ПРАЗДНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ ПАМЯТИ СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ ДОМОДЕДОВСКОЙ

30 сентября в Домодедовском благочинии прошли празднования, посвященные дню памяти собора новомучеников и исповедников земли Домодедовской. По благословению митрополита Ювеналия, праздничные торжества в этот день  возглавил ректор Коломенской Духовной Семинарии епископ Зарайский Константин.

За Божественной литургией, которая прошла в храме святых мучеников Флора и Лавра села Ям, разрушенном в годы лихолетья, и восстановленном в настоящее время, (В этом храме с 1929 по 1937 год служил священномученик Ярослав Савицкий, расстрелянный 80 лет назад на Бутовском полигоне) Его Преосвященству сослужили благочинный Домодедовского церковного округа протоиерей Владислав Гусар, настоятель храма игумен Валерий (Ларичев), духовенство  благочиния. За богослужением молились глава городского округа Домодедово А. В.  Двойных, депутаты Московской областной думы В. Б. Крымов и О. В. Жолобов, депутаты совета депутатов г. о. Домодедово, представители общественности города, родственники священномученика Ярослава Савицкого. После запричастного стиха проповедь произнес настоятель храма новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник. По завершении литургии был отслужен молебен новомученикам и исповедникам земли Домодедовской. По окончании богослужения епископ Константин обратился к собравшимся с архипастырским словом и передал домодедовцам благословение митрополита Ювеналия. Благочинный Домодедовского церковного округа протоиерей Владислав Гусар преподнес в дар Владыке икону Спасителя. Затем Владыка Константин и высокие гости познакомились с экспозицией музея святых новомучеников земли Домодедовской, расположенном при Флоролаврском храме. После чего Его Преосвященство посетил строящейся храм Новомучеников и исповедников земли Домодедовской в микрорайоне Дружба г.

Ям. Церковь Флора и Лавра.

Домодедово. Программу торжеств этого дня продолжило муниципальное родительское собрание «Почитание Новомучеников земли Домодедовской», которое состоялось в СОШ №8 города Домодедово. В собрании приняли участие советник губернатора Московской области Д. И. Городецкий, духовенство, директора школ и дошкольных учреждений, педагоги, родител и и учащиеся г.о. Домодедово. В фойе школы Владыка Константин познакомился с фотовыставкой работ учащихся школ города «Храмы и святыни земли Домодедовской» и выставкой детского рисунка «Красота Божьего мира». В актовом зале школы прошел форум, на котором Владыка обратился к собравшимся с словом о почитании памяти новомучеников.  В заключении, всем гостям праздника были подарены иконы новомучеников земли Домодедовской.

  

Игумен Валерий (Ларичев). Отрицание своей греховности есть следствие духовной незрелости

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12–13).

Дорогие братья и сестры!

Сегодня хотелось бы поговорить о самых простых, но в то же время и о самых важных для человека вещах. «Где просто, там ангелов со сто» - любил повторять прп. Амвросий Оптинский. Простой человек — это не простак или простачок, как принято понимать в современном мире. Простота или простость — это, прежде всего, целостность человеческого мироощущения, человеческой души, человеческой жизни в Боге. К чему нас призывает Господь? Разве к каким-то сложностям? Нет, к самым простым, понятным для каждого человека истинам: милосердию, состраданию, любви к ближнему, доброте. А оказывается, что достичь всего этого человеку не так легко, как, например, простить обидчика, дать взаймы, не задумываясь об отдаче, или как нам поступать так, как бы мы хотели, чтобы поступали с нами.

Многовековой святоотеческий опыт говорит, что без Бога достичь этого невозможно, потому что такие понятия как любовь, доброта, прощение — суть высшие свойства человеческой души, а душа принадлежит Богу. Только Он один ведает ею, и без Него душа мучается и умирает.

Как дитя протягивает руки к матери и отцу, так и мы возносим свои молитвы к Богу, даже не всегда осознавая глубину нашей веры. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Даже самая краткая молитва, например, «Господи, помилуй», «Господи, прости», уже свидетельствует о нашем признании своей человеческой немощи, своих ошибок… Это и есть начало осознания своей греховности. В сердце входит тревога, зарождается чувство покаяния.

Многие люди после осознания своей греховности и первого покаяния признаются, что до этого считали покаяние унижением, а покаявшись, ощутили необыкновенную легкость и благодарность Богу.

Бывают и такие случаи, когда человек, уже лежа на смертном одре, вдруг призывает священника, и происходит покаяние и очищение души. Но должны ли мы откладывать покаяние до смертного часа?

Покаяние начинается с признания самому себе в том, что я в чем-то не прав. Умение взглянуть на себя со стороны, критически оценить свою жизнь в духовном плане означает прийти в себя, осмыслить происходящее в себе и с собою, взглянуть на себя глазами совести, а значит — Бога. И вот тогда требу-ется принять, может быть, самое главное в своей жизни решение и совершить один из важных поступков — встать на путь спасения, возопить к Богу, Его Пречистой Матери и всем святым: «Помогите, не оставьте, спасите. Господи, я Твой, безобразный, грязный, но я с Тобой». Так наступает беспокойство, так просыпается голос совести. А голос совести - это голос Божий. Если его заглушить, может наступить духовная смерть, за которой кроется такая уверенность в самом себе, что человек перестает адекватно оценивать свои поступки, прислушиваться к другим, даже самым близким людям. Появляется полная нетерпимость к любому возражению и критике. Так постепенно, сам этого не осознавая до конца, человек встает на гибельный путь гордыни, когда и Бог ему не указ.

Цель жизни христианина — спасение, обретение блаженной вечности в Боге. Каждый в своей жизни может идти либо путем спасения, либо путем гибельным. Апостол Павел призывает: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15).

Цель жизни атеиста, как правило, только земная: выучусь, получу профессию, создам семью, выращу детей, построю дом, посажу дерево, заработаю много денег, буду возиться с внуками. А дальше что? Смерть. Она достанет всякого и везде. А душа, которую Господь вдохнул в первого человека Адама, куда денется душа, что будет с ней?

Смысл жизни — обрести путь спасения и неуклонно идти этим путем. Каждому необходимо знать отличительные признаки спасительного пути, которые находятся в сердце человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Из писаний святых отцов известно, что на пути спасения находится тот, у кого есть сочетание следующих качеств: молитва, покаяние, смирение, вера, надежда, любовь. Полное отсутствие хотя бы одного из этих качеств свидетельствует о том, что человек еще не встал на путь спасения. С другой стороны, человек сходит с этой дороги и впадает в гордыню, если он будет считать, что хотя бы одно из названных качеств присутствует у него в избытке, ибо в полном объеме эти качества стяжали только святые. «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).

Именно осознание недостаточности у себя этих качеств и стремление к постоянному возгреванию их у себя, прося об этом Бога, - и значит идти путем спасения. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

Отсутствие смирения, превозношение над другими, гордость — гибельны.

«Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Ненависть хотя бы к одному человеку — свидетельство отсутствия духовной любви, и это есть путь погибели. «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32).

Сомнение или неверие в спасение, отсутствие упования на Бога — гибельный путь. «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).

Отсутствие молитвы — свидетельство неверия в Бога. Оно гибельно, потому что Бог спасает только тех, кто Его просит. Молитва - это дыхание жизни.

И, наконец, пожалуй, самое главное - это отсутствие покаяния и сознания своей греховности, что не позволяет человеку встать на путь спасения. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

В начале ХХ века в медицину был введен термин «анозогнозия». В переводе с греческого языка он означает отсутствие сознания своей болезни. Долгое время этот термин касался некоторых заболеваний головного мозга. Однако в последнее время термин стал получать более широкое распространение. Так был введен термин «анозогнозия зависимости», куда включались алкогольная, наркотическая и игровая. Хорошо известно, что более 90% тех, кто этому подвержен, не считают себя больными, поэтому и отказываются от предлагаемых им курсов лечения, погибая духовно и физически.

Значение термина «анозогнозия» еще больше возрастает, если учесть, что многие заболевания начинаются и долго развиваются без осознания болезненного процесса у человека. Это в первую очередь касается рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, шизофрении и др.

Золотые люди вокруг

Это непосредственно связано с проблемой ранней диагностики, ибо известно, что чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на успех лечения, что является одним из приоритетных направлений развития медицины.

Однако, как представляется, самое большое значение для человека приобретёт термин «анозогнозия», если он будет введен в ду-ховно-религиозную сферу, тогда он может быть назван анозогнозией греха или духовной анозогнозией.

Если у человека нет сознания своей греховности, то нет и стремления избавиться от нее, а это путь к духовной и физической смерти, и на него становятся миллионы и миллионы людей.

Господь не спасает, если Его не просят, а просить будет лишь тот, кто знает, что он погибает. К счастью, многие обращаются к Господу, будучи на краю гибели, и тогда получают помощь. Но сколько людей поги-бает, отвергая помощь Божию, не веря в нее или не успев прибегнуть к ней! Духовная анозогнозия всегда связана с детской уверенностью, что я духовно здоров, у меня все в порядке и будет всегда все в порядке. Такая духовная незрелость свидетельствует об отсутствии разумения, которое допускает разные варианты.

Призыв Господа «будьте как дети» (Мф. 18:3) требует детского незлобия, а никак не детского ума. «По уму будьте совершеннолетни»: (1 Кор. 1420) — призывает апостол Павел. Для спасения прежде всего необходимо, чтобы каждый человек осознал свою духовную немощь, греховность, чтобы понял, что жил только для себя любимого, слушался только себя и взращивал свое «эго». Мы все должны осознать, что грешны и нуждаемся в Божественной помощи, покаянии и отпущении грехов.

В противном случае это свидетельствует, что человек страдает духовной анозогнозией, сопряженной с духовным инфантилизмом, которые ставят его на путь духовного и физического вырождения и гибели. Выход здесь только один: осознание своей греховности, покаяние и молитва ко Господу о спасении.

Молитва о вразумлении и спасении всех людей, начиная с себя самого, помогает многим самим встать на путь спасения и исполнить призыв апостола Павла: «Друг друга бремена носите и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

При этом будем всегда помнить, что мы спасаемся не своими делами и поступками, а лишь милостью Господа нашего Иисуса Христа, Его кровью, пролитой за нас на Кресте и преподаваемой нам в Церкви во Святой Евхаристии.

Флоро-Лаврский храм (село Ям)Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Домодедовское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):В БУДНИ:
    Вечерня, подробная Исповедь в 18:00
    Утреня — 7:00
    Часы, краткая Исповедь — 8:00
    Литургия — 8:30
    Причащение младенцев — 9:30

    В ПРАЗДНИКИ:
    Бдение, подробная Исповедь- в 16:30
    Часы, Исповедь, Литургия — 6:00
    Молебен, краткая Исповедь- 8:00
    Часы, Литургия- 8:30
    Причащение младенцев -10:00

  • Настоятель:игумен Валерий (Ларичев)
  • Престольные праздники:
  • Флора и Лавра — Август 31
  • Краткая историческая справка:Впервые деревянная церковь во имя Флора и Лавра упоминается в писцовой книге за 1627 г. Церковь несколько раз перестраивалась и обновлялась. Как каменная и крытая железом она записана лишь в 1819 г., а в 1823 г. сообщалось, что церковь в селе «утварью довольна» и придел во имя святых апостолов Петра и Павла уже освящен.

    Игумен Валерий (Ларичев)

    Тогда же приступили к устройству Никольского придела, освященного в 1825 г.
    Усердием священника Феодора Шеметова в 1837 г. при церкви была открыта богадельня. По инициативе отца Феодора в начале 1850-х гг. архитектор А.Елагин разработал проект перестройки трапезы и колокольни храма, а 7 мая 1852 г. было разрешена перестройка. Средства на это пожертвовали прихожане и доброхотные люди. В 1855 г. завершилось строительство колокольни, а в последующие пять лет — более обширных приделов, один из которых освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
    В 1888 г. епархиальный архитектор В.Крыгин разработал новый план перестройки храма. Старый холодный храм разобрали в 1889 г., позже разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам новых сводов разместили четыре малых глухих барабана.
    В 1893 г. состоялось освящение правого придела во имя святителя Николая. Внутренние стены в дальнейшем были богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь принимала одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г. освятили левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа — главный престол во имя святых мучеников Флора и Лавра.
    Церковный староста купец В.С.Леонов пожертвовал две тысячи рублей на строительство женской церковноприходской школы, открытой 3 октября 1889 г.
    В августе традиционно совершались крестные ходы с Иерусалимской иконой Божией Матери, написанной в 1500 г.
    В 1912 г. при церкви было создано Общество хоругвеносцев. Председателем Общества стал священник Петр Павлович Колосов, он же возглавил попечительский совет по оказанию помощи семьям прихожан, призванных в армию, и участковое попечительство о бедных вдовах Домодедовской волости. Оба попечительства возникли в 1914 г.
    Вскоре в имении З.Г.Рейнбот-Резвой появилась новая церковь. В клировой ведомости церкви за 1916 г. Покровская церковь указана как приписная к Флоровской церкви. Здесь же упомянута и церковная богадельня, открытая в двухэтажном деревянном доме на каменном фундаменте священником В.И.Востоковым еще в 1899 г.
    В советское время Фроловский храм закрыли. С 1929 по 1937 гг. в храме служил протоиерей Ярослав Савицкий, ныне причисленный к Собору новомучеников и исповедников Российских.
    Богослужения возобновлены с Пасхи 1990 г.

  • Здесь моя поэзия нужнее!

    25 сентября я отправился в подмосковное село Ям. В этом селе стоит старинный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. Настоятель этого храма, игумен Валерий (Ларичев), благословил меня на творческую встречу со своими прихожанами.

    Встреча прошла в Культурно — общественном центре при храме. Пришли слушатели от мала до велика. Казалось бы, уже довольно много встреч за моими плечами, но эта встреча оказалось совершенно особой! И дети, и взрослые очень внимательно слушали меня, задавали вопросы, сопереживали героям моих стихотворений. В начале встречи была общая молитва, а в конце мои чудесные слушатели пропели мне «Многая лета»!

    После встреча была трапезная, была неторопливая беседа с отцом Николаем, священником храма святых Флора и Лавра, Наталией Вялкиной, которая и организовала эту встречу, с педагогами воскресной школы. Мы говорили о литературе, о музыке, о духовной жизни человека. Игумена Валерия, к сожалению, с нами не было. Он был нездоров, но я смог повидаться с ним. Несмотря на свои недуги и усталость, игумен Валерий озарил меня своей доброй улыбкой, благословил и долго извинялся, что не может побыть с нами. Вот отличительная черта людей близких к Богу – они всегда просят прощения, винят во всём только себя, окружающих же любят так, что эту любовь ощущаешь всем своим естеством! И нет в этом никакой фальши, есть только спасительная правда Божья!

    Игумен Валерий – духовное чадо старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). Кстати, старец Сампсон жил в Малаховке и отец Валерий приезжал к нему туда. Тесен мир! В те годы игумен Валерий был просто Валерием Павловичем Ларичевым. Он жил в миру и не помышлял принимать священнический сан. Старец Сампсон сказал своему духовному сыну, что тот будет священником по воле Божьей… и Валерий Павлович доверился этой воле! Сегодня игумен Валерий является духовником Московской Епархии!

    Благодаря усилиям отца Валерия храм святых мучеников Флора и Лавра обрёл первозданную красоту: была заново отстроена колокольня (полностью разрушенная в 1940 году), во всех трёх приделах воссозданы иконостасы. Более десяти лет заняла работа по реставрации росписи сводов храма и алтаря. Благотворителями были пожертвованы колокола, и теперь колокольный звон слышен во многих окрестных деревнях и посёлках.
    При храме более 20-ти лет работает воскресная школа для детей и взрослых. В здании церковно-приходской школы создан православный детский центр, в котором работают кружки живописи, хорового пения, настольного тенниса, проводятся развивающие занятия для малышей. Имеется библиотека духовной литературы, осуществляется издательская деятельность.

    В течение 15-ти лет при храме проводилась работа по реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков.
    При храме создано сестричество по монашескому уставу, в задачи которого входит окормление престарелых и болящих монахинь, чтение Псалтири по живым и усопшим, материальная и духовная помощь беременным женщинам, которых удалось убедить не совершать грех детоубийства, помощь находящимся в госпиталях раненым воинам.

    Флоро-Лаврский храм (село Ям)

    Кроме того, ежемесячно по субботам совершаются молебны Спасителю и Божией Матери обо всех кающихся в грехе детоубийства. В сестричестве совершается ежедневное чтение акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша» о страждущих грехами винопития, наркотической и игровой зависимости. Воистину нет ничего невозможного с помощью Божьей!

    Я возвращался домой и вспоминал историю отца Николая. Он рассказал мне о том, что в начале своего священнического служения ему предложили приход на юге, у тёплого моря, но он остался в Подмосковье со словами: «Здесь людям труднее! Здесь я нужнее!» Эту историю он рассказал мне в ответ на высказанное мною желание уехать подальше от беспокойной Москвы. Рассказал и сидел, улыбаясь. И я всё понял! Здесь людям труднее! Здесь моя поэзия нужнее! Слава Богу за всё!

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *