Тест по обществознанию Природа человека для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Человек является продуктом эволюций

1) духовной и биологической
2) биологической и социальной
3) биологической и культурной
4) биологической и социально-культурной

2. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» при­надлежит

1) Р. Декарту
2) Б. Спинозе
3) Ж.Ж. Руссо
4) Д. Локку

3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связывала

1) философия Возрождения
2) немецкая классическая философия
3) философия марксизма
4) философия гедонизма

4. Процесс историко-эволюционного формирования физиче­ского типа человека называется

1) эволюцией
2) гендерологией
3) генезисом
4) антропогенезом

5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо соци­альное в трудах

1) Ч. Дарвина
2) Ф. Энгельса
3) Аристотеля
4) Гегеля

6. Идея переселения душ была выдвинута

1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) философией эпохи Возрождения

7. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» ха­рактерно для

1) древнегреческой философии
2) древнекитайской философии
3) философии христианства
4) древнеиндийской философии

8. Автором термина «категорический императив», характери­зующего нравственный закон для человека, является

1) Г.Ф.В. Гегель
2) И. Кант
3) О. Конт
4) И. Фихте

9. Философия Жан Поля Сартра, считавшего, что объектив­ному, детерминированному миру противопоставлена чело­веческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов, относится к такому направлению в философии как

1) экзистенциализм
2) эмпиризм
3) эмпириокритицизм
4) этатизм

10. Специфические черты, присущие отдельной особи, орга­низму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются

1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) нет верного ответа

11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, называется

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

12. Индивидуально устойчивые свойства человека, опреде­ляющие его успехи в различных видах деятельности, назы­ваются

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

13. Устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества, явля­ется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

14. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функциони­рования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

15. Какое понятие не употребляется при классификации по­требностей человека?

1) биологические
2) духовные
3) социальные
4) приоритетные

Часть 2

2. Установите соответствие между терминами и определения­ми.

Термины

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

Определения

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и соци­альные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди мно­жества других, обладающий спе­цифическими свойствами

3. Закончите фразу: «Источником активности личности являются многообразные личные и общественные __________».

4. Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным призна­ком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой че­ловек не может объяснить, как он создает свои произведе­ния, его творчество носит во многом бессознательный ха­рактер. Как называют такого человека?

5. Их делят на несколько видов: природные (связанные с врожденными задатками), общие интеллектуальные (развитая память, точность ручных движений и т.д.) и специальные (музыкальные, спортивные и прочее). О каких свойствах человека идет речь?

Часть 3 (темы эссе)

1. «Человек -это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).

2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).

3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставать­ся человеком» (И. Гёте).

4. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристо­тель).

Смысл жизни? Что же это такое? Я думаю, что каждый здравомыслящий человек, когда-нибудь, но задумывается – ради чего он живет, правильно ли он живет, что есть цель его жизни. Проведя небольшой опрос, (среди людей невоцерковленных), изучив некоторые материалы по данному вопросу можно сказать, что большинство людей видит смысл жизни в детях, в работе, самореализации, образовании, познании мира и просто жить, чтобы жить, не задумываясь ни о чем. Но что, же под смыслом жизни подразумевает православный взгляд на мир? Любая деятельность человека подразумевает результат. Итог наших трудов может быть разный. А жизнь человека, её итог это физическая смерть. Давайте попробуем рассмотреть наиболее типичные ответы на вопросы о смысле жизни человека с точки зрения ее итога.
— Смысл жизни в том, чтобы понять этот смысл. Смысл жизни в самой жизни. Но ведь смысл, к примеру, сна не в том, чтобы спать, а восстановить организм для последующей жизни. Получается, что это просто набор фраз — эта просто уход от желания поиска смысла жизни,
— Смысла жизни нет. А если спросить человека: Вы искали? Ведь слово найти подразумевает какое-либо действие, а если и искали, то там ли искали.
— Самореализация, добрая память о Вас людях, богатство, достижение всех мыслимых и немыслимых удовольствий, власть. Давайте посмотрим на все это, учитывая неизбежность смерти. Какая разница достигли ли Вы чего, или нет, реализовались или нет – конец один, смерть. Остались плоды Ваших трудов, а какого они качества, будут ли они оценены и в конечном счете, какой толк в этом лично для Вас — пользоваться ими Вы не можете – Вы мертвы. Представьте кладбище, Ваши похороны, громадное количество людей и все говорят о Вас хвалебные речи – вот покойный, он добился всего, чего желал – реализовал себя на 200%, имел неограниченную власть, плодами его трудов будут пользоваться потомки, чего желал все имел. Представьте себе, Вы на секунду оживаете. Утешитесь?
— Смысл жизни в детях, потомках. Естественно, любить своих близких, заботится о них это очень и очень правильно и большинство людей так и поступает. Но может ли забота о детях, потомках быть самым главным смыслом жизни. Перенося свою жизнь, на жизнь другого человека, тоже смертного, мы в первых растворяемся в нем, теряем себя, и во вторых как бы переносим поиски смысла жизни на него, сами уходим от вопроса, переносим поиски смысла жизни на будущее поколение. Если мы говорим, что оставляем потомкам какие-то материальные ценности, статус — всегда ли это хорошо, сколько случаев, когда незаработанное, не добытое собственным трудом развращает. Перенося поиски смысла на потомков, есть риск, что что-нибудь с потомком произойдет, и цепочка поиска смысла жизни прервется. Тогда живя только для других сам человек, прожил свою жизнь без смысла.
— Смысл жизни в работе, творчестве. И любой человек задумывается. что будет со всеми его достижениями, когда он умрет. Ни что не вечно, и ничего с собой в могилу мы не возьмем. Соломон говорил «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме… Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Еккл. 1, 12; 2, 4-11). Или смысл в том, о чем мечтали, горели все истинные революционеры, шли на подвиг, жертвовали собой Вспомните у Н. Островского: жизнь надо прожить так, чтоб не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, жизнь должна быть отдана одному — борьбе за освобождение человечества. И где все эти идеалы. Все сейчас растоптано новыми условиями жизни и их подвиг уже и не подвиг, идеи бессмысленны. Но даже если подвиг поможет некоторому количеству поколений, что из этого самому человеку. Вы после смерти этим утешитесь?
Все выше перечисленное, а основывался я на своем опросе, своими размышлениями и, подкрепив размышлениями на эти тему психологов Михаила Хасьминского и Ольга Покалюхиной изложенными в краткой форме выше (1), говорит о том, что на бытовом уровне, рассматривая жизнь с точки зрения ее итога, понятие смысла жизни, заканчивающееся смертью, приводит к мысли: после меня пусть живут другие, пользуются плодами моей жизни, помнят обо мне, а меня самого уже нет и не будет. Отсюда смыслом жизни становятся лозунги: «Зачем жить – все равно умирать», «Урви от жизни сейчас все, что только можешь»
Так, что получается, смысла жизни нет. Нет. Он Есть. Мы просто не там его ищем. А лежит он на поверхности. Только Вера в Бога, понимание того. что наша жизнь не заканчивается физической смертью — вера во Спасение есть первое условие ясного и христианского понимания смысла жизни. Вопрос о смысле жизни глубоко связан с вопросом познания Бога. Существующие методы познания жизни не дают конкретного ответа, есть ли жизнь после смерти, эти вопросы тесно связаны с вопросом «А если Бог». В этом вопросе, не вдаваясь глубоко в подробности, потому что вопрос доказательства существования Бога сам по себе огромен, хочется сказать, что здесь мы переходим в область осознания человека своего собственного «Я». Словами С. Франка (3) уже сама по себе жажда найти Бога, искания его в самом себе, соединения с ним и поиск в нем спасения, и само существование человеческой личности доказывает существование Бога. Или, как сказала одна из прихожанок нашего храма, «Я просто Верю» — вот самое главное доказательство существования Бога (каким мелким я себе показался). Если мы говорим о доказательствах существования Бога, то, как часто мы проходим мимо доказательств того, что Бог есть, что он стучится в наши сердца, постлав нам соломинку, шепнув нам на ушко, придя во сне, навернув слезы на глаза, радость о чьих-то успехах, а мы, мы не замечаем (стечение обстоятельств, хорошо лечили). А вот когда Господь дает знать о себе, настлав на нас болезнь, мы замечаем, вспоминаем о Боге — а где же ты, Господи. Понимание существования Бога, во всей её глубине ко мне пришло как бы неожиданно, я вдруг осознал, что есть Бог, а все остальное — то, что он создал, как в Евангелие зерно созревает, зреет и вырастает и этого процесса не видно. И какое величие, что Бог сам сошел на землю в облике Христа, претерпел все мыслимые и немыслимые муки, чтобы указать нам путь спасения и спасти нас. Хочу сказать еще о пари Паскаля: даже если Бога нет, то человек, живущий по заповедям божьим ничего не теряет, он достойно проживает свою жизнь и умирает, а если Бог есть, а человек «держит пари», что Бога нет и живет исходя из того, что после телесной смерти, его ничего не ожидает он теряет все. (1).
Второе условие – наша настоящая жизнь не самодовлеющая ценность, а необходимое условие бытия личности для достижения ее жизни в Боге. Написал и подумал, заумно это как то все. Проще надо быть, проще высказывать свои мысли, приобретенные в своих поисках, размышлениях, а также поисках других людей. Пока на грабли не наступишь, не поймешь, что это грабли, это ведь тоже путь Познания – хотя и очень болезненный, но мое мнение — лучше у кого, то узнать про грабли, использовать опыт других людей – и если уж ничего не доходит, остается на них наступить. И как часто мы в своей жизни на них наступаем, грешим, забываем, о том, что с окончанием нашей земной жизни все не кончается. Христианское понимание смысла жизни заключается в «приобретении личностью еще здесь, на земле, бого-подобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для бесконечной жизни в Боге» — А. Осипов (5). Очень и очень верно, но опять те же грабли — попроще — Жизнь это кредит, (читайте, пожалуйста, Евангелие от Матфея — притча о талантах) который выделил нам Господь, и как мы им распорядимся, зависит, с чем мы придем к господу. Или мы полностью растратим его, а то еще и позанимаем, или вернем все сполна, или еще и преумножим его. Или еще можно представить нашу жизнь с учебой, по окончании которой наш ждет экзамен с экзаменатором в лице Господа, и тут уж не спишешь, не словчишь — халявы не будет. И Бог дал нам свободу – вспоминается тезис марксистко-ленинской философии: «свобода – это осознанная необходимость». Но в отличии от всех других толкований свободы Бог не только дал, но и взял всю ответственность за те последствия к которым эта свобода приводит: страдания, смерть, болезни, все другие ужасы нашей жизни . Словами Антония Сурожского: Бог «поручил нам мир, Им Самим созданный, открыл нам творческую возможность сделать из этого мира чудо красоты, гармонии, правды. Но когда человек уклонился с этого пути, пошел своими путями эгоизма, жадности, страха, нелюбви и т.д., то Бог стал человеком. Мы верим, что Иисус Христос, родившийся в Вифлееме, проповедавший на Святой земле, распятый после неправедного суда и воскресший, был действительно Сам Бог, вступивший в этот мир для того, чтобы разделить с нами все последствия Своего творческого акта и того, что мы сделали с этим миром, который Он нам доверил» (4). И что человеку, с этой свободой делать. Не вдаваясь глубоко в подробности, потому, что это отдельная тема, сошлюсь на Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не
все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1 Кор. 6. 12. ). Так как все-таки нам жить, чтобы достичь спасения, Как жить, чтобы наша жизнь обрела смысл? Мне очень понравилась метафора иеромонаха Макария (Маркиша), сравнившего жизнь с компасом, только у одних людей он как у детей пластмассовый, тронешь стрелку и она куда хочет и направиться и там останется, а то и завертится, а у других настоящий, который тронул а стрелка под воздействием внешних сил всегда возвращается и показывает единственно верное направление. «Компас этот есть в сердце у каждого из нас. Надо привести его в рабочее состояние, восстановить связь между стрелкой компаса совести и внешней силой добра: недаром само слово «религия» происходит от латинского «восстановление связи»… Когда наше сердце входит в контакт с Тем, Кто нас создал, кто принял за нас смерть на Кресте и воскрес, победив смерть, – тогда уходит с подмосток мыльная опера, и начинается жизнь со своим глубоким, стройным и радостным смыслом.» — дословно иеромонах Макарий (2). Спаси нас всех Господи!

Игорь Зайцев

Во все времена люди задавались вопросом о том, что же такое истина, и в чем заключается ее суть. Многие философы высказывали мнение о том, что истины, как таковой, не существует, что важен лишь ее поиск. У каждого человека есть свой путь поиска истины. У одних он имеет философское начало, у других – духовное, у третьих – материальное. Основы мировой религии также направляют людей в своих учениях и заповедях на тот или иной путь.

Именно в поиске духовной истины и заключается в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если брать во внимание тот факт, что в Христианстве центральной идеей является концепция вечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно данному представлению, будет являться стремление к воссоединению с Богом. Избрав духовный путь, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в уподоблении Христу.

Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такая позиция заставляет делать выводы о том, что, отдав себя всецело этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле впустую. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

На чем основаны убеждения Христианства?

Для того чтобы любая религия исповедовалась людьми, ей необходимо иметь основу для своих убеждений. Какие же обоснования выдвигает Христианство в качестве основных, доказывающих подлинность своей идеи? Ведь для того, чтобы человек увидел перспективу в этом, объяснение религиозной идеи должно быть максимально конкретизированным, обоснованным и включать в себя ряд фактов.

Первое доказательство православной идеи, по мнению Христианства, заключается в том, что, посвятив свою жизнь Богу, человек не теряет абсолютно ничего, но при этом приобретает духовные ценности, обретает возможность спасти свою душу и жить вечно в единении с Богом. Из этого убеждения следует, что отвергать христианский смысл жизни, крайне неразумно.

Следующее, что предлагает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь чистая и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшие состояние блага каждого из нас.

Таким образом, приводя таковые доводы, данная религия объясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.

— В чем смысл жизни с христианской точки зрения?

— Вопрос очень важный. Если Христос есть Истина, если Он есть Спаситель, как мы, христиане, веруем, следовательно, смысл человеческой жизни должен состоять в том, чтобы мы могли увидеть в Нем этого Спасителя, обратиться к Нему и избавиться от погибели.

Парадокс в том, что мы, будучи грешными, нисколько не видим, что погибаем от своих грехов. Смысл человеческой жизни в том, чтобы, наконец, увидеть, что я действительно грешный человек, что я действительно от этих грехов погибаю и погибну (в этой жизни и, следовательно, в будущей); увидеть, кто я на самом деле, хотя думаю о себе, что я лучший в мире. Только увидевший свои грехи и увидевший, какое зло они могут причинить и причиняют, что самому не исцелиться от этого зла, может обрести спасение, обратившись ко Христу.

Смысл человеческой жизни в том, чтобы увидев это, смириться хоть немножко. Как Достоевский писал: «Смирись, гордый человек!», будучи никто, ты о себе что думаешь только. Только увидевший и смирившийся обратится к Христу. Христос есть Спаситель, и мы видим, что даже разбойник, бандит, весь в крови человеческой – покаялся, вошел в рай, оказался спасенным. Смысл увидеть себя, как разбойник, что «достойно по делам своим принимаем», «помяни Ты меня Господи, я никогда там не буду и не могу быть, вот насколько я недостойное существо». Все великие святые достигали святости только таким образом. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я». Макарий Великий говорит: «Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже совершил благое пред Тобою». А мы? «Ну что вы, я очень много делаю доброго, и не очень и согрешаю. А кому что я сделал худого? Ты, Христос, мне в общем-то и не нужен, меня не от чего спасать. Бытовые вещи, материальные – это да, дай-дай, а спасать меня не от чего, я хороший…». Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы увидеть, наконец, что мы больные, а не здоровые, что мы грешные, а не праведники. Тогда только мы обратимся ко Христу, и Христос действительно спасет нас.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *