Содержание

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Бог в каждого из нас заложил свою красоту, свой талан и свое совершенство. Украшайте мир собой!

Неизвестный автор (1000+)

У каждой реки свой плеск…
У каждой души свой дождь…
Ты веришь не в то, что есть,
А в то, чего вечно ждёшь…

Э.Ахадов (1)

Надо каждый день жить как в последний миг. У нас не репетиция — у нас жизнь! Мы не начинаем ее с понедельника — мы живем сегодня!

Эвелина Хромченко (50+)

В каждом из нас заложена сила нашего согласия на здоровье и болезнь, на богатство и бедность, на свободу и рабство. И это мы управляем этой великой силой, и никто иной.

Иллюзии (Ричард Бах) (40+)

У каждого, наверное, в начале пути есть две дороги : «все как надо» и «все через жопу». По какой причине большинство из нас идет по второму пути — вечная загадка.

Неизвестный автор (1000+)

На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло.

Уинстон Черчилль (100+)

Мы живем всего лишь один раз и именно поэтому нужно радоваться каждой мелочи и не нервничать из-за каждой сволочи.

Неизвестный автор (1000+)

Порой наш собственный свет гаснет, и потом вновь возгорается от искры другого человека.

Игумен Иларион (Алфеев) «В каждой музыке — Бах…»

Каждый из нас имеет основание думать с глубокой благодарностью о тех, кто разжёг пламя внутри нас.

Альберт Швейцер (20+)

Каждый человек, появляющийся в нашей жизни – учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то – мудрее, кто-то учит прощать, кто-то – быть счастливым и радоваться каждому дню. Кто-то вовсе нас не учит – просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Цени каждого человека, даже если он появился на мгновение. Ведь если он появился, то это уже неспроста!

Джеки Чан (20+)

Каждый день Бог посылает нам — вместе с солнцем — возможность изменить все то, что делает нас несчастными. И каждый день мы пытаемся притворится, будто не замечаем этой возможности, будто её не существует вовсе, будто сегодня — во всем подобно вчера и неотличимо от завтра. Но тот, кто всмотрится в свой день повнимательнее найдет этот волшебный миг. Наши дни одинаковы, потому, что мы сами захотели, чтобы они такими были.

Пауло Коэльо (100+)

Первые русские композиторы церковного пения. БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 – 1777) БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 – 1825) ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич (1766 – 1813).

Слайд 11 из презентации «Православное церковное пение» к урокам музыки на тему «Классическая музыка»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.

Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Православное церковное пение.ppt» можно в zip-архиве размером 874 КБ.

Скачать презентацию

Классическая музыка

краткое содержание других презентаций о классической музыке

«Духовное пение» — Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева. Крюк — обозначает не ноту, а интонационный переход от одного звука к другому. Знамена – Крюки — Невмы. Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников. Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии: Молитвенность. Глас – Осмогласие — Октоих.

«Православное церковное пение» — Композиторы церковного пения. Рахманинов Сергей Васильевич. Всенощное бдение. Значение церковного духовного пения.

"В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог"

Певцы Древней Руси. Крюковое пение. Фигуры русской хоровой культуры. Знамена. Иконопись. Повышение квалификации. Демественное пение. Выдающиеся хоры XX века. Культовое здание. Покровский собор.

«Концерт камерной музыки» — Камерный ансамбль. Виртуозы Москвы. Струнное трио. Состав струнного оркестра. Что же такое камерная музыка. Общественные концертные залы. Струнный квартет. Камерная музыка. Камерный оркестр, исполняющий старинную музыку. Камерные музыкальные театры в России. Богатые апартаменты во дворцах. Концерт камерной музыки.

«Камерная музыка» — Фуги. Музыка, в которой главным является один голос, а сопровождение (аккомпанемент) – второстепенно. Полифония. Музыка и юмор. Формы полифонии. Иоганн Себастьян Бах – из семьи крупнейшей музыкальной династии Германии. Инструментальные пьесы. 1904 — 1970. Тема урока. Наставником будущего композитора становится мастер-органист Георг Бьём.

«Классика в музыке» — Немецкий композитор. Немецко-американский скрипач-виртуоз. Классика на мобильных телефонах. Моцарт Вольфганг Амадей . David Garrett. Дэвид Гаррет. Известные учителя. Австрийский композитор. Лунная соната. Музыка ангелов. Классическая музыка. Дэвид родился в Ахене. Людвиг ван Бетховен. Реквием по мечте.

«Классическая современная музыка» — Наша группа искала ответы на следующие вопросы. Какую музыку я слушаю?. Произведения композиторов. Какие музыкальные произведения называют классическими. Доказательство гипотезы. Многие произведения классической музыки можно считать современными.. Классическая музыка может быть современной. Исследование темы.

Всего в теме «Классическая музыка» 12 презентаций

Матюхин Александр Борисович: другие произведения.

Песни на стихи И.Бродского

Music.lib.ru:

* * *

И.Бродский. Холуй трясется. Раб хохочет…

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • ХОЛУЙ ТРЯСЁТСЯ, РАБ ХОХОЧЕТ Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. Се вид Отечества, гравюра. На лежаке — Солдат и Дура. Старуха чешет мертвый бок. Се вид Отечества, лубок. Собака лает, ветер носит. Борис у Глеба в морду просит. Кружатся пары на балу. В прихожей — куча на полу. Луна сверкает, зренье муча. Под ней, как мозг отдельный,- туча. Пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит.

    * * *

    И.Бродский. Каждый пред Богом наг…

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2009
  • Жанр: Авторская песня
  • КАЖДЫЙ ПРЕД БОГОМ НАГ… Каждый пред Богом наг . Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог. Ибо вечность — богам. Бренность — удел быков… Богово станет нам сумерками богов. И надо небом рискнуть, и, может быть, невпопад. Еще не раз нас распнут и скажут потом: распад. И мы завоем от ран. Потом взалкаем даров… У каждого свой храм. И каждому свой гроб. Юродствуй, воруй, молись! Будь одинок, как перст!.. …Словно быкам — хлыст, вечен богам крест.

    * * *

    И.Бродский. Не важно, что было вокруг…

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • НЕВАЖНО, ЧТО БЫЛО ВОКРУГ Не важно, что было вокруг, и не важно, о чем там пурга завывала протяжно, что тесно им было в пастушьей квартире, что места другого им не было в мире. Во-первых, они были вместе. Второе, и главное, что их было трое, и всё. что творилось, варилось, дарилось отныне, как минимум, на три делилось. Морозное небо над ихним привалом с привычкой большого склоняться над малым сверкало звездою — и некуда деться ей было отныне от взгляда младенца. Костер полыхал, но полено кончалось; все спали. Звезда от других отличалась сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним, способностью дальнего смешивать с ближним.

    * * *

    И.Бродский. Нет, мы не стали глуше или старше

  • Автор текста: И.Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 1994
  • Жанр: Авторская песня
  • НЕТ, МЫ НЕ СТАЛИ Нет, мы не стали глуше или старше. Мы говорим слова свои, как прежде. И наши пиджаки темны все так же. И нас не любят женщины все те же. И мы опять играем временами В больших амфитеатрах одиночеств. И те же фонари горят над нами, Как восклицательные знаки ночи. Живем прошедшим, словно настоящим, На будущее время непохожим, Опять не спим и забываем спящих, А также дело делаем все то же. Храни, о юмор, юношей веселых В ночных круговоротах тьмы и света Великими для славы и позора И добрыми для суетности века.

    * * *

    И.Бродский. Песенка о свободе (Булату Окуджаве)

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • ПЕСЕНКА О СВОБОДЕ (БУЛАТУ ОКУДЖАВЕ) Ах, свобода, ах, свобода. Ты — пятое время года. Ты — листик на ветке ели. Ты — восьмой день недели. Ах, свобода, ах, свобода. У меня одна забота: почему на свете нет завода, где бы делалась свобода? Даже если, как считал ученый, ее делают из буквы черной, не хватает нам бумаги белой. Нет свободы, как ее ни делай. Почему летает в небе птичка? У нее, наверно, есть привычка. Почему на свете нет завода, где бы делалась свобода? Даже если, как считал философ, ее делают из нас, отбросов, не хватает равенства и братства, чтобы в камере одной собраться. Почему не тонет в море рыбка? Может быть, произошла ошибка? Отчего, что птичке с рыбкой можно, для простого человека сложно? Ах, свобода, ах, свобода. На тебя не наступает мода. В чем гуляли мы и в чем сидели, мы бы сняли и тебя надели. Почему у дождевой у тучки есть куда податься от могучей кучки? Почему на свете нет завода, где бы делалась свобода? Ах, свобода, ах, свобода. У тебя своя погода. У тебя — капризный климат. Ты наступишь, но тебя не примут.

    * * *

    И.Бродский. Пилигримы

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2009
  • Жанр: Авторская песня
  • ПИЛИГРИМЫ Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы . Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты, глаза их полны заката, сердца их полны рассвета.

    Стихи под эпиграфом

    За ними ноют пустыни, вспыхивают зарницы, звезды встают над ними, и хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним, да, останется прежним, ослепительно снежным и сомнительно нежным, мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но все-таки бесконечным. И, значит, не будет толка от веры в себя да в Бога. …И, значит, остались только иллюзия и дорога. И быть над землей закатам, и быть над землей рассветам. Удобрить ее солдатам. Одобрить ее поэтам.

    * * *

    И.Бродский. Рождественская звезда

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях Ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

    * * *

    И.Бродский. Слышишь ли, слышишь ли ты

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 1994
  • Жанр: Декламация
  • СЛЫШИШЬ ЛИ, СЛЫШИШЬ ЛИ ТЫ Слышишь ли, слышишь ли ты В роще детское пение? Над серебряными деревьями Звенящие, звенящие голоса. В сумеречном воздухе Пропадающие, затихающие постепенно В сумеречном воздухе Исчезающие небеса. Проплывают облака, Проплывают облака и гаснут. Это дети поют и поют, Черные ветви шумят. Голоса взлетают между листьев, Между стволов неясных, В сумеречном воздухе Их не обнять, не вернуть назад. Только мокрые листья летят на ветру, Спешат из рощи, Улетают, словно слышат из дали Какой-то осенний зов, Проплывают облака, Это дети поют ночью. Ночью От травы до деревьев все биение, Все дрожание голосов Проплывают облака, Это жизнь проплывает, проходит, Привыкай, привыкай, Это смерть мы в себе несем, Среди черных ветвей облака С голосами, с любовью, Проплывают облака, Это дети поют обо всем, Слышишь ли, слышишь ли ты В роще детское пение? Блестящие нити дождя. Переплетаются звенящие голоса. Возле узких вершин В новых сумерках на мгновение Видишь, сызнова, видишь сызнова Угасшие небеса. Проплывают облака, проплывают, Проплывают над рощей, Где-то льется вода, Только плакать и петь вдольосенних оград, Все рыдать и рыдать, все смотреть вверх, Быть ребенком ночью, И смотреть вверх, только плакать и петь И не знать утрат, Где-то льется вода вдоль осенних оград, Вдоль деревьев неясных, В новых сумерках пенье, только плакать и петь, Только листья сложить, Что-то выше нас, что-то выше нас Проплывает и гаснет, только плакать и петь, только плакать и петь, Только жить.

    * * *

    И.Бродский. В Рождество все немного волхвы…

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • В РОЖДЕСТВО ВСЕ НЕМНОГО ВОЛХВЫ В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы производит осаду прилавка грудой свертков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд. Сетки, сумки, авоськи, кульки, шапки, галстуки, сбитые набок. Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок. Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы. И разносчики скромных даров в транспорт прыгают, ломятся в двери, исчезают в провалах дворов, даже зная, что пусто в пещере: ни животных, ни яслей, ни Той, над Которою — нимб золотой. Пустота. Но при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда. Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо. Постоянство такого родства — основной механизм Рождества. То и празднуют нынче везде, что Его приближенье, сдвигая все столы. Не потребность в звезде пусть еще, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли. Валит снег; не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица как пятна. Ирод пьет. Бабы прячут ребят. Кто грядет — никому непонятно: мы не знаем примет, и сердца могут вдруг не признать пришлеца. Но, когда на дверном сквозняке из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого ощущаешь в себе без стыда; смотришь в небо и видишь — звезда.

    * * *

    И.Бродский. Веселый Мехико-Сити

  • Автор текста: Иосиф Бродский
  • Автор музыки: Матюхин Александр Борисович
  • Исполняет: Матюхин Александр Борисович
  • Прослушать:
  • Год написания: 2004
  • Жанр: Авторская песня
  • ВЕСЁЛЫЙ МЕХИКО-СИТИ Веселый Мехико-Сити. Жизнь течет, как текила. Вы в харчевне сидите. Официфнтка забыла о вас и вашем омлете, заболтавшись с брюнетом. Впрочем, как все на свете. По крайней мере на этом. Ибо, смерти помимо, все, что имеет дело с пространством — все заменимо. И особенно тело. И этот вам уготован жребий, как мясо с кровью. В нищей стране никто вам вслед не смотрит с любовью.

    Связаться с программистом сайта

    «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог»

    31 января в Москве (Консерватория им. Чайковского) состоялось мероприятие «Бах и его современники».

    Искать похожие события.

    Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, ну а Бах… Бах размышляет о том, как чувствует себя вся вселенная!

    «Не ручей, море должно быть ему имя!», — эти известнейшие слова о Иоганне Себастьяне Бахе приписывают гению следующей эпохи — Людвигу ван Бетховену, который, подчёркивая многообразие и величие наследия Баха, обыграл значение его фамилии (Bach по-немецки — ручей). Но, как все моря питают реки, так и творчество великого немецкого композитора невозможно вне его связей с современниками. Тем более, что связи эти были, порой, самыми неожиданными.
    Пути Георга Филиппа Телемана и Иоганна Себастьяна Баха не раз пересекались: Телеман стал крёстным отцом второго сына Баха — Карла Филиппа Эммануила, который занял должность кантора в Гамбурге после смерти своего крёстного. Бах с восхищением писал, что «Телеман сочиняет кантаты так легко, как пишут письма!», хотя сам стал автором множества выдающихся произведений кантатно-ораториального жанра. А Телеман даже посвятил своему другу и коллеге стихи:

    Бах! Немногий мог с тобой сравниться:
    Ты стал как органист Великим издавна,
    А то, что ты нанёс на нотные страницы,
    На долгие тебя прославит времена…

    С Антонио Вивальди, наоборот, Иоганн Себастьян Бах не был знаком, однако «общался» путём музыки. Он включал мелодии концертов Вивальди в свои собственные, и это не было заимствованием материала, а свидетельством восхищения красотой мелодий великого итальянца.
    Современники Баха считали его сына, а уж тем более Телемана и Вивальди не менее выдающимися композиторами, чем сам Иоганн Сабастьян Бах. Однако, его отличие абсолютно от всех исчерпывающе выражено в словах известного современного английского беллетриста и драматурга Дугласа Адамса: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, ну а Бах… Бах размышляет о том, как чувствует себя вся вселенная!»

    Камерный оркестр «МОСКОВСКАЯ КАМЕРАТА»
    Дирижер —
    Заслуженный артист России
    Николай СОКОЛОВ

    Лена СЕМЕНОВА (скрипка)
    Заслуженная артистка России
    Ольга ТОМИЛОВА (гобой)
    Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
    Наталья БЕЛОКОЛЕНКО-КАРГИНА (флейта)
    Наталья БОГДАНОВА (фортепиано)

    И. С. Бах — Концерт № 2 для скрипки и струнных Ми мажор BWV 1042
    Вивальди — Концерт для гобоя и струнных ля минор RV 463
    Телеман — Концерт для альта и струнных cоль мажор TWV 51
    К. Ф. Э. Бах — Концерт для флейты и струнных ре минор Wq 22
    И. С. Бах — Бранденбургский концерт № 5 ре мажор BWV 1050

    Другие концерты в Консерватории им. Чайковского

    «Биография Иоганн Себастьян Бах»

    Сочинение

    Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьезность произведений Баха. Его называли «ученым», то есть скучным музыкантом. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей: ведь церковная музыка должна была подавлять мысли и чувства человека, уводить его в какой-то иной, «неземной» мир.

    Большой общественный интерес к музыке И. С. Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». Впервые — в Германии — осуществляется полное издание баховских сочинений. А музыканты всего мира начинают играть музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен (Бах — по-немецки означает «ручей»).

    Жизнь Баха сложилась внешне мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны и не приобрел мировой славы. Но его высокое мастерство, огромные знания и необычайное трудолюбие поражали окружающих. Несомненно, здесь сказались традиции простой трудовой семьи. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью.

    Великолепная Пустота

    Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре (музыкальный инструмент типа гуслей). Он не расставался с ней даже при поездках на мельницу и играл, пока мололась мука. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

    Характеристика творчества Баха — Религия, церковь

    Бах

    Страница 3 из 11

    В бытность певчим Бах связан был с церковью в Эйзенахе, Ордруфе, Люнебурге; органистом — в Арнштадте и Мюльгаузене (1705—1708). Это имелозначение совершенно различное. Во-первых, войдя в лютеранскую церковь , в качестве начинающего исполнителя, он тотчас же встретился там с явлением, в то время выдающимся и типичным для немецкой музыкальной жизни,— с протестантским хоралом. Первые шаги на поприще обработки хоральных мелодий Бах предпринял еще в Ордруфе и Люнебурге. Правда, к тому времени эта музыка была уже в стадии окостенения, но таланты Пахельбеля (Иоганн Кристоф Бах в Ордруфе был учеником этого мастера), Рейнкена, Бема, Бухстехуде вновь ярко осветили застывавшую стихию. Они вдохнули в нее новую жизнь и пробудили дремавшие в ней интонационные токи, которые шли от народного творчества времен крестьянской войны. К тому же исторические воспоминания о той эпохе, может быть, нигде не были так живы, как на родине Баха — в Тюрингии, этом сердце Германии, кровью которого вспоены были Томас Мюнцер и сотни других борцов против феодально-церковной реакции. Традиции тюрингского хорового искусства также восходили к тем временам и даже далее. Так, арнштадтский церковный хор возник еще до реформации XVI столетия. Бах титаническим трудом завершил воскрешение «Марсельезы XVI века» в новом качестве, и период Эйзенаха—Мюльгаузена сурово, но весьма основательно подготовил его к этому. Впрочем, самая подготовка имела свои неизбежные теневые стороны. Не в пример более развитой Франции, родившей Монтеня, Пьера Бейля, Дешана, Вольтера, позже Гольбаха и Дидро,—самые передовые умы отсталой Германии: Кеплер, Эйлер, Лейбниц, даже Лессинг — все они были более или менее религиозны. Можно ли удивляться тому, что и величайший немецкий композитор того времени с малых лет получил религиозное воспитание, и оно по-своему отразилось на его творчестве? Для Баха религия была чем-то большим, чем поэтическая метафора на устах оратора-трибуна (Гендель). Она не только определила многие жанры и литературно-поэтические связи его творчества. Религия проникала  порою  в  образно-тематическое  содержание  его  музыки  и,  как этическая доктрина,  наложила  отпечаток  на  эмоциональный  строй  ряда его произведений. Реформационная   кантата   и  Высокая  месса, Магнификат  и  органные сочинения  типа   Фантазии  и  фуги соль минор или Пассакальи до минор , «Herr,  gehe nicht ins Gericht»   («О, не предстань перед судом неправым!»), «Icb will den Kreuzstab gerne tragen» («Охотно крест я понесу»), даже в «Страстях по Иоанну» —  религиозная  сторона его миросозерцания, корни которой глубоко лежали в детском, отроческом, юношеском периодах,—сыграла решающую роль.
    Впрочем, отношение к религии и отношения с церковью, ее организацией, иерархией — это вещи, хотя и связанные между собой, однако же отнюдь не тождественные друг другу. Религиозный Бах с самой юности вступил в конфликтные отношения с церковниками. Всю жизнь он стоял в стороне от ожесточенной борьбы между двумя лагерями лютеранской церкви — ортодоксами и пиэтистами. В Арнштадте и Мюльгаузене на него обрушились обвинения и репрессии консисторий, особенно по поводу продолжительного паломничества в Любек к Бухстехуде, а также непомерно вольного обращения с хоралом и церковными установлениями. Покидая Мюльгаузен в 1708 году, он с горечью писал о том, что «встретил тяжелые препятствия в осуществлении своих стремлений».
    Две  образные сферы  ясно  обозначились   к  концу   баховских   «годов учения»2, как говорили тогда в Германии. Одна — опоэтизированный быт, реалистические   картины   повседневной   народной   жизни,   согретые   задушевной лирикой,  мягким  юмором,  сверкающие изобразительными  эффектами,   прелестными  в  своей  наивной  свежести. Лучшее  сочинение   этого рода — написанное   в   Арнштадте   в   1704   году   клавирное   «Каприччо   на отъезд возлюбленного брата» («Capriccio sopra la lontananza del suo fratel-lo dilettissimo»)   в  B-dur, с  увещаниями друзей,  шуточной  фугой  на  сигнал почтового рожка и характерно-комической арией немецко-патриархаль-кого почтальона.
    От клавирных каприччо и сонат этого периода тянутся нити к сюитам и партитам, к Бранденбургским концертам и Гольдберговским вариациям, наконец, к светским кантатам лейпцигского периода на бытовые темы — «Кофейной», «Крестьянской». Здесь Бах — жанрист, преемник Генриха Альберта и, может быть, предшественник  Гайдна, даже Шумана.
    Но в те же самые годы возникли и совсем другие опусы: первые духовные кантаты:  «Но душу не оставь»   (1704),  «К тебе  взываю  из глубин» (1707) и другие. Несколько позже (между 1708 и 1711) —созда¬но было самое глубокое и сильное между произведениями этого жанра у молодого Баха — «Actus tragicus» («Трагическое действо») для альта, тенора, баса и хора.

    "Каждый пред богом наг…"

    Тут раскрылась иная образная сфера баховского гения, где он предавался возвышенным размышлениям о жизни, смерти и назначении человека. Тогда молодой Бах предстает перед нами как будущий автор «Пассионов», Высокой мессы, духовных кантат «Warum betrubst du dich, mein Herz?» («О чем же, сердце, ты скорбишь?»)   или «Weinen, Klagen» .(«Слезы, жалобы»).
    Это был рубеж юношеских исканий — и веймарского периода  (1708—1717)—первого периода творческой зрелости композитора. В то время различные стороны его художественной натуры временами еще как бы затмевали одна другую и лишь много позже вновь соединились в гармоническом синтезе. Второй веймарский период (в отличие от эпизодического первого — между Люнебургом и Арнштадтом 1703—1704) —составил полосу жизни композитора, во многих отношениях примечательную.

    << Предыдущая — Следующая >>

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *