Содержание
![]() |
См. также вещный. |
Русский
![]() |
Паронимы: вековой. |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | ве́чный | ве́чное | ве́чная | ве́чные | |
Рд. | ве́чного | ве́чного | ве́чной | ве́чных | |
Дт. | ве́чному | ве́чному | ве́чной | ве́чным | |
Вн. | одуш. | ве́чного | ве́чное | ве́чную | ве́чных |
неод. | ве́чный | ве́чные | |||
Тв. | ве́чным | ве́чным | ве́чной ве́чною | ве́чными | |
Пр. | ве́чном | ве́чном | ве́чной | ве́чных | |
Кратк. форма | ве́чен | ве́чно | ве́чна | ве́чны |
ве́ч-ный (дореформ. вѣчный)
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — ве́чнее, ве́чней.
Корень: -веч-; суффикс: -н; окончание: -ый .
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- непреходящий, не перестающий существовать долгие годы, века; не ограниченный какими-либо сроками, бессрочный; длящийся всю жизнь, пожизненный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- постоянно существующий, находящийся где-либо в природе ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- постоянно занимающийся одним и тем же или находящийся в одном и том же состоянии, положении ◆ Да в монастырь на вечное векованье — вот тебе самая малая кара была бы! Елена Арсеньева, «Невеста императора», 2001 г.
- постоянный, неизменный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
- мгновенный
- временный
Гиперонимы
- долгий
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: век, вечность, вечник
- прилагательные: вечнозелёный, предвечный
- глаголы: увековечить
- наречия: вечно
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- вечная мерзлота
- вечное перо
- Вечный город
- вечный двигатель
- вечный жид
- Вечный огонь
- вечный покой
- вечный шах
- заснуть вечным сном
- панцирь вечной мерзлоты
- спать вечным сном
Перевод
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
1) Вечность — — это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояние существа, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала , ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова В. существа абсолютного. 2) Под В. разумеется также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах В. мира, которая иногда, (например, у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания. В порядке развития человеческой мысли ни то, ни другое понятие В. не может быть признано первоначальным. Оба они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль , хотя бы и младенческая, должна прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как земля, небо , океан. С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокращающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь , соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а, следовательно, те предметы , долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие ее действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о Вечности, как о признаках трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из Упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. Вопрос о В., во втором смысле , то есть как о бесконечном продолжении временного бытия, см. Мировой процесс . Вл. С.
2) Вечность — — одно из свойств времени, по бесконечная длительность времени существования мира.
3) Вечность — свойство того, что находится вне времени,бесконечная длительность , не имеющая ни начала , ни конца, образ неостановимого времени. В философии вечность рассматривается, главным образом, в связи с бессмертием человека или с представлениями о безначальным и нескончаемым существованием материального мира. Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, определяющего собой бесконечную неизменность, возникающую за пределами смерти ( бессмертие души , произведения). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь , приключение и вообще счастье , когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прошлом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте, только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию.
4) Вечность — 1) вневременность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия; 2) абсолютное настоящее ( Гегель ); 3) бесконечная продолженность или повторяемость некоторого бытия во времени, не имеющего ни начала , ни конца; 4) всегдашнее и непреходящее бытие ; 5) неопределенно долгий и бессрочный период времени; 6) бессмертие , будущая загробная духовная жизнь . Вечность противоположна времени.
5) Вечность — — бесконечная длительность (см. Длительность). «Истинная бесконечность — это не такая бесконечность, которая исключает всякое время , а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени» (Шеллинг).
6) Вечность — — бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и уничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний.
Синонимы: вечность
Соседние слова
Что такое Вдохновение
Что значит Веданта
Что означает Вера
Значение Вероятность
Вечность ↓
Что такое Вещество
Что значит Вещь
Что означает Вид
Значение Видения
Библейский словарь >> Вечный и вечность
Вечный и вечность . Эти слова обозначают безначальное и бесконечное, т. е. то, что стоит над понятием о времени. Так выражаются о Боге; уже в Быт. 21:33 сказано, что Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного (евр. Ель-олам); срав. Пс. 89: 3; 103: 31; Ис. 41:4; 57:15; 1 Тим. 1:17; 6:16.
Далее, эти слова употребляются для обозначения того, что имеет начало по времени, но не имеет конца. Так должно понимать изречение в Еккл. 12:5, где говорится о человеке, который, умирая, отходит в вечный дом свой», о вечной славе, которая ожидает верующих после кратковременного страдания (2 Кор, 4:17), и вообще о вечной жизни, которая даруется через Христа (Иоан. 3:16; Мат. 25:46), о вечном царстве, вечном наследии, вечном искуплении (2 Пет. 1:11; Евр. 9:12, 15); с другой стороны, также о вечном огне и мучении (Мат. 25:41, 46), о вечном суде (Евр. 6:2) и о вечной погибели (2 Фес. 1:9). Нужно заметить, что эти слова употребляются то в широком, то в более узком значении, что выясняется из смысла контекста. Например, говорится о завете «навсегда между Богом, людьми и животными (Быт. 9:12), или о том, что земля не поколеблется (Пс. 103:5; срав. Лук. 1:33 с 1 Кор. 15:24). Как еврейское слово «олам1, так и греческое «айон» обозначают нередко ограниченный период времени, т. е. имеющий начало и конец. Поэтому написано о вечности, т. е. периодах времени или веках, напр., в 1 Тим. 1:17 «царь веков», или в Евр. 1:2 «веки», или в Мат. 12:32, где говорится об этом веке, противополагая его будущему и т.д. Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иер. 49:13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (И. Нав. 8:28), хотя Гай впоследствии отстроился (Езд. 2:28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1 Цар. 27:12). Приведенные примеры нельзя толковать в смысле бесконечности. По Втор. 15:17, раб, который на седьмой год своей службы не хотел уходить от своего господина и стать свободным, оставался рабом «навек» после прикалывания его уха к косяку двери; в данном месте слово «навек» означает на всю жизнь. В Библии «Карла 12-го» (перевод, сделанный в его царствование) к Втор. 15:17 относится следующее примечание: «Здесь видно, что еврейское слово «олам» не всегда обозначает бесконечность, но иногда — продолжительное время, напр., дни жизни человека, или время существования какого-нибудь правления; поэтому, когда Бог повелел исполнять левитские постановления «леолам» (вовек), то из этого не следует, что они никогда не упразднятся, ибо «леолам» в этом месте обозначает: во все время существования еврейского правления, до тех пор, пока не придет Мессия. Срав. слово «айон» в Иоан. 8:35 и слово «олам» и Иер. 17:4; Иез. 16:60 и далее. Слово «олам» употребляется не только в значении неопределенного периода времени в выше приведенных примерах, а также в существовании земли и луны (Еккл. 1:4; Пс. 77:69; 88:38), но также иногда о давно прошедшем времени, Прит. 8:23; Ис. 61:4 («олам» по-русски переведено «древние»), Иер. 5:15 и т. д. В таком же смысле употребляется и греческое слово «айон», напр.. Лук. 1:70; Иоан. 9:32; Деян. 3:21 Царем веков» называется Бог в 1 Тим. 1:17, как владычествующий над сменяющими друг друга периодами времени и над тем, что происходит в их продолжении».
[ad01]