Содержание

Краткое описание типов икон святителя Николая

Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.

Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

6 июня в селе пройдут главные торжества

Икона святителя Николая прибыла в Великорецкое подворье Трифонова монастыря в четверг, 4 июня. Образ доставили священники Вятской епархии на автомобиле. На площади около Никольского храма состоялся молебен, богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Ранее все службы в других населенных пунктах также проходили на свежем воздухе.

Главные события состоятся 6 июня в 9:00 на площадке перед Никольским храмом Великорецкого подворья Трифонова монастыря. Митрополит Марк возглавит божественную литургию и совершит заупокойную литию. А вот праздничную службу на реке Великой отменили.

Пообщавшись с паломниками предыдущих лет, мы узнали, что у большинства есть планы посетить Великорецкое в этот день. Разместиться они планируют в палатках.

Отметим, в крестный ход, вопреки запретам, отправились порядка тысячи верующих. Однако ни медики, ни силовые структуры в этом году не сопровождают ход. Также для паломников не организован подвоз воды, а местных попросили не размещать у себя гостей. Напомним, что верующие прибудут в Великорецкое 6 июня, в Киров они вернутся 8 июня.

Напомним, что верующие отправились в Великорецкий крестный ход 3 июня. Однако ранее светские и религиозные власти рекомендовали в этом году отказаться от шествия в виду сложной эпидобстановки.

Фото: вятская-епархия.рф

Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец помогает всем! Путешественникам благополучно вернуться домой, больным исцелиться, одиноким найти любовь и семейное счастье, невинно осужденным быть оправданными, неверующим обрести веру.

Святитель Николай был глубоко верующим, его молитвы были по-настоящему искренними, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. Так и нам – тем, кто просит помощи и заступничества у Святителя Николая Угодника делать это следует искренне, без лукавства и желания обмануть. Молитвы к Святому – это как доверительно обращение к близкому человеку, в надежде на его поддержку и понимание. Практически в каждом Храме Русской православной Церкви есть иконы Николая Чудотворца. Прочтите искреннюю молитву, приложитесь к иконе и верьте, что Господь не оставит вас наедине с вашими трудностями!

На Вятской Земле одна из самых почитаемых икон Святителя Николая Чудотворца хранится в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря.

Мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы был основан в XVI столетии Преподобным Трифоном Вятским. Первоначально все постройки храма были деревянными. Первое каменное здание – Успенский Собор было заложено в 1684 году архиепископом Ионой (Барановым).

Деревянный Никольский надвратный храм Свято-Трифонова монастыря был возведен в конце XVI века. Это была четвертая по счету постройка монастыря. В 1690 – 1695 годах церковь была отстроена в камне. Как повествуется в дозорной (книга переписи) книге: » Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный…»

В былые времена в Никольском храме служили раннюю обедню. Первоначально в храм можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в здании трапезной. Над средней частью был устроен зал для монастырской библиотеки. После перестройки в 1827 году этот ход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля, библиотека же была ликвидирована во время ремонта 1910 года. Архитектурный стиль, в котором построен Никольский храм, называется «русское узорочье». Ему присущи затейливые формы, обилие декора, сложность композиции. И, правда, Никольский храм снаружи богато украшен разнообразными лепными наличниками, витыми столбиками, полукруглыми арками, полуколонками. Красивый и изящный Никольский надвратный храм гармонично дополняет архитектурный ансамбль Свято-Трифонова монастыря и придает дополнительную торжественность главному въезду. Внутреннее убранство храма также выполнено в стиле «русское узорочье»: высокая лестница, яркие краски, цветной растительный орнамент стен и сводов. В этом стиле воплотилась широта, богатство и щедрость русской души.

В настоящее время в Никольском надвратном храме хранится икона Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских, с которой ежегодно с 03 по 08 июня совершается Великорецкий Крестный ход. Икона Святителя Николая была обретена в 1383 году. После перенесения в 1392 году чудотворной иконы из Великорецкого в Хлынов, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону на место ее появления. Так и зародилась одна из самых великих традиций Земли Вятской – Великорецкий Крестный ход. Первые Крестные ходы совершались по воде. Сухопутным Великорецкий Крестный ход стал с 1778 года по Указу Вятского епископа Лаврентия (Барановича). В советское время Великорецкий Крестный ход был запрещен, но паломники тайно, несмотря ни на что, в одни и те же дни приходили в Великорецкое, чтобы поклониться Святителю Николаю. Официальное разрешение на продолжении традиции Великорецкого Крестного хода была получено в 1989 году, в первую очередь, благодаря стараниям и молитвам Владыки Хрисанфа – митрополита Вятского и Слободского. С 1992 года Великорецкий Крестный ход вновь стал проходить по историческому пешему пути: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое, Медяны, Филейское.

В 1555 году Великорецкая икона Святителя Николая была перевезена в Москву. В Никоновской летописи написано: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх… А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею…». За время пребывания в Москве с иконы было написано несколько списков, которые разошлись по православным храмам. Царь Иван Грозный подарил иконе новый богато украшенный оклад. Спустя год икона вернулась в град Хлынов.

В 1614 году по указу Михаила Федоровича – первого царя рода Романовых Великорецкая икона Николая Чудотворца снова посетила Москву. Снова были сняты копии с нее. Снова икона была украшена новым богатым окладом. Снова произошли чудеса исцеления по пути следования и во время пребывания в Москве.

Самым дорогим и чтимым являлся оклад, подаренный Великорецкой иконе Николая Чудотворца царем Иваном Грозным. В соборной описи 1669 г. написано так: «Образ чудотворный великого Николы Чудотворца Великорецкого в киоте с чудесами. Риза и венец в середине чеканное золото. В венце камень яхонт лазоревый, да два камени яхонты червчатых, да в венце ж 4 зерна жемчужных бурминских. Кресты на омофоре и круг венца ризы и цки обнизано жемчугом бурминским. Жемчугу число 253 зерна. На полех оклад серебряной, чеканной, золоченой с трубами. А на полех восмь плащей серебряных золочено. А по рези наведено чернью. На плаще образ Живоначальная Троица. А на 4-х плащах 4-е Евангелиста, а на плаще трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, а на 2-х плащах московские чудотворцы Петр, Алексей и Иона да преп. Александр Свирский чудотворец. А около чудотворного образа чудеса свт. Николы Чудотворца. Оклад серебряной золоченой. Около глав 12 венцов. Подпись на окладе выбивана».

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался и Великорецкий Крестный ход. После уничтожения собора икона таинственным образом исчезла. Но православный народ уповает на ее такое же таинственное возвращение, когда придет этому время.

Список с иконы Николы Великорецкого, написанный специально для Великорецкого подворья монастыря, представляет собой житийную икону. В середине находится поясное изображение Святителя, а вокруг – 8 клейм из жития Святого:

  1. Приведение Святителя Николая во учение;
  2. Явление Святителя Николая царю Константину во сне;
  3. Спасение Святителем Николаем Димитрия со дна моря;
  4. Служба Святителя Николая в Сионе;
  5. Спасение Святителем Николаем корабля от потопа;
  6. Избавление Святителем Николаем трех мужей от меча;
  7. Возвращение Святителем Николаем Агрикова сына от Сарацын;
  8. Погребение Святителя Николая.

С древних времен и до сих пор по молитвам к Николаю Чудотворцу происходят многочисленные чудеса исцеления — избавление от расслабления в руках, ногах и во всем теле, головной боли, немоты, слепоты, беснований, корчи, рака, инсульта. Кроме того, описано множество случаев других чудес. Николая Чудотворец помогает создать и сохранить семьи, родить долгожданных детей, избежать автомобильных аварий, благополучно вернуться из опасных путешествий, оправдать невинно осужденных, вернуть пропавшие вещи, получить новое место работы, спасись во время стихийных бедствий, избавиться от пагубных привычек – курения и пьянства… Из этих историй можно сложить целое многотомное издание. Например, в летописях, сохранившихся в Вятском кафедральном Соборе, указано, что только за годы 1557 – 1614 произошло более 140 исцелений.

Еженедельно, каждый четверг в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова монастыря после вечерней службы служится молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

В Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря находится еще одна святыня – башмачок Святителя Спиридона Тримифутского. Встреча башмачка состоялась 29 июня 2017 г. в Успенском кафедральном Соборе Свято-Трифонова монастыря. Мощи святителя Спиридона покоятся на острове Корфу. Чудом является то, что покровитель странников святой Спиридон Тримифунтский почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. Эта святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. По молитвам к этому Святому так же происходит много чудес. Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Можно и нужно просить о помощи Святых. Но есть одно важное правило! С какими бы просьбами и молитвами мы не обращались к Святым, главное не забывать о почтении не только на словах, но и в поступках. Наше делание, покаяние, молитва, дела любви, Причащение Святых Христовых тайн, стремление жить по Евангельской правде – необходимые условия благостных перемен.

Святые – наши ходатаи перед Богом. Они своею жизнью угодили Богу и получили особую благодать Святого Духа. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я среди них». С этой целью мы берем себе кого-то из родных, друзей, знакомых в сомолитвенники, с этой же целью мы обращаемся к Святым. Важно также помнить и понимать, что к Святым мы обращаемся с просьбой «моли Бога о нас». Сами Святые не меняют судьбу, но могут, если это угодно Богу, ходатайствовать за нас перед Господом и жизнь начнет меняться. Слава Богу за все!

автор Лариса Болычева

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *