Зачем нужны храмы.

В нашем городе есть несколько действующих православных храмов, строятся и открываются новые.

Для чего нужна Церковь человеку?

Нередко можно услышать по этому поводу недоумения, а зачем их столько? Зачем же нужны нам в городе храмы? Для того только, чтобы сходить и попросить чего-нибудь у Бога? Но тогда зачем столько храмов, хватило бы одного-двух. Да и ходить для этого в храм совсем необязательно, обратиться к Богу с просьбой можно и дома: встал перед иконами, зажег свечку и помолился, нисколько не хуже, чем в храме.

Не только дома перед иконами человек может молиться, но даже на работе, в офисе или даже в машине, Господь и там услышит наши молитвы. Зачем же тогда нужны храмы?

Ну, во-первых, православные храмы одной только внешней формой своей уже положительно влияют на нашу жизнь. Человеку, живущему и работающему в городе, постоянно приходится находиться в замкнутых помещениях и среди однотипных безликих домов-коробок. Такая обстановка угнетающе действует на наши души, способствует унынию и депрессиям. Необычная же красивая форма православных храмов украшает город, радует душу. Для нее храм – это что-то очень родное и необходимое. Устремленность же храмов вверх к небу, помогает душе отключиться на минуту от повседневных хлопот и суеты и задуматься о спасительном, о вечном, о духовном. Поэтому наши предки, духовно сильные люди, строили не только храмы, но и просто часовни, памятники святым, чтобы душа чаще задумывалась о святом и получала бы от этого духовную радость и пищу.

Если же попытаться дать определение храму, то лучше, как мне кажется, подойдет следующее: храм – это Небо на земле. Потому что в храме так все продуманно устроено, чтобы человек, войдя в него, на какое-то время перешел бы из обычного мира в другой мир, мир Божественный.

Современный вид храма продумывался веками, делалось все для того, чтобы человек, вошедший в него, как можно плотнее приблизился бы к миру духовному, ощутил бы его всеми своими чувствами. Зрению представлены иконы, изображения Бога и святых, то есть тех людей, которые достигли общения с Богом. Для слуха совершается богослужение, состоящее из пения духовных песен и чтения молитв. Для обоняния периодически совершается каждение фимиамом, храм наполняется благоуханием, как в райском саду. Для осязания человек прикладывается к святым иконам и ставит свечи. Те же, кто подготовился постом и молитвою, причащаются Святыми дарами.

Также в храмах стараются, чтобы как можно меньше было, а лучше вообще не было, предметов из обыденной повседневной жизни. Все сделано для того, чтобы мысли возносились к Богу.

Именно в храме православные начинают таинство причащения к жизни будущего века, через совместные собрания и богослужения. Ведь что такое будущая жизнь? Это общество людей, объединенных Богом любовью к Нему и друг к другу. Христианин, приходя в храм, можно сказать, таким образом, учится жить будущей вечной жизнью. Он учится там любить Бога и жить в любви с ближними. Если же человек не научился жить в любви с праведниками, то как же тогда он сможет жить в Царстве Божием?.. Попади человек раздражительный, обидчивый, заносчивый в рай, он сразу же превратить его в ад, расстроит всю гармонию.

Поэтому христиане ходят в храм не только для того, чтобы испросить помощи у Бога, но в первую очередь прикоснуться к миру духовному и подготовиться к жизни вечной, напитать свою душу вечностю.

Если человек думает, что ему еще рано готовиться к жизни вечной, выйду на пенсию, мол, тогда и буду готовиться. То он глубоко ошибается, потому что, во-первых, жизнь в любви к Богу и ближнему – это искусство из искусств, которому необходимо учиться годами. В старости же такое искусство может оказаться уже и не под силу. А во-вторых, не приобретя навыков искусства жизни в молодости, до старости можно просто не дожить, жизнь сурова и ошибок не прощает. Как же человек учится жизни в храме? Через стремление подражать жизни святым, изображенным на иконах, уподобление им, а потом и через любовь и к ближнему, с кем тебе придется войти в жизнь вечную.

Священник Петр Машковцев,

настоятель Феодоровского храма.

Зачем нужны храмы

Далеко не всем очевидно, для чего нужна церковь вообще. Казалось бы, некая костюмированная коммерческая организация, где люди зарабатывают большие деньги и рассказывают о говорящей змее с непорочным зачатием. Однако не все так просто.

В действительности у церкви есть важные задачи, в частности обоснование социальных основ того или иного государства. Для этого и повторяют постоянно, что «всякая власть от бога».

Но этим, ясно, все не ограничивается. Когда войны – церковники благословляют. Если в войне победят противники, то они с радостью встанут на их сторону. В качестве примера можно вспомнить взаимоотношения церкви и орды.

Причем часто оказывается, что такое время для церковников прямо-таки золотое. Они вспоминали об этом:

«Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства: во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей внешнего богослужения; во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей; в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т. е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (Звонарь, 1907, № 8).

«В татарский, или монгольский, период, независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)

Ну и о своей основной деятельности они тоже говорят в кризисный период:

«Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).

Так что дело совсем не в глупых историях и заработке. Цель конкретная. Ведь дело в том, что ранние верования в действительности выполняли ту же самую работу, обосновывая тот или иной социальный строй.

Тут не важно, какое правительство, какая экономика. Государственная религия благословляет все, и до конца стоит за то, чтобы ничего не менялось вообще. С другой стороны, конечно, любые перемены тоже благословляются. Просто перемены происходят не по воле церкви, а по воле государства. Иногда даже бывают конфликты, как, например, по поводу реформ Петра I.

В отсталом обществе церковь является важнейшим социальным институтом. У нее много общественных функций, а поскольку нет светских социальных институтов, а люди в большинстве своем не имеют образования, работают всю жизнь с раннего возраста на износ, то часто в действительности можно понять, почему власть ставила на церковь.

Из года в год церковники проповедовали людям, что нужно смириться со своим положением, каким бы оно ни было. Ведь самое главное то, что будет после смерти.

Конечно, это работает не идеально, и поэтому в случае чего есть люди, которые силой меча докажут истинность религии. Именно поэтому с таким усердием на Руси уничтожались любые еретические движения. Ибо они в конечном счете воспринимались как противники власти.

Если говорить о функциях конкретно, то примерно для общества церковь выполняла функции и театров, и СМИ, и школ, и различных министерств, которые появились если не в XIX, то в XX веке. Дело в том, что просто никаких альтернатив не было. Запрещались даже народные гуляния, игры и пляски.

И если в первое время после крещения общество еще как-то сопротивлялось, то в дальнейшем просто нечего было и возразить. Ведь человек уже следующего поколения рождался в среде, где церковь занимает ключевые позиции. Если он и мог выступать против, то с какой позиции? Напоминаю, что не было образования, а людей на определенном отрезке истории вообще могли продавать как скот или проигрывать в карты.

Поэтому для народа ничего позитивного, кроме церкви, и быть не могло. Ведь, во-первых, отправлять культ в церкви явно не такая тяжелая задача, как работать по 14-20 часов в день (в зависимости от произвола господ). Ну и разговоры о «загробной жизни» вселяли надежду.

Маркс совершенно верно писал по этому поводу:

«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

«Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия».

Тут самое интересное в том, что если появлялись любые еретики, скажем купцы, то они легко могли на свою сторону привлечь тех же крестьян. Любая глупость, где упоминается Христос, могла в действительности привлечь массы, и это была основная проблема для властей, потому что «новые культы» были оппозиционными, их часто принимали даже представители высшего общества, поскольку надеялись, что в итоге получится сместить нынешнюю власть.

Так что вначале просто убивали любых противников православия. Затем, уже в XIXвеке, появились законы, по которым не убивали еретиков, а сажали или ссылали.

Почему же священник в деревне занимал место и врача, и учителя, и писаря, и даже чиновника? Потому что, во-первых, не было ресурсов для содержания современной инфраструктуры, а во-вторых, экономически это просто нецелесообразно.

Тем более что сеть торговых точек церкви работала эффективно. И тут важно понимать еще одну особенность религии. Дело в том, что государство хотело поддерживать все в «стабильности», но ведь разделение труда в аграрном обществе в известной мере децентрализовано, и поэтому если бы не занимались религиозной пропагандой, то везде были бы какие-то непонятные зачатки общественной надстройки. В одной деревне верили бы в Перуна, в другой – в Христа. Где-то в Аллаха или еще кого. Элиты имели бы свои взгляды и четкие экономические интересы, которые во многом могли противоречить интересам центра.

Проблема ведь еще в том, что князья и так воевали друг с другом, даже несмотря на «единую» идеологию. А без нее, видимо, все было бы еще хуже. Т. е. не было бы контроля. Как можно при таких условиях гарантировать стабильность да и вообще развитие? Никак. А тут же речь идет об организации, которая сотни лет вбивает с самого рождения людям в головы идею о том, что все современное общество установлено богом. Никакие особые законы для большинства не нужны. Церковники проповедовали «сакральные истины».

Но общество развивалось, и со временем появилась необходимость создавать светские общественные институты. Т. е. у церкви отнимали функцию за функцией. Закрепил это положение Петр, когда отменил патриаршество и вообще включил церковников в аппарат государства, т. е. они стали чем-то вроде чиновников. Появилась академия наук, позднее первые СМИ, министерство культы и просвещения.

С образованием произошел интересный процесс, ведь городу понадобились квалифицированные кадры. Однако студенты не могли смириться с положением крестьян, и поэтому появлялись организации вроде «Народной воли». Сторонники подобных идей практиковали «хождение в народ», т. е. приходили в деревни и занимались просвещением крестьян. За что многих отправляли в ссылку.

Функции церкви вне аграрного общества ограничены, однако это не означает, что использовать ее вообще нельзя. В действительности до сих пор церковники будут говорить об «извечности» нынешнего социального порядка, но эффективность подобной проповеди под большим вопросом.

Ведь в современном обществе вместо священного писания выступает наука и образование; законодательство, а не традиции или «сакральные истины» и т. д. И даже если человек «воцерковленный», то все равно он член современного, а не аграрного общества.

Самое интересное то, почему в современности возвращаются старые предрассудки, пережитки традиционного общества? Это, естественно, не глупость чиновников. В основном подобное положение обосновывается той экономической политикой, которую выбрала нынешняя власть.

Россия – не развитое государство, а преимущественно сырьевой придаток запада. Нет особой необходимости в развитии, и так все неплохо. Можно продавать нефть и газ, а если чего-то не хватает, то купим. Зачем развивать дорогие технологии, когда их проще купить? Поэтому функции светских общественных институтов потихоньку возвращают церкви. Институты «урезают» и ликвидируют за ненадобностью.

Это переходный период от СССР к России. Поскольку сложно поставить людей в прямо рабские условия, отнять социальные права. Сложно, например, увеличить пенсию, отменить социальную сферу, бесплатное образование. Однако говорят об этом уже давно. Проблема в том, что отдельные регионы РФ вообще не нужны для экономики, и «разумно» было бы просто отказаться от поддержки. Но это означает просто смерть для жителей этих мест.

Основатель ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил:

«Новая модель многократно обсуждалась. Это экономика, которая инвестирует в человеческий капитал и получает от него возрастающую отдачу. У нас слишком высокая оплата труда, чтобы претендовать на нишу всемирной фабрики. И слишком образованное население — две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками».

Т. е.

Вопрос священнику

нужно у людей отнять права, ликвидировать светские общественные институты. А кто встанет на их место? Очевидно, что религия займет не последнее место. И то, что мы наблюдаем сегодня, это именно подготовка.

Ведь религия потихоньку входит в школы, армии, больницы и др. светские учреждения. Государство открыто выделяет миллиарды рублей для церкви, причем всегда только для РПЦ. И никого не заботит, что это противоречит законам РФ.

Закон, впрочем, не играет особой роли, когда в прошлом индустриальная страна превращается в сырьевую. Да и нужно помнить, что никакого смысла в «демократической конституции» где-нибудь в Африке (для примера) вообще нет. Практика все равно будет совершенно иной. Поскольку положения всегда должны быть материально обеспечены, а если нет ресурсов, то остаются только бессмысленные фразы.

Образование, искусство, социальные права воспринимаются государственными функционерами в большей мере как излишество. Это нужно ликвидировать, но все просто только на словах. Тот же Шувалов прямо заявляет:

«Разве мы готовы тотально закрывать школы? Это было бы эффективно с точки зрения здравого смысла. Но общество к этому не готово».

Вот что значит «здравый смысл» для основных деятелей партии «Единая Россия».

Многие функционеры режима выражаются откровенно. Например, Герман Греф о манипуляции:

"А великие мыслители, такие как Лоа-цзы, придумывали свои теории Дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа, потому что они понимали, как только все люди поймут основу своего Я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания… Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает манипуляции. Как управлять таким обществом, в котором все имеют равный доступ к информации, и все имеют возможность судить напрямую и получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на голову. Средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Как в таком обществе жить?".

Стоит заметить, что это он сказал на международном экономическом форуме, т. е. для «элиты» это совершенно нормальные заявления. Так что удивляться клерикализму не стоит. Для чиновников это очень даже рационально.

Поскольку дикие идеи сложно внушить уже сформировавшимся людям, то главная задача сегодня – активно распространять идеи среди детей, через школы и СМИ, «защищая» между делом их от «вредной информации».

Режим и власть будут «сакральны», и это будет актуально в ближайшее время. Конечно, скандалы по этому поводу будут, но вряд ли РПЦ в конфликте со светским обществом проиграет, если не произойдет никаких перемен в нынешней экономической политике.

Поэтому рухнуть РПЦ может только в том случае, если власть откажется от сырьевой экономики, будет проводить, скажем, новую индустриализацию, заниматься развитием науки и т. д. Но это маловероятно, что так вдруг чиновники «одумаются» и решат пойти против мировой экономики, радикально пересмотреть свое положение. Тут скорее: «После нас хоть потоп».

– собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит отправление религиозного культа. В каждой конкретной религии X. имеет особое наименование: в христианстве – собор, костел, кирха; в исламе – мечеть; в иудаизме – синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тара в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как места общения людей с Богом в любой религии полисемантично. Например, в христианстве и буддизме X. – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь – архитектурная, живописная и др. – строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.

Смотреть значение Храм в других словарях

Храм — святилище
Словарь синонимов

Храм — м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. | и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи… стоящии во храме……..
Толковый словарь Даля

Храм — храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-н. (ритор.). науки. искусства.
Толковый словарь Ушакова

Храм М. — 1. Здание для богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3. перен. Сфера высоких духовных ценностей.
Толковый словарь Ефремовой

Храм — Это слово родственно существительному хоромы и восходит к общеславянскому chormъ.
Этимологический словарь Крылова

Храм — -а; м.
1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога……..
Толковый словарь Кузнецова

Василия Блаженного Храм — (Покровский собор что на рву) в Москве — наКрасной пл., памятник русской архитектуры, ныне филиал Историческогомузея. Построен в 1555-61 зодчими Бармой и Постником (по некоторымпредположениям,……..
Большой энциклопедический словарь

Зальный Храм — церковь с нефами равной высоты или однонефная безтрансепта. Зальные храмы с ровным освещением были удобны для собранийгородской общины; типичны готические северо-немецкие……..
Большой энциклопедический словарь

Крестово-купольный Храм — тип христианского храма, возникший всредневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столбав центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.
Большой энциклопедический словарь

Софии Храм — (храм св. Софии — Айя-София) в Стамбуле (Константинополе),наиболее значительный памятник византийского зодчества. Сооружен в 532-537Анфимием из Тралл и Исидором из Милета………
Большой энциклопедический словарь

Храм — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительствохрамов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основныетипы храмов — христианская……..
Большой энциклопедический словарь

Христа Спасителя Храм — в Москве — построен в 1837-83 на месте бывшегоАлексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник,посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в т. н.русско-византийском……..
Большой энциклопедический словарь

Василия Блаженного Храм — Покровский собор, — построен в Москве в 1555-60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос-ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута……..
Советская историческая энциклопедия

Капитолийский Храм — древнейший рим. храм на Капитолии, в к-ром почиталась Капитолийская триада. По преданию, начал строиться Тарквинием Приском, освящен в 509 до н.э., сохранялся до 6 в. н.э………
Советская историческая энциклопедия

Золотой Храм — Харимандир, Дарбар Сахиб — гл. сикхская гурдвара, находящаяся в г. Амритсаре. Гуру Арджун заложил 3. х. в центре свящ. пруда 15 окт. 1588. При Моголах был разрушен, восстановлен……..
Словарь индуизма

Храм Индуистский — Beдийские арии храмов не строили.

Нужен ли Богу храм?

Местом совершения ритуалов в этот период служили жертвенный столб (юпа) и специально подготовленная площадка, на к-рой находились алтари……..
Словарь индуизма

Введение Во Храм Богородицы — — двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию -торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери……..
Философский словарь

Крестово-купольный Храм — — тип христианского храма с крестово-купольной композицией. Ведет свою историю от церкви Св. Софии в Константинополе (VI в.). Крестово-купольная композиция получает широкое……..
Философский словарь

Масонский Храм — Специальное здание, построенное для заседаний лож. В России масонских храмов не строили. Только русские ложи в эмиграции впервые начали создавать свои храмы.
Философский словарь

Зальный Храм — – вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта………
Архитектурный словарь

Крестово-купольный Храм — – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре……..
Архитектурный словарь

Храм — – культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские……..
Архитектурный словарь

Храм — — собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в Христианстве — собор, костел,……..
Философский словарь

Храм Соломона — Духовный храм, построение которого является целью жизни масона.
Философский словарь

Храм — Imago Mundi, микрокосм, духовный центр мира, земной партнер небесного архетипа, место пребывания божества на земле, укрывающая сила Великой Матери, место встречи трех миров……..
Словарь символов

ХРАМ — ХРАМ, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. * Дорога……..
Толковый словарь Ожегова

Четырехлепестковый храм —    Церковное здание, у которого план образован полукружиями, примыкающими к сторонам квадрата в центре. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Гипетральный храм — (гр.) античный храм, освещаемый сверху через отверстие в крыше, называемое гипетр. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Архитектурный словарь

Крестовокупольный храм —    Четырехстолпное церковное здание с пониженными угловыми частями, подчеркивающими (как в интерьере, так и при виде снаружи) центральный планировочный крест. (Термины……..
Архитектурный словарь

Под колоколы храм —    Церковное здание с ярусом звона на главной вертикальной оси. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Храм

По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.

В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.

В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.

По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.

Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.

Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям , совершившим тяжкий грех или вероотступничество.

Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.

Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Архитектура церкви

Алтарь — (латинское altaria — высокий жертвенник). Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.

Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.

Барокко — стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.

Бочка — одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.

Восьмерик — сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.

Глава — купол, увенчивающий здание храма.

Закомара — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.

Иконостас — преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.

Интерьер
— внутреннее пространство здания.

Карниз
— выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.

Кокошник — элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна — элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.

Композиция — объединение частей здания в единое логическое целое.

Конек — стык, на границе скатов кровли.

Контрфорс — вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.

Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.

Лемех — название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.

Луковица — церковная глава, формой напоминающая головку лука.

Наличник — элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.

Неф (корабль)
— внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.

Поребрик — элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.

Портал — вход в здание с элементами архитектурного наполнения.

Портик — галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.

Престол — элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.

Придел — пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.

Притвор — часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция — работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.

Реставрация — работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.

Ротонда — постройка круглой формы с крышей в виде купола.

Рустовка
— один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня

Свод — архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Фасад — термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.

Почему и зачем у православных много храмов?

Четверик — здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.

Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Ширинка — элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.

Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворённость души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия. Однако  мало кто из них задумывался, есть ли разница между словами «храм» и «церковь». А если есть, то в чем она заключается.

Хотя, с одной стороны, храм и церковь являются синонимами, заменять эти слова друг другом можно далеко не всегда.

Определения

Слово «храм» имеет старорусское происхождение и обозначает «хоромы», «храмина». В различных религиях храм именуется по-разному: в христианстве – это собор, церковь, костел, кирха; в иудаизме – синагога; в исламе – мечеть и т.д. Здание храма полисемантично. В  христианстве и буддизме, например,  храм представляет собой ориентированную по сторонам света модель Вселенной. Очень часто храм строят в виде креста.

Церковь (kyriakon) переводится с греческого как «дом Господа». У лютеран церковь именуется кирхой или киркой, у католиков – костёлом. Первые церкви представляли собой собрания  в каком-либо доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы. Самые простые церкви на сегодняшний день – это какое-либо помещение, где имеется ориентированный на восток алтарь и трапеза, в которой собираются люди, чтоб помолиться.

Семантическое значение слов

Слово «храм» имеет несколько значений.

Во-первых, храм – это здание, предназначенное для богослужений. В этом значении храм и церковь являются синонимами.

Также понятие «храм» применимо и для обозначения места, вызывающего почтение, благоговение, трепет.

Слово «церковь» кроме вышеуказанного значения может обозначать общность последователей какой-либо религии.

Предназначение

Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может помолиться, раскаяться в своих грехах и попросить о заступничестве. Любой храм – это место присутствия Господа Бога на земле.

Предназначение церкви с одной стороны созвучно с предназначением храма: это создание нормальных условий для поклонения Богу и общения верующих друг с другом. Но, в первую очередь, церковь занимается воспитанием и наставлением верующих на путь истинный.

Особенности архитектуры

Статус церкви можно определить по количеству куполов с крестами. Если над Господним домом возвышается 3, 5, 7, 11 или  12, 13 куполов, то, скорее всего, это храм. Если куполов меньше трех, то это церковь. Храмы обычно располагают в знаковых местах города. Храм, как правило, выглядит более величественно, чем церковь. Внутренний облик храма отражает историю мироздания.

Алтарь

Алтарем называют жертвенник, расположенный на некотором возвышении. В православных церквях под алтарем подразумевают отгороженную иконостасом часть храма, предназначенную для священнослужителей. В нем имеется престол, накрытый антиминсом, на котором располагаются крест.

Таких алтарей с престолами в храме может быть несколько. На каждом из этих престолов можно служить литургию, но в день на одном престоле только одну. Соответственно, в храме за день может проходить столько литургий, сколько в нем имеется престолов, но каждая новая литургия должна служится другим священником.

В церкви, как правило, имеется только один алтарь с одним престолом, а, значит, и литургия, даже при наличии второго священника, может служиться только одна.

Выводы TheDifference.ru

  1. Храм, в первую очередь, является зданием для богослужений. Церковь – это община единоверцев.
  2. Храм по размеру больше церкви, на нем имеется не менее трех куполов.
  3. В храме может быть несколько алтарей с престолом, в церкви – один.
  4. В храме может служиться несколько литургий в день при наличии нескольких священников. В церкви даже при наличии двух священников литургия может служиться лишь единожды.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *