АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а также место, где оно происходило. Обычно это была центральная торговая площадь города, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. В период архаики площадь складывалась стихийно, в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку. Агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов. АКРОПОЛЬ (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах. АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amphiprostylos), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. АНТРОПОМОРФИЗМ уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ. АПЕЙРОН (греч. apeiron — бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». АРХАИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры.Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока). В Греции обретает свои очертания определившаяся окончательно в 5 в. до н. э. полисная система; в 7 и 6 вв. в греческих городах повсеместно возникают тирании. В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика (Сапфо, Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и др.), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский ), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор, крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации. АРХИТРАВ (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах). АФИНЫ, Древние город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Др. Греции; классический образец рабовладельческой демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я пол. 5 в. до н. э.). БАЗА (франц. base, от греч. basis), основание, основа чего-либо; в архитектуре — основание, подножие колонны или столба. БЫТИЕ философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология». ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей ; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. ГЕРОДОТ (лат. Herodotus, греч. Иродотос) (около 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия — около 426 до н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном «отцом истории» («О законах», I,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, — первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название «История» (др.-греч. «исследование, изыскание»); в 3 веке до н.э. александрийские ученые разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз — первая книга получила имя музы истории Клио.
ГИППОКРАТ (лат. Hippocrates, греч. Иппократис), (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.), древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Гиппократ родился на острове Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию — богу медицины. В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде, основал на родине медицинскую школу.
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы». В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» он выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь. Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Его учение оказало большое влияние на представления медиков последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия). ДИОНИС (Вакх), в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Бог восточного (фракийского или лидийского) происхождения, культ которого в Греции утвердился сравнительно поздно и с большими трудностями. Хотя имя Диониса найдено еще на табличках критского линейного письма «B» (14 в. до н. э.), его развитие и утверждение связано с периодом роста полисов в материковой Греции (8-7 вв. до н. э.), когда единый культ Диониса вытеснил культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону — богу родовой аристократии. В философии и искусстве новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Дионис — олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно.
ДОГМАТИК (греч. Dogmatikos, от dogma — учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры на «Господи воззвах» воскресной великой Вечерни, в котором содержится догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и соединении в Его лице двух естеств — Божественного и человеческого. Составление догматиков восьми гласов приписывается преподобному Иоанну Дамаскину. Догматики помещаются в Октоихе. Аналогичные песнопения малой Вечерни называются малыми догматиками. ДРАМА (греч. drama, букв. — действие),
1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме. ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям. КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры. КОЛОННА (франц. colonne), архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров. Состоит из ствола, капители и базы. Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками. ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок. ЛОСЕВ Алексей Федорович , русский философ, историк философии и эстетики, филолог.
Получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1919 — профессор классической филологии Нижегородского университета. Участвовал в деятельности Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева, Философского кружка им. Л. М. Лопатина, а также Вольной академии духовной культуры. С 1922 по 1929 читал курс лекций по эстетике в Московской консерватории. В 1930 работа Лосева «Диалектика мифа» подверглась резкой идеологической критике (Л. М. Каганович, М. Горький и др.), он был объявлен классовым врагом, мракобесом, реакционером, черносотенцем и монархистом. Последовали арест и отправка на Беломорканал для «трудового перевоспитания» (до 1933). После освобождения преподавал классическую филологию в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. С начала 1950-х гг. опубликовал около 400 работ (в т. ч. 30 монографий). Среди поздних трудов Лосева выдающиеся место занимают 8-томная «История античной эстетики» (Государственная премия СССР, 1986), «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Владимир Соловьев и его время».
Миросозерцание Лосева формируется на основе глубокого интереса к учению Платона, сквозь призму которого он воспринимает самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; взгляды Достоевского, Соловьева, Шеллинга, Гегеля, Ницше, Бергсона, Наторпа, Кассирера; физические теории Х. А. Лоренца и А. Эйнштейна. В 1920-1930-х гг. выходит цикл монографий: «Античный космос и современная наука», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Собственное философское учение Лосев изложил в работе «Философия имени», которая была своеобразным синтезом феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского «Парменида», Лосев положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив ее в универсальную диалектику. «Философия имени» генетически была связана со спорами об имяславии в начале 20 в. Система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы «имени» или «слова». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.
А. Ф. Лосев был ведущим автором Большой советской энциклопедии (3-е изд.), энциклопедии «Мифы народов мира», Философского энциклопедического словаря, Философской энциклопедии в 5 тт. МЕГАРОН (греч. megaron, букв. — большой зал), тип древнейшего греческого жилища (3-2-е тыс. до н. э.): прямоугольный зал (иногда разделенный 1-2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком. МЕТОПЫ (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера. МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. ОДИССЕЙ (греч., лат. Улисс, Ulisses, Ulixes), в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп и холма Кроноса — Крониона. ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и logos — слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. ОРДЕР, архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный.
ОРДЕР ДОРИЧЕСКИЙ один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.
ОРДЕР ИОНИЧЕСКИЙ один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами); капитель состоит из 2 крупных завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав — из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.
ОРДЕР КОРИНФСКИЙ один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.
ОСНОВАНИЕ здания (сооружения) массив грунта (горной породы), непосредственно воспринимающий нагрузку от здания (сооружения). Различают основание естественное, когда грунты находятся в условиях природного залегания, и искусственное, когда грунты предварительно уплотнены или закреплены. ПАРФЕНОН храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен.
ПЕДАНТ (франц. pedant, от итал. pedante, первоначально — учитель, педагог), человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом. ПЕРЕКРЫТИЕ здания его внутренняя горизонтальная ограждающая конструкция (обычно комплексная). Состоит из основной (несущей) части (напр., балки, плиты), изоляционных слоев, пола, иногда потолка (как самостоятельного элемента перекрытия). Различают перекрытия междуэтажные, чердачные (разделяющие верхний этаж и чердак), подвальные и др. ПЕРИПТЕР основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. ПОЛИС (греч. polis, лат. сivitas), город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.). ПОЭМА (греч. poiema),
1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма ), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение. ПРОСТИЛЬ (от греч. pro — впереди и stylos — колонна), тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде. РЕЛИКВИИ (от лат. reliquiae — остатки, останки), в различных религиях мощи или особо чтимые предметы, объект религиозного поклонения. В переносном смысле — предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. СОФОКЛ (ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) — классический образец жанра.
ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера. ФЕМИСТОКЛ (ок. 525 — ок. 460 до н. э.), афинский полководец, вождь демократической группировки, в период греко-персидских войн с 493/492 архонт и стратег (неоднократно). Сыграл решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления. Добился превращения Афин в морскую державу и создания Делосского союза. ФИВЫ древнегреческий город в Беотии, центр Беотийского союза греческих городов с 6 в. до н. э. С кон. 4 в. до н. э. значительной роли не играл. ФРИЗ (франц. frise),
1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.
2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.). ЦЕЛЛА (лат. cella), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный),
1) синоним культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры. ЭПОС (греч. epos — слово, повествование),
1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины).
2) Род литературный(наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Чтобы узнать о нью-йоркском политическом деятеле XIX века, см. Август Вейсман .

Август Вайсманн

Родился

17 января 1834 г.

Умер

5 ноября 1914 г. (80 лет)

Известен

теория зародышевой плазмы

Награды

Медаль Дарвина – Уоллеса (серебро, 1908 г.)

Профессор Август Фридрих Леопольд Вайсманн FRS (For) , HonFRSE , LLD (17 января 1834 — 5 ноября 1914) был немецким биологом-эволюционистом . Эрнст Майр назвал его вторым после Чарльза Дарвина наиболее заметным теоретиком эволюции XIX века . Вайсманн стал директором Зоологического института и первым профессором зоологии во Фрайбурге .

Его главный вклад касался теории зародышевой плазмы , в свое время известной как вейсманизм , согласно которой наследование (в многоклеточном организме) происходит только с помощью половых клеток — гамет, таких как яйцеклетки и сперматозоиды. Другие клетки тела — соматические клетки — не действуют как агенты наследственности. Эффект односторонний: половые клетки производят соматические клетки и на них не влияет что-либо, чему соматические клетки изучают, или, следовательно, какие-либо способности, которые человек приобретает в течение жизни. Генетическая информация не может передаваться от сомы к зародышевой плазме и к следующему поколению. Биологи называют это понятие барьером Вейсмана . Эта идея, если она верна, исключает наследование приобретенных характеристик, как это предлагает Жан-Батист Ламарк . Однако внимательное прочтение работы Вейсмана на протяжении всей его карьеры показывает, что у него были более тонкие взгляды, настаивая, как и Дарвин, на том, что переменная среда необходима для того, чтобы вызывать вариации в наследственном материале.

Идея барьера Вейсмана занимает центральное место в современном синтезе начала 20-го века, хотя сегодня ученые не выражают ее в тех же терминах. По мнению Вейсманна, в основном случайный процесс мутации, который должен происходить в гаметах (или стволовых клетках, которые их производят), является единственным источником изменений , над которыми должен работать естественный отбор. Вейсманн стал одним из первых биологов, полностью отрицавших ламаркизм . Идеи Вейсмана предшествовали повторному открытию работ Грегора Менделя , и, хотя Вейсманн был осторожен в принятии менделизма, молодые работники вскоре установили связь.

Сегодня Вайсманном восхищаются. Эрнст Майр считал его самым важным мыслителем эволюции между Дарвином и эволюционным синтезом 1930–1940 годов и «одним из величайших биологов всех времен».

Жизнь

Молодежь и учеба

Вайсманн родился в семье учителя средней школы Иоганна (Жана) Конрада Вейсмана (1804–1880), выпускника факультета древних языков и теологии, и его жены Элизы (1803–1850), урожденной Люббрен, дочери окружного советника и мэра. из Stade , на 17 января 1834 года в Франкфурте -на- Майне . У него было типичное буржуазное образование XIX века: с четырех лет он получал уроки музыки, а с 14 лет он брал уроки рисования и рисования у Якоба Беккера (1810–1872) в Frankfurter Städelsche Institut. Его учитель фортепиано был преданным коллекционером бабочек. и познакомил его с коллекционированием имаго и гусениц. Но об изучении естественных наук не могло быть и речи из-за затрат и ограниченных перспектив трудоустройства. Друг семьи, химик Фридрих Вёлер (1800–1882) рекомендовал изучать медицину. Фонд из наследства матери Вейсманна позволил ему продолжить учебу в Геттингене . После его окончания в 1856 году он написал диссертацию о синтезе гиппуровой кислоты в организме человека.

Профессиональная жизнь

Сразу после университета Вайсманн занял должность ассистента в Städtische Klinik (городской клинике) в Ростоке . Вейсманн успешно представил две рукописи, одну о гиппуровой кислоте у травоядных животных, а другую о содержании соли в Балтийском море , и выиграл два приза. Газета о содержании соли отговорила его от становления химиком, поскольку он чувствовал, что ему не хватает апотекариальной точности.

После ознакомительной поездки в музеи и клиники Вены он посетил Италию (1859 г.) и Париж (1860 г.). Он вернулся во Франкфурт в качестве личного врача изгнанного эрцгерцога Австрии Стефана в замке Шаумбург с 1861 по 1863 год. Во время войны между Австрией, Францией и Италией в 1859 году он стал главным врачом в армии и в отпуске он прошел через Северную Италию и графство Тироль . После творческого отпуска в Париже он работал с Рудольфом Лейкартом в университете Гиссена . Он получил диплом врача и в 1868 году поселился во Франкфурте, где начал медицинскую практику.

С 1863 г. приват-доцент по сравнительной анатомии и зоологии; с 1866 экстраординарный профессор; а с 1873 по 1912 год — профессор, первый заведующий кафедрой зоологии и директор зоологического института Университета Альберта Людвига во Фрайбурге в Брайсгау . Он вышел на пенсию в 1912 году. Его ранние работы были в основном связаны с чисто зоологическими исследованиями, одна из его самых ранних работ, посвященных развитию двукрылых . Однако работа под микроскопом стала для него невозможной из-за слабого зрения, и он обратил свое внимание на более широкие проблемы биологических исследований.

Семья

В 1867 году он женился на Мэри Доротее Грубер.

Их сын Юлиус Вейсманн (1879–1950) был композитором.

Вклад в эволюционную биологию

В начале озабоченности Вейсмана эволюционной теорией он боролся с христианским креационизмом как возможной альтернативой. В своей работе Über die Berechtigung der Darwin’schen Theorie ( Об обосновании дарвиновской теории ) он сравнил креационизм и эволюционную теорию и пришел к выводу, что многие биологические факты могут быть легко включены в эволюционную теорию, но остаются непонятными, если рассматривать их как результат действий. создания.

После этой работы Вейсман принял эволюцию как факт наравне с фундаментальными предположениями астрономии (например, гелиоцентризмом ). Позиция Вейсмана по отношению к механизму наследования и его роли в эволюции изменилась в течение его жизни. Можно выделить три периода.

Немецкая работа над клетками

Теория зародышевой плазмы Вейсмана . Наследственный материал, зародышевая плазма, передается только гонадами . Соматические клетки (тела) заново развиваются в каждом поколении из зародышевой плазмы.

Работу Вейсмана по разграничению между зародышевой линией и сомой трудно оценить, не принимая во внимание работы (в основном) немецких биологов во второй половине 19 века. Это было время, когда начали понимать механизмы деления клеток. Эдуард Страсбургер , Вальтер Флемминг , Генрих фон Вальдейер и бельгиец Эдуард Ван Бенеден заложили основы цитологии и цитогенетики 20 века. Страсбургер, выдающийся ботанический физиолог того века, ввел термины » нуклеоплазма» и » цитоплазма» . Он сказал, что «новые ядра клеток могут возникнуть только в результате деления ядер других клеток». Ван Бенеден открыл, как хромосомы объединяются в мейозе , во время производства гамет , а также открыл и назвал хроматин . Вальтер Флемминг, основатель цитогенетики , назвал митоз и произнес «всеядро и нуклео» (что означает то же, что и изречение Страсбургера). Открытие митоза, мейоза и хромосом считается одним из 100 самых важных научных открытий всех времен и одним из 10 самых важных открытий в клеточной биологии .

Мейоз был обнаружен и впервые описан в яйцах морских ежей в 1876 году Оскаром Хертвигом . Он был снова описан в 1883 году на уровне хромосом Ван Бенеденом в яйцах аскарид . Однако значение мейоза для воспроизводства и наследования было впервые описано в 1890 году Вейсманном, который отметил, что для преобразования одной диплоидной клетки в четыре гаплоидных клетки необходимы два деления, если необходимо сохранить количество хромосом. Таким образом, работы более ранних цитологов заложили основу для Вейсмана, который обратил свое внимание на последствия для эволюции, которые цитологи не рассматривали. Все это произошло до того, как работа Менделя была открыта заново.

1868–1881 / 82

Вайсманн начинал с веры, как и многие другие ученые XIX века, в том числе Чарльз Дарвин , что наблюдаемая изменчивость особей одного вида обусловлена ​​унаследованием видов спорта (термин Дарвина). Он считал, как было написано в 1876 году, что трансмутация видов напрямую связана с влиянием окружающей среды. Он также писал: «Если каждое изменение рассматривается как реакция организма на внешние условия, как отклонение унаследованной линии развития, из этого следует, что никакая эволюция не может происходить без изменения окружающей среды». (Это близко к современному использованию концепции, согласно которой изменения в окружающей среде могут опосредовать выборочное давление на популяцию, что ведет к эволюционным изменениям.) Вейсманн также использовал классическую ламарковскую метафору использования и неиспользования органа.

1882–1895 гг.

Первое отрицание Вейсманом наследования приобретенных черт было в лекции 1883 года, озаглавленной «О наследовании» («Über die Vererbung»). Опять же, как и в своем трактате о сотворении и эволюции, он пытается объяснить отдельные примеры с помощью любой из теорий. Например, существование непродуктивных каст муравьев, таких как рабочие и солдаты, нельзя объяснить наследованием приобретенных признаков. С другой стороны, теория зародышевой плазмы делает это без особых усилий. Вейсманн использовал эту теорию, чтобы объяснить оригинальные примеры Ламарка для «использования и неиспользования», такие как тенденция иметь выродившиеся крылья и более сильные лапы у одомашненных водоплавающих птиц.

1896–1910

Вейсманн работал над эмбриологией яиц морских ежей и в ходе этого наблюдал различные виды клеточного деления, а именно экваториальное деление и редукционное деление — термины, которые он ввел ( Äquatorialteilung и Reduktionsteilung соответственно).

Его теория зародышевой плазмы утверждает, что многоклеточные организмы состоят из половых клеток, содержащих наследуемую информацию, и соматических клеток, которые выполняют обычные функции организма. На половые клетки не влияет ни окружающая среда, ни обучение, ни морфологические изменения, которые происходят в течение жизни организма, и эта информация теряется после каждого поколения. Концепция в том виде, в котором он ее предложил, в свое время называлась вейсманизмом , например, в книге Георгия Романеса » Исследование вейсманизма «. Эта идея была прояснена и объяснена повторным открытием работ Грегора Менделя в первые годы 20-го века. (см. Менделирующее наследование ).

Эксперименты по наследованию увечий

Идея о том, что клетки зародышевой линии содержат информацию, которая передается каждому поколению, незатронутому опытом и независимо от соматических (телесных) клеток, стала называться барьером Вейсмана и часто цитируется как окончательный конец теории Ламарка и наследование приобретенных характеристик. То, что утверждал Ламарк, было наследованием характеристик, приобретенных благодаря усилию или воле.

Вейсманн провел эксперимент по удалению хвостов 68 белых мышей, неоднократно в течение 5 поколений, и сообщил, что в результате ни одна мышь не родилась без хвоста или даже с более коротким хвостом. Он заявил, что «901 детеныш был произведен пятью поколениями искусственно искалеченных родителей, и все же не было ни единого примера рудиментарного хвоста или каких-либо других аномалий в этом органе». Вейсманн знал об ограничениях этого эксперимента и ясно дал понять, что он приступил к эксперименту именно потому, что в то время было много заявлений о том, что животные унаследовали увечья (он ссылается на заявление о кошке, потерявшей хвост и имеющей многочисленное бесхвостое потомство). Были также претензии евреев, рожденных без крайней плоти. По его словам, ни одно из этих утверждений не было подтверждено надежными доказательствами того, что родитель действительно был изуродован, что оставляет вполне правдоподобную возможность того, что модифицированное потомство было результатом мутировавшего гена. Цель его эксперимента заключалась в том, чтобы положить конец утверждениям о наследственных увечьях . Результаты соответствовали теории зародышевой плазмы Вейсмана.

Награды

Он был награжден Общества Линнея Лондона «s Дарвина-Уоллеса медаль в 1908 году.

Публикации Weismann

  • 1868. Über die Berechtigung der Darwin’schen Theorie : Ein akademischer Vortrag gehalten am 8. Juli 1868 in der Aula der Universität zu Freiburg im Breisgau. Энгельманн, Лейпциг.
  • 1872. Über den Einfluß der Isolierung auf die Artbildung . Энгельманн, Лейпциг.
  • 1875. Studien zur Descendenz-Theorie. I. Ueber den Saison-Dimorphismus der Schmetterlinge . Лейпциг.
  • 1876. Studien zur Descendenztheorie: II. Ueber die letzten Ursachen der Transmutationen . Лейпциг.
  • 1883. Die Entstehung der Sexualzellen bei den Hydromedusen: Zugleich ein Beitrag zur Kenntniss des Baues und der Lebenserscheinungen dieser Gruppe . Фишер, Йена.
  • 1885. Die Continuität des Keimplasmas als Grundlage einer Theorie der Vererbung . Фишер, Йена.
  • 1887. Zur Frage nach der Vererbung erworbener Eigenschaften. В кн . : Биол. Zbl. 6 : 33–48
  • 1887. Über die Zahl der Richtungskörper und über ihre Bedeutung für die Vererbung . Фишер, Йена.
  • 1889 г. Переводы: Очерки наследственности Oxford Clarendon Press — Полный текст онлайн
  • 1892. Das Keimplasma: eine Theorie der Vererbung . Фишер, Йена.
  • 1893 г. Перевод: Зародыш-плазма, теория наследственности Сыновей Чарльза Скрибнера — Полный онлайн-текст
  • 1892. Aufsätze über Vererbung und angewandet biologische Fragen . Фишер, Йена.
  • 1893. Die Allmacht der Naturzüchtung: eine Erwiderung an Herbert Spencer . Йена. Переведено и опубликовано в «Contemporary Review» за 1893 г. Вседостаточность естественного отбора. Ответ Герберту Спенсеру . Contemporary Review 64: 309-338.
  • 1902. Vorträge über Deszendenztheorie : Gehalten an der Universität zu Freiburg im Breisgau. Фишер, Йена. 2 тома
  • Черчилль Ф. Б. 1968. Август Вейсман и разрыв с традициями. J. Hist. Биол . 1 , 91–112.
  • Черчилль Ф. Б. 1970. Гертвиг, Вейсман и значение редукционного деления, около 1890 г. Исида 61 , 429–457.
  • Лётер, Рольф 1990. Wegbereiter der Genetik: Грегор Иоганн Мендель и Август Вейсманн. Verlag Harri Deutsch , Франкфурт-на-Майне. ISBN 3-8171-1130-4
  • Рислер Х. 1968. Август Вейсманн 1834–1914. В: Berichte der Naturforschenden Gesellschaft Freiburg im Breisgau . 77–93
  • Рислер Х. 1985. Август Вайсманнс Leben und Wirken nach Dokumenten aus seinem Nachlass. В: Freiburger Universitätsblätter Heft 87/88, Freiburg. 23–42
  • Романес, Джордж Джон 1893. Исследование вейсманизма. Лондон, Лонгманс.

внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Августом Вейсманном, на Викискладе?
  • Работы, написанные Августом Вейсманном или о нем в Wikisource
  • Работы Августа Вейсманна в Project Gutenberg
  • Работы Августа Вейсмана или о нем в Internet Archive
  • Биография, библиография и доступ к цифровым источникам в виртуальной лаборатории в Институте Макса Планка по истории науки
  • Газетные вырезки о Вейсман в 20 веке Пресс Архивы в ZBW

Ай-е! Ай-е! — восклицание «Ой,что это?!»
Акынь — домашние божки, деревянные идолы — хранились в шайтанском амбаре. Считалось, что они приносят удачу охотнику.
Анщих — старик.
Анщих Сисьва Пялт — Старик Длиной с Зайца — персонаж мансийских сказок.
Апа — берестяная люлька.
Арпа — зимний рыболовный запор на реке.
Астюх! — восклицание «Как холодной водой меня облили!».
Аю-аю! — восклицание «Больно,больно!».
Ватлан — берестяная посудина с плотной крышкой.
Виткась — Пожиратель Всего Живого и Неживого — злой дух, живущий в воде, обжора.
Вор-Люльнэ — лешачиха, лесная женщина.
Ворнэ — добрая лесная богиня, воплощающая в себе все положительные качества, которые свойственны человеку.
Вор-Хум (Выскорь) — леший.
Вуй — зверь.
Выскорь — злой лесной дух, похожий на вывороченный пень с длинными корнями.
Екым — старшая сестра.
Ели Торум — подземный бог.
Жалины — двухметровые колотые, тонко оструганные лиственничные палки.
Заверованные деревъя — охраняемые древним законом деревья,на которые при жертвоприношении развешивались красивые лоскутки материи.
Исюм — младшая сестра.
Карус — сруб.
Каслатъ — кочевать.
Касюм — младший брат.
Комполэн — Болотный Дух — получеловек-полузверь.
Кулнэ — Женщина-Рыба, Комполэн превратил женщину в рыбу за то,что она не пожелала стать его женой.
Кухта — снег на ветках.
Кял-келе — маленький домик.
Кямка — морда,рыболовная снасть.
Лесовний — лесной.
Люлъ — плохой, дурной.
Малица — мужская одежда из оленьих шкур,внутрь мехом.
Макол — земляной дом.
Наверхосытку — на десерт.
Напа — берестяное приспособление для переноски крупногабаритных предметов (ловушек,больших кусков мяса).
Нарта — санки для езды на оленях или собаках.
Нары — приспобление для сна в виде настила из досок.
Неплю (ненецк.) — шкура оленя, снятая в августе, когда шерсть короткая,замша.
Номи Торум — верховный небесный бог.
Няры — женская обувь из неплю (замши).
Пайва — берестяной заплечный короб для переноски ягод,
грибов,орехов.
Перховник — кустарник,густое мелколесье.
Пурлахтых — моление и принесение жертвы Шайтану.
Садок — плетёная клетка для живой рыбы.
Сайрын — белый.
Самоходы — люди,шедшие на новые земли по своей воле.
Санквалтап — мансийский мужской музыкальный инстру-
мент.
Серкан — деревянная ловушка на колонка,горностая,зайца.
Сойтын — умный.
Сахи — женская одежда из оленьих шкур,внутрь мехом.
Суваннэ — ленивая.
Сурвяка — блюдо, приготовленное из брусники, рыбьего жира, рыбьей муки и толокна.
Сюкум — мама.
Таль-талъ — припевка «Ай-лю-ли».
Туес — берестяная посудина с деревянным дном и деревянной крышкой.
Тумран — древний мансийский женский губной музыкальный инструмент.
Тур — озеро.
Урак — копчённая по-мансийски рыба.
Урашница — суп из копчёной рыбы.
Хотал — день.
Хорей — длинный шест для управления оленями.
Чувал — мансийская глинобитная печка-очаг.
Чуман — берестяная посудина, заменяющая таз.
Шабур — халат, малахай из грубого конопляного полотна,
надеваемый поверх шубы.
Шайтан (Пупий) — земной бог.
Ялвал Ходячий — злой лесной дух.
Яйт — загородка через всю реку — плетёный частокол.
Янга — молодое болото,в мифологии — красавица дочь ста-
рого болота.
Япум — старший брат.
Ярмак — шёлк.

Назад в раздел

Когда войска Александра Македонского захватили долину Тигра и Евфрата, история цивилизации Двуречья насчитывала около 4 тыс. лет. Греки сокрушили власть персидской державы Ахеменидов — самого крупного государства древнего мира (ее превзошли позднее лишь империя Александра Македонского и Римская империя).
Персы были воинственными племенами кочевников, объединенными затем сильной властью. Их культура, самобытная в своей основе, испытала несомненно влияние более древней и более развитой цивилизации Двуречья.
Персы пользовались клинописным письмом, знаки которого походили на клинопись вавилонян. Но система письма их была иной. И именно с древнеперсидскими текстами пришлось в первую очередь иметь дело исследователям, изучающим различные системы клинописи и языки, которые эти системы «обслуживали» (древнеперсидский, урартский, хурритский, эламский, аккадский, хеттский, шумерский и др.).
Клинописные надписи древних персов найдены главным образом в Персеполе, столице державы Ахеменидов. Кроме огромных монументальных текстов, высеченных на камне, археологи обнаружили также ряд табличек из золота и серебра, покрытых знаками древне-персидской клинописи. Еще в конце XVIII в. удалось определить, что отдельный косой клин, встречающийся в текстах из Персеполя, является знаком словораздела. В начале прошлого столетия датский ученый Ф. Мюнтер совершенно правильно предположил, что язык древнеперсидских надписей должен быть близок языку священной книги огнепоклонников — Авесты, а этот язык ученые знали, ибо в Индии и по сей день община персов-огнепоклонников сохраняет древние традиции своих предков и ведет богослужение по тексту Авесты. Изучив повторяющиеся группы знаков, Мюнтер сделал вывод, что это титулатура — слова «царь» и «царь царей». Но прочитать тексты, найти значение знаков древнеперсидской клинописи датскому ученому не удалось.
А сделал это скромный школьный учитель из немецкого города Геттингена, гениальный де-шифровщик Г. Гротефенд в 1802 г.
В основу своей дешифровки Гротефенд взял древнеперсидские надписи царей из династии Ахеменидов, чьи имена были известны по античным источникам. Известны были и родственные отношения между этими царями. Повторяющиеся группы знаков, предположил Гротефенд, «царь» такой-то или «царь царей» сын царя такого-то. Он сопоставил две надписи. Отец составителя второй надписи был сам составителем первой. Отец составителя первой надписи царского титула не имел. Геродот же сообщает, что царь персов Ксеркс был сыном царя Дария, отец которого, Гис-тасп, царем не был…
Это навело Гротефенда на мысль о том, что первую надпись соста шл Дарий, а вторую — его сын К*серкс. С помощью Авесты молодой дешифровщик привел имена Ксеркса и Дария в «исходную форму», так как в произношении древних персов они должны были отличаться от того, как передали их греки. А затем, прочитав имена царей с помощью знаков, их образующих, прочитал слово «царь».
К сожалению, открытие Гротефенда не привлекло внимания специалистов-востоковедов. Сам же дешифровщик почти не знал языка Авесты и поэтому не мог развить свое открытие дальше, перейти от чтения имен собственных к прочтению самих текстов. Независимо от Гротефенда английский офицер и дипломат Г. Роулинсон, находясь в Персии, «передешифровал» древнеперсидскую клинопись и пришел к тем же выводам, что и немецкий исследователь.
Роулинсон обнаружил, что древнеперсидский язык, донесенный до нас клинописными знаками, близок не только языку священной Авесты, но и другому священному языку — санскриту, который в течение двух тысячелетий являлся языком иауки и культуры Индии. С помощью санскрита и авестийского языка древнеперсидские надписи были прочтены и переведены уже к середине прошлого столетия. Клинопись персов была официальным письмом державы, созданной династией Ахеменидов в середине VI в. до н. э. В ией 36 фонетических знаков, 5 знаков-логограмм, передающих слова «царь», «страна», «земля», «бог Ахурамазда», «бог», один составной знак, передающий лигатуру, соединение знака «Ахурамазда» и фонетического знака, передающего падежное окончание, и, наконец, два знака для разделения слов — косой клин и «угол». Конечно, это не идет ни в какое сравнение с сотнями знаков, что встречаются в других системах клинописи: древнеперсидская клинопись самая простая из всех клинописных систем.
Конец древнеперсидской клинописи хорошо известен: оиа исчезла вместе с гибелью империи Ахеменидов, после победоносных походов Александра Македонского. Зато начало ее окутано мраком неизвестности. Одни исследователи полагают, что она была создана по официальному приказу царя Дария I (522 — 486 гг. до н. э.). Другие приписывают ее царю Киру, основателю династии Ахеменидов. Быть может, правы те исследователи, что считают древнеперсидскую клинопись потомком индийского письма. Мидяне пользовались клинописным письмом, происходящим от клинописи Двуречья. Памятники этого письма до нас не дошли.
И мы имеем дело лишь с клинописью персов, наследников мидян. Она является «отредактированным» и «сокращенным» вариантом древней мидийской клинописи. ? Возможно, когда-то существовала «полная» система, где было равное число знаков для слогов с а, и, у. Позднее знаки, передающие сочетание согласный + гласный а, стали употребляться и для передачи одних согласных — и древнеперсидская клинопись из слоговой стала полуалфавитной. И все-таки решающего шага, который бы привел к рождению подлинного алфавита, буквенного письма, древние персы так и не сделали.

Метки:Дешифровка, История, Народы, Письменность, Языки
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *