К читателю

Покаяние называют вторым крещением: если крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от скверны наших собственных грехов, совершенных уже после крещения. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать «случайностью», винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти – своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть.

Борьба со страстями – главное делание христианских подвижников, прежде всего монашествующих.

Но и всякому христианину, ищущему спасения, предлежит эта борьба, хотя и в разной мере, ибо каждому состоянию души человеческой свойственна как своя мера добродетелей, так и своя мера борьбы против зла, препятствующего добродетелям утвердиться в душе.

Потому, взяв на себя труд издания этой небольшой книжки в помощь кающимся, мы надеемся, что она поможет читателю разобраться в себе, увидеть свои согрешения, распознать греховные болезни своей души и покаянием обрести спасительный путь в Царство Небесное.

О греховных недугах человеческой души

Преступлением первого человека грех вошел в мир (Рим. 5, 12), и род человеческий наполнился всякими беззакониями. Не возвестят уста дел человеческих! Невозможно исчислить все бесчисленное множество греховных дел, известных между людьми!

Грех – это преступление против воли Божией, против праведного и вечного Божиего закона, оскорбление вечной и бесконечной Божией правды (свт. Тихон Задонский). Христианин не может любить грех, оскорбляющий Господа его и Спасителя, не может не желать следовать Его заповедям, но как очевидно для нас бессилие нашего благого стремления быть верными Христу!

Причина наших постоянных грехопадений – греховные болезни нашей души.

Первозданный человек в грехопадении отверг и попрал волю Божию, избрав вместо нее свою волю, захотел быть существом самодовлеющим, независимым от Бога, ничем не ограниченным в бесконечных своих запросах. Такое состояние души человека св. отцы называют «самостью», или «самолюбием», и оно характерно для всех людей, как наследников падения прародителей.

Вследствие грехопадения человек удалился от Бога, лишился Божественного общения и подпал власти диавола. В душе впавшего в преступление и удалившегося от Бога человека диавол посеял греховные помыслы и утвердил закон греха (свт. Афанасий Великий). По святоотеческому учению, «лукавые помыслы», или страсти, произрастающие из первородного греха, и являются источником бесчисленного множества греховных дел человеческих.

Страстным расположением душа, изначально созданная по подобию Божию и предназначенная для богообщения, отчуждается от Бога и вследствие этого лишается жизни вечной, истинной. «Лукавые помыслы» обольщают человека обманчивой сладостью и повергают в рабство греху. Работая страстям, обыкновенно человек вовсе не чувствует этого рабства. И только лишь вступив в борьбу с греховным злом, начинает испытывать величайшее страдание от рабства «закону греховному» (Рим. 7, 23). А святые, достигшие высоких ступеней нравственного совершенства, одно «приражение» страсти переживали как мученичество.

Если страсти – это болезни человеческой души, то естественно присущи ей добродетели – свойства души, противоположные страстям и составляющие в совокупности совершенство и богоподобие человека. Добродетель – это не «доброе дело», не поступок сам по себе, как и страсти отличны от греховных дел. «Добродетелью называется то сердечное настроение, когда сделанное воистину богоугодно» (прп. Марк Подвижник) – ибо не всякое добро человеческое угодно Богу, а лишь то, которое совершается в чистоте сердечной.

Цель жизни всякого христианина – спасение, т. е. восстановление разрушенного грехом богообщения. Достигнуть этой цели могут только те, «которые приближаются к Богу святостью жизни и добродетелью» (ев. Иустин Мученик). Но «преградою сокровенным добродетелям души» являются страсти, и потому для спасения совершенно необходимо прежде всего очиститься от страстей, отворить эту «дверь, заключенную пред лицом чистоты» (прп. Исаак Сирин).

Но возможно ли это? Священное Писание и творения святых отцов согласно утверждают, что человеческими усилиями это невозможно. Но для того и пришел на землю Спаситель, чтобы восстановить душу человека «в первобытное ее состояние», избавить от состояния страстного. И заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений (прп. Исаак Сирин).

Если ветхозаветный Закон имел целью предохранить человека от греховных дел, то заповеди Евангельские врачуют недуги человеческого естества. По Святом Крещении христиане соблюдением заповедей могут очиститься не только от грехов, как греховных дел, но и от страстей, от злых навыков своих и возрастить добродетели. Но достигается это внутренней борьбой и благочестивыми подвигами, и не своими только силами, а содействием благодати Божией.

Страсти не легко покоряются заповедям, восстают против них. Страсть ослепляет человека, и он не видит своей болезни. Исполнить заповеди – значит исцелиться от страстей; но исполнить их не может человек, немощствующий страстями… Потому чистота от страстей, как и всякая добродетель, не может явиться в человеке иначе, как борющейся – притом «до крови… против греха» (Евр. 12, 4). О том же, сколь эта борьба многотрудна и как невозможна без Божией помощи, свидетельствуют жития многочисленных христианских подвижников.

Святые отцы-подвижники не только могли распознавать страсти, но и знали врачевства против каждой из них. Разработанное до тонкости учение о страстях и борьбе с ними можно найти в творениях Евагрия, прпп. Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Григория Паламы и других отцов-аскетов. Но эта «врачебная наука душ» – любомудрие – столь трудна, что научиться ей невозможно без опытного наставника, который долговременным опытом приобрел навык к ней (свт. Григорий Нисский). Потому свт. Игнатий Брянчанинов советует неопытным в духовной жизни людям не входить в подробное и тонкое разбирательство своих грехов и греховных качеств. «Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Это только будет ввергать в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть греховные навыки, качества сердца» (из письма).

Важно, зная свои бесчисленные согрешения и падения, достичь сознания общего болезненного состояния нашей души, греховности ее, пораженности грехом и в искреннем сердечном покаянии прибегнуть к единому Врачу, могущему исцелить нас от наших неисцелимых никакими земными средствами недугов.

Беседа о грехах и покаянии

Грехами обыкновенно называют не только греховные дела, т. е. действия, поступки, слова, мысли, чувства, противные заповедям Божиим, христианскому нравственному закону, но часто и причины греховных дел – страсти и греховные навыки человеческой души, как противные замыслу Божию о человеке, извращающие совершенство человеческой природы, созданной по подобию Божию.

О наших согрешениях напоминают нам каждодневные домашние молитвы: молитва вечерняя Святому Духу, повседневное исповедание грехов в конце вечерних молитв, а также четвертая молитва ко Святому Причащению: «Яко на страшнем Твоем и нелицеприемнем предстоя судилище…» (помещаемая, однако, не во всех молитвословах), и другие.

В большинстве пособий для готовящихся к Таинству исповеди грехи распределяются по десяти заповедям Закона Божия и заповедям Евангельским.

Следует отметить, что евангельское понимание заповедей Закона Божия, данного чрез пророка Моисея древнему народу израильскому, гораздо обширнее и глубже, чем ветхозаветное. Грехом считается нарушение заповеди не только делом, но и мыслию, и желанием. Впрочем, последняя, десятая заповедь, как бы готовя ветхозаветных людей к совершенному пониманию Закона, гласит: «не пожелай».

В приложении к этой книге мы помещаем достаточно полное и подробное перечисление грехов в «Общей исповеди».

1. Ссылки на творения святых отцов взяты из книги С.М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению». 2. Составлена по книге митрополита Антония (Храповицкого) «Исповедь». 3. Пример исповеди, построенной по такому принципу, содержится в книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина (изд. Псково-Печерского монастыря, 1992). Это пособие особенно ценно тем, что представляет собой живое слово пастыря к нашим современникам-христианам. В нем можно найти грехи, характерные для нашего времени.

В помощь кающимся

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7, 23–24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт. 6, 3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1Кор. 15, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс. 50, 6).

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего. В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

Что такое страсти

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.

Страсти, их сущность и пути преодоления. Часть 2.

Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
Тема второй части лекции: «Основные причины страстей. Тимос – энергия души. Основные виды страстей. Чревоугодие. Блудная страсть».
Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. «О прелести»: ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.
Текст лекции
Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо» .
Дорогие мои, это очень важные слова святого отца. А кто такой святой? – Это тот, в котором живёт Святой Дух. Который этим Святым Духом ведает настоящее и будущее, видит корень вещей, видит Истину. И святой говорит: каждому человеку от рождения приставлен как Ангел-Хранитель, который получает особую силу помогать человеку после его Крещения, так и бес-искуситель. И человек выбирает – с кем он — в каждой своей мысли, в каждом своём действии. Или он делает сильным Ангела-Хранителя и несёт свет в этот мир, или он впускает в себя дьявола и несёт в мир разрушение, проводя демоническую волю. Среднего пути нет.
«Страсти имеют как внутреннюю, так и внешнюю обусловленность и носят телесно-душевно-духовный характер» . Поскольку человек есть дух-душа-тело, то и страсти, естественно, воздействуют на всю человеческую личность, на все составляющую его личности. «Кроме того, для религиозно-психологического анализа страстей особенно важно, что «даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические» /Соколов. 1898, № 10, с.220/. То есть, при анализе любых видов страстей нельзя забывать их внутреннюю, психологическую составляющую» . Это касается даже таких страстей, как чревоугодие, о которой мы поговорим позже.
«Каковы основные причины страстей? По своим источникам, они могут быть разделены на две группы: во-первых, связанные с телом, во-вторых, – с душой. Или, пользуясь другой терминологией, можно говорить о причинах внешних и внутренних. Внешние связаны с телесными чувствами, а внутренние – с сердцем: «Некоторые говорят, что страсти входят в тело от помыслов сердца, а другие напротив утверждают, что худые помыслы рождаются от чувств телесных» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.134/. <…>
Кроме того, одну из причин возникновения страстей традиционно относят к воздействию падших ангелов <…>
Борьба со страстями и греховными навыками, конечно же, нелегка: «истребить из собственной плоти нечистое вожделение, это есть большее чудо, нежели изгнать нечистых духов из чужих тел» /христ.: Иоанн Кассиан. 1993, с.446/» . То есть, самим, своими силами нам страсти и греховные навыки не преодолеть. «Но вся практика христианской аскетики показала, что это возможно – при помощи Божьей и при правильном и постоянном человеческом усилии» . Две составляющих: 1) человек хочет и трудится, 2) благодать Божия помогает. Вот тогда человек может победить воздействие демоническое, освободиться от него и быть свободным от страстей.
Говоря о происхождении страстей, нельзя обойти такое понятие, как тимос. «Единое внутреннее чувство души — тимос — является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект — сила, энергия души. «Тимос» — значит горю, страстно стремлюсь, пламенею. Тимос — напряженность душевной энергии. Сила души, по св. Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии» .
Единое внутреннее чувство любви к Богу и добру было свойственно человеку от сотворения, но в результате грехопадения «распалось на две части: на чувство удовольствия, наслаждения и чувство страдания» , С одной стороны, мы с вами падшим человеческим естеством стремимся к наслаждениям, а с другой стороны, делаем всё, чтобы избежать страданий. «Первое чувство стало субстратом всех человеческих страстей, увлекши в своем падении и другую силу души — эпитимию (волю – А.М.); а второе — чувство страдания, стало субстратом гнева, печали, тоски, страха, отчаяния» .
Эмоции, чувства сами по себе, как полагали Святые Отцы, в высшей степени важны. Они «незаменимый «помощник», «союзник» разума в деле осуществления человеком его богоподобного предназначения» . «По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной, возможно только при посредстве этой силы рвения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе имеет реальную возможность сообщать душе ту напряжённость энергии, которая обеспечивает непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека. По образному выражению Василия Великого, эта тимос-эмоция-рвение-страсть, является как бы «нервом души», сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах» . Но когда человек склоняется к делам зла, то эта энергия души, тимос обращается к злу и попыткам удовлетвориться в разного вида страстях.
«Страстная сила-тимос, выражая устойчивое, возбуждённое ,напряжённое состояние бодрости человеческого духа, сама по себе безгрешна» , но приложить её человек может как к добру, так и ко злу. Мы с вами знаем, что когда человек обладаем какой-либо страстью, он может совершить множество энергичных действий, чтобы добиться её удовлетворения. Есть такая пословица: «Бешеной собаке и семь вёрст не крюк». Человек, обладаемый страстью (например: к наркотикам, алкоголю), будет целый день бегать, стараться, стремиться, прилагать все усилия, чтобы только её удовлетворить. Откуда, спрашивается, силы, откуда жизненная энергия? Умирал человек, но вдруг запахло выпивкой, и энергия тут же поднимает его. Все силы, энергия души, которая дана человеку для борьбы со злом, для ревности о Боге, она вся употребляется на удовлетворение страсти.
Основные виды страстей.
Препопдобный Григорий Синаит пишет, что «есть восемь начальственных страстей», из которых выделяет «три главных: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость» . Три из них называются плотскими: чревоугодие, блуд и сребролюбие, поскольку действуют в теле человека. А остальные пять: гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость – душевными, так как относятся, в основном, к человеческой душе. И хотя в человеческой душе действует намного больше страстей, но все эти страсти являются производными от основных восьми страстей. Давайте внимательно их рассмотрим.
Чревоугодие.
Из названия этой страсти совершенно ясно, что суть её в угождении тираническим требованиям желудка. Насколько распространена эта страсть, можно судить по огромному количеству кулинарных книг, рецептов, различных способов приготовления пищи практически у всех народов мира. Казалось бы, ну что плохого в хорошем и разнообразном питании? Но если бы человек употреблял столько еды, сколько ему необходимо для поддержания сил, то ничего плохого бы в этом не было. И греха бы не было. Но дело в том, что в падшем своём состоянии, утратил контроль над своим желудком. И уже не разум и здравый смысл подсказывают ему – сколько нужно съесть, а желудок, страсть, объедение. И страсть удовольствия от услаждения пищей. Таким образом, человек становится рабом своего желудка.
Св. Иоанн Лествичник о чревоугодии:
«Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: „мало!”, будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: „алчу”.
Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, — иною прорывается и одолевает тебя.
Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом» .
Характерный пример – Новый год. Когда стол ломится от еды, люди так готовят, как будто они не ели целый месяц и в один день стараются поглотить огромное количество пищи, выпить огромное количество разнообразных напитков, в т.ч. алкогольных, и в этом видят праздник. Объевшись, человек говорит: «ох, не могу, ох, не буду… ну ладно, вот это должно быть очень вкусно, надо попробовать». А потом приходится страдать от болей, нарушения пищеварения и т.п.
В словах св. Иоанна Лествичника есть очень важный момент: «Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей». Авва Дорофей пишет о двух типах чревоугодия: «Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по-гречески лемаргия — гортанобесие» . Мы с вами знаем, что можем мало съесть, но хотим всегда вкусненького, сладенького: бутербродик с икоркой, тортик, шоколадочку. А у некоторых людей это доходит до того, что они готовы ехать в иную страну, совершить длительный путь, чтобы попробовать какое-то необычное яство, которое он никогда не пробовал. Вот это и называется гортанобесием.
«Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называется гастримаргия, т.е. чревобесие» . Эта страсть у многих проявляется во время Великого Поста, когда нельзя есть вкусных мясных, молочных блюд, и тогда человек берёт количеством. Можно той же картошки съесть столько, что потом лежать со вздувшемся животом и охать, и страдать… Всё вроде постно, но уж очень много… И мы, конечно же, должны видеть две разновидности этой страсти, бороться и с той и с другой и не позволять им управлять нами. Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «тот, кто вожделевает яств многих и разных, есть чревоугодник, хотя бы ел один хлеб и пил лишь воду по причине бедности своей» . А святитель Игнатий Брянчанинов прямо определял пьянство как «сильнейшее и обильнейшее выражение» чревообъядения. Пьянство относится к чревоугодию. Как же с ним бороться?
Главными способами борьбы с чревоугодием Святые Отцы называют пост и память смертную. Как указывает Иоанн Лествичник: «Живая память смерти пресекает невоздержание в пище» . Действительно, если мы знаем о том, что рано или поздно, а может быть завтра мы умрём, и тело наше сгниёт и само будет съедено червями – и стоит ли так о нём заботиться и так ему угождать? А пост является деятельным упражнением с бременем собственного желудка. Но мы должны помнить: пост – это не диета, а духовное оружие христианина против своих страстей.
Вот что об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя, съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает» . Что это значит? – Это значит, что деньги, сэкономленные во время поста мы должны употребить на милостыню, на благотворительность, на пожертвования Церкви, на помощь нищим и убогим. И тогда пост будет иметь для постящегося двойное значение. Мы не просто научимся воздерживаться о какого-то вида пищи, не просто наш ум будет руководить нашим телом, нашим желудком, но ещё сэкономленные средства принесут благо и помощь окружающим. Будет возрастать наша милость по отношению к другим людям. Замену мяса рыбой в пост святитель объяснял тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. Необходимо осознавать, «что пост – это жертва. Наша жертва Богу. И приятна она должна быть, конечно же, не нам, а Господу. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого Поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о “приятном посте”): “Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть, и благоприятный”» . Вот здесь ясно говорится о сочетании поста душевного и телесного, о воздержании телесном и душевном. Относительно же сути поста телесного и душевного у св. Иоанн Златоуста сказано чётко и понятно: «перейди на более простую, дешевую пищу и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены стола, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Это и будет тот благоугодный и приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь» . Такой пост может с Божией помощью дать нам сил победить страсть такую безобидную на вид, но смертельно опасную по своей сути. Потому что от чревоугодие часто влечёт за собой и блудную страсть. Когда человек чревоугодничает, в нём усиливаются плотские, похотливые устремления. Чревоугодие ведёт к расслаблению и обленению. Много других страстей проистикают от чревоугодия.

Блудная страсть или похоть.
До грехопадения первые люди не испытывали сексуального влечения и потому не знали что такое стыд. В Книге Бытия об это сказано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» Быт.2:25. По толкованию Святых Отцов «Все духовные и физические силы первых людей находились в такой чудной гармонии и были так уравновешены, что естественный вид телесной наготы не пробуждал в них никаких нечистых мыслей и грязных пожеланий» . И только после грехопадения «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» Быт.3:7.
«Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (Быт.2:25), постольку теперь мучительное ощущение ее стало победным знаком грубой чувственности и греха (Рим.6:12–14, 7:4, 8; Кол.3:5). «Внешнее око, – по глубокомысленному выражению Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное»» . И в результате этого «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…» Быт.4:1.
У читателей Библии может возникнуть недоуменный вопрос: — Как в раю могли отсутствовать половые отношения, когда сразу после создания людей Господь сказал: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» Быт.1:28. Согласно мнению Святых Отцов «райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощенные высшими духовными запросами, еще не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы» . Действительно, когда человек поглощён высшими созерцаниями, богообщением, познанием тайн мира, бытия, тогда влечение плоти уходит на задний план. Духовное всегда превалирует. Подтверждением тому являются жития святых, которые даже если и имели жён то жили с ними как с сёстрами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, мощи которого находятся недалеко отсюда, жил со своей женой как с сестрой. Мы знаем. Апостол Пётр жил с женой как с сестрой, помощницей. И многие святые также шли по этому пути. Т.е. когда дух превалирует в человеке, когда он живёт жизнью божественной, духовной, тогда плотская сторона отношений уходит далеко. Многие из вас могут по какому-то личному опыту знать. Когда мы очень любим человека и тяготеем к нему, то отношения плотские уходят на второй план. Гораздо радостнее просто быть с человеком, говорить, общаться с ним, вместе делать добрые дела… Чем духовнее человек, тем дальше на второй план уходят плотские отношения. Почему и сказано: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» Матф.22:30. То есть, после Страшного Суда, когда души людей вновь соединятся с обновлёнными телами, которые будут обладать новыми свойствами, у людей не будет никаких плотских отношений. Все будут жить духом, Богом, светом и плоть уже не будет владычествовать над человеком. И если первым людям Адаму и Еве не нужны были эти отношения, потому что они пребывали в полноте счастья, радости, находясь в Боге, то естественно, у человека воскресшего из мертвых и приобщившемуся Божией благодати совершенно не будет тяги к плотским отношениям. Потому что он будет находиться в лучшем, светлом, божественном, благодатном состоянии. А телесные отношения являются продолжением нашей падшей греховной природы, и вследствие этого тело владычествует над нашей душой…
Потеряв блаженство богообщения, человек захотел заполнить образовавшуюся пустоту различного рода суррогатами, и удовольствие от брачных отношений стало играть очень важную роль. Забыв глубинный, духовно-нравственный смысл отношений мужчины и женщины, человек начал стремиться именно к сексуальному наслаждению. Так появились похоть и сладострастие, которые раздувались в человеке падшими духами, ибо через принятие и исполнение бесовских помыслов грешник попадает в глубокую зависимость от падших духов. Демоны блуда даже получили наименования: инкубы и суккубы.
Через помыслы, через услаждение греховными чувствами, через прямой блуд бесы получили лёгкий доступ к душе и телу человека. Многие люди, даже сами того не подозревая, стали одержимы блудным демоном. Человек, впадший в одержимость, не в состоянии сойти с порочного пути. Простой блуд уже не удовлетворяет грешника, который устремляется ко всё большим и большим извращениям. Т.е. бес, который обладает им, уже не удовлетворяется тем, что происходит между мужчиной и женщиной, он требует извращений. Так появились гомосексуализм, групповой секс, скотоложество. Эти грехи извращают саму сущность человека и уподобляют его блудному демону. Не случайно прямое служение сатане всегда сопровождается оргиями, а служение Богу требует целомудрия и чистоты. <…>
Мы с вами знаем, что христианский брак, как правило, должен быть один. Измена в нём не допустима, ибо она есть нарушение целого, благословенного организма, который называется семья. С нарушением семейных уз, с человека снимается благословение Господне, и он попадает под власть сатаны. При отсутствии покаяния, власть нечистых духов над не раскаявшимся грешником непременно усиливается. И это выражается в том, что нечистый дух может влиять на его жизнь, воспалять круг жизни, вызывать различные болезни, несчастные случаи и даже воздействовать на психику человека. Фобии, депрессия, уныние, различные травмы, неожиданно появляющиеся болезни – это результат того, что нечистый дух приобрёл власть над человеком. Человек отдался ему, отдался в блуде, а если не покаялся, не очистился и дальше продолжает так жить, то нечистый дух получает всё большую власть над ним. И ничего здесь не сделаешь, ничем не поможешь, пока человек не покается, не отречётся от греха и не начнёт вести целомудренную жизнь.
Похоть и сладострастие, живущие в человеке не контролируются и не ограничиваются. Влюблённость, в основе которой лежит сексуальное влечение объявляется любовью, разрешающей всё. Надо сказать об огромнейшей разнице между любовью и влюблённостью. Влюблённость – это увлечение каким-либо человеком, в котором обязательно присутствует эротический интерес. Влюблённостей может быть несколько одновременно. А любовь – это глубокое внутреннее чувство. Оно долговременное, оно одно, его не может быть несколько одновременно, оно основано на готовности к самопожертвованию, на жертвенном идеале, оно не требует скорейшего плотского удовлетворения и т.п.
По сути дела, так называемые «гражданские браки» являются узаконенным развратом, т.е. блудным грехом. «Пробный брак», «гражданский брак» — это просто блуд, облечённый в красивые слова. Люди без благословения церковного и даже гражданского находятся в сожительстве какое-то время. Затем, когда надоедает партнёр, они его меняют. Естественно, что при таком браке детей, как правило, не бывает. Доверия ко второй половине, как правило, нет, да и настоящей любви тоже. Те же низменные чувства, похоть сладострастие, разврат оправдываются и ставятся во главу угла человеческой жизни. Такое сожительство является блудным грехом, растрачивает духовные, душевные и физические силы человека, ведёт к потере драгоценного времени в молодости, когда можно создать настоящую крепкую семью.
О том, как грех вызывает наказание. IV. Образы воздействия злых духов на людей.
Страсти и борьба с ними.
Л. Ф. Шеховцова. «Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии». Глава 5. Душа и психика.
Л.Ф. Шеховцева. «Противление гневу и агрессии».
Монах Иаков (Савельев). К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева).
Иоанн Лествичник. «Лествица». Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
Авва Дорофей. «Душеполезные поучения».
Преподобный Симеон Новый Богослов. «Слова». Слово 72. 1. Об отречении от мира и отсечении своей воли. 2. Что всякому надо найти себе опытного руководителя, чтоб научиться от него добродетели. 3. Что надобно иметь веру к духовному отцу. 4. О зрении света, коим просвещается всякая душа и преуспевает в любви к Богу.
Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетическая проповедь». Глава 52. Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении.
Иоанн Лествичник. «Лествица». Слово 6. О памяти смерти.
Святитель Иоанн Златоуст. «О посте».
Александр Ткаченко. «Семь недель без наркоза».
А.П. Лопухин. «Толковая Библия». Бытие. Глава 2.
А.П. Лопухин. «Толковая Библия». Бытие. Глава 4.
<<< Часть 1 Часть 3 >>>

Грехи и страсти

Что такое грех? Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим.

Что такое страсть? Страсть – это болезнь нашей души, влечение к греховному действию. Страсти – это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но, увы, после грехопадения первых людей Божии дары в человеке были искажены, и с тех пор они вместо добра могут приносить зло и вместо пользы – вред и разрушение. А грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах.

Какие бывают страсти?

Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, которой следуют Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Эти учителя аскетики выделяют восемь греховных страстей, присущих человеческой душе (см. Восемь страстей).

Какие грехи называются смертными? Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь, согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5: 16-17). Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном.

Св. апостол Павел подразумевает именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10).

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет о том, что смертными грехами для христианина являются следующие:

  • ересь (следование ошибочному учению, искажающему фундаментальные основы христианской веры),
  • раскол (отделение от Церкви части верующих),
  • богохульство (оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни),
  • отступничество (вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее),
  • волшебство (магия, колдовство, экстрасенсорика, эзотеризм и т.п.),
  • отчаяние,
  • самоубийство,
  • любодеяние (плотские отношения вне брака),
  • прелюбодеяние (физическая близость людей, связанных браком с другими, супружеская измена),
  • противоестественные блудные грехи (рукоблудие, мужеложство, скотоложство и т.п.),
  • кровосмешение (плотские отношения с близкими по крови родственниками),
  • пьянство,
  • святотатство (кража и поругание церковной святыни),
  • человекоубийство,
  • грабеж,
  • воровство,
  • всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

По слову свт. Игнатия Брянчанинова, «впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»

Грехи и греховные состояния по отношению к Богу

  • Равнодушие к духовной жизни. Жизнь без молитвы. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе – Церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня.
  • Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам-кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами.
  • Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т.п.), что является предательством веры Христовой.
  • Недоверие к Богу и неверие в Его Промысл в несчастьях и в трудностях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.
  • Оставление утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Неблагоговейное поведение в храме. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах. Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними.
  • Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и книги о духовной жизни.

Грехи и преступления по отношению к ближним

  • Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта.

Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейшего развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, имплантанты и т.д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем.

Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на Исповеди и не допускаются к Святому Причастию.

  • Убийство, ненависть, вражда, издевательство, насилие, жестокость, ссоры. Зависть, злорадство, злопамятство, грубость, дерзость, насмешки, проклятия.
  • Отсутствие любви к ближнему, пренебрежение, презрение, неблагодарность.
  • Грубое, неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей. Неуважение к родителям и старшим.
  • Отсутствие добрых дел и милосердия. Несправедливое отношение к подчиненным. Жестокое обращение с животными.
  • Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме.
  • Сеяние смуты и разделения в среде верующих по невежеству и непослушанию к установленному от Бога Священноначалию Церкви. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.
  • Ложь, обман, осуждение, сплетни, клевета, ропот. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.

Плотские грехи

  • Блуд и прелюбодеяние, т.е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства. Для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Святое Причастие невозможно.
  • Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера.

Грехи и греховные проявления в семье

  • Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние). Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь.
  • Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Так называемое «планирование семьи» по безумному стремлению жить в комфорте и удовольствиях, за что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей).
  • Безразличие к воспитанию детей в православной вере.

Грехи по отношению к самому себе

  • Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Азартные игры. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Праздное времяпрепровождение в Интернете.
  • Нескромная и нецеломудренная одежда. Косметика, краска волос, татуировки. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Самолюбование, самомнение и гордость.
  • Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Высокомерие, надменность, эгоизм.
  • Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных. Сквернословие. Пустословие и болтливость.

Литература:

  1. Иеромонах Иов (Гумеров). О грехе и покаянии. http://www.pravoslavie.ru/37310.html
  1. Исповедь и покаяние. Памятка для готовящегося к Исповеди / Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино г. Москвы.
  1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Слово о человеке. М.: Благовест, 2011.
  1. Священник Иоанн Павлов. В начале было Слово. М., 2012.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *