либо место или дом для безличного Брахмана или Параматмы. Потому что Параматма пребывает – повсюду. Так это божество, которому поклоняются йоги – имперсональный Брахман для «гьяни”. («Гьяни-йога» или «джнана-йога», – это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с всепроникающим Брахманом. Требует – полного отречения. Не может применяться человеком, оставаясь жить в современном обществе, – прим. админа).

Шрила Прабхупада:

– А «Бхагаван» – Верховная личность Бога, который является прибежищем для Парабрахмана, имперсонального Брахмана и Параматмы. В ведической Упанишаде описан безличный Брахман. И йоги, при помощи медитации стараются постичь Верховную Абсолютную Истину – созерцая форму черырёхрукого Вишну (в своём сердце – прим. админа).

У йогов у «гьяни”, есть свой метод постижения Абсолютной Истины. Также у бхакты («Бхакти-йога» – практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Всевышнему посредством «бхакти» – служения Богу с любовью и преданностью. Данный метод является – единственно применимым для человека, живя в современном обществе. – Прим. админа) . Бхакти желают поклоняться – личности Бога, в храме. Например, мы пытаемся построить здесь хороший храм. У нас уже есть этот храм, уже происходит служение. И мы хотим подготовить для Господа очень пышное место. Эта земля является возможностью, чтобы построить храм для Верховной личности Бога. У нас (имеет ввиду – всех людей) есть склонность к строительству домов.

Материальный мир означает прежде всего то, что у нас есть – желание секса, соединения мужчины и женщины. И вокруг этого вращается – всё в материальной жизни. Центром материального счастья является – сексуальное побуждение. Сегодня утром, какие-то преданные говорили, что люди едут из дома в Бомбей и в дороге проводят три-четыре часа. Оно работают там восемь часов, и затем три-четыре часа тратят на дорогу назад. И кто-то спросил: «Зачем им ехать домой, они же могут остаться в городе?”. Но нет. Потому что есть – центральный момент. Центром является – секс.

Жизнь материалистичного человека тратится на это. Об этом говорит Шукадева Госвами (святой, который около 4,5 тыс. лет назад изложил царю Парикшиту – священное писание «Шримад-Бхагаватам»). «По ночам они тратят ценное время на сон, либо они тратят его на секс. А днём они хотят заработать деньги. И если им удастся заработать денег, они думают – как их потратить, на родственников”. Вот это – материальная жизнь. Как только мы соединяемся в сексе, после этого мы хотим – квартиру, или большой дом, поле. Раньше люди занимались сельским хозяйством. Сейчас развита промышленность.

Итак, это использование земли. И эту склонность можно использовать – строя храм. У человек есть склонность: «У меня должно быть очень высокое здание, небоскрёб”. У нас есть эта тенденция. Но если мы используем эту склонность для того чтобы строить, как здесь говорится. Вместо того чтобы думать что у меня будет большое здание. Если мы изменим это сознание, и решим: «Я построю большой красивый храм для того чтобы там поклоняться божеству”. Вот это – правильное использование этой тенденции. Первый услаждает свои чувства. Другой – делает тоже самое. Если вы строите храм, вам придётся прикладывать такие же усилия. Вам нужно получить разрешение на строительство, достать цемент, кирпичи и так далее. Очень много всего. Но это связано с – Кришной (Всевышним). Это сознание Кришны. Ваша способность строить что-то материальное, дом, если мы делаем это для Кришны, то это – сознание Кришны. И ваша жизнь – успешна. Вы всегда думаете о Кришне. Даже Камса (персонаж священного писания Шримад-Бхагаватам), он был – врагом Кришны. И он – всегда думал о Кришне. По мере того, как живот (беременность) Деваки увеличивался день ото дня, она становилась всё прекраснее, излучала сияние. И Камса ждал: когда его сестра Деваки родит Кришну (Всевышнего в человеческой форме), и он – убьёт Его. Таким было его намерение. Он хотел – убить Кришну. Он прежде всего был готов убить свою сестру. Когда он услышал (предсказание): «Восьмой сын твоёй сестры – убьёт тебя”. И Камса подумал: «Зачем ждать восьмого сына? Я лучше сразу убью свою сестру”. Но Васудева спас её. При помощи хитрости, хитрого плана. В конце концов, он сказал: «Твоя сестра же не убьёт тебя. А сын сестры, и – кто знает, появится ли он, и будет ли он жить или нет”. Но Камса не хотел ничего слушать. Долг мужа защищать жену. И он (Васудева, муж Деваки – сестры Камсы) придумал план. Он сказал: «Мой дорогой Камса, мой шурин. Я буду приносить тебе всех детей рождённых от твоей сестры. Если хочешь, можешь – убить их”. Так, он – спас ситуацию.

11 минут 36 секунд записи лекции.

– И Камса всегда думал о том – как убить Кришну. Это – тоже сознание Кришны. Он думал по-другому: «Как убить Кришну». Преданный думает (здесь есть небольшой обрыв записи)

…………

Прабхупада:

– Один мыслит – позитивно, другой – негативно. Один думает о Кришне с намерением – убить Его, другой думает о Кришне с намерением – служить Ему. И эти размышления – как служить Ему, называются – «бхакти”. И только это бхакти, и ничто другое. Камса думал как убить Его. Но это – не бхакти.

Бхакти это (говорит фразу на санскрите). Анукула значит – позитивно. Думаете как служить Кришне, украшать. Как предоставить Кришне хорошее место, хороший дом, храм. Как проповедовать славу Кришны. Если вы так думаете, то это – сознание Кришны. Это – совершенная практика – как служить Кришне. Как например Арджуна (В «БХАГАВАД-ГИТЕ”(«Песнь Бога») Кришна (Всевышний в – человеческой форме) излагает Арджуне знание об Абсолютной Истине, – прим. админа) поменял своё решение. Арджуна думал о том чтобы – не сражаться. Но когда он внимательно выслушал наставления Кришны, он изменил своё решение. «Кришна хочет этого. Кришна хочет этой войны, и я – должен участвовать в ней”. Это практика сознания Кришны. Он (Арджуна) не последовал своему решению. Его решение состояло в том, чтобы – НЕ сражаться. Вайшнав («вайшнав» – преданный слуга Всевышнего, Вишну, – прим. админа), это – естественная его склонность. Вайшнав является – другом всем. И Арджуна был вайшнавом, преданным Кришны. Естественно, он не был склонен убивать. И он заявил, он сказал, что «Я – не буду сражаться». Но услышав «Бхагавад-гиту”, он решил: «Кришна желает этой битвы. Он хочет чтобы я в ней участвовал. «Он (Кришна – Всевышний в человеческой форме) говорит: «Эти люди собравшиеся здесь – уже убиты. Таков Мой план. Просто – пусть заслуга победителя будет принадлежать – тебе”. Хотя, я принял какое-то решение, собственное решение. Но если я понимаю, что Кришна хочет чтобы я сделал что-то другое, что-то обратное, я должен быть готов – выполнить это. И это – «сознание Кришны» («Сознание Кришна»- это сознание человека, который постоянно занят любовным служением Всевышнему («Кришне»), – прим. админа). Если вы служите Кришне позитивно, это – первоклассная «бхакти” («Бхакти-йога” – путь духовного развития, заключающийся в преданном любовном служении Кришне (Всевышнему) – прим. админа). Негативно, как думал Камса, он думал о том – как убить Кришну, он – тоже получил освобождение. Потому что он всегда думал о Кришне. Но он не получил освобождение преданного (освобождение от материального мира, какое получают преданные Всевышнего («Кришны») – прим. админа). Освобождение преданного – отличается от освобождения непреданных – «гьяни” («Гьяни-йога» или «джнана-йога», – это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии (материального – временного), и осознаёт своё тождество с Брахманом. Требует – полного отречения. Не может применяться человеком, оставаясь жить в обществе, – прим. админа). Мы уже объясняли, что есть – три аспекта Абсолютной Истины. Один это – безличный Брахман, другой – локализованная Параматма, или – «Сверхдуша» («Параматма», или – «Сверхдуша» – аспект Всевышнего, пребывающий (локализованный) в сердце каждого живого существа, рядом с индивидуальной душой (атмой), – прим. админа). И – Самый высший уровень, это – осознание Верховной личности Бога – «Бхагавана”.

Безличный Брахман, это цель – «гьяни”. Параматмы – достигают йоги. А Верховной личности Бога – Кришны, достигают – чистые преданные («бхакти»). Чистые преданные, у них – нет иных желаний. Другие: «гьяни” желают слиться с существованием Господа. Они хотят этого. А йоги, по милости Верховной Параматмы хотят обрести какие-то – сидхи (могущественные возможности). Но «бхакти” не хотят: ни «сидхи”, ни – «мукти” («мукти” – которого хотят «гьяни” это – освобождение от материи и слияния с безличным Брахманом, – прим. админа). Они хотят служить Верховной личности Бога. Это – чистая преданность. И также, в этой жизни мы можем использовать эти земные вещи. Мы можем использовать все эти материальные элементы в служении Господу.

Итак, из земли мы можем изготовлять образы Господа. Мы можем построить храм Господа. Столько всего. Это – необходимо. Это – «саттвика». Здесь называется «сат вишеша” и «асат вишеша”. Это необходимо понять. «асат вишеша”, например, у нас есть город, дороги, машины, здания. Столько всего. Это трансформация той же земли. Но всё это – «асат вишеша”. Это всё не просуществует долго. Здесь всё: дом, машина, дорога, тело, общество, дружба, нация, всё это – «асат”. Тоже самое может быть – «сат вишешей”. Сат вишешей является этот храм, божество это – сат вишеша. Поклонение божеству, это – сат вишеша.

Итак, мы можем использовать это. Это наставление Госвами. Мы являемся последователями шести Госвами Вриндавана. Шесть Госвами Вриндавана: Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатха Бхатта Госвами, Шри Рагхунатха Дасом Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами. Это шесть Госвами. Во Вриндаване они положили начало пути «бхакти», следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху посылал своих разных преданных в – разные части Индии. И конечно же Он хотел, чтобы Его преданные отправлялись во все уголки мира. Но он начал в Индии. Местом их жительства был – Вриндаван. И они написали бесчисленные книги. Нитьянанда Прабху отправился в Бенгалию. Шри Чайтанья Махапрабху – Сам путешествовал по всей Индии, особенно по южной Индии. Таким образом проповедь была Его – главной миссией, миссией Его жизни. Он оставил Свою семейную жизнь. Он хотел показать Свою милость падшим душам этой Кали-юги («Кали-юга” – повторяющийся период жизни на Земле, время – падения религиозных принципов, начался около 5 тыс. лет назад, прим. – админа). Поэтому, будучи молодым человеком, 24 лет, Он (Шри Чайтанья Махапрабху) оставил Свою семью. У Него была – замечательная семья: мать, жена. Очень любящая мать, очень красивая жена. Но Он оставил всё, и ушёл в лес. То есть, Он принял уклад «саньясы” (отречение от мира), чтобы проповедовать и возвышать падших душ. Это – принцип вайшнавов (преданных Всевышнего). Значит принимать всё, как – принадлежащее Кришне (Всевышнему). Маявади, по крайней мере они говорят так, (говорит на санскрите) «митья” – это ложно они говорят (о материальном мире). Но вайшнавы говорят: «Нет, это – не ложно. Это – побочный продукт энергии Кришны. Если Кришна есть – Истина, то как это может быть ложным? Они (маявади) считают это материальный мир – ложным. Он временный. Но они («вайшнавы» – преданные Всевышнего) знают как – использовать этот материальный мир для преданного служения (Всевышнему). Вы можете использовать ту же энергию, строить что-то из кирпичей и камней и дерева, превращая это в красивый храм. Такой была – ведическая культура. До сих пор, в старых городах вы увидите на улицах очень много храмов. Особенно в Канпури, даже вдоль аллеи стоят множество храмов. Храм Радхи – Кришны, храмы Вишну, храм Шивы. По всей Индии вы найдёте такие храмы. Люди были настолько духовно продвинутые, даже мусульмане – тоже. Они построили столько мечетей. Это – необходимо использовать.

23 минуты; 51 секунда записи.

– Если у нас есть склонность возводить дома, строить здания из камней, кирпичей, нужно – использовать эту способность для того чтобы строить храм для Верховного Брахмана. Мы не от чего не отказываемся. Всё принадлежит – Кришне (Всевышнему).

(Говорит фразу на санскрите), «Хари”, значит – Бог, Верховный Господь. У Него (Бога) есть отношения. Потому что ВСЁ является – Его энергией. Поэтому, всё связано: земля, вода, воздух, огонь, небо, всё это – разные энергии Кришны. Так что, между всем этим есть – связь. Когда это используется для Кришны, энергия Кришны используется для Кришны, это – «бхакти» (любовное преданное служение Всевышнему). Когда энергия Кришны используется для нашего собственного наслаждения, это называется – демонизмом. Тоже самое, вы можете это использовать – для Кришны, это – «бхакти». Тоже самое, если вы используете это для своих материальных наслаждений, это – демонизм. В действительности, вы – не способны на это. Всё принадлежит – Кришне (Всевышнему).

Допустим, что-то принадлежит мне. Если вы не используете это для меня, вы используете это для – себя, то меня это – расстроит. «Как так? Он использует мои вещи для себя!?”. Конечно, это – грубый пример. Однако, философия такова, что – всё принадлежит Кришне. (Говорит фразу на санскрите). Кришна сказал: (фраза на санскрите). Он – Владелец. И поскольку, Он является собственником, Ему принадлежит и моё тело тоже. Поэтому, всё это необходимо использовать для – Кришны. Это – «бхакти”. Мы не должны отказываться. Вы и не можете отказываться ни от чего. Допустим, вы хорошо одеваетесь. Если вы от всего этого откажетесь, и будете ходить в одной колумбине, но это – тоже одежда. Мы – вынуждены использовать то что принадлежит Кришне. Если мы принимаем это как – «прасадам” (милость Всевышнего), после того как – предложили Кришне. Философия «вайшнавов» (преданных Всевышнего), если кто-то собирается использовать, например – какую-то новую одежду, прежде всего, он предлагает её – Кришне. И затем, он её использует. Это – философия вайшнавов. Тоже самое относится к – еде, ко сну. Нам необходим дом, нам необходимо всё. Но нам это нужно как – «прасад» (милость) Кришны. Мы лишь должны признать: в конце концов, Кришна даёт нам – всё! Кришна хочет, чтобы мы – признали, что мы получаем всё – от Него. Это – необходимо. Он даёт нам – всё. Даже не преданным. Но непреданные – не признают что это прасад (милость) Кришны. Что по милости Кришны я получил это. Так делают не преданные. А преданный – признаёт это. В этом разница между: преданным (Всевышнему) и – не преданным.

Итак, наше движение «сознания Кришны (Бога)», состоит в том, чтобы – изменить сознание. Все думают по-разному. Сознание, мы лишь пытаемся – трансформировать своё сознание, перенести его на Кришну. Тогда, мы станем – счастливыми. Если мы это практикуем, то становимся – достойными вознестись в духовный мир. Мы должны, нам придётся оставить своё тело. Если в момент смерти мы сможем думать о Кришне, это – очень трудно. Но если мы практикуем (фраза на санскрите), если мы практикуем этот простой метод: «Харе Кришна, Харе Кришна; Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» (Это – «Маха-мантра», главная мантра, – прим. админа), то это – возможно. В чём трудность? Что мы теряем, если мы просим вас что-то сделать? Если вы думаете, что вы что-то потеряете, вы можете – отказаться. Но если вы ничего не теряете, а приобретение в том, что вы обретаете – Кришну (Бога), то почему бы вам это не делать? Как это называется: фанатизм, упрямство. «Нет, мы не будем повторять, мы не будем это делать”. В этом наше – несчастье. Поэтому, те кто встали на путь «сознания Кришны» (Бога, Всевышнего), и повторяют мантру «Харе Кришна”, они – самые удачливые люди в мире. Шастры (священные писания) говорят, даже если человек рождается в семье собакоедов (самое низшее сословие в Индии, – прим. админа), но так или иначе, если он принимает движение «сознания Кришны», и повторяет «Харе Кришна”, он заслуживает – славы! Он, во истину удачливая личность! (Говорит фразу на санскрите), говорится что стоит понимать, что в своей прошлой жизни, такие люди практиковали суровую аскезу. Они – истинные арии.

Итак, это движение «Харе Кришна” – очень аутентичное движение. Основанное на шастре (священном писании). И Чайтанья Махапрабху – следовал этому. Нарда Муни – следовал этому. И все великие мудрецы следовали этому. Шастры говорят: «В эту эпоху, в Кали-югу”, мы окружены разными недостатками, которые мешают нашему духовному продвижению. Духовное продвижение, это – единственная потребность человека. Что касается: еды, сна, секса, защиты, все делают это в силу своих способностей. Но не в – этом наша миссия. Это есть даже у птиц и у зверей. Они этим занимаются. Единственная задача человеческой жизни – вопрошать о Всевышнем, о Брахмане. Всегда думать о Брахмане. Вот эти мысли, эта деятельность – вот что необходимо! Это – единственная задача. Но мы придумали столько других задач и занятий, оставив в стороне истинную миссию жизни. Движение «сознания Кришны» учит по всему миру – истинному предназначению жизни. Если кто удачливы – воспользуются этим движением, и достигнут успеха своей жизни. Спасибо.

Другие лекции Шрилы Прабхупады можно прочитать или прослушать, перейдя по ссылке: — ЛЕКЦИИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ” —

Религии Индии в наше время

Какая религия была в Древней Индии

География индийских религий

Индуизм

Индия — очень религиозная страна. Согласно последней переписи населения, менее 0,1% населения назвали себя атеистами или не определившимися. Остальные жители уважают, чтут и соблюдают законы самых разных религий в Индии.

Большинство населения Индии верующие и принадлежат к какой-то религии

Религия в Индии в наше время

В Индии на данное время исповедуют такие религии:

  • Индуизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Сикхизм;
  • Буддизм;
  • Джайнизм.

Четыре из этих религий возникли в самой Индии: индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.

В этой таблице видим процентное соотношение по количеству верующих в каждой из религий Индии

Основной религией в Индии является индуизм. Его исповедуют 80% населения страны, это более 800 миллионов человек. На втором месте находится ислам — 13% или более 130 миллионов человек. Далее, христианство — 2%, 24 миллиона индийцев. Представителей религии сикхизма в Индии — 1,9%, буддизма — 0,8%, джайнизма — 0,4%.

На этой карте видно преобладание религий в зависимости от штата Индии

Конституция Индии лояльно относится к религиозным чувствам индийцев и официально в Индии признаются все религии. Этот мудрый политический шаг позволяет избежать межрелигиозных распрей. Как результат, индийцы в своем большинстве уважают веру других людей, и нечасто навязывают собственные убеждения.

В Индии лояльны к любой религии, поэтому у них очень много самых разных красивейших храмов

Это касается и буддизма. В постулатах этой религии Индии сказано не пропагандировать и не навязывать веру. Так и происходит: вы можете увидеть изображение или статую Будды, но вряд ли встретите шествие буддистов по центральной улице города. В индуизме иначе: индийцы регулярно соблюдают религиозные праздники и выполняют ритуалы с большим усердием и удовольствием. Часто эти мероприятия превращаются в грандиозные празднества.

Кумбха Мела — один из самых массовых религиозных фестивалей в Индии

В легендарном фестивале Маха Кумбха Мела, который прошел в 2013 году в Аллахабаде, приняли участие 70 миллионов человек. Совершить религиозное омовение в священных водах Ганги на этом празднике равноценно воссоединению с абсолютным духом, Брахманом.

Какая религия была в Древней Индии

Религией, которая предшествовала индуизму и главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, некоторые ритуалы и законы которой переняла современная религия Индии. Ведизм — это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из Вед, древних священных писаний. Несмотря на отсутствие сформированной иерархии богов, их пантеон сохранился и был перенят индуизмом. Здесь он структурировался, и ведизм трансформировался в брахманизм. Так он стал прародителем ныне существующей религии Индии.

В религии Древней Индии был большой пантеон богов, он сохранился и по сей день

Индуизм имеет множество течений, основные из которых это — вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Великая троица богов, Брахма, Вишну и Шива считаются главенствующими богами, создателями мира. Однако, хранителю мира Вишну и разрушителю Шиве поклоняются, а создателю Брахме — нет. Древняя легенда гласит, что однажды Брахма решил найти начало и конец священного Лингама, за что был проклят Шивой. С тех пор никто не поклоняется ему, и на всей территории Индии не найти больше нескольких храмов, посвященных Брахме.

География религий Индии

Во времена арабских завоеваний ислам проник на территорию Индии и прочно здесь укрепился. Больше всего мусульман проживает в штате Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше.

Ислам, как религия, очень широко распространен в Индии

Христианство распространено в Южной Индии. Штат Гоа усеян католическими церквями, распятиями и иконами Божьей Матери. Эта религия в Индии закрепилась благодаря двум событиям: приходу Апостола Фомы в 1 веке н.э. и португальской колонизации в 15 веке. Штат Гоа напоминает португальские курортные городки. Среди христиан-индийцев большая часть — католики, остальные — протестанты.

Религия христианства распространена в основном на юге страны

Религия Индии сикхизм популярна в Пенджабе, Харьяне и северо-западной части страны. Сикхи верят в Единого Бога, в Любовь, как цель и причину творения всего сущего. Для них не существует понятий о рае, аде, о карме или грехах. Эта религия Индии призывает любить всё, относится с добром ко всем живым существам и видеть Бога в самых обыденных вещах. Тогда наступает счастье и уходит волнение.

Сикхизм — религия любви, несмотря на то, что сихки — каста воинов

Сиддхартха Гаутама родился в Индии. В Бодхгайе (Индия) он обрел просветление и стал Буддой. В нынешнем городе Варанаси он прочел свою первую лекцию, после чего отправился проповедовать вдоль реки Ганги.

Буддизм, как религия, тоже зародился в Индии

Следовательно, буддизм зародился в Индии, но последователей этой религии в рамках страны не так много, как за ее пределами. Бутан, Бирма, Камбоджа, Шри Ланка и Таиланд — лидеры по количеству буддистов.

Индуизм — сложная загадка или простая сказка?

У религии Индии нет общего символа веры. Нет никаких данных о ее основателе. То, что наши учителя называли странным и предосудительным словом «язычество”, то есть политеизм, является основой религии Индии. Тогда нам никто не говорил, что на земле этих самых язычников — больше миллиарда человек.

Индуизм — яркая политеистическая религия с целой сонмой богов и богинь

На первый взгляд, индийская религия может показаться мистической, экзотической и даже варварской. Но никто не поспорит, что более разнообразной, необычной, красочной, богатой историей и легендами, чем религия Индии, в мире нет. Воспроизведение обликов божеств, понятным и простым способом для индийцев, стало культурным достоянием всего мира. А философию реинкарнаций стали все чаще и чаще перенимать новые религиозные и эзотерические школы. Если еще 30-50 лет назад фраза «в прошлой жизни” произносилась с сарказмом, то сегодня над ней уже никто не смеется.

БУДДИЗМ – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»). Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада, Будда жил с 624 по 544 до н.э.; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим исследованиям Г.Бехерта – с 480 по 400 до н.э.; некоторые направления буддизма придерживаются даты 488–368 до н.э.). В настоящее время буддизм является преобладающей религией на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, а также в Монголии, Вьетнаме, Камбодже и Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Корее, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Индия 6–5 вв. до н.э., времени зарождения и утверждения буддизма, джайнизма и других «диссидентских» (по отношению к господствующей ведийской идеологии) течений, представляет собой классическую картину процессов «осевого времени», когда, по мнению К.Ясперса, появляется современный тип человека (разрушение родо-племенного строя и развитие социальной стратификации, возникновение городов и государств, объединяющих разные территории, населенные разными народами, развитие регулятивно-авторитарных функций государственной власти). Буддизм возник как одна из сект, отрицавшая действенность брахманского ритуала. Как и многие другие учителя и проповедники того времени, Будда основывал свое учение исключительно на личном опыте прозрения истины. Согласно преданию, открыв Дхарму («учение», «закон», «истина») в акте прозрения (бодхи), Будда решил донести ее до всех людей без исключения. Это его побуждение и содержало тот миссионерский заряд, который способствовал распространению буддизма по Индии и за ее пределами. После смерти Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствовавшей брахманизму, буддизм становится доминирующей религией на Шри Ланке, где во 2 в. до н.э. царь Дуттхагамани использует его в том же качестве государственной идеологии. В течение трех последующих веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатавахана проникает в Центральную Азию. Благодаря буддизму складывается единое цивилизованное пространство, объединяющее разные народы и территории общими культурными и религиозными парадигмами. Буддийские тексты и проповедники свободно циркулируют по всему этому пространству, а вместе с ними достижения Индии в области медицины, фармакологии, физиологии, архитектуры, ваяния, живописи, грамматики и т.д. Со 2 по 9 в. буддизм процветает на Шри Ланке, в Центральной Азии, его влияние постепенно утверждается в Юго-Восточной и Южной Азии, Китае, откуда он проникает в Японию, Корею, Тибет. Буддийские монастыри становятся центрами просвещения, учености и искусства. В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов (2–3 вв.). В Центральной Индии при династии Гуптов (4–6 вв.), несмотря на симпатию гуптских царей к индуизму, буддийские монастыри продолжают свою деятельность. Хотя с 8 в. на большей части территории Индии буддизм начинает приходить в упадок, его влияние продолжает сохраняться на севере и востоке. С середины 8 в. в Бихаре и Бенгалии к власти пришла династия Палов, представители которой были буддистами. Как всеазиатская религия буддизм достигает своего пика именно к 9 в., когда под его влиянием находится значительная часть Азии и прилегающих к ней островов. Однако после 9 в. в Индии начинают происходить процессы, которые способствуют упадку и в конечном счете вытеснению буддизма из этой страны в 12 в.

СЕКТЫ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ. Поначалу последователи Будды вместе со своим учителем вели образ жизни бродячих отшельников, останавливаясь на период сезона дождей во временных пристанищах – вихарах. С течением времени буддийское сообщество становится более упорядоченным, превращаясь в некое подобие организации со своими правилами приема и исключения, регламентацией поведения монахов на все случаи жизни. Все эти правила после смерти Будды объединяются в свод, который называется «Корзина Дисциплины», или Виная-питака. Все, что Будда говорил по поводу учения, объединяется в другом своде – Сутта-питаке, или «Корзине бесед». Буддизм, подобно большинству сект того времени, развивавшихся в Северо-Восточной Индии, включал в себя: харизматического лидера, проповедуемое им учение и единомышленников, состоявших как из сообщества монахов (сангхи), отказавшихся от мирской жизни, так и из группы мирских приверженцев. Этот образец стал основанием буддийской священной формулы (своеобразного «символа веры») триратна («трех драгоценностей»): Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).

В раннебуддийской общине были сторонники как большей элитарности, так и большей популярности, что в 4 в. до н.э. привело к ее расколу на тхераваду (сторонников более жестких порядков в сангхе, отделяющих ее членов от обычных людей) и махасангхику – сторонников большой общины, выступавших за большую открытость сангхи и доступ в нее мирян. С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления Ашоки, буддизм, благодаря своей веротерпимости и недогматичности, оказывается наиболее подходящим для создания идеологии, объединяющей народы, исповедующие разные верования. Ашока делал главное ударение на важности буддийской морали для мирян. Этот период отмечен дальнейшими расколами и появлением множества сект и школ. Секты объединяют людей для совместной религиозной жизни, их деятельность локализована; в школах происходила теоретическая разработка доктрины, их деятельность распространялась на огромные территории. По свидетельству тибетского историка Будона, их было 18, однако ученые насчитывают около 25 школ. Усилиями буддийских схоластов к основному ядру буддийской литературы добавляется Корзина абхидхаммы – Абхидхамма-питака (пали, санскр. Абхидхарма-питака), содержащая систематизацию учения Будды. Так создается первый буддийский канон Типитака, называемый также палийским (см. Трипитака).

В начале нашей эры появляется цикл текстов, названный праджняпарамиты сутры, знаменующий становление совершенно нового направления буддизма, сторонники которого предлагают верующим «пшрокий путь» спасения, или махаяну, в противоположность 18 школам буддизма, путь которых к спасению казался им слишком «узким» (поэтому прежнее направление они стали называть хинаняной). Махаяна также разделилась на множество школ. За противопоставлением хинаяны и махаяны лежало вполне реальное различие в трактовке методов освобождения. Если с т.зр. первого направления освобождение, нирвана, доступно только членам буддийской общины, т.е. монахам (бхиккху), и реализуется только в результате их собственных усилий, то второе направление утверждает возможность спасения для всех, а также помощи человеку со стороны более продвинутых в духовном отношении существ (будд и бодхисаттв – тех, кто ради этой цели откладывает свой уход в нирвану). В целом махаяна гораздо в большей степени, чем хинаяна, приспосабливается к привычным стереотипам религии. Она становится религией для масс, стремящейся охватить своим влиянием как можно больше людей, в ней также складывается своя система метафизики и культовой практики.

С середины 8 в. начинается эпоха утверждения в Индии направления буддизма, называемого ваджраяной, буддийским тантризмом, эзотерическим буддизмом и др. Ваджра (букв. громовик, или алмаз) является символом твердости, несокрушимости и олицетворяет собой вечное, врожденное всем существам состояние Будды. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопоставляется мгновенная (подобно молнии) реализация природы Будды еще в течение этой жизни. Ваджраяна выступает против монастырского истэблишмента, ратуя за соединение махаяны с тантристской практикой, известной в Индии с древнейших времен (см. Тантризм). К 9 в. она заполняет почти весь буддийский мир, но приживается гл. обр. в Тибете, где просуществовала до 11 в. В ней был создан свой канон на тибетском языке, называемый Ганджур, который дополняется собранием комментаторской литературы – Данджур, а также свой пантеон и иконография.

УЧЕНИЯ. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в едином и универсальном виде. Дхарма – это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Эта изначальная нацеленность на адресата, слушателя, реципиента и сделала буддизм тем, что он есть – религией, принимающей, в зависимости от того, в какую среду он попадает, самые разнообразные формы. Китайский буддизм говорит с китайцами на языке китайской культуры и китайской системы ценностей. Японский буддизм синтезирует буддийские идеи и японскую культуру и т.п. И в этой способности «мимикрировать» и гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт буддизм вряд ли знает себе равных среди других мировых религий. За это буддизм часто критиковали, упрекая его в слишком большой гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам и даже в некой двуличности – одно говорится для избранных, другое – для толпы. Однако исторически такая приспосабливаемость позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литератур и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении многих веков.

Во всех формах буддизма всегда сохранялось некое ядро учений, институтов и практик, создание которых приписывалось Будде Шакьямуни. В разных школах этому ядру придавалось разное значение, но тем не менее именно оно и сохранилось в исторической памяти буддистов как принадлежащее «самому Будде».

Стержень проповеди Будды составило учение о срединном пути (между крайностями гедонизма и самоумерщвления), четырех благородных истинах (о страдании, причине страдания, возможности устранения причины страдания и восьмеричном пути), взаимозависимом возникновении всех элементов существования (пратитья-самутпада). Идя вразрез с традиционной индийской мыслью, Будда утверждал несуществование души как метафизической субстанции, но признавал существование «я» как субъекта действия в практическом и моральном смысле. Человеческое существо есть лишь сочетание пяти агрегатов – скандх, ни один из которых не является «я», психо-физических элементов (дхарм). Личность постоянно находится в процессе изменения, не имея в своей основе никакой постоянной сущности – души (атта, атман). Буддизм, как и другие религии, обещает избавление от самых мучительных сторон человеческого существования (духкха) – страданий, невзгод, страстей, страха смерти, причину которых видит в том, что действия самого человека содержат в себе потенцию морального воздаяния (кармы), которая проявляется как в этой жизни, так и в новых воплощениях (сансара). Высшая религиозная цель адепта буддизма – прекращение бесконечного потока существований – ассоциируется с успокоением, затуханием (нирвана) «волнения» дхарм.

Буддизм отличается от других мировых религий своим пониманием статуса человека по отношению к богам. Из всех существ только человеку приписывается способность «встать на путь», иными словами, последовательно искоренить в себе то, что поддерживает процесс перерождения – страсти, неправедные мысли и т.п., и достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа – будды, люди, достигшие просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, а также бодхисаттвы – те, кто откладывает свой окончательный уход, чтобы помочь другим созданиям. Не отрицая существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), буддизм не отводит им никакой важной роли в религиозной жизни. Не запрещая поклонения им, он тем не менее считает его пустой тратой времени.

КОСМОЛОГИЯ. В отличие от других мировых религий буддизм увеличивает количество мирозданий до бесконечности. По образному сравнению из буддийских текстов, их больше, чем капель в океане или песчинок в реке Ганг. Каждый из миров возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы (миллиарды лет), разделенной на четыре кальпы. Однако только та кальпа является счастливой, в которой появляется будда. Общее количество будд и бодхисаттв тоже неисчислимо, но не следует думать, что они занимают в буддизме то же место, что боги или единый Бог в других религиях. Будды не могут ни создавать мир, ни управлять стихиями, и, как правило, не наделены силой карать или миловать. Буддизм – и в этом еще одно его отличие – не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, поэтому его иногда называют «религией-самоспасения».

Литература:

1. Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. М., 1988;

2. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;

3. Буддизм. Словарь. М., 1992;

4. Буддийский взгляд на мир, ред.-сост. Е.П.Островская и В.И.Рудой. СПб., 1994;

5. Conze Ε. Buddhism. Its Essence and Development. L., 1951;

6. Idem. Buddhist Thought in India: Three Phases of Buddhist Philosophy. Ann Arbor, 1970;

7. Bareau A. Les sects bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955;

8. Dasgupta S.B. Introduction to Tântric Buddhism. Calcutta, 1958;

9. Dutt N. Buddhist Sects in India. Calcutta, 1970;

10. Idem. Early History of the Spread of Buddhism and the Buddhist Schools. New Delhi, 1980;

11. Guenther H.V. Buddhist Philosophy in the Theory and Practice. L., 1972;

12. Wayman A. The Buddhist Tantras: Light on Indo-Tibetan Esotericism. N.Y., 1973;

Религиозные установки в сочетании с благоприятной демографической ситуацией создают предпосылки для интенсивного экономического роста. Среди стран БРИКС наиболее высокими перспективами обладает Индия, отметил в докладе сотрудник Института географии РАН Станислав Горохов

В странах БРИКС распространены различные религии. В Китае доминируют традиционные национальные религии (конфуцианство, даосизм). В Индии большинство составляют индуисты. В остальных странах преобладают христиане. В России распространено православие, в Бразилии большинство составляют католики, в ЮАР – протестанты. Точную численность верующих установить трудно, но Станислав Горохов привел ориентировочные данные на ежегодной научной конференции Новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества».

Таблица. Численность верующих в странах БРИКС

Страна Наиболее распространенная религия Вторая по значимости религия
Китай Конфуцианство – 300 млн человек Даосизм – 52 млн человек
Индия Индуисты – 981,5 млн человек Мусульмане – 164 млн человек
России Православные – 58,8 млн человек Мусульмане – 9,4 млн человек
Бразилия Католики – 128,6 млн человек Протестанты – 44,2 млн человек
ЮАР Сионские христианские церкви – 5 млн человек Пятидесятники – 3,7 млн человек

Индуизм как фактор развития

Наибольшее число последователей в странах БРИКС имеет индуизм. Индуисты составляют чуть менее трети всего населения стран БРИКС. Индуизм исповедует около 75% жителей Индии, небольшое количество последователей этой религии есть в ЮАР.

Демографическая ситуация в Индии сказывается на характеристиках данной группы. Отличительной особенностью является средний возраст последователей – он составляет всего 26 лет. Несмотря на снижение коэффициента рождаемости (среднее число рождений у одной женщины – Ред.) в Индии, он продолжает оставаться достаточно высоким и составляет 2,5. Это, по прогнозам демографов, обеспечит рост численности населения Индии до 2060 года. Согласно прогнозам ООН, Индия в 2028 году обгонит по численности населения Китай, и выйдет по этому показателю на первое место в мире.

Индуизм предполагает неспешный, размеренный образ жизни, рассказал автор доклада. С точки зрения воздействия религии на экономическое развитие важной чертой индуизма является пиетет перед знаниями. Отмена кастовой системы способствует постепенному развитию социальных лифтов, что поощряет рост человеческого капитала.

При этом в стране неофициально проводится политика сдерживания миграционного оттока населения. Индуисты в настоящий момент наиболее активно включены в процесс международной миграции. Индия занимает второе место после Мексики по количеству эмигрантов. В 2010 году страну покинуло 11,8 млн человек. Если рассматривать международную эмиграцию в странах БРИКС, то индуисты составят около половины всего потока, еще треть – это мусульмане, оставшуюся часть составляют христиане.

По словам Станислава Горохова, пик миграционной активности мусульман пришелся на начало ХХ века. Индуисты включились в этот процесс только с конца ХХ века, поэтому в настоящий момент их доля в миграционных потоках высока. Большая часть мигрантов-индуистов едет в США, Канаду, в страны Персидского залива, ЕС.

Россия и ЮАР также являются акцепторами рабочей силы, но для мигрантов из стран БРИКС уровень предлагаемых вакансий не соответствует запросам мигрантов. Возвращаясь к индуизму, Станислав Горохов отметил, что данная религия является региональной, и поэтому не может считаться фактором межстранового взаимодействия.

В Китае отношения регламентированы

Китай – государство, где сосуществуют различные религии. 80% жителей страны исповедует национальные религии (конфуцианство, даосизм) или буддизм. Медианный возраст последователей буддизма более высок и составляет 34 года.

Первое место по глубине и длительности влияния на экономическое и культурное развитие общества оказывает конфуцианство. Центральными проблемами этой религии являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, уважение к старшим. По словам Станислава Горохова, религиозные воззрения китайцев во многом объясняют патернализм, господствующий в обществе, и помогают претворять в жизнь планы руководства страны, поощряют доверие.

Атеизм бывает разным

По численности в странах БРИКС второе место занимает нерелигиозное население. Его доля на 20% выше среднемирового показателя (11%). Столь высокая доля атеистов отражает историческую общность развития Китая и России в ХХ веке, и является последствием длительного периода атеизма в этих странах. Доля неверующих постепенно падает, что связано с религиозным возрождением этих стран. Однако в других странах наблюдается обратная тенденция – молодые не верят и отходят от религии. Эти разнонаправленные процессы приводят к внутренней разнородности этой группы.

Христианство как глобальная религия

Христианство является единственной глобальной религией, исповедуемой в странах БРИКС, отметил Станислав Горохов. Последователи христианства составляют большинство в Бразилии, России и Южной Африке. Христиане есть также в Индии и Китае.

Первое место по количеству христиан занимает Бразилия. Успех христианства, как средства культурной глобализации, связан, в первую очередь, с протестантизмом. Массовое распространение харизматического движения в Бразилии наблюдалось во второй половине ХХ века. В настоящий момент здесь существует пять харизматических деноминаций, каждая их которых включает в себя более 2 млн человек.

В ЮАР основные религиозные общины – христиане Сиона и пятидесятники. Они также принадлежат к протестантским церквям.

Основная доля православных проживает в России. По разным оценкам их численность в РФ составляет 40-80 млн человек. Медианный возраст верующих – чуть менее 40 лет. Выборочный анализ в России не показывает различий между религиозными и нерелигиозными людьми по количеству рождений.

Примерно оценивая количество детей в семье, можно сказать, что в России вне зависимости от религии ребенок, как правило, один. В странах, исповедующих буддизм, в семье обычно два ребенка, в протестантских семьях чащу всего трое детей.

Демографическое окно (высокая доля молодого трудоспособного населения) в странах БРИКС позволяет ожидать высоких результатов экономического развития. Наиболее низким медианным возрастом обладают индуисты, что указывает на огромный потенциал развития Индии.

См. также:

Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии
Саммит БРИКС – контроль исполнения
Последствия роста Китая и Индии для России

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *