вене́ц — вено́к

Слова составляют паронимическую пару. Часть речи слов: существительные. Составляют гнездо пар с паронимами: венечный — веночный.

венец — 1. Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. 2. Атрибут венчания при церковном обряде вступления в брак; венчание (разг.). 3. перен. Успешное завершение чего-либо как награда за труды, старания (высок.). 4. Ореол, светлый ободок вокруг небесного светила, вокруг головы на иконе. 5. Каждый горизонтальный ряд брёвен в срубе, в шахте. 6. Кольцо из сплетённых в кружок растений (устар.).
Примеры:
1) царский, золотой, драгоценный венец;
2) держать венец над головой;
3) венец стараний, усилий;
достичь венца;
4) яркий, тусклый венец;
венец солнца, луны, святого;
5) новый, следующий венец;
венец шахты, сруба;
готовить венец;
6) красивый, пышный венец;
венец мученика.
Терновый венец (перен. символ мученичества, страданий; высок.). Идти под венец (выходить замуж, жениться; устар.). Муж жене — отец, жена мужу — венец (муж для жены — опора, а жена мужу — украшение; устар.). Добрый конец — всему делу венец (хорошее завершение украшает дело).
Популярная фраза:
Терновый венец (перен. символ мученичества, страданий; высок.). Идти под венец (выходить замуж, жениться; устар.). Муж жене — отец, жена мужу — венец (муж для жены — опора, а жена мужу — украшение; устар.). Добрый конец — всему делу венец (хорошее завершение украшает дело).
венок — Украшение из цветов или ветвей (живых или искусственных), сплетённых в виде круга; круглая гирлянда, возлагаемая в знак признания, почётной награды, присвоения высокого звания.
Примеры:
венок из роз, из васильков, из листьев;
плести венок;
лавровый, дубовый, серебряный, массивный, траурный венок;
венок победителя, чемпиона;
поднести венок;
возложить венок. ПечататьПаронимы на букву:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко

Вопрос:

Не могли бы Вы пояснить, откуда пошло понятие «мученический венец»? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В древности венец был знаком: 1. Царской власти и могущества. 2. Победы и почести. Особые венцы надевали полководцам, возвращавшимся с победой. Жениху и невесте надевали на головы венок из цветов: Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его (Песн.3:11). Победителей состязаний венчали лавровым венком.

В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:7-8). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1Пет.5:4).

Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10).

Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига.

Венчальные венцы – один из главных атрибутов процедуры бракосочетания. Эти церковные атрибуты во время венчания молодой пары в храме, возлагаются на невесту и жениха. Венчание относится к семи таинствам христианской церкви и проходит в два этапа: венчание и обручения. Каждый священник занимающийся венчанием молодых пар, старается купить венец покрасивее и богаче, для того, чтобы показать всю святость и важность обряда.

Наша церковная мастерская сама изготовляет венцы венчальные купить или заказать которые можно в любое удобное для вас время. Все товары этого типа отливаются из качественной латуни, полируются и декорируются драгоценными камнями. В ассортименте присутствуют варианты так с, так и без тканых вставок. Поэтому венцы для венчания купить лучше всего у нас, так как соотношение качество цена просто отличное.

Короны для венчания являются символом крепкого брака, человеческого достоинства и победы молодой пары над плотскими страстями и утехами. По своей форме они напоминают головные уборы царей, одна из которых является образом Христа Спасителя, другая Девы Марии. В отличие от славянских корон греческие венцы для венчания не имеют бархатного купола, а иногда латунную основу и вовсе заменяют цветочным венком.

Когда то давно после процедуры бракосочетания, жених и невеста должны носить свои венцы для венчания целых восемь дней, после чего священник, читая молитву, снимал их. Ни в коем случаи нельзя было снимать их на протяжении всего времени установленного церковью.

Производство венчальных корон

Производство венчальной короны это длительный и трудоемкий процесс, который включает в себя подготовку эскиза будущего изделия, затем согласно подготовленному эскизу отливается или гнется из латуни основа венца. После того как сам каркас будет готов его полируют и покрывают лаком или золочением.

Как греческие венцы для венчания, так и их русские аналоги декорируют полудрагоценными и драгоценными камнями, литографическими или эмалевыми вставками. Если дизайн требует применения тканевых вставок, то пошивочный цех из бархата или другой качественной ткани изготовляет вставку, которую затем во время сборки венца устанавливают в заранее подготовленный каркас.

Латунь по своей природе, отличный метал, он устойчив против влаги и механических повреждений, так же стоит отметить — долговечность метала. В музеях православной церкви находятся латунные изделия, которым свыше 300 лет и они как не странно выглядят красиво и эстетично. Даже на просторах интернета можно отыскать старинные венцы по фото которых видно, на сколько они хорошо сохранились. На данное время технология изготовления венцов для венчания не изменилась, используются все те же материалы и техники.


Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери Из Константинополя до Парижа. Благословляя на Четвёртый Крестовый Поход, а впоследствии прощая все злодеяния крестоносцев, Папа Иннокентий III преследовал (кто бы усомнился) самую благую цель – поднять с колен престиж Римского Папства и объединить – под началом Рима, разумеется – восточное и западное христианства. Результат оказался закономерным. То есть ровно противоположным. Восточное и западное христианство презрело (чтоб не сказать «возненавидело») друг друга окончательно. «Папский престиж» с колен не встал. Конфликт между Папским Престолом и Священной Германской Империями (вошедший в историю под названием «Борьба за инвеституру») окончательно унизил влияние как одних, так и других. И тут Людовик IX Святой решает приобрести для Франции Священные Реликвии. «Его цель – доминировать над христианством». Будто специально, в столь правильный для Франции момент, Святые Реликвии оказываются как раз «диспонибль» (disponible) – можно купить. Терновый Венец Христа заложен последним латинским императором Балдуином II де Куртене венецианскому торговцу по имени Николо Кирино. В акте от 4 сентября 1238 года говорится: если к июню 1239 года Балдуин II деньги не вернёт, Реликвии переходит в собственность заимодавца. Проведав об этом, и точно зная, что денег у Балдуина нет, Людовик IX спешит воспользоваться столь блестящей оказией и вызывается выкупить Венец. По крайней мере так написано в большинстве поверхностно найденных в интернете источников. Но кое где повествуется, что дело обстояло не совсем (не в точности) так. А вот как: В 1238 году Балдуин II никому ничего не закладывал, а сам как раз пребывал во Франции. Здесь, при дворе Людовика IX, он узнаёт, что его «приближённые» в далёком Константинополе, пребывая, как водится, в сильной нужде и отчаянии, заложили Терновый Венец венецианцам. В контракте оговаривается: Венец перевозится из Константинополя в Венецию и если к Празднику Святых Гервасия и Протасия, 18 июня, авансированные деньги не возвращены, Венец остаётся за кредиторами. Правильно оценивая платёжеспособность собственной казны, Балдуин II предлагает Людовику IX Венец «в дар» (кхм, примечание автора, «в дар») – «в благодарность за помощь и потому, что, по его (Балдуина) убеждению, истинное место Венцу в Королевстве Франции». Не забудем – хоть БалдуинII и был единственным «Багрянородным» императором Латинской Империи, но выходил таки из знатного французского рода той же династии Капетингов, что и Людовик IX. Примечание: «Багрянородный»? – Я знаю, что вы знаете, что это такое. Но так, на всякий случай, освежим в памяти: Багрянородными (Πορφυρογέννητος, Porphyrogennētos) византийцы называли тех, кто родился в законном браке у правящего – правящего! – императора в особом, «багряном», помещении Большого Императорского Дворца в Константинополе. Помещение именовали «Порфира» (Πορφύρα). Порфирородный. Порфирогенет. «Порфира — это здание императорского дворца, четырехугольное с пирамидальной крышей; выходит оно к морю у пристани, в том месте, где находятся каменные быки и львы; пол его выложен мрамором, стены облицованы драгоценным камнем — не обычным и широко распространенным, а таким, что прежние императоры привозили из Рима. Камень этот почти весь пурпурного цвета и по всей поверхности, как песчинками, усеян белыми крапинками. Благодаря ему, думается мне, и назвали наши предки это здание Порфирой» (Анна Комнина / Άννα Κομνηνή, 1083 – 1153). Другой источник уточняет: красный порфир происходил не из Рима, но из Египта, а именно из горы Джебель-Духан (близ Красного моря). И египтяне первыми оценили величие красного камня. Потом уже римляне с греками позаимствовали. Пелёнки у багрянородных младенцев также были багряными. «С самих, как говорится, «порфирных пеленок» я встречалась со многими горестями и испытала недоброжелательство судьбы» (Анна Комнина). «Багряный цвет издавна считался символом власти, как из-за своей энергетики и насыщенности, так и из-за высокой стоимости красителя. В Древнем Риме, например, по указу Нерона, облачаться в пурпурный цвет мог только император, а ношение пурпурных одеяний рассматривалось как мятеж. Камень порфир использовался для тронов и императорских саркофагов, подчеркивая величие власти». (copy / past) Никакого закона о престолонаследии у византийцев не было. Определение «порфирогенет» заведомо звучало титулом и давало преимущество в обход «примогенитуре» (первородства). В Позднем Риме аналогичного смысла императоров также называли «багрянородными». Конец примечания.


Кварцевый порфир Итак, Болдуин II предлагает «передать» Терновый Венец Людовику IX Святому. Венец, тем временем, грузят на галеры и отправляют в Венецию. Греки выставляют дозоры и посты, надеются воспрепятствовать. Не получилось. На Рождество 1238 года Святая Реликвия покидает Константинополь навсегда. Людовик направляет своих экспертов в Венецию и Константинополь. Как кто-то пошутил: «Чтоб никаких китайских подделок»! Аутентичность Венца подтверждают многочисленные печати. Печати подвергают тщательной экспертизе. Если почитать моих любимых «Проклятых Королей» можно узнать сколь дело это – экспертиза печатей – хлопотное и сколь подделка практически невозможна. Ну да всё сходится. Людовик велит выплатить оговорённые 135.000 ливров. Под усиленным вооружённым конвоем – на Венец претендует Византийский Император в изгнании – священный груз отправляется во Францию и 18 августа 1239 Терновый Венок Господа Нашего Иисуса Христа со всеми почестями «входит» в Париж. Всё. Париж – новый Иерусалим!
Людовик IX Святой и Терновый Венец. «Святой Людовик, король мира и справедливости, возвращающий Святой Терновый Венец, вверенный на попечение рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского». «Париж – новый Иерусалим»! Вслед за Терновым Венцом, Людовик IX приобретает «у тех же поставщиков» целую «коллекцию» священных реликвий, главным образом – реликвии «Орудий Страстей». Практически всё, что уцелело в Константинополе, постепенно перевезено в Париж. Фрагменты Истинного Креста, Копьё Лонгина, Святая Губка, фрагмент Гроба Господня… Столь великим Реликвиям подобает надлежащий Реликварий. Так в Париже появляется своя Святая капелла, вслед за аналогичными учреждениями Иерусалима и Константинополя. Выстроена Святая капелла Парижа в рекордные сроки: c 1242 по 1248 годы. Всего шесть лет. «Жемчужина средневекового зодчества». «Шедевр готической архитектуры». «Драгоценные витражи не перестают поражать воображение». «Самое полное собрание витражного искусства XIII века»… До сих пор – явление редкое – витражи Святой капеллы остаются такими, какими были в XIII веке, частично оригинальные, частично переделанные в XIX веке, но в строгом соответствии с первоисточником. Обошлась Людовику Святому Святая капелла (как было сказано выше) в 40.000 ливров. Ещё 100.000 (все цифры по свидетельствам современника) ушло на драгоценные раки. 135.000, мы помним, цена самого «Тернового Венца обагрённого кровью Христа». И если пишут, что 135 тысяч ливров – это более половины годового дохода всего королевства, то сумма расходов в целом с лихвой превысила годовой доход. Ну да, как видим сегодня – того стоило.
Святая капелла, наши дни. Как и Святая Капелла растерзанного Константинополя, Святая капелла в Париже первоначально – часовня сугубо частная. Королевской семьи. Святые реликвии на обозрение «публики» подаются крайне редко, в случаях исключительных. Со временем «исключительность» станет чуть попроще – можно лицезреть во время «привилегированного визита» иностранных глав государств и правительств средних веков… До недавнего времени (до пожара 15 апреля 2019) Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери выносили на поклонение всех желающих каждую первую пятницу месяца ровно в 15:00; во время Великого Поста – каждую пятницу в 15:00; в Великую Пятницу — почти на весь день, с 10:00 до 17:00. Историю Тернового Венца пересказывать не стану. Не буду. Не хочу. Не могу…. удержаться. Если очень кратко: в первые 350 лет Христианства о Терновом Венце Спасителя не находится ни слова. Кроме Евангелия, рассказывающего, как в ночь с Четверга на Пятницу, пред восхождением на Голгофу, римские солдаты надели на голову Христа венок из гибких веток с шипами, служащих обычно для связки хвороста. «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)»… «…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)»… «….И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)»… Некоторые авторы полагают, что Терновый Венец был обнаружен Святой Еленой вместе (чуть позже) с Животворящим Истинным Крестом и другими реликвиями «Орудий Страстей» в Иерусалиме. Христианские семьи в тайне хранили реликвии по домам и передали их матери основателя Константинополя во время её «инспекционного паломничества» в 326 году. Ни один документ, подтверждающий данную находку, увы, до сих пор не известен. Предполагается, что легенда о находке появилась к 350 году. Свидетельства пилигримов IV века уже упоминают о поклонении Терновому Венцу, хранящемуся в одной из церквей Иерусалимаю Разорительные нашествия персов на Иерусалим датированы 614-629 годами. В это же время и по той же причине Святые Реликвии переправляются в Константинополь. Арабы завоёвывают Палестину в 638 году. Константинополь – Новый Рим – Новый Иерусалим. Венец, хранящийся в соборе Парижской Богоматери, несмотря на многочисленные попытки «проверки подлинности», никогда «аутентифицирован» не был. Но это уже не важно. Существует такое понятие – «inventio reliquarum». «Изобретение» (творение, измышление, сочинение) – больше, чем изобретение. Поклонению Терновому Венцу скоро будет 17 веков. Никаких иных «научных подлинностей» не надо… Хотя, читала одного учёного-богослова из России, который утверждал, что лично установил неоспоримую подлинность парижского Венца…
Поклонение Терновому Венцу в Великую пятницу, собор Парижской Богоматери. 2015г. Ныне, после пожара апреля 2019 г., Венок передан на хранение в Лувр, и поклонение происходит в соседней церкви Сен-Жермен-л’Осеруа / Église Saint-Germain-l’Auxerrois de Paris. И ещё примечательно – ни одного шипа от Тернового Венца в самом Венце не сохранилось. Говорят, некогда шипов было 70. Все «разбазарены» в течение веков королями Византии и Франции. Всем понятно: реликвии в средние века были не только предметом торга, но и предметом важных дипломатических «подарков», «подкупа». Считается, что Терновый Венец Спасителя был сплетён из веток Ziziphus spina-christi (род цветковых растений семейства крушиновые). Исследователи Туринской Плащаницы уверяют, однако, что никакого венца на самом деле не было, что римским солдафонам и в голову бы не пришло плести из колючек венок, руки ранить, что просто они схватили нечто, наподобие круглого колючего куста, или объёмной ветки, и надели сей «шлем» на голову Иисуса из Назарета целиком. Кровоподтёки, наблюдаемые на Плащанице, свидетельствуют о многочисленных ранах по всей поверхности головы. Во время Великой Французской Революции, когда Святая капелла была национализирована, многие прочие храмы уничтожены или превращены в сараи, Терновый Венец – Слава Создателю – не пострадал. Расцененный, как «национальное наследие», помещён в хранилища Национальной Библиотеки. С 1806 года – в сокровищнице собора Парижской Богоматери. В 1896 году для Венца создан новый Реликварий, представляющий из себя круглый цилиндр из горного хрусталя и золочёного серебра, 21 см в диаметре (см картинку). В нём-то и выносили доселе Венец на поклонение…
Святая капелла, наши дни. Святая капелла «инаугурирована» 26 апреля 1248, за несколько недель до того, как Людовик IX отправится в свой первый Крестовый Поход. Помните? – Людовик сильно болел (декабрь 1244, вероятно дизентерия), его мать, Бланка Кастильская, кроме прочего, велит принести к одру умирающего Святые реликвии из Святой капеллы (предшественницы) и Король чудесным образом выздоравливает. За что произносит «клятву» свершить Крестовый Поход (для самого Людовика первый, по официальному исчислению седьмой). На этом историю о том, как Терновый Венец попал во Францию можно бы и закончить. Разве что ещё пару слов про Людовика IX Святого… Ну буквально, ещё пару десятков тысяч слов…[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *