К какой религии относятся калмыки понять нетрудно, если знать, что главной достопримечательностью этого российского региона считается Золотая обитель Будды Шакьямуни, которая представляет собой самый крупный буддийский храм в Европе.

Его помещение настолько огромно, что легко вмещает в себя музей, библиотеку, несколько конференц-залов, девятиметровую статую Будды, резиденцию главы буддистов Калмыкии.

Республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч; краткое название: Калмыкия) — это субъект Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района

При этом также стоит отметить, что Калмыкия географически относиться к Европе, поэтому его можно назвать единственным европейский регионом с преобладающим буддийским населением.

Калмыкия — это уникальный регион в составе Российской Федерации

Республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч; краткое название: Калмыкия) — это субъект Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа, является частью Поволжского экономического района. Столица — город Элиста.

Государственные языки: калмыцкий и русский. Национальный состав Калмыкии следующий:

42,6% столько жителей Калмыкии составляют люди других национальностей

  • калмыки — 57,4%;
  • русские — 30,2;
  • даргинцы — 2,7;
  • казахи — 1,7;
  • турки-месхетинцы — 1,3;
  • чеченцы — 1,2%.

Улица столицы Калмыкии Элисты. Какая религия у калмыков главенствует, можно понять, увидев в её столице буддийские дацаны. Фото: upload.wikimedia.org

Предки калмыков — ойраты (западные монголы), они жили в Центральной Азии, и от них калмыкам достался необычный головной убор. Этим головным убором ойраты отличались от монголов.

Для этого в него была вшита красная нить (улан зала). Она означала солнце и исходящие от него лучи. Носить подобный головной убор в 1437 году приказал ойратский правитель Тогон-Тайша.

В конце ХVI — начале XVII века ойраты разделились, при этом часть их переместилась через Южную и Западную Сибирь на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения западные монголы сформировались в отдельный этнос — калмыков.

Буддизм к калмыкам перешел от их предков — ойратов (западных монголов).

В начале ХVII века территория современной Республики Калмыкия вошла в состав Российского государства. В 1608 году царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калмыцких посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками русского подданства.

В дальнейшем калмыки активно участвовали в его жизни, многие калмыки воевали в составе русской и советской армии. С переходом на оседлость в Калмыкии стали строиться промышленные предприятия, города, железные и автомобильные дороги. С приходом советской власти была образованна Калмыцкая АССР как форма автономии калмыцкого народа.

«Улан-зала» в центре герба республики Калмыкия (принят 11 июня 1996 года). Улан-зала — небольшая кисть из красной ткани на головных уборах калмыков. Носить её повелел своим указом хан Тогон-Тайша, для того, чтобы ойраты (предки калмыков) могли отличаться от монголов

В августе 1942 — январе 1943 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками. В декабре 1943 года калмыки были обвинены в в коллаборационизме. Калмыцкую АССР упразднили, ее территорию передали Астраханской области.

Город Элиста переименовали в Степной, а значительная часть калмыцкого народа была депортированы в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан.

Всего по указанию Сталина депортировали более 92 000 человек.

Возрождение Калмыкии началось с 1990 х годов, когда была провозглашена Калмыцкая ССР в составе РСФСР.

Республика Калмыкия — единственный регион в Европе, исповедующий буддизм, поэтому понять какая религия у калмыков в России главная достаточно легко. Кроме того здесь также живут православные, католики, протестанты, мусульмане,

Буддизм — национальная религия калмыков

Принятие буддизма в Калмыкии среди ойратов происходило в два этапа: в XIII — начале XIV века и в конце XVI — начале XVII века. Первоначально новую религию приняла только ойратская знать.

XIII — XIV в этот период происходило активное принятие буддизма народами Калмыкии

Первым князем, обратившимся к буддизму среди ойратов, был торгутский правитель Сайн-Тэнэс-Мерген-Темене, сын которого Нейджи тойн (Цаган Номин-хан) по благословению далай-ламы начал распространять учение среди монголов и ойратов.

Массовой религией монгольских народов буддизм стал в XVII веке, именно тогда Калмыцкое ханство провозгласило его государственной религией. Произошло это 1640 году. Самый ранний ойратский монастырь «Дархан Дорджин кит» («Семь палат») располагался на берегу Иртыша. Он упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича 1616 года.

Буддийская церемония. Из книги Н.А. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (1834). Буддизм калмыки получили от своих предков ойратов. Фото: upload.wikimedia.org

Уже тогда не возникало сомнений, какая вера у калмыков. Расцвет Калмыцкого ханства пришелся на XVIII век, тогда калмыки наиболее тесно контактировали буддийским миром.

После 1711 года, когда Калмыцкое ханство было ликвидировано власти Российской империи стали прилагать усилия по контролю за количеством буддийских монастырей и духовенства.

Так в начале. XIX века калмыки начали называть все храмы монастырями, в официальных данных 1836 года упоминалось 106 хурулов.

80% столько в Калмыкии буддистов

В 60-х гг. XIX века были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофициальное положение.

Первые два десятилетия XX века характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в Калмыкии, ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма.

Буддизм был провозглашен государственной религией в 1640 году.

В годы советской власти буддизм в Калмыкии, как и другие религии, подвергся гонениям. Репрессии против буддийского духовенства в республике начались в 1931 году. Если в 1936 году в 14 действовавших храмах был 41 священнослужитель, то к началу Великой Отечественной войны в республике не было ни одного действовавшего буддийского храма.

В период депортации, когда часть калмыков была переселена в Среднюю Азию и Сибирь (1943 — 1957 года), из-за отсутствия храмов буддийская обрядность у них сохранялась на бытовом, уровне.

После того как Калмыцкая автономия была восстановлена и калмыцкий народ вернулся на родину в 1957 году, буддизм все еще оставался под запретом.

Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. Приезд в 1991 году далай-ламы XIV в Республику Калмыкия оживил здесь процессы возрождения буддизма. Фото: timofeyich.ru

Большую роль в возрождении буддизма в Калмыкии сыграл первый приезд в республику далай-ламы XIV-го летом 1991 года. После него было создано независимое от Центрального духовного управления буддистов СССР Объединение буддистов Калмыкии (ОБК).

О том, как активно развиваться в настоящее время калмыцкий буддизм можно судить потому, что в 2005 году в столице республике Элисте был открыт храм Бурхн-Багшин-Алтн-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который признан самым крупным культовым буддийским сооружением в Европе.

35 столько буддистских объединений зарегистрировано в Калмыкии

Сейчас в республике. действуют 35 зарегистрированных объединений буддистов, из них 34 относятся к традиционному для Калмыкии направлению буддизма — махаяне, 1 община принадлежит к движению Карма-кагью. В республике функционирует более 30 хурулов.

Православие — вторая по численности прихожан религия в Калмыкии

Какую религию исповедуют калмыки кроме буддизма можно узнать, изучив историю православия в республике. Так первые сведения о крещении калмыков относятся ко второй половине XVII века.

Целенаправленная миссионерская работа среди калмыков началась в первой четверти XVIII века. В 1724 г. в Санкт-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I.

В 1733 году архимандрит Никодим перевел на калмыкский язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы.

1940 в этом году в Калмыкии не осталось ни одного православного прихода

К середине 1754 года число принявших крещение калмыков достигло 8695 человек. В 1771 году часть калмыков, недовольная притеснениями царских властей и насильственным крещением ушла в Джунгарию, чтобы сохранить прежний образ жизни.

В 1839 году в Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцком языке.

Православные церкви в Калмыкии стали возводится, начиная с 1846 года. Первая церковь в Элисте (небольшой деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца) была сооружена в 80-х годах XIX века.

К 150-летию учреждения первого православного прихода в сентябре 2017 года на территории Казанского кафедрального собора установлена кибитка — копия походно-улусной церкви, действовавшей на территории Калмыкии во второй половине XIX века. Фото: upload.wikimedia.org

С приходом советской власти в Калмыкию начались гонения на православных и представителей других религий.

Так, если в 1926 году на территории Калмыцкой автономной области функционировало 17 православных приходов, то к 1940 году в республике не осталось ни одной легальной православной общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд.

Шли репрессии против духовенства. В период ненемецкой оккупации Карелии ряд общин возобновили деятельность, так, например, был открыт молитвенный дом в Элисте.

После освобождения республики от немцев молитвенные дома в Элисте и Приютном были зарегистрированы советскими властями и до начала 90-х годов XX века оставались единственными действующими приходами в Калмыцкой АССР.

Часть калмыков, недовольных обращением их в православие, откочевало в Джунгарию.

Возрождение православия в Карелии началось в 1990-х годах. Так 7 октября 1995 года постановлением Священного Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия.

В 1996 — 1997 годах в Элисте на месте разрушенной в 1939 году Крестовоздвиженской церкви был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

В настоящее время Элистинской епархии насчитывается 16 приходов, в дек. 2011 года в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат.

Католицизм появился в Калмыкии приходам сюда поволжских немцев

Католики появились в Калмыкии в середине XIX века, когда здесь стали селиться поволжские немцы. Кроме того, развитию католицизма здесь способствовали участники польского восстания 1863 — 1864 годов, отправлены сюда в ссылку.

XIX в этом веке в Калмыкии стали селиться поволжские немцы, принесшие сюда католичество

Естественно, что при доминировании буддизма и православия, а также из-за малочисленности прихожан, Католическая церковь не смогла завевать господствующее положение в том регионе.

Приход святого Франциска Ассизского. Католическая церковь в Элисте. Католицизм в Калмыкию принесли поволжские немцы. Фото: kalmykiatour.com

Жизнь католической общины Карелии активизировалась только в 1993 году, когда в республике было совершенно первое католическое богослужение. В следующем году в Элисте был зарегистрирован католический приход во имя Франциска Ассизского.

В 1995 году власти зарегистрировали еще 2 прихода: Антония Падуанского в Городовиковске и Максимилиана Кольбе в селе Весёлом Городовиковского района. В 1996 году в Элисте, Городовиковске и Весёлом построены часовни, при элистинском приходе действуют молодежный центр «Ассизи» и воскресная школа для детей.

1993 в этом году началось католическое движение в Калмыкии, через год зарегистрировали первый приход

Католическими приходами в республике ведает францисканский орден. Эти приходы входят в состав католической Саратовской епархии. Карельских католиков не более 150 человек. В основном по национальности они немцы, поляки, есть небольшое число русских и армян.

В Карелии действует множество протестантских церквей и деноминаций

В Республике Карелия активно работают представители протестантских церквей и деноминаций. После 2002 года в регионе открылось 14 зарегистрированных организаций различных протестантантских направлений.

В том числе 5 общин евангельских христиан, 4 общины христиан веры евангельской (пятидесятников), по одной общине лютеран (Лютеранство), баптистов, адвентистов седьмого дня, харизматов и Свидетелей Иеговы.

Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г. Элисты. Общее собрание. В Калмыкии действуют различные православные церкви и деноминации. Фото: kavpolit.com

Протестантизм появился в республике (кроме баптистов, пятидесятников и лютеран) в постсоветский период проповедниками с Украины, из Молдавии, США, Канады, Бразилии. В 2001 году 5 протестантантских организаций в Карелии объединились в Калмыцкую епархию Евангельского христианского миссионерского союза.

Протестантизм в регионе исповедует примерно 800 человек. В основном это основном это немцы и русские, есть небольшое число калмыков и представителей других народов.

Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии

Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.

2000 в этом году в республике создается «Единый мусульманский центр»

До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.

В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.

Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com

Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.

Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.

КАЛМЫКИ — монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии.

Чис­лен­ность 174,4 тыс. человек, в т. ч. в Кал­мы­кии 155,9 тыс. человек, Ас­т­ра­хан­ской области 7,2 тыс. человек, Вол­го­град­ской области 1,6 тыс. человек, Рос­тов­ской области 0,9 тыс. человек (2002 год, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Кир­ги­зии (ис­сык-куль­ские кал­ма­ки — около 6 тыс. человек в районе озере Ис­сык-Куль), Ук­раи­не; в XX веке зна­чительные калмыцкие ди­ас­по­ры воз­ник­ли в США (около 2 тыс. человек, штат Нью-Джер­си, Фи­ла­дель­фия; пе­ре­се­ли­лись из Ев­ро­пы в 1953 году), Гер­ма­нии, Фран­ции и др. стра­нах Ев­ро­пы. Об­щая чис­лен­ность около 200 тыс. человек (2008 год, оцен­ка). Го­во­рят на кал­мыц­ком язы­ке, поч­ти все вла­де­ют русским язык. Ве­рую­щие в основном буд­ди­сты (ма­хая­на, шко­ла Ге­луг­па), часть — пра­во­слав­ные.

Пред­ки калмыки — западные мон­го­лы ой­ра­ты, в начале XVII веке пе­ре­се­лив­шие­ся в Рос­сию и при­няв­шие русское под­дан­ст­во (на­счи­ты­ва­ли около 270 тыс. человек). К середине XVII века они об­ра­зо­ва­ли Кал­мыц­кое хан­ст­во; де­ли­лись на 4 улу­са, со­от­вет­ст­во­вав­ших эт­ническому делению (дэр­бэ­ты, тор­гу­ты, хо­шу­ты, чо­ро­сы; со­хра­не­ние спе­ци­фи­ки эт­нических групп влия­ет на со­ци­аль­ную и по­ли­тическую жизнь современных калмыков как в Рос­сии, так и за ру­бе­жом –»улу­сизм»). В 1771 году б. ч. калмыков, не­до­воль­ных при­тес­не­ния­ми со сто­ро­ны российских вла­стей, отко­че­ва­ла в Ки­тай, Кал­мыц­кое хан­ст­во бы­ло уп­разд­не­но. На опус­тев­ших зем­лях ста­ли се­лить­ся рус­ские и ук­ра­ин­цы, принёсшие с со­бой на­вы­ки осед­ло­сти, зем­ле­де­лия и т. п. калмыки со­став­ля­ли Кал­мыц­кое вой­ско, не­боль­шие груп­пы калмыков вхо­ди­ли в состав ураль­ско­го, орен­бург­ско­го и тер­ско­го ка­за­чест­ва. Калмыки, жив­шие по ре­кам Дон, Сал и Ма­ныч (бу­за­ва), с конца XVIII века под­чи­нялись управ­ле­нию Дон­ско­го ка­зачь­е­го вой­ска в 1870 году их зем­ли во­шли в со­став Дон­ско­го вой­ска об­лас­ти, где бы­ли об­ра­зо­ва­ны Ниж­ний, Сред­ний и Верх­ний улу­сы. В 1877 году эти ко­че­вые улу­сы ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в осед­лые ста­ни­цы по об­ще­ка­зачь­е­му образ­цу — Ило­вай­скую, Де­ни­сов­скую, Пла­тов­скую, Вла­сов­скую, Ку­тей­ни­ков­скую, Граб­бев­скую, По­та­пов­скую; в 1884 году они во­шли в об­разо­ван­ный тог­да же Саль­ский округ. Пос­ле Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917-1922 годов часть калмыков ока­за­лась в эмиг­ра­ции. В ре­зуль­та­те депор­та­ции 1943 года по­гиб­ло свыше тре­ти калмыков. По­сле 1957 года б. ч. де­пор­ти­ро­ван­ных вер­ну­лась в Кал­мы­кию. В ди­ас­по­ре су­ще­ст­ву­ют эт­нокуль­тур­ные ор­га­ни­за­ции (например, со­здан­ная в 2000 году Меж­ре­гио­наль­ная ас­со­циа­ция калмыцких сту­ден­тов).

Основное тра­диционное за­ня­тие — ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Раз­во­ди­ли круп­ный ро­га­тый скот (кал­мыц­кая по­ро­да, за­ве­зён­ная из Центральной Азии), овец (кур­дюч­ная гру­бо­шёр­ст­ная по­ро­да), ло­ша­дей (кал­мыц­кая по­ро­да), верб­лю­дов-бак­триа­нов. Ле­том круп­ный ро­га­тый скот, ло­ша­ди и верб­лю­ды сво­бод­но пас­лись на вы­го­нах, ов­цы — под при­смот­ром пас­ту­хов. Со 2-й четверти XIX века рас­про­стра­ни­лось се­но­ко­ше­ние, круп­ный ро­га­тый скот и верб­лю­дов пе­ре­во­ди­ли на стой­ло­вое со­дер­жа­ние. Передви­га­лись вер­хом на ло­ша­дях, в по­воз­ках и са­нях, за­пря­жён­ных ло­шадь­ми, верб­лю­да­ми, во­ла­ми. За­ни­ма­лись охо­той (в основном на сай­га­ка).

Ре­мёс­ла — гра­ви­ров­ка и че­кан­ка по ме­тал­лу (ук­ра­ше­ния, де­та­ли уз­ды, сё­дел, но­жен, ру­ко­яток, ку­ри­тель­ных тру­бок, ру­жей­ных при­кла­дов), резь­ба по де­ре­ву; ко­жа­ная ут­варь (со­су­ды, сум­ки) и кон­ская сбруя ук­ра­ша­лись тис­не­ни­ем, ап­пли­ка­ци­ей и вы­шив­кой, жен­ская оде­ж­да — вы­шив­кой и ап­пли­ка­ци­ей (зег) из раз­но­цвет­ных шну­ров, тесь­мы, по­зу­мен­та и др. С рас­про­стра­не­ни­ем осед­ло­сти раз­ви­ва­ют­ся сви­но­вод­ст­во, зем­ле­де­лие (зем­лю па­ха­ли 2-ле­меш­ным плу­гом в уп­ряж­ке из 6 бы­ков), с середины XIX века в ни­зовь­ях Вол­ги — са­до­вод­ст­во, с начала XX века — бах­че­вод­ст­во и ого­род­ни­че­ст­во, за­тем за­лив­ное ри­со­вод­ст­во (Сар­пин­ская низ­мен­ность). Тор­гу­ты по Вол­ге и по­бе­ре­жью Кас­пий­ско­го моря за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом, ра­бо­та­ли по най­му в рыб­ной и со­ле­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Тра­диционное жи­ли­ще — ре­шёт­ча­тая юр­та (гер, в литературе так­же на­зы­ва­ет­ся ки­бит­кой; пер­во­на­чаль­но пе­ре­вози­лась в повоз­ках в не­ра­зо­бран­ном ви­де). По­се­ле­ние (хо­тон) со­стоя­ло из 4-10 юрт род­ст­вен­ных по муж­ской ли­нии се­мей (то­роль). Юр­ты ста­ви­лись по кру­гу; в се­ре­ди­ну на ночь за­го­ня­ли скот. Хо­то­ны объ­е­ди­ня­лись в ай­ма­ки (во гла­ве с зай­сан­га­ми) и улу­сы. В осед­лых по­сёл­ках поя­ви­лись зем­лян­ки, по­лу­зем­лян­ки и на­зем­ные по­строй­ки с са­ман­ны­ми или дер­но­вы­ми сте­на­ми, дер­но­вой или ка­мы­шо­вой, об­ма­зан­ной гли­ной, кры­шей; вход был об­ра­щён на юг или вос­ток, печь по­ме­ща­лась в цен­тре или око­ло вхо­да. За­жи­точ­ные калмыки строи­ли сруб­ные и кир­пич­ные до­ма русского ти­па.

Ниж­няя оде­ж­да — бе­лая ру­ба­ха (ки­илг) с вшив­ны­ми ру­ка­ва­ми и шта­ны (шалвр). Муж­чи­ны но­си­ли беш­мет (бюш­мюд), на­бор­ный по­яс с но­жом в нож­нах, коль­цо и брас­лет, серь­гу в ле­вом ухе; во­ло­сы за­пле­та­ли в ко­су, ста­ри­ки бри­лись на­го­ло, ос­тав­ляя на те­ме­ни прядь во­лос. Де­ви­чья оде­ж­да, по-ви­ди­мо­му, за­им­ст­во­ва­на у на­ро­дов Кав­ка­за: до 12-13 лет на­де­ва­ли по­верх ру­ба­хи ту­го стя­ги­ваю­щий грудь и та­лию кор­сет (кам­зол), ко­торый но­си­ли до за­му­же­ст­ва. Свер­ху на­де­ва­ли шер­стя­ное или сит­це­вое пла­тье (би­из) с об­ле­гаю­щим ли­фом, цель­ной спин­кой и сбор­ка­ми на та­лии, тре­уголь­ным вы­ре­зом до талии и ма­ниш­кой, стоя­чим во­рот­ни­ком и уз­ки­ми ни­же лок­тя вшив­ны­ми ру­ка­ва­ми с бу­фа­ми, с на­бор­ным поя­сом. Жен­ское пла­тье (берз) но­си­лось без поя­са, име­ло цель­но­крое­ный пе­рёд и от­рез­ную спин­ку; по­верх не­го на­де­ва­ли длин­ные, рас­ши­тые по во­ро­ту, по­лам и прой­мам каф­тан (терлг) и без­ру­кав­ку (цегдг). Де­вуш­ки за­пле­та­ли во­ло­сы в ко­су, на голове но­си­ли ша­поч­ку (җатг). Ха­рак­тер­на жен­ская шап­ка (халвнг) с ши­ро­ким вы­ши­тым око­лы­шем; две ко­сы уби­ра­ли в на­кос­ни­ки (шиврлг, ши­вер­лиг) из чёр­но­го бар­ха­та или шёлка; к кон­цам кос при­кре­п­ля­ли це­поч­ки с серд­це­вид­ной се­реб­ря­ной бляш­кой (то­куг), сви­сав­шей из ши­вер­ли­га. Жен­ские крас­ные или чёр­ные са­пож­ки име­ли каб­лу­ки и за­гну­тый но­сок. Муж­ской и жен­ский го­лов­ные убо­ры ук­ра­ша­лись на ма­куш­ке крас­ной шёл­ко­вой ки­стью (от­сю­да про­зви­ще калмыков — «крас­но­кис­точ­ные»).

Основная пи­ща — мя­со (главным образом ба­ра­ни­на) и мо­ло­ко. Мяс­ные блю­да — буль­он (ше­люн), лап­ша с мя­сом и лу­ком, пе­чё­ное мя­со (в про­шлом — це­лая за­пе­чён­ная в зем­ля­ной пе­чи ту­ша), пель­ме­ни, по­тро­ха, кол­ба­са и др.; мо­лоч­ные — сыр, тво­рог, кумыс (чи­ген), кис­лый на­пи­ток из ко­ровь­е­го мо­ло­ка (чид­мег), ко­то­рый пе­ре­го­ня­ли так­же на вод­ку (арь­ка); из ос­тав­шей­ся по­сле пе­ре­гон­ки гу­щи де­ла­ли тво­ро­жи­стую мас­су (адмг), из неё — су­шен­ные на солн­це ле­пёш­ки (хурс), ко­то­рые за­па­са­ли на зи­му; све­же­го мо­ло­ка не пи­ли. Из пре­сно­го тес­та де­ла­ли ле­пёш­ки (гуйр), слад­кие пон­чи­ки (бор­цог), жа­рен­ные в мас­ле или в барань­ем жи­ре, и ола­дьи (цель­виг). Основной на­пи­ток — кир­пич­ный чай (джом­ба) с мо­ло­ком, мас­лом, со­лью и спе­ция­ми (мус­ка­том, лав­ро­вым лис­том и др.). Основная ут­варь — ко­тёл, вы­со­кая уз­кая кад­ка для при­го­тов­ле­ния мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов, де­ревянный со­суд для чая (домб), ко­ры­то (тэвш) или блю­до (тавг) для мя­са и др.; топ­лё­ное мас­ло хра­ни­ли в пу­зы­ре из же­луд­ка или ки­шок. В 1-й четверти XX века рас­про­стра­ни­лась фар­фо­ро­вая и фа­ян­со­вая по­су­да.

Су­ще­ст­во­ва­ли боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (то­роль) и пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ну­тук). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с ге­не­рационным ско­сом ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сительному воз­ра­сту и по­лу. Специальные тер­ми­ны су­щест­ву­ют для каж­дой ка­те­го­рии ку­зе­нов («су­дан­ский тип»). Пат­ри­ли­ней­ных род­ствен­ни­ков до 4-го вос­хо­дя­ще­го поколе­ния вы­де­ля­ют при по­мо­щи слож­ных тер­ми­нов, об­ра­зо­ван­ных от тер­ми­нов для от­ца и бра­та от­ца. Бы­ли рас­про­стра­нены ма­три­ла­те­раль­ные ор­то- и кросску­зен­ные бра­ки; бра­ки с род­ст­вен­ни­ка­ми по муж­ской ли­нии лю­бой сте­пе­ни стро­го запре­ща­лись. За не­вес­ту вы­пла­чи­вал­ся ка­лым, да­ва­лось при­да­ное. Прак­ти­ко­ва­лось умы­ка­ние. По­ли­ги­ния встре­ча­лась толь­ко сре­ди зна­ти. Бы­ли рас­про­стра­не­ны ле­ви­рат и со­ро­рат. Не­вест­ка долж­на бы­ла по­ка­зы­вать­ся муж­ским род­ст­вен­ни­кам му­жа толь­ко в пол­ной жен­ской оде­ж­де; от­кры­ты­ми мог­ли быть толь­ко ли­цо и кис­ти рук. Из ка­лен­дар­ных празд­ни­ков важ­ней­шие — Но­вый год (Зул) в на­ча­ле зи­мы, ве­сен­ний празд­ник Ца­ган сар (Бе­лый ме­сяц) в фев­ра­ле, лет­ний «празд­ник во­ды» Урюс сар.

Уст­ное твор­че­ст­во калмыков вклю­ча­ет в се­бя ми­фы, ле­ген­ды, пре­да­ния, сказ­ки и ге­роический эпос, об­ря­до­вые пес­ни. Са­мый зна­чительный па­мят­ник уст­ной куль­ту­ры калмыков — ге­ро­ический эпос «Джан­гар». Сре­ди спе­ци­фических жан­ров: йо­ре­лы (бла­го­по­же­ла­ния), ха­ра­лы (про­кля­тия, за­кли­на­ния), мак­та­лы (ве­ли­ча­ния), 3- и 4-строч­ные за­гад­ки («триа­ды» и «кат­ре­ны»), небыли­цы, ке­мял­ген (сло­вес­ное со­стя­за­ние на свадь­бе), пла­чи. «Дол­гие» пес­ни уту дун (ли­рические, сва­деб­ные, пес­ни празд­ни­ков Зул и Ца­ган сар, ско­то­вод­чес­кие пес­ни-за­кли­на­ния) по­ют­ся в оди­ноч­ку без со­про­во­ж­де­ния, им свой­ст­вен­ны рит­мическая сво­бо­да, бо­га­тая ор­на­мен­ти­ка. «Ко­рот­кие» пес­ни ахр дун (шу­точ­ные, пля­со­вые) по­ют­ся под ак­ком­па­не­мент дом­бры (2-струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент), от­ли­ча­ют­ся чёт­ким рит­мом. Муж­ские тан­цы бы­ст­рые, жен­ские — плав­ные. Дру­гие тра­диционные музыкальные ин­ст­ру­мен­ты: флей­ты бии­ве (по­пе­речная) и шов­шур (про­доль­ная; у кум­ских и тер­ских калмыков — с рас­тру­бом из ро­га; у волж­ских калмыков — под названием хулсн биш­кур), ду­хо­вой языч­ко­вый джим­бур (ана­лог ти­бет­ской сур­ны), гармони­ка икел (близ­ка русской са­ра­тов­ской).

В про­шлом бы­ли из­вест­ны смыч­ко­вый ин­струмент хур и щип­ко­вый — шу­дар­га (ана­лог китайского сань­ся­ня). Ряд мо­дер­ни­зи­ро­ван­ных традиционных инструмен­тов (се­мей­ст­во 3-струн­ных домбр), а так­же ин­стру­мен­ты монгольского про­ис­хо­ж­де­ния (цимбалы джин­ги­нур) вхо­дят в со­став ор­ке­ст­ра калмыцких народных ин­ст­ру­мен­тов. Куль­то­вые музыкальные ин­ст­ру­мен­ты (ти­бет­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; тра­ди­ция поч­ти пол­но­стью ут­ра­че­на): длин­ные се­ре­бря­ные тру­бы бю­ря, укюр-бю­ря, ко­рот­кие тру­бы гангдн, ганг­лин (из берцовой кос­ти че­ло­ве­ка), ду­хо­вой языч­ко­вый биш­кюр, ра­ко­ви­на-тру­ба дунг; ба­ра­ба­ны — 2-сто­рон­ний кен­кер­ге, в фор­ме пе­соч­ных ча­сов арам­бру; гонг ка­ранг, руч­ной ко­ло­коль­чик хон­хо, та­рел­ки цанг, та­ре­лоч­ки данк­ша (или цанг-цель­ник), жезл яр­ки с 3 бу­бен­ца­ми.

Иллюстрации:

Кал­мыч­ка в тра­ди­ци­он­ном убо­ре. Фо­то 1950-х гг. Архив БРЭ.

Кал­мыц­кий фольк­лор­ный ан­самбль. Архив БРЭ.

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Численность

Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:

  1. Торгуты
  2. Дербеты
  3. Хошеуты
  4. Хойты
  5. Олёты
  6. Бузавы

Где живут

Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.

Язык

Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.

Религия

Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

Элиста

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

  1. Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
  2. День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
  3. День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
  4. День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
  5. Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
  6. Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
  7. День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
  8. Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

УДК 81’23 (470.47) ББК Ш100.6 (2Рос.Калм)

Р.П. Харчевникова1, Т. С. Есенова1, Ю. Цэндээ2

1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова 2Монгольский университет поствысшего образования, Монголия

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАЛМЫКА: ЛИЧНОСТНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Исследование проводится по гранту РФФИ (проект № 16-24-03002)

Рассматриваются черты характера калмыка, проявляющиеся по отношению к другим людям и самому себе. Основой описания послужили лексические средства, выделенные методом сплошной выборки из лексикографических источников калмыцкого языка. Проанализированы разнообразные лексические единицы калмыцкого языка, которые обозначают такие признаки, как выдержка, стойкость, мужество, выносливость, умение бороться с трудностями, гордость, скромность, тщеславие и др. Показано, что выносливость, настойчивость, стойкость, выделенные психологами в качестве основных национально-психологических особенностей калмыков, характеризуются плотностью лексико-семантического обозначения.

Ключевые слова: национальный характер, калмыки, национально-психологические особенности, лексические средства.

R.P. Kharchevnikova1, T.S. Esenova1, Yu. Tsendee2

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov Mongolian University of post-graduate education, Mongolia

PSYCHOLINGUISTIC PORTRAIT OF THE KALMYKS: PERSONAL CHARACTERISTICS

Key words: national character, Kalmyks, national psychological features, lexical means.

Одной из актуальных научных проблем, разрабатываемых психологами, антропологами, философами, социологами, историками, филологами, является проблема национального характера. В современной гуманитарной науке данная проблема исследовалась с разных позиций, с использованием разных терминов. Так, Э. Фромм считает, что «образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, т.к. потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить» . Д. Рисмен предпочитает термин «социальный характер», не отрицая разнообразия индивидуальных черт личности . А. Кардинер использует понятие

«базовая личность», включающее склонности, представления и особенности межличностных отношений, которые помогают индивиду достичь удовлетворенности в жизни . Р. Линтон, описывая ролевое поведение в социуме, вводит понятие «статусная личность», для которой характерна совокупность прав и обязанностей, определяющая место индивида в обществе . Понятие «базовой личности», которое исключало вариации индивидуальных признаков, пересмотрено К. Дюбуа. Для учета личностных характеристик, устанавливаемых в процессе полевых исследований, он вводит термин «модальная личность». Т. Адорно и его коллеги, придавая большое значение опыту раннего детства, выступающему в качестве движущей силы развития всей личности в последующие этапы жизни, отдают предпочтение понятию «авторитарная личность» . У Г. Маркузе базовым понятием выступает «одномерный человек», которое отражает идею ученого об однотипности современных людей, обусловленной одинаковыми желаниями, сформированными под влиянием идей общества массового потребления .

В отечественной науке национальный характер понимается как часть интегральной характеристики социально-психологических особенностей людей, принадлежащих к конкретной культуре. Это понятие почти совпадает с категорией базовой личности, под которой понимаются «те склонности, представления, способы связи с другими и т. п., которые делают индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и идеологии и которые позволяют ему достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка» .

Национальный характер калмыков изучался З.С. Бадмаевой в рамках диссертационного исследования. В ходе психологического исследования ученый приходит к выводу, что «у калмыков под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития сформировались такие черты характера, как стойкость в достижении поставленных целей, верность данному слову, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, способность переносить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности» . Б. А. Бичеев , исходя из общественно-политической, социокультурной истории народа и военного прошлого, к культурным константам калмыков относит идеи рода, родства, преемственности поколений, связи с природой. В. Г. Крысько в монографии «Этническая психология» выделяет «такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, которые обеспечили успешность их жизни в достаточно трудных природно-климатических условиях» . На основе анализа исторических хроник исследователи заключают, что «с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными» .

Ранее нами были рассмотрены антропологический портрет калмыка через описание его физических характеристик (роста, внешности, волос, глаз, ушей и др.) , личности калмыка через его отношение к труду как главной характеристики человека . Предметом изучения данной статьи являются черты характера калмыка, проявляющиеся по отношению к другим людям и самому себе. Как и в предыдущих работах, в настоящей статье основой описания послужили лексические средства калмыцкого языка, выделенные методом сплошной выборки из лексикографических источников и проанализированные с использованием лексико-семантического и лингвокультурологического приемов анализа.

С общепсихологической точки зрения выделяются такие черты характера, как гордость, самокритичность, скромность, тщеславие, эгоизм и др., которые связаны с самим человеком, его внутренним состоянием.

Положительным качеством личности, которое проявляется относительно себя, а не относительно других людей, является скромность. Для обозначения скромности, понимаемой как умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным во всех требованиях, в калмыцком языке существует слово тесун ‘скромный’. Для обозначения скромного человека в калмыцком языке используются атрибутивное словосочетание ик санан уга и описательный оборот бийэн икд эс тэвдг (букв. не возвышающий себя).

О.К. Мушаева, посвятившая исследованию презентационных регулятивных концептов «скромность», «застенчивость», «стыдливость», «нерешительность», «хвастовство», «нахальство» в калмыцкой лингвокультуре, пришла к выводу, что они представляют собой класс тесно взаимосвязанных единиц, системообразующим ядром которых являются социальные предписания самопрезентации, а дифференциальными признаками выступают уточнения избыточного и недостаточного проявления определенных качеств личности . При этом исследователь заключает, что «наиболее значимыми для калмыцкого языкового сознания являются признаки спокойствия, гендерных установок поведения, строгого запрета на демонстрацию неуважения к другим» .

К важным признакам, характеризующим человека, относятся волевые качества, такие, как стрессоустойчивость, выносливость, умение бороться с трудностями. Высокий уровень умственных способностей, имеющийся набор знаний не достаточны для реализации личностных характеристик, необходимы волевые качества. Не случайно данная черта детально осмысливается калмыцким сознанием: для обозначения волевых качеств и человека, обладающего такими качествами, в калмыцком языке существует разнообразная лексика. Данная тематическая группа слов обозначает качество человека, выражающееся в преобладании волевой стороны психики, проявляющейся в способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Синонимический ряд лексики объединяется вокруг семы «мужество, отсутствие страха перед препятствиями и опасностями»: ээдго ‘храбрый’, зврг иктэ ‘смелый, отважный’, зYрктэ KYн ‘отважный’, юмнас ээдго ЗYрктэ кун ‘бесстрашный’, хату ЗYрктэ кун ‘твердый человек, волевой’, эрлхг ‘мужественный, храбрый, смелый, отважный’, цвкршго ‘неутомимый, не отступающий перед трудностями’. Слова, входящие в синонимический ряд, различаются с точки зрения степени проявления рассматриваемого признака. Храбрым называют человека, который отличается бесстрашием в бою, особой смелостью в противостоянии кому-то (чему-то), действующий решительно, не проявляя страха, не боясь опасности. В средствах, обозначающих данный признак, присутствует лексема зYркн ‘сердце’. Можно думать, что калмыки смелость, мужество соотносят с сердцем. При этом наличие сердца (зурктэ) связывается с отвагой, твердость сердца (хату зуркн) связывается с наличием воли, мужества; сердце, ничего не боящееся (юмнас ээдго зуркн), ассоциируется с бесстрашием.

Отважный человек мыслится как человек, не боящийся опасностей, смелый, храбрый. Отвага понимается как храбрость, бесстрашие, доблесть, уверенная решимость. Чаще всего данное качество человек проявляет в случае, когда надо защитить других людей или высокие идеи (например, в боях за Отчизну в годы войны). Смелый — это человек, не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей, храбрый, отважный. Такой человек обозначается через словосочетания зврг иктэ ‘смелый, отважный’,

зурктэ кун (букв. с сердцем) ‘отважный’, юмнас ээдго зурктэ кун (букв. с ничего не боящимся сердцем) ‘бесстрашный’. Как видим, в средствах обозначения волевых качеств человека наблюдается размытость семантических признаков.

Выше говорилось о том, что в калмыцком языке существуют словосочетания, характеризующие волевые качества человека через лексему зурки ‘сердце’. Ряд примеров с компонентом зурки ‘сердце’ можно расширить. Хладнокровного человека калмыки называют киити зурктэ кун (букв. с холодным сердцем’), киитрхг зурктэ кун (букв. с холодноватым сердцем’), решительного человека называют мвсн зурктэ кун (букв. с ледяным сердцем’). Как видим, в приведенных обозначениях используется метафора с семантикой температуры. Согласно калмыцкой картине мира, пониженная температура (киитн ‘холод’) ассоциируется с хладнокровием, высокая степень холода (мвсн ‘лед’) — с решительностью. Отметим, что, помимо температурной метафоры, для передачи значения «хладнокровность» используется метафора «твердости»: хату зурктэ кун ‘хладнокровный человек’. Итак, по представлениям калмыков, отвага, смелость, т.е. волевые черты характера ассоциируются с сердцем, смелость «локализована в сердце».

Антиподом волевого, сильного, смелого, отважного, решительного человека, умеющего преодолевать возникающие в жизни сложности, не теряющего самообладания в опасной ситуации, является слабый человек, для которого характерен недостаток энергии, физических и душевных сил. В калмыцком языке такого человека называют таньг. При этом бессильный физически человек обозначается описательно как кучн тату (букв. мощи недостаточно), чидл тату (букв. силы недостаточно) кун.

Трусливый человек легко поддается чувству страха, робок в действиях, обладает душевной слабостью, не способен противостоять страху. Такой человек в калмыцком языке обозначается следующими средствами: ээдг ‘боязливый, трусливый’, ээмтхэ ‘боязливый, робкий, пугливый, трусоватый’, звргго ‘нерешительный, несмелый’, хэм кун ‘нерешительный, трусливый человек’. Среди приведенных обозначений обращает на себя внимание оборот, основанный на зоониме — туула зурктэ кун (букв. с сердцем зайца) ‘трусливый’. Наивысшая степень страха, душевной слабости отличает трусливого человека от застенчивого, который в присутствии других людей испытывает чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности (хэрг кун), а также робкого, не имеющего уверенности в себе и своих действиях, скованного (хормтха), неуверенного в себе и своих силах, неспособного принимать решение, выражать внутреннюю силу, правоту, вести себя уверенно (хултхлзсн кун), преисполненного внутреннего волнения, душевного трепета (чичрсн).

К признакам, характеризующим человека с волевой точки зрения, примыкает черта «выдержанность». Выдержка является своего рода маркером зрелости личности. Она проявляется в способности выносить лишения, удары. Выдержанный человек понимается как умеющий держать удары судьбы, стойко выносить лишения, владеющий эмоциями и настроениями, не допускающий импульсивных действий. Такой человек в калмыцком языке называется бэргтэ кун ‘выдержанный человек’, цегтэ кун ‘выдержанный’. Человека, не обладающего данной чертой, калмыки называют цалдц, томаго ‘несерьезный, невыдержанный’.

Если выдержанность характеризует человека с психической стороны, то выносливость характеризует человека с физической стороны. Выносливый, стойкий человек способен многое вынести, вытерпеть, а также прикладывать в течение длительного времени значительные усилия в дело, которым он занимается. Благодаря исключительной выдержанности, а также выносливости, многие поколения калмыков

справлялись с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю народа, несмотря ни на что продолжали жить. В калмыцком языке выносливого человека называют чидмг кYн ‘выносливый человек’, чиирг ‘выносливый, крепкий, сильный’, квдлмшд чиирг кун ‘выносливый человек’, тецкэтэ чиирг кYн ‘выносливый человек’. К этой тематической лексике примыкают слова, в семантике которых присутствуют значения ‘выносливый, неутомимый, упорный’. К данной группе слов можно отнести цвкрлтго ‘неутомимый, упорный’, цуцрлт уга ‘неутомимый’, цвкршго ‘неутомимый, не отступающий перед трудностями’, цухршго ‘неотступный, настойчивый, упорный’. Не обладающего данной чертой человека калмыки называют тесврго ‘нетерпеливый, нестойкий, невыносливый’, цуцрсн ‘усталый, утомленный’. Отметим, что первое слово содержит отрицательную коннотацию.

Стойкость как черта характера, выражающаяся в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели, умении противостоять жизненным невзгодам, характеризует человека с положительной стороны. Человек, стойкий с физической точки зрения, обозначается словами хату, чаф, чиирг, тахшсн. Человек, психологически стойкий, обозначается словосочетаниямиухаhан сольдго (букв. на меняющий мыслей), нег мвслсн (букв. одинарный, т. е. имеющий одни мысли).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человека, терпеливо переносящего физические трудности, калмыки называют тесвртэ ‘терпеливый, выносливый, стойкий’. Для терпеливого человека характерна способность спокойно ждать, сохранять выдержку, самообладание в ожидании нужных результатов, способность заниматься чем-либо долго, проявляя упорство, настойчивость. Терпение весьма важно для достижения результатов в любом деле, оно характеризует волевую сторону личности человека. Человека, для которого не характерно терпение, калмыки называют тесврго ‘нетерпеливый, нестойкий, невыносливый’. Выдержка, проявляемая в общении, характерна для воспитанного человека, демонстрирующего данную черту в своем коммуникативном поведении. Такой человек называется тевчцhY ‘терпеливый’, тевчгч кун ‘выдержанный человек’; обладающего большой выдержкой называют ик тевчэртэ кYн ‘человек большой выдержки’. Эта черта характеризует человека с точки зрения воспитания как вежливого человека, терпеливо относящегося к недостаткам других. Человек, не обладающий терпеливостью к другому человеку, называют тевчдго ‘нетерпеливый’.

Терпению в определенной степени близко такое важное волевое личностное качество, как упорство, понимаемое как настойчивое стремление к чему-либо для осуществления задуманного, благодаря этой черте, человек добивается поставленных целей. Для обозначения человека, характеризующегося упорством, в калмыцком языке выделяются следующие слова: цвкршго ‘неутомимый, не отступающий перед трудностями’, цвкрлтго ‘неутомимый, упорный’, цухршго ‘неотступный, настойчивый, упорный’. В семантической структуре данных единиц присутствует компонент ‘неутомимый’, т.е. рьяный, ревностный, усердный. Человек, не знающий физической устали, обозначается словом муурдго ‘неутомимый, неустанный’. Сильного физически человека калмыки называют чидл иктэ ‘сильный’, чидлтэ кун ‘сильный человек’, а слабого — таньг. Если слабость не является чертой характера человека, а является результатом временной усталости, то такого человека называют цуцрсн ‘усталый, утомленный’, муурсн ‘усталый, утомленный’.

К волевым качествам, положительно характеризующим человека, относится несгибаемость, понимаемая как стойкость, упорство, непреклонность. Для обозначения человека, обладающего данной чертой, используется описательный оборот юмнас хотадго кун ‘несгибаемый, упрямый человек’.

Таким образом, лексико-семантический и лингвокультурологический анализ лексических средств, выделенных методом сплошной выборки из лексикографических источников калмыцкого языка, свидетельствует о том, что выносливость, настойчивость, стойкость, определяемые психологами в качестве основных национально-психологических особенностей калмыков, характеризуются плотностью лексико-семантического обозначения.

Список литературы

1. Бадмаева 3. С. Национально-психологические особенности калмыков: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -М., 1997. — 169 с.

2. Бичеев Б. А. Дети неба — синие волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. — Элиста, 2005. — 200 с.

3. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Социология: Энциклопедия. — Минск, 2003. — 1312 с.

4. Есенова Т.С., Харчевникова Р.П., Есенова Г.Б. Антропологический портрет калмыка // Вопросы психолингвистики. — 2017. — 2 (32). — с. 62-74.

6. Калмыцко-монгольско-русский словарь / Ответственный редактор П.Ц. Биткеев. -Элиста, 1986. — 214 с.

7. Калмыцко-русский словарь / Под редакцией Б. Д. Муниева. — М., 1977. — 764 с.

8. Калмыцко-русско-английский учебный словарь разговорной речи / Под редакцией

B.Н. Мушаева. — Элиста, 2014. — 73 с.

9. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. — 1971. —

C. 122-159.

10. Крысько В.Г. Этническая психология. — М., 2002. — 320 с.

11. Манджикова Б.Б. Хальмг келнэ тээлвр толь / Ответственный редактор Н.Н. Убу -шаев. — Элст, 2002. — 171 х.

12. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. — М., 2002. — 526 с.

13. Мушаева О.К. Презентационные регулятивные концепты в калмыцкой, русской и английской лингвокультурах: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Волгоград, 2008. — 206 с.

15. Русско-калмыцкий словарь / Под редакцией И.К. Илишкина. — М., 1964. — 800 с.

16. Смирнов П. А. Краткий русско-калмыцкий словарь. — Казань, 1857. — 127 с.

17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 2004. — 368 с.

18. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб., 2001. — 368 с.

19. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. — М., 1968. — 544 с.

20. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 2006. — 571 с.

21. Хальмг келнэ синонимсин толь / Ответственный редактор Н.Н. Убушаев. — Элст, 2002. — 208 х.

22. Я изучаю калмыцкий. Малый русско-калмыцкий словарь / Сост. И.К. Илишкин, В.Д. Бадмаев, М.О. Шургучинова. — Элиста, 2003. — 512 с.

Возродившиеся из легенд, мифов обычаи ойратов (предков калмыков), составили основу древнего религиозного направления. Жители республики Калмыкия являются единственными буддистами стран Европы. История буддизма в стране имеет интересную, сложную судьбу. Она тесно связана с жизнью Тибета, сыгравшей центральную роль её становления.

  • История появления религий

Вероисповедование буддистов Тибета стало главной религией ойратов в XVI столетии (период власти Алтан-хана). Древние племена, покинувшие Джунгарию, поселившиеся в степях на просторах между Волгой, Доном, принесли с собой элементы буддизма, строго соблюдавшиеся повседневной жизнью калмыков. Их сохранение, развитие главенствующее значение имела связь с иерархами буддистов Тибета. Появились первые монастыри (хурупы). Названия им выбирал Далай-лама (он три раза приезжал на новое место жительство калмыков). Все хурупы были уничтожены к 1940 году, а в судьбе народа было много тяжёлых испытаний. Учёные выделяют два исторических этапа развития буддизма Калмыкии: периоды XIII-XIV столетий, время с конца XVI до начала XVII века. Молодые поколения многие годы росли без духовного наследия своих национальных особенностей, традиций. Восстановление, возрождение буддизма на просторах республики имели много сложностей. В 1988 году население Элисты зарегистрировало первую общину буддистов, как организацию для создания необходимого решения духовного кризиса, выхода из состояния религиозного невежества (появившегося в результате действий России) по законам предков.

Особенности господствующей буддистской религии Калмыкии имеют отличительные черты:

1.Соблюдения специфической календарной обрядности. Начало нового года отсчитывается от зимнего Нового года, отмечаемого в период солнцестояния. В других странах с буддистской религией отсчёт начинают от первого лунного месяца весной. Это Монголия, Бурятия, Япония, Тибет, Китай.

2.Почитание древнего религиозного персонажа Белого старца, могущественного покровителя курганов, обычаев, действующих в раннем периоде веры (процедура жертвоприношения). Сейчас роль жертвы выполняют овцы. Или древнего языческого ритуала уничтожения «чёрного языка».

На этапе восстановления вместо лам (их не было) ритуальные действия совершали медлгчи (знатоки религии, не имеющие подтверждённого сана). В Элисте активно работала основная община женщин-мирянок (мацгта эмгчуд), соблюдающих посты, три раза в году проводивших обряды в домах простых верующих. Власти республики играли важную роль в официальном возрождении буддизма в Калмыкии (особенно после избрания Илюмжинова президентом с 1993 года). Строительство храмов, монастырей, 21 хурула во всех регионах Калмыкии происходило с его поддержкой. Вместе с ними на карте столицы появлялись новые здания, школы буддийского образования во всех общинах страны.

Кроме, буддийских организаций, (их 44 единицы) в республике Калмыкии правомочно действуют другие вероисповедования (5 православных, 10 исламских, 9 евангельских христиан, 3 организации римско-католической церкви, адвентисты седьмого дня, Армия Спасения официальной конфессии). Законы республики дают возможность гражданам Калмыкии свободно выбратьм основное вероисповедание. История православия страны берёт свое начало с XVII столетия. Первыми верующими были переселенцы Украины, России. Калмыки добровольно принимали тип вероисповедования (христианство, мусульманскую веру). Православные церкви официально возводились в XIX столетии (их было около 40 единиц). Атеистическая борьба Советской власти безжалостно их разрушила. Учреждение Элистинской и Калмыцкой епархии в 1995 году открыло новый этап истории православия страны. Через два года Патриарх Московский и всея Руси освятил Главный Элистинский Собор в честь Казанской Богоматери. Рядом с ним установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому.

  • Основные вероисповедания сейчас

Расцвет религиозных течений Калмыкии, начавшийся в XX столетии, привёл к появлению новых храмов, высших конфессиональных школ, укреплению связей с идеологическим направлением школ Тибета. Сейчас в республике исповедуют два основных вида религиозного движения, определяющих сознание населения:

1.Религиозное движение, возрождающее национальные традиции буддизма (он преобладает в республике). Представителем движения является община «Возрождение», функционирующая под руководством Музаевой. В перечень её основных задач (решаемых из года в год) входит воссоздание до буддистских верований калмыков (тенгрианство).

2.Религиозное движение, развивающее буддизм по образу религии в странах Запада (их можно увидеть на карте) через создание дхарма центров, общин мирян, изучающих наследие будды, освоивших законы медитации. Новые дхарма центры Элисты объединили буддистов с современной молодёжью. Появился интерес к разным школам тибетской религии. Образовалось много общин: Нигма, Кагью, Карма Кагью, что видно на карте республики.

Возрождение основного типа вероисповедования Калмыкии связано не только с появлением новых монастырей, хуралов, но и воспитанием высокообразованных священнослужителей. 15 юношей, получивших высшее духовное образование, (ламы) первыми начали деятельность среди верующих в хурулах. Повышение интереса к философии буддистов привёло к созданию международного института Кармапы в Элисте. Он открыт силами государства, которое много лет оказывает финансовую поддержку молодёжи, обучающейся в институте.

Православная епархия Калмыкии также поддерживает священнослужителей своей веры. Молодёжь обучается в духовных заведениях Москвы, Белгорода. Таким образом, создаются правильные условия для развития религиозных мировоззрений общин. Сейчас в Калмыкии одновременно действуют буддийские монастыри, православные церкви, несколько храмов, была небольшая мечеть приверженцев ислама. Православная епархия является самой развивающейся организацией верующих Юга России. Её деятельность направлена на создание религиозного мировоззрения, основанного на культуре, образе жизни, моральных принципах христианства.

Современное состояние верующих, придерживающихся законов ислама, значительно хуже. После пожара в единственной мечети идёт обсуждение выделения нового места, начале строительства мечети сторонникам ислама.

  • Местные обряды, обычаи

Особенности культуры тюрко-монгольских народов сохранились в обрядах жизненного цикла калмыков. В них отражается влияние древних культов: огня, плодородия, солярного, животных и т.д. Многие обычаи сформированы под влиянием шаманских, буддийских ритуалов (похороны), условий жизни кочевников. С отдельными традициями боролись русские власти. Тела покойных калмыки выбрасывали в степь. Только в XIX столетии их стали хоронить в земле. Древние традиции составляют основу религии Калмыков. Национальной особенностью калмыцкого народа является постоянство, безупречная преданность наследию предков. Сохранившиеся ритуальные действия жизненного цикла позволяют понять механизмы мировоззрения, культуры, родовой организации, мировосприятия населения калмы. Определить их этногенетические корни. Среди многочисленных «правил поведения» интерес представляют следующие традиции:

1.Свадебный обычай представляет сложный комплекс обязательных элементов, имеющих правовое, социальное, мировоззренческое влияние, направленное на утверждение социальной значимости новой семьи, получающий определённый статус в обществе. На свадьбе с весельем, плясками, розыгрышами закреплялась древняя связь семей новобрачных, следование большим традициям, строгим выполнением взаимоотношений. Несмотря на то, что в современных свадебных обычаях исчезли многие элементы (смотрины жениха, подготовка специального набора постельного белья у невесты, обязательного проведения отдельных торжеств в домах новобрачных) основной смысл свадьбы сохранился. Он заключается в обязательной реализации присоединения жениха к роду невесты и принадлежность её от рождения другому родовому гнезду (символически происходит изменение категории «чужого в своё»). С этим связаны необычные процедуры: обрезать ногти, прядь волос невесты перед уходом из дома (чтобы не нарушить благополучие своего рода). Перед уходом невеста пьёт молоко, завязывает платок, приданое погружают в свадебный поезд. Его формирует жених из 9 или 11 неженатых друзей. Он закупает спиртное (его количество говорит о пышности мероприятия).

2.Родильный обряд является началом жизненных циклов людей. Считают, что в дородовый период у ребёнка есть покровитель, определяющий его дальнейшую судьбу. Для защиты ребёнка калмыкские женщины применяют приёмы «спрашивания души», контактной, парциальной магии, гаданий. До сих пор сохраняются традиции захоронения последа, основанные на связях с потусторонним миром, преодолении границ миров при родах, а послед «хоронят, как заместителя ребёнка». Рождение ребёнка в условиях лучших родильных домов не позволяет провести полностью древний обычай. Но при выписке из роддома калмыки обязательно проводят торжество: мелялга, дарение первой рубашки (бярна), пелёнки (хучлг), колыбели, определённым количеством скота, проведение ритуальных действий от сглаза матери, ребёнка. По специальным обычаям проводится первая стрижка новорожденных, встречаются его первые шаги. Комплекс семейных родильных обрядов направлен на желание создать счастливую судьбу человека.

3.Погребальный (похоронный) обряд основан на представлениях калмыков о необходимости задабривания покойных, чтении молитв, веры в загробную жизнь, её тесной связью с живыми, покровительстве в законах загробного мира. Кочевая жизнь жителей страны требовала реализации разных методов погребения (грунтовое захоронение, водное, на деревьях арангасное). Появление стационарных кладбищ связано с уменьшением территорий кочевий, появления жилья в городах. Сейчас на всех могилах калмыков преобладают надмогильные субурганы, бумбо, цаца (раньше их возводили только на могилах аристократических семей). Проводятся обряды (как излагается в разных источниках), связанные с наступлением смерти, похоронами, проводами покойного к месту захоронения. Поминальные традиции во время похорон сохранились сейчас. Они имеют значение в представлениях о периоде, связанным со смертью, новым началом жизни.

4.Морально-этические обряды. Это древняя, неукоснительно соблюдаемая, система отношений между поколениями, уважения старших. Молодёжь не перечит старшим, помогает во всех делах, оказывает почёт, уважение. Мудрость, накопленная калмыками за многие столетия, записана в знаменитом эпосе «Джангар» и передается последующим поколениям. Кстати, преобладают обычаи калмыков, по которым надо знать своих предков, родственные связи до седьмого колена.

Культурное, духовное наследие удивительного народа является образцом простоты, высокой мудрости, нравственности. В каждой жизненной ситуации (простом чаепитии), поведения людей видна преемственность поколений, сохраняющая наследие культуры, формирующая общество под положительным влиянием религиозных взглядов Калмыкии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *