7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

Чтобы яснее установить связь этого стиха с предыдущими следует в начале его поставить слово «тогда», после чего весь этот период примет вполне законченный и определенный вид в следующей форме: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, — тогда-то Господь Бог и сотворил человека».

«Господь Бог…» Здесь, как и во многих последующих отделах Библии (3:1:9 и др.), оба спорных (конечно, только с точки зрения рационалистов) величания Бога Иегова и Элогим (с евр. яз.) соединены вместе, чем устраняется всякая мысль об их коренном различии, как то силятся доказать враги Библии (т.е. представители отрицательной, рационалистической критики).

«И создал Господь Бог человека из праха земного…» Факт создания человека уже упоминался раньше (1:27) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной ее части; здесь же он подробно передается в виде особого, самостоятельного предмета повествования. «Упомянув в начале II гл. о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано», — говорит святой Ефрем Сирин в своем толковании на это место.

С другой стороны, в признаке материальности физической природы человека дана мысль о ее разрушимости или смертности. Все это, по словам Иоанна Златоуста, преподает прекрасный нравственный урок смирения: «чтобы в самом образе нашего творения преподать нам всегдашний урок не мечтать о себе выше меры, для этого Моисей и повествует обо всем с такою тщательностью и говорит: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Беседа на кн. Бытия XIII, Спб. 1898 г., 103с.).

«и вдунул в лице его дыхание жизни…» Или, «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что скачала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Все подобные места, по совету блаженного Феодорита, должно истолковывать «богоприлично» (?????????), т.е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога. В частности, и настоящее место надлежит изъяснять так, что внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров — мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души; язык же, которым выражена такая отвлеченно-возвышенная идея, — это язык образов и картин, на котором только в подобных случаях и мыслило древнейшее человечество. Самая же мысль о том, что человек причастен к божественной жизни, находит себе параллели и в других местах Священного Писания Иов 33:4; Еккл. 12:7; Деян. 17:25 и др.).

«и стал человек душею живою…» Соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т. е. как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей. Но вместе с тем человек, эта «живая душа» бесконечно отличается от Бога, Который есть «дух животворящий» (1 Кор. 15:45) и относится к нему, как бледная копия — к своему несравненному оригиналу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Быт 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Обратите внимание, когда Бог создавал животных, не написано, что Он вдунул в них дыхание жизни, тем не менее они живые – дышат, едят, двигаются. Так же и человек — сотворен живым. Следующий акт, который мы должны увидеть, это то, что Бог вдохнул в человека дух, чтобы он был по образу и подобию Божьему. То есть Бог вдунул в него нечто, что было у Него самого. Сказано, что он вдунул в него дыхание жизни.
Мы знаем, что животные дышат, как и человек, но это не называется дыханием жизни. Животное не стул, не механизм и не растение — у него есть определенные атрибуты души. Душа – это эмоции, чувства. Живому существу тоже бывает больно, радостно, оно получает удовольствие или неудовольствие. Все это проявления души. Люди, которые живут без Христа, имеют душу как у животных, Поэтому они друг другом управляют. Более сильные животные управляют более податливыми. В этом смысле непросвещенные люди правы в плане своих исследований. Ученые доказывают, что человек произошел от животного. С ними это действительно так.
Иногда мы чувствуем себя как животные, поддерживая биологические процессы в нашей обычной жизни – едим, двигаемся, спим. А иногда чувствуем себя душою живою, когда мы парим, видим цель, когда мы видим Бога. Написано, что чистые сердцем Бога узрят. Это и есть жизнь. Библия все время предостерегает нас, чтобы мы это не утеряли как Адам. Он умер смертью, а был душою живой. Миссия Иисуса Христа была в том, чтобы Бог воплотился в человека, именно во второго Адама, чтобы восстановить могущественные функции человека. Функции, для которых Сам Бог его сделал, чтобы у человека было дыхание жизни. Он сотворил его по образу и подобию Своему.
Человек всегда раб своей природы. Он подчинен той природе, которая в нем живет, хочет он этого или нет. Духовная истина состоит в том, что любой человек рожден от греха, он рожден от дьявольского подобия, потому что предки его все согрешили и лишены славы Божьей, поэтому внутри у него живет грех. Когда мы приняли Иисуса Христа, уверовали в Него, когда мы применили Его жертву к себе, в нашем духе появилась жизнь. И теперь мы можем сказать, что не я живу, а Иисус живет во мне. Раньше мы были рабами другой природы, сейчас мы рабы Божьи, дети Божьи, в нас другая природа. Когда мы умерли для себя и живем для Бога, то, написано, мы – новая тварь во Христе.
Человека отличает от животного именно его живая душа и то, что Бог вдохнул в человека Свое подобие. Если человек это не имеет или утерял, или сомневается, он не будет успешно продвигаться. Но когда человек становится душою живою, тогда он становится сильным, тогда он становится человеком, который управляем словом Божьим и поэтому управляет своим собственным здоровьем, обстоятельствами своей жизни, животными. Tim

Фреска «Сотворение Адама» (1511 год) была создана великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти. Она является одной из значимых композиций, нанесенных на потолок знаменитой Сикстинской капеллы. Потолок капеллы украшает несколько фресок, сюжеты которых взяты из Книги Бытия. Произведение «Сотворение Адама» наглядно иллюстрирует эпизод, в котором Бог создает человека по подобию своему.

Микеланджело изобразил на своей фреске Адама, который пока еще находится во сне. Он просыпается, когда рука Бога почти касается его. Именно этот момент является ключевым во всей картине. Адам протягивает свою руку к Создателю, который своим прикосновением передает ему жизненную энергию. В своей фреске автор показывает, как Создатель вдыхает жизнь в свое творение. Он вдыхает в него душу, желание познавать мир.

Особенность написания фрески – руки Адама и Бога, если присмотреться, находятся в пресекающихся плоскостях. Создается реалистичное впечатление, что они вот-вот коснутся друг друга пальцами. Микеланджело сумел создать на плоскости удивительную иллюзию объемного пространства. Благодаря такому эффекту картина смотрится невероятно реалистичной, кажется, что все написанное на ней происходит наяву.

Образы Адама и Бога в произведении художника кардинально отличаются. Если в Боге автор стремится показать божественную сущность, огромную энергию, способную создать жизнь, то, рисуя Адама, он показывает красоту тела человека.

В нашем интернет-магазине любители гениального таланта Микеланджело смогут заказать копию его знаменитой фрески. Мы предлагаем ценителям искусства эпохи Возрождения купить постеры с изображением фрески «Сотворение Адама» отличного качества. Каждая репродукция – своеобразный маленький шедевр. Изображенная на принтах картина смотрится, как настоящая. Цена на копии различается в зависимости от того, на каком материале была проведена их печать. У нас можно заказать репродукции, изготовленные на холсте или на бумаге. Выберите материал, на котором будет отпечатан принт, и отправьте нам заявку. В самые короткие сроки ваша репродукция «Сотворение Адама» будет вам доставлена.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *