Валаамова ослица — ироническое определение молчаливого, покорного человека, неожиданно заговорившего, запротестовавшего.

Словосочетание ведет свою историю от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике и маге из города Пефор, что на реке Евфрат, Валааме.
Дело было так. Древние израильтяне, завладев после исхода из Египта, Заиорданьем, собирались силами для захвата земли Ханаанской, которую им обещал бог. Царь Моава, соседней Ханаану страны, испугавшись грозного соседства с израильтянами, но не имеющий силы их победить в бою, попросил Валаама напустить на них порчу.

Валаам после долгих уговоров согласился и отправился в Моав на ослице. Но путь ей загородил ангел, посланный богом Израиля. Ослица сбилась с дороги. Валаам разгневался и избил ослицу. Ту такая несправедливость возмутила до такой степени, что она заговорила человеческим голосом, мол, офонарел ты, что ли, что лупишь меня не зАшто не прОшто, не я ль тебя возила, повиновалась тебе, угождала? Тут Валаам и сам увидел ангела, признал свою ошибку и помирился с ослицей. Ну а чем дело кончилось с Моавом и израильтянами, читайте в Библии.

Картина Рембранта «Валаамова ослица»

Создана великим голландским художником в 1626 году. Размер 63x 46,5 см, холст, масло.
Сюжеты на темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидераландов тех лет. Картину про Валаамову ослицу написал и учитель Рембранта Питер Ластман. Рембрант превзошел его в художественном мастерстве, но основу сюжета сохранил.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) создал огромное количество картин.
Тематически сходные с «Валаамовой ослицей» по мнению Википедии следующие
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима», «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря», «Товит и Анна», «Давид перед Саулом». Картина «Валаамова ослица» хранится в музее Коньяк в Париже

Отец Всеволод Чаплин – протоиерей, настоятель храма святителя Николая на Трёх Горах, важный чиновник Патриархии и, по факту, рупор РПЦ – по счастью, честолюбив.

Честолюбие заставляет его говорить больше, чем сказал бы на его месте другой, и соглашаться на светские авантюры — вроде интервью для портала Snob, в процессе которого интервьюерши Соколова и Собчак действуют, как нож и молоток в руках искушенного повара.

Отец Всеволод репутационной опасности не замечает и, например, защищая русского патриарха Кирилла, топит по полной программе сербского патриарха Павла. Павел, правда, не топится, как и Кирилл не спасается, зато Чаплин предстает… Ну, каков есть, таким и предстает.

Так вот, честолюбие Чаплина и проистекающие из него проговорки позволяют судить о том, что происходит внутри РПЦ. Я не об интригах, а о тенденциях, трендах. Скажем, очевидное сребролюбие русского епископата — со всеми резиденциями, иномарками, квартирами, часами – это персональный грешок или тенденция? Ответ важен. Потому что если перед нами людская слабость, ничего страшного: безгрешен кто ж? Но если у несребролюбивой религии появляется принципиально сребролюбивая церковь, то эта церковь как минимум больна, а как максимум – опасна.

В начале ноября на одном совещании Всеволод Чаплин сделал важнейшее заявление, поскольку нет ничего для религии важнее, чем вопрос о спасении души, то есть о жизни после смерти. По большому счету, любая церковь – она о том, как и посредством чего заслужить спасение. Протестантская этика, скажем, рассматривает работу как отчет в благочестии перед Всевышним (желающих отошлю к труду Макса Вебера). В то время как православие ничего не говорит о том, попадут ли в геенну огненную владельцы какого-нибудь кафе из-за дьявольски дурного сервиса. Православие говорит об искренности покаяния. Почувствуйте разницу…

На совещании о. Всеволод выступил с утверждением, согласно которому государственная иерархия есть отражение иерархии небесной, ибо царство Божие «иерархично» — «оно предполагает единоначалие», «в этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям».

Понятно, да?

Поскольку Бог в образе горящего куста Чаплину не являлся, протоиерей попросту проецирует на царство небесное то земное, что считают важным и нужным он и другие церковные чиновники. Никакого равенства. Иерархия и чинопочитание. Святость и праведность ранжируются и протоколируются. Солидный господь – для солидных господ. Пожертвовавший больше да допущен будет в рай на бронемерседесе по спецпропуску, как по спецпропуску пускают сегодня на церковные спецмероприятия…

Главная проблема России лично для меня – отсутствие равенства, усугубленное 500-летней историей самодержавия, сохранившегося и поныне. Мои сограждане не считают себя равными друг другу ни в правах, ни в обязанностях, ни в отношении к закону. Отсюда наше отвратительнейшее барство и ничуть не менее отвратительное рабство.

Церковь – предстательствующая в мире за ту Церковь, что не от мира сего – не просто не обязана государственному неравенству вторить, но и должна ему противостоять. Потому как в царстве небесном все равны, и нет там ни барина, ни холопа, ни эллина, ни иудея. Русской церкви противостояние, увы, удавалось плохо: князья смещали неугодных митрополитов, при царях церковь сделалась частью государства, да и не только при царях. Церковная иерархия – с ее постоянными и временными членами священного синода, с правом ношения двух или трех панагий – была один к одному иерархией политбюро, с его кандидатами и членами, дважды и трижды героями… А нынешняя современная свобода – в чем убеждает Всеволод Чаплин – обернулась не свободой служения Тому, Кому служить не грех, а попыткой обустроить царство божье на манер администрации президента.

Что, безусловно, многим импонирует, ибо понятно и привычно.

В полемику с отцом Всеволодом среди иерархов что-то не видно желающих вступать, так что звучит он как рупор, и все чаще – как иерихонская труба, от которой падают стены самого христианства, религии равенства и предпочтения духовного материальному.

И я уж не знаю, что было бы лучше – молчал бы Чаплин или говорил. Его коллега, мой бывший коллега по «Огоньку» и бывший пресс-секретарь Патриархии Владимир Вигилянский тоже однажды сказал, что «равенства нет» (чем поверг меня в шок), однако публично делать такие заявления все же остерегался.

Впрочем, во время осады Иерихона говорить начинает и ослица Валаама.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ

«Валаамова ослица» — картина Рембрандта ван Рейна, написанная в 1626 году. Это полотно размером 65х47 см, находится в парижском музее «Коньяк-Же». На нём изображен библейский пророк Валаам и его говорящая ослица.

Картина была написана в Лейденский период творчества Рембрандта. В 1625 году он открыл там свою первую мастерскую и стал рисовать самостоятельно. Однако, заметно, что «Валаамова ослица» написана под влиянием его учителя Питера Ластмана — известного нидерландского художника, который долгое время жил в Риме и работал с такими гениями, как Караваджо и Эльсхаймер.

Красочные, почти кричащие цвета в нижней части картины, светлый фон и равномерное освещение неподвижных фигур характерны практически для всех ранних работ Рембрандта, включая «Побиение камнями святого Стефана» (Лионский музей изящных искусств) и «Изгнание торгующих из храма» (Московский Музей Пушкина). В 1641 году Рембрандт успешно договорился о продаже картины с парижским торговцем Альфонсом Лопесом, который будучи представителем французской короны и ставленником кардинала Ришелье, занимаясь покупкой военной техники в Амстердаме, был большим любителем искусства.

Библейский сюжет о Валааме и ослице был одним из самых популярных в изобразительном искусстве того периода. Картина Рембрандта несомненно была неким подражанием своему учителю Питеру Ластману, который еще в 1622 написал картину на эту тему. Однако, уже в четвертом веке этот библейский мотив появился на стенах катакомб Виа Латина в Риме. Среди современников Рембрандта изобразивших этот сюжет стоит отметить Доминикуса Стайнхарта и, конечно, Гюстава Доре.

История с убийством Зимри и Хазвы (Числа 25) не соответствует ли истории с поруганием римлянки Лукреции (=Богородицы)? Финеес поражает Хазву в чрево — здесь мотивы как бы поругания или может быть и кесарева сечения? Кстати перед этим (Числа 24,17) прорицатель Валаам видит звезду — не отражение ли Вифлеемской звезды (и не зря евангельские волхвы — ученики Валаама)?
Balaam and the angel
Есть мнения, что в Талмуде Валаам уподобляется Христу, в частности умер в 33 года:

..In (Sanhedrin 106b) and (Giṭtin 57a) Balaam may be likened to Jesus. Some have theorized that Balaam became used as a pseudonym for Jesus.
http://www.oztorah.com/2009/07/bilam-jesus-balak/ Bilam & Jesus
Some Talmudic sources appear to identify Bilam (Balaam) with Jesus, e.g. a passage in Sanhedrin 106b where a sectarian (min) asks Rabbi Chanina how old Bilam was.
There is a mention of Psalm 55:24, «Violent and deceitful men shall not live out half their days,” with the inference that Bilam was 33 or 34, less than half the conventional age of three score and ten (Psalm 90: 10). The sectarian agrees that Bilam was 33 when «Pinchas the robber killed him”.
..Yet the figures or 33 or 34 do fit in with Jesus and while the Biblical Pinchas (Phineas) cannot be called a robber, the words «Pinchas the robber” – Pinchas lista’a – may be a garbled reference to Pontius Pilate.
The Passage Sanhedrin 106b
A sectarian said to R. Chanina: Do you know how old Balaam was? replied: It is not written. However, since it says (Psalms 55:24) «Men of bloodshed and deceit will not live out half their days…» he was 33 or 34. said: You said well. I have seen the chronicle of Balaam and it said «At 33 years Balaam the lame was killed by Pinchas (Phineas) the robber.»
http://talmud.faithweb.com/articles/jesus.html Jesus In The Talmud
Валаам был слеп на один глаз и хром на одну ногу. Ср. одноглазый Один. Также некоторые великие были хромые, например, Ярослав Мудрый.
Валаам считался величайшим пророком своего времени:

—In Rabbinical Literature:
..In the process of killing Balaam (Num. xxxi. 8), all four legal methods of execution—stoning, burning, decapitating, and strangling—were employed (Sanh. l.c.). He met his death at the age of thirty-three (ib.); — он претерпел жестокую казнь
—In Mohammedanism:
..Some scholars find in Loḳman the Arabic parallel to Balaam.
—In Hellenistic and Haggadic Literature:
The Alexandrian Jews made Balaam an object of popular legend as a great sorcerer. Philo («De Vita Moysis,» i. 48) speaks of him as «a man renowned above all men for his skill as a diviner and a prophet, who foretold to the various nations important events, abundance and rain, or droughts and famine, inundations or pestilence.» Josephus («Ant.» iv. 6, § 2) calls him «the greatest of the prophets at that time.» He has been identified with Bela, the son of Beor, and first king of Edom (Gen. xxxvi. 32; Targ. Yer., Ibn Ezra and Ẓiuni to the passage); with Elihu, the friend of Job (Yer. Soṭah v. 20d); with Kemuel, the father of Aram (Gen. xxii. 21; compare Targ. Yer., «head of the enchanters of Aram»; and Yalḳ., Num. i. 766), and with Laban (Targ. Yer. to Num. xxii. 5; compare Gen. R. lvii., end; and Sanh. 105a, where Laban is identified with Beor, the father of Balaam), being a master of witchcraft, the skill of the sons of the East (Gen. xxx. 27; Isa. ii. 6; Num. xxiii. 7)..
Balaam and Moses.
..For nine years the king’s army besieged the capital, unable to enter; — 9 лет осаждали его столицу. А Трою греки осаждали 10 лет.
The Strategy of Balaam.
Henceforth he became the type of false prophets seducing men to lewdness and obscene idolatrous practises (Rev. ii. 14; II Peter ii. 15; Jude 11; Abot v.19). The name «Nicolaitanes,» given to the Christian heretics «holding the doctrine of Balaam» (Rev. ii. 6, 15), is probably derived from the Grecized form of Balaam, = Nικο-γάος, and hence also the pseudonym «Balaam,» given to Jesus in Sanh. 106b and Giṭ. 57a. See Geiger, «Bileam and Jesus,» in «Wissenschaftliche Zeitschrift für Jüdische Theologie,» vi. 31-37)..
В Откровении 2:14,15 осуждается учение Валаама и Николаитов. Есть версия, что имя Валаам — греческая форма имени Николай. Но Николай, Ника — одно из имён Христа, согласно ФиН (отсюда Санта Клаус, Аскольд и церковь св. Николая над его могилой). Также согласно ФиН, часть Апокалипсиса могла быть написана противниками христианства. Императора германского Генриха IV, современника Григория Гильдебранда (=Андроник-Христос), считали также приверженцем николаитов.
Валаам знал Имя Бога, подобно Иешу.
Считалось также, что Валаам скотоложничал, спал со своей говорящей ослицей (может быть, здесь тоже отразилась скептическая версия о Христе?).
Остров Валаам: Топонимика названия острова, возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля, смешавшись с именем пророка Валаама.
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *