Великий праздник Крещение Господне, один из 12 главных в церковном календаре, отмечают православные верующие в воскресенье, 19 января. В Богоявление вспоминают, как Иисус Христос был крещен святителем Иоанном в реке Иордан. В этот день в храмах освящается вода, которую называют агиасмой и почитают как святыню. Верующие набирают ее и бережно хранят дома у икон, пьют с молитвой, окропляют ею свои жилища. В храмах Пинска 18-19 января пройдут праздничные богослужения с чином Великого освящения воды.

Свято-Феодоровский собор (ул. Парковая, 145)

18 января (суббота) — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
День постный. Панихиды не совершаются
8.00 — Божественная Литургия. По окончании Великое освящение воды
18.00 — Всенощное бдение

19 января (воскресенье) — Крещение Господне
7.00 – Божественная Литургия. По окончании Великое освящение воды
10.00 – Божественная Литургия. По окончании Великое освящение воды
18.00 — Вечерня с акафистом

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Панковой, 6)

18 января (суббота) – Крещенский сочельник

17.00 – Великое повечерие, лития; утреня, по окончании – таинство исповеди

19 января (воскресенье) – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

07.00 – таинство исповеди

08.00 – Божественная литургия, чин Великого освящения воды

17.00 – Великая вечерня, акафист крестителю Господню Иоанну.

Свято-Варваринский кафедральный собор (ул. Советская, 34)

18 января (суббота) – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

9.00 – Литургия (молебен, панихида)

18.00 – Всенощное бдение

19 января (воскресенье) – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

00.00 — ранняя Литургия (молебен)

10.00 – поздняя Литургия (молебен)

18.00 – вечернее богослужение

Нечастая для постсоветского периода история – церковь переделана из… кинотеатра. Это о церкви Воскресения Словущего в Пинске.

В 1667 году на этом месте был построен доминиканский костел. В 1857 он был отдан православным – в стенах здания начала действовать Соборная церковь Святого Феодора Тирона, мужского покровителя Пинска (собор известен также как Свято-Феодоровский православный собор в Пинске). И ста лет он не простоял на своем месте – советские власти в 1950-х сравняли его с землей, расчищая площадку под строительство кинотеатра «Дружба”.

Кинотеатр «Дружба” в Пинске строился по проекту Зои Брод. Это был типовой проект, по которому было построено еще порядка 100 кинотеатров по всему СССР. По этому же проекту построен Молодежный театр в Минске.

Вокруг кинотеатра остались архиепископа Пинского и Полесского, монастырские постройки и здание консистории. Когда в 1994 году кинотеатр передали православной церкви, в здании консистории разместились администрация Пинско-Лунинецкой православной епархии и Домовая церковь Святого первомученика Стефана.

Сегодня купола церкви Воскресения Словущего пристроены на месте вывшей кабины киномеханика, церковная лавка находится в бывших кинокассах, а на месте экрана проделан вход в новый молельный зал. Церковь Воскресения Словущего в Пинске является Собором Пинско-Лунинецкой епархии.

Свято-Варваринский женский монастырь в г.Пинске. Собор Воскресения Словущего, храм святого апостола первомученика архидиакона Стефана.

Устное народное предание относит время основания женского монастыря в Пинске к временам крещения Руси и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы. Однако никаких исторических сведений, подтверждающих эту легенду, не сохранилось. Монастырь достоверно упоминается лишь в 1520 г. как основанный при короле Сигизмунде I Старом. Деревянные здания в нем были построены пинским князем Федором Ярославовичем. Он же около 1520 г. вместе с супругой Еленой Олельковной записали на монастырь дворище – Пискаловщину в селе Особовичи. Помимо этого, с прежних времен монастырю принадлежали и другие имения или фольварки: Гольцы, Высокое, Ласицк, Крайновичи, Дубой (замененное в 1786 г. на Гай), Завидчицы и Житковичи.

Согласно описи, составленной королевским ревизором в июле 1595 г., комплекс монастырских зданий состоял из пяти строений. При входе в него размещались врата-звонница с тремя колоколами. Монастырский храм святой великомученицы Варвары представлял собой деревянную церковь, выстроенную в стиле полесского зодчества. Иконостас храма был средней величины, его украшали десять малых и десять больших икон, среди которых выделялись две – святой великомученицы Варвары и Пречистой Девы Марии, покрытые серебряными окладами с искусной чеканкой, выполненной полесскими мастерами. Царские, южные и северные врата иконостаса имели иконы, написанные на полотне.

Неподалеку от самой церкви под сенью лип находился деревянный домик матушки-игуменьи, состоявший из светлицы, сеней и каморы. При этом строении находились пекарня (где сестры выпекали не только хлеб, но и просфоры для Божественной литургии), келейный корпус, в котором были четыре огромные светлые комнаты с сенцами в каждой. Вся территория обители была обнесена высокой дубовой оградой из вертикальных заостренных вверху бревен.

История сохранила память о некоторых настоятельницах монастыря: игуменья Татьяна (Ртищева, 1520), Анисия (Богданова Велятицкая, т.е. родом из д. Велятичи, расположенной неподалеку от Пинска, 1551), Иулиания (Почаповская – родом из д. Почапово, поставленная на должность настоятельницы с согласия королевы Боны, 1533), София (КирдееваВолловичева, 1560), игуменья… Васильева Фурсова (её имя не установлено, но известно, что она была поставлена на должность с согласия короля Сигизмунда Августа, 1566), Регина (Ирина Войнянка, 1580).

Последней из православных игумений Свято-Варваринского женского монастыря в XVI в. была Евфимия (Людмила ВойнякаСновская, 1595), поскольку в 1633 г. по распоряжению короля Сигизмунда III и короля Владислава IV при содействии униатского епископа Леонтия Пельчинского монастырь был превращен в базилианский. В униатский период стараниями игуменьи Анастасии (Поступальской) в 1715 г. в обители была построена новая церковь.

В 1839 г. подобно многим монастырям Беларуси, Свято-Варваринская обитель вновь стала православной. История монастыря нового времени была бы неполной без упоминания о деятельности матушки-настоятельницы Назареты (Томашевской), которая управляла монастырем с 1844 г. вплоть до его перевода в Минск. Игуменья Назарета в 1857 г. получила в распоряжение здание бывшего бернардинского монастыря.

Монастырский корпус для сестер представлял собой двухэтажную постройку, на первом этаже которой было девять комнат, на втором – одиннадцать. Монастырь с двух сторон окружал прекрасный фруктовый сад. В иконостасе церкви на боковых дверях были изображены иконы святого первомученика и архидиакона Стефана и святого архангела Михаила, всего иконостас включал 24 иконы, храм был украшен еще 32 иконами.

Свято-Варваринский монастырь имел и другие бесценные произведения искусства, среди которых – серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего Креста Господня, украшенный чешским стеклом и фигурами Христа и Богоматери с русским текстом; другой серебряный крест был изготовлен греческими мастерами и подарен обители в 1642 г.; с одной стороны его был изображен распятый Иисус Христос, с другой – Тайная Вечеря. Предметом особого поклонения верующих служила частица мощей (палец) святой великомученицы Варвары, помещенный в раку, позолоченную и расписанную сценами из жития святой.

Монастырь имел библиотеку, в которой насчитывалось несколько сот томов книг, в основном духовного содержания, среди них были рукописные и старопечатные. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. При этом представительницы знатных фамилий (Орды, Корсаки, Чанецкие и т.д.) платили по 200-300 злотых в год, а девушки из бедных семейств обучались бесплатно.

В 1858 г. из римско-католического костела перестраивается каменная церковь. В 1865 году на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями матушки-игуменьи Назареты на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.

В 1874 г. Свято-Варваринский монастырь перевели в Минск, где была образована Спасо-Преображенская обитель. Она просуществовала до 1925 г. В главном монастырском храме в честь Преображения Господня был устроен придел во имя великомученицы Варвары и хранилась привезенная из Пинска частица её святых мощей. В то время в обители пребывали: игуменья, 5 монахинь и 4 послушницы.

По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к пригородской Лещинской Свято-Успенской церкви (также как и домовая). Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу.

Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Св. Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель.

Монастырь и Здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Собор Воскресения Словущего, крестовая церковь святого апостола первомученика и архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления).

Устное народное предание относит возникновение монастыря к глубокой древности – к периоду христианизации Руси и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы. Однако никаких исторических сведений, подтверждающих эту легенду, не сохранилось. В письменных источниках монастырь упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей.

В XVI — XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы. С введением унии монастырь был обращен в базилианский, а православные монахини изгнаны из него. Впрочем, некоторое время им разрешалось проживать в Пинске, но в 1635 г. король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь после обращения Варваринского в унию. С 1839 г. Варваринский монастырь снова стал православным. В то время в обители проживало 14 насельниц, она имела 147 десятин земли и 100 крестьян. Предметами особого поклонения верующих являлась икона великомученицы Варвары и частица ее мощей в позолоченном ковчеге.

При монастыре работало училище для девушек-дворянок и дочерей священников, где обучали чтению, письму и рукоделию. Библиотека монастыря насчитывала несколько сот томов книг преимущественно духовного содержания, среди которых были рукописные и старопечатные. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. При этом представительницы знатных фамилий (Орды, Корсаки, Чанецкие и т.д.) платили по 200 – 300 злотых в год, а девушки из бедных семейств обучались бесплатно. В 1858 г. монастырь переведен из собственных старых деревянных зданий в помещения бывшего католического монастыря бернардинцев, а бернардинский костел переосвящен в Варваринскую церковь. В 1865 г. на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями игумении Назареты, которая управляла монастырем с 1844 г., на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.

В 1874 г. насельницы Свято-Варваринской обители были переведены во вновь основанный Минский Спасо-Преображенский монастырь, который просуществовал до 1925 г. В главном монастырском храме в честь Преображения Господня был устроен придел во имя великомученицы Варвары и хранилась привезенная из Пинска частица её святых мощей. По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к Лещинской Свято-Успенской церкви (так же, как и домовая). Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу. Но Свято-Варваринскому монастырю не суждено было остаться в забвении. Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель. Монастырь и здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Собор Воскресения Словущего, крестовая церковь Святого Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления). При монастыре действует библиотека и воскресная школа для детей и взрослых.

В обители проживает 6 насельниц (2017 г.). Настоятельница – игумения Екатерина (Романчук).

Монастырь

г. Пинск. Свято-Варваринский женский монастырь. Согласно устному преданию, основание монастыря относится к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисицк, двор Пискаловщина. Монастырские здания возведены в 1520-е годы.

Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения были деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В XVI–XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Почаповские, Сапеги, Тризны, Ширмы. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей.

В 1633 г. монастырь по распоряжению короля и униатского епископа передан ордену базилиан и принадлежал ему до отмены унии. В 1839 г. монастырь возвращен в православие. В то время в обители проживало 14 насельниц, она имела 147 десятин земли и 100 крестьян. Предметами особого поклонения верующих являлись икона великомученицы Варвары и частичка ее мощей в позолоченном ковчеге. При монастыре работало училище для девушек-дворянок и дочерей священников, где обучали чтению, письму и рукоделию. Библиотека монастыря насчитывала несколько сот томов книг преимущественно духовного содержания, среди которых были рукописные и старопечатные.

В 1858 г. монастырь переведен из собственных старых деревянных зданий в помещения бывшего католического монастыря бернардинцев, а бернардинский костел переосвящен в Варваринскую церковь. Но монастырь здесь просуществовал недолго. В 1874 г. пять монахинь и четыре послушницы переведены в Минский Спасо-Преображенский монастырь, а церковь святой Варвары стала приходским храмом. В монастырских строениях были размещены сначала городская тюрьма, а затем госпиталь.

Свято-Варваринский монастырь возобновлен в Пинске в 1993 г. При нем действует воскресная школа для детей и взрослых.

Настоятельница — монахиня Екатерина (Романчук).

Адрес: 225710, Брестская обл., Пинск, ул. Горького, 23. Тел. (+375-165) 35-02-62.

Древние храмы

г. Пинск. Кафедральный собор в честь св. вмц. Варвары. Исторически храм принадлежал Свято-Варваринскому монастырю. В 1786 г. на месте древней Свято-Варваринской церкви возведен кирпичный храм. В 1864 г. церковь была перестроена, над ней возведен купол. В 1874 г. церковь святой Варвары стала приходским храмом. Ныне это кафедральный собор Пинской епархии, в нем находится почитаемая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии Иерусалимской (XVI в.). Храм — памятник архитектуры барокко.

Барановичский р-н, д. Вольно. Храм в честь Святой Троицы. В 1632 г. в поместье Вольно была построена Троицкая церковь и при ней основан мужской монастырь, где поселились базилиане. В 1768 г. Троицкая церковь была перестроена.

В 1839 г. монахи-базилиане были размещены по другим монастырям, а в жилые монастырские строения переведены монахини из закрытого Новогрудского Борисо-Глебского монастыря. Женский монастырь здесь действовал до 1873 г., после чего был присоединен к Минскому Спасо-Преображенскому. Свято-Троицкая церковь, капитально отремонтированная в 1895 г., сохранилась до наших дней. Является памятником архитектуры XVIII в. Сохранился образ святителя Николая Чудотворца XVIII в., представляющий духовную и художественную ценность.

Ивацевичский р-н, д. Бытень. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каменный Успенский храм был построен в 1664 г. При нем действовал Петро-Павловский мужской монастырь. Здесь некоторое время хранилась чудотворная икона Матери Божией из Виленского Свято-Троицкого монастыря, а также почитаемая Жировичская икона.

Во время подготовки к воссоединению униатов с православием монастырю была определена миссия подготовки базилиан к монашеской жизни в православном духе. Сюда присылали базилиан, не сразу принявших православие, для изучения православного устава и обрядности. В 1845 г. принято решение о закрытии монастыря и переводе монахов в Жировичи. Бытенская церковь стала приходской. Во время Первой мировой войны Троицкая церковь и жилые строения были разрушены. Сохранилась Свято-Успенская церковь и находящаяся в ней икона Спаса Вседержителя (XVI в.) — памятник белорусской школы иконописи.

Пинский р-н, д. Купятичи. Храм во имя святителя Николая Чудотворца. В деревне Купятичи с древних пор существовала церковь в честь Введения во храм Богородицы. При ней в 1629 г. был основан мужской монастырь. С Купятичским монастырем связана подвижническая деятельность преподобномученика Афанасия Брестского, который жил здесь в 1630-е годы. Здесь же служил в сане иеромонаха преподобномученик Макарий Пинский, позже принявший мученическую смерть от татар.

В 1817 г. монастырь был закрыт, а храм стал приходской церковью. Монастырские строения не сохранились. В 1867 г. в Купятичах построена церковь во имя святителя Николая, которая действует и сегодня. В ней находится почитаемый список Купятичской иконы Божией Матери.

Пинский р-н, д. Новый Двор. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1618 г. в д. Новый Двор был основан мужской монастырь Успения Божией Матери. Церковь и все строения монастыря были деревянными. В храме находилась чудотворная Новодворская икона Божией Матери. Новодворский монастырь до 1795 г. был униатским, затем возвращен православным и присоединен к Пинскому Богоявленскому. В 1817 г. монастырь закрыт, а церковь стала приходской. В 1862 г. вместо старой Успенской церкви построена новая, действующая и сегодня.

Почитаемые иконы

Пинский р-н, д. Купятичи. Купятичская икона Божией Матери — самая древняя среди чудо­творных икон, явленных на белорусской земле. Она явилась чудесным образом в 1182 г. в ярком сиянии в лесу на кресте шестилетней пастушке Анне из д. Купятичи. Несколько раз Анна пробовала отнести найденную святыню домой, но крест с иконой всегда возвращался на место явления. Вскоре здесь был построен величественный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как храм был сожжен татарами в 1240 г., икона была найдена неповрежденной на пепелище и перенесена в новую церковь. Купятичская икона представляет собой небольшой медный крест, на одной стороне которого изображение Богоматери с Младенцем, а на другой — Распятие.

Многочисленные чудеса, исцеления больных, происходившие благодаря заступничеству Божьей Матери, сделали Купятичи местом паломничества не только жителей Полесья, но и более отдаленных белорусских, украинских и польских земель. Описанию чудес посвящены две книги: «Тераргиум» (Киев, 1638), изданная на польском языке первым игуменом Купятичского монастыря Иларионом Денисовичем, и вторая — «Новое небо» Иоанникия Голятовского (Львов, 1665). Прмч. Афанасий Филипович, который служил здесь наместником, в своем «Диариуше» называл Купятичскую икону главной святыней всей Речи Посполитой.

Чудотворная икона оставалась в Купятичах до 1655 г., пока иноки во главе с архимандритом Лазарем Барановичем, спасаясь от преследования униатов, не перенесли ее в Киев. Ее принял митрополит Киевский Сильвестр Коссов и распорядился поместить в Софийском соборе. Там она находилась до Второй мировой войны. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Сегодня в местной Николаевской церкви находится список иконы (выполнен в XVII в.), который также почитается как чудотворный. Ежегогдно 28 ноября здесь совершается праздничное богослужение в честь иконы с участием множества верующих.

Пинский р-н, д. Новый Двор. Новодворская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана св. Петром, митрополитом Московским, около 1320 г. Тогда он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем.

Долгое время икона хранилась в Свято-Успенском храме д. Новый Двор Пинского района. Православные со всего Полесья в день празднования ее 2 января собирались в Новодворской церкви для молитвенного почитания святыни. После того, как Новодворский Успенский монастырь перешел к униатам, икону перенесли в Успенский Елецкий монастырь на Черниговщине, а позже — в Суражский монастырь этой же епархии. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви монастыря, теперь уже не существующего. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший на поклонение чудотворному образу, свидетельствовал, что после обедни в церкви оглашались чудеса, происшедшие по молитвам у иконы Богоматери. В XIX в. икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре Новгород-Северска. Ныне в Успенском храме деревни Новый Двор находится почитаемый список Новодворской иконы Божией Матери.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *