Изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин

Выдающийся американский инженер русского происхождения, «отец телевидения» Владимир Козьмич Зворыкин (1888-1982) родился в Муроме в старинной и богатой купеческой семье. Его отец – Козьма Алексеевич – был купцом первой гильдии, занимался торговлей хлебом, владел пароходством, возглавлял Муромский общественный банк. В семье Зворыкиных было семь детей (два сына и пять дочерей); Владимир был самым младшим. Из-за занятости Козьмы Алексеевича дети видели отца нечасто; домашними делами заправляла мама – Елена Николаевна, также происходившая из разветвленного рода Зворыкиных.

Владимир Зворыкин посещал начальную школу, затем – реальное училище. Учился он легко и с увлечением. Уже в юные годы Владимир Зворыкин имел склонность к технике. В старших классах особенно нравилась ему физика. Так как его старший брат Николай не имел особого интереса к предпринимательству, то отец привлекал Владимира уже с 10-летнего возраста к семейному бизнесу, давал ему поручения. После окончания в 1906 с отличием реального училища Владимир Зворыкин некоторое время учился на физическом факультете Санкт-Петербургского университета, но вскоре был переведен в Санкт-Петербургский Технологический институт. Здесь произошло его судьбоносное знакомство с изобретателем телевидения, профессором Борисом Львовичем Розингом, ассистентом которого в экспериментах с «электрическим дальновидением» он был около двух лет. Телевидение стало мечтой Зворыкина и делом всей его жизни.

В 1912 В. К. Зворыкин с отличием окончил Технологический институт и получил право на стажировку в Европе. Отец, конечно, хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, и было решено, что так оно и будет – только позже. Стажировка началась в Париже в Коллеж де Франс у выдающегося физика Поля Ланжевена и имела продолжение в Берлине в Шарлоттенбургском институте, но наступила Первая мировая война. Через Данию Зворыкин приехал в Россию, где его призвали в армию. В течение полутора лет рядовой Зворыкин служил на военной радиостанции в Гродно, затем получил офицерский чин и стал преподавателем Офицерской электротехнической школы в Петрограде, был военным представителем на Петроградском заводе «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ). С осени 1917 Зворыкин служил в артиллерийской части, которая перед отправкой на фронт дислоцировалась недалеко от Киева.

Началась Гражданская война, и в апреле 1918 Зворыкин приехал в Муром, где его ждали печальные вести – фамильный дом реквизирован, отец умер (через несколько месяцев скончается и мать). Нежелание участвовать в Гражданской войне и потребность реализовать свои идеи в жизнь привели его к решению покинуть Россию. Зворыкин с большими трудностями добрался до Омска, который был центром Белого движения. В Сибири ему поручили восстановить торговые связи с рядом зарубежных стран и закупить машины и оборудование, в том числе и для радиостанции в Омске. Зворыкин поехал в командировку – добрался до Севера, затем на ледоколе – до Архангельска, а оттуда – и до Нью-Йорка. Весной 1919 Зворыкин, выполнив поручение, через Тихий океан, Японию и Владивосток вернулся в Омск, где получил новое задание и вновь уехал в США.

Во время второй командировки правительство Колчака уволило Зворыкина со службы. Отныне его судьба была связана с Америкой. Одной из проблем было то, что Владимир Козьмич практически не владел английским языком. Сильный русский акцент остался у него на всю жизнь. В. К. Зворыкин сначала работал бухгалтером в Нью-Йорке, затем, с 1920, – в Питсбурге в исследовательской лаборатории компании «Вестингауз», где начал трудиться над созданием электронной телевизионной системы. Электронную передающую телевизионную трубку он назвал «иконоскоп» (от греческих слов «икон» – картина и «скоп» – видеть), а приемную трубку – «кинескоп» (от греческого «кинео» – двигаться).

В 1924 Зворыкин стал гражданином США, а в 1926 ему была присвоена ученая степень доктора философии.

Зворыкин, Владимир Козьмич

Между тем, руководство компании «Вестингауз» не видело перспектив в работе Зворыкина в сфере электронного телевидения. В начале 1929 В. К. Зворыкин встретился с эмигрантом из России Давидом Сарновым – вице-президентом компании RCA (Радиовещательная корпорация Америки), который поверил в успех телевидения. Владимир Козьмич перешел работать в RCA руководителем лаборатории телевидения в г. Камден (с 1934 он стал руководителем лаборатории электроники, с 1947 – вице-президентом RCA). В 1933 вместе со своей группой специалистов он завершил разработку электронной телевизионной системы и выступил в Чикаго на ежегодной конференции Американского общества радиоинженеров с докладом об иконоскопе. После этого имя Зворыкина стало широко известно во всем мире.

В 1936 в лаборатории Зворыкина был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения, а в 1939 Д. Сарнов осуществил организацию регулярного телевещания в США. В 1941-1942 В. К. Зворыкин вместе с лабораторией RCA переехал в г. Принстон (штат Нью-Джерси). В 1954 он стал почетным вице-президентом RCA и директором центра медицинской электроники при Институте Рокфеллера в Нью-Йорке.

За свою плодотворную деятельность Зворыкин был удостоен многих наград и премий. Значительная часть его идей была претворена в жизнь. Он сыграл важную роль в развитии цветного телевидения, электронной микроскопии, факсимильной связи, приборов ночного видения, дистанционного управления, медицинской электроники и др. Как ученый Владимир Козьмич отличался большим духом творчества, широким воображением и интуицией. Работал он всегда с большим энтузиазмом и настойчивостью.

В. К. Зворыкин неоднократно приезжал в СССР (первый раз – в 1933). Благодаря договорам с RCA в 1938 Советский Союз ввел в действие первую передающую станцию электронного телевидения в Москве и начал производство телевизоров «ТК-1». В 1967 Зворыкину удалось побывать и в родном, закрытом для иностранцев Муроме.

В. К. Зворыкин был два раза женат: первая жена – Татьяна Васильева, вторая жена – Екатерина Андреевна Полевицкая; дочери: Нина и Елена. В домашней жизни он во многом так и остался русским человеком. Любил принимать гостей, кататься на коньках, охотиться. Одним из его хобби было управление самолетом. К своему детищу – телевидению – в последние годы жизни Зворыкин стал относиться отчасти отрицательно, считая, что оно приводит к унифицированному мышлению. Умер В. К. Зворыкин в Принстоне. Тело его было кремировано, а прах развеян над любимым озером Тонтон, неподалеку от его загородного дома.

UNBELIEVABLE.SU

Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка…

Поделиться с друзьями:

Изобретатель телевидения — Владимир Козьмич Зворыкин

В России практически все знают, кто изобрел радио — наш Попов и итальянец Маркони. Однако далеко не все у нас могут назвать изобретателя телевидения. Об этом гениальном ученом до сих пор в нашей стране написано и рассказано до обидного мало. Не потому ли, что в годы Гражданской войны он эмигрировал в США и все свои технические изобретения сделал за границей?
Отец — торговец, дяди — ученые
Эмиграция в Америку изобретателя телевидения не была случайной.

Изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин

По революционным меркам 1917 года, происхождение его явно подкачало. Отец — Козьма Алексеевич — являлся купцом первой гильдии, пароходовладельцем и торговцем. На своей родине, в городе Муроме, он был человеком уважаемым, поэтому его в 1903 году выбрали председателем Муромского общественного банка.
Двое братьев Козьмы Алексеевича стали учеными. Один, Николай, имел звание магистра математики и физики, был учеником самого Столетова. И, возможно, многого бы добился в науке, но рано умер. Другой дядя "отца телевидения", профессор Константин Алексеевич, преподавал в Киевском политехническом институте. Он получил широкую известность благодаря своим фундаментальным трудам по теории резания металлов и технологии машиностроения. Более того, родного брата Владимира Козьмича — Николая — справедливо считал и квалифицированным инженером. Он много лет работал в Грузии, руководил рядом проектов по строительству гидротехнических сооружений. Но как-то произошел небольшой сбой в работе. А тогда в СССР шла очередная борьба с "вредителями". Николая и подчиненных ему сотрудников предали суду. Однако что удивительно — после успешного запуска гидроузла в эксплуатацию всю бригаду проектировщиков выпустили на свободу.
Жизнь главного героя этого очерка, Владимира Козьмича Зворыкина, родившегося в 1889 году, также была полна крутых поворотов.
Ухабы судьбы
Впрочем, поначалу ничто не предвещало «ухабов» на жизненной дороге Владимира Козьмича- Окончив в Муроме реальное училище, он отправляется в Петербург, поступает в университет, затем переводится в Технологический институт. Шел 1906 год — второй год первой русской революции. Как и многие студенты, Владимир втянулся в политическую борьбу: часто бывал на митингах, участвовал в студенческих забастовках. Но наука звала к себе! К тому же он попал в лабораторию профессора Розинга.
Жизнь Розинга, выдающегося ученого, закончилась трагически. В 1931 году он попал в сталинские «жернова». Его арестовали и выслали на 3 года в Архангельск, где спустя два года он умер.


Владмир Козьмич Зворыкин с иконоскопом

Борис Львович Розинг в свое время был одним из первых исследователей электронной передачи изображений на дальние расстояния. Первый раз свое изобретение ученый продемонстрировал коллегам 9 мая 1911 года. И вскоре был удостоен за это Золотой медали Российского технического общества. По убеждению историков техники, достижения Розинга сыграли основополагающую роль в создании современного телевидения. И все эти годы его помощником был Владимир Зворыкин, который после окончания института с отличием отправился в Париж, продолжать учебу у знаменитого физика Поля Ланжевена.
А потом началась Первая мировая война. Зворыкин служил в Гродно офицером в войсках связи. Затем его направили для научных исследований в Петроград, где он чуть не стал жертвой Февральской революции. Один из солдат пожаловался, что «этот Зворыкин» издевается над ним: заставляет подолгу говорить цифры в «дырочку» (микрофон), а сам в другой комнате копается в каком-то ящике. К счастью, в трибунале во всем разобрались и Зворыкина отпустили.
Октябрь 1917 года застал его в Москве. Большевики обязали всех бывших офицеров вступить в Красную армию, чего Зворыкин не пожелал сделать. Он решил пробираться в Омск — тогдашнюю столицу независимой Сибири. Владимир Козьмич знал, что там нуждаются в специалистах по современным средствам радиосвязи. Однако в Екатеринбурге его арестовали большевики. Наверняка расстреляли бы, но в этот момент в город вошли белочехи, и Зворыкину удалось добраться до Омска.
Отсюда ученого командировали в США для заключения контрактов по закупке новейшего оборудования. С заданием Сибирского правительства он справился. В 1919 году его вновь отправляют в Америку. На сей раз Зворыкин решил не возвращаться на Родину, поскольку понял, что Сибирское правительство вот-вот перестанет существовать.
На родине Эдисона
Поначалу в Америке все шло не очень гладко. Правда, Зворыкин сумел устроиться на работу в лабораторию одной фирмы, где создал электронное устройство с оригинальной передающей трубкой. Но это устройство не удовлетворило руководство предприятия. «Займитесь чем-нибудь более полезным», — указали ученому. Однако Владимир Козьмич в свободное время продолжал заниматься «дальновидением» и в 1929 году запатентовал кинескоп, принцип работы которого сохранился до сих пор!
В 1929 году в США Зворыкин встретил человека, который сразу же оценил перспективность исследований русского изобретателя. Это был Дэвид Сарнов, который предложил Зворыкину перейти в его фирму, и когда переход состоялся, создал Владимиру Козьмичу прекрасные условия для работы. Благодаря этому уже в 1931 году Зворыкин создал трубку с накоплением заряда. Изобретатель назвал ее «иконоскоп» («икон» с греческого — образ; «скоп» видеть). Два узла — иконоскоп и кинескоп — стали основными узлами в электронной системе телевидения.

Изобретатель у электронного микроскопа

В 1936 году регулярные телевизионные передачи начались в Германии и Великобритании. Кстати, по телевидению транслировали из Берлина летние Олимпийские игры 1936 года. А в 1938 году Дэвид Сарнов объявил, что телевидение стало технически осуществимым в каждом доме. Сарнов стоял перед телевизионной камерой у одного из павильонов Нью-Йоркской всемирной выставки и вещал: «Теперь мы к звуку добавляем изображение».
Другие изобретения Зворыкина
Владимир Козьмич Зворыкин не только изобретатель телевидения. Например, он изобрел приборы, которые позволили в 1944 году американским летчикам успешно бомбить Берлин в условиях густого тумана. После войны ученый разрабатывал уже цветное телевидение. Кроме того, он занимался работами по созданию фотоэлементов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения. Зворыкин известен и как изобретатель первого в мире электронного микроскопа. Он плодотворно работал в области медицинской электроники. В частности, создал устройство диагностирования внутренних органов. Всего на счету Владимира Козьмича 120 изобретений.
Хотел ли Зворыкин вернуться на Родину? Такая мысль у него была. В 1933 и 1934 годах он даже посетил Советский Союз. Выступал с докладами, знакомился с разработками московских и ленинградских лабораторий, после чего серьезно подумывал покинуть США. Его отговорили родственники: как только он станет гражданином СССР а не американским подданным, ему сразу припомнят белогвардейское прошлое, эмиграцию и прочее. На гуманность сталинского режима даже по отношению к гениальному ученому надеяться не приходилось.
Владимир Козьмич Зворыкин и умер в Америке в 1982 году.

Тайны ХХ века, №52, декабрь 2009, Михаил ЕРШОВ

Поделиться с друзьями:

загрузка…

Комментарии:
Нет комментариев 🙁 Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу ‘http’, из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:

загрузка…

загрузка…

Контакты администрации сайта :

Кинескоп — это приемная телевизионная электронно-лучевая трубка, воспроизводящая телевизионные изображения. Термин «кинескоп» происходит от двух греческих слов kinesis — «движение» и skopeo — «смотрю». Кинескоп используется при просмотре черно-белых и цветных изображений в естественном формате или перенесенных на большой экран. С помощью кинескопа также снимают изображения на кинопленку, он является источником света и устройством, которое раскладывает изображение на части при его передаче.

Кинескоп изобрел отец телевидения, изобретатель в области электроники
В. К. Зворыкин. Родившись в Москве, Владимир Кузьмич в 20-летнем возрасте переехал в Принстон, США, поэтому признается американским ученым. В 1931 г. он изобрел кинескоп, приемную трубку, и вместе с Г. Оглобинским иконоскоп, передающую трубку.

Кинескоп представляет собой вакуумированную стеклянную колбу, посредством луча из электронной пушки проецирующую изображение на фосфорный экран. Электронная пушка располагается в горловине кинескопа, в ее состав входят анод, катод и пара электродов для того, чтобы фокусировать управление лучом. Колба-кинескоп имеет с одного конца узкую горловину, которая заканчивается широким дном и переходит в коническую часть. Специальный фокусирующий элемент собирает электроны в пучок. Экран кинескопа — это дно кинескопа, обработанное люминофором. Электроны могут свободно передвигаться только в вакууме, поэтому весь воздух из стеклянной колбы откачивается. Нить накала разогревает катод, его температура повышается и он излучает электроны. Освобожденные электроны проходят сквозь управляющий электрод кинескопа, представляющий собой металлический цилиндр, окружающий катод. За управляющим электродом располагаются ускоряющий и фокусирующий электроды, а также анод, все они имеют вид полых цилиндров. Такие цилиндры различаются только своими длинами и диаметрами. Электроны, двигающиеся мимо ускоряющего электрода, получают большую скорость. Фиксирующий электрод формирует из потока электронов луч.

На внутреннюю поверхность конуса кинескопа нанесено токопроводящее покрытие, соединенное с анодом. На анод подается высокое положительное напряжение, под воздействием которого электроны еще больше ускоряют свое движение к экрану. Чем слабее поток электронов, тем бледнее свечение экрана. Управляющий электрод может регулировать плотность электронного луча и яркость изображения.

Изобретатель телевидения Зворыкин Владимир Козьмич: краткая биография муромского парня

Катушки кадров и строк создают магнитное поле, которое перемещает электронный луч по экрану. Катушки кадров и строк представляют собой электромагниты, которые размещены в горловине трубки. Луч описывает строки по горизонтали благодаря строчным катушкам, а по вертикали за счет кадровых катушек.

В кинескопе цветного телевизора находится не менее трех электронных пушек. Экран покрывает огромное количество красного, синего и зеленого люминофоров, которые светятся при соприкосновении с электронами. Перед экраном внутри кинескопа вставлена маска из металла с большим количеством отверстий. Эти отверстия распределяют электронные лучи определенного оттенка так, чтобы они попали только на тот люминофор, который вызывает аналогичное лучу свечение. Так, луч, несущий красную часть изображения, попадает на люминофор, вызывающий красное свечение, зеленый на точки зеленого люминофора, а синий, соответственно, на синий.

Из-за микроскопических размеров зерен люминофора глаз человека воспринимает не разрозненные цвета, а целостное цветовое изображение.

Стеклянная колба кинескопа изготавливается с толстыми и прочными стенками, чтобы выдерживать амплитуду давлений. Стекло кинескопа выполняет функции диэлектрика. Электронную пушку кинескопа составляют нагреватель, катод, ускоряющий и фокусирующие электроды, модулятор и высоковольтный цилиндрический электрод.

Отклоняющаяся система приемной телевизионной трубки состоит из катушек, которые вертикально и горизонтально отклоняются. Чтобы создать магнитное поле для обеспечения неискаженного изображения, в катушках размещена специальная намотка.

Для приема черно-белых изображений в СССР изготавливался кинескоп с прямоугольной формой экрана. Электростатические системы фокусируют луч, магнитные системы фиксируют отклонение. Цветной кинескоп может принимать равнозначно как цветные, гак и черно-белые изображения.

Черно-белый кинескоп состоит из нити подогревателя катода, управляющего и ускоряющего электродов, катода, двух анодов, проводящего покрытия, катушек вертикального и горизонтального отклонений луча, экрана и электронного луча. Цветной кинескоп с теневой маской составляют: экран, триады (люминофорные точки), цветоделительная маска, электронный прожектор, отклоняющая система, магниты чистоты света и смещения луча, системы радиального свечения.

Автор романа «Брат мой — враг мой» М. Уилсон проблему, стоящую перед В. К. Зворыкиным, выразил словами своего героя:
«Возьми, к примеру, придуманную у „Вестиигауза" систему распыления точечных фотоэлементов на листе слюды. Если им удастся уменьшить и сблизить эти точки, изображение получится четким и ясным. Тут необходимо вмешательство химика, а фирма „Вестингауз" может нанять тысячу химиков для работы над этой проблемой. И решение ее — только вопрос времени».
Химик «Радиокорпорации» С. Изиг нашел простой способ изготовления мозаичной мишени — напылением тонкого слоя серебра на слюдяную подложку и нагреванием ее в горячей печи. Тонкий серебряный слой при нагреве приобретает способность сворачиваться в гранулы. На слюдяной пластинке размером 10X10 см образовывалось несколько миллионов изолированных друг от друга гранул. Затем на серебряный подслой наносился цезий, обладавший повышенной чувствительностью к свету. С противоположной стороны слюдяная пластинка покрывалась сплошным металлическим слоем. Таким образом, каждый из миллионов миниатюрных фотоэлементов служил в то же время и миниатюрным конденсатором. Этой трубке В. К. Зворыкин дал название «иконоскоп» (от греческих слов eikon — изображение и skopeo — смотрю).

Любопытно, что В. К. Зворыкин среди своих более чем 80 изобретений в области телевидения патента на иконоскоп не имеет. В литературе порой упоминается его патент № 2021907 с приоритетом от 13 ноября 1931 года, чертеж в котором можно по внешнему сходству принять за схематическое изображение иконоскопа.

Подарок американскому континенту. Владимир Козьмич Зворыкин – изобретатель телевидения.

Данный патент, однако, выдан на способ и устройство для наблюдения микроскопических биологических объектов в ультрафиолетовых лучах. Более ранние патенты В. К. Зворыкина на передающие трубки вообще не содержат описания характерных признаков иконоскопа. Такая ситуация породила немало толков и догадок, тем более что и патентное бюро США не смогло представить никаких материалов относительно авторских прав на прибор.
Вполне может быть, что запатентовать иконоскоп В. К. Зворыкину помешало изобретение венгерского специалиста К. Тиханьи, подавшего свою заявку в патентное ведомство США в 1929 году. В патенте К. Тиханьи описывается трубка, похожая на иконоскоп, но не формулируется принцип накопления. Держателем этого патента стала та же «Радиокорпорация».

Иконоскоп получил высокую оценку в советской печати. В частности, С. И. Катаев, горячий сторонник электронных методов в телевидении, писал: «Решительного пункта развитие электронно-лучевых приборов достигло в 1933 году, когда д-р Зворыкин выступил с опубликованием результатов работ по телевидению, ведущихся до этого в течение нескольких лет в лаборатории „Радиокорпорации" в США. Этой лаборатории, руководимой Зворыкиным, удалось построить электронный передатчик телевидения, основанный на совершенно оригинальном принципе, позволивший передавать изображения со значительно большей четкостью, чем лучшие передатчики с диском Нипкова. С этого времени вопрос о том, какое из двух направлений в развитии ¦телевидения следует считать решающим — механическое или электронное,— перестал быть темой дискуссии».


Ультрафиолетовый телевизионный микроскоп В. К. Зворыкина
— баллон, г — мишень, 3 — сетка, 4, 5 — отклоняющая система, 6 — прожектор, 7 — входное окно, 8 — оптика, 9 — объект наблюдения, 10 — источник УФ-лучей, 11—13 — усилитель, 14 — монитор

Надо отметить, что в США наступившая депрессия задержала осуществление коммерческого телевидения на семь лет.
После публикаций В. К. Зворыкина планы развития телевидения в нашей стране подверглись пересмотру. Было принято решение: в кратчайший срок ликвидировать отставание в данной области. Решить «проблему Зворыкина» поручили сектору телевидения Института телемеханики, которым руководил опытный инженер-исследователь Я. А. Рыфтин. Для разработки иконоскопа была создана первая в СССР лаборатория передающих телевизионных трубок во главе с Б. В. Круссером. Четко определились функции и других сотрудников сектора: обязанности по доработке приемной трубки взял на себя К. М. Янчевский, схемотехническую часть аппаратуры разрабатывали А. А. Железов и И. С. Абрамсон. В работе над иконоскопом Б. В. Круссеру помогали молодой инженер Н. М. Романова и лаборант Н. К. Аксенов. Опыты проводили на образцах уменьшенного объема, чтобы сократить время вакуумной обработки.

Увлеченные работой сотрудники частенько задерживались в лаборатории допоздна. Наконец, в один из июньских вечеров 1934 года иконоскоп заработал. Радости не было границ. Создатели советской электронной системы телевидения взялись за руки и закружились в веселом хороводе вокруг установки, а на экране светились буквы TV — изображение, переданное при помощи первого отечественного иконоскопа. В конце года группа Круссера научилась делать иконоскопы нормального размера на 180 строк, как и определялось правительственным заданием.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *