Устюжская икона Божией Матери «Благовещение» – одна из самых древних святынь православной Руси, сохранившаяся с домонгольского периода.

На иконе изображены Дева Мария и архангел Гавриил, который явился к Ней с вестью о том, что Она станет Матерью Спасителя. Божия Матерь облачена в темные одежды, на Ее груди – небольшое изображение Младенца Христа, в левой руке — красная нить. По церковному преданию, из таких нитей ткали завесу для Святая Святых в Иерусалимском храме. Эта деталь символически подчеркивает то, что Дева Мария сама стала храмом рожденного Ею Бога. В верхней части иконы в полукруге изображен Иисус Христос в виде старца (Ветхого Денми), сидящего на престоле в окружении херувимов и серафимов.

Празднование в честь иконы установлено в день памяти преподобного Прокопия Устюжского. В 1290 году Бог за грехи жителей Великого Устюга решил наслать на них огненный град, но по молитве святого перед чудотворной иконой Божией Матери помиловал город, после чего устюжане принесли покаяние. По легенде XVIII века иконой, перед которой молился святой, был образ «Благовещения», получивший из-за этого название Устюжского. Однако в действительности икона была написана в Новгороде в начале XII века и находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. В середине XVI века ее перевезли в Москву, в Благовещенский собор Московского кремля. С начала XVII века икона пребывала в Успенском соборе Кремля, с 1930 года хранится в Третьяковской галерее.

7 апреля, 11:46

Узнайте, что означает икона Благовещения Пресвятой Богородицы и о чем ей молятся

В святой и радостный праздник 7 апреля мы расскажем вам об иконе Благовещения Пресвятой Богородицы: в чем помогает, о чем молятся и о чем просят у иконы Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы 2020 Фото:

Икона посвящена великому двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Повествование о доброй вести, которой посвящена икона, рассказаны в 1-й главе Евангелия от Луки, в стихах 26-38.

Торжественное празднование Благовещения было введено в христианстве в IV веке, тем не менее, иконы, на которых отображено это важное событие, появились в христианской Церкви гораздо раньше.

Описание иконы Божьей Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Главные действующие персонажи, изображенные на иконе Благовещения – это Архангел Гавриил, который прибыл в город Назарет к Пресвятой Деве Марии, чтобы сообщить ей важнейшую радостную весть о том, что она станет Богоматерью. Явившись перед Марией, ангел возвестил: «Радуйся Благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами».

На что Дева Мария с покорностью ответила: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему», явив этим смирение Божьей воле и положив начало заступничеству за род человеческий в лице Пресвятой Богородицы.

Существует несколько разновидностей образа, на какой иконе Богородица изображена в момент Благовещения. Все, что изображено на иконе Благовещения, имеет свою символику и смысл. К примеру, лилия символизирует благочестие и непорочность Девы Марии. Колодец, как источник чистейшей воды, показывает чистоту Святой Девы. Веретено с красной пряжей означает, что Дева Мария вскоре облачит духовную Святыню Божества в багряницу своей плоти и символизирует образ плоти Христовой. Райская оливковая ветвь или же посох вестника Гавриила – это знак примирения Бога и творения. Голубь символизирует Святой Дух, а ласточка, которая реже изображается на иконах, означает приход весны, надежды и возрождения. Также на иконе изображена книга пророка Исайи, которую читает Мария, со знаковыми словами: «Се Дева во чреве примет».

О чем просят на Благовещение во время молитвы

Верующие обращаются в светлый праздник Благовещения к Пресвятой Деве с самыми важными просьбами. Молясь у иконы, обычно просят о счастье, здоровье, благополучии своем и близких, прощении грехов, вразумлении и наставлении на путь истинный. А также возносят благодарственные молитвы за все полученные блага.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Благовещения:

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ранее мы публиковали календарь церковных праздников и постов в апреле 2020 года в Украине.

Все подробности в спецтеме Весна 2020: календарь праздников и выходных дней

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы


Благовещение Устюжское. Икона, ХII век. ГТГ

Предание

Почитание древней иконы Пресвятой Богородицы «Устюжское Благовещение» (XII в.), являющейся как великой святыней Православной Церкви, так и признанным шедевром мирового искусства, связано с житием устюжского юродивого Прокопия (+ 1285 г.), прославившегося своей сильной заступнической молитвой перед этим образом.

Святой Прокопий, иностранец по происхождению, до своего обращения ко Господу вел торговые дела с Новгородом. Пленившись учением Православной Церкви и особенно монашеским житием русских иноков, он роздал все свое имение бедным и жил некоторое время в знаменитой Хутынской обители под Новгородом. Однако вскоре ему пришлось оставить монастырь в этом городе, где его хорошо знали как богатого человека и по-мирски почитали. Прокопий удалился далеко на север, в город Великий Устюг, и там вступил на тяжелый путь юродства. Ночи он проводил в молитве на церковной паперти, а днем ходил по городу, терпя насмешки и брань.

В один воскресный день Прокопий пришел в церковь и громко произнес: «Покайтеся братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвою. Иначе город погибнет, а с ним и вы». По окончании Литургии Прокопий сел на паперти, плача и рыдая. Так происходило и на следующий день. «Что с тобой, Прокопий?» — спрашивали его прохожие. «Бдите и молитесь, — отвечал блаженный, — да не внимете в напасть». На третий день святой обходил весь город со слезами и призывом к покаянию, но его слова по-прежнему оставляли без внимания. Народ не хотел вспомнить о Боге и о своих неправдах перед Ним и смеялся над проповедником.

Прошла неделя со дня первого зова святого Прокопия к жителям Великого Устюга. В этот день к полудню на небе появилось черное зловещее облако, которое росло все больше и больше по мере приближения к городу. Устюг накрыл как бы темный каменный свод. Наступила мрачная ночь, озаряемая лишь вспышками молний. Страшный гром перекатывался в высоте, сотрясая своими ударами стены зданий, так что не слышно было и голоса человеческого. Над городом носилось предчувствие гибели, неизбежной беды. В эти последние минуты устюжане вспомнили о Боге и бросились в храм Богоматери, где уже молился святой Прокопий перед чудотворным образом Благовещения Пресвятой Богородицы. Народ окружил святого и плакал вместе с ним, видя гибель, но еще веруя в милосердие Божие. И чудо совершилось: по иконе струей потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Божией Матери. В этот момент небо просветлело, тучи стали отходить. В двадцати верстах от Устюга, в урочище Котовальском, они разразились градом раскаленных камней. Святое миро, истекшее от иконы, было так обильно, что им напомнили церковные сосуды, и помазывавшиеся им получали исцеления от различных болезней.

О дальнейшей судьбе чудотворного образа «Устюжское Благовещение» предание сохранило сведения, что икона была вывезена новгородцами из Устюга и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря, а затем, в 1567 году, при царе Иване Васильевиче была привезена в Москву и поставлена в левой стороне иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Празднование чудотворной иконе «Устюжское Благовещение» совершается 8/ 21 июля, в день памяти святого Прокопия.

Иконография

Устюжская икона Благовещения представляет собой один из наиболее лаконичных и глубоких вариантов из всех существующих иконографических типов изображения этого праздника, совершенно лишенный всяких т.н. «исторических» подробностей. В ней нет ни архитектурных мотивов, призванных напомнить о месте совершения таинства — Иерусалимском храме, ни книги пророчеств Исаии в руках Богоматери, которую Она читала, по преданию, в момент явления Архангела, нет в ней и моточка с пряжей, из которой Божия Матерь должна была соткать на престол облачение красного цвета в таинственное прообразование Воплощения Христова.

Композиция иконы составлена из трех фигур — Божией Матери, Архангела и Господа Саваофа в сегменте неба в верхней части образа. Есть в иконе и четвертая фигура — Младенца Христа, написанного тем же багряным цветом, что и мафорий Божией Матери. Таким приемом иконописец хотел подчеркнуть, что в этот момент произошло зачатие Бога Слова, что Господь уже сошел на землю, но пребывает еще в пречистом чреве Пресвятой Богородицы.

Фигура Архангела Гавриила написана в традиционной позе приветствия, когда одно его крыло несколько приподнято. В первоначальном варианте правая нога Архангела была отведена в сторону, что еще больше сообщало образу ощущение тихого и благоговейного движения. Чудесно показан сам момент таинства Вочеловечения Христова — паузой между фигурами Девы Марии и Архангела. Это пустое пространство с благословляющей кистью является смысловым центром композиции. Если вспомнить о ближайшей иконографической аналогии иконе — створках царских врат, на которых в древности изображалось Благовещение в виде стоящих Богородицы и Архангела, то открывается и другой духовный смысл того пространства, которое осталось свободным между двумя фигурами. Оно символизирует вход в Царство Небесное, ту новую жизнь во Христе, которую получил род человеческий с того момента, когда Пречистая Преблагословенная Дева Мария по Своему смирению стала Материю Божией.

Событие Благовещения на устюжской иконе запечатлено именно как поворотный момент в истории человеческого спасения, когда «в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира» (Инок Григорий (Круг) Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная икона. Канон и стиль — М.: «Паломник», 1998, с. 410). «Вся судьба человеческого рода, — пишет инок Григорий Круг, — заключалась в том, какой ответ даст Приснодева Мария Архистратигу Гавриилу, посланному благовестить и узнать решение Матери Божией. И во всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией» (Там же, с. 410).

Списки с иконы

Наибольшее количество списков с устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы известно с того времени, когда эта святыня приобрела всероссийское значение, то есть с середины XVI в. Чтимые списки с «Устюжского Благовещения» уже во второй половине этого столетия поставили в местном ряду иконостасов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Многочисленные копии иконы появились в храмах Ростова, Ярославля, Костромы, Вологды, Устюга. Особо широкое распространение «Устюжское Благовещение» получило в искусстве поволжских иконников, а также мастеров, работавших для купцов Строгановых в Сольвычегодске. Во второй половине XVI в. икону «Благовещение Устюжское» в клеймах акафиста поставили в ц. Благовещения на Городище в Новгороде.

В 1747 г. иконописец Федор Иконников сделал точную копию чудотворной иконы из Успенского собора Московского Кремля, и отправил ее в Устюг, где она была торжественно встречена настоятелем устюжского Успенского собора и причтом.

Существует также чтимое изображение, являющееся изводом святого образа. Это сцена моления Прокопия иконе «Благовещение Устюжское», написанная на северной стене Прокопьевского собора в Устюге и помещенная в специальном киоте (роспись XVIII в.).

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, / еже от века таинства явление; / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: // радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Молитва

О Пресвятая Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца небесного Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси! Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало освобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неодержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодна Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит». Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати, да сею первейшею добродетелию украшени, возопием Тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся Обрадованная, Радуйся Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.

-А А+ Фото:

В Музее древнерусского искусства Великого Устюга 24 мая начала работу выставка «Града Устюга неотступный хранитель», на которой представлен всего один экспонат — уникальная икона XVII века «Святой праведный Прокопий Устюжский с житием в сорока клеймах» (1669).

Об этом сообщается на сайте Департамента культуры и туризма Вологодской области.

Жизнеописание в красках

Помимо самой иконы, посетители выставки могут рассмотреть все сорок клейм — те сюжетно и композиционно самостоятельные части иконы, на которых изображены сцены земной жизни почитаемого великоустюжского святого и чудеса, произошедшие по молитвам к нему. Клейма, написанные в технике миниатюры, сфотографированы местным фотографом Романов Вепревым. Для просмотра фотографий с увеличением предусмотрен специальный интерактивный стол.

Сорок клейм иконы иллюстрируют житие Прокопия Устюжского, который стал первым на Руси святым, прославленным в лике Христа ради юродивых. Сохраняя условность стиля, иконописец сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. Искусствоведы подчеркивают, что это выдающееся произведение иконописи отличает максимально детализированное изложение живописными средствами перипетий судьбы святого Прокопия и совершившихся после его смерти чудес.

Уникальный образ в свое время был преподнесен в дар Устюжскому Прокопьевскому собору его храмоздателем, купцом гостиной сотни Афанасием Гусельниковым.

Выставка, организованная в филиале музея, бывшей церкви Вознесения Господня (1648 г.), будет открыта с 24 мая по 31 октября 2019 года.

См. также фильм «Блаженный Прокопий Устюжский» из цикла «Полеты над Северной Фиваидой», созданного в Вологодской митрополии:

Святой Прокопий Устюжский. Ганзейский купец, ставший русским юродивым

Мирское имя святого, равно как и дата и место его рождения точно не установлены. По одной из версий, его могли звать Якоб Потхарст (Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов.

После смерти отца, погибшего в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Погрузив свои богатства на корабли, он отправился в Великий Новгород. В то время морской путь из Любека в Новгород был для ганзейских купцов привычным маршрутом. В Новгороде действовала контора-филиал Ганзы — новгородский «Петергоф».

Прибыв около 1243 года на кораблях с товарами в Великий Новгород, Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей, благозвучным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.

Фото: Русская иконаВпечатленным увиденным, молодой человек стал посещать храм Святой Софии, другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным. Часть имущества он пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь, основанный незадолго до этого (1192 г.).

Духовным наставником юноши стал старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители прп. Варлааму Хутынскому. Вскоре молва о праведной жизни и нестяжательности Прокопия разнеслась по Новгороду, и он в желании избежать почитания принял на себя подвиг юродства.

Однако новгородцы продолжали прославлять святость Прокопия, и он был вынужден уйти из города. Он направился в Великий Устюг, где фактически поселился на паперти храма Успения Пресвятой Богородицы. Здесь он вел ту же жизнь: одевался в рубище, спал обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях.

Еще при жизни Прокопий прославился чудесами, самое известным из которых стало спасение в 1290 году Великого Устюга от уничтожения «каменной тучей». Тогда на город обрушилась сильная буря с грозой, лесные пожары и смерч большой разрушительной силы. Стихийное бедствие, как предполагают исследователи, было вызвано падением метеорита в 20 верстах от Великого Устюга.

Еще за неделю до падения метеорита блаженный Прокопий начал ходить по городу, со слезами призывая жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» событие, произошедшее 25 июня (2 июля н. ст.) 1290 года у деревни Котовалово, описывается так:

«Бысть же о полудни найде внезапу над град Устюг облак тёмен и бысть яко нощ тёмная… И посём явишася и восташа со все четыре страны тучи великие, из них же исхождаше молния огненная безпристани, и грому убо многу и страшну бывшу над градом Устюгом, яко же не слышати, что друг с другом глаголати… Бывшу же долгому от святаго Прокопия и от всего народа к Богу и к Пречистой Богородице прилежному с рыданием молению, пременися воздух и тучи страшнии с блистаниями и громами отъидоша на пустынная места, отстоящая от града за двадесять поприщ и тамо одождивше камение велие разженное, попалища многие лесы и дебри, тем же многим и безчисленным камением ови древеса из корени избиша, а иные в полы поломиша, и от человек и скотов никого же убиша заступлением Пресвятыя Богородицы и молитвами святаго Прокопия».

Прокопий прожил в юродстве 60 лет и скончался 8 июля 1303 года. Его погребли с большими почестями у соборной церкви. В 1481 году на месте его погребения был возведен Прокопьевский собор. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году. Таким образом, св. Прокопий стал исторически первым святым, прославленным Русской церковью в лике юродивых.

Мощи святого после обретения в 1547 году были положены в раке в Великоустюжском Прокопьевском соборе.

В 1668 году иждивением устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут новый каменный храм с папертью и колокольней. Тогда же в дар собору купец и преподнес ту икону, которая сегодня выставляется в музее древнерусского искусства Великого Устюга.

12 апреля 2019 21 февраля 2019 14 августа 2015 теги: Великий Устюг, выставки, иконопись[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *