1. Почему Византийскую империю называют также Ромейской? Каковы особенности перехода Византии от античности к Средневековью?

Византийская империя сама себя называла Ромейской потому, что это была Римская империя, точнее Восточная Римская империя, которая, в отличии от Западной, не была уничтожена нашествием варваров. В этом отсутствие разрыва с античностью и заключается особенность перехода Византии к Средневековью. Но её не миновала варваризация самой Римской империи в последние века её существования, когда сами римляне забывали значительную часть древних интеллектуальных достижений. Многие культурные и образовательные учреждения закрывались и определённые книги переставали переписываться намеренной из-за того, что они считались языческими.

2. Какие особенности отличали византийское общество? С чем они были связаны? Какое влияние оказывали?

Византия на протяжении всей истории оставалась централизованной, здесь ведущую роль всегда играло государство. С этим было связано наличие мощного бюрократического аппарата, который стремился контролировать все сферы жизни. Также с этим было связано наличие большого государственного земельного фонда. В результате в Византии не было феодальной раздробленности (но была борьба влиятельных группировок знати за императорский престол) и борьбы городов за самоуправление. Сепаратизм отдельных областей иногда возникал, но быстро и жестоко подавлялся.

3. Какова роль православной церкви в истории Византии? Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную?

Православная церковь в Византии была чем-то вроде части государственного аппарата, фактически подчинялась императору. Её роль в обществе, кроме духовной, состояла также в укрепление власти императора. В этот период истории папы римские претендовали на роль главы всей церкви, потому требовали подчинения патриарха Константинопольского не императору, а папе. В Раннем Средневековье конфликт возник также из-за иконоборчества, которое Рим не поддержал. За время этого конфликта накопились и догматические противоречия, в начале специально созданные папами для отмежевания от иконоборческого Константинополя. Расколы православной и католической церквей происходили несколько раз, и несколько раз преодолевались. Последний по времени раскол 1054 года произошёл, прежде всего, из-за вопроса о верховной власти в церкви под прикрытием догматических споров.

4. В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Какую роль в истории арабов сыграли завоевания?

Ислам возник на Аравийском полуострове среди не имевших политического единства племён и городов. Он объединил эти племена и повёл на завоевание окрестных земель. Как раз в то время Византия и Сасанидское государство были ослаблены самым серьёзной за всю их историю войной друг с другом, что помогло арабам завоевать одно из этих государств полностью и большую часть другого. Именно на обширных территориях, полученных в результате завоеваний сложилась та арабская цивилизация, которая осталась в истории.

5. Почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской? Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам?

Практические все покорённые арабами народы за редким исключением принимали ислам, хотя для христиан (и иудеев) обращение в него не было принудительным. Ислам влиял на всю жизнь верующих, включая повседневную. Он регламентировал день (пять раз в день в определённое время от верующих требовалось молиться), год (в то время все праздники были религиозными, например, в определённый месяц верующим запрещено есть в светлое время суток и т.д.), запрещал определённую еду и напитки (свинину, алкоголь), диктовал правила в искусстве (запрещалось изображать людей и животных, чтобы не возможно было из этих изображений сделать идолов). На основе предписаний ислама формировалось законодательство. То есть ислам играл определяющую роль в всех сферах жизни, и арабскую цивилизацию заслуженно называют исламской.

6. Расскажите о культурном наследии Византии и арабо-мусульманского Средневековья

Византийская культура была православной. Она известна своей архитектурой, прежде всего, церковной, а также украшениями этих церквей. Высокого уровня в этой культуре достигли мастерство изготовления мозаик и написания икон. Арабская культура мусульманская. Здесь было запрещено изображать людей и животных, потому эта культура известна, прежде всего, изысканным и сложным орнаментом (арабесками) из геометрических элементов и геометрических фигур. Также большую известность приобрели сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». О каждой из этих культур написаны многотомные исследования и сложно вместить их характеристику в один краткий ответ.

7. Какие точки зрения по вопросу о применимости понятии «Средние века» к истории Востока вам известны?

(a) Средние века – явление уникальное для Западной Европы.

(b) Средине века и феодализм существовали и на Западе, и на Востоке

8. Каковы общие особенности истории стран Востока в Средние века?

(a) приверженность традициям

(b) отсутствие очевидной границы между Древностью и Средневековьем

(c) восточные деспотии с прекрасно организованным бюрократическим апаратом

(d) сильная и сплочённая община как ключевой элемент социальной жизни

(e) преобладание государственной собственности на землю

(f) постоянное давление кочевых племён

Василевс

Василевс — «царь», официальный грекоязычный титул византийского императора с IX в. и до конца византийской истории; употреблялся вместо латинского по происхождению слова «император». Впервые в византийское время этот титул употреблен в указе императора Ираклия в 629 г. Василевс был верховным военачальником, верховным судьей (воплощенным законом), всевластным господином своих подданных, совершенно официально именовавшихся рабами василевса. Кроме того, василевс как символ византийского государства играл важную роль в церковной иерархии; он фактически назначал патриархов и единственный среди светских лиц имел право входить в алтарь — «святая святых» православных храмов, поскольку коронация смывала с него все грехи, даже убийство. Василевс мыслился наместником Бога на земле, что подчеркивала традиция оставлять в дни главных православных праздников императорский трон для незримо присутствующего Господа, тогда как василевс размещался в кресле по правую руку от трона. Подобие императора Христу выражалось также в традиции омовения ног нищим в Страстной Четверг. В этот день василевс лично мыл правые ноги специально отобранным 12 нищим, после чего вытирал полотенцем и целовал их. Затем участники церемонии получали от василевса по три золотых монеты. Все эти традиции постоянно напоминали василевсу, что самодержавная власть и величайшие почести принадлежат ему не как личности или представителю знатного рода, но как символу государства, средоточию государственного культа, тесно переплетенному с официальной религией — православием. Императора обожествляли как Божьего избранника, не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Василевс ромеев, обладавший неограниченными возможностями расправы без суда по отношению к каждому отдельному подданному, был вместе с тем ограничен в своей власти отсутствием в империи упорядоченной системы престолонаследия, а также силой духовной и политической традиции, которые олицетворяли Церковь и чиновничий аппарат. Чтобы передать власть сыну, император должен был при своей жизни возложить на него венец — «приобщить к власти». При этом в представлении византийцев Бог мог и отступиться от своего избранника на троне, если тот чинил произвол или проявлял неуважение к христианским заповедям. В этом случае Божий гнев мог проявиться в появлении у императора соперника, победа которого воспринималась как свидетельство неодолимой Божьей воли. Поэтому история империи знала множество попыток узурпации власти, а византийские династии были коротки и непрочны. Из 107 византийских государей, правивших в период с 395 по 1453 гг., только 34 умерли своей смертью, а 8 — погибли на войне или стали жертвами несчастного случая. Периоды внутреннего мира в империи, как, например, в эпоху Македонской династии, представляются небольшими островками в бурном море постоянных заговоров, восстаний и бесконечной борьбы за власть тайных или явных претендентов.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 182-183.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Императорская власть

Византийская монархия стала новым историческим этапом в развитии форм монархической государственности вообще – по сравнению и с элли­нистической, и с римской монархией. Император не просто возглав­лял государство, его фигура и власть стояли в центре всех властных и административных отношений, включая социально-хозяйствен­ный уклад и религиозную жизнь.

Правитель империи обладал особым личным и политическим статусом. Это подчеркивалось особой титулатурой, знаками досто­инства, почти священным характером власти. С IV в. императоры стали применять к себе греческий титул василевса («царству­ющего»), с VII в. он считался уже официальным. К XIII в. прибави­лось обозначение правителя как «автократора ромеев» (самодерж­ца). Наряду с царской диадемой, мантией и особыми сапогами (взя­тыми от римлян) византийские монархи стали отличать себя особой короной, перенятой в IV в. от персов. Воспринята была и процедура коронации нового правителя: вначале ее совершал префект прето­рия, с V в. – константинопольский патриарх. Коронация не счита­лась необходимым конституционным требованием для признания власти монарха, чтобы не ставить его в зависимость от церковных властей.

В период зрелой империи закрепилось признание богоустановленности власти василевса: «Моя императорская власть была свыше поставлена… Десница Господа возложила на меня власть» (Феодор Ласкарь. «Силенциум»). Это в особенности должно было выделить абсолютную безответственность и само­властность василевса. Византийские правители изначально считали несуществующими какие-либо политические или правовые ограничения их статуса, подобно римскому lex de imperium. Импе­ратор считался стоящим вне закона и выше него: «Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевлен­ный закон»*.

* Новеллы Юстиниана, 105, § 4.

Положение императора выражалось в совершенно особых, уже не чисто воинских почестях, которые было предписано ему оказы­вать, в особо торжественных процедурах и обрядах общения с ним, принятых при византийском дворе. Достоинство императора распро­странялось и на его семью. Императрица считалась как бы коллегой супруга, правительницей, и обладала также государственным стату­сом. Другие члены императорской фамилии составляли высшие ран­ги служилой иерархии.

Власть василевса была неограниченной во всех отношени­ях. Однако считалось, что в своем правлении и даже в законодательстве монарх должен придерживаться некоторых общих правил. При вос­шествии на престол василевсы приносили царственную присягу, в которой обязывались признавать правила Св. Писания, семи вселенских соборов, воздерживаться от смертной казни и калечащих наказаний в отношении подданных. Традиция римского права, переданная законодательством Юстиниана, также должна была уважаться. Нельзя было издавать специальных постановлений в нарушение всеобщих законов. За этим был даже специальный бюрократический контроль в виде правила множественного визирования. Власть должна была придерживаться некоторых правил политической этики, направленных к благу народа и государства: «Император есть законный господин, общее благо всех подданных, который не внемлет страстям ни в благодеянии, ни гневу в наказании. Он должен защищать и поддерживать прежде всех Священное писание, постановления семи соборов, затем права римские»*. Закрепленные законодательно, эти правила создав вали особый режим объективной законности, присущий византийской монархии. Хотя влияние его на практику было более религиозно-моральным, этот режим был важной особенностью властной законодательной деятельности.

* Эпанагога, исправ. по Прохирону. Тит. I.

Верховенство власти монарха выражалось и в том, что василевс по собственному усмотрению определял наследника престола. Выверенной традиции престолонаследия в Византии не было ни юридически, ни фактически (особенно, учитывая, что из 107 правителей за историю империи только 42 умерли своей смертью). Наследник избирался царствующим императором – чаще из прямых потомков или родственников, но в принципе это не было обязательным. При своей жизни император передавал преемнику императорские права. Только с IX в. предпочтение стало оказываться сыновьям императо­ра. Нередки были случаи раздела престола между несколькими со­правителями; в Х в. таких случилось даже до пяти одновременно. Возможность самовольного прихода к власти, ссылаясь на мифиче­скую волю предыдущего монарха, сделала дворцовую борьбу за пре­стол важнейшим ослабляющим фактором византийской государст­венности.

Окончательное восшествие на престол сопровождалось провозг­лашением «согласия великого сената и народа Константинополя». Такая зависимость от согласия знати и городского патрициата была вполне реальной до IX в. Но и в дальнейшем при прерывании дина­стий, внутренних смутах не раз нового василевса избирали из военачальников, родственников прежних монархов. Определяющую роль в избрании играла землевладельческая, а затем и бюрократи­ческая знать, представленная сословием сенаторов. В период ранней империи немалое значение в провозглашении монархов имели и особые спортивно-политические партии горожан – димы. Поли­тические объединения развились из сложившихся еще в римское время цирковых партий болельщиков, различавших себя по цветам возничих колесниц: левки (белые), венеты (синие), русии (крас­ные), прасины (зеленые). Со временем значимыми стали только ве­неты и прасины, а другие примыкали к ним. Собираясь на стадио­нах, партии закрепили за собой права предъявлять требования василевсам, участвовать в решениях важных политических вопросов, в том числе в провозглашении императора. Разделение по партиям приобрело и социальную окраску: венеты объединяли преимущест­венно выходцев из греко-римской земельной аристократии, праси­ны – торгово-финансовое население столицы и крупнейших горо­дов. Во главе димы избирался димарх. Для участия в охране столицы за объединениями признавалось право иметь вооруженную милицию (до 1-1,5 тыс. ополченцев), которая бывала важной силой во внутренних смутах и дворцовых переворотах. Различия партий дополнялись и приверженностью их к разным течениям внутри пра­вославия. До IX в. димы были реальными участниками государст­венно-политической жизни империи.

Здравствуйте уважаемые.
Работая над вот этим вот постом: https://id77.livejournal.com/2956043.html
я обещал немного коснуться и титулования монархов Восточная Римской империя. Именно так, или еще Держава Ромеев (Ромейская империя) следовало бы называть это могущественное некогда государство, но у нас его называют чаще всего Византия. Чтобы вас не запутать, так буду называть и я.

Как известно, Римская империя распалась на Восточную и Западную часть вскоре после смерти императора Феодосия I в 395 году. Причем Западная Римская империя вскоре пала, а вот Восточная простояла еще более 1000 лет. Там были свои особенности, в том числе и по титулованию. Почему? Ну, во-первых, это гораздо большее влияние востока, нежели в Риме, а во-вторых, очень быстро в качестве государственного языка был введен греческий, а не латынь, что также повлияло на титулование. ну и сама фигура властителя была более обожествлена, чем на Западе. Но сперва Византия унаследовала форму разделения императорской власти между старшими императорами — августами — и младшими — цезарями. Но постепенно-постепенно ситуация менялась.

В Византии правили 88 императоров и называли они обычно себя вот так вот:
Басилевс (βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως; также басилей, базилевс, василий, василевс), что в буквальном переводе обозначает царь
Также применялись титул «Василевс римлян» (βασιλεύς Ρωμαίων). А при Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, появился титул Василевс василеон — («царь царей»). Раньше он принадлежал Сасанидам, а после его примерили на себя Византийские императоры.

Еще чуть позже «василевс» стал официальным эквивалентом «императора».
Дополнительный вес термину «Василевс» придавало то, что таким же образом в Новом Завете именуется Иисус Христос, а в греческом переводе Ветхого Завета оно относится к ветхозаветным царям.
Но интересно, что в Византии Василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «Регас» (греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας).

Жен Василевсов называли Василисы. Хотя часто использовался и термин Августа.
Другой важный термин, который нередко использовался, был Автократор (αὐτοκράτωρ). Чуть реже использовался термин Август.
Желая продемонстрировать всю полноту своей власти, императоры также часто принимали титул Консула. В 541 году его отменил Юстиниан I, однако по различным соображениям консульский титул возникал ещё несколько столетий, пока при императоре Льве Мудром (886—912) он не исчез окончательно.
Важнейшим элементом императорской власти были инсигнии, или императорские регалии.
Главное -это пурпурный цвет.
Основными элементы:
пурпурные туфли (τζαγγίον). Самый важный элемент. Снятие или отдача туфель было главным признаком лишения или сложения императором власти.
стемма (στέμμα) или диадема. Кроме того, что она богато украшена, она должна была быть полукруглой. Также на голове император носил венец-туфу (τοῦφα) или корону (στέφανος) с крестом.

дивитисий (διβητήσιον) — длинная шёлковая туника.
лор, или лорум (λῶρος) — узкий платок длиной до 5 метров, обматывавшийся несколько раз вокруг тела. Конец лора перекидывался через левую руку. Императоры надевали лор в отдельных торжественных случаях поверх дивитисия. Эта одежда символизировала крест как орудие победы Христа
В руках императоры держали скипетр. Кроме того в особо почетных случаях Василевс использовал жезл Моисея — крест, привезённый в Константинополь при Константине Великом, а также мечи, два украшенных эмалью и драгоценными камнями золотых щита и два копья.
Обилие пурпура в одежде и украшениях василвса настроили некоторых исследователей считать, что еще одним его титулом было Порфирогенет, или же Баграянородный.

Это не так. Этим термином обозначались дети Василевса (причем обоего пола), которые родились во время его правления (и это важно)от законной супруги. Императрицы рожали в Багряном (Порфирном) зале императорского дворца, откуда и возник эпитет. Императоры, желающие подчеркнуть законность своего восхождения на престол, добавляли этот термин к своему имени как титул, означающий, что они родились в семье правящего императора, и потому их легитимность вне сомнений. Ну, например, тот же Константин Багрянородный.
Но вот говорить о повсеместно распространенном титуле высшей власти я бы не стал.
раз заговорили о детях, то пару слов надо сказать о младших соправителях Василевса, как раз которыми чаще всего и выступали дети. Западно-Римское Цезарь тут превратилось в титул Кесарь (Καίσαρας), но были введены еще два титула Сначала — Севастократор (σεβαστοκράτωρ), который был выше Кесаря, но ниже Василевса. Титул состоит из двух греческих основ и дословно переводится как «благородный владетель». Ну а в середине XII века получил распространение титул Деспота (δεσπότης, «владыка»), который сдвинул самого Севастократора на ступень ниже в иерархической лестнице. Жены Севастократоров именовались севастократориссами (σεβαστοκρατόρισσα), а супруги Деспотов — деспотессами, или деспотинями.

Таким образом в поздней Ромейской империи сложилась следующая титульная вертикаль:
Василевс-Деспот-Севастократор-Кесарь
Да, и напоследок следует сказать, что был еще почетный титул Василеопатор, дословно означающий «отец императора».
На этом, пожалуй, все.
Надеюсь, было интересно 🙂
Приятного времени суток

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *