У паперти Введенского собора Владычнего монастыря в Серпухове погребен преподобный Варлаам – строитель этой древней обители, живший в XIV веке. В 1878 году во Владычнем монастыре явилась чудотворная икона «Неупиваемая чаша», ставшая самой известной его святыней. В монастыре издавна почитались также и другие чудотворные реликвии: образы мученика Иоанна Воина, Георгия Победоносца, царевича Димитрия Углицкого. Во Владычнем монастыре в начале XIX века жила известная юродивая Евфросиния Колюпановская.

Основателем Владычнего монастыря в Серпухове был знаменитый святитель XIV столетия митрополит московский Алексий Бяконт. Однажды Алексий совершал молитвенное правило и, дойдя до молитвы «О всепетая Мати», его келью озарил необыкновенно яркий свет. В комнате вместе с митрополитом был также дьякон Герасим, ставший свидетелем чуда. От иконы Богородицы послышался голос, который говорил: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое, а вместе и себе в память». Пораженный видением, митрополит ушел в свою комнату и молился Божией Матери, чтобы она сообщила, где следует построить монастырь. Голос от иконы ответил святителю: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим».

Митрополит Алексий послал в Серпухов своего келейника Варлаама, чтобы тот нашел подходящее место для будущего монастыря. Исполнив поручение, Варлаам в течение тринадцати лет устраивал монашескую общину Владычней обители. За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Задолго до строительства обители Варлааму также было чудесное видение, о котором он дал обет не говорить, пока не наступит смертный час. Когда Алексий прибыл к умирающему в Серпухов, ослепший старец Варлаам прозрел, взял перо с бумагой и записал виденное им много лет назад: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат ангелы, в дверях церковных стоит Захария и входит Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил ее на третьей ступени». Записав это, Варлаам вскоре скончался, а митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма.

Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня. В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост. Кроме того, на площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках.

Памятник символически объединил древнего основателя и святыню другой эпохи. Икона «Неупиваемая чаша» была обретена во Владычнем монастыре в 1878 году через пятьсот лет после кончины преподобного Варлаама. Святыня прославилась тем, что избавляла от недуга пьянства. К несчастью, в 1929 году оригинал иконы был утрачен. В 1990-е годы иконописцы создали два современных списка «Неупиваемой чаши», которые почитаются в Высоцком и Владычнем монастырях Серпухова.

До революции во Владычнем монастыре хранились еще три чудотворных образа, покинувшие обитель после закрытия. В 1607 году царские войска одержали под Серпуховым победу над отрядами второго самозванца, и в честь радостного события Василий Шуйский пожертвовал в монастырь образ царевича Димитрия Углицкого. На подаренном образе есть чеканная надпись о том, что от иконы была дарована победа над мятежниками. По желанию Василия Шуйского здесь также построили придел в честь царевича Димитрия, который по времени стал вторым храмом в память страстотерпца после церкви в городе Угличе. Составитель исторического очерка о Владычней обители В.А. Рождественский даже считал серпуховский образ царевича самым первым и верным образом Димитрия Углицкого. Этот чудотворный образ в 1920-е годы был изъят у монастыря и передан в историко-художественный музей Серпухова.

Во Владычнем монастыре особенно почитался Георгий Победоносец, в честь которого в конце XVI века был выстроен храм с шатром. Во времена одного из нашествий иноземцев на Серпухов, горожане видели мученика Георгия, который выехал из задней калитки Владычнего монастыря на белом коне к озеру. Он подъехал к отрядам захватчиков, и те в страхе бежали от святого. Легенда о великомученике Георгии почти дословно повторяет другое серпуховское предание о явлении врагам преподобного Афанасия Высоцкого на белом коне.

Память о чуде воина-великомученика ежегодно отмечалась во Владычнем монастыре в седьмой понедельник после Успения Божией Матери. В честь Георгия, которого называли «Потаенным», служилось всенощное бдение и совершалось освящение воды. Перед храмовой иконой Георгия Победоносца иноки часто видели горящую свечу, которая зажигалась сама собой. Этот образ после закрытия монастыря был передан в Ильинскую церковь Серпухова, где в XX веке бесследно пропал.

Еще одной святыней обители считался образ мученика Иоанна Воина. Однажды во времена нашествия татар монастырь был осквернен захватчиками, и один из них в насмешку решил распилить икону Иоанна Воина. От прикосновения пилы злодея из доски пошла кровь, и кочевник в страхе отбросил икону в сторону. Придя в себя от испуга, он снова стал пилить икону, но доска сама собой срасталась. После нового чуда захватчик, как говорит предание, обратился в христианскую веру. На серпуховской иконе Иоанна Воина навсегда остались следы пилы и засохшая кровь. В советские годы образ передали в городской историко-художественный музей, а затем он попал в Москву в музей иконы Андрея Рублева.

К 1806 году древний Владычний монастырь пришел в упадок и готовился к упразднению. К счастью, московский митрополит Платон Левшин, проведший детство под Серпуховым в селе Липицы и по преданию обучавшийся грамоте во Владычнем монастыре, решил возродить здесь монашескую жизнь. Он просил императора Александра I преобразовать опустевшую обитель из мужской в девичью. С этого времени в монастыре селились инокини. Среди них в обители подвизалась блаженная Евфросиния Колюпановская.

Юродивая Евфросиния была знатного происхождения, воспитывалась при Смольном монастыре в Петербурге и стала затем фрейлиной императрицы Екатерины II. Однако девушка тайно сбежала из дворца и направилась в Москву к митрополиту Платону Левшину. Евфросиния рассказала иерарху о намерении оставить мирскую жизнь и просила скрыть тайну ее знатного происхождения. Митрополит Платон благословил подвижницу идти в возрожденный им Владычний Серпуховский монастырь. Блаженная поселилась у монастырской ограды в тесной и душной избе. Вместе с ней жили кошки, собаки и ворон, а в небольших сенях теснились корова, теленок и петухи. В любое время года святая ходила босая в серой суконной рубахе. На шее у блаженной висела железная цепь. Ночью Евфросиния бродила вокруг монастыря и пела церковные стихи. Образ жизни подвижницы раздражал окружающих и монастырское начальство, поэтому Евфросиния была вынуждена покинуть серпуховскую обитель и закончить земную жизнь в селе Колюпанове Тульской губернии.

Поделиться

Прп. Варлаам Серпуховской, икона.

Если сесть на электричку на Курском вокзале, то через два часа будешь уже в Серпухове. Сколько же времени добирался до Серпухова, что за 100 верст от Москвы, инок Варлаам? Полдня, наверное, не меньше. Тогда, в 14 веке, Серпухов был южным форпостом молодого Московского княжества. На высоком берегу Оки стояла тогда мощная деревянная крепость, ограждавшая Москву от набегов монголо-татар. Посланный митрополитом Алексием Варлаам имел одно важное задание – найти подходящее место в окрестностях Серпухова для строительства монастыря.

А началось все с чудесного явления. Услышал митрополит Алексий во время молитвы голос от иконы Богородицы: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить!». И опять услышал: «В пределах града Серпухова; там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией, поручает своему келейнику Варлааму отправиться в Серпухов и, отыскав то место, возвратиться с докладом.

1360 год. Москва.

Митрополит Алексей:
Ну, расскажи мне, брат Варлаам, как ты исполнил мое поручение! Отыскал ли ты место для монастыря и каково оно?

Варлаам:
Да, господин мой, есть в окрестностях Серпухова чýдное место на холме, покрытом глухим бором, а под холмом сходятся реки — Ока с Нарой. Решил я на том месте на ночлег расположиться и услышал в ночи звон необычный – будто звенят сосуды железные и медные. И видел я видение чудесное, о котором не могу сейчас сказывать, а только, когда придет час кончины моей.

Митрополит Алексей:
Добро, Варлаам. Видно, угодно Богу на месте том монастырь имети… Но будет тебе от меня еще одно благословение. Поезжай-ка ты, снова в Серпухов и стань строителем того монастыря. А назовется монастырь «Владычним», во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Варлаам:
Отче святый, помолись обо мне и совершу все, как ты повелел.

Варлаам был строителем монастыря и руководил братством обители 17 лет. Когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молю, и меня погреби своими руками». Святитель поспешил в Серпухов.

Митрополит Алексей:
Вижу, брат Варлаам, призывает тебя Господь к Себе. Но помнишь ли свое обещание, рассказать мне о видении чудесном?

Варлаам:
Страшно мне, господин мой, рассказать такое. А написать не могу – слеп совсем.

Митрополит Алексей:
Принесите трость, чернила и свиток. Да давайте, братия, помолимся усердно!

Как повествует летопись: «Тотчас Варлаам прозрел и начал писать:
— Видел я ангелов, держащих обитель, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням поднималась Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм».
5 мая 1377 года Варлаам, простившись с братией, отошел ко Господу. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение.

Варлаам завещал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы».
Сегодня его святые мощи – там же, перед Введенским собором. Рядом с крестом преподобного Варлаама – никогда не гаснущая лампада. А икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная по образу видения преподобного Варлаама, в продолжении многих веков является главной святыней монастыря и почитается как чудотворная.

Преподобный Варлаам Серпуховской (+1377)

Преподобный Варлаам Серпуховской родился в первой трети XIV века.

Откуда был родом святой Варлаам и кто его родители – неизвестно. Повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года.

Сказание «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.) называет святого Варлаама «пострижеником пустынным», сообщает, что он был келейником свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси, пользовался его уважением.

В 1360 г. во время молитвы свт. Алексию было повеление от иконы Пресвятой Богородицы создать в Её честь монастырь «в пределе града Серпухова».

Святитель благословил своего келейника найти место для обители.

Обходя окрестности Серпухова, в 2 вёрстах к юго-западу от города, в лесу за р. Нарой, у оз. Долгого, преподобный ночью услышал «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Избранное святым Варлаамом место не понравилось святителю Алексию, однако ночью святитель услышал голос, повелевший поставить мон-рь на этом месте.

Строителем монастыря был назначен святой Варлаам, который по повелению свт. Алексия сначала заложил деревянную церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а «по времени и каменную церковь состави, такожде и трапезу».

По сказанию, святой Варлаам «поживе строителем въ монастыре 13 лет», после чего ослеп. Через 2 года, предчувствуя приближающуюся кончину, преподобный послал к свт. Алексию с просьбой приехать и отпеть его. Святитель застал В. С. «слепа суща и скорбна велми», перед кончиной преподобный прозрел. Отпевание В. С. совершил митр. Алексий, преподобный был погребён «в паперти церковней, занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пречистыя Богородицы». Сказание относит кончину В. С. к 1377 г., в «Описании о российских святых» (по рукописи Савваитова) указан 1392 г.

С именем преподобного Варлаама Серпуховского связано явление ещё одной чудотворной иконы Божией Матери – «Неупиваемая Чаша». Она была обретена в 1878 году, в первый год игуменства матушки Марии, в Георгиевском храме монастыря. Преподобный Варлаам явился во сне отставному николаевскому солдату, столь сильно страдавшему от пьянства, что потерял он уже и здоровье и образ человеческий, и повелел ему идти во Владычний женский монастырь и найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», у которой солдат исцелился от пьянства.

С тех пор многие страждущие недугом винопития получили исцеление от этой пагубной страсти у чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *