Содержание

Цель начальной школы – научить ребенка учиться

А это значит понимать учебную задачу, выбирать средства для ее решения и оценивать свою работу

Школа постепенно переходит на двенадцатилетку. Произойдут ли в ней принципиальные изменения или только сменятся учебники и программы?
Концепция начальной школы в системе 12-летнего образования принадлежит перу авторского коллектива Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО. Руководит этим коллективом профессор Наталья Виноградова (она же заведующая центром).
Мы попросили Наталью Федоровну рассказать читателям, какие перемены ожидают начальную школу.

– Наталья Федоровна, многие учителя начальной школы считают, что четырехлетка будет представлять собой растянутую трехлетку. Так ли это на самом деле?
– Мы погубим идею четырехлетней начальной школы, если будем воспринимать ее как растянутую трехлетнюю. К сожалению, во многих школах сейчас так и происходит: учителя заканчивают учебный год в конце апреля, а недоумевающим родителям объясняют, что вся программа пройдена. Но пройдена-то именно потому, что искусственно растянута: учителя пользуются учебниками для трехлетней начальной школы. Идея такой растяжки опасна и преступна: следуя ей, мы продолжаем воспринимать первоклассника как уже готового школьника, сразу погружаем его в учебные предметы. А он еще не умеет учиться и часто не понимает, что от него требуют.
Четырехлетняя начальная школа в системе 12-летней – это принципиально другая школа и по содержанию, и по целям обучения, и по учету психологических особенностей детей. Особое место занимает в ней первый класс – его мы рассматриваем как введение в обучение: в течение года ребенок постепенно входит в новую деятельность, овладевает умением учиться, сохраняет и укрепляет положительное отношение к школе.
– Одна из основных идей вашей концепции – провозглашение других целей. Каких?
– Большинство учителей продолжают рассматривать обучение в начальной школе как передачу чисто прикладных предметных знаний, умений и навыков чтения, письма и счета. Практически все дети выполняют эту программу: вроде бы они умеют читать, писать, считать, но приходят в 5 класс, и вот тут-то открывается их беспомощность – они не справляются с учебными задачами. В результате теряется интерес, появляются неудачи, и большинство детей в своем развитии откатываются назад.
Мы придерживаемся жесткой позиции: ЗУНы – это не столько цель, сколько средство и результат обучения. А цель – научить ребенка учиться. Но одно не исключает другого, а логически вытекает из него. На разном материале у ребенка формируются одни и те же мыслительные операции, главное, чтобы и в математике, и в русском языке, и в окружающем мире он научился обобщать, сравнивать, анализировать, видеть множество, выделять из него единицу.
– Что значит уметь учиться?
– Прежде всего понимать учебную задачу, уметь самостоятельно выбирать средства для ее решения и осознавать последовательность действий в любой учебной задаче, уметь контролировать и оценивать свою деятельность.
Второй принцип, на который опирается наша концепция, – интеграция. Ребенок воспринимает мир целостно – звуки, числа, краски, величины, формы; для него не существует отдельных наук, дробление мира на русский язык, математику, чтение воспринимается им с трудом. В наших учебниках этот принцип соблюдается на протяжении всей начальной школы: в первом полугодии первого класса, например, у ребят один учебник “Грамота” – грамота и лингвистическая, и математическая. Во втором полугодии появляются учебники по предметам, но интеграция сохраняется: названия письмо и чтение говорят сами за себя, в математику входят геометрия и арифметика, окружающий мир объединяет естественно-научные и социальные знания.

Как помочь ребёнку в начальной школе?

В каждом следующем классе уровень интеграции меняется. Будь наша воля, мы бы вообще в первом классе оставили только один предмет – окружающий мир и в его рамках дали бы все, что содержится в других, но, увы, решаем не мы.
Третий кит нашей концепции – дифференциация обучения. Мы принципиально против любых коррекционных и так называемых развивающих классов: любой здоровый ребенок независимо от особенностей психического развития должен учиться в обычном классе обычной школы. В начальной школе у учителя больше возможностей учесть индивидуальный темп движения ребенка, чем у его коллег в средней. В помощь ему мы разработали детальную методику бережного отношения к темпу обучения каждого ученика. Она сильно меняет структуру урока: на одном и том же занятии учитель работает и с теми, кто вообще ничего не может сделать, и с теми, кто справляется средне или прекрасно.
– Но для этого учитель должен быть хорошо подготовлен. В педвузах и колледжах начинают этому учить?
– В том-то и дело, что нет. Они даже не знают, что в учебном плане уже лет пять нет предмета природоведение, до сих пор его преподают. И, к сожалению, продолжают готовить учителей для трехлетней начальной школы. Мы продумали по возможности все, чтобы не ставить учителя в тупик и помочь ему переориентироваться: все наши учебники расписаны по урокам, в конце каждого – страничка, описывающая, что делается на том или ином уроке. Кроме того, есть отдельная книга, которая называется “Беседы с учителем”. В ней рассказывается, какие особенности присущи ребенку 6, 7, 8, 9 лет, как меняются взаимоотношения ребенка с учителем, как меняется его учебная деятельность. Поначалу многие отнеслись к появлению этой книги скептически, но сейчас учителя считают ее уникальной и признают, что она поднимает их психолого-педагогическую культуру.
В этой же книге описано, как учить всех детей независимо от их темпа обучения. В ней же рассказано, как грамотно проводить педагогическую диагностику, чтобы не наделать ошибок. Мы предлагаем учителю проводить диагностику три раза в год – в начале, середине и конце – и всякий раз напоминаем, что диагностика не для ребенка, а для учителя: она показывает, что у ребенка не получается, заставляет анализировать почему и думать, как работать с ним дальше.
А как только ребенок начинает нуждаться в скорой помощи, мы предлагаем ему так называемые коррекционно-развивающие тетради по математике и письму. В чем их особенность? Обычно учителя исправляют сам факт: ребенок не умеет решать задачи в два действия – его начинают усиленно тренировать, не умеет читать, не разбирается в геометрических фигурах – то же самое. А причина в том, что у него хромает логическое мышление, звуковой анализ или пространственная ориентировка. Достоинство тетрадей в том, что они в игре устраняют именно причину трудностей.
Важно, чтобы работа в тетрадях не стала для детей наказанием. А поэтому сначала работать с тетрадями начинают сильные ученики – те, которые справляются с заданиями легко и без помощи учителя. Тонкий психологический ход срабатывает: для тех, кто слабее, тетради становятся поощрением, они не чувствуют себя хуже других.
Мы ни в коем случае не навязываем свою методику и свои учебники, они могут быть самыми разными, но важно, чтобы отвечали идеям и принципам концепции четырехлетней начальной школы. Школы, которая уважает личность ребенка, вооружает его готовностью к взаимодействию с окружающим миром, к дальнейшему обучению и самообучению. Позволяет ребенку попробовать себя во всем: чем больше ему будет предоставлена такая возможность, тем осознаннее будет его выбор в средних классах.
– Вы согласовывали свои позиции со специалистами, которые разрабатывали концепцию основной школы?
– Обязательно. Четырехлетнюю школу мы рассматриваем в системе непрерывного образования, а непрерывное – значит цепляющееся. Главное – состыковать цели: что мы хотим от каждого возраста, как намеченные цели будут развиваться, какие специфические цели прибавятся на каждом этапе. Не могу сказать, что специалисты средней школы во всем согласны с нами. Но они постепенно привыкают к мысли, что поступательное движение идет снизу вверх, а не наоборот и что средняя школа не должна диктовать свои условия начальной.

Записала
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Основные задачи школы: Основные задачи школы

Название Основные задачи школы: Основные задачи школы
в г.Глубокое<> (на русском и белорусском языках)<><><> <><><><>
Дата 17.03.2013
Размер 466.5 Kb.
Тип Презентации

Основные задачи школы:

  • Основные задачи школы:

  • -создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности,

  • — реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования, обеспечение освоения этих программ обучающимися.,

  • -воспитание и развитие обучающихся: освоение ими чтения, письма, счета, основных навыков учебной деятельности, элементов теоретического мышления, простейших навыков самоконтроля, культуры поведения и речи, основ личной гигиены и здорового образа жизни,

  • — создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению,

  • — развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения,

  • — обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся,

  • — охрана прав и интересов обучающихся.( 2.2)

Предмет деятельности школы:

  • Предмет деятельности школы:

  • — качественная реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,

  • -оказание дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие способностей и интересов обучающихся во внеурочное время, а также на организацию досуга детей,

  • -воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

  • -формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и личной безопасности.

3.Конкурентные преимущества школы.

  • 3.Конкурентные преимущества школы.

  • Современный этап развития образователь-ной системы характеризуются складыванием особого сектора рынка – рынка образовательных услуг. Этому рынку свойственна своеобразная ״борьба ״ за учеников. Особенно это важно в ситуации перехода на подушевое финансирование ОУ.

  • Что есть у нас в этом направлении?

Сильные стороны школы:

  • Сильные стороны школы:

  • применение компьютерных технологий обучения,

  • ориентированность школы на личность ученика,

  • участие в инновационной деятельности. (в проектно- исследовательскую деятельность включаются все больше обучающихся,…)

  • школа является базовой. Направление: информационно-коммуникативные технологии в обучении и воспитании детей.

  • неплохой рейтинг в сравнении с другими ОУ по качеству сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, уровню поступления в учебные заведения.

  • хорошая результативность работы лыжной секции.

4. Состав обучающихся.

  • 4. Состав обучающихся.

  • В школе обучался на конец 2009-10 у.г.

  • 101 уч., 11 класс-комплектов.

  • За последние 3 года количество учащихся уменьшалось.

  • Но результат мониторинга рождаемости выявил, что в последующие годы будет наблюдаться рост обучающихся в школе:

  • -2010-2011 у.г.: 109 уч.

— малообеспеченных семей- 53, в них детей-60

  • — малообеспеченных семей- 53, в них детей-60

  • — семей, находящихся в социально-опасном положении-18, в них детей-21,

  • — неполных семей-21, в них детей-23,

  • — многодетных семей-9, в них детей — 14,

  • — оба родителя пенсионеры — у 2 уч.,

  • оба родителя работают –у 42 уч,

  • работает один из родителей- у 40 уч.,

  • — обучаются индивидуально – 4 уч.

  • семей с родителями-инвалидами – 3,

  • детей, не проживающих с родителями – 9,

  • -опекаемых -2

Педагогические технологии, используемые учителями

  • Педагогические технологии, используемые учителями

Финансирование –бюджетное.

  • Финансирование –бюджетное.

  • Внебюджетные поступления:

  • 1.Родительские средства — на ремонт классных помещений.

  • 2. Спонсорские средства- ??? От к/х «Ижемский оленевод»-5000 р.+по 300-500р от магазинов «У Ксюши», «Тулыс», «Слобода», сельпо

  • 3.Вырученные средства от реализации рассады, продукции с пришкольного участка.

В школьной столовой все обучающиеся могут получить горячее питание.

  • В школьной столовой все обучающиеся могут получить горячее питание.

  • Дома питаются 5 обучающихся.

  • Стоимость обеда для детей из малоимущих семей составила 25,03р.

  • На эту сумму питались 60 учеников.

  • Платным питанием охвачено 39 человек.

5 выпускников 2008-09 у.г.нашей школы продолжают учебу в ссуз-ах, 1 – на службе в армии

  • 5 выпускников 2008-09 у.г.нашей школы продолжают учебу в ссуз-ах, 1 – на службе в армии

-Школа работает по графику 6-ти дневной недели, в одну смену.(1 класс -5ти дневная неделя)

  • -Школа работает по графику 6-ти дневной недели, в одну смену.(1 класс -5ти дневная неделя)

  • Количество учебных недель-не менее 34, для учащихся 1 класса – 33 недели.

  • Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом.

  • Осуществляется:

  • -изучение иностранного языка со 2-го класса

  • -обучение информатике с 3-го класса

  • -реализуются программы дополнительного образования (кружки)

Поступили современные кабинеты: русского языка-2007-08 у.г.,физики-2008-09 у.г., естествознания –в 2009/10 у.г.

  • Поступили современные кабинеты: русского языка-2007-08 у.г.,физики-2008-09 у.г., естествознания –в 2009/10 у.г.

  • проведена аттестация кабинетов школы, (т.е. ведется работа по усовершенствованию кабинетов)

  • имеется компьютерный класс, выход в Интернет,

  • учебный фонд библиотеки – 3312 экз., поступило в 2009-19 у.г…. учебников на сумму …….р. Не хватает 812 учеб

  • имеется медиатека по географии, истории, физике, русскому языку, литературе, коми литературе, музыке, краеведению, химии, математике, др. предметам,

  • Сделан заказ на современное технологическое оборудование для столовой.

Количество новых компьютеров в ОУ(до з-х лет) — 8 шт.- 21%,

  • Количество новых компьютеров в ОУ(до з-х лет) — 8 шт.- 21%,

  • Количество учебных дисциплин, преподаваемых в ОУ, обеспеченных информационными образовательными ресурсами-14

  • Количество учителей-предметников, использующих информационные ресурсы по своему предмету-17-80,9%,

  • Количество преподавателей 5-11классов, имеющих свидетельство о подготовке в области ИКТ- 65%

Количество призеров и победителей на районных олимпиадах

  • Количество призеров и победителей на районных олимпиадах

Муниципальный уровень

  • Муниципальный уровень

  • Конкурс чтецов,

  • посвященный творчеству Ф.Вокуева и году учителя.

  • (подготовили участников Чупрова О.Г., Терентьева В.Г.). Терентьева Влада. 3 кл, 2-е место

  • 2.Краеведческая конференция .Выступили по теме «Духовная культура Ижемского района»Липина Зинаида, 7кл, Семяшкина Кира, 8 кл. (Подготовили участников Канева Г.М., Репина Л.Г. Награждены дипломом 3-й степени.

  • 3. Конференция творческих проектов «Созвездие идей». Руководитель Репина Л.Г., участники Филиппова Е., Кожевина И, 11 кл. Награждены дипломом 2-й степени в номинации «Купола».

  • 4. Конкурс методических разработок по коми языку. Кожевина Н.в. Награждена благодарственным письмом.

  • 5.Конкурс «Семь чудес Ижемского района» участвовали по трем номинациям, выиграли в номинации «Изобретатель».

  • 6. Конкурс «Избирательное право». Репина Л.Г., уч-цы 11 кл. Филиппова Елена, Кожевина Инна-победители.

  • 7. Ярмарка инновационных продуктов. Группа учителей. Грамота.

1. Конкурс «»Твой выбор-твое будущее». В номинации «эссе»-1- место в районе, Филиппова Елена участвовала в телешоу.

  • 1. Конкурс «»Твой выбор-твое будущее». В номинации «эссе»-1- место в районе, Филиппова Елена участвовала в телешоу.

  • 2. Конкурс сочинений на коми языке «Учитель глазами ученика». Семяшкина Кира, 8 кл, благодарственное письмо. Рук. Кожевина Н.В.

  • 3. Конкурс среди учащихся общеобразовательных учреждений на лучшее сочинение из цикла «Я и моя жизненная позиция». Кожевина Инна, 11 кл. Рук. Репина Л.Г. Поощрительный приз.

  • 4. Дистанционный фестиваль педагогических идей «Информационные технологии в образовательном пространстве». Репина Л.Г., Канева Г.М.. Имеют сертификаты.

  • 5. Заочный конкурс мультимедийных проектов «Учитель глазами школьника» Семяшкина Кира, 8 кл, Рук. Репина Л.Г. Имеется свидетельство.

6. Конкурс учителей обществознания по преподаванию в школе избирательного права. Репина Л.Г. Премия.

  • 6. Конкурс учителей обществознания по преподаванию в школе избирательного права.

Ребенок в начальной школе

Репина Л.Г. Премия.

  • Всероссийский уровень.

  • Детско-юношеский литературно-художественный конкурс «Я помню, я-горжусь», посв. 65 летию Победы. 8кл. Чупров С., 3 кл. Липин А., 11 кл. Чупров Тимофей. Рук. Чупрова Н.И., Чупрова О.Г., Репина Л.Г. Имеются свид-ва участника.

  • Молодежный исторический конкурс. Учащиеся 7-11 кл. Репина Л.Г.. Учащиеся получили сертификаты, учитель-диплом.

  • Международный конкурс

  • Математический конкурс-игра «Кенгуру». 34 участника получили сертификаты

  • Открытие зимнего спортивного сезона. с. Мохча., II общешкольное место.

    • Открытие зимнего спортивного сезона. с. Мохча., II общешкольное место.

    • Осенний кросс, с. Краснобор, I место,

    • Первенство ДЮСШ по лыжным гонкам, с. Ижма, I общешкольное место, др

    На классификационных соревнованиях по лыжам выполнили норму

    • На классификационных соревнованиях по лыжам выполнили норму

    • на I-й взрослый разряд: Липина Зинаида, Артеева Мария- 7 кл.

    • На II-й взрослый: Беляев Андрей- 8 кл., Чупрова Галина-7 кл, Чупров Петр- 6 кл.

    • По итогам рейтинга по результативному участию в республиканских и районных лыжных соревнованиях на 4-м месте по району Липина Зинаида, на 5-м месте – Артеева Мария, ученицы 7 класса.

    .

    Совместная работа с родителями запланирована классными руководителями: праздники, проведение акций милосердия, родительские рейды в семьи детей «группы риска», на дискотеки, привлечение к внеклассной работе, отдых и др.

    • Совместная работа с родителями запланирована классными руководителями: праздники, проведение акций милосердия, родительские рейды в семьи детей «группы риска», на дискотеки, привлечение к внеклассной работе, отдых и др.

    • Самыми активными в совместной работе с классами были родительские комитеты 3 кл. в составе: Чупрова С.С., Семяшкина М.Л.,Липина А.Н., 7 кл. в составе: Липина А.Н., Терентьева Н.И.,

    • Чупрова В.Н.

    Отличники:

    • Отличники:

    • 3 кл.: Липин Алексей, Чупров Алексей Н.

    • 7 кл.: Липина Зинаида,

    • Родители: Липины Александра Николаевна, Михаил Алексеевич,

    • Чупровы Галина Васильевна и Николай Александрович,

    2 кл.:Иванов Никита, Семяшкина Инна, Семяшкина Эвелина, Терентьева Снежана, Филиппов Энгельс, Шучалина Лиана.

    • 2 кл.:Иванов Никита, Семяшкина Инна, Семяшкина Эвелина, Терентьева Снежана, Филиппов Энгельс, Шучалина Лиана.

    • 3 кл.: Артеев Роман, Артеева Анжелика, Артеева Олеся, Репин Василий, Рочев Денис, Семяшкин Владимир, Терентьева Владислава, Чупров Алексей Ив., Чупрова Ольга;

    • 4 кл.:., Колодешникова Есения, Филиппова Мария, Рочев Арсений, Терентьев Антон, Артеев Андрей, Артеев Михаил.

    • 5 кл.:Артеева Анастасия, Семяшкина Любовь, Прелов Виталий, Чупрова Олеся

    6 кл:Семяшкина Сусанна, Семяшкина Людмила, Семяшкина Елена. Чупров Петр.

    • 6 кл:Семяшкина Сусанна, Семяшкина Людмила, Семяшкина Елена. Чупров Петр.

    • 7 кл.:Терентьев Евгений

    • 8 кл.:Канева Виктория, Семяшкина Кира, Чупров Сергей, Терентьев Вячеслав

    • 9 кл: Иванова Галина, Семяшкина Дарья,

    • 10 кл.: Иванова Лилия, Рочева Надежда

    • 11 кл: Филиппова Елена, Кожевина Инна

    • М О Л ОД Ц Ы !

    Похожие:

    Разместите кнопку на своём сайте:

    rpp.nashaucheba.ru

    rpp.nashaucheba.ru

    Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее — не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, к мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

    Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

    С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

    Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку.

    Психологи и педагоги специально изучают влияний, которое оценки учителя

    оказывают на ребенка.

    Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого

    внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

    Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

    Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

    В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе.

    6 типичных проблем детей в начальной школе

    Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

    Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда

    ли он прав, объективен ли).

    На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

    Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

    Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить. Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит глазным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

    Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д.

    Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

    Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических

    особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Целю данной работы выступил анализ неуспеваемости и самооценки младшего школьника.

    Были реализованы следующие задачи:

    а) мы ознакомились с подходами ученых в исследовании данной проблемы;

    б) выделили типичные трудности, возникающие у младшего школьника в учебной деятельности;

    в) определили методы изучения таких трудностей;

    г) провели эмпирическое исследование трудностей в обучении школьников 3-го класса.

    И в заключение необходимо отметить, что каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

    Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

    Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход — учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

    Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

    1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

    2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

    3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

    4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

    И все же, что еще может сделать учитель? Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.

    Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия — это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.

    Д) Технология работы с проблемными детьми в массовой школе

    В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:

    а) дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;

    б) дети зоны риска.

    Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

    Л.С.Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение детей с нормальным развитием.

    Системы и программы начальной школы

    Его идея материализуется в практике интегрированного обучения в школе.

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей СО в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

    Организация специальной поддержки учащихся с проблемами в развитии в массовой школе исследована крайне недостаточно как в научном, так и в практическом плане.

    По разным причинам российская общеобразовательная школа была лишена возможности адекватно помогать учащимся с нарушениями в психофизическом развитии. Специальные школы как бы «освободили» учителя массовой школы от обязанности видеть проблемных детей, оказывать им квалифицированную педагогическую помощь. Массовая и специальная школы разделили сферы своей компетенции. В этой ситуации дети со слабо выраженными отклонениями в развитии, своевременно не выявленные и не имеющие реальной возможности получать специализированную педагогическую помощь, вынуждены были обучаться в условиях массовой школы, не получая при этом адекватного психолого-педагогического сопровождения. Это явление, наблюдаемое до сегодняшнего дня, академик В.И.Лубовский справедливо назвал «вынужденной интеграцией».

    В массовых школах, особенно в малых городах и сельской местности, находится сегодня много детей с проблемами в развитии. Это естественная, а иногда и просто вынужденная в силу разных обстоятельств, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников. Причины такой интеграции могут быть следующие:

    • отсутствие специальных (коррекционных) учреждений;

    • их отдаленность от места проживания ребенка;

    • нежелание родителей обучать ребенка в специальных учреждениях.

    Статистической информации о количестве детей с нарушением слуха, зрения и другими отклонениями, обучающихся в массовых школах, в целом по стране нет. Естественно, большинство этих детей в массовых школах не получают никакой специальной помощи.

    Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с нарушениями в развитии в массовой школе, процесс их интеграции хоть и стихийно (и не массово), но все-таки реализуется.

    Наиболее распространенными моделями интегрированного обучения в России в настоящее время являются специальные классы в массовой школе.

    Они создаются:

    • для детей с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей), их число сравнительно невелико. Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида ;

    • для детей с ЗПР (классы выравнивания или коррекции) Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 7 вида;

    • для детей «группы риска» (с трудностями в обучении, поведении — классы компенсирующего обучения; с ослабленным здоровьем — классы КРО). Обучение ведется по программам массовой школы. Наиболее интенсивно развиваются специальные классы двух последних категорий детей, т.к. количество таких детей с каждым годом катастрофически растет.

    Интегрированное обучение должно сопровождаться не только сопровождением учащихся, но и поддержкой педагогов массовой школы. Эта поддержка может быть организована:

    • школьным или межшкольным психолого-педагогическим медико-социальным центром (в составе которого имеются медики, специальные педагоги, психологи, логопеды, социальные работники);

    • внутренними координаторами по специальному образованию (завучем по специальному обучению);

    • педагогом-дефектологом, учителем со специальным образованием;

    • организацией школьных психолого-педагогических консилиумов;

    • проведением систематических педсоветов (на ступенях начальной, средней школы, по преемственности и т.д.);

    • консультированием внешних специалистов (из ПМПК, специальной школы, центров реабилитации, логопедических служб и т.д.);

    • повышением квалификации учителей (курсы, семинары, конференции);

    Необходимо искать такие способы построения интегрированного обучения, чтобы общеобразовательной школе принадлежала не менее активная роль, чем специальной Специальная школа должна готовить своих детей к переходу в массовую школу.

    Эта подготовка, возможность и целесообразность перехода в массовую школу должны определяться степенью развития и особенностями адаптации ребенка, желанием родителей и наличием в школе условий для его обучения и коррекции.

    Переход ребенка из специального детского сада или специальной школы в массовую, а также весь процесс его обучения должен сопровождаться поддержкой специальных педагогов и психологов для наиболее полной его социализации и успешности обучения.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что интересы школы и родителей будут совпадать, если профессионально и компетентно подходить к решению вопросов интегрированного обучения.

    Если будет создана комплексная служба сопровождения, то ни учителю, ни родителям не придется один на один решать свои проблемы, и интеграция будет осуществляться не ради интеграции, а ради ребенка с проблемами в развитии.

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *