Становление хора на Петербургском подворье Валаамского монастыря пришлось на важный в истории всего Российского государства период. После десятилетий богоборчества началось открытие уцелевших храмов, а затем и строительство новых, многие люди обратились тогда к вере Христовой. В концертных залах открыто зазвучала русская духовная музыка. Свободнее стал доступ к архивам Российской национальной библиотеки и библиотеки Российской академии наук, к тысячам хранящихся в них бесценных певческих рукописей. Репертуар хора начал в те годы активно пополняться интереснейшими образцами церковной гимнографии. Наряду с освоением рукописного наследия шёл процесс активного обмена музыкальным материалом между разными церковными хорами, каждый из которых постепенно обретал свою творческую индивидуальность.
В первые годы возобновления монашеской жизни на Валааме настоящего братского хора в монастыре ещё не существовало. Несколько раз в году, в главные престольные праздники приезжал в обитель из Санкт-Петербурга хор подворья, радуя немногочисленную братию, а также всех паломников стройностью и мощью звучания. Но содержание большого профессионального хора вскоре оказалось монастырю не под силу. Средств не хватало даже на то, чтобы уберечь от дальнейшего разрушения храмы и постройки, многие из которых уже находились к тому моменту в плачевном состоянии. Рядовые же службы на Валааме, да и большинство праздничных, сопровождались в то время пением одного — двоих монахов, исполнявших кроме клиросного и другие послушания. Выбор доступных им песнопений был весьма скуден.
Поэтому первоочередной задачей значительно сокращённого в 1993 году хора Санкт-Петербургского подворья стало формирование полного корпуса необходимых в течение года песнопений, которые должны были быть выдержаны в едином стиле и, в случае необходимости, могли бы исполняться составом скромным и в количественном, и в профессиональном отношении. Старая традиция валаамского одноголосного пения, зафиксированная в нотном обиходе начала 20-го века, прекрасно соответствовала обоим этим условиям, поэтому была принята в качестве базовой (таковой она остаётся и по сей день).
Дальнейшая богослужебная практика привела к появлению на Валааме характерного элемента греческого церковного пения: исона, поддерживающего мелодию основного голоса (греч. ίσον, от др.-греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный). Это весьма существенное нововведение привнёс руководивший с середины 90-х годов братским хором иеродиакон Герман Рябцев (ныне — регент Московского подворья Валаамского монастыря). Именно такой стиль пения утвердился впоследствии в качестве основного для Валаамской обители.

. 1. Ектения постовая. Обычный напев – 5
2. Ектения постовая. Иной напев – 6
3. Ектения постовая. Другой напев – 7
4. Ектения постовая. Напев Киево-Печерской лавры в переложении иером. Парфения – 8
5. Великие прокимны. Обиходный напев – 9
6. Великие прокимны. Монастырский напев – 10
7. Великие прокимны. Тверской напев – 11
8. Тропари по «Ныне отпущаеши». Обиходный напев – 13
9. Аллилуия и песни троичны. Обычный напев Московской епархии – 13
10. Пение на кафизмах. Обычный напев – 28
11. Ектения по «Спаси, Боже». Обычный напев – 29
12. Песнь Богородицы. Обычный напев – 29
13. Светильны троичны. Обычный напев Московской епархии – 31
14. Тропари на часах. Обычный напев – 43
15. «Блажени» на изобразительных. Обычный напев – 45
16. «Блажени» на изобразительных. Иной напев – 47
17. «Блажени» на изобразительных. Автор не известен – 50
18. Окончание стихир в среду вечера 5-й седмицы. Обиходный напев – 54
19. Свете тихий. Обиходный напев – 54
20. Да исправится молитва моя. Сокращенный греческий распев – 55
21. Да исправится молитва моя. По синодальному обиходу – 58
22. Да исправится молитва моя. Киевское – 61
23. Да исправится молитва моя. Воронежское – 65
24. Ныне силы небесныя. Киевский распев – 68
25. Ныне силы небесныя. Тихое – 70
26. Ныне силы небесныя. Автор не известен – 72
27. Ныне силы небесныя. Валаамское (№1) – 75
28. Ныне силы небесныя. Валаамское (№2) – 77
29. Един свят. Обычный напев – 80
30. Вкусите и видите. Киевский распев – 81
31. Вкусите и видите. Иной распев – 82
32. Вкусите и видите. По синодальному обиходу – 83
33. Вкусите и видите. Валаамское (№1) – 85
34. Вкусите и видите. Валаамское (№2) – 87
35. Окончание Литургии. Обычный напев – 88
36. Многолетствование. Обычный напев – 91
37. Вечная память (в конце литии). Обычный напев – 91
38. Великий канон на повечерии. Обычный напев Московской епархии – 92
39. С нами Бог (унисон) – 102
40. С нами Бог. Киевский распев – 102
41. С нами Бог. 6 гл. Сербского распева – 102
42. С нами Бог. Соловецкое – 103
43. С нами Бог. Знаменный распев – 103
44. Пресвятая Владычице Богородице. Обычный напев – 104
45. Тропари по втором трисвятом. Валаамское – 105
46. Господи сил, с нами буди. Обычный напев – 108
47. Господи сил, с нами буди. Обычный напев Московской епархии – 112

За свою более чем 1000-летнюю историю Валаамский монастырь пережил множество как духовных, так и материальных взлётов и падений.
Наиболее значимые из них, произошедшие в XX-XXI вв., это: полная эвакуация обители с Валаамского архипелага в глубь Финляндии во время советско-финской войны 1939-40 гг.; наступившее за этим разорение и забвение монастыря на многие десятилетия; возвращение монастыря Русской Православной Церкви и начало её духовного возрождения и реставрации в декабре 1989 г.; окончание реставрации и освящение Святейшим Патриархом Алексием II главной Валаамской святыни – Спасо-Преображенского собора – в августе 2005 г. В связи с этим событием по благословению игумена Валаамской обители, епископа Троицкого Панкратия был организован Праздничный мужской хор монастыря.
В состав хора вошли профессиональные музыканты из С.-Петербурга, выпускники Хорового училища при Государственной академической Капелле им. М. И. Глинки и С.-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, дипломированные дирижёры и вокалисты, ведущие певцы вокальных, хоровых коллективов и музыкальных театров С.-Петербурга.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *