Великая Суббота


Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию о пребывании Иисуса Христа «во гробе плотски…» и о воскресении Спасителя из гроба.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»… выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» …
Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас…; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» … Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.
После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.
После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.
Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»… Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»… Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.
В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).

Правильное питание на период Великого поста


Великий пост самый строгий по сравнению с другими постами, которые соблюдаются верующими в течение года. Хочется отметить, что у неподготовленных людей и людей с ослабленным здоровьем, а также у тех, кто занимается тяжелым физическим трудом, могут возникнуть трудности, ограничив себя в еде. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к вопросу соблюдения поста.
В богослужебном уставе есть описание трапез во время Великого поста:
На период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло и т.д.).
Первая и заключительная недели поста являются наиболее строгими.
В понедельник первой недели и в пятницу последней недели (Страстная пятница) ничего не едят.
Во вторник первой недели разрешено хлеб и воду.
По понедельникам, средам и пятницам предусмотрено сыроедение. Пищу употребляют только единожды в сутки в вечернее время. Она должна быть холодной и без растительного масла.
По вторникам и четвергам разрешено прием горячей пищи, но в ней не должно быть масла. Прием пищи также однократно в сутки по вечерам.
По субботам и воскресеньем можно есть горячую пищу с добавлением масла и пить вино. Исключением является суббота в первую неделю. Употребление пищи такое же, как и в предыдущие дни первой недели. А в воскресенье шестой недели, которое называют Вербным воскресеньем, разрешена рыба.
Также послабление в еде допускается, если на период Великого поста попадают праздники великих святых. В эти дни разрешена горячая пища с добавлением растительного масла и вино.

Покаяния отверзи ми двери. Великий Пост






Восемь правил преподобного Паисия Величковского о соблюдении поста

Прп. Паисий Величковский (1722 – 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников, молитвами и трудами которого в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и старчества. Прп. Паисий считал пост одной из важных составляющих добродетелей, помогающих христианину духовно совершенствоваться и бороться со страстями и грехом.

1. Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

2. Прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, – много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск.

3. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движением чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных как умертвляет скудная пища. Некоторые тем временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепление тела. Так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять, так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешение, и сласти возжигают страсти.

4. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.

5. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою.

6. Святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всякий день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание и происходит или от тщеславия, или от безрассудности.

7. Воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждой же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждой день в определенной час.

8. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру – в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!












См.также:





Четыредесятница

(16 голосов: 5.0 из 5)

  • О Святой Четыредесятнице прп. авва Дорофей
  • Церковный календарь
  • Тест: Великий пост

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Великая четыредесятница – первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост.

Первые 40-к дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого, а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту. В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11, 1–46).

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.

По словам митрополита Антония Сурожского, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Чтобы ощутить в полноте эту радость, нам и необходим пост. Христианская жизнь немыслима без подвига – без того усилия, которое предпринимает верующий, чтобы избавиться от грехов для следования воле Божией. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

Пост, как добровольное аскетическое делание, включает в себя:

  • Воздержание от сытной и вкусной пищи и развлечений
  • Усиленную молитву
  • Добрые дела

Из перечисленных пунктов становится понятно, что смысл поста в том, чтобы учиться воздержанию. Через воздержание к пище и развлечениям мы можем научиться сдерживать свои страсти. Оно помогает нам лучше узнавать себя. Бывает, что человек начинает тяготиться постом, становясь раздражительным, агрессивным, не сдержанным. Все дело в том, что пост выявляет в человеке спящие грехи и страсти. И это прекрасная возможность начать с ними бороться.

Нормальное состояние после Великого поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения от осознания того, удалось побороть какие-то свои грехи и духовно приблизиться к Богу.

История Великого поста

Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24-х до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи. Для очищения были выбраны среда и пятница.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Часть христиан при этом все равно продолжала поститься примерно 2 суток.

Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Тот, кто не соблюдал Великий пост, мог быть на некоторое время отлучен от Церкви — такие случаи упоминаются в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.

Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение, поскольку раньше крестили только несколько раз в год, в том числе и перед Пасхой.

Иван Крамской, “Христос в пустыне”, 1872 г.

Вначале 40 дней постились язычники, которые хотели креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились и члены Церкви, в знак солидарности к своим будущим братьям.

Строгости в питании во время поста были связаны с основной идеей воздержания – питание должно быть дешевым и быстрым в приготовлении, а сэкономленные деньги и время нужно использовать для милосердия, благотворительности и участия в богослужении. Денежную разницу в стоимости между обычным и постным обедом отдавали нищим.

После стало понятно, что для большинства прихожан пост оказался слишком жестким, и тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и рыбу.

Календарь Великого поста в 2019 году

Святая Четыредесятница

  • 11 марта – начало Великого поста, Чистый понедельник.
  • 11-14 марта – Чтение Великого канона святого Андрея Критского (с понедельника по четверг).
  • 17 марта – Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.
  • 24 марта – Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского)
  • 31 марта – Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная.
  • 7 апреля – Неделя 4-я Великого Поста. Память святого преподобного Иоанна Лествичника. Благовещение.
  • 11 апреля – Мариино стояние: чтение Великого канона святителя Андрея Критского полностью (в богослужебной практике совершается накануне – в среду вечером 10 апреля).
  • 13 апреля – Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Этот акафист поётся раз в году – в субботу 5-ой седмицы Великого поста (в богослужебной практике совершается накануне, в пятницу вечером, 12 апреля).
  • 14 апреля – Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
  • 15-20 апреля – Седмица 6-я Великого поста. Эта неделя носит название «седмица вайи», в переводе – неделя пальмовых ветвей. В пятницу этой седмицы, 19 апреля, заканчивается Четыредесятница.
  • 20 апреля – Лазарева суббота. В этот день мы вспоминаем воскрешение Господом святого праведного Лазаря.
  • 21 апреля – Шестая неделя Великого Поста. Неделя цветоносия. Вход Господень в Иерусалим

Икона “Святая Четыредесятница”.

Страстная седмица

  • 22-27 апреля – Страстная седмица, или Неделя страданий Господа
  • 22 апреля – Великий понедельник. За богослужением мы вспоминаем святого Иосифа, проданного братьями за 30 сребренников, бесплодную смоковницу, пророчество о разрушении Иерусалима и притчу о злых виноградарях.
  • 23 апреля – Великий вторник. В храмах читаются притчи о десяти девах и талантах, и пророчество о Страшному суде.
  • 24 апреля – Великая Среда. В этот день вспоминается покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды Искариота. В этот день в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. На вечернем богослужении все стараются исповедаться.
  • 25 апреля – Великий Четверг. В этот день мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стремятся в этот день причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день читаются 12 Страстных Евангелий. Патриарх в этот день совершает освящение миро.
  • 26 апреля – Страстная Пятница. В этот день произошли Страсти Господни, смерть и погребение Господа. Это день великой скорби и строгого поста. В этот день не совершается Литургия (за исключением того случая, когда Страстная Пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы). Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
  • 27 апреля – Великая Суббота.

Пасха, Воскресение Христово – 28 апреля

Икона страстей Христовых

Великий пост для мирян

Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:

  1. Полноценное пищевое воздержание.
  2. Употребление в еду только сухой пищи.
  3. Прием горячей еды без масла.
  4. Прием горячей еды с растительным маслом.
  5. Прием рыбы.

Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 -5 степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.

Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости.

Набор продуктов для постного стола весьма обширен и богат

Какими продуктами можно питаться в Великий пост:

  • крупами;
  • бобовыми культурами (фасоль, горох, бобы, чечевица и пр.);
  • хлебом и постными хлебобулочными изделиями,
  • рыбой и морепродуктами – в определенные дни;
  • овощами и зеленью;
  • грибами;
  • фруктами и сухофруктами;
  • сладкой консервацией и свежими/морожеными ягодами;
  • из сладкого – мед, черный шоколад (без молока в составе), мармелад, халва и козинаки, постный зефир, леденцы.

Венчание и свадьба во время Великого Поста

Пост – это время покаяния и воздержания от плотских радостей, поэтому и супружеские отношения в пост ограничиваются, а Венчания – не совершаются.

В течение года есть много дат, рекомендованных Церковью для совершения Таинства Венчания. Любой желающий может ознакомиться с венчальным календарем на год и найти подходящее время для этого особенного дня.

Благослови нас всех Господь на прохождение Великого поста!

На вопросы о Великом посте отвечают священники:

Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново Архимандрит
АЛИПИЙ (СВЕТЛИЧНЫЙ)
Настоятель
Киевского храма святых апостолов Петра и Павла,
что на Нивках Иерей
ИОАНН ГОЛОВАНОВ
Настоятель храма
Иконы Божией Матери “Воспитание”
г. Спасск Протоиерей
АНДРЕЙ САМАРКИН
Настоятель храма Иоанна Богослова в пос. Приморск,
Волгоградская обл. – Сегодня моя знакомая при большом количестве людей предложила мне шоколад, я отказалась. Тогда она меня спросила: пощусь ли я? Этот вопрос меня смутил, потому что был задан при тех людях, которые вообще не является верующими. Так получилось, что 2 недели назад мой врач назначил мне лечебную диету, и я сослалась на нее, что мол мне это по диете запрещено. И в итоге меня мучает вопрос: правильно ли я сделала, что не сказала никому правду, если честно мне не хотелось никому врать…

– Как ни странно, Вы поступили совершенно правильно! Сам Христос учил, чтобы такие вещи как пост, молитва, добрые дела совершали мы тайно и “не трубили” бы о своих добродетелях. Что касается диеты, то вы тоже правы. Дело в том, что пост включает в себя очень много компонентов: молитву, изучение Священного Писания, чтение Святых Отцов, особое внимание к своим движениям души, увеличение поклонов, удерживание себя от зла, упражнение в смирении и послушании. А то, о чем Вас спрашивали – только диета. Т.е. воздержание от определенного вида пищи. Это входит в понятие пост, но не является еще постом // архимандрит Алипий Светличный

– 1. Можно ли во время поста дома читать Евангелие и Апостолов? 2. Когда правильно читать великопостную молитву Ефрема Сирина, нужно ли ее читать дома утром и вечером?

– 1. Нужно 2. В конце утренних и вечерних молитв, даже вне правила полезно будет // иерей Иоанн Голованов

– Наша семья столкнулась с неожиданной проблемой, так как воцерковлены давно, пост соблюдаем, причащаемся и т. д. Наш сын 13 лет совершенно не может поститься. Он чахнет, болеет, спит на ходу, получает плохие оценки в школе, хотя обычно почти отличник. Даже анализы крови резко ухудшились. Врач открытым текстом говорит, что без белка ( мяса), он не выздоровеет вообще. Сын все время ноет, просит еду. Измучилась я совсем. Такое впечатление, что семейные проблемы как-то заслонили собой самого Господа, что мы думаем не о том, что Божье, а что человеческое…

– Что касается поста для Вашего сына, то и вопросов не должно бы возникать. Раз ему здоровье не позволяет, то и не надо ему поститься. Пусть ест. Мы же не тело убиваем постом, а страсти – по слову святых. В чём-то другом пусть воздерживается: телевизор, компьютер, улица, да мало ли чего нас может отвлекать от Бога. Подумайте и решите вместе с сыном, от чего он мог бы отказаться в пост, ради Господа // протоиерей Андрей Самаркин

– Если мой муж человек не воцерковленный, а мы планируем детей, то как быть, например, с постами: с Великим, Петровым, Успенским, Рождественским и с неделями такими, как Светлая седмица, Святки и другие… Если я готова соблюдать воздержание в эти дни, а муж нет, то мужу я уступаю, но как же быть? Зачатие ребенка в пост – это не очень хорошо, мне кажется, я буду очень переживать, если такое произойдет. Я много всего прочитала на эту тему: в том числе и изречения святых, и страшных примеров детей, рожденных или так и не рожденных в пост…Тогда что же делать? Предохраняться в постные дни?

– Вы на опасном пути, который ведет к гибели Вашего брака и к Вашей личной катастрофе: остановитесь, пока не поздно! Резко меняйте курс Вашей жизни, с фарисейского на христианский. Конкретно по Вашему вопросу “Зачатие в пост”.
С одной стороны существует обычай, согласно которому супруги избегают интимной близости в постное время. Для одних он полезен и благотворно действует на супружескую жизнь, в других случаях абсолютно неприемлем и разрушает брак – но, к сожалению, вы найдете немало упоминаний о нем словно о категорическом требовании, подчас в форме надзирательского окрика…
С другой стороны, существует дикий предрассудок, что дети, зачатые во время поста, якобы предопределены к физическим или нравственным дефектам. Как и всякий предрассудок в столь тонкой, интимной сфере, тем более связанный с благополучием детей, его весьма трудно искоренить. Исходя из доступных дат рождения, имеется не менее восемнадцати прославленных Церковью святых, и около ста подвижников благочестия Русской Церкви, отдавших жизнь за Христа в XX веке, зачатых родителями во время Великого поста.
Поэтому супруги должны следовать единственному каноническому предписанию, которое существует в Церкви в указанной связи, а именно 3-му правилу свт. Дионисия Александрийского: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла, пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть». Да поможет вам обоим Господь восстановить полноту супружеского счастья и святыню вашей Малой Церкви! // иеромонах Макарий Маркиш

– Я очень люблю Великий пост, люблю Великопостные Богослужения, мне по душе ограничивать себя в еде, в образе жизни, люблю Пасхальное Богослужение, но после у меня возникает чувство, что чего то не хватает, сожаление о том, что Пост закончился. Наверное это неправильно и радость Воскресения должна преобладать?

– Христос воскресе! Радость истинная, когда нет ей препятствия. Совестливый человек даже в светлую радость будет помнить о своих грехах. Они и омрачают несколько пасхальное веселие. В эти дни можно вкушать скоромную пищу ограничено, что поможет не только не переедаться, но и не впасть в новые искушения // архимандрит Алиппий Светличный

– Сейчас идёт Великий пост и литургии в храмах идут не каждый день. А как проходят литургии в монастырях во время Великого поста?

– Всем православным христианам надлежит знать простейшие факты Устава: во время Великого поста литургия совершается дважды в седмицу: в субботу и в воскресение;
помимо того, причащение Св. Даров происходит на “Литургии Преждеосвященных Даров” в среду и в пятницу (а также в некоторые значительные праздники, если они попадают на будничные дни). Указанный порядок соблюдается в тех храмах (монастырях), где богослужение происходит ежедневно // иеромонах Макарий Маркиш

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *