Аудио

Комментарий иерея Михаила Сергеева.
– У многих из нас живут домашние питомцы. Они радуют нас и даже скрашивают чье-то одиночество. Но животные, так же как и люди, стареют и болеют, при этом испытывая страдания. Ветеринары в таких случаях часто советуют усыпить животное. Но не у каждого из нас поднимается рука на братьев наших меньших. Какой совет может дать православный священник, узнаем в программе «Актуальный комментарий».

Такая ситуация, с которой сталкиваются очень многие люди. Ветеринары говорят: нужно усыпить, но ты понимаешь, что это живое существо… Как быть в этой ситуации?

– Во-первых, нужно сказать о том, что Господь создал и животных, и человека, но в Священном Писании нет никаких свидетельств о том, что душа животного бессмертна. И мы, понимая это, должны правильно относиться к нашим животным.

К сожалению, бывает часто так, что человек, заведя кошку, собаку или еще какое-то животное, настолько привязывается к нему, что считает его лучше человека. Конечно, мы должны понять, что это совершенно нехристианский взгляд, потому что Господь, создавая человека, создал его по Своему образу и подобию.

Что же делать, когда животное болеет, страдает? Мы знаем, что когда страдает человек, его страдания не бывают бесполезными или бесплодными. Если Господь попускает человеку страдать, через эти страдания человек очищается. Но что же с животными? Если животное действительно неизлечимо болеет либо его смерть уже близка и оно очень сильно мучается, думаю, не будет никакого греха, если усыпить такое животное. Но когда мы можем вылечить животное, то, конечно, должны постараться сделать это, потому что ответственны за тех, кого приручили.

И конечно же, правильное отношение к животному в данном случае поможет нам правильно относиться и к другим людям. Когда мы видим человека, который, как нам кажется, не заслуживает никакого уважения или даже жалости, мы должны себя спросить: не сильно ли окаменело наше сердце? При этом животное, которое живет у нас в доме, мы можем приласкать, можем простить ему какие-то проказы. Мы знаем: собаки или кошки часто портят мебель, ремонт в квартире, и им это прощается. А к человеку, который, может быть, случайно задел нас в метро или в автобусе, мы порой сразу же относимся нетерпимо, оскорбляем его, обзываем. Конечно, все это от того, что мы неправильно понимаем, кто такой человек и кто такое животное.

– Недавно в Интернете я столкнулся с таким вопросом: одна женщина спрашивала, можно ли молиться за животных?

– Вы знаете, молиться-то, наверное, можно, и, понимая, что все в руках Божиих, мы можем обратиться к Господу, чтобы Он, может быть, ослабил страдания животного именно ради нас, потому что, видя эти страдания, мы тоже очень сильно переживаем либо переживают наши дети, которые часто очень сильно привязываются к животным. Но все же мы должны понимать, что молитва за людей – это одно, а молитва за животных – совершенно другое.

Ведущий Александр Крузе

Записала Ксения Будченко

Ответ священника:

Животные и человек кардинально отличаются как по образу сотворения, так и по своим свойствам и предназначению. О сотворении животных Священное Писание говорит: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» (Быт. 1.20). О свойствах душ животных сказано: «…потому, что душа тела в крови» (Лев.17. 11). То есть душа животных по сотворению произошла из природных стихий, по свойствам – это жизненная сила, не отделимая от их тел. Она, согласно Писанию, есть кровь их. Со смертью тела исчезает его кровь, а с ним и душа. Об образе — же сотворения человека Библия говорит нечто совершенно иное: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1.26). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7). А о его состоянии после смерти сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7). То есть, человек, в отличие от животных, носитель образа и подобия Божиих. Дух, или душа человека является дыханием Божества и после смерти тела возвращается к Создавшему её. Душа человеческая – субстанциональна, то есть бессмертна и продолжает жить после смерти тела. И по своему предназначению: человек создан для вечного бытия в общении с Богом, а животные – в помощь человеку и для его нравственного развития. Поэтому, Церковь однозначно осуждает эвтаназию, считая её убийством, препятствующим созреванию через страдания души человеческой для Вечности. Но не осуждает усыпление неизлечимо больных домашних животных, поскольку они не обладают бессмертной душой и не наследуют Вечной Жизни.

Всевышний Аллах предписал нам заботиться о благополучии каждого живого существа. Потому мы обязаны относиться милосердно и к животным. Хотя животные и человек кардинально отличаются как по образу создания, так и по своим свойствам и предназначению, тем не менее, Ислам не дозволяет плохое обращение с животными.

За исключением некоторых вредных существ, запрещается убивать животных вне зависимости от того, является это животное домашним или диким. Если животное заболело, но его ещё можно вылечить, это следует сделать.

Усыплять животное просто потому, что оно заболело, не разрешается в Исламе, и если кто-то сделает это, он будет отвечать перед Всевышним Аллахом за причинение ненужных страданий животному.

Однако если животное безнадежно заболело, и нет никакой надежды на его излечение, или у хозяина нет возможности его вылечить, и при этом его нельзя просто выпустить на свободу, то это зависит от того, разрешается употреблять мясо этого животного в пищу или нет. А усыплять или убивать любое животное без надобности не дозволяется.

От ‘Амра ибн Аш-Шарида передаётся, что он слышал, как Аш-Шарид говорил:

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды»». (Имам Ахмад, Ибн Хиббан)

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Того, кто убьёт воробья или более крупную живность без права, Аллах призовёт к ответу в Судный День». Те, кто слушал его, спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие это?» Он ответил: «Охотник должен заколоть добычу и употребить в пищу, а не отрубить голову добыче и выбросить». (Ан-Насаи, Хаким)

Угроза, о которой идёт речь в этом хадисе, касается каждого человека, умертвившего животное, независимо от того, дозволено употреблять его мясо в еду или нет. Поэтому запрещается усыплять даже животное, мясо которого дозволено, только из-за того, что оно неизлечимо больное. Однако разрешается заколоть это животное для употребления мяса в пищу.

Что же касается животных, чьё мясо не дозволено, то, согласно шафиитскому мазхабу, однозначно не разрешается закалывать их, а также усыплять. В книге «И‘анат ат-талибин» об этом пишется следующее:

: اعانة الطالبين وغير المأكول فلا يحل ذبحه ولو لإراحته من الحياة عند تضرره من طول الحياة

«Не разрешается закалывать животное, мясо которого запрещено употреблять в пищу, даже ради того, чтобы принести ему облегчение от мучений, если агония причиняет ему страдания».

Также об этом пишется в книге «Хашия Аль-Буджарими»:

«Запрещается (харам) закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, даже ради того, чтобы облегчить его страдания, например, старого осла, страдающего от неизлечимой болезни, ибо в этом заключается истязание для него.

Если же получилось так, что человек вынужден употреблять мясо недозволенного животного, обязан ли он заколоть его, ибо закалывание предотвращает гниение, или не обязан, ибо это не принесёт никакой пользы?

Относительно этого вопроса имеются некоторые сомнения, но более близким к правильному является мнение, что не обязательно его закалывать, потому что закалывание не ничем отличается от умерщвления любым другим путём. Однако это желательно сделать, так как закалывание – более предпочтительный способ умерщвления. Потому что при закалывании животному легче испустить дух».

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что согласно шафиитскому мазхабу не разрешается лишать жизни даже неизлечимо больное животное. Однако в фетве, изданной Египетским домом фетв (Дар аль-ифта аль-мисрия), в этом вопросе делаются некоторые исключения:

«По моему мнению, если такое животное закалывается для использования кожи после дубления, то в этом нет запрета. Потому что в этом есть правомерная по шариату цель.

Также нет запрета в закалывании, если мясо передаётся в зоопарк в качестве корма для животных, потому что эти зоопарки также имеют правомерные в шариате цели: изучение природы и жизни диких животных, увидеть которых многие не имеют возможности.

К этому также относится охота на сухопутных животных с целью добычи их меха, костей, когтей и тому подобного.

Все вышеперечисленные цели являются правомерными в шариате, следовательно, разрешается убивать животное с этой целью, вне зависимости от того, болеет животное или нет.

Запретным же является умерщвление, в котором нет никакой пользы, например, использование животного или птицы в качестве мишени для стрельбы из лука или огнестрельного оружия.

Ведь в достоверном хадисе, который приводит Муслим, говорится: «Не используйте в качестве мишени то, в чём есть дух (живых существ)».

Относительно этого также передаётся, что однажды ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул:

من فعل هذا ؟ لعن الله من فعل هذا، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم لعن من اتخذ شيئا فيه روح غرضا

«Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто делал мишенями то, в чём есть дух (живых существ)». (аль-Бухари 5515 и Муслим 1958)».

Стоит также отметить, что этом вопросе имеется разногласие среди мазхабов. Ханбалиты, так же, как и шафииты, запрещают усыплять животных, но мнение мазхаба имама Малика в этом вопросе отличается.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дардир в своём комментарии к книге «Мухтассар Халил» пишет, что разрешается закалывать животное, мясо которого не дозволяется употреблять в пищу, например, осла или мула, если оно безнадёжно, напротив, даже желательно сделать так, дабы облегчить страдания животного.

Подобного же мнения придерживаются и учёные-богословы ханафитского мазхаба:

وعن أبي حنيفة إذا آذت الهرة وقصد قتلها فلا تعذب، ولا تخنق بل تذبح بموسى حاد

«От Абу Ханифы передаётся: если нет надежды на излечение животного (кота), разрешается его гуманным образом умертвить, чтобы избавить от мучений. («Мавахиб-уль-джалиль» 3/236)

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Однако животные живут гораздо меньше человека, и, как обычно, человек тяжело переживает их утрату. Особенно тяжело наблюдать за страданиями больного или умирающего животного.

Поэтому, если животное действительно неизлечимо больно, и нет надежды на его излечение, то в крайнем случае можно, следуя мнению маликитского мазхаба, лишить его жизни, не причинив боли (усыпить), поскольку такое действие будет актом милосердия.

Тем не менее, согласно шафиитскому мазхабу, не разрешается лишать жизни животное, если нет надежды на его излечение, даже с целью умертвить его гуманным образом, чтобы избавить от мучений.

Нурмухаммад Изудинов

сайт Горловской и Славянской епархии

Можно ли держать дома опасных животных? Как относиться к собачкам в дорогих комбинезонах? Может ли питомец заменить ребёнка? Уместно ли делать маникюр псу и стрижку с окрашиванием — коту? Можно ли держать дома нечистое животное собаку и есть скумбрию? Расспросили священника Димитрия Паламарчука, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья, об отношении Церкви к братьям нашим меньшим.

Спасётся ли кот Барсик?

Один из наиболее часто задаваемых вопросов о животных — попадут ли они в Царствие Небесное. Я слышал историю о том, как в России в каком-то городе мать бросила младенца — оставила в подъезде, и кот лёг на него и грел своим теплом, а когда люди хотели забрать малыша, шипел на них. Думаю, что такие коты спасутся. Есть животные, которые проявляют такую жертвенность, что многим людям до них далеко. Насчёт мамы этого ребёнка не уверен, а вот кот — спасётся непременно. А вот те коты, что воруют еду со стола, не попадут в Царствие Небесное точно, потому что хозяева не захотят такого кота видеть там рядом с собой — это я уже шучу, конечно.

В Священном Писании нет однозначного ответа на вопрос, попадут ли животные в Царствие Небесное. У святых отцов и богословов тоже разные мнения на этот счёт. Однако очевидно, что мы, люди, несём ответственность за животных. Из-за падения человека пострадала вся природа, и потому мы просто обязаны заботиться о ней. Работая над собой, совершенствуясь, искореняя свои недостатки, мы преображаем не только себя, но и мир вокруг. Если хозяин переживает о настоящем или будущем своего питомца, ему лучше не деньги на него тратить, покупая дорогие ошейники в стразах, а позаботиться о своей душе. Сейчас в жизни многих людей происходит подмена, и интересы животного порой ставятся выше интересов человека. Видели картины Василия Ложкина «Кто котёночка обидел?» и другие? Они именно об этом. Животные порой кажутся нам лучше людей, но всё-таки с ними не поговоришь, они не отзовутся на наши просьбы, не дадут совет.

Святые Серафим Саровский, Герасим Иорданский — прекрасный пример христианского отношения к животным. Они не покупали зверям стразики, а занимались собой, и вокруг них даже животные менялись и приходили поесть хлеба, а не мяса. Мне могут возразить: «Когда это было! Да и было ли вообще?» Приведу другой пример: святой Паисий Святогорец, наш современник. Возле его монастыря жил медведь, который провожал паломников к келье старца.

Если человеку нравится помогать животным, заниматься ими — пусть занимается, в этом ничего плохого нет. У меня есть знакомая, которая стрижёт собак. Ей нравится её работа, и я этому рад. Адекватная забота о животных — это замечательно. Однако, наряжая питомцев в комбинезончики или ботиночки, люди не задумываются, что животным они зачастую не нужны. Хорошо, если это обусловлено заботой, а не глупой модой, что случается чаще. Комбинезон оправдан, если собака действительно мёрзнет зимой или у неё длинная шерсть, а на улице грязно. Но если у неё этих комбинезонов двадцать, и стоят они немалых денег, это уже не имеет отношения к заботе.

Кремация животных

А теперь о том, как захоронить собаку правильно по закону. Самый верный способ — кремация. Кремация бывает общей или индивидуальной. Первая обойдется дешевле, но в таком случае хозяин не сможет быть точно уверенным, что получит прах именно своего любимца. Индивидуальная кремация дороже, однако владелец сможет присутствовать на ней, а потом забрать урну с прахом собаки.

Кремация — это сжигание тела животного, по длительности не превышающая 1,5 ч., в зависимости от размера умершей собаки. После процедуры прах извлекают из печи, ссыпают в урну и отдают владельцу (в случае индивидуальной кремации). При общей прах или развеивают, или ссыпают в одну общую урну и закапывают.


Урна с прахом

Можно ли пускать собаку в дом?

Ещё один популярный вопрос. Людям, которые мне его задают, я рекомендую перестать есть скумбрию и сомов, ведь рыба без чешуи в Ветхом Завете тоже считалась скверной: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 11:9-11). Современным христианам надо определиться: они живут по ветхозаветным канонам или новозаветным? В Новом Завете о нечистых животных ничего не сказано.

Меняется жизнь, меняется отношение людей к тем или иным её явлениям. Сегодня мы не осуждаем женщин за маникюр на ногтях, актёрский труд не считается грехом, мы заводим в квартирах питомцев. Это нормально. К слову, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II держал трёх собак и кота, которых очень любил. Так что ничего дурного в том, чтобы держать дома четвероногого друга, нет.

Нужно ли переосвящать храм, если в него вошла собака?

Если в храм зашла собака, можно просто святой водой окропить помещение, и всё. Если человек зашёл в храм с собакой, то кричать на него не надо, следует просто объяснить, что храм — это место молитвы. Между прочим, пищу тоже в храм не приносят. По уставу можно принести её пресвитеру домой, но не в храм. Так что столы для поминальных пожертвований в храмах — это тоже современное попущение.

Можно ли держать дома опасных экзотических животных?

Апостол Павел по этому поводу давно сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12). Я в детстве держал дома большого паука. Кормил его, заботился. Когда он пропал, это стало трагедией. Оказалось, его выпустила мама. Сейчас я хотел бы иметь питона, но понимаю, что у меня дома двое маленьких детей, и потому опасаюсь за здоровье питона. Если серьёзно, то скажу: рисковать жизнью — своей или близких — нельзя. Опасные животные могут сбежать, укусить, навредить каким-то образом. А вот если ваша работа связана с изучением жизни таких животных — почему нет? Думаю, это допустимо, хотя об осторожности всё же забывать нельзя. Если вы приведёте друзей и будете говорить: «Смотри, у меня есть кобра, давай достану!» — а эта кобра потом грызанёт друга в нос, то это однозначно смерть, потому что на Украине нет вакцин даже от яда обычной гадюки.

Дикие животные в доме — это очень непросто и ответственно. У меня в прошлом году жил орёл. Мы с женой подобрали его на дороге. Это опасное животное. Те несколько месяцев, пока мы его выхаживали, я был весь исцарапан, он клевал меня в руки, пришлось купить перчатки для кормления. А у одного моего знакомого были пираньи в аквариуме. Вроде бы безобидные, но однажды одна из них съела всех остальных. Вот вам и безопасная разновидность.

Есть ещё такой аспект, как гордыня, когда человек приобретает экзотическое животное, чтобы привлечь к себе внимание, которое он не может получить другими способами. Вот я, например, хочу себе питона. Мне кажется, что это просто желание, но на самом деле — это ведь одно из проявлений тщеславия: «У меня питон! Идём, покажу!» У кого ещё есть питон, а не какая-то обыкновенная собака? Поэтому, думаю, питон не будет полезен для моей духовной жизни. В любом случае, надо быть очень внимательным к такого рода желаниям и разбираться в их причинах.

В этом вопросе важен также и этический момент: будет ли дикому животному хорошо в тех условиях, в которые вы их поместите? Одно дело — выходить пострадавшего зверя, и другое — лишить его свободы ради своей прихоти. Помню сюжет о Киевском зоопарке, в котором белая медведица билась головой о стену, явно желая убить себя. Сколько животных существует в ужасных условиях ради наживы их владельцев! Человек поставлен Богом над животными для того, чтобы ухаживать за ними, заботиться, помогать. Вместо этого некоторые люди с помощью зверей заботятся о себе, своём благополучии. Сегодня мы мало задумываемся о сохранности природы и фауны, но если подумать, какой мир мы оставим своим детям и тем более внукам — становится страшно. Хотите показать детям животных — покажите им тех, кто живёт вокруг: в заповеднике или на ферме, в лесу или за городом.

Можно ли по исламу усыпить неизлечимо больных животных?

Права животных

До Рамадана осталось 2 дня. Знаем, что Аллах Милостив и любит тех, кто совершает добрые дела не только по отношению к людям, но и к животным. Поэтому сегодня мы хотим посвятить цикл «365 шагов к исламу» теме «Права животных»

В Коране сказано:

Перевод:

«И среди животных есть те, что предназначены для перевозки , и те, что не предназначены . Ешьте из того, чем наделил вас Аллах , и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он — ваш явный враг» (сура «Аль-Анам», аят 142).

Сахль бин аль-Ханзалийа (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему) однажды увидел сильно истощенного от голода верблюда и сказал: «Побойтесь Всевышнего по поводу животных, которые не могут говорить. Используйте их, как вьючных животных, когда они способны это делать, и используйте их для еды, когда они подходят для этого» (Абу Дауд, Джихад, 44).

Дуа:

«О, Всевышний! С Твоего соизволения и с твоей помощью мы встретили это утро и этот вечер. И вновь с Твоего соизволения и с Твоей помощью мы будем жить и примем смерть. В конце все мы вернемся лишь к Тебе» (Абу Дауд, Адаб, 110).

Дозволяется ли усыплять кошку, собаку или другое неизлечимо больное животное?

Всевышний Аллах, как и все земные блага, создал животных для пользы людей. Он позволил людям использовать животных в разных целях. В Священном Коране сказано: «И также создал домашних животных , которые дают вам тепло и пользу. Вы также их едите. Для вас в них – красота , когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. И перевозят ваши грузы в места, куда вы сами не добрались бы без затруднений. Поистине, ваш Господь ваш – Снисходительный, Милующий» (сура «Ан-Нахль», аяты 5-7).

Вместе с тем ислам велит нам быть добрыми и милосердными по отношению к животным (Бухари, Мусакат, 10; Муслим, Салам, 40). Кроме доброго отношения к живым существам, которых Всевышний создал в услужение людям, человек должен заботиться об их чистоте и здоровье. Поэтому если животное заболело, необходимо приложить имеющиеся возможности для его лечения. Но если лечение не приносит улучшения, и болезнь неизлечима и приносит животному большие страдания, то дозволяется его усыпить, обратившись к профессиональному ветеринару.

Может ли питомец заменить ребёнка?

Нередки ситуации, когда супруги, не имеющие детей, привязываются к своим питомцам как к родственникам. Нерастраченная любовь требует выхода, это понятно. Нет ничего плохого в заботе о животных, но относиться к ним как людям всё-таки ненормально. Встретил в интернете такую шутку: иногда нужно набраться смелости и сказать коту, что это он живёт у меня, а не я у него. Ко всему надо подходить с рассуждением. Мы ведь часто и детей воспитываем так, что они абсолютно не приспособлены к жизни. Не знают цену хлеба в прямом и переносном смысле. Если семья молодая и у них нет детей — почему бы не усыновить малыша из детдома? Часто ведь оказывается, что животных любить проще, и в этом вся суть.

Подытоживая, скажу: во всём нужно стараться придерживаться золотой середины. В отношении животных тоже: нужно заботиться о них, но не делать из этой заботы культ. Всё-таки животные — это не люди, а люди — не животные. Будем жалеть и беречь людей, помогать животным и всегда помнить уже упомянутые слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Записала Екатерина Щербакова

Православная церковь об усыплении животных: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца. Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это Не считается ли убийством Каково отношение православия к усыплению животных Православный взгляд на вопрос На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться. Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае. По мнению большинства священников, все зависит от мотивации. Эвтаназия допустима, если это проявление не жестокости и эгоизма, а заботы о животном, желания избавить его от страданий. В каких случаях усыпление не грех -Если питомец сильно мучается, а вылечить его нельзя. Однако если есть возможность облегчить эти страдания обезболивающими, то лучше его оставить до естественной смерти. -Когда животное несет серьезную опасность людям. Например, собаки, больные бешенством. В каких случаях усыплять нельзя -Бывает, что хозяева таким способом желают избавить себя от проблем, связанных с питомцем. Например, усыпляют кота, «потому что гадит». Это бессовестный поступок и, конечно, греховный. -Известны случаи, когда люди, находясь в материальных затруднениях, усыпляли питомца, поскольку не могли его содержать. Это тоже грех. Священники говорят, что лучше бросить животное на улице или подкинуть кому-то, чем отнимать у него жизнь. Почему убийство животных и людей не одно и то же В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире. Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27). Человек не является частью Вселенной, скорее это космос часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24). Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство. Но что касается домашних питомцев, перед ними человек несет ответственность, поскольку взял их в свой дом и позволил к себе привязаться. Он обязан заботиться об их жизни и благополучии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *