Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь ныне — женский, ранее — мужской, находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.
Его основателем является св. прп. Варлам Хутынский. Вот что написано в его житии (из канона прп. Варлааму):
«Преподобный Варлаам (в миру Алексей) жил в XII веке, был сыном благочестивых родителей Михаила и Анны и свои детские годы провел в Новгороде. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей он, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.
Искавший совершенного уединения, преподобный решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода, в урочище, называвшемся Хутынь (худынь, худое место). Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил:
«Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег: в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель — начало и корень всякого добра».
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. На погребение его прибыл архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения, многие больные по молитве преподобного получили исцеление.
День этот остался памятным для народа, и в монастыре преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем, сколько бы ни приходило, по заповеди святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.
Господь даровал преподобному дар чудотворения и по его кончине, так что все, прибегающие с верой к мощам угодника, получают просимое». (Канон преподобному Варлааму Хутынскому. — Издание Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря, 2005. — С. 2-6.)
Память преподобному Варлааму празднуется 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста. Собор Преображения построен в 1515 году. Он представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение, завершается пятью куполами. Поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю. Особенно примечательна западная паперть собора с пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом, декорированная изразцами.
К северу от Преображенского собора расположена трапезная бесстолпную церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата — трапезная. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которых завершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.
До революции монастырь был очень крупным, прп. Варлаама Хутынского в северных землях России почитали не менее, чем прп. Сергия Радонежского в окрестностях Москвы. В книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году», можно прочесть: «Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 году) и Покровским приделом, в серебряной раке устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи пр. Варлаама: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находится: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и жезл великого князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершается из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который ведет свое начало со времен самого Варлаама. При монастыре школа».
За территорией монастыря находится колодец по преданию освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня.
Монастырь был закрыт в 1925 году, а в годы Великой Отечественной войны — сильно разрушен.
C 20 апреля 1994 года это действующий женский монастырь.
Адрес Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря: 173011, пос. Хутынь, Новгородский район, Новгородская область.
Телефон: (816) 4-96-02
Настоятельница: Монахиня АЛЕКСИЯ (Симдякина)

Колокольня Варлаамо-Хутынского монастыря. Фото 2005 г.

Преображенский собор Варлаамо-Хутынского монастыря. Фото 2005 г.

Преображенский собор. Фото 2005 г.

Трапезная церковь. Фото 2005 г.

Западное крыльцо Преображенского собора с южной стороны. Фото 2005 г.

Западное крыльцо Преображенского собора с северной стороны. Фото 2005 г.

Горочка прп. Варлаама с часовней. Фото 2005 г.

Западная стена монастыря на реставрации. Фото 2005 г.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

Вернуться на Главную

За окном лежит пушистый снег. Стайка воробьев устроила совещание на яблоневой ветке по поводу празднования Нового года. Мысли вертятся вокруг выбора подарков друзьям и родственникам. В вечернем городе суматоха. Все ждут чудес. Тех, от которых бы дух захватывало, хотелось становиться лучше. Тех самых, к которым с благоговением относились наши предки.

Новгородская история знает чудес немало. Многие их них связаны с именами святых. Вам их расскажет любая бабушка. А под Новый год, к тому же, когда невольно подводишь итоги уходящего года, хочется задуматься о вечном. Решено. Едем в Хутынский монастырь. Наслаждаться красотой спокойствия и слушать рассказы о чудесах преподобного.

Мы знаем о Ху́тынском монастыре и его основателе из жития преподобного Варлаама, одного из первых и наиболее почитаемых северных русских святых.

Варлаам не был ни первым святым в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было так же велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве.

Сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, рано приобщился к книгам и слову Божию и вопреки увещеваниям родителей с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. Верстах в трех ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность Хутынь (иначе Худынь – то слова худой). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.

С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Варлаам не забывал дать каждому отдельные отеческие наставления.

Живя в пустыни, управляя братией и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор (рядом с Софийским собором) лежал через волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали в воду. Проходя однажды по мосту, он увидел приготовления к подобной казни и остановил палача, испросив согласие взять осужденного в монастырь. Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы над преступником, родители которого бросились к ногам преподобного, умоляя вступиться за их сына, но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь совершилась, а когда кто-то из братии, бывший очевидцем происходящего, попросил объяснить этот поступок, Варлаам сказал: «Первый преступник был осужден справедливо, но в сердце его пробудилось чувство раскаяния, и я предвидел, что он может добродетельной жизнью загладить прежние грехи, второй же человек был невиновен, но, чтобы со временем злоба не переменила его разума и лесть не прельстила души его, промысел Божий благоволил потерпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное: вот почему я не мог за него ходатайствовать».

В другой раз, прощаясь с новгородским архиепископом, преп. Варлаам изумил его своим обещанием приехать в следующий раз, в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне) на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом: в ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что действительно преподобный приехал по санному пути в город. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начинали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который теперь погиб от холода. На следующий день наступила жара, снег растаял и напоил землю, как изобильный и благотворный дождь, а урожай в тот год действительно был богатым. В память этого события владыка установил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в обитель. До XVII века было даже два крестных хода: накануне сухопутьем и в сам праздник водой. Водный крестный ход был особенно торжественным. На рассвете процессия с иконами, хоругвями, множество духовенства, с новгородским владыкой во главе, проходила через владычные врата на берег, помещалась на паромы и отплывала. По пути непрерывно пели молебны, читали Евангелие, житие преп. Варлаама. На берегу у монастыря крестный ход встречала братия с настоятелем, присоединялась к процессии и все проходили в главный храм, где совершалась литургия. По окончании службы бояре, воевода, духовные отцы имели в монастыре строгий монашеский стол, за которым обносилась чаша о государевом здравии и раздавался Богородичный хлеб.

Многие новгородцы, бывшие в залах иконописи Новгородского музея, видели большую замечательную икону «Видение пономаря Тарасия», на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505г. По преданию, созданию иконы предшествовали следующие события. В 1505 году в Варлаамо-Хутынском монастыре пономарь Тарасий, пришедший в храм зажечь светильники к заутрени, увидел чудесное видение. Храм был освещен. Из надгробия своего вышел преподобный и молился перед местными иконами Спасителя и Божьей матери и спасении Новгорода. Затем он обратился к Тарасию и сообщил ему, что Господу угодно погубить Новгород за великие грехи его. Трижды посылал он затем Тарасия на церковный кров, чтобы видеть, какие казни уготованы городу. В первый раз Тарасий увидел, что воды Ильменя высоко поднялись над городом. Во второй раз – множество ангелов, стреляющих в народ огненными стрелами, и, наконец, в третий раз – огненную тучу, стоявшую над городом. Преподобный объяснил, что по его молитве Господь отвратил два первых бедствия – потопление и мор, но что торговая сторона Новгорода сгорит, причем погибнет множество народа. После того он лег опять в свою гробницу, и свечи в храме угасли. Тарасий тотчас же рассказал свое видение, и в свое время оно и исполнилось страшным пожаром Торговой стороны Новгорода 20 августа 1508 года со многими человеческими жертвами.

Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине 15 века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.

Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но увидеть мощи князю не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя, настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали летописцы, князь «чудесно пораженный удалился».

Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своей работы. В девяностые годы 20 века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры в России. Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

Обитель всех принимает с теплом и радостью. А если повезет, то и чудо увидите…

Марина Пуксант

Варлаамо-Хутынский женский монастырь является местом паломничества к чудотворным мощам и активного посещения туристов. Это одна из главных достопримечательностей северо-западной части России, где покоится прах Гавриила Державина, известного русского поэта и государственного деятеля XVIII столетия.

Адрес Варлаамо-Хутынский монастыря

Варлаамо-Хутынский монастырь находится в Новгородской области в деревне Хутынь на Монастырской улице, 59.

Как добраться

Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.

На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.

Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.

История храма

Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.

К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.

Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.

Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:

  • произошло прозрение слепого;
  • воскрес утонувший паломник;
  • было предсказание мора и пожара;
  • случилось наказание игумену монастыря за отказ в странноприимстве.

После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.

Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:

  • Василия II с сыновьями;
  • Ивана III;
  • Дмитрия Пожарского;
  • Василия Шуйского;
  • Василия III;
  • Петра I;
  • Екатерину II.

Варлаамо-Хутынский монастырь посещала сама Екатерина Великая.

Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.

Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.

Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.

В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Спасо-Преображенский собор был возведен взамен обветшавшего в начале XVI столетия. Белокаменное 5-главое здание в плане имеет квадратную форму с 3 полукружиями на восток и 4 внутренними массивными столбами опорами. Впоследствии храм подвергся небольшой перестройке, которая привела к замене кровли на 4-скатную взамен бывшей позакомарной крыши.

Вокруг здания выстроили низкие закрытые галереи, были достроены новые пределы Богородицы и Иоанна Богослова, а с запада появилась новая паперть.

Фасад здания украшают пилястры с ордерными формами. Оконные проемы нижнего яруса оформлены арками, верхних этажей вписаны в прямоугольные ниши. Средний ярус декорирован нишами-киотами с треугольным завершением. На углах здания можно увидеть своеобразное декоративное украшение с небольшими кокошниками.

Мощное шатровое крыльцо с подвесными арками на 4 столбах с декоративными изразцами украшает главный портал храма.

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

Внутреннее убранство

Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.

Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Наставники

За свою долгую историю обитель сменила огромное число наставников, многие из которых были прославлены в лике святых.

Особо отмечены православной церковью:

  • Преподобный игумен Антоний Дымский, который был назначен руководить обителью Святым Варлаамом.
  • Святитель Антоний Псковский и Новгородский.

Сегодня настоятельницей обители является монахиня Алексия Симдянкина.

Расписание служб, режим работы

Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.

Расписание:

  • Божественная литургия в будние дни служится с 7 ч.
  • Вечернее богослужение начинается в будние дни в 18 ч.
  • Всенощное бдение служится накануне праздничных и воскресных дней с 17 ч.
  • Воскресная литургия проходит с 10 ч.
  • Исповедь совершается перед началом утренней службы в 6-30 и 8-30.

После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Престольные праздники

Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников:

Дата Праздник
19 августа День Преображения Господа
14 октября Покрова Пресвятой Богородицы
19 ноября и 28 июня Память преподобного Варлаама

В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.

Интересные факты про монастырь

Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.

При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.

Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.

Информация для посетителей

В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.

В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.

Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.

Видео о Варлаамо-Хутынском монастыре

Варлаамо-Хутынский монастырь Великий Новгород:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *