Бескорыстная забота о благе других людей называется:

1) динамизм; 2) альтруизм; 3) эгоизм; 4) оптимизм.

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом, понимать возраст:

1) от 10 до 16 лет: 2) от 11 до 15 лет; 3) от8 до 17 лет; 4) от 13 до 15 лет.

Способность к познанию и логическому мышлению называется:

1) чувства; 2) интеллектом; 3) эмоции; 4) аффект.

Укажи лишнее слово в логическом ряду:

1) характер; 2) младенчество; 3) детство; 4)юность.

Административная ответственность наступает ;

1) с 10 лет; 2) с 14 лет; 3) с16 лет; 4) с 18 лет.

Изменение своего мнения или поведения под влиянием другого человека или группы- это:

1) инфантильность; 2) конформизм; 3)пессимизм ; 4) оптимизм.

Совокупность индивидуальных устойчивых психичес­ких особенностей человека, проявляющихся в его пове­дении и деятельности, называется:

1) интеллект; 2) темперамент; 3) характер; 4) эмоции.

Малолетними по российскому законодательству считаются дети:

1) с 6 до 14 лет; 2) с 8 до 14 лет; 3) с 10 до 14 лет; 4) с 8 до 16 лет.

Терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнениям, вероисповеданию- это:

1) толерантность; 2) динамизм; 3) альтруизм; 4) эгоизм.

Опасный для общества поступок, зафиксированный в Уголовном кодексе РФ и

влекущий за собой наказание, называется;

1)преступление; 2) проступок; 3)правонарушение ; 4) ответственность.

К источникам риска для подростков в современном обществе относятся:

1) наркотики;

2)повышенный уровень шума;

3) крупные автомагистрали;

4) все перечисленное.

Понятие «урбанизация» не включает в себя:

1) повышение роли городов в жизни общества;

2) увеличение доли городского населения;

3) сохранение облика городов в неизменном виде;

4) распространение городского образа жизни на все слои общества

Гражданскими правами человек обладает:

1) с момента рождения; 2)с 14 лет; 3)с 18 лет; 4)с 20лет.

Закончить предложение:

Способность субъекта иметь права и обязанности, которая возникает с момента

рождения и прекращается со смертью, называется……….

Закончить предложение.

Способность приобретать и реализовать право и обязанности называется………..

Угроза ядерной войны в современном мире является:
а) частной б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.

Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены:

1) в Трудовом кодексе; 2) в Жилищном кодексе;

3)в Конституции; 4) в Гражданском кодексе.

2. История возникновения и развития логики как науки

Возникновение логики связывают с древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н. э.), но зародилась она в Индии и Китае (VI в. до н. э.). На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем Китае большинство логических теорий были разбросаны по различным трактатам, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания. В них акцентируется внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления.

Аристотелем был написан фундаментальный труд по логике «Органон», что в переводе с греческого означает «орудия познания»). Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, выделяют Галена, Порфирия, Боэция, сочинения которых длительное время служили основными логическими пособиями.

Важнейшим этапом в развитии логики явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561–1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон». Однако он неправомерно противопоставил индуктивный метод методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж. Миллем (1806–873).

Дальнейшее развитие логики связано с именами Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта и др.

Французский философ Р. Декарт (1596–1650) развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования.

Это был первый период развития логики, длившийся более двух тысячелетий. Второй начинается с трудов немецкого философа Г. Лейбница (1646–1716), сформулировавшего закон достаточного основания и выдвинувшего идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX–XX вв.

На первых порах современная логика ориентировалась почти всецело на анализ только математических рассуждений. В 1920-е гг. XX в. предмет логических исследований существенно расширился. Начали складываться символическая логика (включающая множество разделов, таких как логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т. д.), модальная логика (рассматривающая понятия «необходимо», «возможно», «случайно» и т. п.), деонтическая логика (изучающая логические связи нормативных высказываний), диалектическая логика (изучающая законы развития человеческого мышления) и др. Некоторые эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.

Знаменитыми русскими исследователями в области логики были М. И. Каринский (1840–1917) и Л. В. Рутковский (1859–1920). Так, М. И. Карийский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Л. В. Рутковский — автор труда «Основные типы умозаключений» (1888 г.) — считал возможным признать равноправными с отношениями тождества и такие, как отношения сходства, сосуществования и др.

Предмет и значение логики

Приступая к изучению какой-либо науки, прежде всего необходимо выяснить ее предмет. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат. Первый путь, или метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль. Понятие, рассуждение и закон. Уже древнегреческие философы считали, что в наших речах есть некая сила. Она побуждает нас, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Итак, этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.

Однако, как мы видели, слово «логика» многозначно. В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п. Для того чтобы уточнить понятие «логика», мы должны воспользоваться другим методом – справочно-академическим. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление.

Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.

Итак, мы определили, что такое логика. Теперь давайте перейдем к рассмотрению предмета логики – человеческому мышлению. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Так психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить законы мышления путем его моделирования. Массовое сознание и мышление изучается социологией.

Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания. Поэтому, изучая логику, мы прежде всего изучаем процесс познания. Давайте вкратце вспомним сущность познания как отражения объективной реальности. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Но чувственное познание дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Такое познание присуще и высшим животным. Человек таким знанием ограничиться не может и стремится к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления, составляющего вторую ступень познания действительности.

Абстракция – это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.

Мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

В процессе изучения логики мы будем сталкиваться с абстрактным мышлением, поэтому необходимо остановиться на свойствах абстрактного мышления:

– отражении действительности в обобщенных образах;

– опосредованном отражении действительности (не наблюдаемое непосредственно);

– неразрывная связь с языком.

Таким образом, абстрактное мышление преобразует предметы познания и отражает их в виде идеальных образов, в схемах и формулах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

История формирования логики

В своем развитии логика прошла два этапа; первый этап продолжался с IV века до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло возникновение формальной логики, автором которой традиционно считается Аристотель, и ее медленное совершенствование. На втором этапе, с конца XIX в. до наших дней, произошла научная революция, и на смену аристотелевской логике пришла современная. Таким образом, логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с развитием самого общества. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад, прежде всего в Древней Индии. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством. Давайте рассмотрим особенности индийской логики.

• Оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором объединены понятия индукции и дедукции. Членами силлогизма являются: тезис, основание, пример, применение, вывод.

• Суждение не признается самостоятельным актом мышления, а является только членом умозаключения.

• Восприятие не является непосредственно данным нам, а заключает в себе акт «суждение – умозаключение». Иными словами, в основе нашего восприятия мира лежит приобретенный нами опыт.

• Различение речи «в себе» (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи «для других» (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая.

В тоже время, логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других наук. Также необходимо отметить, что логика Древней Индии была практически неизвестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение только в Древней Греции и Риме.

Каковы же причины возникновения логики как науки? Основными являются две. Первая – зарождение и развитие наук. Исходя из того, что наука основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключение и доказательство, можно сделать вывод о необходимости исследования природы самого мышления как формы познания. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Вторая причина – это развитие ораторского искусства и искусства спора.

Основателем логики как науки принято считать Аристотеля. Однако необходимо отметить, что первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древнегреческим философом – Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом или о канонах» (от греческого canon – правило, предписание). В данной работе была раскрыта сущность основных форм познания и критерии истины, показана роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику. К сожалению, данный трактат не сохранился. Мы знаем о его существовании только по ссылкам Аристотеля, который широко использовал данную работу при разработке своей системы логики.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, позднее объединенных в единой работе «Органон» (от греческого organon – орудие, инструмент). Эта работа содержала полностью всю систему аристотелевской логики, и от нее непосредственно ведет начало современная логика.

В центре логических размышлений Аристотеля – теория дедуктивных умозаключений и доказательства. Он также дал классификацию категорий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала огромное влияние и на другие сферы знания. Так, под сильным впечатлением от этой науки были написаны знаменитые «Начала» Евклида (начало III в. до н. э.). В них подведен итог развитию древнегреческой математики и впервые проявился на практике дедуктивный метод построения теории.

Логика Аристотеля оказала значительное влияние и на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из теоретиков риторики, Гермагор, около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением эллинской риторики. Суть данной системы сводилась к тому, что все многообразие судебных «казусов» (случаев) сведено к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались ораторы в своих речах.

В средние вв. в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий – «универсалий». Спор о них растянулся на столетия. Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные фактические предметы (номинализм).

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась как «искусственное мышление» и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении.

Следующий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе накопившегося эмпирического материала. Потребность в таких знаниях наиболее полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон (1561–1626). Он и стал родоначальником интуитивной логики. В противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый органон», где и изложил основные положения индуктивной логики.

Индуктивная логика значительно позже была систематизирована и развита английским философом Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной».

Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII в., и связаны прежде всего с именами М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX в. Это прежде всего такие логики как М. Каринский, Л. Рутковский, С. Поварнин.

Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила название символической. Первой попыткой создания данного вида логики стала разработка символической формализованной системы, предпринятая Г. Лейбницем (1646–1716). Лейбниц по существу стал основателем символической логики. Он стремился изобрести универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с карандашом в руках. Новое знание, по его мнению, будет результатом логического исчисления. Он различал два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждения, а при втором эта структура учитывается, и соответственно символический язык дополняется новыми знаками. Однако его труды не получили признания – символическая логика не получила широкого распространения.

Более благоприятные условия для развития символической логики сложились во второй половине XIX в. К этому времени математизация наук достигла значительного прогресса, а в самой математике возникли проблемы ее обоснования. Наиболее важная отличительная особенность данного этапа в развитии логики состоит в разработке новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка – языка символов, т. е. буквенных или каких-нибудь других знаков.

Символическая логика находит все большее применение в различных науках – математике, кибернетике, биологии, экономике и т. п. Открывая возможность как бы автоматизировать процесс рассуждения, она позволяет передать некоторые функции мышления техническим устройствам.

Растущие потребности научно-технического прогресса обуславливают дальнейшее развитие современной логики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Разновидности речи по форме выражения мысли: устная и письменная.

Устную речь -форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). нередко характеризуют слова произносимая,звучащая,говоримая,живая,творимая.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется пишущим

Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения : диалогическая и монологическая.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ- форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав к-рых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

4. Русский язык – национальный язык (определение, структура национального языка)

национальный язык – это язык русской нации в целом, развитая многофункциональная и разноаспектная система. Являясь основным средством коммуникации, он обслуживает все сферы общественной и личной жизни людей и является важнейшим элементом национального самосознания и единства. Исторически русский национальный язык оформляется в целостное образование с XVII в. вместе с преобразованием великорусской народности в русскую нацию.

С одной стороны, национальный язык включает элементы общепонятные и общепринятые, употребляемые в любой ситуации, а с другой – такие, использование которых ограничено либо прикрепленностью к определенному виду деятельности, либо территорией, либо социальными причинами.

Структуру национального языка можно представить следующим образом.

Ядро национального языка – это литературный русский язык, т.е. исторически сложившаяся образцовая форма существования национального языка, обладающая рядом важнейших свойств, которые позволяют ей выполнять роль общепонятного, санкционированного обществом средства коммуникации и обслуживать все важнейшие сферы жизнедеятельности. Эти свойства следующие:

1. Литературный язык – язык обработанный. Все его элементы (произношение, словарь, грамматика, стилистика) прошли длительный исторический процесс обработки и отбора и в народном творчестве в произведениях писателей и поэтов, в языке других авторитетных мастеров слова, поэтому ресурсы именно литературного языка наиболее точны, образны и выразительны и наиболее адекватно отражают особенности национального менталитета, создают русскую языковую картину мира, служат основой русской культуры.

2. Литературный язык – язык нормированный, с установленной общепринятой системой единиц всех уровней и единой системой правил их употребления. Лексика, фразеология, грамматические формы литературного языка, а также правила употребления этих единиц (начиная с произношения и правописания и до стилистических особенностей) описана и закреплена в словарях, грамматиках, справочниках, учебной литературе, а географические, административные, исторические и некоторые другие наименования закреплены в законодательном порядке.

3. Литературный язык – язык и традиционный, и развивающийся. Каждое молодое поколение наследует язык старшего, но при этом развивает те его средства и тенденции, которые наиболее полно отражают его социальнокультурные задачи и условия речевой коммуникации.

3. Литературный язык – целостная разветвленная стилистическая система. В ней, наряду с нейтральными, применимыми в любой ситуации средствами, существуют средства, стилистически окрашенные. Стилистическая окраска отражает прикрепление языковых ресурсов к устной или письменной форме языка, к различным тематическим сферам, передает различные экспрессивные, эмоциональные и другие оттенки значения. В толковых словарях, например, это отражает система стилистических помет, которыми снабжается слово или выражение: книжн. – книжное, разг. – разговорное, ирон. – ироничное, поэт. – поэтическое, грубое. – грубоватое, уст. – устаревшее и др.

В литературном языке выделяется несколько функциональных стилей – разновидностей литературного языка, каждая из которых обслуживает определенную сферу коммуникации. Согласно классификации В. В. Виноградова: разговорный, научный, деловой, публицистический, стиль художественной литературы.

4. Литературный язык функционирует в двух разновидностях – книжной и разговорной. В целом любой из стилей принадлежит к одной из этих форм. Деловой, научный, публицистический, религиозный стили представляют книжную речь, разговорный – соответственно разговорную. Художественный стиль с его доминирующей эстетической функцией сочетает признаки и книжные, и разговорные.

Однако в пределах книжных делового и научного стилей выделяются устные жанры (собеседование при приеме на работу, селекторное совещание, устный выговор), а соответственно расширяются возможности использования.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *