Почему нельзя венчаться в субботу

Венчание стало строже | Данкор онлайн | Новости, события города Сумы и Сумского региона. Обзоры, мероприятия, афиша, объявленния, блоги

Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий издал распоряжение, запрещающее всем клирикам во всех храмах Сумской епархии УПЦ (МП) совершать таинство Венчания в неположенные дни, в частности в субботу.

Венчальные строгости

В распоряжении, обнародованном Сумской епрахией, говорится: «Сумское епархиальное управление располагает сведениями, что некоторые настоятели храмов допускают совершения таинства Венчания в неустановленные дни (в субботу и иные дни, когда совершать венчание не полагается), что противоречит нормам церковно-канонического права. Такая практика вызывает недоумение клириков и смущение верующих. Мы неоднократно испрашивали совета и благословения предстоятеля Украинской Православной Церкви блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира по упомянутому вопросу, на что было преподано благословение Его Блаженства неукоснительно следовать нормам церковного уста-ва… В исключительных случаях настоятель может обратиться с письменным рапортом на имя правящего архиерея, резолюция на котором является основанием для дальнейших канонических действий».

Распоряжением также предписывается всем священнослужителям перед совершением таинства Венчания неукоснительно проводить брачный допрос, выясняя наличие или отсутствие канонических препятствий к совершению церковного брака, а также запрашивать документ о регистрации брака в органах рагс. Без выполнения упомянутого венчание совершать запрещено.

У рагса — свои дни

Церковные строгости вносят коррективы в свадебные традиции. Сейчас молодожены обычно после рагса направляются в церковь. Учитывая, что рагсы регистрируют браки по пятницам и субботам, заключившим брак в субботу с венчанием придется повременить.

По сути, у молодоженов, желающих венчаться так, чтобы церковный обряд стал частью свадебной церемонии, есть три выхода. Либо расписываться только в пятницу (но, как известно, сложность в том, что на август-сентябрь особого выбора по времени не бывает). Либо государственную регистрацию брака проводить в один день, а венчаться в другой, что, несомненно, повлечет дополнительные расходы (на кортеж, видеофотоуслуги и пр.). И третий путь — по согласованию с работниками рагса запланировать роспись на другой день, что тоже увеличит расходы. Если торжественный обряд бракосочетания (под музыку, со свадебным поздравлением) в пятницу и субботу стоит 324,50 грн. (без музыки 159,80 грн.), то за перенос, например, на воскресенье придется заплатить по двойному тарифу.

Дни, когда не венчают

— в течение всех четырех многодневных постов;

— во время Сырной седмицы (масленицы);

— на Светлой (Пасхальной) седмице;

— в период святок: от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

— накануне двунадесятых и великих праздников;

— накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

— накануне и в день усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);

— накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);

— накануне престольных праздников того храма, в котором планируется венчание.

Почему не венчают в субботу

— У Церкви другой календарь: все торжественные службы совершаются накануне праздников, — объясняет протоиерей Сергий Луцкин, ведающий в Спасо-Преображенским соборе приходским консультированием и катехизацией. — Воскресный день является малой Пасхой, поэтому в субботу венчание не положено. А в воскресеный день после литургии можно венчаться.

Среда, пятница, воскресенье — это дни венчания. В понедельник церковного запрета нет, но люди в этот день обычно не венчаются.

По словам Сергия Луцкина, в последние годы количество венчаний уменьшилось, по-скольку священники стали более строго подходить к желающим венчаться:

— Примерно года до 1995-го было по 4-5 пар за одно венчание. Потом бум прошел и ситуация стабилизировалась. Сейчас в Спасо-Преображенском соборе венчается до 100 пар в год и каждую пару венчают отдельно. Перед венчанием с молодоженами обязательно проводится беседа, чтобы они могли задуматься и понять, почему идут на этот шаг. Если ради красивого обряда, то таинство вроде как бы и свершится, но Божией благодати не будет.

Некоторые, прослушав беседу, признаются, что не готовы. По-этому как минимум за 1-2 недели до планируемого венчания надо прийти в церковь, чтобы записаться и пройти беседу.

В журнале венчаний Спасо-Преображенского собора в 2003 году было 84 пары, 2004 — 95, 2005 — 84, 2006 — 90, 2007 — 114, 2008 — 77, 2009 — 63, 2010 — 66.

Календарь венчаний на любой год

Таинство Брака не совершается:

• по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);

• в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;

• накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники);

• в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в преду­го­то­ви­тель­ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

• во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

• в дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

• ночью.

Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

О смысле и чинопоследовании Таинства Брака на портале АЗБУКА ВЕРЫ.

Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.

Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.

Календарь венчаний на 2017, 2018, 2019 и другие годы

Современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней

В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.

В Кипрской Церкви — в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св.

Можно ли венчаться в субботу?

Иоанна Предтечи.

В Румынской Церкви — в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению — в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.

В Сербской Церкви — во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.

Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.

Можно венчаться в субботу?

В каждом начинании очень важно следовать правилам. Начиная совместную жизнь, многие пары молодоженов стараются сделать все правильно. Это касается и свадьбы.

День суеты и счастья

В день свадьбы все должно пройти как по маслу. Надо рассчитать время на сборы жениха и невесты, время, чтобы доехать и выкупить невесту, время на венчание, роспись и, самое главное, видео- и фотосъемку. Думать о том, что невесте могут не успеть сделать прическу и макияж или жених застрянет в пробке, лучше не надо. В этот день так много забот и хлопот. Однако вся суета пропадает в тот миг, когда молодые приходят в церковь венчаться.

Вне суеты

Попадая в Господний храм, где царят тишина и спокойствие, кажется, что весь мир остановился. Венчание – это очень важный обряд почти для каждой пары. Помимо того, что эта церемония в последнее время стала популярной, это еще и правильное решение. Вступая в церковный брак, молодые люди дают обещание перед Лицом Господним в том, что будут любить друг друга, пока смерть не  разлучит их.

Многих людей, которые даже после венчание все-таки решаются на развод, останавливает мысль о данном обещании Богу. Венчание – это таинство, которое совершается не на земле, а на небесах, которое закреплено не печатью или штампом, а обещанием перед Господом.

Важный вопрос при выборе дня свадьбы

Многие пары, задаются вопросом о том, можно венчаться в субботу? Ведь суббота — это идеальный день для свадьбы. Вообще в субботу венчание запрещено, как и во вторник и четверг.

Это дни накануне постных дней, к которым нужно готовиться, проводя молебен, что будет невозможно в случае свадьбы. Можно обвенчать только в особых случаях, но с разрешением настоятеля. Хотя в наше время во многих городах венчают в разные дни.

Готовясь к одному из самых важных и незабываемых событий в жизни, при выборе дня и месяца нужно учесть, что, кроме того, что не венчают во вторник, четверг и субботу, обряд не проводят во время постов, когда венчание категорически запрещено.

Венчание в субботу, брачный договор и развод «по-христиански» – обсуждают священники ПСТГУ

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа. Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8). Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Фото с сайта hristiane.info

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям» не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28), безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

Читайте также:

Почему суббота не подходит для венчания

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *