Вопрос: Ветхий Завет и Новый – какие между ними различия?
Ответ: Ветхий Завет закладывает основание для учения и событий, излагаемых в Новом Завете. Библия является прогрессивным откровением. Если вы пропустите первую часть любой хорошей книги и попытаетесь дочитать ее до конца, вам сложно будет понять характер героев, план и развязку. Точно так же Новый Завет можно полностью понять только тогда, когда он рассматривается как продолжение описания событий, героев, законов, системы жертвоприношений, заветов и обетований, записанных в Ветхом Завете.
Если бы мы имели только Новый Завет, то начиная читать Евангелия, не знали бы, почему иудеи так ожидали Мессию (Царя-Освободителя). Без Ветхого Завета мы не поняли бы, почему этот Мессия должен был прийти (см. Исаии 53 гл.), и не смогли бы определить Иисуса из Назарета как Мессию из множества детальных пророчеств о Нем, например, о месте рождения (Михея 5:2), каким образом Он умрет (Псалтирь 21, особенно стихи 2, 8-9, 15-19; 68:22), Его воскресении (Псалом 15:10) и многих других подробностях о Его служении (Исаии 52:19; 9:2).
Без Ветхого Завета мы бы не понимали иудейских обычаев, которые вскользь упоминаются в Новом Завете. Мы бы не знали, каким образом фарисеи исказили Божественный закон, добавляя к нему свои традиции. Мы бы не понимали, почему Иисус был столь разгневан, когда очищал двор храма от менял. Мы бы не знали, что можем черпать мудрость из того же кладезя, что и Христос, много раз отвечая Своим оппонентам.
В Евангелиях и книге Деяний Апостолов зафиксировано исполнение многих пророчеств, которые были записаны сотни лет до этого в Ветхом Завете. В событиях рождения Иисуса, Его жизни, творимых Им чудесах, смерти и воскресении, как описано в Евангелиях, мы находим исполнение ветхозаветных пророчеств, относящихся к первому пришествию Мессии. Именно это подкрепляет утверждение Иисуса о том, что Он является обещанным Христом. Кроме того, даже пророчества в Новом Завете (большинство из которых находится в книге Откровение) основаны на предыдущих пророчествах, которые мы находим в ветхозаветных книгах. Они относятся к событиям, предваряющим второе пришествие Христа. Примерно два из трех стихов в Откровении основаны или связаны с Ветхим Заветом.
Кроме того, в связи с тем, что откровение в Священном Писании является прогрессивным, Новый Завет сосредотачивается на учениях, которые лишь упоминаются в Ветхом Завете. Послание к Евреям называет Иисуса Первосвященником и описывает, каким образом Его жертва заменяет все предыдущие жертвоприношения животных, которые были ни чем иным как ее прообразами. Ветхий Завет дает закон, состоящий из двух частей: Десять Заповедей и благословения/наказания, которые зависят от послушания или непослушания этим заповедям. Новый Завет уточняет, что Бог дал эти заповеди, чтобы показать людям их нужду в спасении; заповеди никогда не были средствами спасения сами по себе (Римлянам 3:19).
Ветхий Завет описывает систему жертвоприношений, данную Богом израильтянам для временного оправдания их грехов. Новый Завет уточняет, что эта система указывала на жертву Христа, через Которого лишь возможно спасение (Деяния 4:12; Евреям 10:4-10). В Ветхом Завете рай был утрачен; Новый Завет показывает, как рай был возвращен человечеству через второго Адама (Христа), и как он однажды будет восстановлен. Ветхий Завет провозглашает человека отделенным от Бога из-за греха (Бытие 3 гл.), а Новый Завет сообщает, что человек может возобновить свои отношения с Богом (Римлянам 3-6 гл.). Ветхий Завет предсказывал приход и жизнь Мессии. В Евангелиях, в основном, записана жизнь Иисуса, в то время как в Посланиях дается интерпретация Его жизни и рекомендации о том, как нам следует реагировать на все, совершенное Им.

Без Ветхого Завета мы бы не понимали обетований для иудейской нации, которые Бог еще должен выполнить. Таким образом, мы бы не смогли правильно понять, что период Бедствия – это семилетний период, на протяжении которого Он будет особым образом работать с иудейской нацией, которая отвергла Его при первом пришествии, но примет при втором. Мы бы не поняли, как будущее тысячелетнее правление Христа согласуется с Его обетованиями иудеям, а также какой будет роль и участь язычников в связи с этим. Точно так же мы бы не увидели, как окончание Библии связано с началом Библии, восстанавливая рай, каким Бог создал этот мир.
Таким образом, Ветхий Завет был предназначен для подготовки израильтян к пришествию Мессии, Который должен был принести Себя в жертву за грехи всего мира (1 Иоанна 2:2). В Новом Завете описывается жизнь Иисуса Христа, а потом рассматривается Его служение и то, каким образом мы должны принимать Его дар вечной жизни и жить в благодарности за все, сделанное Им для нас (Римлянам 12 гл.). Оба Завета открывают одного и того же святого, милостивого и праведного Бога, Который осуждает грех, но хочет привести к Себе падшую человеческую расу грешников посредством прощения, возможного только через заступническую жертву Христа. В обоих Заветах Бог открывает нам Себя и то, как мы можем прийти к Нему через Иисуса Христа. В обоих Заветах мы находим все, что нам нужно для вечной и благочестивой жизни (2 Тимофею 3:15-17).

Термин Ветхий Завет фактически не встречается в еврейской Библии. Ветхий Завет отличается от «нового завета», о котором пишет Иеремия в Иеремии 31: 27-40. Поэтому, чтобы понять Ветхий Завет и Новый Завет, нам действительно нужно понять этот конкретный текст.

Ветхий Завет

Иеремия 31: 31-32 говорит: «Придет время, заявляет Господь, когда я заключу новый завет с народами Израиля и Иудеи. Это не будет заветом, который я заключил с их предками, когда взял их рукой, чтобы вывести их из земли Египетской. Они нарушили этот завет со мной, хотя я был их мужем, заявляет Господь «.

Иеремия говорит нам точно, что такое Ветхий Завет. Ветхий Завет — это Мозаичный Завет. Это завет, который Бог заключил с израильтянами, когда вывел их из Египта. Это не Авраамов Завет. Это не завет Давида. Эти заветы были заключены с конкретными людьми. Это Мозаичный Завет. Завет Мозаики не был заключен с Моисеем, несмотря на название. Это было сделано со всем народом Израиля.

Какие именно были положения Ветхого Завета? Исход 19: 5 наиболее четко излагает завет Мозаики: так что теперь, если вы будете строго соблюдать меня и оставаться верным моему завету, вы будете моим самым драгоценным имуществом из всех народов, поскольку вся земля принадлежит мне.

По сути, если люди подчиняются закону Моисея, они будут Божьим народом. Есть и другие места, которые говорят о завете Моисея на протяжении всего Исхода ко Второзаконию, но основная мысль та же. Соблюдайте закон, и вы будете Божьим народом. Вы будете «святым народом» (Исход 19: 6).

Так что случилось? Израиль нарушил завет. Они не подчинялись закону Моисея и поэтому были побеждены другими народами. Это тот случай, из которого пишет Иеремия.

Новый Завет

Иеремия 31: 33-34

Нет, это завет, который я заключу с народом Израиля после того времени, заявляет Господь. Я вложу в них свои Инструкции и выгравирую их на их сердцах. Я буду их Богом, а они — моим народом. Им больше не нужно будет учить друг друга говорить: «Знай Господа!» потому что все они будут знать меня, от самого маленького до величайшего, заявляет Господь; ибо я прощу их проступки и никогда больше не вспомню их грехи.

Обратите внимание, что результат Нового Завета такой же, как и в Ветхом Завете. Израиль будет Божьим народом. Разница заключается в соблюдении закона Моисея. В новом завете закон Моисея будет «выгравирован на их сердцах». Неудача Ветхого Завета состояла в том, что люди не повиновались. В Новом Завете люди не будут ослушаться. По-видимому, они просто будут делать то, что правильно, и поклоняться Богу от всего сердца. Другими словами, закон больше не будет нужен. Закон будет исполняться без необходимости побуждать людей к соблюдению.

Из-за этого, то, как они нарушили завет в прошлом, будет забыто. Бог простит Израиль и его народ за их проступки. Ветхий Завет обновляется в Новом Завете. Контекст отрывка также включает в себя восстановление Израиля как Царства Божьего. Города будут восстановлены. Израиль будет восстановлен как Божье Царство.

Истолкование Иисусом Нового Завета

Иисус видел себя и свою смерть как исполнение обещания нового завета. Он увидел, что Божье Царство приближается. Луки 22:

14 Когда пришло время, Иисус занял свое место за столом, и к нему присоединились апостолы. 15 Он сказал им: «Я искренне желал съесть эту Пасху с вами, прежде чем я буду страдать. Я говорю вам, я не буду ешь это, пока оно не исполнится в Божьем Царстве «. 17 Взяв чашку и поблагодарив, он сказал: «Возьми это и поделись этим между собой. 18 Я говорю вам, что отныне я не буду пить из плодов лозы, пока не придёт Царствие Божие «. 19 Взяв хлеб и поблагодарив его, он сломал его и дал им, говоря: это мое тело, которое дано вам. Сделай это в память обо мне. 20 Точно так же он взял чашку после еды и сказал: «Эта чаша — новый завет от моей крови, который излит для тебя.

Итак, Иисус увидел, что именно его смерть приведет к новому завету. Как или почему? Я не буду вдаваться в подробности, но в основном смерть Иисуса заставит Божий закон быть помещенным в сердца его народа и, следовательно, приведет к новому завету. Новый завет был создан его кровью. Его смерть заставит людей обращаться к Богу так, как не мог сделать закон.

Как в стороне: Ветхий Завет и Новый Завет названы в честь Ветхого Завета и Нового Завета. Слово «завет» на иврите b’rit иногда переводится как «завет» или «свидетельство».

Книга «Познакомьтесь с Богом Библии»
Следующая >>
Глава:

Богословы хорошо знают, что понятие ветхий, несмотря на название, не обозначает ненужность или архаичность первых 39 книг Библии. Все хвалебные изречения относительно Священного Писания, приведенные в Новом Завете, относятся исключительно к ветхозаветным письменам, так как самих книг Нового Завета тогда еще не было. Иисус призывал читать Писание1, а апостол Павел возвещал, что все Писание «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»2.

В рамках Нового Завета «ветхими» стали церемониальные постановления закона, касаемые Иерусалимского храма (святилища, скинии), обрядов и служения, проводимых в нем. Иисус пояснял, что Он и есть Храм и даже больше храма3. После жертвенной смерти Христа наши грехи символически возлагаются на Иисуса. На кресте была принесена истинная жертва, прообразом которой были жертвенные животные, убиваемые в святилище. То есть сейчас нам не нужно идти в храм, приносить за грех в жертву животное, но, согрешив, мы должны раскаяться и осознать, что за этот наш грех страдал и умер на Голгофе Христос. А в конце времени на Великом Суде вину за грехи мира понесет виновник греха – сатана и его приспешники, о чем нам говорит 20 глава последней книги Библии Откровение.

Сегодня Иисус Христос «воссел одесную Бога»4 и находится в Небесном святилище (скинии), по образу которого был устроен земной храм. Теперь Он там совершает посредническое (ходатайственное) служение вместо земных священников, которые были Его прообразами в ветхозаветном святилище.

Апостол Павел так возвещал об Иисусе и Его миссии в небесном храме:

«Мы имеем такого Первосвященника , Который… на небесах… есть священнодействователь … скинии истинной , которую воздвиг Господь, а не человек»5.

«Сей … имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»6.

Кроме служения в святилище, и ветхозаветные религиозные праздники, установленные Богом и описанные в Библии, тоже являлись прообразами служения Иисуса Христа. Так, праздник Пасхи был посвящен освобождению евреев из Египетского рабства. Ежегодно вечером 14 Нисана (Авивва) верующие убивали агнца (который носил название пасха) и съедали его, вспоминая, что когда-то давно благодаря доверию Богу и крови пасхального агнца, символизирующего заместительную жертву, в их семьях никто не пострадал и они все были спасены из египетского рабства. А 15 Нисана считался великим праздничным днем. Иисус умер на кресте именно на Пасху, дав освобождение людям от рабства греха и смерти. Апостол Павел так говорил об этом: «Пасха наша, Христос, заклан за нас»7. Следом за Пасхой «на другой день праздника»8шел праздник вознесения первого снопа пред лицо Господа, называемый Омер. Именно в этот день воскрес Иисус «первенец из умерших»9 перед глазами Бога и жителей всей Вселенной. Далее через 49 дней евреи праздновали праздник Пятидесятница (Шавуот). Он знаменовал собой заключение завета с Господом на горе Синай. После воскресения Иисуса также через 49 дней, то есть на праздник Пятидесятницы, на учеников Христа сошел Святой Дух и они понесли по миру весть об Иисусе Христе и новом завете. Спустя продолжительное время после Пятидесятницы, осенью евреи отмечали праздник Труб, заканчивающийся Судным днем – Йом Киппуром. Трубы описаны в последней книге Библии Откровение. Йом Киппур был прообразом Суда Божьего и ожидается в связи со Вторым Пришествием Христа. А завершает череду ежегодных библейских еврейских праздников Суккот – Праздник кущей, идущий за Йом Киппуром. Тогда во времена Ветхого Завета израильтяне в эти дни веселились, радуясь очищению от греха. Так после Великого Суда будут радоваться спасенные от греха, смерти и диавола люди.

Когда Иисус придет второй раз, живые на тот момент представители Божьего народа преобразятся, а мертвые воскреснут в новых телах для вечной жизни:

«Господь… при… трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут…; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем… так всегда с Господом будем»10.

«При последней трубе;… мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»11.

То есть служение Иисуса на Земле исполнило многие ветхозаветные образы. Отныне уже не нужны ветхозаветные праздники и храмовые обряды, включая, естественно, жертвоприношения: все они исполнились, являясь прообразами служения Христа и иных духовных реалий. Поэтому Новый Завет и называется Новым, так как он стал другим по сравнению с заветом, заключенным с евреями на горе Синай, который сейчас именуется Ветхим. Первый завет (Ветхий) был основан на крови жертвенных животных, убиваемых в святилище, символизировавших собой Иисуса, а Новый – на самой крови Христа. Иисус принял на Cебя грехи мира, расплатившись за них на Голгофе. Вот как апостол Божий говорил о разнице в заветах:

«Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное… Прежняя скиния … с… различными… обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос,… придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною … не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию… вошел во святилище и приобрел вечное искупление… И потому Он есть ходатай нового завета»12

Любовь Господа к людям была явственно показана через заместительное жертвенное служение Иисуса Христа на Земле! И сердца многих людей, уверовавших в Иисуса как в Христа и Сына Божьего, преображаются от осознания великой жертвы, на которую пошел Господь ради каждого человека.

Задолго до пришествия Иисуса пророк Божий видел, что придет время, когда характеры верующих людей станут совсем другими. Ведь закон Божий будет у них в сердце, а не только на свитках:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»13.

Поэтому апостолы в своих новозаветных посланиях не раз называют христиан новыми творениями, которые благодаря Иисусу становятся другими людьми, «облекшись в нового , который обновляется в познании по образу Создавшего его»14. Истинные христиане своей жизнью отражают образ Божий: «кто во Христе, тот новая тварь «15. То есть человек «во Христе» – уже новое творение. Старое мышление у него заменяется новым сознанием, благодарным Богу и направленным на добрые дела в согласии с Его волей. Такое изменение личности является сверхъестественным процессом и происходит при помощи Духа Святого.

Самое большое свидетельство того, что Иисус является Христом и Господом, – это личная встреча с Ним. Порой люди удивляются, как сильно меняются члены их семей, знакомые или коллеги, став христианами. Меняются их жизнь, характер, отношение к людям. Как и почему это происходит? Все просто – так действуют на них отношения с Христом. Именно поэтому молодая христианская церковь, состоявшая сначала всего из нескольких десятков верующих, так быстро разрослась, несмотря на различные гонения. Люди принимали новую религию и шли за Христом, воодушевляясь наглядными примерами тех добрых изменений, которые происходили с их родными и близкими. Так они сами знакомились с Иисусом. А затем и у них менялось мировоззрение и, как следствие, вся жизнь. Только личная встреча с Господом может доказать нам, что все, о чем говорит Библия, действительно правда. И эта встреча значительно лучше, чем любой трактат, логический довод или фактологический анализ. Именно личная встреча с Иисусом делает людей верующими христианами, именно в этой личной встрече Бог открывает нам Себя.

Для наглядности этих, на первый взгляд, сухих доводов, я приведу свидетельства чудесных обращений душ от неверия к вере.

1 Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 5:39
2 Библия, Новый Завет, Второе послание к Тимофею, 3:16

3 Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 2:19-22; от Матфея, 12:6
4 Библия, Новый Завет, Евангелие от Марка, 16:19
5 Библия, Новый завет, послание к Евреям, 8:1,2
6 Библия, Новый Завет, послание к Евреям, 7:24,25
7 Библия, Новый Завет, Первое послание Коринфянам, 5:7
8 Библия, Ветхий Завет, книга Левит, 23:10,11
9 Библия, Новый завет, Первое послание Коринфянам, 15:20
10 Библия, Новый завет, Первое послание к Фессалоникийцам, 4:16,17
11 Библия, Новый завет, Первое послание к Коринфянам, 15:52
12 Библия, Новый завет, Послание к Евреям, 9:1,9-12,15
13 Библия, Ветхий завет, книга пророка Иеремии, 31:31-33
14 Библия, Новый завет, Послание к Колоссянам, 3:10
15 Библия, Новый завет, Второе послание к Коринфянам, 5:17

СОДЕРЖАНИЕ
Свидетельства обращения >>
Книга готовится к изданию и ищет своего Издателя. Автор будет благодарен читателям, нашедшим в материале фактические ошибки. Писать через форму обратной связи или на e-mail: Теги: Новый Завет отличается от ВЕТХОГО

Бог любит символизм. Он любит скрытое значение и делает подсказки. Но Он делает это с определённой целью — показать нам, чего Он на самом деле желает: чтобы мы искали Его и исследовали Писание, и чтобы в конечном итоге мы нашли Его.

Есть очень много переплетённых образов в Танахе и Новом Завете. Один из примеров — последовательность событий от Песаха до Шавуота — и во времена Моисея, и во времена Иисуса. Корреляции между описанным в Танахе и в Новом Завете — это прекрасные неслучайности.

Сходства очевидны:

1. Рабство: В Египте мы были в рабстве. Наш народ взывал к Господу в агонии, страдая под бременем ужасной работы. Было очевидно, что мы нуждались в спасении. Когда Иисус начал своё служение в 30 лет, мы всё ещё были рабами — под игом греха. Свидетельство нашей греховной природы было вокруг Него повсюду: болезни, распри и гражданское неповиновение — снова наш народ стонал от несчастий. Наша нужда в спасительном решении была очевидна.

2. Свобода: Бог видел нашу беду в Египте и освободил наш народ. Он показал невероятные знамения и установил Песах, во время которого в жертву приносился агнец без порока, напоминающий о цене свободы. Ходя по израильским улицам, Иисус тоже видел страдания Своего народа. Его переполняло сострадание, и Он явил много чудес. Когда пришёл Песах, Он стал нашим жертвенным агнцем, чтобы заплатить цену за нашу свободу.

3. Время ожидания: Как говорится, «Хорошее приходит к тому, кто ждёт.” В пустыне во время нашего исхода из Египта Моисей взошёл на Синай. А наш народ находился в ожидании. После смерти и воскресения Иисуса, Он вознёсся в небеса. И мы пребываем в ожидании. В обоих сценариях произошла чудесная вещь: мы были освобождены из рабства. Но мы всё ещё нуждаемся во вхождении во что-то новое.

4. Получение дара: Шавуот — это кульминация весеннего сезона урожая и конец Отсчёта Омера. Он знаменует завершение работы, начатой на праздник Первых Плодов. Подобным образом, свобода наших праотцов не достигла полноты, пока им не была дана Тора на Шавуот. Хотя они уже не были в Египте, это было завершающее событие, которое сделало нас не просто народом, блуждающим по пустыне, не просто освобождённым народом, а Его народом. Также, когда Иисус воскрес из мертвых, сокрушив власть смерти и освободив нас от уз греха, Ему оставалось дать нам кое-что ещё — Святой Дух. С таким подарком обетования пророка Иеремии были исполнены:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: ‘познайте Господа’, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.” (Иер. 31:31-34)

Так в чём же разница между Шавуотом в Ветхом Завете и Шавуотом Нового Завета? На горе Синай Тора была дана народу Израиля на каменных скрижалях. В Новом Завете Бог вкладывает Свой Дух в сердца Своего народа. Его истина уже не просто записана на камне — когда мы принимаем Иисуса, она вживляется в само наше естество.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *