Добрый день. Ваши опасения вполне понятны, всегда сложно что-либо начинать впервые. Самый лучший вариант — сначала просто прийти на службу, помолиться, а в конце богослужения попросить батюшку уделить вам несколько минут и рассказать о своем намерении, и что не знаете, с чего начать. Хороший опытный священник всегда с радостью примет чадо, которое искренне хочет стать частью Церкви Христовой. Попросить позвать священника можно у служителей храма, или же попросить его лично, когда в конце службы все будут подходить целовать крест.

Если же по какой-то причине не удается до исповеди пообщаться со священником, совершайте подготовку самостоятельно. Для этого необходимо иметь Православный Молитвослов, который можно купить в любом храме. Там есть отдельные молитвы перед исповедью и причастием. Кроме них, нужно стараться соблюдать ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило, просить своими словами Господа даровать вам покаяние и понимание своих грехов.

Что касается непосредственно исповеди, то, если она первая — об этом тоже необходимо уведомить батюшку, лучше заранее. В православии есть понятие генеральной исповеди, и к ней нужно особо готовится. Также у священника должно быть свободное время, чтобы ее принять, поэтому он должен сам сказать, когда можно подойти. Если вы будете исповедоваться в общем порядке, перед или в конце службы — обязательно подходите индивидуально. К сожалению, во многих храмах сегодня практикуют общие исповеди, когда человек сам свои грехи не называет, но слушает их перечисление от священника. Такая практика вообще не очень сопоставима с канонами, но особенно не подходит она для человека, начинающего свой церковный путь.

Подойдя на исповедь, рассказывайте священнику все, что тяготит вашу совесть. При подготовке почитайте о грехах, чтобы вы могли понять, что в своей жизни нужно менять. Важное правило исповеди — грех нужно не только назвать, но и дать себе и Богу обещание постараться его больше не повторять. Конечно, случается, что человек снова и снова грешит, но стараться все же надо.
О подготовке к Таинству Исповеди и Причастия можно
Помогай вам, Господь!

Канон прп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого Поста

Песнь 1, глас 6

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.

Запев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

Тебе припадаю Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

Не вниди со мною в суд нося моя деяния, словеса изыскуя, и исправляя стремления; но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя Всесильне.

Покаяния время, прихожду Ти Создателю моему, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину исправила еси.

Слава,

Троичен: Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

И ныне,

Богородичен: Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Песнь 2

Ирмос: Видите видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою, и крепостию Моею.

Мужа убих, глаголет, в язву мне, и юношу в струп, Ламех рыдая вопияше; ты же не трепещеши о душе моя, окалявши плоть, и ум осквернивши.

Столп умудрила еси создати о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя.

О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми.

Одожди Господь от Господа огнь иногда, на беззаконие гневающее сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися.

Уязвихся, уранихся, се стрелы вражия уязвившыя мою душу и тело, се струпи, гноения, омрачения, вопиют раны самовольных моих страстей.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Простерла еси руце Твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая; и якоже Петру человеколюбно, руку Божественную простре, твое обращение всячески иский.

Слава,

Троичен: Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади, и избави мя огненнаго осуждения.

И ныне,

Богородичен: Пречистая Владычице Богородительнице, надеждо к Тебе притекающих, и пристанище сущих в бури, милостиваго и Создателя, и Сына Твоего, умилостиви и мне молитвами Твоими.

Песнь 3

Ирмос: Утверди Господи, на камени заповедей Твоих, подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.

Агаре древле душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением, и рождши новаго Исмаила, презорство.

Иаковлю лествицу разумела еси душе моя, являемую от земли к небесем, почто не имела еси восхода тверда, благочестия.

Священника Божия, и Царя уединена, Христово подобие, в мире жития, в человецех подражай.

Обратися, постени душе окаянная, прежде даже не приимет конец жития торжество, прежде даже дверь не заключит чертога Господь.

Не буди столп сланый душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский; горе в Сигор спасайся.

Моления Владыко, Тебе поющих не отвержи, но ущедри Человеколюбче, и подаждь верою просящым оставление.

Слава,

Троичен: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны верою покланяющыяся державе Твоей.

И ныне,

Богородичен: От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице, неискусомужно родила еси; странное чудо, пребывши Дева доящи.

Песнь 4

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей Господи.

Время живота моего мало, и исполнено болезней и лукавства; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный богатством кипя и стады; внезапу богатства, славы царства обнищав лишися.

Аще праведен бяше он, и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети, ты же грехолюбива сущи окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе?

Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем вотще и всуе; да не с фарисеем осудиши мя, паче же мытарево смирение подаждь ми Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли.

Согреших, досадив сосуду плоти моея, вем Щедре; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, сам мя ущедри.

Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя Щедре, но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Не послушах гласа Твоего, преслушах писание Твое Законоположника; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, сам мя ущедри.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси, но востекла еси помыслом лучшим, к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество Марие, удививши.

Слава,

Троичен: Нераздельное существом, неслитное Лицы, богословлю Тя Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное; вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

И ныне,

Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева; Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет.

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.

Низу сничащую подражай о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни.

Аще и кладязь еси глубокий Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко самаряныня, не ктому пияй жажду; жизни бо струи источаеши.

Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Несравненным желанием всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания; сподоби убо и мене улучити вышния славы.

Слава,

Троичен: Тя Троице славим, Единаго Бога, Свят, Свят, Свят еси Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

И ныне,

Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

Песнь 6

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник Предтечу Твоего Слове, взыщи и обрящи Твой образ.

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне твоему рабу.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Безстрастие небесное стяжала еси, крайним на земли житием Мати, темже тебе поющым, страстей избавитися молитвами твоими, молися.

Слава,

Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

И ныне,

Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам, Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да Твоими молитвами оправдимся.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 6:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй.

Песнь 7

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже яко Езекиа слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота; но кий Исаия предстанет тебе душе, аще не всех Бог.

Припадаю Ти, и приношу Тебе, якоже слезы глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли; но ущедри Владыко творение Твое, и воззови мя.

Погребох образ Твой, и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, свеща; но ущедрив воздаждь ми якоже поет Давид, радование.

Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе, но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго; но даждь ныне помощь от скорби, и мне рабу твоему.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Егоже возлюбила еси, Егоже возжелела еси, Егоже ради плоть изнурила еси преподобная, моли ныне Христа о рабех, яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающым Его.

Слава,

Троичен: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная, и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица, но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога.

И ныне,

Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти Богородительнице, яко Неразлучныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам сущым на земли небесная.

Песнь 8

Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите, и превозносите во вся веки.

Слезную Спасе сткляницу, яко миро истощавая на главу, зову Ти якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу, и оставление прошу прияти.

Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася, и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве.

Пощади Спасе Твое создание, и взыщи яко пастырь погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец.

Егда Судие сядеши яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою Спасе, о каковый страх тогда! Пещи горящей, всем боящымся нестерпимаго судища Твоего.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Света незаходимаго Мати, тя просветивши, от омрачения страстей разреши; темже вшедши в духовную благодать, просвети Марие, тя верно восхваляющыя.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Чудо ново видев, ужасашеся Божественный в тебе воистинну мати Зосима, ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки.

Слава,

Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

И ныне,

Богородичен: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Песнь 9

Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо рождение обновляет естества; темже Тя вси роди яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Умилосердися спаси мя, Сыне Давидов помилуй, беснующыяся словом исцеливый, глас же благоутробный яко разбойнику мне рцы: аминь глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду во славе Моей.

Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя, оба бо на кресте свисяста, но о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего.

Тварь содрогашеся распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дни, зря Тебе Иисусе пригвождена ко кресту.

Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную, да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе.

Судие мой, и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком, тогда видев мя, пощади и ущедри мя Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша.

Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины, и человеков соборы, невещественно поживши, и естество прешедши; имже, яко невещественныма ногама вшедши Марие, Иордан прешла еси.

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.

Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа.

Запев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Слава,

Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы.

И ныне,

Богородичен: Град Твой сохраняй Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

История Храма † Школа † Фотоальбом † Наш адрес † Библиотека † Видеозал †
Обращение † Новомученики † Новости † Обновления сайта † Карта сайта

…ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Бог идеже хощет, побеждается естества чин», – поёт Церковь на вечерне нынешнего праздника, – когда хочет Бог, отменяются законы природы, – напоминает она своим верным чадам. И законы природы отменяются ныне в предожидании «нового неба и новой земли» (Откр.21.1), не времени, но вечности, когда не будет тления, когда упразднится смерть и когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11.6). Ибо как Царство Небесное сохраняется до поры втайне в оболочке «зерна горчичного» (Мф.13.31), так и Богочеловеческая Плоть Спасителя мира незримо и несообразно с законами падшей твари ткётся в «глубине неудобозримой» Пренепорочной Отроковицы.

Никто не ведает Тайны Боговоплощения, как и предсказывал пророк, когда говорил «род Его кто изъяснит» (Ис.53.8), никто не узнаёт в Принявшем «зрак раба» (Флп.2.7) Того, Кто «веки сотворил» (Евр.1.2). Ни «званые», ни «избранные», ни праведники, ни грешники, ни больший «из рожденных женами» (Мф.11.11), ни тот, кому вручена была жизнь и честь Богоотроковицы, праведный старец Иосиф Обручник, – все они не могли до конца предузнать глубину премудрости Божией, и только Она – Дева Чистая – «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2.51). Не знавшая мужа, Она не замедлила принять благовестие архангельское и не усомнилась в том, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1.37).

Чтобы зерно взошло и принесло плод сторицею, потребна была «добрая земля» (Мф.13.8), но откуда было и взяться этой «доброй земле» среди тления и праха погибающего мира? Потому и отменился «естества чин», что всё естество, вся природа, весь мир разделяет горестную участь падшего Адама и, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22). Потому и избрал Бог «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1.Кор.1.27-28). Потому и «ублажают все роды» (Лк.1.48) не имперскую силу, не гордую мощь железных легионов, не изощрённую мудрость учёных мужей, но «смирение Рабы Своей», которое стало началом спасения всего человеческого рода.

Чин естества прост и привычен: «око за око, зуб за зуб» (Лев.24.20); чин Христов небывал и странен одержимым «праведным» гневом: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44). По чину падшего естества радость и торжество всегда – результат приобретения и преумножения. По чину «новой твари» (2.Кор.5.17), по закону нового творения, радость миру – результат самоумаления и самоуничижения Бога, следствие того, что могущий призвать к себе на помощь «двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26.53), вместо этого смиренно приемлет «образ раба» (Флп.2.7), вселяясь в «утробу Девичу».

«Идеже хощет Бог, побеждается естества чин»! Там отменяется закон природы, но торжествует Закон Любви! И это самая важная, самая радостная, воистину – благая весть, которая послана не только Пречистой Деве Марии, но и всем нам. Это весть о том, что, хоть по закону природы мы и должны были бы умереть, однако теперь, когда сеется семя Закона Благодати, когда Безграничный Бог соединяется ограниченной природой человека, мы не умрём никогда! Потому и говорит нам сегодня апостол таинственные и радостные слова, открывающие тайну спасения человека воплотившимся Богом: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2.14,15). Наш Бог воспринял плоть и кровь, чтобы смертью Своей избавить нас, детей Своих, от страха и рабства, от греха и погибели! Выходит, Он и родился для того, чтобы умереть за нас! Получается, что Он вселился в чистую утробу Девы, для того, чтобы могло совершиться это животворное умирание. Так «побеждается естества чин», так смерть попирается смертью, так отменяется древнее проклятие, тяготевшее над согрешившим Адамом, так «семя жены поражает главу змия» (Быт.3.15).

Побеждается «чин падшего естества» смирением и кротостью Богоотроковицы. Изменяется участь обречённого на вечное изгнание Адама не громами и молниями вселенской катастрофы, но тихими словами доверия и согласия: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38), которыми Дева Мария открыла каждому из нас дверь на Небо.

Теперь победи и в нас, Господи, чин нашего падшего естества, измени нашу греховную природу, приразившуюся страстям, потреби «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия», насилующий нашу бессмертную душу, да взирая на Ту, смиренным подвигом Которой уничтожается проклятие мира и торжествует вечная радость любви, воспоём «посреди церкви» благую весть о том, что начало нашего спасения положено и «смерти жало» посрамлено. Аминь.

7 апреля 2003 г.

РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лк.1.35.37.). Вот слова, с которых началось спасение падшего человечества, вот слова, которые должны были бы наполнять наши сердца радостью и надеждой, вот слова, которые каждый из нас должен бы с трепетным дерзновением сказать о самом себе: “Я – раб Божий”.

Однако, рабство для нас – состояние, связанное со страданием, унижением, маетой. Рабство, мы знаем это, не сделает нас счастливыми. Рабство, мы с детства уверены в этом, не приносит радости. Отчего же Та, Которую “ублажают все роды”, возрадовалась, осознав своё рабство, а мы вслед за нашими дедами готовы и сейчас гордо провозглашать: “Мы – не рабы, рабы – не мы”.

Оттого это происходит, что наш житейский и духовный опыт знает только один вид рабства, нам знакомо порабощение себе самим, своим чувствам, своим желаниям, своим представлениям о мире. Мы очень хорошо знаем, что такое рабство вещам. Наша жизнь, наш быт, наша повседневность даёт нам исчерпывающий опыт рабства греху. Мы знаем, как это происходит. И мы знаем, что за этим следует. Мы не понаслышке, а на собственном опыте понимаем, что всякая сласть, всякое наслаждение, всякое упоение влекут за собой скорби и боли, разочарование и тоску. Не все мы наркоманы, то есть, не все мы зависимы от химических веществ, однако все мы знаем, что такое “ломка”, абстинентный синдром, потому что именно так можно назвать состояние, в которое впадает человек, лишённый удовольствия. Не важно, какого рода: будь то страсть власти или страсть обладания человеком, будь то страсть сребролюбия или уязвлённая гордость – всё, что отнято, всё, что стало недоступным и потому трижды желанным, вызывает у нас приступ тоски и отчаяния.

Дьявол, враг нашего спасения, как и подобает отцу лжи, предстаёт нашему сознанию в образе борца с рабством. Сей древний змей-искуситель внушает нам, как некогда несчастной Еве, что стыдно принадлежать кому-то или чему-то. “Человек, — говорит он, — это великолепно, Это звучит гордо! И ему, человеку, надлежит поработить себе весь мир. Ему, человеку, должно быть владыкой всего, и чтобы золотая рыбка была у него на посылках”. И, как на заре человеческой истории, как в райском саду у древа познания добра и зла, так и ныне враг человечества не говорит всей правды. Он скрывает от нас, доверчивых простаков, то, чего не смог скрыть от Сына Человеческого в пустыне: “Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое” (Лк.4.6,7). Весь мир будет твоим, о, человек, если ты поклонишься ему.

Наши деды, и мы вместе с ними, забыли о простом правиле: не только я обладаю богатством, но и богатство обладает мною, поэтому очень трудно понять: слава царств земных принадлежит мне или я сам – заложник этой земной славы. И лиши меня её, – что от меня останется?

Вспоминая Божий ответ соблазнителю, поражаешься его простоте и бескомпромиссности “Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”. Казалось бы, всё ясно! “Покланяйся и служи”, — то есть, будь рабом, будь работником, принадлежи Ему! Принадлежи своему Богу не только потому, что Он сотворил тебя, но потому, что ты сам, свободно, без принуждения выбрал Его.

“Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин.12.24). Нельзя стать воистину свободным, не сделавшись рабом Божиим. Стыдно и грешно быть рабом человека. Стыдно и грешно быть рабом своих страстей, предубеждений и страхов. Стыдно и грешно покланяться “твари вместо Творца” (Рим.1.25).

Достойно и праведно покланяться и служить Богу. Достойно и праведно быть рабом Божиим. Достойно и праведно так позабыть о себе, так предаться воле и благому Промыслу Божьему, как это сделала Пресвятая Дева Богородица, на заре нашего спасения ответив на благой призыв Божий дивными и простыми словами: “Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему”. Аминь.

Жизнеописание

Мощи св. Андрея Критского почивали в константинопольском храме Андрея в Крисе.

Родился в первой половине VIII века на Крите, вёл монашескую жизнь в месте называемом Кастрон.

Мученическую смерть святой Андрей, сторонник иконопочитания, принял во времена иконоборческих гонений императора Константина Копронима. Андрей, узнав о начавшихся гонениях на иконы, пришёл в императорский дворец и обличил императора Константина в ереси. За это он был схвачен, избит и заточён в тюрьму. Когда святого Андрея волокли по земле к месту казни, некий торговец рассёк ему ногу ножом, и от этой раны святой скончался.

Тело преподобномученика Андрея было брошено в пропасть вместе с трупами преступников и только через три месяца его погребли благочестивые люди в месте Криси, где был монастырь с храмом святого апостола Андрея, который впоследствии стал известен как храм Андрея Критского. Смерть преподобномученика Андрея относят примерно к 760 году. Через 100 лет после его смерти преподобный Иосиф Песнописец написал канон святому.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Скачать канон Андрея Критского в форматах

  • EPUB,
  • FB2,
  • MOBIPOCKET
  • HTML
  • Канон Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского. Мариино стояние (+ Аудио + Видео)

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

  • Великий канон Андрея Критского — чтение в Сретенском монастыре (АУДИО)
  • Великий покаянный канон Андрея Критского — читает митрополит Минский Филарет (АУДИО)
  • Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен (АУДИО)

Перевод на русский язык

  • Канон преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова)

Разбираем текст канона – толкование трудных мест

  • По страницам канона св. Андрея Критского – статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

  • Епископ Вениамин (Милов) Назидание по «Великому Канону» св. Андрея, архиепископа Критского
  • Протопресвитер Александр Шмеман Постное странствие — Великий канон Андрея Критского
  • Монахиня Игнатия (Петровская) Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви
  • Иеромонах Димитрий Першин О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников (беседа + видео)
  • Протоиерей Николая Погребняк Великий канон: история и иконографические параллели (читая канон через иконы)
  • Оливье Клеман Канон Андрея Критского – пробуждение души
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов О святителе Андрее Критском и его Великом каноне
  • М.С. Красовицкая По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Канон Андрея Критского в искусстве

  • Канон Андрея Критского — песня иеромонаха Романа (Матюшина) !Рекомендуем (АУДИО)
  • Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Анна Ахматова Я в этой церкви слушала канон Андрея Критского…

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

  • Протоиерей Валентин (Амфитеатров) Проповеди на первой седмице Великого поста
  • Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)
    • Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его
    • Слово в среду 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и покаянии
    • Слово в четверг 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и его значении

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста – изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют “неофитами”, недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Дарья Менделеева

  1. В понедельник первой седмицы Великого поста
  2. Во вторник первой седмицы Великого поста
  3. В среду первой седмицы Великого поста
  4. В четверг первой седмицы Великого поста
  5. В среду (вечером) пятой седмицы Великого поста

Аудио и Видео:

  • Аудиозаписи Великого Канона
  • Видеотрансляция из храма

Толкования:

  • Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Мария Цырлина
  • Великий Канон протопр. Александр Шмеман
  • Церковно-литургическое назидание по Великому Канону еп. Вениамин (Милов)
  • Великое повечерие с каноном Андрея Критского М.С. Красовицкая
  • Канон покаянный в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Н. Погребняк
  • Место Великого канона в песнотворческом достоянии Церкви монахиня Игнатия
  • Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев)
  • Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона иг. Филипп (Симонов)

Переводы:

  • Перевод иеромонаха Амвросия
  • Перевод митрополита Никодима (Ротова)
  • Перевод в четырех литературных версиях архиеп. Ионафана
  • Перевод епископа А. Милеанта
  • Перевод священномученика Феофана Адаменко
  • Перевод Н. И. Кедрова
  • Перевод Владимира Ковальджи
  • Перевод регента Анны Виноградовой
  • Новый перевод на церковнославянский язык еп. Августина (Гуляницкого)
  • Великий канон на церковнославянском языке
  • Великий канон на греческом языке

Тесты:

  • Великий канон свт. Андрея Критского
  • Тест 1 на знание Великого канона
  • Тест 2 на знание Великого канона
  • Тест 3 на знание Великого канона
  • Тест 4 на знание Великого канона

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

***

Святитель Андрей Критский Святоотеческая библиотека

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *