1. Устройство византийского храма (к доске).

  2. Мозаика, фреска, икона?

  3. Кто такие иконоборцы и иконопочитатели?

Сегодня мы отправимся к соседям Византии и к нашим с вами предкам – древним славянам. Тема урока: Образование славянских государств.

1. Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена славян. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие ученые, с этим связано их самоназвание: славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Самоназвание – название, которым себя называет народ, связанный каким-либо общим признаком. Мы уже сталкивались с этим понятием, вспомните, когда? Ромеи – жители Византии.

По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племен обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных. Давайте составим схему (с. 67 «По мере продвижения…»). Зап.: словаки, чехи, поляки, славяне полабские и поморские. Вост.: украинцы, белорусы, русские. Южн.: болгары, сербы, хорваты.

Теперь давайте познакомимся с общественным строем древних славян (учебник, с. 67 «Занятия…» до «…добычи»). У каких народов на протяжении раннего Средневековья наблюдались те же черты устройства, что и у славян (германцев, норманнов и венгров).

Как и известные уже нам народы, славяне начали создавать свои государства. Раньше всего, в конце 7 века возникает Болгарское государство. В 9 веке появляется Великая Моравия, Русь, в 10 веке – Чехия и Польша. На молодые славянские государства стремились оказать свое влияние их могущественные соседи – Франкская держава (позже Священная Римская империя) с одной стороны, Византия – с другой. Обе империи посылали в славянские земли миссионеров (религиозных проповедников). Славянам ничего не оставалось, как принять христианство. Вопрос был только в том, по какому образцу – западному или восточному. И это было очень важно, ведь от этого зависело, под чьим влиянием – Рима или Византии, окажутся славянские земли.

2. Великая Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

3. Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе — результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называется ассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру.

Болгары приняли христианство по византийскому образцу, что было важно для развития древнеболгарской письменности и литературы. Кто-нибудь знает, почему? Римская церковь требовала, чтобы языком богослужения была латынь. Византия же вполне допускала, чтобы богослужения велись на национальном языке.

Болгарский правитель Симеон первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от лат. «цезарь» — император). Как вы думаете, что отражают изменения в титуле? Как правило, усиление государства и власти его правителя. Действительно, Симеон заметно расширил границы своего царства. Болгария много воевала с Византией, с Русью (какой князь? Святослав), с венграми, с печенегами. В 1014 году Болгария надолго попала под власть Византии. На этом заканчивается история Первого Болгарского Царства.

4. Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Название страны

Дата

Имя правителя,

принявшего христианство

По какому образцу принято

Моравия

Болгария

Чехия

Польша

5. Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Д.З. §7, вопросы и задания. Таблица «Принятие христианства славянскими народами».

ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА, слав. го­су­дар­ст­во 9 – нач. 10 вв. на тер­ри­то­рии совр. Че­хии и Сло­ва­кии. Сфор­ми­ро­ва­лась в 1-й тре­ти 9 в. по­сле рас­па­да кон­тро­ли­ро­вав­ше­го б. ч. Центр. Ев­ро­пы Авар­ско­го ка­га­на­та. В 830-х гг. кн. Мо­ра­вии Мой­мир I (см. Мой­ми­ро­ви­чи) при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям зем­ли кн. Нитранс­ко­го При­би­ны. В сер. 9 в. при Мой­ми­ре и его пре­ем­ни­ке Рос­ти­сла­ве В. д. ве­ла борь­бу за не­за­ви­си­мость с Вос­точ­но-Франк­ским ко­ро­лев­ст­вом. Рос­ти­слав в 862 вы­сту­пал в сою­зе с Ви­зан­ти­ей, от­ку­да бы­ли при­гла­ше­ны слав. про­све­ти­те­ли свя­тые Ки­рилл и Ме­фо­дий; пра­ви­тель Вос­точ­но-Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва Лю­до­вик Не­мец­кий в 863 за­клю­чил со­юз с Бол­га­ри­ей. По­сле свер­же­ния Рос­ти­сла­ва его пле­мян­ни­ком кн. Свя­то­пол­ком (870) Лю­до­вик Не­мец­кий под­чи­нил се­бе В. д. Вско­ре там на­ча­лось вос­ста­ние, под­дер­жан­ное пра­ви­те­лем Бла­тен­ско­го кн-ва Ко­це­лом. В 874 Свя­то­полк до­бил­ся при­зна­ния не­за­ви­си­мо­сти В. д. от Вос­точ­но-Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (с ус­ло­ви­ем еже­год­ной вы­пла­ты да­ни). 870–890-е гг. ста­ли пе­рио­дом рас­цве­та В. д. Ей под­чи­ня­лись че­хи, лу­жиц­кие сер­бы, вис­ля­не на юге Поль­ши (при Свя­то­пол­ке бы­ли кре­ще­ны пра­ви­тель вис­лян и чеш. кн.

Герб Моравии

История Моравия , одной из земель чешских , разнообразна и характеризуются многими периодами иностранного управления.

Предыстория

Ранние современные люди поселились в этом регионе к палеолиту. Předmostí археологический участок в Моравии датируется между 24000 и 27000 лет.

Древняя Моравия

Территория Великой Моравии в 9 веке: территория под властью Растислава (846–870 гг.) В зеленом цвете; зеленая линия отмечает наибольшую территориальную протяженность во время правления Святоплука I (871–894)

Около 60 г. до н.э. кельтские вольки покинули этот регион, и им на смену пришли германские квади . Несколько сотен лет спустя, в VI веке нашей эры, славянские племена прибыли на эту территорию, которую в период миграции часто пересекали сменяющие друг друга германские и главные славянские племена. В конце 8 века возникло Моравское княжество на территории современной юго-восточной Моравии, Загорье на юго-западе Словакии и некоторых частях Нижней Австрии. В 833 году нашей эры это стало государством Великой Моравии с завоеванием княжества Нитра (современная Словакия). Их первым королем был Моймир I (годы правления 830–846 гг.). Людовик Немецкий вторгся в Моравию и заменил Моймира I своим племянником Растисом, который стал Св. Растиславом . Святой Растислав (846–870) попытался освободить свою землю от влияния Каролингов, поэтому он послал послов в Рим, чтобы привлечь миссионеров. Когда Рим отказался, он обратился в Константинополь к византийскому императору Михаилу. Результатом стала миссия святых Кирилла и Мефодия, которые перевели богослужебные книги на славянский язык , который недавно был возведен Папой на один уровень с латинским и греческим. Мефодий стал первым моравским архиепископом, но после его смерти немецкое влияние снова возобладало, и ученики Мефодия были вынуждены бежать. Так была разрушена уникальная ситуация, которая на несколько столетий предвосхитила II Ватиканский собор. Великая Моравия достигла своей наибольшей территориальной степени в соответствии с 890-е годами Святополком I . В это время империя охватывала территорию современной Чехии и Словакии , западную часть нынешней Венгрии ( Паннония ), а также Лужицу в современной Германии и Силезию и верхнюю часть бассейна Вислы на юге Польши . После смерти Святоплука в 895 году чешские князья перешли на сторону правителя восточно-франкских земель Арнульфа Каринтийского , и моравское государство прекратило свое существование после вторжения мадьяр в 906/7 гг.

Союз с Богемией

Основные статьи: маркграфство Моравия , Герцогство Богемия и Королевство БогемияБогемское государство в 10 веке

После поражения мадьяр императором Отто I в битве при Лехфельде в 955 году союзник Отто Болеслав I , правитель Чехии Пршемысловичей , получил Моравию. Польский Болеслав I Хробрый аннексировал Моравию в 999 году и правил до 1019 года, когда князь Пршемысловичей Бретислав отвоевал ее. С тех пор Моравия поделилась своей историей с Богемией. После смерти своего отца в 1034 году Бретислав также стал правителем Богемии. В 1055 году Бретислав постановил, что Богемия и Моравия будут унаследованы вместе по первородству , хотя он также постановил, что его младшие сыновья должны управлять частями (кварталами) Моравии в качестве вассалов его старшего сына.

В эпоху Пржемысловичей младшие князья часто правили всей Моравией или ее частью из Оломоуца , Брно или Зноймо , с разной степенью автономии от правителя Чехии. (В основном герцоги Оломоуцкие обычно выступали в качестве «правой руки» пражских герцогов и королей. Герцоги Брненские и особенно Зноймо были гораздо более непокорными.) Моравия достигла апогея автономии в 1182 году, когда император Фридрих I возвел Конрада II Отто Зноймский до статуса маркграфа , немедленно подчиненного императору, независимого от Богемии. Этот статус был недолгим: в 1186 году Конрад Отто был вынужден подчиниться верховной власти чешского герцога Фридриха . Три года спустя Конрад Отто наследовал Фредерику на посту герцога Богемии и впоследствии отменил свой титул маркграфа. Тем не менее титул маркграфа был восстановлен в 1197 году, когда Владислав III, герцог Богемии, разрешил спор о престолонаследии между ним и его братом Оттокаром , отрекшись от чешского престола и приняв Моравию в качестве вассальной земли чешских (то есть Праги) правителей. Владислав постепенно основал эту землю как маркграфство , немного отличное в административном отношении от Богемии.

Королевство Богемия и прилегающие земли во время гуситских войн

Основная линия династии Пржемысловичей вымерла в 1306 году, а в 1310 году Ян Люксембургский стал маркграфом Моравии и королем Богемии. В 1333 году он сделал своего сына Карла следующим маркграфом Моравии (позже, в 1346 году, Карл стал также королем Богемии). В 1349 году Карл передал Моравию своему младшему брату Иоанну Генриху, который правил в маркграфстве до своей смерти в 1375 году, после него Моравией правил его старший сын Йобст Моравский, который в 1410 году был избран королем Священной Римской империи, но умер в 1411 году (в в настоящее время он похоронен вместе со своим отцом в церкви Св. Фомы в Брно — столице Моравии, откуда они оба правили). Моравия и Богемия оставались в составе люксембургской династии королей и императоров Священной Римской империи (кроме периода гуситских войн ), пока не были унаследованы Альбертом II Габсбургским в 1437 году.

После его смерти последовало междуцарствие до 1453 года; земля (как и остальные земли Чешской короны) находилась в ведении ландфридов ( landfrýdy ). Правление молодого Ладислава Посмертного просуществовало менее пяти лет, и впоследствии (1458 г.) королем был избран гуситский Георгий Подебрадский . Он снова объединил все чешские земли (затем Богемию, Моравию, Силезию, Верхнюю и Нижнюю Лужицу) в единоличное государство. В 1466 году папа Павел II отлучил Георгия от церкви и запретил всем католикам (т.е. 15% населения) продолжать служить ему. Затем последовал венгерский крестовый поход, и в 1469 году Матиас Корвинус завоевал Моравию и провозгласил себя (с помощью восставшей чешской знати ) королем Богемии.

Последующий 21-летний период разделенного королевства стал решающим для растущего осознания специфической моравской идентичности, отличной от Богемии. Хотя Моравия была воссоединена с Богемией в 1490 году, когда Владислав Ягеллон , король Богемии, также стал королем Венгрии, некоторая привязанность к моравским «свободам» и сопротивление правительству Праги продолжались до конца независимости в 1620 году. В 1526 году сын Владислава Луи погиб в бою, и его преемником был избран Габсбург Фердинанд I.

Правление Габсбургов (1526–1918)

Земли чешской короны (вместе с землями короны Святого Стефана и австрийскими наследственными землями) в рамках империи Габсбургов

Эпоха 1526–1620 годов ознаменовалась усилением враждебности между католическими королями Габсбургов (императорами) и протестантской моравской знатью (и другими королевскими владениями). Моравия, как и Богемия, была владением Габсбургов до конца Первой мировой войны . В 1573 г. был основан Оломоуцкий университет иезуитов ; это был первый университет в Моравии. Создание специальной папской семинарии Collegium Nordicum сделало университет центром католической Реформации и усилий по возрождению католицизма в Центральной и Северной Европе. Вторая по численности группа студентов была из Скандинавии .

До 1641 года столицами Моравии были Брно и Оломоуц , но после захвата Оломоуца шведами город Брно стал единственной столицей (Брно был единственным городом в Моравии, который успешно сопротивлялся захватчикам). Маркграфство Моравии имело (с 1348 г. в Оломоуце и Брно) свой собственный сейм (парламент) — zemský sněm ( ландтаг на немецком языке ), депутаты которого с 1905 г. и далее избирались отдельно от этнически отдельных немецких и чешских избирательных округов.

В 17 веке в Моравии было основано самое старое на сегодняшний день театральное здание в Центральной Европе — театр Редута . В 1740 году Моравия была захвачена прусскими войсками под командованием Фридриха Великого , и 27 декабря 1741 года Оломоуц был вынужден сдаться. Несколько месяцев спустя пруссаки были отброшены, в основном из-за их неудачной осады Брно в 1742 году. В 1758 году Оломоуц был снова осажден пруссаками, но на этот раз защитники Оломоуца вынудили пруссаков отступить после битвы при Домштадтле . В 1777 году в Брно было учреждено новое моравское епископство, а Оломоуцкое епископство было преобразовано в архиепископство. В 1782 году Моравский Маргават был объединен с Австрийской Силезией в Моравско-Силезию со столицей в Брно. Так продолжалось до 1850 года.

20 век

После распада Австро-Венгерской империи в 1918 году Моравия стала частью Чехословакии . Как одна из пяти земель Чехословакии, она имела ограниченную автономию. В 1928 году Моравия перестала существовать как территориальное единство и была объединена с Чешской Силезией в Моравско-Силезскую землю. После немецкой оккупации Чехословакии во Второй мировой войне Моравия была разделена — часть была сделана административной единицей в протекторате Богемии и Моравии, а территория с большим количеством этнических немцев была поглощена Третьим рейхом Германии .

В 1945 году после окончания Второй мировой войны и поражения союзников Германии Чехословакия изгнала этническое немецкое меньшинство из Моравии в Германию и Австрию . Моравско-Силезская земля была восстановлена, и Моравия стала ее частью. В 1949 годе территориальное деление Чехословакии коренным образом изменилось, поскольку Моравскосили Земля была отменена и Земли были заменены kraje (области), границы которого существенно отличается от исторической Чешско-моравской границы, так что Моравия политически прекратили свое существование после ок. 1116 лет (833–1949) его истории.

После распада Советского Союза Федеральное собрание Чехословакии осудило отмену Моравско-Силезской земли и выразило «твердую уверенность в том, что эта несправедливость будет исправлена» в 1990 году, однако после распада Чехословакии на Чехию и Словакию в 1993 году моравский земля осталась на территории Чехии, и последнее административное деление Чешской Республики (введенное в 2000 г.) практически идентично административному делению 1949 г.

Галерея

  • Моравия в составе Чехословакии между 1918–1928 гг.

  • Моравия как часть Моравско-Силезии в составе Чехословакии между 1928–1938 гг.

  • Моравия-Силезия в составе Чехословакии между 1928–1938 гг.

  • Моравия в Чехии

Ссылки

В нынешнем году отмечается 1150-летие славянской письменности. Начало ей положила миссия святых равноапостольных князей Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Это государство западных славян постоянно сражалось за независимость от немцев, за возможность молиться Господу на своём языке. Оно просуществовало почти век, его уничтожили венгры, но славяне из тех мест не исчезли, превратившись со временем в чехов и словаков. И по иронии судьбы, основатель Чехословакии родился вблизи древней моравской столицы.
Тайны моравской столицы
IX век был особенным для всего славянского мира. Так, в 864 году приняла христианство Болгария. В том же столетии начала складываться государственность на Руси, в Сербии и Хорватии. Не обошёл данный процесс и западных славян. Но если поляки несколько запаздывали, то предки чехов и словаков тогда же приступили к государственному строительству. В итоге родилась держава, которой было суждено войти в историю как место, где у славян появилась первая азбука и возник церковно-славянский язык.
В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной.
Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников.
Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев.
Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.
Три западнославянских центра
Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились.
Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры.
К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев.
Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).
Кирилл и Мефодий как спасители от немцев
Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии.
Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III.
«Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг.
Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве.
В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.
Святополк Великий
В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия.
Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной.
Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде.
Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз.
Закат Великой Моравии
Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили.
В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь.
А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.
Наследие
Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами.
Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась.
В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры.
Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии.
По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.
Вадим Трухачёв, историк

Принятие христианства в славянских государствах

В этих условиях важным этапом в истории новых славянских государств стало принятие христианства. Славяне вступили в «содружество» государств христианской Европы, открыли двери для контактов с богатыми традициями политической культуры иного мира. Бывшие «варварские» народы вошли в орбиту многовековой христианской цивилизации. Принимая христианство, славянские правители стремились к тому, чтобы их государства не оказались в зависимости от соседних могущественных христианских держав — Каролингской империи, Священной Римской империи, Визан-тии. Не случайно во всех известных славянских памятниках подчеркивается принятие новой веры по собственному свободному выбору. Князья старались добиться особой самостоятельной церковной организации для своих владений.

Раньше всех приняли христианство Великая Моравия (30-е гг. IX в.) и Первое Болгарское царство (60-е гг. IX в.). Принятие новой религии было результатом свободного решения местной правящей верхушки. Обе эти страны были непосредственными соседями тех христианских государств, откуда они были крещены: Великая Моравия — Восточнофранкского королевства (выделившегося из Каролингской империи), а Болгария — Византии. Славянские страны принимали культурные традиции разных центров христианского мира, которые к IX веку уже существенно различались между собой. В условиях соперничества между Каро-лингами и Византийской империей случалось и так, что соседние славянские государства оказывались сторонниками разных ориентации. К концу IX века христианство приняли почти все славянские страны, граничащие с христианским миром. Они стали теми очагами, из которых христианство в X в. распространялось в другие славянские земли: из Великой Моравии оно пришло в Чехию и Польшу, из Болгарии на Русь были принесены основные христианские книги.

Вряд ли можно предположить, что решение о принятии крещения было продиктовано славянским правителям и их дружинникам глубоким знанием христианских духовных ценностей и убеждением в их несравненном превосходстве над язычеством. Известные факты более позднего времени о нежелании дружинников подчиняться нормам христианской морали говорят об обратном. На их решение принять крещение влияли другие причины. На славянских князей и их окружение производили впечатление сила и величие их христианских соседей, таких как империя Каролингов и Византийская империя. Их могущество говорило славянским правителям о могуществе христианского бога, более сильного, чем языческие боги. Дружинникам нравился роскошный образ жизни и высокое положение в обществе византийской и каролингской знати. Принятие христианства обеспечивало славянским князьям равноправные отношения с правителями крупнейших христианских держав. Важную роль играло и то обстоятельство, что при смене религии было легче утвердить новый общественный порядок. Вместе со старой верой должны были уйти в прошлое и старые общественные отношения, сторонников которых было много среди местной племенной знати.

Как бы то ни было, одним из главных результатов принятия христианства было открытие славянским народам пути к освоению культурного наследия христианского мира, вобравшего в себя достижения многовекового развития одной из древнейших мировых цивилизаций — средиземноморской. Конечно, при отличии культурных традиций и уровня развития славянских стран механический перенос этого наследия был невозможен. В ходе дли тельного взаимодействия местных славянских культур с христианской традицией шел сложный процесс отбора тех культурных ценностей, которые отвечали потребностям и возможностям славянского общества.

Главное место в этом наследии занимала литература, вобравшая в себя все богатство мировой культуры. Христианская церковь латинской традиции не допускала создания собственных славянских литератур. Языками богослужения, а, следовательно, и средневековой литературы и науки, могли быть только греческий и латинский. Иначе обстояло дело в многонациональной Византийской империи, лояльно относившейся к созданию письменной культуры на языках народов, попавших в орбиту ее влияния. Она способствовала появлению у славян богослужения на родном языке, собственной письменности и литературы. Именно греческий ученый Константин Философ (в монашестве Кирилл) и его брат Мефодий заложили фундамент письменной культуры славян, достигшей со временем небывалого расцвета.

Изобретение новой письменности было подчинено решению величайшей культурной задачи: с ее помощью были записаны переведенные с греческого на язык славян тексты христианского богослужения, которые зафиксировали новый для Европы литературный язык, именовавшийся в ту пору «славянским» («словенским»), а в наше время — старославянским (или церковнославянским).

Помимо этого, изобретение славянской письменности преследовало практические цели. Ее возникновение способствовало усилению политической и культурной независимости самостоятельных славянских государств. Письменность на национальном языке стала сразу использоваться в делопроизводстве, которое являлось непременным атрибутом централизованного государства. Кроме того, она помогала преодолеть значительные политические трудности, возникшие у правящей верхушки в связи со сменой религии. Они затрагивали нормы отношений как внутри общества, так и между соседними государствами. Об этих проблемах дают представление вопросы послов болгарского князя Бориса римскому папе Николаю I, дошедшие до нас в составе знаменитых «Ответов папы Николая I на вопросы болгар».

Поскольку религия так или иначе освящала своим авторитетом многие нормы повседневной жизни общества, то ее смена влекла за собой отмену прямо и косвенно связанных с ней обычаев, которые заменялись новыми. Для многих старых норм, оставшихся в обществе, устанавливалась иная система наказаний, имевшая в жизни средневекового человека огромное значение. Трудности заключались в том, что нормы старой религии и права были хорошо известны правящей верхушке. Ведь она сама являлась носителем одновременно как светской, так и духовной власти в языческом обществе (князь был верховным жрецом). Нормы же новой религии ей были не известны, и с принятием христианства ме-стная власть попадала в зависимость от чужестранцев — епископов и священников, которые были тесно связаны с пославшими их странами. Их деятельность вызывала серьезные сомнения у представителей болгарской власти, опасавшихся, что чужестранцы могут использовать свое влияние для подчинения Болгарии ее могущественным соседям.

Новым людям было доверено не только проведение нового богослужения, но и истолкование христианского вероучения, а также наложение наказаний за отступление от него. Они постоянно обращались к болгарским правителям с различными требованиями, которые основывались на неизвестных им христианских нормах. Положение усугублялось тем, что от имени нового христиан-ского порядка выступали представители разных христианских Церквей, отличавшихся по крайней мере в вопросах обрядности от латинской церкви. Более того, встречались авантюристы, которые не только не имели священнического сана, но и вообще не были христианами. Для того, чтобы болгарские власти могли правильно урегулировать отношения с духовенством внутри страны, а так же определить положение Болгарии в христианском мире, новое вероучение должно было быть изложено на понятном им языке. Это являлось еще одним важным стимулом для создания славянской письменности.

В культурной истории средневековой Европы предприятие Константина и Мефодия было уникальным: уже на протяжении нескольких веков ничего подобного не создавалось. Изобретение новой азбуки и перевод христианских канонических книг на родной язык верующих, не имевший до этого собственной письменной традиции, были сделаны двумя братьями. Это — великий подвиг, по достоинству оцененный уже современниками, почитавшими Константина и Мефодия как своих первоучителей, святых славянских апостолов.

Сам Константин Философ, доказывая правомерность и законность своего изобретения, ссылался на то, что христианскую литературу на родном языке имеют многие народы Европы и Ближнего Востока. Однако, надо иметь ввиду, что в одних случаях это были языки, которые обрели письменность задолго до возникновения христианства (древнееврейский, сирийский (арамейский), греческий, латинский), в других случаях имелись ввиду переводы христианской литературы на языки, получившие для этой цели письменность очень рано (коптский III в., готский IV в., армянский V в., грузинский V в.).

Вместе с тем, старославянский был практически последним литературным языком, создание которого сопровождалось изобретением специально для него предназначавшейся азбуки. (Исключение составляет азбука, созданная в XIV в. русским святым Стефаном Пермским для просвещения зырян, которая впоследствии потеряла свое значение.) Появляющиеся на рубеже средневековья и нового времени переводы Библии на языки разных европейских народов записывались уже существовавшей системой письма -латинской азбукой (а в Восточной Европе — славянской), которая при помощи комбинаций букв или введения дополнительных значков над буквами или под ними приспосабливалась к передаче на письме особенностей местной речи.

Детищу славянских первоучителей предстояла долгая и сложная жизнь. К сожалению, переводов, сделанных ими, не сохранилось. Они были изменены и дополнены последующей » традицией, которая сохранилась в древнейших из дошедших до нас рукописей. Созданный Константином и Мефодием язык с самого начала рассматривался ими как язык славянских переводов Библии. В дальнейшем он стал языком всей славянской средневековой науки и литературы. Лишь в XVIII-XIX вв. в светской литературе он уступает место новым литературным языкам, складывающимся на национальной основе. Однако, и до сегодняшнего дня старославянские тексты продолжают ежедневно звучать в богослужении Русской православной церкви.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *